69935

Содержание предпринимательской деятельности в жизни современного общества

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Изучить сущность предпринимательской деятельности и ее роль в развитии общества и бизнеса цели предпринимательства условия предпринимательской деятельности. История возникновения и сущность предпринимательства. Виды и формы предпринимательства.

Русский

2014-10-13

233 KB

2 чел.

23

ЛЕКЦИЯ №1

по дисциплине ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МАЛЫЙ БИЗНЕС

Тема № 1. Содержание предпринимательской деятельности в жизни

современного общества

Занятие № 1. Содержание предпринимательской деятельности в жизни

современного общества

Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить учебный материал темы № 1 согласно учебной программе.

2. Показать структуру и содержание раздела «Предпринимательство и малый бизнес», порядок изучения тем раздела, формы текущей и итоговой отчетности.

3. Изучить сущность предпринимательской деятельности и ее роль в развитии общества и бизнеса, цели предпринимательства, условия предпринимательской деятельности.

3. Формировать основы экономического мышления студентов, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета, навыки работы на лекционном занятии.

4. Воспитывать у студентов любовь к своей будущей профессии, тягу к экономическим знаниям.

Содержание

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. История возникновения и сущность предпринимательства.

2. Виды и формы предпринимательства.

3. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике.

Заключение.

Литература:

а) основная

1. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 2003.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс: Учеб. для студ. – М.:ИНФРА,2005. – 608 с.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. – М.: Инфра-М – Норма, 1996.

4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М, 2006.

5. Основы предпринимательской деятельности/ Под ред. В.М. Власовой. –М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов./Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 475 с.

7.Савченко В.Е. Современное предпринимательство. – М.: Экономика, 2006.

б) дополнительная

1. Aзоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М., 2004

2. Бизнес-план: Методические материалы/ Под ред. Р.Г. Маниловского. –М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/ Под ред. Л.Д. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.

4. Коровкин Д.А, Кузнецова Г.А Предприятия малого бизнеса: государственное регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. – М.: Приор, 2003.

5. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учеб. пособие. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

6. Федеральный Закон от 08.01.1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями).

Учебно-материальное обеспечение

Учебно-методический комплекс по теме №1:

  1.  Текст фондовой лекции.
  2.  Структурно-логическая схема изучения материала темы №1.
  3.  ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.
  4.  Классная доска, мел, указка.

Текст лекции

Введение

Малый и средний бизнес в рыночной экономике являются ведущим сектором, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП).

В большинстве развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и др., подавляющую долю от количества всех предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек)  или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции (во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60–70% ВНП), и как правило, такие предприятия дают 75–80% новых рабочих мест.

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и  услугами, преодолевать отраслевой  и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Особенно малый бизнес обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов  рабочей силы, которые  не  могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного  рабочего  времени  ради  получения дополнительных легальных доходов.

Не так давно малый бизнес начал энергично развиваться и в России, что сделало актуальной проблему изучения сущности предпринимательства.

Более того, развитие малого бизнеса в нашей стране – одно из непременных условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии. Особенность исторического развития России состоит в том, что конец ХХ века оказался переломным этапом в развитии российского общества, так как сопровождался резкой сменой общественно-экономической формации, форм собственности на средства производства и общественного сознания. Помимо основных социальных групп, характерных для советского общества (рабочие, крестьяне, партийно-бюрократический аппарат, интеллигенция), в постсоветской России бурно формируется новый класс собственников – предпринимателей и бизнесменов, людей, которых классический марксизм определял как буржуазию.

Учебные вопросы (основная часть):

1. История возникновения и сущность предпринимательства

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли.

В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. Банк Шотландии.

В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков владельцев акций. Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия менеджер руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.

B России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689 1725). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Ярким представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права, поэтому серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий и земельный. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилась на единоличные формы. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит.

После окончания Первой мировой воины и завершения двух революций Февральской и Октябрьской в России был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики НЭПа (19211926). Однако с конца 20-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 1990-е гг. началась его реанимация в России. В   октябре   1990   г.   был   принят   Закон   «О   собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого времени, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм деятельности предприятий.

Что же имеется в виду под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»?

В научный оборот термин «предпринимательство» был введен английским (по некоторым источникам, французом шотландского происхождения) экономистом Ричардом Кантильоном (16801734), который определял предпринимателя как хозяйствующего субъекта, добровольно принимающего на себя обязанность несения различных рисков в процессе экономической деятельности. 

Эту точку зрения разделял и другой выдающийся английский экономист, основоположник классической политической экономии – Адам Смит (1723–1790), который определял предпринимателя как собственника капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Фактически в определении А. Смита мы видим все три основные составляющие деятельности предпринимателя: прибыль – как цель деятельности, коммерческая идея – как способ ее достижения, и риск – как неизбежное негативное условие всего процесса (рис. 1).

Французский экономист Жан Батист Сей (1767–1832) в отличие от А. Смита полагал, что не предприниматели-землевладельцы, а промышленные и финансовые предприниматели являются основной движущей силой развития экономики страны. По мнению Ж.Б. Сея, предприниматель – это экономический агент, который комбинирует факторы производства, перетаскивая ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности, в области, где они могут принести максимальный доход (рис. 2).

Рисунок 1. Сущность предпринимательства согласно воззрению А.Смита

Рисунок 2. Сущность предпринимательства согласно воззрению Ж.Б. Сея

Позже в конце XIX века возникла субъективно-психологическая концепция экономических отношений, в основе которой находится стремление человека удовлетворить свои потребности (Карл Менгер (1840–1921), Эйген фон Бем-Баверк (1851–1914), Фридрих фон Визер (1851–1926) – представители австрийской школы и др.). Согласно мнению этих экономистов, предпринимательская деятельность инициируется отдельными личностями, которые открывают для себя выгоду каких-то видов деятельности или экономических операций, после чего остальные участники экономического процесса имитируют успешные действия предпринимателей, которые затем подкрепляются силами привычки и законодательными актами. Таким образом, в рамках данной концепции, основную роль в предпринимательской деятельности играет творческий элемент сознания, позволяющий некоторым личностям открывать для себя наиболее выгодные способы получения прибыли.

Наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес американскийо экономист Йозеф А. Шумпетер1. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии экономики, в обеспечении экономического роста, а также преодоление сопротивления социальной среды, препятствующей этим нововведениям. Отсюда с неизбежностью вытекают такие качества предпринимателей как креативность, целеустремленность, сильная воля, индивидуализм и лидерские качества.

Основатель современного менеджмента Питер Друкер2 в своих работах подчеркивал практический и интуитивный характер предпринимательской деятельности, полагая, что «науку предпринимательства» создать невозможно, ибо каждый предприниматель сталкивается с уникальным набором экономических и психологических факторов. По его мнению, принципиальное отличие предпринимательства от других форм малого бизнеса состоит в том, что предприниматель создает новый рынок и находит новых покупателей, формируя, таким образом, новый сегмент рынка. По мнению П. Друкера, главным инструментом предпринимателя являются нововведения, и от того, насколько грамотно и продуманно применяет инновации предприниматель, зависит успех его начинания.

Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».

Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, можно считать Иван Тихонович Посошкова3, издавшего в 1724 г. свой знаменитый предназначавшийся императору труд «Книгу о скудости и богатстве» (переиздана в Москве в 1937 г.). В этой работе И.Т. Посошков рассматривает предпринимательство в качестве решающего условия социально-экономического развития России, повышения благосостояния государства и его граждан, как главный элемент гражданского возрождения России и источник сильной государственной власти.

Современное определение «предпринимательства» опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства в широком смысле, как специфического фактора общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику процессов воспроизводства путем создания новых, более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.

В более конкретной форме, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в производстве, торговле, финансовой сфере, менеджменте, в сфере услуг т. д.), осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность, или от имени и под ответственность юридического лица, с целью получение прибыли или личного (коллективного) дохода.

Предпринимательство  это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

В основе каждого предпринимательства лежит предпринимательская идея. Предпринимательские идеи – отражение в сознании предпринимателя существующих у потребителя потребностей или предугадывание таких потребностей в будущем, а также представление о том, каким образом эти потребности можно удовлетворить.

Сущность предпринимательской идеи заключается в конкретном целостном знании о целесообразности и возможности заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, а также в четком осознании ее целей, путей и средств достижения. И как любое целостное знание, такая сущность состоит из определенных элементов.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий это тоже инновационные моменты.

Для того, чтобы составить полное определение предпринимателя, включающее как экономические, так и психологические составляющие, следует определить ключевые и дополнительные атрибуты предпринимателя.

Ключевые атрибуты предпринимателя:

1) стремление к коммерческому успеху и получению прибыли (А. Смит, Ж.Б. Сей, А. Каминка, Ф. Хайек, П. Друкер, Л.И. Абалкин и др.);

2) действие в условиях риска (Р. Кантильон, А. Смит, А. Петражицкий, Л.Абалкин);

3) совмещение функции собственника капитала, наемного управляющего и работника (Ж. Бодо);

4) наличие коммерческой идеи (А. Смит, П. Друкер);

5) комбинирование ресурсами и перемещение капитала в зону максимальной прибыльности (Ж.Б. Сей, Й. Шумпетер, П. Друкер);

6) определенный набор личностных качеств (Й. Шумпетер, И.Акперов, Ж. Масликова);

7) свобода в выборе направлений и методов деятельности (Л.Абалкин, И.Акперов, Ж. Масликова).

К возможным (дополнительным) атрибутам предпринимателя можно отнести:

а) наличие собственного капитала (А. Смит);

б) генерация новой идеи или технологии (П. Друкер);

в) предложение новой услуги или товара, освоение нового сегмента рынка (П. Друкер).

Эти свойства предпринимателя не являются ключевыми, так как предпринимательство возможно и без наличия собственного капитала (например, с использованием заемных средств или за счет государственных субсидий), с использованием чужих идей или уже существующих технологий и т. д. Конечно, наличие этих дополнительных преимуществ повышает шансы предпринимателя на успех, но они не являются ограничивающими.

Интегрируя все выше приведенные определения и атрибуты, можно дать следующие определения.

Предпринимательство – это инициативная экономическая деятельность людей, направленная на получение прибыли, сопряженная с риском и осуществляемая под свою имущественную ответственность.

То есть, целью предпринимательской деятельности, является получение прибыли путем предложения рынку такого товара (услуги), на который имеется спрос, а содержанием – поиск таких комбинаций имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов, которые обеспечивают ему достижение поставленной цели.

Прибыль это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Предприниматель – это человек определенного личностного склада, который в своем стремлении к получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала, наемного управляющего и работника (рис. 3).

Рисунок 3. Важнейшие элементы предпринимательской деятельности

Специфической особенностью предпринимателя (в отличие от наемного рабочего) является неопределенность в выборе не только средств, но и целей деятельности. Отсутствие инструкций и жесткой регламентации приводит к необходимости очень часто принимать важные решения, что служит дополнительной психологической нагрузкой.

Кроме того, предприниматель одновременно выполняет несколько функций на сложившемся предприятии. Он одновременно является владельцем предприятия, управляет бизнес-процессами и является работником своего предприятия, как правило, сам организует продажи, а иногда даже выполняет функцию бухгалтера, что создает дополнительную психологическую нагрузку.

Предпринимательство как процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее

в конкретный предпринимательский проект.

Предпринимательство предполагает обладание собственностью на ресурсы и готовый продукт, но понятия «собственник» и «предприниматель» не тождественны. Предприниматель может быть, а может и не быть собственником используемых им ресурсов, а собственник может получать доход, не занимаясь предпринимательством (например, сдавая в аренду, принадлежащую ему землю).

Объектом предпринимательской деятельности выступает товар, продукт, услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность в чем-либо, и то, что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления, а также наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, – это главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника.

Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья.

Основным субъектом предпринимательской активности выступают предприниматели: граждане и организации, имеющие статус физических и юридических лиц, принимающие участие в хозяйствовании в организационно-правовых формах, установленных законодательством конкретной страны.

Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника: государство, с одной стороны, осуществляет регламентацию бизнеса и жесткий контроль, получая взамен финансовые ресурсы в виде налогов. Кроме того, не является секретом то, что в настоящее время имеет место значительный «серый» финансовый поток между предпринимателями и отдельными чиновниками в виде взяток и «откатов». Третья составляющая государства – это силовые структуры, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на бизнес-процессы.

Следовательно, и потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской деятельности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу (если производство не имеет изолированного от общественных связей характера).

Потребитель, несомненно, является главным участником предпринимательской деятельности, обладает наибольшей значимостью. Вся политика маркетинга любой предпринимательской единицы сводится именно к воздействию на потребителя. Широкий спектр приемов стимулирования сбыта был создан с единственной целью – самым эффективным образом привлечь потребителя к товару и удовлетворить его запросы.

В современной теории предпринимательства выделяют следующие основные функции предпринимательства:

– хозяйственная (экономическая, ресурсная);

– организационная;

– творческая (новаторская);

– социальная;

– личностная;

– рисковая.

Первая функция – хозяйственная (экономическая, ресурсная) – наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы – факторы производства. К ним относятся, прежде всего естественные ресурсы – земля, полезные ископаемые, леса и воды. Важными являются инвестиционные ресурсы – машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы. Третий вид ресурсов – это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п. За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса – предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства – земли, капитала, труда, – способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики.

Вторая функция – организаторская – наиболее эффективное соединение и комбинирование факторов производства: работников, природных ресурсов, капитала, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели, получению высокого дохода. Внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и т.д.

Третья функция – творческая, связанная с новаторством – реализация способностей нахождения нетрадиционных способов хозяйственной деятельности и новых источников дохода.Содействие процессу продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление исследовательско-конструкторских разработок, создание новых товаров и предоставление новых услуг и т.п..

Значение этой функции для бизнеса особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники. В развитых странах делается ставка на информационный бизнес (Япония), на новые технологии (Германия, Франция), на наращивание интеллектуального потенциала (США).

Социальная функция – изготовление товаров и услуг, необходимых обществу.

Личностная функция – самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы. Так, вследствие опрашивания мелких компаний Великобритании выяснилось, что подавляющее большинство их (свыше 80%) главным стимулом своей предпринимательской деятельности считает не личное обогащение, а возможность ощутить себя независимым и иметь удовлетворения от собственной работы.

Конечно, эти данные нуждаются в уточнении, поскольку ощутить себя независимым в предпринимательской деятельности можно при условиях успешной работы компании, получении соответствующих прибылей.

Рисковая функция – принятие решений в условиях угрозы потери имущества.

Долгое время в нашей экономике предпринимательство не поощрялось, предубеждение против него основывалось на том, что оно преследует лишь свои, сугубо корыстные цели, чуждые обществу. Но принцип «невидимой руки», отмеченный ещё А. Смитом, нейтрализует исключительно корыстную цель. Говоря о роли предпринимателя в обществе, А. Смит писал: «Он имеет ввиду лишь собственный интерес, преследует свою собственную выгоду, причём в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Предпринимательская деятельность может успешно развиваться лишь при наличии определённых условий:

1. Наличие прав собственности на средства производства, его продукт и доход.

2. Наличие свободы хозяйственной деятельности, которая проявляется в:

экономической самостоятельности;

экономическом равноправии;

экономической ответственности,

3. Правовая защищённость предпринимательства, гарантии права собственности, стабильность законодательства.

4. Наличие рыночно-конкурентного режима хозяйствования, конкурентной структуры экономики.

5. Наличие и развитость рыночной инфраструктуры (это банки  оказание финансовых услуг; поставщики снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы предоставление услуг по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения предоставление профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг; агентства по трудоустройству оказание помощи в подборе рабочей силы; учебные заведения обучение рабочих и специалистов; прочие агентства рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации).

6. Наличие позитивного общественного мнения относительно предпринимательства.

Уровень экономической самостоятельности предпринимателя определяется кругом предоставленных ему прав.

Предприниматель имеет право:

  •  создавать любые виды предприятии, не запрещённых законом;
  •  приобретать имущество любых других предприятий и организаций;
  •  нанимать и увольнять работников на условиях контракта;
  •  устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда;
  •  формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей;
  •  устанавливать цены и тарифы на товары и услуги;
  •  распоряжаться прибылью после уплаты налогов и других обязательных платежей;
  •  получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;
  •  выступать участником внешнеэкономической деятельности.

Широкая экономическая свобода предпринимателя немыслима без чётко очерченных обязанностей перед обществом и хозяйствующими субъектами.

Предприниматель несёт ответственность:

  •  перед государством – за уплату налогов и внесение других обязательных платежей;
  •  перед поставщиками ресурсов – за своевременную оплату поставок;
  •  перед потребителями – за качество продукции и достоверность информации о ней;
  •  перед работниками предприятия – за своевременность и уровень оплаты труда, а также за создание условий труда безвредных для здоровья и безопасных для жизни;
  •  перед банком за своевременность возврата кредитных сумм и уплату процентов по ним;
  •  перед обществом в целом – за решение экологических проблем, выбор технологий, безопасных для окружающей среды.

Все сказанное относится к объективным условиям развития предпринимательства, т.е. таким, которые не зависят непосредственно от самих предпринимателей, а диктуются общественно-экономическими условиями страны.

Наряду с объективными условиями большое значение для успешного предпринимательства имеет и субъективный фактор.

Субъективный фактор означает внутреннюю готовность субъекта к предпринимательству и определяется природными способностями и накопленными знаниями субъекта. Субъективный фактор включает в себя три составляющих момента: желать (хотеть) что-то делать для получения дохода; знать, как делать; уметь делать.

Предпринимательская деятельность, как и любая другая, нуждается в строгой регламентации и упорядочении со стороны государства.  

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это комплекс форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых этой деятельностью.

Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Филип Котлер указывает три основные причины, в силу которых появлялись соответствующие законодательные акты (рассмотрим на системе законов, складывающихся в течение многих десятилетий и действующих в сфере предпринимательства США:

1) необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее».

Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления «недобросовестной конкуренции».

Антитрестовский закон Шермана (1890 г.).

Запрещение монополий или попыток монополизации, а также договоров, разного рода объединений и сговоров, направленных на ограничение торговли между штатами или внешней торговли.

Закон Клейтона (1914 г.).

Дополнение к закону Шермана, запрещающее отдельные виды практической деятельности (определенные разновидности ценовой дискриминации, включение в соглашения пунктов, ограничивающих действия партнера, использование ограничительной практики сбыта, владение акциями других корпораций и установление совместных директоратов).

Закон Уилера Ли (1938 г.).

Запрещение недобросовестных и обманных действий и приемов независимо от того, наносится ли при этом ущерб конкуренции; учреждение юрисдикции Федеральной торговой комиссии над рекламой пищевых продуктов и медикаментов.

2) необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики;

3) необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.

Как очень мягко указывает Ф. Котлер: ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни.

Отсюда следующая направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен.

Закон о доброкачественности пищевых продуктов и медицинских препаратов (1906 г.).

Запрещение производства, продажи или транспортировки фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов или лекарств в рамках межштатовой торговли. В 1938 г. заменен Федеральным законом о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах. В 1958 г. и в 1962 г. в него внесены ужесточающие поправки.

Закон об учреждении Федеральной торговой комиссии (1914 г.).

Учреждение комиссии специализированного органа с широкими полномочиями по расследованию и пресечению действий, подпадающих под юрисдикцию статьи 5, которая провозглашает, что «недобросовестные методы конкуренции в торговле являются незаконными».

Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров (1966 г.).

Введение правил на упаковку и маркировку товаров широкого потребления. Обязал производителей указывать точное содержание упаковки, имя изготовителя этого содержимого и точное количество содержимого.

Закон о безопасности потребительских товаров (1972 г.).

Учреждение Комиссии по проблемам безопасности потребительских товаров и наделение ее  правом введения стандартов безопасности на товары  широкого  потребления  и санкций  за несоблюдение этих стандартов.

Закон о добросовестной практике взимания долгов (1978 г.).

Объявление незаконными докучливого преследования или жесткого обращения с людьми, распространения лживых заявлений или использования недобросовестных методов при сборе долгов.

Предпринимательство и бизнес

В процессе хозяйственной деятельности далеко не всегда изобретается новый способ получения дохода и далеко не всегда собственнику капитала приходится рисковать. Поэтому различают и другой способ использования капитала, основанный на общеизвестных, многократно опробованных направлениях, когда исчезает риск новизны. В определении такого способа все большее распространение получает термин «бизнес».

Бизнес (выгодное дело) – деятельность по присвоению дохода любым путем: производственная деятельность, перепродажа, биржевая спекуляция, ловкая афера, обман и т.п. «Делать бизнес» – наживаться любым способом.

Предпринимательство и бизнес зачастую переплетаются в деятельности одного и того же субъекта. Если по оценкам социологов, только 2–4% всего населения любой страны способны быть предпринимателями, то бизнесом способно заниматься уже значительно большее количество людей – до 20% населения любой страны.

Различия между предпринимательством и бизнесом наиболее четко прослеживаются в функциях предпринимательства. Если новаторская и рисковая функции – «чисто» предпринимательские функции, то организаторская и ресурсная функции служат проявлению как предпринимательства, так и бизнесу.

В зависимости от воздействия на окружающую экономическую среду выделяют две категории бизнеса:

– цивилизованный (законный, нормальный) бизнес;

– дикий (черный, подпольный, теневой) бизнес.

Цивилизованный бизнес – это последовательная реализация личных способностей к предпринимательству в благоприятной внешней среде в рамках существующего законодательства. Кредо цивилизованного бизнеса: уважение к законам, маркетинг, прибыль.

Дикий бизнес – это проявление способностей к предпринимательству вопреки всем внешним препятствиям, в том числе – и государственному законодательству. Кредо дикого бизнеса – максимум дохода любым путем.

Выводы по 1 вопросу

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров с целью получения прибыли.

Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.

Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия.

2. Виды и формы предпринимательства

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам:

1) виду деятельности;

2) формам собственности;

3) количеству собственников;

4) организационно-правовым формам;

5) организационно- экономическим формам;

6) степени использования наемного труда и др.

Рассмотрим некоторые из них.

1. По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, страховую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

2. По формам собственности предпринимательство различают:

а) государственное;

б) муниципальное;

в) частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие);

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

3. По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть:

а) индивидуальной;

б) коллективной.

При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

4. Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические.

В числе организационно-правовых форм  товарищества, общества, кооперативы.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала, помимо того наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с дополнительной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть ограниченной ответственностью.

Общества создаются по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества, их отличие состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Консорциум это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций

Выводы по 2 вопросу

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности; формам собственности; количеству собственников; организационно-правовым формам; организационно- экономическим формам; степени использования наемного труда и др.

3. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике

Предпринимательская деятельность может осуществляться в разных масштабах.

В зависимости от масштаба и структуры предпринимательства в экономике, в каждой стране существуют свои определения сектора малого, среднего и крупного предпринимательства.

Малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, функционирующее в любой сфере экономики. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, во-первых, с местом и ролью этих предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство (малые предприятия), как наиболее мобильная форма бизнеса, играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны следующие преимущества:

– быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры;

– способствует насыщению рынка товарами при появлении новых потребностей;

– создает новые рабочие места;

– способствует быстрому освоению достижений НТП;

именно с помощью малого бизнеса создается так называемый средний класс, все более становящийся основой политической стабильности в стране и определяющий необратимость проводимых в ней преобразований;

– является эффективным средством пополнения региональных и местных бюджетов;

– формирует конкурентную среду.

Именно поэтому правительства всех стран оказывают поддержку малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь.

Однако малый бизнес имеет и ряд существенных недостатков:

обладает более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;

зависим от крупных компаний;

слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу являются:

- численность персонала;

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

Так, в  Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). Малое предприятие должно соответствовать следующим критериям:

1) оборот не более 2,3 млн. ЕВРО;

2) активы не более 1,5 млн. ЕВРО;

3) средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., 2007 г.

В настоящее время деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Ограничение по статусу

Доля внешнего участия (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 %

Ограничение по численности работников

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

Таким образом, к малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия.

Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) микропредприятия – 60 млн рублей;

2) малые предприятия – 400 млн рублей;

3) средние предприятия – 1000 млн. рублей.

В настоящее время малые предприятия занимают весьма высокий удельный вес в экономике большинства стран.

Так, в США действуют около 20 млн. малых и средних предприятий, на которых занято более 50% работающих, доля этих предприятий в национальном объеме производства превышает 50%. В Японии действует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают работой 78% занятых и создают более 52% национального объема производства.

В России количество малых предприятий значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 3050 жителей, то России необходимо 3,55 млн. малых предприятий4.

Поэтому в России до настоящего времени малый и средний бизнес не задействован в качестве мощного инструмента развития и не используется как эффективное средство социально-экономических преобразований. Это замедляет решение и усугубляет остроту финансовых и социальных проблем, отгораживает Россию от мировых стандартов развития, отдаляет перспективу экономической стабилизации.

Серьезным препятствием для развития малого предпринимательства в России является отсутствие надежной правовой базой для его функционирования.

Важнейшими из законодательных проблем являются:

1. Недостаточная правовая урегулированность важнейших сфер, таких как земельная собственность, трудовые отношения и др.

2. Противоречия в действующем законодательстве и «информационная монополия» аппарата чиновников на знание и трактовку многочисленных нормативных документов и подзаконных актов.

3. Отсутствие четкого разделения полномочий (а подчас и открытая конкуренция) между властями различных уровней.

Вывод по 3 вопросу:

Малый бизнес как бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения играет большую экономическую и социальную роль так как способствует насыщению рынка товарами при появлении новых потребностей, создает новые рабочие места, является эффективным средством пополнения региональных и местных бюджетов, формирует конкурентную среду.

Заключение

Выводы по лекции:

Предпринимательство – особый фактор производства, выражающий способность использования нового способа получения дохода. Основные функции предпринимательства: творческая (новаторская), ресурсная, организаторская, рисковая. Развитие предпринимательства возможно при определенных условиях. Структура предпринимательства многообразна.

Предпринимательство осуществляется экономически самостоятельными хозяйствами (субъектами). Действующей предпринимательской экономической формой в развитых странах является фирма, а в России – предприятие (предпринимательская фирма).

В России предпринимательство возникло и стало широко распространяться в XVII–XVIII вв. Наибольшее развитие оно получило в годы правления Петра I. В 90-е годы XIX в. в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства, оно становится массовым явлением. После двух революций – Февральской и Октябрьской 1917 г. был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. И лишь в 90-е годы нынешнего столетия началась реанимация предпринимательства в России.

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства

Задание на самостоятельную подготовку:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие

Учебно-материальное обеспечение следующего занятия:

Конспекты лекций.

ТСО: видеопроектор, ПВЭМ.

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик – кандидат экономических наук

                                                                        

                                                                          Н. Рощина

1 Иозеф А. Шумпетер (1883–1950) – известный американский экономист австрийского происхождения.

2 Питер Фердинанд Друкер (нем. 19092005) – американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.

3 Ива́н Ти́хонович Посошко́в (16521726) – выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение – социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликована в 1842 году). Сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Репрессирован (1725), причиной его ареста был, вероятнее всего, написанный им «Трактат о скудости и богатстве», выступавший за ограничение дворянского землевладения. Умер в Петропавловской тюрьме.

4 По данным на 1 января 2009 года в России действовали 1,37 млн. малых предприятий, что на 20 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32812. Условия возникновения и основные положения маркистской философии 15.99 KB
  Возникновение марксизма явилось закономерным результатом общественноисторического прогресса а также развития научной и философской мысли. – это период развития капиталистических отношений в Западной Европе. В этих условиях Маркс и Энгельс пришли к выводу о необходимости научного исследования законов общественного развития и создания на их основе теории указывающей пути и средства освободительной борьбы обосновывающей неизбежность перехода от капитализма к новому этапу развития общества. Дарвина явилась естественнонаучным основанием идеи...
32813. Этапы развития русской философии, её основные черты 15.04 KB
  Этапы развития русской философии её основные черты. Основные этапы развития русской философии совпадают с этапами развития истории России. развитие русской философии неразрывно связано с социальнополитическими событиями с особенностями социальноисторического процесса в России. Этапы развития русской философии.
32814. П.Я. Чаадаев – первый русский философ. Западники и славянофилы. «Русская идея» 15.9 KB
  Русская идея. Основная идея гносеологии Чаадаева – объективная обусловленность сознания. Идея соборности является центральной в его учении и обозначал свободное объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу. Русская идея и ее современное звучание.
32815. Русская религиозная философия 2-й половины 19-20 веков. «философия всеединства» В.Соловьева 14.74 KB
  философия всеединства В. Центральной идеей русской религиозной философии выступает идея всеединства которая стала основанием для формирования целого философского направления – метафизики всеединства. философия всеединства оформилась в последней четверти ХIХ века Ее основоположником является В. Соловьев 1853 – 1900 который в своем философском труде Кризис западной философии против позитивистов наметил основную проблематику концепции всеединства.
32816. Философия русского космизма 14.01 KB
  Основные проблемы космизма: единство человека природы и космоса; место разума во Вселенной развитие космонавтики новая космическая этика и др. Философия общего дела представляет собой проект регуляции природы обращенный на преобразование мира. Регуляция природы мыслится им как принципиально новый сознательный этап развития мира и всего космоса. Проект регуляции природы для него есть только необходимое условие исполнения высшего нравственного долга победы над смертью.
32817. Материалистическая (революционно-демократическая) традиция русской философии 14.08 KB
  Ленина 1870 – 1924 гг. Ленин продолжает марксистскую традицию в философии развивает учение Маркса применительно к новому этапу научного и социальнополитического развития. Основной философский труд Ленина – Материализм и эмпириокритицизм. Ленин дал глубокий анализ новых достижений естествознания с позиций диалектического материализма и изложил основные принципы диалектикоматериалистической теории познания.
32818. Философское значение творчества российских ученых-естествоиспытателей 13.47 KB
  Это позволяет ученому сделать заключение о том что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера неизбежно должна перейти в новое состояние – в ноосферу высший завершающий и закономерный этап в эволюции биосферы. Вернадский рассматривал переход биосферы в ноосферу как явление планетарного масштаба подчеркивая что на новом этапе эволюции человечество своей жизнью стало единым целым. В статье Несколько слов о ноосфере опубликованной в 1944 году во время разрушительной мировой войны ученый тем не менее утверждает:...
32819. Особенности формирования и характерные черты западноевропейской фил. 20 в 14.25 KB
  ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей: небывалый научнотехнический прогресс результаты которого значительно изменили облик мира и человека. В то же время развитие науки и техники породило множество проблем; стремительность масштабность и радикальность изменений происходящих в мире и в жизни общества; глобализация происходящих процессов: научнотехнические достижения становятся достоянием всего мира возникающие проблемы также носят глобальный характер; демократизация политической сферы; глубокий кризис в...
32820. Философия экзистенциализма 14.78 KB
  Философия экзистенциализма. Идеи экзистенциализма оказали большое влияние на литературу театр кино многие его представители – люди искусства. Философия экзистенциализма носит индивидуалистический характер. Важнейшая категория экзистенциализма – смерть.