69937

Введение в теорию менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Менеджмент сложный непрерывный динамичный и целенаправленный процесс воздействия управляющей системы субъект управления на управляемый объект при помощи различных методов и средств для достижения поставленных целей. Объект управления социально-экономическая система воспринимающая...

Русский

2014-10-13

141 KB

1 чел.

                     Лекция 1  Введение  в теорию менеджмента

1. Основные понятия  теории менеджмента  

2. Сущность  управления  и менеджмента

3. Содержание менеджмента

   1. Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов.

2. Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей, управление людьми для достижения поставленных целей.

3. Менеджмент – сложный, непрерывный, динамичный и целенаправленный процесс воздействия управляющей системы (субъект управления) на управляемый объект при помощи различных методов и средств, для достижения поставленных целей.

4. Объект управления – социально-экономическая система, воспринимающая как согласования деятельности людей в соответствии с целью функционального развития.

5. Субъект управления – источник воздействия, часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом.

6. Управляющая система – совокупность органов управления предприятиями и организациями.

7.Структура управления – совокупность звеньев управления и отдельных должностных лиц, находящихся во взаимодействии и соподчинении.

8. Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие.

9. Механизм управления – совокупность методов воздействия.

10. Закономерности  менеджмента - это  наиболее важные и систематически повторяющиеся  тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

11. Принципы менеджмента – основные правила деятельности людей, органов призванные осуществлять управление экономическими и социальными процессами.

12. Методы менеджмента – приемы и средства, которыми пользуются менеджеры, чтобы достичь определенной цели и решить конкретные задачи.

13. Внешняя среда организации – потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население.

14. Внутренняя среда предприятия и организации – люди, средства производства, информация и деньги.

15. Организация – объединение людей, совместно реализующих  программы или цель, действующих на основе определенных правил и процедур.

16. Организационная структура управления – упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов обеспечивающих функционирование и развитие предприятия и организации, как единого целого.

17. Функции менеджмента – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организацией работ.

18. Планирование – определение оптимального результата в условиях действия заданных ограничений по времени и ресурсам.

19. Организация – это определение путей, методов и средств достижения поставленных целей, обеспечение всем необходимым: материальными, трудовыми, денежными и финансовыми ресурсами.

20. Мотивация – процесс внутреннего побуждения человека к определенной деятельности, связанной с удовлетворением его потребностей.

21. Контроль – прогнозирование отклонений и разработка мероприятий по их устранению.  

2. Сущность  управления и менеджмента.

 Формирование в нашей стране  рыночных отношений, развитие  новых организационно-правовых форм хозяйственной деятельности вызывают объективную необходимость использование новых, адекватных и эффективных способов управления. В современных условиях таким  способом  является менеджмент. Овладение менеджментом - важнейшее  условие  повышение эффективности управления любой организацией. Это обусловлено подготовкой специалистов в области менеджмента, т.е. профессиональных  управляющих.

 Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает  "управление". Тем не менее, в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они  осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

  Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: "Менеджмент организации" означает управление этой организацией. Можно говорить о менеджменте как в формальных (законодательно оформленных), так и в неформальных организациях. Чаще менеджмент рассматривают по отношению к формальным организациям, к которым относятся, например:

•  компания "Газпром";

• Сбербанк;

• Министерство обороны;

•  Патриархия Русской православной церкви;

Оксфордский толковый словарь английского языка предлагает более широкую трактовку слова "менеджмент":

• административные навыки и умение особого рода;

• искусство управления;

• способ обращения с людьми;

• орган управления и люди, его составляющие.

Отечественный Словарь иностранных слов (1955 г.) предлагает рассматривать менеджмент как управление производством и одновременно как совокупность принципов и методов, средств и форм этого управления. Практика употребления слова "менеджмент" в русском языке за последние годы расширилась и обычно предусматривает следующие основные значения. Менеджмент - это:

• процесс управления людьми и организациями;

• наука об управлении, область знаний об управлении социально-экономическими процессами;

• искусство управления, набор управленческих навыков;

• орган управления и люди, его составляющие.

1)Исходным моментом в организации управления и его осуществления является человек с его потребностями, интересами, мотивами, ценностями установками. Это находит свое выражение как управление внутренними процессами деятельности предприятия, так и процессами поведения фирмы во внешней социально-экономической среде.
2) Подходам, принципам и методам управления дается приоритет экономическим средствам и методам управления.

3) Менеджеру присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований менеджеру профессионалу. Менеджеру надо учиться осваивать область экономических и социально-психических знаний.

4) В организации отношений для менеджера характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с измененными условиями; организация инновационного типа, т.е. отзывчивая к нововведениям.

5) Менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них является предприимчивость, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления. Уровни: менеджеры высшего, среднего, первого звена, исполнители.

 Важнейшим признаком современного менеджмента является формирование особого типа руководителя – менеджера.

Менеджер- профессионально-управляющий, как правило нанимаемый собственником, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Менеджер - самостоятельная профессия, специалист в области управления. В качестве объекта его деятельности  выступает хозяйственная деятельность организации в целом или ее конкретная сфера. Менеджер как профессиональный управляющий имеет свою область деятельности. Этой областью является процесс управления  социально-экономическими  отношениями персонала организации (управленческий процесс).

  Отличие менеджмента   от управления: 1)сфера приложение 2)  эволюция в их развитии 3) Менеджмент применяется к управлению хозяйственной  деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется в  нерыночных системах (управление государством, идеологией, религиозной, общественной деятельностью) 4. Менеджмент представляет  собой  профессиональную управленческую деятельность. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и специалисты 5) опора на научную методологию 6) Использование специальных технологий и инструментов управления. Такими  механизмами являются организация и организационные отношения, организационная культура, власть, мотивирование, стимулирование, социально-экономические методы управления.

3.  Содержание менеджмента.

Менеджмент как процесс управления (по стадиям управления)

 Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента рассматривается  по стадиям,  сферам деятельности, функциям управления.

По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три  стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.

Стратегическое управление включает в себя  выработку основных общефирменных целей, прогнозирование результатов развития отрасли и рынка, на которых действует фирма;  анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценку и выбор стратегии деятельности, создание системы управления реализацией  стратегией (в которую входит высшее руководство и отдел стратегического планирования).

Оперативное управление – деятельность по реализации определенных указанных целей включает в себя:  организацию  в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов; выполнение управленческих  функций в условиях созданной структуры.

Контроль-это  анализ  достигнутых результатов (обратная связь), является исходным пунктом нового цикла управления.

По сферам деятельности

Стратегический маркетинг –вид управления, при котором высшее руководство переносит центр внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на   происходящие в нем изменения Стратегический  менеджмент предусматривает: определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от  приоритетности  целей; выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы; создание центров руководства каждой стратегической целью;  оценка и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения  стратегических целей.

 Маркетинговый менеджмент призван посредством маркетинговой деятельности по реализации, созданного организацией продукта увязывать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижении ее целей. Предусматривает  также процессы и сферы деятельности: изучение и сегментация рынка; разработка товаров; ценообразование; создание систем сбыта; распределение и сбыт созданной продукции; реклама.

 Производственный менеджмент предполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы процессом переработки сырья, материалов и других полуфабрикатов  в готовую продукцию.

   Инновационный менеджмент состоит в управлении исследованиями и развитием фирмы, управляет такими действиями: развитием собственной  научной, научно-технической, и экспериментальной базы; проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями; оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией; приобретение лицензий на  право производства товаров или услуг; управление новыми проектами, программами.

Таможенный менеджмент  в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления.

Второе  определение.  Таможенный  менеджмент  в  более  узком  и  специальном  смысле -  форма  организации научного  знания, дающая целостное представление  о  закономерностях и  существенных  связях в  таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

По выполняемым функциям управления

Планирование- это процесс определение целей деятельности организации и путей ее достижения

Организация- определение ресурсов и действий, которые необходимо осуществить для выполнения принятых планов.

 Руководство-  это процесс непосредственного воздействия менеджера на подчиненных с целью сообщения им того, что необходимо выполнить, и последующего обеспечения выполнения поставленных задач.

  Контроль как функция менеджмента включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, позволяющая предупреждать, выявлять и исправлять отклонения  достигнутых результатов от запланированных.

Мотивирование- деятельность менеджера по созданию у подчиненных работников внутреннего побуждения к добросовестному выполнению своих обязанностей.

Координация- достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Регулирование в системе менеджмента призвано детерминировать всякое отклонение от нормы и достигать такой деятельности системы, при которой все отклонения состояния системы менеджмента от заданного значения, нормы, выравниваются.

Коммуникация-  - процесс межличностного и организационного общения при передаче информации внутри системы и во внешнюю среду.

Менеджмент- как наука и искусство  управления.

  Менеджмент - самостоятельная область знаний с начала 20 века. Объектом  менеджмента как науки является сложная социально – техническая  система (предприятия, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.

Предметом  изучения  научного менеджмента - наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управление ею. В основе менеджмента как науки тысячелетняя практика управления.   Умение, опираясь на теоретические знания, успешно управлять организацией в целом или какой либо ее частью и обеспечивать достижение поставленных целей  и можно рассматривать как искусство управления.

Менеджмент как аппарат управления

Менеджмент – специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления - координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические  исполнители).

Руководители — лица, выполняющие главную функцию (ГФ) и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями. Специалисты — лица, выполняющие основную функцию (ОФ) и занятые анализом информации и подготовкой решений по экономике, финансам, научно-техническим и инженерным проблемам и т.д. Исполнители — лица, выполняющие вспомогательную функцию (ВФ), например, работу по подготовке и оформлению документации, хозяйственную деятельность.

Менеджмент - определенная категория людей  (социальный слой) осуществляющий управление.

Менеджер- это  руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях.

В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности - линейных и функциональных.

Менеджеры низового звена — это младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). К ним относятся мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, менеджеры по продажам, у которых в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д. Вообще, большая часть руководителей — это менеджеры низшего звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Менеджеры низшего звена могут иметь любой уровень образования.

  Менеджеры среднего звена — это начальники над менеджерами низшего звена. В зависимости от величины организации может быть несколько уровней таких менеджеров. Менеджерами среднего звена являются начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т.д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений.

  Менеджеры высшего звена — самая малочисленная группа управленцев. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Типичными должностями здесь будут генеральный директор завода, директор магазина, ректор университета, председатель совета директоров. Этот уровень управления требует наличия высшего образования, иногда и не одного.

Линейные менеджеры (line managers), руководители, уполномоченные направлять работу подчиненных; всегда чьи-то боссы. ЛМ отвечают за выполнение основных задач компании (фирмы). Обязанности ЛМ по управлению персоналом:

• размещение необходимых людей на соответствующих рабочих местах;

• привлечение в организацию новых работников;

• обучение работников новой для них работе;

• улучшение качества работы каждого работника;

• создание обстановки творческого сотрудничества и развитие добрых взаимоотношений между работниками;

• интерпретирование политики и последовательности действий компании;

• контроль трудовых затрат;

• развитие способностей каждого человека;

• создание и поддержание морального климата отдела;

• забота о здоровье и физическом состоянии работников.

  К функциональным менеджерам относятся специалисты, самостоятельно руководящие инженерно-техническими, планово-экономическими, социальными и другими функциональными службами (главные специалисты, начальники отделов, бюро, руководители секторов, групп и т.п.).

  Функциональный руководитель действует в условиях жесткой нормативно регулируемой деятельности. В качестве регуляторов могут служить должностные лица и технологические нормативы деятельности, а также специальные знания, необходимые для их реализации.

Уровень управления - где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше и нижестоящими звеньями. В мировой практики определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления.

  На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72054. Методичні основи удосконалення проектування продукції графічного дизайну 208.5 KB
  Вирішення означених проблем фахівцями графічного дизайну вимагає постійного оновлення науковометодичної бази щодо форм і способів виготовлення та представлення продукції. У ній зазначено що зростання попиту на фахівців з дизайну обумовлено переходом суспільства від індустріальної до інформаційної стадії...
72055. ФОРМУВАННЯ КОМУНІКАТИВНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНІХ ІНЖЕНЕРІВ У ПРОЦЕСІ ВИВЧЕННЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНИХ ДИСЦИПЛІН 181 KB
  Професійному спілкуванню нині приділяється значна частина робочого часу сучасних фахівців зокрема встановлення ділових контактів наради бесіди переговори вимагають комунікативної компетентності що сприятиме ефективному діловому та професійному взаєморозумінню.
72056. РОЗВИТОК ОСВІТИ І ПЕДАГОГІЧНОЇ ДУМКИ НА ПЕРЕЯСЛАВЩИНІ (ПОЧАТОК XVIII – ПЕРША ЧВЕРТЬ ХХ СТОЛІТТЯ) 506 KB
  Актуальність теми дослідження. Становлення нової освітньої системи в Україні відбувається в умовах розбудови державності, відродження культурних і духовних цінностей українського народу. Державна програма “Освіта” (Україна ХХІ століття), Національна доктрина розвитку освіти України у ХХІ ст.
72057. СОЦІАЛЬНО-ПОЛІТИЧНИЙ КОНФЛІКТ В УКРАЇНСЬКОМУ СУСПІЛЬСТВІ ПЕРІОДУ ТРАНСФОРМАЦІЇ: ФАКТОРИ ВИНИКНЕННЯ І ОСОБЛИВОСТІ ПРОЯВУ 140.5 KB
  Актуальність теми дослідження визначається в першу чергу системною трансформацією сучасного українського суспільства яка зумовила високий динамізм і конфліктогенність соціально-політичних процесів що потребують свого вивчення. Зміни політичного режиму балансу соціальних і політичних сил...
72058. Тактика ведення лактації при інтраамніальному інфікуванні 168 KB
  Мета та завдання дослідження. Метою дослідження було розробка тактики ведення лактації у жінок з різними формами і термінами перенесеної вірусної інфекції на основі вивчення в них медико-соціальних, мікробіологічних, біохімічних і функціональних особливостей...
72059. Методика навчання інформаційних технологій у позашкільних навчальних закладах 254.5 KB
  Вивчення наукових і методичних джерел засвідчило наявність широкого спектру досліджень з різних напрямів розвитку і застосування інформаційних технологій. Зокрема педагогічному потенціалу психологопедагогічним аспектам інформаційних...
72060. Роль блокування ренін-ангіотензин-альдостеронової системи в попередженні ремоделювання лівого шлуночка у хворих, що перенесли інфаркт міокарда з патологічним зубцем Q 446.5 KB
  В країнах що розвиваються у хворих які перенесли інфаркт міокарда ІМ з патологічним зубцем Q зміни структури і функції лівого шлуночка ЛШ серця що позначаються терміном постінфарктне ремоделювання ЛШ складають основу розвитку хронічної серцевої недостатності ХСН...
72061. ЛІНГВОКУЛЬТУРНИЙ КОНЦЕПТ MINNE/КОХАННЯ В НІМЕЦЬКІЙ ПОЕЗІЇ МІНЕЗАНГУ XII–XIV СТОЛІТЬ: СТРУКТУРНИЙ ТА СЕМАНТИЧНИЙ АСПЕКТИ 258 KB
  Сучасним є також залучення лінгвокультурологічного підходу до встановлення вербальних репрезентантів лінгвокультурного концепту minne кохання. Це дає можливість дослідити національно-культурну специфіку фрагмента концептуальної картини світу людини доби Середньовіччя установити...
72062. ЗМІСТ І ФОРМА ПРАВОЧИНУ В ЦИВІЛЬНОМУ ПРАВІ 160.5 KB
  Зміст і форма правочинів межує з численними аспектами які теж мають суттєве значення для правочинів: воля й волевиявлення субєктний склад правочину його мета та ін. Усі вони становлять собою суцільну єдність необхідну й достатню для її кваліфікації як правочину.