69947

Дошкольники. Формирование монологической речи у дошкольников

Лекция

Педагогика и дидактика

Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста которая пытается ответить на вопросы: Как сделан текст Как он организован; Что превращает определённую последовательность...

Русский

2014-10-13

51.5 KB

2 чел.

PAGE  5

Лекция 4. Дошкольники.

Формирование монологической речи у дошкольников

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного  высказывания  или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?», «Как он организован?»; «Что превращает определённую после-

дователеьность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.

Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их к школе.

 Лингвистические основы формирования монологической речи детей.

Поскольку лингвистика текста является сравнительно молодой областью языкознания,  её терминология в полной мере ещё не установились. В литературе можно встретить различные термины: «теория текста», «синтаксис текста», «стилистика текста»,        

«синтаксис сложного синтаксического целого» и др. При определённых различиях, отражающих специфику подхода, все эти названия относятся к одной и той же области знания, предметом изучения которой является текст.

Общепринятого определения понятия  «текст» в лингвистике пока не существует. Темнее менее лингвисты чаще всего ссылаются на определение, данное И.Р.Гальпериным:

« Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев),объединённых разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определённую целенаправленность и установку».

Текст только в том случае можно назвать речевым  произведением, если он обладает соответствующими признаками. Из всех признаков, выделяемых лингвистами, мы рассмотрим лишь те, которые должны знать воспитатели в первую очередь.

Прежде всего к признакам речевого произведения относится цельность текста, составляющими которой являются тематико-смысловая  цельность  текста. структурное         Тематико-смысловая цельность текста  предполагает, что в тексте говорится о каком-то едином предмете (явлении), что он посвящён единой теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы. Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.  Например:   

 

                                                        Осень в лесу

 Пришла  осень. Лист на деревьях начал кое-где желтеть ещё в конце августа. А в сентябре на зелёной берёзе появились совсем жёлтые, золотистые ветки. С каждым днём всё больше и больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня, и трепетная осина вся красная, багровая, золотистая уже. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство. Он крутит в воздухе сухие листья, устилает им и                                                                                                                                мокрую землю (К.Д. Ушинский).

Все предложения в данном примере объединены общей темой, в каждом говорится об осени. Во всех предложениях имеются слова, прямо указывающие на предмет речи ( «желтеть» – «жёлтые», «золотистые ветки», «жёлтых листьев», «ветер срывает, крутит, устилает»). Этот текст должен обладать структурным единством.

Также текст должен обладать структурным единством. В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц)  структуры текста.

Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Одним из основных признаков текста является коммуникативная целеустановка. В

лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль».

Основная мысль – то главное, что автор хочет сказать в своём произведении. она про-

ходит красной нитью  через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового

стержня. Основная  мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях  текста : в зачине, средней части, концовке. При этом она может быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Например:

                                                                 День берёзы

 Именины берёзы – это день её весеннего пробуждения. Тогда хмельной сок стремится вверх по стволу с таким напором, что каждая веточка становится упругой. Кора еле сдерживает тугие соки. Тронь острым – и брызнет (Б.Петров).

 

Основная мысль текста прямо сформулирована в первом предложении. Остальные предложения, добавляя новую информацию, раскрывают основную мысль.

важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.

Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора. достигнутым развёртыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершённости. Например:

                                               

                                                Почему Тюпу прозвали Тюпой

 Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и «тюпает», и «тюпает»: тюп-тюп-тюп… Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула  – Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! Вот почему Тюпу прозвали Тюпой ( Е.Чарушин).

В этом тексте концовка прямо соотносится с заголовком, практически повторяя его. Указывая   на то, что развитие темы достигло логического предела, конечная часть в значительной мере обеспечивает завершённость текста.

Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой.

Развитие мысли в тексте помогает понять коммуникативный синтаксис, а именно  – теория актуального членения [106].

Г.А. Золотова сравнивает нашу речь с движениями конькобежца. Чтобы продвинуться вперёд. Также строится и текст. Мы отталкиваемся от того, что  уже было сказано                                                                                           (от данного), делаем шаг вперёд в развитии мысли. сообщаем новое (те сведения, ради которых создаётся предложение). В движении мысли участвует каждое предложение. Именно внутри предложения выделяются названные части  – «данное»(Д) и «новое» (Н). Членение предложения на «данное» и «новое» получило название «актуальное членение предложения» (АЧП).

АЧП помогает понять, как осуществляется развитие мысли в тексте.

Чтобы мысль в тексте развивалась, необходимо, чтобы каждое предложение содержало новые сведения о предмете  речи.

Например: «Утром по влажной от росы дорожке шла птица. Она шла неторопливо, изредка поглядывая на меня тёмным, круглым, как бусинка, глазом».

Лингвистами установлено. что предложения скрепляются с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может быть последовательной или параллельной.

При последовательной связи возникает своеобразная цепочка: то,что было «новым» в следующем предложении станет данным, к последнему  добавляется «новое», оно опять становится «данным» и т.д. Сущность последовательной связи можно выразить схемой:Н  – Д  – Н – Д …Например: «Летом я жил в маленьком городе (Н ). Город (Д ) стоял на берегу (Н). По ней      (Д ) плыли пароходы (Н), баржи, плоты».

При параллельной связи возникает как бы «пучок мыслей»: в нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом своё:

                Н

Д    Н   Например: Москва (Д ) – столица России (Н). Это (Д )           Н      политический, культурный  (Н ) и промышленный центр

страны. Москва (Д )  – крупный транспортный (Н ) узел.

Необходимость повторения определённых сведений создаёт объективные предпосылки для появления повторяющихся слов, которых нередко нельзя избежать. Но повтор не всегда является недочетом [106].

Между предложениями текста существуют отношения, определяемые задачами коммуникации, т.е. смысловая связь. Как не всякие слова можно объединить в одно предложение, так и не всякие предложения можно соединить в один связный текст. Например: «Витя пошёл купаться  на озеро.На столе лежали канцелярские кнопки». Эти предложения объединить в текст невозможно, так как они разнородны по смыслу.

Предложения любого текста, как правило, группируются, тематически объединяются. В каждой группе тесно связанных между собой предложений раскрывается своя микротема. Каждая микротема – это рассказ в миниатюре со

своим началом, развитием действия и концовкой. Пример:рассказ И.Полуянова

                               «Веснушки»

  1.  У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. (2) Это кладовые. (3).В них дерево хранит свои семена. (4) ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых : ветер бьёт шишечки, выдувает семена и ничего не добьётся.     (5) Мороз стучит не достучится.

(6) Поворотит солнце с зимы на весну, начнёт пригревать – тёплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.

(7) Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.

В данном тексте две микротемы: первая раскрывается в 1 – 3 предложениях   (представление  о кладовых ольхи), вторая  – в 4 – 7 предложениях (характеристика свойств этих кладовых).

отграничению одной микротемы от другой помогает постановка смыслового вопроса от предыдущего предложения к последующему. Если смысловой вопрос поставить нельзя, значит описание микротемы исчерпано, далее идёт начало новой микротемы. В представленном отрывке к первой микротеме можно поставить вопросы: «Что за шишечки?»; «Какие кладовые?», – а ко второй микротеме: «А мороз?»; « А солнце?»; «А семена?»; «При чём тут веснушки?»

Смысловая связь, существующая между предложениями, предполагает грамматические средства её выражения. Лингвисты (Л.М. Лосева, Г.Я.Солганик и др.) выявили следующие связи между предложениями.

 Цепная связь может быть трёх видов, к которым относится лексический повтор («Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто»), местоимённая замена («Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу») и синонимическая замена («Красная шапочка дёрнула за верёвочку – дверь и открылась. Вошла девочка в дом»).

 Широкое распространение цепных связей, по мнению Г.Я. Солганика, объясняется тем, что они в наибольшей степени способствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны [114].

 Параллльная связь характеризуется тем, что предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. При этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или противопоставление. Например:

Пришла весна. Развернулись на берёзках молодые, нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Появились букашки,мушки,червячки. Под землёй из личинки вывелся майский жук…

(Г.Скребицкий).

При лучевой связи называется объект, а затем даётся его  характеристика.

Например:

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый (И.Тургенев ).

 

Чтобы

                

                                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13216. Личность Петра І 26.12 KB
  Личность Петра І Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас потомков. Таковы богатство и одаренность его натуры противоречивость и цельность его характера. Это был двухметровый гигант со стройной фигурой порывистыми движениями правильн
13217. Катерина ІІ. Внутрішня та зовнішня політика 41.26 KB
  Катерина ІІ Внутрішня політика Незаконне захоплення престолу Катериною як не парадоксально мало і свої плюси особливо в перші десятиліття правління коли вона €œповинна була важкою працею великими зусиллями і пожертвуваннямивикупити те що законні царі мають без...
13218. Олександр І (1801–1825) 19.3 KB
  Олександр І 1801-1825 Прийшов до влади внаслідок двірцевого перевороту 11 березня 1801 р. На його виховання впливали фр. Лагарп граф В.П.Кочубей. Мав наміри звільнити Російську імперію від тиранії деспотичної регламентації російського життя за часів Павла І. значне поми
13219. Микола І (1825–1855) 18.19 KB
  Микола І 1825-1855 Риси характеру: велика акуратність навіть педантизм у виконанні всіх норм та правил; любив всілякі технічні пристосування машини йому подобалась військова справа. виникнення нових міністерств Імператорського двору Державного майна; кодифіка...
13220. Реформы Александра II 57.74 KB
  Реформы Александра II Личность императора Александра II. Император Александр II родился 18 апреля 1818 г. в Москве. Он первый ребенок в семье великого князя Николая Павловича который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сы
13221. Олександр ІІІ (1881–1894) 18.29 KB
  Олександр ІІІ 18811894 Участь у російськотурецькій війні 1877-1878 рр. за визволення Болгарії. Шість дітей від шлюбу з датською принцесою Дагмар Марія Федорівна; зміцнення влади та боротьба з терористами маніфест 29 квітня 1881р. за часи правління було страчено 17 чоловік...
13222. Микола ІІ (1894–1917) 17.96 KB
  Микола ІІ 1894-1917 Микола ІІ як і його батько вважав що самодержавство є правлінням незалежним та повноправним основою Держави Російської; він був противником ліберальних поглядів введення значних демократичних свобод в Росії. Останній цар був добрим чоловіком та бат
13223. Росія у 90-х рр. ХХ – на початку ХХІ ст. 35.72 KB
  Росія у 90х рр. ХХ на початку ХХІ ст. Події початку 90х рр. ХХ ст. для державотворення Росії: Декларація про державний суверенітет від 12 червня 1990 р.; укладення 31 березня 1991 р. Федеративного договору між Центром і суб'єктами федерації крім Татарстану й Чечні;
13224. ОРГАНІЗМИ І СОЛОНІСТЬ ВОДИ 386 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 ОРГАНІЗМИ І СОЛОНІСТЬ ВОДИ Мета: Ознайомитись з представниками стеногалінних та евригалінних організмів. Контрольні запитання Як поділяються природні води за складом солей Дати визначення стеногалінним організмам