69952

Ранние страницы истории народов Северного Кавказа

Лекция

История и СИД

Кавказом называются горы, расположенные между Черным и Каспийским морями, а также страны и области, которые примыкают к ним. Горная система Кавказа называется Большой Кавказ (в отличие от Малого Кавказа, опоясывающего северо-восточную часть Армянского нагорья), который состоит из Главного...

Русский

2014-10-13

102.5 KB

12 чел.

Лекция

Тема: Ранние страницы истории народов Северного Кавказа

Вопросы:

1. Каменный век на Северном Кавказе.

- палеолит на территории региона

- особенности эпохи мезолита

- неолит и энеолит в истории края

2. Эпоха бронзы на Северном Кавказе.

- ранняя бронза (Ямная, Майкопская и Куро-араксская культуры)

- средняя бронза (Дольменная, Северокавказская, Катакомбная,  

 Каякентско-хорочоевская культуры)

- поздняя бронза на примере Кобанской, Срубной и  Кобяковской

 культур.

3. Ранний железный век в истории региона.

- киммерийцы и скифы

- синды и меоты

- греческая колонизация Северного Кавказа

- сарматские племена

- население Северного Кавказа в начале нашей эры

Кавказом называются горы, расположенные между Черным и Каспийским морями, а также страны и области, которые примыкают к ним. Горная система Кавказа называется Большой Кавказ (в отличие от Малого Кавказа, опоясывающего северо-восточную часть Армянского нагорья), который состоит из Главного хребта и его отрогов. Главный хребет протянулся от берегов Черного моря (район Анапы) до Каспийского моря, заканчиваясь Апшеронским полуостровом. Эта огромная гряда разделяет Кавказ на две части: Северный и Южный (Закавказье). Регион Северного Кавказа входит в пределы одного государства - Российской Федерации, тогда как Южный Кавказ является зарубежьем. Западная и южная границы Северного Кавказа в основном совпадают с государственной границей России. Проходя по сухопутной границе с Украиной, она далее проходит по территориальным водам Азовского, а затем и Черного моря до устья р. Псоу. Здесь начинается сухопутная граница с Грузией, а затем и с Азербайджаном. Протяженность южной границы - более 1000 км. На востоке граница идет по акватории Каспийского моря (побережье Дагестана и Калмыкии). Северная граница региона проходит по Кумо-Манычской впадине (географическая граница между Европой и Азией), занимающей перешеек между Черным и Каспийским морями. В природном отношении Северо-Кавказский регион включает в себя два различных типа территорий - равнины бассейна Дона и Предкавказья и собственно Кавказ, его предгорную и горную части. Ростовская область и Калмыкия располагаются в пределах южной границы Восточно-Европейской (Русской) равнины. Наиболее обширной является Предкавказская равнина, которая делится на Прикубанскую низменность, Ставропольскую возвышенность в центре (высшая точка - г. Стрижамент, 831 м), Терско-Кумскую (Прикаспийскую) низменность. Южнее Ставропольской возвышенности находится вулканическая область Пятигорья - группа гор-лакколитов. К западу от Пятигорья вдоль подножия гор простирается Прикубанская наклонная равнина, а к востоку - складки Терского и Сунженского хребтов. С юга к хребтам примыкают наклонные равнины (Кабардинская, Осетинская, Чеченская).

Большой Кавказ - величественное горное сооружение. Вдоль простирания Кавказа выделяют четыре разновысотных отрезка. Центральный Кавказ расположен между Эльбрусом и Казбеком; здесь находятся самые высокие вершины: Эльбрус (5642 м), Дыхтау (5204 м), Шхара (5068 м), Джангитау (5058 м), Казбек (5033 м). Западный Кавказ с высшей точкой г. Домбай-Ельген (4046 м) протянулся от Эльбруса до г. Фишт (2867 м). Гора Эльбрус - самая высокая точка России. Восточная вершина имеет на несколько десятков метров меньшую высоту (5595 м) чем западная. Северо-Западный Кавказ представлен средне- и низкогорной Черноморской цепью от г. Фишт к Таманскому полуострову. Восточный Кавказ, ряд вершин которого превышает 4000 м, протягивается к востоку от г. Казбек.

1. Каменный век на Северном Кавказе.

Камены век длился с 2 млн. - III тыс. до н. э. Он подразделяется на:

1. древнекаменный (палеолит с 2 млн. до 8 тыс. до н.э.),

2. среднекаменный век (мезолит 8-5 тыс. до н.э.),

3. новый каменный век (неолит 6-4 тыс. до н.э.),

4. переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит 5-3 тыс. до н.э.).

- палеолит на территории региона

Первый период каменного века – палеолит (от греческого palaios - древний и litos – камень). В нем выделяют раннюю (нижний палеолит от 2 млн. - 80 тыс. лет назад) Средний  (от 80-35 тыс. лет назад) и позднюю (верхний палеолит от 35-8 тыс. лет назад) стадии.

Начальные стадии антропогенеза (процесс выделения человека из мира животных), по мнению большинства учёных, начались ещё 2,5 – 3 млн. лет назад. Именно тогда наши предки стали прямоходящими, обладающими развитым мозгом и изготавливающие различные орудия труда. Постепенное развитие человека и значительное совершенствование орудий труда привело к появлению человека умелого, неандертальцев около 250-200 тыс. лет назад. Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 г. в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата в Западной Германии. Затем им на смену около 40-35 тыс. лет назад пришли предки современных людей Homo sapiens.

Неандертальцы жили 250-40 тыс. лет назад во время ледникового периода. Эти люди были широко распространены по земле, жили в разных климатических и природных условиях и делились в антропологическом отношении на разные группы, но эти группы не соответствуют современным расам. И именно с появлением неандертальцев на Дону и Северном Кавказе мы можем говорить о появление первых людей в нашем регионе. 

 К этому периоду и относятся самые ранние находки следов деятельности человека в нашем регионе. В основном это примитивные каменные орудия: различные режущие кремневые пластины и отщепы.

В период позднего или верхнего палеолита 35-8 тыс. лет назад закончилось таяние ледников, и установился климат, похожий на современный, к этому времени относится превращение человека умелого в человека разумного, его называют кроманьонцем. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. было обнаружено несколько скелетов людей современные люди.

У кроманьонцев развилась членораздельная речь, появилось изобразительное искусство. В это время существенно изменилась материальная культура первобытного человека - высокого уровня достигла технология обработки камня, широко использовались рог и кость, на смену первобытному стаду пришла новая форма организации человеческого общества - род. Именно родовая община стала основой социальной организации общества. Появляется запрет на брачные отношения внутри родственного коллектива, а родство ведётся лишь по женской линии. Это было время матриархата. С возникновением рода человечество окончательно выделилось из мира животных. Род - это объединение людей современного физического типа, с появлением которого резко возросли темпы развития производительных сил и культуры. К находкам этого периода относят кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы. Жилищем служили уже не только пещеры, но и шалаши и землянки.

- особенности эпохи мезолита

Мезолит (8-5 тыс. до н.э.) не оставил значительных памятников на Дону и Северном Кавказе. Кратковременные стоянки охотников почти не оставляли следов. Большинство археологических находок, датируемых временем мезолита, встречаются на берегах рек и в некоторых пещерах на побережье Черного моря. Именно в эту эпоху произошли значительные изменения в образе жизни людей и их материальной культуре. Переориентация охотничьего промысла на мелких и средних животных привела к развитию индивидуальной охоты, которой занимались небольшие коллективы. Индивидуальной охоте способствовало изобретение и распространение нового оружия - лука и стрел. А, кроме того, началось одомашнивание животных: была приручена собака. Увеличился удельный вес населения, занимавшегося рыболовством и собирательством, что создало предпосылки для возникновения производящего хозяйства. Вероятно, в эпоху мезолита начинается распад палеокавказской этнокультурной общности на западную (адыго-абхазскую) и восточную (нахско-дагестанскую). Обособление западно и восточнокавказских языков усиливается в эпоху энеолита и бронзы.

- неолит и энеолит в истории края

В неолите (6-4 тыс. до н.э.) люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему. Зарождается земледелие и скотоводство. Начало неолита исчисляют со времени изобретения глиняной посуды или с возникновением земледелия, а конец - с открытием бронзовой металлургии. В эпоху неолита человек стал изготавливать материал, природе неизвестный, - керамику. Посуда производилась вручную из глины (со значительными примесями песка или толченой ракушки) и обжигались в кострах. Изготовление керамики сыграло огромную роль в развитии производящего хозяйства и способствовало укреплению оседлости.

Кроме того, занятие неолитических людей земледелием и скотоводством свидетельствует об оседлом образе жизни большей части населения. Поселения этой эпохи чаще всего представляю собой неукрепленные селища на берегах озер и рек (Улугбековское поселение в Дагестане, Ракушечный яр и Матвеев Курган на Дону). Неолитические жилища представляли собой легкие каркасные конструкции, изнутри и снаружи обмазанные глиной; нередко в них сооружались внутренние перегородки. В горах Северного Кавказа зарождается и каменное строительство.

Значительные изменения произошли и в духовной жизни человека. Переход к производящему хозяйству наложил заметный отпечаток на верования и культы людей. Памятники искусства неолитической эпохи свидетельствуют о распространении среди земледельческих племен культа богини-матери, символа плодородия. Настенные рисунки с изображением богини плодородия найдены в Дагестане.

Неолитические племена Северного Кавказа поддерживали оживленные торговые связи с определенными территориями - Закавказьем, Передней Азией, степными племенами Северного Причерноморья. Эти связи имели характер постоянного товарообмена.

Энеолит - меднокаменный век (5-3 тыс. лет до н.э.) явился своеобразной переходной эпохой от каменного к металлическому периоду. Так, почти повсеместно продолжало развиваться производящее хозяйство - земледелие и скотоводство. Посевы пшеницы и ячменя производились в поймах рек и на речных террасах, у подножий горных склонов. Земля в основном обрабатывалась каменными и костяными орудиями. Широко распространяется животноводство, которое ориентировалось на разведение мелкого рогатого скота. Однако, несмотря на развитие животноводства, охотничий промысел еще играл важную роль в жизни человека. Следует отметить, что наряду с традиционными каменными и костяными применялись и медные орудия. Начало изготовления медных орудий на Северном Кавказе было вызвано тем, что здесь имелись месторождения самородной меди. Но население эпохи энеолита было уже знакомо не только с медью, но и с золотом, серебром, оловом и свинцом. В этот период были изобретены гончарная печь, колесо, парус, а некоторые племена в конце энеолита стали использовать и гончарный круг. Значительного расцвета достигли ремесла - керамическое производство и ткачество. Дефицит пастбищ в предгорных и горных районах Северного Кавказа вел к борьбе родовых общин за землю, поэтому возникли первые укрепленные поселения (Гинчи в Дагестане), имевшие значительную площадь и постройки различного назначения. В целом, с 3 тыс. до н.э. наступил металлический период или бронзовый век.  

2. Эпоха бронзы на Северном Кавказе.

Бронзовый век длился с 3-1 тыс. до н.э. Он подразделятся на:

1. Раннюю бронзу – с 3 тыс. до н.э.

2. Среднюю бронзу – со 2 тыс. до н.э.  

3. Позднюю бронзу – с конца 2 - 1 тыс. до н.э.

В бронзовом веке совершенствования металлообработки и гончарного ремесла привело к серьезным изменениям в материальной культуре, хозяйственной и социальной жизни людей. Усовершенствовалось оружие: кроме лука и стрел, появились копья с бронзовыми наконечниками, мечи и кинжалы. Изготовление утвари, оружия и орудий труда привело к началу специализации ремесла. Основными видами занятия населения Приазовья и Северного Кавказа были скотоводство и земледелие, хотя свое значение сохраняли охота и собирательство. Распространяется примитивное ткачество. В хозяйственной деятельности была четко выражена половая специализация: мужчины занимались скотоводством, земледелием и металлургией, а женщины - гончарным и ткацким делом.

Это, в свою очередь, привело к изменениям в социальном строе. Уже к концу бронзового века у большинства народов господствовал отцовский род, хотя на Кавказе оставались сильны некоторые элементы матриархата, включая ведение родства по женской линии. Погребения свидетельствую о наличии социального неравенства. В этот же период возникли и первоначальные формы рабства, источником которого служил, вероятно, плен.

По археологическим данным, люди проживали в небольших поселениях, включавших несколько патриархальных семей, сообща занимавшихся хозяйством. Несколько отцовских родов составляли племя. Существовали и более крупные объединения - союзы племен. Сохранившиеся остатки неукрепленных поселений на плоскости говорят о том, что племена контролировали определенную территорию и защищали ее от набегов соседей.

- ранняя бронза (Ямная, Майкопская и Куро-араксская культуры)

В эпоху ранней бронзы с 3 тыс. до н.э. территория региона была населена носителями различных археологических культур: северо-западную и центральную часть Северного Кавказа занимали племена майкопской культуры, северо-восточную - племена куро-аракской культуры. Обширные степи Приазовья занимали племена ямной культуры. Названия этой и позднейших культур южнороссийских степей бронзового века отражают наиболее распространенную в определенную эпоху конструкцию погребальных сооружений - яма, катакомба и сруб, что соответствует ямной, катакомбной и срубной культурам, последовательно сменявшим друг друга. Другие культуры (майкопская, куро-аракская) названы по территории, где были обнаружены памятники данной культуры (поселения, могильники).

Майкопская культура получила свое название от наиболее известного памятника - кургана, раскопанного в 1897 г. на окраине города Майкопа (высота Майкопского кургана - 11 м). Основное захоронение вождя сопровождалось несколькими погребениями насильственно умерщвленных женщин, очевидно наложниц. По богатству, разнообразию и художественной ценности погребальный инвентарь из майкопского кургана является уникальным. Майкопская культура во второй половине 3 тыс. занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. В орудиях, инвентаре и погребальных обрядах майкопских племен прослеживается связь с культурами Ближнего Востока. В свою очередь, культурное влияние майкопцев распространялось на юг и юго-восток России, охватывало населявшие Приазовье племена. Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, которое существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населением связано появление гончарного круга и колеса. Интенсивное развитие экономики, прежде всего скотоводство и ремесел, активные связи с соседними племенами и цивилизациями Передней Азии способствовали имущественному расслоению, возникновению племенной аристократии. С этими социальными процессами связано возникновение поселений с мощными каменными укреплениями и сосуществование небольших курганов рядовых членов племен с огромными земляными насыпями вождей.

Племена куро-аракской культуры названы так, поскольку первые ее памятники были обнаружены в междуречье Куры и Аракса. Племена этой культуры  занимали в 3 тыс. до н.э. территорию Дагестана, Северной Осетии, предгорные и высокогорные области Чечни и Ингушетии. Основой хозяйства куро-аракских племен являлось комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Ими был достигнут высокий уровень развития земледелия, связанного созданием искусственных полей на горных террасах. Скотоводство, в зависимости от природных условий, могло иметь различные формы - полукочевое в предгорной зоне и пастушеское отгонное на горных пастбищах. Большинство поселений куро-аракцев располагались на холмах, некоторые из них имели каменные укрепления. На равнинах большинство домов строилось из дерева и глины, а в горах - из камня. Основу социальной организации составляли большие патриархальные семьи. Умерших хоронили в родовых захоронениях в виде курганов или грунтовых могильников. Судя по найденным женским статуэткам из керамики, у этих племен существовал культ богини плодородия.

Ямная культура существовала с середины 3 до начало 2 тыс. до н.э. Эта культура была распространена на степных пространствах от Урала до Днестра. Основу хозяйства племен ямной культуры составляло скотоводство, однако часть населения занималась и земледелием. Свое название культура получила по типу погребений, которые представляют собой ямы с насыпанными сверху курганами.

- средняя бронза (Дольменная, Северокавказская, Катакомбная,  

 Каякентско-хорочоевская культуры)

Эпоха средней бронзы связана со значительными миграциями населения. В начале 2 тыс. до н.э. Приазовье заселили пришедшие с запада племена катакомбной культуры, широко распространенной от Поволжья до Приднепровья. Местное население было частично уничтожено, оставшаяся его часть была ассимилирована. Оседлое население Северного Кавказа представлено в этот период племенами северокавказской (закубанской) и дольменной культур.

Расцвет катакомбной культуры пришелся на 18-16 вв. до н.э. В это время ареал распространения катакомбной культуры был наиболее широким и достигал на Северном Кавказе районов Чечни и Дагестана. Тесно связанные с населением Центрального Кавказа, носители катакомбной культуры выступали распространителями важных достижений передовых древневосточных цивилизаций. Огромную роль в этом сыграл колесный транспорт, широкое распространение которого относится к этому времени. Погребения этих племен представляли собой особые подкурганные сооружения - катакомбы. Катакомба состояла из входной ямы, в одной из стенок которой вырывалась камера, куда помещались умерший и сопровождающий его инвентарь. Отверстие в камеру закладывалось деревом или камнем, а входная яма засыпалась.

Центр формирования северокавказской культуры во 2 тыс. до н.э. находился в Закубанье. Культуру составляли племена, заселявшие несколько локальных регионов - Кубань, Ставрополье, Кубардино-Балкарию, Северную Осетию и Чечню. Вероятно, населявшие эти районы племена имели этническое и культурное единство и в антропологическом отношении являются предками современных горцев. Основными занятиями северокавказских племен были пастушеское скотоводство и земледелие. Для верховой езды северокавказцы использовали лошадей. Одно из важнейших занятий - металлургия, сырьем для которой служили местные руды. От племен северокавказской культуры уцелело достаточно много памятников: курганы в степях и предгорьях и грунтовые могильники в горах (наиболее известные - Бамутские курганы) и поселения (Асланбек-Шерипово в Чечне). Курганы и могильники беднее и примитивнее, чем у майкопцев и не прослеживают социальной дифференциации. Социальный строй северокавказцев - патриархат. Распространены были родовые погребения.

Дольменная культура зародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во 2 тыс. до н.э. Дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень) представляли собой монументальные подкурганные постройки. Они были сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. На территории от Таманского полуострова до с. Очамчири в Абхазии локализовано более 2 200 дольменов. Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали). Как считают историки, дольменные племена стали основой древнейшего абхазо-адыгейского этноса.

С середины 2 тыс. до н.э. на Северо-Восточном Кавказе складывается каякентско-хорочоевская культура, по названию двух крупных могильников того времени, - у сел Каякент (Дагестан) и Хорочой (Чечня). Основными занятиями этих племен были земледелие и скотоводство, причем в отдельную отрасль выделилось коневодство. Для передвижения использовались легкие повозки, позже - боевые колесницы. Техника обработки металла была достаточно высокой, включая штамповку, чеканку, гравировку, литье по восковой модели и др. Племена каякентско-хорочоевской культуры жили уже небольшими семьями, хотя родовые связи сохранялись.

- поздняя бронза на примере Кобанской, Срубной и Кобяковской  культур.

В конце 2 начале 1 тыс. до н.э. в эпоху поздней бронзы на Северном Кавказе появились новые группы населения и произошли значительные сдвиги в его хозяйственной деятельности. Обширные территории степей были заняты племенами срубной культуры (генетически восходящей к ямной культуре), пришедшими из района Поволжья и относительно быстро перешедшими к оседлому образу жизни. Они уничтожили поселения среднебронзового века. Кочевники - носители срубной культуры быстро перешли к оседлости и ассимилировали с местным населением. Горные области Центрального Кавказа и частично предгорно-плоскостную зону занимали многочисленные племена кобанской культуры, названной так по могильнику близ с. Верхний Кобан (Северная Осетия), открытому в 1869 г. Возникла кобанская культура в 11 веке до н.э. и просуществовала почти до конца 1 тыс. до н.э. Для кобанского населения была характерна прочная оседлость. Господствующими занятиями оставались пашенное земледелие, отгонное и придомное скотоводство (разведение рогатого скота и свиней). Поселения, располагавшиеся на естественных возвышенностях, состояли из наземных жилищ из камня или дерева, обмазанных глиной. Наличие хозяйственных отсеков в жилищах свидетельствует о развитии ремесел, связанных с обработкой кости, камня, металла. Развито было и ткачество. У кобанцев наметилась специализация ремесленного производства. Значительно усовершенствовалась техника металлообработки, связанная с применением бронзы, из которой изготавливались разнообразное оружие, инвентарь, украшения и культовые предметы. У кобанцев прослеживалось существенное неравенство. В поздекобанский период зарождается частная собственность, скот принадлежал уже не роду, а отдельным семьям. Первобытнообщинный строй постепенно сменялся "военной демократией".

В начале 1 тыс. до н.э. на Нижнем Дону и Прикубанье возник ряд поселений кобяковской культуры, названной по первому открытому поселению - Кобякову городищу на нижнем Доне. Поселения кобяковцев строились на холмах, первоначально это были полуземлянки, позже - каменные сооружения. В основном кобяковские племена занимались рыболовством.

3. Ранний железный век в истории региона.

Ранний железный век датируется на Дону и Северном Кавказе 8 веком до н.э. и до середины 4 века н.э. Эпоха раннего железа - это время перехода степных племен края к развитому кочевому скотоводству. Оседлые земледельцы, благодаря железным орудиям, смогли освоить новые приемы агротехники, животноводства, различных ремесел. Произошло обособление ремесла, появились новые виды оружия. Образование значительного прибавочного продукта привело к появлению новых форм общественной организации. В племенах, состоявших из имущественно и социально однородных общинников, выделилась родовая аристократия. Перераспределение общинной собственности привело к частым военным столкновениям, в ходе которых возникли дружины профессиональных воинов, а позднее и военно-политические союзы племен. Войны между ними стимулировали развитие рабства и возникновение новых общественных институтов. Эти процессы неуклонно способствовали разложению первобытнообщинного строя, замене родовых отношений соседскими и формированию территориальной общины. Именно на эпоху раннего железа приходился расцвет древних обществ Северного Кавказа, время создания классового общества и первых государственных образований.

В эпоху раннего железа территорию Приазовья и Северного Причерноморья населяли многочисленные кочевые народы.

- киммерийцы и скифы

Киммерийцы - первое из племен региона, чье имя сохранили источники. Прародиной киммерийцев было Нижнее Поволжье, откуда они в 1 тыс. до н.э. продвинулись в Северное Причерноморье. Киммерийцы, по мнению ученых, относились к ираноязычным племенам. Основой хозяйства киммерийцев было кочевое скотоводство, эти племена обладали большой подвижностью, которую создало приручение лошади и изобретение кибитки-юрты на колесах. Киммерийцы находились на этапе военной демократии. Они были главными распространителями железа и новых форм вооружения конного воина в Предкавказье. Киммерийские воины были вооружены луками, копьями и мечами из бронзы и железа. Благодаря подвижности войска, киммерийцы в 8-7 веках до н.э. совершали набеги, от которых страдали Ассирия, Лидия и Урарту. Однако лидийский царь Аллиат разбил киммерийцев. Часть их осталась в Малой Азии, а некоторые вернулись на свои исконные территории, т.е. в Северное Причерноморье. Могущество киммерийцев в Предкавказье было сломлено после столкновения их с кочевыми племенами скифов, которые переселились от нижнего течения реки Волги на территорию Северного Кавказа. Остатки киммерийцев выселились в северо-восточную часть Малой Азии, где со временем ассимилировались с местным населением. Скифы, по мнению ученых, также относились к ираноязычным племенам. Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря. Вслед за киммерийцами скифы в конце 7 века до н.э. совершили серию походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Неоднократно меняя союзников, скифы в течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, - по словам Геродота, "все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа". Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала 6 века до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли. Часть племен кобанской культуры были вовлечены в скифские походы. Об этом свидетельствуют некоторые ближневосточные предметы, найденные в погребениях кавказского населения. Под влиянием греческих городов-государств у скифов усилился процесс классообразования. Скифский союз племен постепенно перерождался в государство рабовладельческого типа во главе с царями. Власть царя была наследственной. Однако она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Шло выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Появилось рабовладение. В 3 веке до н. э. сложилось Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). Резкое изменение в социальном строе скифов отразилось в появлении грандиозных курганов скифской аристократии, так называемых царских курганов. В них были погребены цари и их дружинники. Погребения сопровождалось захоронением умерщвленных жен и наложниц, слуг, лошадей. В богатых могилах встречается медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные ювелирные украшения. Многие курганные древности представляют шедевры древнегреческого прикладного искусства. Скифские вещи из металла и кости выполнены в так называемом зверином стиле.

- греческая колонизация Северного Кавказа

В 6 в. до н.э. начинается древнегреческая колонизация Северного Причерноморья. Античные авторы упоминают более 30 древнегреческих поселений, наиболее значительными из которых были Пантикапей и Фанагория. Между греческими городами государствами и местным населением устанавливаются торговые связи. В обмен на хлеб, местные народы получали у греков товары ремесленного производства. В 5 в. до н.э. города, расположенные по берегам Азовского моря (Боспора Киммерийского), объединились в Боспорское царство. Оно подчинило себе скифо-меотские племена. В 3 веке происходит снижение экономической мощи Боспорского царства. Тогда же выходцами из Боспорского царства был основан город Танаис в устье Дона. Затем греки устремились вверх по Кубани, проникли в предкавказские степи и достигли Грушёвского городища. Близ современного Ставрополя в 8-3 веках до н.э. существовало Грушёвское городище, населенное людьми кобанской культуры.  Греки основали здесь свою факторию для торговли с местным населением. Городище было разрушено сарматами. Меотские племена и Боспорское царство также с большим трудом сдерживали мощный натиск сарматов. В 107 г. до н.э. на Боспоре вспыхнуло восстание, под руководством Савмака.  В нем участвовали городские низы и рабы. После разгрома восстания Боспорское царство утратило свою самостоятельность и вошло в состав Понтийской державы Митридата IV Евпатора. Митридат проиграл войны Риму. В результате бывшие города Боспорского царства попали в зависимость от Римской империи. В 4 веке н.э. города Боспорского царства пали под натиском варварских племен.

- сарматские племена

В 4-3 веках до н.э. начинает доминировать новое мощное объединение ираноязычным кочевников, известных под именем сарматов, которые надолго становятся ведущей политической силой в евразийских степях и особенно в Северном Причерноморье. Союзы сарматских племен вошли в историю под именами: языгов, роксолан, сираков, аорсов. Они разгромили скифов и вытеснили их в Крым. Натиск сарматов был очень интенсивным, особенно на равнины и Предгорья Центрального Кавказа. Сарматы уничтожили ранее процветающие поселения. Первым их занятием было кочевое скотоводство, вторым – постоянные столкновения со своими соседями, горными кавказскими племенными группами. Сарматы главенствовали на Кавказе, участвовали в качестве союзников грузин, в иберо-парфянских войнах. Произошла сарматизация местного населения греческих городов Северного Причерноморья и Боспорского царства. Для сарматского общества были характерны пережитки матриархата. Греки отмечали особое положение женщины в их обществе. Сарматские женщины наравне с мужчинами участвовали в войнах. Отсюда и появилась легенда о грозных воительницах-амазонках. В последствие часть сираков и аорсов смешалось с меотскими племенами.  

- синды и меоты

Но основным населением Прикубанья и Северо-Западного Кавказа являлись меоты. Синды являлись ближайшими соседями меотов. Они занимали Таманский полуостров, левобережье Кубани и Черноморское побережье до Анапы. На территории синдов существовали наиболее крупные греческие города - Фанагория, Кепы, Гермонасса. Под влиянием Боспорского царства у синдов возникло государство Синдика. К меотским племенам относились – керкеты, тореты, зихи, ахеи, неоты и др. которые были родственны между собою. Эти племена были отдаленными предками адыгов. У меотских племен в раннем железном веке существовало два уклада: земледельческий у оседлых племен и кочевое скотоводство у кочевников. Оседлые племена занимали восточное побережье Азовского моря и правобережье Кубани с притоками, кочевники - степную правобережную часть Прикубанья. Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским племенам, выступали и в качестве торговых посредников. Развитие производства, торговли, военные конфликты усиливали разложение первобытнообщинного строя и приводили к выделению родоплеменной знати, создававшей собственные дружины.

- население Северного Кавказа в начале нашей эры

В 1-3 веках н.э. на территории Северного Кавказа появились кочующие орды алан. Аланы, представляли собою часть юго-восточной ветви сарматов. Этническое наименование аланы известно в римской литературе с 1 века н. э., Сенека упоминает алан как врагов империи. Аланы, заселив территории степей Предкавказья, представляли значительную силу. Грузинские цари стремились иметь алан в качестве союзников в борьбе с Арменией и Парфией. Главный проход через Центральный Кавказ, в то время, получил название Дар-и-Алан, т.е. ворота алан. В военных походах через Дарьял вместе с аланами участвовали горные племена Центрального Кавказа – леки, гигойцы, исадики – предки современных народов Центрального и Северо-Восточного Кавказа.

Впервые века нашей эры на территории Прикубанья и Северо-Западного Кавказа, как и прежде, проживали меотские племена. Основу их хозяйства составляло плужное земледелие и скотоводство. Помимо мягкой пшеницы эти племена стали культивировать твердую пшеницу. Продолжали развиваться различные ремесла: металлургическое, гончарное, ткацкое, ювелирное.  В этот период времени у меотских племен складывается соседская община, начинается имущественное расслоение общинников. Происходит смешивание меотских племен с сарматскими. Под натиском алан начинается переселение меотских и ассимилировавшихся с ними сарматских племен  в Закубанье.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82373. Modern Global Ecological Problems (Современные глобальные экологические проблемы) 53 KB
  Environmental pollution is one of the biggest problems the world faces today. It is an issue that troubles us economically, physically and everyday of our lives. The contamination of the environment is also being linked to some of the diseases that are around currently. Yet, most people do not know about this problem.
82374. Сертификация програмных средств 324.18 KB
  В современном мире разработка программного обеспечения является одной из важнейших индустрий. Это обусловлено тем, что все промышленные отрасли, а также бизнес-процессы автоматизированы. Спрос на такие средства стремительно возрастает, параллельно увеличивается и уровень требований, предъявляемых к ним.
82375. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет документа 57 KB
  Многие компании стремятся представить в рамках Public Relations престижную рекламу, цель которой - сформировать солидный образ фирмы в сознании широкого круга людей, вне зависимости от того, являются они потенциальными клиентами или нет.
82376. Массовая культура и ее функции 43.27 KB
  Массовая культура (масскультура, поп-культура) - важнейшее социальное явление современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами, блок-бастерами, вошли в повседневную жизнь людей.
82377. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ СЕТИ WDM ПРИ СТАТИЧЕСКОМ ВАРИАНТЕ ТРАФИКА 2.49 MB
  Актуальность темы. Транспортные сети следующего поколения будут широко использовать архитектуру оптической сети с маршрутизацией длин волн. Это объясняется тем, что они предлагают несколько привлекательных особенностей.
82378. Факторинг. Механизм факторингового обслуживания 646 KB
  В данной работе рассмотрены факторинговые услуги, заключающиеся в кредитовании оборотного капитала клиентов из малого и среднего бизнеса, предоставляемые банками и нашедшие широкое применение в настоящее время в сфере финансовых услуг.
82379. Management, Marketing. Financial Markets. Banks and Banking. Saving 139.5 KB
  Some small businesses are already using social networks to generate new ideas. After spending time on Twitter, employees at Cordarounds.com, a small American clothing company, noticed that many folk twittering in their area were using bicycles to get to work.
82381. Экзистенциализм – это гуманизм 59 KB
  Экзистенциализм -– это гуманизм является манифестом экзистенциальной философии декларацией ее основных принципов представленных в достаточно популярной форме. Сартар отвечает основным оппонентам критикующим экзистенциализм за пессимизм неверие в человека.