69954

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Научная статья

Психология и эзотерика

В статье рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения. Анализируются факторы влияющие на формирование отклоняющегося поведения методы психолого-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Русский

2014-10-13

63 KB

5 чел.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

М.Л. Шульга

Полесский государственный университет, г. Пинск

В статье рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения. Анализируются факторы, влияющие на формирование отклоняющегося поведения, методы психолого-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Результаты исследования могут быть использованы специалистами для планирования коррекционной и профилактической работы.

In article topical issues of psychology of deviating behavior are considered. The factors influencing formation of deviating behavior, methods of pedagogical prevention and correction of deviant behavior of minors are analyzed. Results of research can be used by experts for planning of correctional and scheduled maintenance.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и эффективной их профилактики. Решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями психолого-педагогической системы коррекции личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками [1, с. 23].

Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему коррекционной и профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение подростковой преступности. Важным направлением в системе предупреждения девиантного поведения является комплексная разработка проблемы ранней профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни [2, с. 56].

Подростковый и ранний юношеский возраст – это период, когда происходит включение человека в систему разнообразных отношений, влияющих на процесс формирования взглядов, ценностных ориентации, интересов и потребностей, а также на самоопределение и самоутверждение личности. Именно в этот период возрастает уровень преступности несовершеннолетних.

Уже сегодня мы можем констатировать растущую духовную непритязательность и нравственную опустошенность, повышенную тревожность, жестокость, агрессивность у подростков и молодежи.

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным [3, с. 83].

Подростковый возраст и ранняя юность представляют собой группу риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли [3, с. 85].

Как известно, отклоняющееся (девиантное) поведение, является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Отечественные психологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. При этом, характер причинно-следственных связей определяется многозначной причинностью, состоящей во взаимодействии многих факторов (обстоятельств), которые обусловили преступление или противоправное поведение, способствовали, сопутствовали, облегчали или препятствовали его наступлению [4, с. 12].

Результаты проведенных исследований (Ананенко А.А, Беличева С.А., Братусь Б.С., Змановская Е.В., Зюбин Л.М., Клейберг Ю.А., Кон И.С., Личко А.Е., Реан А.А., Рожкова М.И., Шилова Т.А. и др.)  дают основание утверждать, что преступные проявления среди подростков в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании молодежи и плохой организации досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

Весьма четко прослеживается в генезисе девиантного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей. Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей подростков. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие подростки ищут занятия вне учебного заведения в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов [5, с. 72].

Значимость указанных недостатков и упущений, выступающих в качестве неблагоприятных условий формирования подростков-правонарушителей должна учитываться при изучении их личности и осуществлении на этой основе целенаправленных мер профилактики.

С целью изучения причин формирования отклоняющихся форм поведения у несовершеннолетних, было проведено анкетирование учащихся профессионального колледжа машиностроения г. Пинска. В анкетировании приняло участие 120 человек. Средний возраст учащихся – 15-17 лет. Участникам предлагалось ответить на вопросы о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в молодежной среде.

Учащиеся колледжа (74 %) считают, что отклоняющимся поведением является отказ от учебы, пропуски учебных занятий, конфликты с педагогами и правоохранительными органами. Отклоняющееся поведение - это поведение, нарушающее юридические нормы, нормы правопорядка и распорядка учебного заведения.

Учащихся считают, что по распространенности видов девиантного поведения 1 место занимает употребление алкоголя и наркотических веществ, 2 место - нарушение общественного порядка, 3 место - хулиганство, кражи.

Среди основных причин формирования девиантного поведения были названы:

– наличие массы свободного времени (34%);

– желание повысить свой статус в обществе сверстников (23%).

– скука и наличие свободного времени (37%);

– желание улучшить свое материальное положение любым путем ( 26%).

Таким образом, в ответах учащихся прозвучали тревожные мотивы: выявление негативных влияний существенно затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в  развитие  отклоняющегося  поведения.

Анализ причин девиантного поведения позволяет сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением. К ним относятся:

– формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);

–  интеграция индивидуального опыта;

– совершенствование саморегуляции;

– повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;

– выработка жизненно важных умений;

– устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;

– расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;

– повышение уровня социальной адаптации [6, с. 182].

Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать:

– усиление адаптивного поведения;

- ослабление или устранение неадекватного поведения;

– устранение реакций тревоги;

– развитие способности расслабляться;

– развитие способности самоутверждаться приемлемыми способами;

– развитие эффективных социальных навыков;

– развитие способности к саморегулированию [6, с. 182].

Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода к каждому молодому человеку, с отклонениями в поведении. Педагогам, работающим с данной категорией молодежи, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо учитывать следующие требования, благодаря которым  возможен положительный исход в процессе коррекции отклоняющегося поведения:

– выявление объективных и субъективных причин, способствующих деформации поведения, через изучение особенностей личности, воспитательных условий;

– выявление положительных и отрицательных качеств личности;

– вовлечение молодых людей в разнообразные виды продуктивной деятельности;

– поддержание желания изменить свое поведение, побуждение к самовоспитанию;

– осуществление разумного контроля за поведением молодого человека в процессе исправления его недостатков [7, с. 147].

Большую роль в сокращении правонарушений и преступлений среди учащейся молодежи играет привлечение к решению этой проблемы широкого круга специалистов: психологов, педагогов, юристов, работников культуры, социальных работников, медиков и т.д.

Следует одобрить организацию правовой воспитательной работы с подростками во многих учебных заведения, где учебный материал эффективно дополняется целенаправленной внеклассной работой с различными контингентами учащихся, поддерживаются систематические связи с работниками правоохранительных органов. Положительно зарекомендовала себя практика назначения общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей.

Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно  сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в вышеуказанных направлениях.

В современной психологии поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения  и имеет выраженный практический характер [6, с. 184].

Поведенческий подход лег в основу специального комплекса занятий для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, который проходил апробацию на базе профессионального колледжа машиностроения г. Пинска.

Участниками формирующего эксперимента стали учащиеся данного колледжа, обучающиеся по специальности: «Станочник широкого профиля», «Слесарь-ремонтник, электросварщик ручной сварки».

Общее количество испытуемых, включая контрольную группу - 76 человек (экспериментальная группа - 38 человек, контрольная группа - 38 человек). Возраст участников формирующего эксперимента - 16-17 лет.

Задача комплекса занятий – не формирование подростка по заданным образцам, а помощь в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и осознании собственной свободы и ответственности за жизненные выборы. Занятия проводились в зависимости от расписания учебных занятий и внутреннего распорядка колледжа – 2 раза в неделю.

Цель занятий: психолого-педагогическая и социальная адаптация девиантов, развитие навыков социально одобряемого поведения, формирование личности учащегося, обладающего достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.

Задачи:

1. Развивать социальную активность, вызвать интерес к себе и окружающим.

2. Научить осуществлять правильный выбор форм поведения.

3. Научить адекватному проявлению активности, самостоятельности, инициативности.

4. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести статус в учебной группе (выполнять определенную роль в коллективе).

5. Активизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Предлагаемый комплекс коррекционных занятий состоял из 4 этапов:

1. Ориентировочно-диагностический этап, цель которого - осознание себя, неповторимости и своеобразия своей личности;

2. Коммуникативный этап, направленный на формирование коммуникативной культуры участников.

3. Поведенческий этап, задача которого - развивать навыки социально одобряемого поведения;

4. Заключительный этап ставил своей целью - определение жизненных перспектив, формирование позитивного восприятия себя и своего будущего.

Предложенная система профилактической и коррекционной работы оказала позитивное влияние на различные параметры поведения учащихся, отнесенных к группе «учащихся с девиантным поведением», что подтвердилось заметным снижением в группе участников занятий количества преступлений и правонарушений за период обучения. Отмечается ряд положительных изменений, происходящих у членов группы, посещавших занятия по развитию навыков социально одобряемого поведения: повышение среднего балла успеваемости, повышение волевого контроля эмоциональных реакций, повышение социометрического статуса в учебной группе и снижение конфликтности со сверстниками и педагогами.

Таким образом, теоретический анализ подходов к изучению факторов формирования отклоняющегося поведения у несовершеннолетних, позволяет рассматривать девиантное поведение как многофакторное явление, вызываемое и формирующееся под действием комплекса причин и психологических условий. Выявление негативных влияний затруднено, так как они не выступают изолированно, а представляют собой взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения. Для эффективного предупреждения отклонений в поведении подростков и юношей необходимо психолого-педагогическое изучение несовершеннолетних на протяжении всего периода обучения, выявление интересов, склонностей, своевременная диагностика причин отставания в учебе и недостатков поведения, изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, выбор наиболее эффективных путей устранения негативных явлений в учебно-воспитательном процессе. В профилактике асоциального поведения подростков особое значение приобретает психологическая культура педагога и психологическое знание.

Список использованных источников

1. Девиантное поведение подростков : проблемы и пути их решения / Под общ. ред. В.А. Никитина. – М. : ТЦ Сфера, 1996. – 210с.

2. Зюбин, Л.М. Психология воспитания / Л.М. Зюбин. – М. : Просвещение, 1991. – 191 с.

3. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1980. – 191 с.

4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

5. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: Учебн. пособ. для вузов / Ю.А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192с.

6. Змановская, Е.В. Девиантология  (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2003. – 288 с.

7. Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т.А. Шилова. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 176 с.

04.02.2013 г.

Шульга М.Л.

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54968. Великая Отечественная война. Сталинградская битва 70.5 KB
  Путина от 1 февраля 2013 года 215 мин Сталинград 3 мин. Капитуляция Паулюса под Сталинградом 3 мин. документы карточки аудио-материалы Левитан о победе под Сталинградом Понятийный минимум: Коренной перелом операция €œУран. 1 мин.
54969. Мелірування волосся способом «Трикутник» 540 KB
  Другий рівень репродукції Формування умінь якісно виконувати мелірування волосся способом трикутник з дотриманням правильної технологічної послідовності і всіх технічних умов. Навчально-матеріальна база уроку...
54970. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, определяющие их величину и динамику 23.49 KB
  Совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть реализован при соответствующем уровне цен в рамках национальной экономики.
54971. My favourite animal 51.5 KB
  Do you know anything about an owl? Let’s read the text and find out more information about it. Look at the blackboard. Here are some words from the text. Repeat them after me: a beak – beaks (дзьоб), soft (м’який, ніжний), centimeter, especially (особливо), mice, one mouse – two mice, insects (комахи), in silence (у тиші), total darkness (цілковита темрява). Read the text and be ready to translate it. (Учні читають текст вголос і перекладають його).
54972. Олесь Гончар — майстер малих літературних жанрів. Життя і творчість митця. Детальний аналіз новел «За мить до щастя», «Пізнє прозріння» 65.5 KB
  Мета: навчити учнів аналізувати епічний твір визначати новелістичний жанр виділяти провідні ідеї образи розкривати їх спираючись на текст; розвивати вміння використовувати деталі кольорову гаму для розкриття стильової палітри твору; виховувати усвідомлення філософської сутності щастя людини його відносності й короткочасності; навчити учнів пізнавати...
54973. Легка атлетика 56 KB
  Мета: Розвиток основних фізичних якостей та рухових здібностей, підвищення рівня фізичної підготовності учнів.
54974. Макроэкономическое равновесие. Модель «изъятия – издержки» 17.67 KB
  Важным инструментом прогнозирования является разработанный В.Леонтьевым межотраслевой равновесный баланс, позволяющий анализировать экономику, как национальную, так и отдельных регионов и на основе этого вырабатывать адекватные меры.
54975. Полтавская битва 64.5 KB
  Карл XII вторгся в Польшу занял Варшаву и посадил на трон своего ставленника Станислава Лещинского. После того как Карл XII занял Саксонию Август II вынужден был заключить с ним мир. Что таким образом произошло с Северным союзом Петр I прекрасно осознавал что теперь все силы Карл XII обрушит на Россию. Карл XII подошел к русской границе.