69955

КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Научная статья

Психология и эзотерика

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования музыкотерапии в коррекции психического состояния беременных женщин. Выявлено влияния музыкотерапии на психическое состояние беременных с учетом их индивидуальных свойств.

Русский

2014-10-13

32.72 KB

4 чел.

КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ.

Якжик И.М.

Республиканский институт высшей школы, Минск.

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования музыкотерапии в коррекции психического состояния беременных женщин. Выявлено влияния музыкотерапии на психическое состояние беременных с учетом их индивидуальных свойств. Намечены перспективы исследований музыкотерапии с целью коррекции психического состояния.

The paper discusses finding of the experimental study of music therapy in the correction of a mental condition of pregnant women. It is revealed influences of a music therapy on a mental condition of pregnant women taking into account their individual properties. Prospects of research of a music therapy for the purpose of correction of a mental condition are planned.

Благотворное влияние искусства, в частности музыки, в коррекционных и терапевтических программах помощи беременным женщинам давно не вызывает сомнений. Эта проблема рассматривается не только в психологии, но и в медицине, музыковедении, педагогике, что придает ей мультидисциплинарный характер. Об эффективности воздействия музыки на состояние человека еще в первой половине двадцатого века писали В.М. Бехтерев (1916), Л.С. Выготский (1925), Б.Г. Ананьев (1928).

Особая значимость музыкальной терапии в период беременности связано с рядом обстоятельств: множество негативных социальных факторов, осложняющих течение беременности и родов, ограниченность медикаментозных способов коррекции состояния в период вынашивания, ухудшение здоровья населения, напряженность демографической ситуации и пр. Специфические особенности психического состояния беременных обусловлены стремительностью и сложностью процессов, происходящих внутри организма и необходимостью быстрой адаптации к ним. В этой связи, остро стоит вопрос о возможностях использования комплексных подходов в оказании помощи беременным женщинам, включая и позитивное влияние музыки на их самочувствие. Поэтому считаем важным исследование музыкально-терапевтического влияния на психическое состояние беременных женщин.

В зарубежных странах (Германии, США, Великобритании, Швеции и пр.) музыкотерапия уже более пятидесяти лет имеет статус самостоятельной среди прочих видов психологической помощи. Таких специалистов готовят психологические и медицинские учебные заведения. В то время как на постсоветском пространстве лишь узкий круг профессиональных музыкотерапевтов и психологов владеет методами музыкальной коррекции. В последние пятнадцать лет появились русскоязычные исследования в данной области М.Л. Лазарева [1, 197с.], [2, 24с.], Петрушина В.И. [3, 96с.], С.В. Шушарджана [4, 28с.], В.М. Элькина [5, 219с.]. В. нашей же стране, музыкотерапия имеет скорее дилетантские очертания.

Следует отметить, что зарубежные издания по проблемам музыкотерапии в области перинатальной психологии также малочисленны (Durham L., Collins M., 1986; Cain J., 1992; Whitmore В., 199 7). 

В данной работе понятие музыкотерапии используется как восприятие музыки с коррекционной целью, где главной задачей является улучшение психического состояния. Цель настоящей работы – выявить особенности влияния музыкотерапии на психическое состояние беременных с учетом их психологических свойств. В качестве объекта исследования выступили беременные женщины, получающие психологическую помощь средствами музыкальной терапии при подготовке к родам. Предметом исследования обозначим динамику психического состояния беременных в процессе музыкотерапии и их музыкальные предпочтения. В данной работе поставлены следующие задачи: а) проанализировать особенности психического состояния беременных перед проведением курса музыкотерапии, личностные свойства и их взаимосвязи; б) выявить музыкальные предпочтения женщин в зависимости от их личностных свойств и психического состояния в) изучить специфические особенности музыкального восприятия с учетом их психологических характеристик; г) проанализировать изменения психического состояния беременных в процессе восприятия музыки в течение занятия и курса музыкотерапии; д) исследовать возможности диагностики психических состояний и личностных свойств беременных по их музыкальным предпочтениям.

Методологической базой исследования являются работы Л.С.Выготского о катарсическом влиянии музыки на психическое состояние человека, метод пренатально-ориентированного образования М.Л. Лазарева, музыкотерапии неврозов В.И. Петрушина, вокалотерапии С.В. Шушарджана, цветомузыкальных ассоциаций В.М. Элькина, методологические критерии музыковедческого анализа содержания музыки при ее подборе для музыкального восприятия беременными женщинами.

Исходя из поставленной цели и озвученных задач, для изучения психического состояния женщин в работе использованы следующие методы и методики исследования:

-метод наблюдения;

-беседа с беременными;

- методика САН;

- Сонатал - тест М.Л. Лазарева: психоэмоциональный статус (цветовой тест М. Лющера; психофизический статус: частота дыхания (ЧД), частота сердечных сокращений (ЧСС), контрольная пауза (КП – проба с задержкой дыхания на выдохе);

- шкала тревоги Шихана.

Для исследования личностных свойств:

- опросник Г.Ю. Айзенка (EPQ) для определения нейротизма, психотизма, экстраверсии-интроверсии;

- опросник С.А.Будасси;

- 16-факторный опросник Р. Кеттела.

Для изучения особенностей восприятия музыки испытуемыми:

- групповое обсуждение, беседа-интервью и анкета-самоотчет беременных женщин;

-метод изучения цветомузыкальных ассоциаций (на основе феномена синестезии);

- качественный и количественный анализ полученных результатов.

Использованы следующие методы математической статистики:

корреляционный анализ для изучения соответствия состояния личностным свойствам и их взаимодействия; дисперсионный – для выявления динамики психического состояния беременных в течение одного сеанса музыкотерапии (компьютерная программа SPSS for Windows, версия 11.5); критерий Вилконсона для изучения значимых отличий в динамике состояния беременных экспериментальной и контрольной групп.

В исследовании приняло участие 89женщин в сроках от 30 до 42недель беременности. Все они проходили комплексную предродовую подготовку на базе Родильного дома Минской области, где ими был пройден комплексный курс занятий с различными специалистами: 1)подготовка к родам с акушером-гинекологом, 2) грудное вскармливанию и уход за новорожденным с неонатологом, педиатром, 3) ЛФК 4)занятия с психологом.

В группе исследуемых большинство (68%) имели чувствительный и неустойчивый тип личности (по С.А. Будасси). Среди испытуемых преобладали беременные с повышенным нейротизмом (69%). Некоторых отличала низкая активность, неудовлетворительное самочувствие и высокий уровень тревоги. У большинства наблюдалось повышенное настроение, однако встречались женщины и с подавленным настроением.

Состояние беременности обусловливает сходство в восприятии музыки беременными с разными свойствами характера. Различия музыкального реагирования касаются, в основном, положительных реакций. Подавляющее большинство беременных отдает предпочтение негромкой, лирической, мелодичной музыке (вне зависимости от различий в музыкальных предпочтениях до беременности). Они отвергают громкую, диссонантную музыку драматического содержания. При этом критически реагируют даже на композиционно обусловленные драматические изменения характера произведения.

Положительные эмоции, переживаемые в процессе музыкального восприятия и цветовые ощущения предпочитаемой музыки (на основе феномена синестезии) связываются у женщин с основными цветами (по тесту М.Люшера); негативные эмоции, переживаемые в процессе музыкального восприятия и цветовые ощущения отвергаемой музыки связываются с «видением» дополнительных цветов.

Восприятие музыки зависит от состояния, самочувствия и личностных свойств беременных, в то же время музыкальное восприятие влияет на их психическое состояние и самочувствие, что выражено в динамике состояния беременных в течение занятия и курса занятий музыкотерапией.

Психоэмоциональный статус беременных характеризуется состоянием тревожности высокого уровня у 54% женщин, умеренной у 34%, низкой у 12%. В курсе занятий отмечена положительная динамика состояния беременных по показателям уровня тревожности и адаптации, самочувствия и настроения. Пренатальная подготовка полностью снимает высокий уровень тревожности, но легкая ее степень сохраняется у части женщин (19%). Среди беременных, не прошедших курс, перед родами происходит увеличение числа женщин с высоким показателем тревожности (с 54% до 64%).

В течение сеанса музыкотерапии наблюдалась положительная динамика самочувствия беременных: у большинства(73%) возросла выносливость (увеличилась продолжительность контрольной паузы – пробы с задержкой дыхания); нормализовались частота сердечных сокращений и уровень энергии (вегетативный коэффициент по тесту Люшера).

У беременных, прошедших музыкотерапию, отмечено снижение частоты гестоза в 1,6 раза, плацентарной дисфункции в 1,4, преждевременных родов в 4,6. В целом, благополучные роды наблюдались у большего числа женщин экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Положительная динамика эмоционального состояния в процессе музыкального восприятия, на отдельном занятии и курсе, в целом, по данным самоотчетов, выявлена у 76% женщин; крайне редко наблюдалась его отрицательная динамика (у 3%), - наиболее частой причиной чего являлся индивидуальный ассоциативный компонент восприятия музыки. В остальных случаях эмоциональное состояние оставалось без изменений (при наличии положительной динамики других показателей).

Особенности музыкального восприятия (повышенная чувствительность к громкости музыки; негативная реакция на печальные образы и диссонантные звучания; положительная реакция на грустную и лирическую музыку и др.) создают возможность музыкальной диагностики психического состояния и личностных свойств по музыкальным предпочтениям, дополняющей другие психодиагностические средства.

В исследованиях Е.А. Толчинской доказано, что музыкальная терапия в период вынашивания обогащает разнообразие методик психологической помощи беременным и развития детей раннего возраста, так как переживания музыкальных впечатлений рожениц положительно воздействуют на психическое развитие родившихся детей [6, 95с.].

Таким образом, несмотря на общепризнанный положительный эффект музыкального воздействия на человека, музыкотерапия в нашей стране практически осуществляется недостаточно. В исследованиях по этой проблематике необходимы методические разработки организации и форм музыкотерапии, а также изучение особенностей музыкального восприятия в зависимости от индивидуальных различий.

В русскоязычной литературе сведения о музыкотерапии состояния беременных являются редкими. Музыкальная терапия в ее корректирующей направленности на позитивные изменения психического состояния необоснованно упущена. Работы в области психологического сопровождения беременности с использованием музыкальных средств, представленные такими учеными как М.Л. Лазарев и А.Г. Юсфин, посвящены изучению влияния музыки на развитие детей до и после рождения [7, 106с.].

В доступных нам зарубежных научных изданиях исследования по музыкотерапии при беременности крайне редки Caine J. [8], Kaminski J.& Hall W. [9].

Наше исследование, направленное на изучение влияния музыки на психическое состояние беременных, выявление их музыкальных предпочтений позволило создать метод музыкально-терапевтического сопровождения беременности. Гипотеза о повышении эффективности психологической помощи беременным и подготовки к успешным родам при использовании музыкотерапии подтвердилась. Основная цель занятий – улучшение физиологического и гармонизация психологического состояния женщин – достигнута. Наиболее полный эффект музыкотерапии (по всем исследованным показателям) наблюдался у 31% беременных; частичный положительный эффект - у 44%; у остальных 23% имели место отдельные позитивные изменения. Наблюдения подтвердили предположения о том, что особенности восприятия музыки беременными обусловлены в числе других такими свойствами как сензитивность, неустойчивость настроений. Выявлено, что выбор музыки для музыкально-терапевтических занятий продиктован: 1) состоянием беременности присутствующих на сеансах женщин, которое влияет на особенности восприятия музыки и обнаруживает некоторое сходство музыкального восприятия беременных и больных неврозами; 2) особенностями психофизиологического состояния; 3) важным критерием подбора музыки являются индивидуально-личностные различия беременных. Однако, отметим что давать рекомендации по поводу той или иной музыки на основе этих различий следует осторожно, поскольку существует много иных причин, влияющих на музыкальные предпочтения: возраст, профессия, уровень музыкальной культуры, состояние здоровья музыкальные ассоциации и проч. В некоторых случаях, психологическая помощь средствами музыки требует индивидуальных занятий с конкретной женщиной. Что требует от музыкотерапевта не только грамотно составлять музыкальную программу, но умение гибко компоновать, способность заменять в случаях индивидуальной непереносимости произведения и пр. Специалист должен обладать междисциплинарными знаниями, умениями и навыками.

В результате исследования подтвердились диагностические возможности музыкального восприятия. Это способствовало созданию основы проективного музыкально-диагностического подхода, выявляющего личностные свойства и психические состояния беременных женщин.

Анализ особенностей протекания родов и развития детей выходит за рамки настоящей работы. Однако важным показателем качества психологической помощи беременным является именно успешность родового процесса. Все женщины, посещавшие занятия музыкотерапии отмечали появление психологической готовности к родам. После прослушивания музыки у подавляющего большинства изменялись вегетативные функции (частота сердечных сокращений, частота дыхания, контрольная пауза дыхания), а также цветовыбор. Исследуя характер влияния музыки на самочувствие женщин в зависимости от их состояния и личностных особенностей, изучая взаимную зависимость музыкального восприятия от физиологического и эмоционального состояния, удалось выявить критерии подбора музыки, ибо от ее содержания зависит эффективность музыкально-терапевтического помощи.

Навык релаксации успешно применяли в родах 52,3%женщин, что существенно помогало в течение родового процесса. Во время вынашивания детей 9,5% женщин пережили психотравмирующие ситуации, что выявилось в высоком уровне тревоги и беспокойстве за исход беременности и родов. Эти женщины составили группу риска с точки зрения естественности протекания родовой деятельности. Для них была составлена дополнительно индивидуальная психокоррекционная программа. Роды прошли успешно, в сроки; развитие детей констатировано согласно возрасту.

В результате проведенной работы намечены перспективы дальнейших исследований: 1) влияние музыки на состояние беременных в родах 2) наблюдение за психофизиологическим, интеллектуальным и эмоциональным развитием детей в результате музыкально-терапевтических занятий; 3) исследование влияния музыкально-терапевтического воздействия на женщин с патологиями беременности, бесплодием, перинатальными потерями и др.

Список использованных источников

  1.  Лазарев М.Л. Влияние психологических факторов на физическое здоровье детей: дисс канд.психол. наук: психология развития, акмеология 19.00.13 / -М., 1997. - 197с.
  2.  Лазарев М.Л. Сонатал. Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия (Методические рекомендации). М., 1996. – 24с.
  3.  Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 1991, Т 91. - №3. – С. 96-99.
  4.  Шушарджан С.В. Методы музыкальной терапии: пособие для врачей. -М., 2002. - 28с.
  5.  Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. -  СПб., 2000.- 219с.
  6.  Толчинская Е.А. Психологическая коррекция самочувствия беременных женщин средствами музыки // Перинатальная психология и психология родительства. - М., 2007, № 2.-  С. 95-106.
  7.  Юсфин А.Г. Музыкальное восприятие в перинатальном периоде: проблема начала // Перинатальная психология и медицина: сборн. матер. конфер. -  СПб., 2001. – 106с.
  8.  Caine J. The effects of music on the selected stress behaviors, weight, caloric and formula intake, and lenghtof premature and low birhweight neonatel in a newborn intensive care unit // Journal of Music Therapy. – 1992. 28(4). - P. 180-192.
  9.  Kaminski J.& Hall W. The effect of soothing music on neonatal behavioral states in hospital newborn nursery. // Neonatal Network : Journal of Neonatal Nursing. 1996. 15(1).- P. 45-54.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23021. Мова, мислення, свідомість 35 KB
  Мова мислення свідомість Мислення узагальнене й абстрактне відображення мозком людини явищ дійсності в поняттях судженнях й умовиводах. Щодо мови і мислення в науці існували два протилежні й неправильні погляди ототожнення мови й мислення Д. Гаман і відривання мови від мислення Ф. Представники першої точки зору вважали що мова це всього лише форма мислення.
23022. Мовна система та структура 33 KB
  Мовна система та структура Система мови – множинність елементів будьякої природної мови які перебувають у відношеннях і зв’язках один з одним і утворюють певну єдність і цілісність. Структура мови – спосіб організації мовної системи її внутрішня будова. У науковій літературі немає чіткої диференціації термінів система і структура. Реформатський який запропонував термін система використовувати для позначення системних відношень між одиницями одного рівня мови а термін структура для визначення системних відношень між різними рівнями.
23023. Звукова будова мови. Фонетика як наука про звуковий лад мови 33 KB
  Звукова будова мови. Фонетика як наука про звуковий лад мови. Звукове вираження це матеріальна оболонка мови. Матеріальна звукова форма мови є об'єктом фонетики.
23024. Оптимізаційні методи моделювання неперервних початково-крайових умов 475.5 KB
  Постановка задачі та проблеми її розв’язання. Ці задачі поставлені та розв’язані в лекції 5.1 де узагальнена векторфункція зовнішньодинамічних факторів які моделюються вектор значень моделюючих функцій та а матрична функція яка через функцію Гріна пов’язана зі специфікою розв’язуваної задачі. Позначивши через множину точок дискретизації моделюючих функцій керуючої функції та враховуючи помилки в розв’язанні задачі моделювання що визначається величиною 10.
23025. Формули псевдообернення збурених матриць та їх місце в задачах моделювання динаміки систем з розподіленими параметрами 463.5 KB
  Будемо вважати що збурення матриці С виконується в загальному випадку по всіх елементах що спонукає працювати з матрицями СabT та СabT де для LMвимірної матриці С aRL bRM – вектори якими і визначається збурення матриці С а отже і системи вцілому. Тому дослідження змін матриць СabT та СabT в залежності від значень векторів а та b є актуальним. Якщо при роботі з матрицею СabT проблем немає – залежності від а та b тут явні то для матриці СabT потрібні зручні та ефективні методи та засоби обчислення...
23026. Дослідження моделей лінійних динамічних систем з розподіленими параметрами при скінченновимірних варіаціях параметрів 330 KB
  22 – нескінченні прирости. Пройти ці неприємності на шляху до оптимального розв’язання задач розміщення спостерігачів та керувачів можна надаючи координатам та скінченні прирости та досліджуючи прирости .6 заключаємо що прирости та можуть бути вирахувані якщо будуть відомі прирости для та для .11 заключаємо що прирости та можуть бути вирахувані якщо будуть відомі прирости для та для .
23027. Псевдоінверсні методи моделювання задач керування лінійними динамічними системами 652 KB
  Інтегральні моделі динаміки лінійних систем і можливості по їх використанню в розв’язанні обернених задач.13 були успішно розв’язані в попередніх лекціях. Задачі були розв’язані точно якщо це можливо або з деяким наближенням якщо точний розв’язок задачі не можливий. Цим самим були дані розв’язки або найкраще середньоквадратичне наближення до них для задач моделювання зовнішньодинамічної обстановки в якій функціонує система та прямих задач динаміки таких систем.
23028. Задачі ідентифікації динаміки систем з розподіленими параметрами 276.5 KB
  Псевдоінверсні методи [2227] обернення алгебраїчних інтегральних та функціональних перетворень дозволяють виконати таку заміну побудувати моделюючі функції в неперервному або дискретному вигляді тільки при відомій функції матриці Гріна в необмеженій просторовочасовій області. Викладена ж в лекції 2 методика побудови функції дозволяє виконати це для систем динаміка яких описана вже диференціальним рівнянням вигляду 1.7 зведеться до знаходження перетворюючої функції функції Гріна в нашому розумінні такої що 15.4 побудови...
23029. Задачі ідентифікації лінійних алгебраїчних, інтегральних та функціональних перетворень 487 KB
  Постановка та план розв’язання задачі. Далі розв’язки ідентифікаційних задач 16.3 отримаємо із розв’язку допоміжних задач 16. Розглянемо розв’язок задачі 16.