69956

ТРАНСФОРМАЦИЯ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ И ТЕЛЕСНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

Логика и философия

Автором рассмотрены основные научные подходы к определению смыслообразующего и ценностного философского понимания телесности человека в аспекте значимости данного направления научного исследования. Следует отметить что включение человека с его соматическими характеристиками...

Русский

2014-10-13

77 KB

0 чел.

ТРАНСФОРМАЦИЯ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ И ТЕЛЕСНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

А.Н. Яковлев, О.В. Лимаренко

Полесский государственный университет, Пинск

 

Статья посвящена актуальной проблеме – анализу представлений о теле и телесности применительно к системе физического воспитания. Автором рассмотрены основные научные подходы к определению смыслообразующего и ценностного философского  понимания телесности человека в аспекте значимости данного направления научного исследования.

Article is devoted to an actual problem – the analysis of ideas of a body and a corporality in relation to system of physical training. The author considered the main scientific approaches to definition of valuable philosophical understanding of a corporality of the person in aspect of the importance of this direction of scientific research.

Проблема объективации материальных форм проявления культурных оснований в научном исследовании является одним из тех базовых вопросов, которые становятся предметом анализа применительно к предметной области нашей исследовательской деятельности – педагогике физической культуры. Следует отметить, что включение человека с его соматическими характеристиками и двигательной активностью в контекст социально-культурного развития объективно, независимо от степени осознания или неосознанности этого факта, превращает телесное начало в человеке из природно данного феномена в явление социально-культурное. Развитие в современном обществе различных практик, ориентирующихся на положительное восприятие развитого и эстетичного телесного начала, можно проследить в широком распространении многообразных конкурсов тела и красоты; пропагандировании бодибилдинга, здорового образа жизни и натуропатического питания; популяризации конкурсов спортивных танцев; в развитии увлечения восточными единоборствами и т.д. Данный аспект актуализирует необходимость исследования эволюции в понимании тела и телесности. При этом, не отменяя биологических оснований существования «человека телесного», нельзя не учитывать, что развивающаяся социально-культурная деятельность влечет за собой изменение статуса телесности человека как объекта научного познания, являющегося таковым в своей исторической ретроспективе не одно тысячелетие.

В теоретических исследованиях Б.Г. Акчурина, И.М. Быховской, Н.Н. Визитея, Л.В. Жарова, В.Л. Круткина, В.И. Столярова, Е.В. Стопникова, П.Д. Тищенко, Н.Н. Чеснокова накоплен определенный опыт  социально-гуманитарногой анализа феномена человеческого тела [1–7]. В заслугу отмеченных нами авторов следует поставить разработку основных научных подходов в понимании тела и телесного в аспекте осуществленных ими попыток социально-философской рефлексии. Однако недостаток современных глубоких исследований в данной области научной проблематики актуализирует необходимость обращения к рассмотрению вопросов понимания тела и телесного применительно к теории и методике физического воспитания в первом десятилетии XXI в. Оставаясь предметом интересов гуманитарного познания, важнейшим направлением которого является изучение человека в пространстве культуры, проблема телесности человека находит объективное отражение в системе психолого-педагогической науки и может быть отнесена в исследовательском плане к теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Следует отметить, что в физическом или анатомическом понимании тело определяется как основная часть чего-либо. В медицине понятие тела и телесности часто заменяется термином «организм», отображающим биологическую составляющую человеческого бытия.

При этом в аспекте социального знания учитывается, что с первых этапов развития в онтогенезе и в дальнейшей социализации становление человека обеспечивалось через адаптацию тела к природной, техногенной  и социальной среде,  а сама человеческая личность есть результат программы социализации, развернутой в своей исторической ретроспективе.

Одним из первых авторов, использовавших понятие «телесность» применительно для характеристики социальных качеств человеческого тела был А.Ф. Лосев [8]. В онтологическом аспекте мыслитель рассматривал вопрос о соотношении между духом и телом человека, характере их взаимосвязи. Значительное место занимает тело и в гносеологических исследованиях [4], где оно рассматривается как средоточение органов чувств человека, источник его непосредственных ощущений.

И.М. Быховская [2], рассматривая телесность человека в социально-культурологическом аспекте, определяет данный термин в качестве приобретенного состояния, возникающего не взамен, а в дополнение к естественно данному телу. Телесность – это культивированное тело, сформированное в дополнение к своим изначальным данным, естественным характеристикам, те свойства и модификации, которые продуцированы особенностями бытия человека телесного в конкретном социально-культурном контексте. Автор отмечает, что в настоящее время противопоставленность человека телесного и человека духовного постоянно воспроизводится в современной практике, в том числе в институтах социализации (в семье, системе образования и воспитания), которые закрепляют и продолжают эту традицию. Исследовательница констатирует обычность в современном обществе ситуация, когда телесно-физические качества человека являются объектом воздействия сами по себе, без сопряжения этого процесса с нравственными, интеллектуальными, эстетическими основаниями деятельности, и наоборот. Опасность подобной ситуации состоит в снижении ценности и культурного смысла телесности, в отсутствии престижа физически развитого человека, в крайне слабой заинтересованности представителей различных социальных групп в культивировании своих телесных, двигательных качеств. Иной крайностью является своеобразная «соматизация человека», в рамках которой происходит возведение в абсолют его мускульно-мышечных достоинств. Обшим для данных антиномичных аспектов является вынесение телесно-физических характеристик человека за рамки принимаемой всем социумом культурной социализации, а также исключение телесного бытия человека из системы социокультурных ценностей.

Солидаризируясь с Л.В. Жаровым [4], В.Л. Круткин [5] рассматривает телесность в контексте совокупной человеческой деятельности, как феномен культуры. По  В.Л. Круткину телесность человека является его интегральной характеристикой, не совпадающей с той или другой его стороной (например биологической или материальной в противовес социальной или духовной). Она охватывает как физические, так и метафизические его параметры. Тело – способ, каким природа становится человеком. Человеку не просто дается данное тело, ему дается тело в данном мире. Тело и общество не находятся в состоянии антагонизма. Общество генетически входит в плоть индивида, оно социотехнически входит и в его тело. Тело, прошедшее социализацию, перестает быть просто физическим, о нем уже нужно говорить как о социальной телесности.

Чрезвычайно значимой в аспекте осуществляемого нами исследования представляется позиция Н.Н. Визитея [3], отождествляющего телесность и физическую культура, а феномен тела человека трактующего через понимание аспекте единства нравственной, эстетической, интеллектуальной и деятельно-практической культуры. Данный автор в качестве обоснования данного положения аргументирует тем, что для любого социального феномена присуще действительно жизненное бытие человеческой субъективности, в котором часто не только духовный, но и деятельно-практический, телесный в конечном итоге акт, остается вне поля зрения. Тело находится в самодвижении, развивается,  и, благодаря этому, приобретает способность к самоопределению, замечает себя, становится для самого себя предметом, разворачивается в соответствующем качестве, взаимодействует с другими субъектами, другим телом.

Точке зрения Н.Н. Визитея противостоит позиция Б.Г. Акчурина [1], согласно исследованию которого телесная форма, человеческая телесность не имеет ничего общего с физическим телом человека. На взгляд данного исследователя это такое общественное отношение самих людей, которое часто принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами. Телесная организация, по Б.Г. Акчурину, бесспорно, вписывает человека в мир природы, но, вместе с тем, она приобретает специфические черты, благодаря которым включает его также и в социокультурную реальность.

Осуществленный сравнительно-сопоставительный анализ позволяет сделать вывод о неоднозначности трактовки и понимания тела и телесного, о сложности и многоаспектности рассматриваемого феномена. При этом в качестве ведущих подходов, эволюционировавших в научных исследованиях, целесообразно выделить технологический и ценностно-смысловой (при приоритетности первого). Объединяющим началом для каждого из представленных исследователей, имеющих индивидуальный взгляд на проблему тела и телесности, является понимание того, что тело человека не может рассматриваться как всего лишь материальный субстрат, обеспечивающий его существование.

Ставшая традиционной, акцентуация на методико-педагогических вопросах физического воспитания человека определила актуальность подхода, опирающегося на ценностно-смысловое, социально-символическое, специфически культурологическое осмысление человеческой телесности в рамках научного решения проблемы аксиологического анализа человеческого тела [9]. Естественно, что в таких условиях рассмотрение представлений о теле и телесности выносится за рамки социально-гуманитарного познания, что в совокупности порождает негативное либо скептически-снисходительное отношение гуманитариев сфере теории и практики, которая утилитарно обозначалась сокращенным «физкультура» в отличие от полноценных «политической культуры», «эстетической культуры» и т.д..

В нашем понимании тело как таковое – это объект естествознания, средоточие действия законов органического мира. Человеческое тело, помимо действия общих законов жизни, подвержено влиянию закономерностей социальной жизни, которые, не отменяя первых, существенно модифицируют их проявление. Данная идея находится в основе всей концепции человеческой телесности как философского подхода к осмыслению специфики человеческого тела.

С позиции психологической науки телесность  – не биологический организм, не  то, что мы осознаем в качестве своего тела, а культурно-исторический и семиотический феномен – новообразование, вызванное новой формой поведения. В данной трактовке телесность – то, без чего поведение человека не могло бы состояться. Это реализация определенной культурной и семиотической схемы – определенный модус тела или отношение к собственному телу, контроль инстинктов и потребностей.

В процессе жизнедеятельности человек уделяет внимание внешним проявлениям телесности: форма тела и его украшение (татуировка, одежда и аксесуары); экспрессивные движения тела (положения тела, жестикуляция, выражения лица и т.д.); выбор и социальное нормирование движений чераз способы ходьбы и бега, ритм шагов, движение рук и ног, способы иных основных двигательных действий; телесная дистанция (проксемика).

В свою очередь внутренние проявления телесности выражается в отношении к собственному телу (принятие – непринятие), физической подготовленности и физических качествах, состоянии внутренних органов и систем, в контроле за проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей).

Целесообразно отметить, что осознание и оценивание человеком своего тела, его значимости в структуре личностного восприятия, а также утверждение принципа сопряженности телесного и духовного в человеке при ориентации на общественную и личную шкалу ценностей – все это образует смысловой контекст формирования аксиологии человеческого тела – от установок до реальной практики осуществления, что представляется чрезвычайно значимым в аспекте физической культуры. В рамках такой постановки проблемы целесообразно актуализировать вопрос не просто о необходимости расширения исследований феномена человеческого тела, но, в известном смысле и о реабилитации человеческой телесности как объекта научного гуманитарного анализа, как реальной ценности для индивида и общества – равноправного с другими элементами социокультурного процесса.

Постановка проблемы важна и в аспекте своей практико-ориентированности. Снижение уровня социального, психического и физического здоровья  различных групп населения выдвигает на первый план понимание тела и телесности человека в аспекте актуальности систем базовых телесно-ориентированных упражнений как инструментальной основы оздоровительных   технологий физкультурно-спортивной  деятельности  различных  групп  населения.

Система физического воспитания на постсоветском пространстве функционирует на основе сложившихся методологических обоснований, которые позволяют эффективно использовать физические упражнения, направленные на закаливание организма, поддержание и укрепление здоровья человека,  рациональную организацию труда и отдыха, формирование активной жизненной позиции и долголетия. При этом актуализируется необходимость модернизации педагогической системы активного развития здоровье-сберегающей педагогики по вертикали (дошкольные учреждения – общеобразовательная школа – средние специальные учебные заведения – высшие учебные заведения), тесно совмещенной с семейным воспитанием при обеспечении подготовки подрастающего поколения к требованиям текущей учебной, будущей профессиональной деятельности и воинской службе. В данном контексте физкультурно-спортивная деятельность охватывает все возрастные группы населения, и имеет полифункциональный характер, направленный на поддержание здорового образа жизни, укреплении позиций семьи, формирование здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах, снижение заболеваемости и травматизма. При этом само управление физкультурно-спортивной деятельностью должно быть ориентировано на современную модель совершенной личности, умеющей конструировать свое собственное тело.

Разработка теоретических, методических основ физкультурно-спортивной деятельности неразрывно связана с формированием телесно-двигательных характеристик, главным образом, через телесно-ориентированные упражнения как инструментальную основу оздоровительных технологий физкультурно-спортивной деятельности различных групп населения и  является актуальным научным направлением, от успешного развития которого во многом зависит последующее решение важных прикладных задач.

Заявленное направление научных исследований, не исчерпывает всей проблемы индивидуализации в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью, а данные и их концептуализация внесут определенный вклад в области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Физическая культура находит в феномене человеческого тела, как и в любом другом материальном объекте, включенном в ее пространство, форму своей реализации, возможность быть воплощенной. Осуществленный сравнительно-сопоставительный анализ существующих исследований позволяет сделать вывод о стремлении авторов к выработке такого понимания тела и телесности, которое в должной мере отражало бы и физическую, и духовную, и социальную составляющую его бытия.

Список использованных источников:

1. Акчурин, Б.Г. Телесность как проявление человеческого потенциала / Б.Г. Акчурин // Социально-гуманитарные знания, 2004. – № 2. – С. 31–37.

2. Быховская, И.М. «Быть телом – иметь тело – творить тело»: три уровня бытия «хомо соматис» и проблемы физической культуры / И.М. Быховская // Теория и практика физической культуры, 1993. –  № 7. – С. 2–6.

3. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей // Проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты. – Кишинев : Штиинца, 1989. – 34–45.

4. Жаров, Л.В. Человеческая телесность: философский анализ / Л. В. Жаров. –

Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1988. – 128 с.

5. Круткин, В.Л. Онтология человеческой телесности / В.Л. Круткин. – Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 1998. – 321 с.

6. Столяров, В.И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / Сост. В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М. : Физическая культура, 2005. – Ч. 1. – 448 с; Ч.2. –  448 с.

7. Тищенко, П.Д. Психосоматическая проблема / П.Д. Тищенко // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М. : , 1991. – С. 26–38.

8. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. – М. : Политиздат, 1988. – 366 с.

9. Яковлев, А.Н. Монография: Научно-методические основы физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшей школы в контексте новых представлений о спорте как мировой религии нашего времени / А.Н. Яковлев. – Смоленск : Филиал ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. – 368 с.

Дата поступления статьи в редакцию:

04.02.2013 г.

Яковлев А.Н.

Лимаренко О.В.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1495. Политология как наука 147.17 KB
  Политология: предмет и функции. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии. Генезис, признаки, структура и функции государства. Гражданское общество: сущность и принципы организации. Конституция Республики Беларусь о формах государственного правления и устройства страны.
1496. Управление предприятием на примере автосалона GREGORYS CARS 50.93 KB
  Общая характеристика и структура управления предприятия. Основный виды деятельности и контроль качества оказываемых услуг. Организация и разработка технологических процессов сервиса на предприятии. Применения оргтехники и средств связи на предприятиями.
1497. Педагогическая деятельность в БОУ г. Омска 43.72 KB
  Ознакомление с системой правового воспитания учащихся. Знакомство с деятельностью классного руководителя. Знакомство с деятельностью учителя-предметника. Решения учебно-исследовательских задач. Внеклассное занятие по правоведению по теме Конституционное право.
1498. Методы проектирования организационной структуры 50.98 KB
  Метод структуризации целей. Метод организационного моделирования. Оценка эффективности организационных проектов. Корректировка организационных структур. Неудовлетворительное функционирование предприятия.
1499. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от ЧС социального характера 118.5 KB
  Опасности связанные с психическим воздействием на человека. Этапы развития социальной катастрофы. Методы борьбы с паникой. Меры предосторожности от карманных краж. Разбой. Самооборона, правовой аспект.
1500. Кто такой хакер. Компьютерная специализация 119.53 KB
  Хакер (от англ. hack) - особый тип компьютерных специалистов. Самые известные хакеры. Вся информация должна быть бесплатной. Не бывает неразрешимых проблем, бывает много работы.
1501. Анализ различий ролевых ожиданий у юношей и девушек готовящихся к вступлению в брак 109.97 KB
  Научное содержание понятия готовности молодых людей к вступлению в брак. Наличие у молодых людей, готовящихся к вступлению в брак, эмпатийного комплекса и альтруистических качеств личности. Эмпирическое исследование ролевых ожиданий молодых девушек вступающих в брак. Сравнительный анализ ролевых ожиданий между различными структурами семейной жизни у молодых людей, готовящихся к вступлению в брак.
1502. Что такое вера. Критерии истинности веры 116.61 KB
  Критерии истинности. Необходимость веры для спасения. Критерий хорошести. Ищущим Истинного Бога Бог готовит воздаяние. Вера должна быть связана с доступностью Бога. Вера должна исходить только от Бога. Искажение истины. Нет таких людей, которые не могут узнать Бога. Духовная причина неверия в Истинного Бога. Что нужно делать, чтобы спастись? Какого главного дела требует от нас Бог? Свойства веры и знания.
1503. Скрытие и фальсификация научной информации угроза современной цивилизации 114.5 KB
  Засекречивание - неизбежное зло для науки, однако оно носит временный характер и компенсируется вложением в науку дополнительных средств. При создании СТО Эйнштейн руководствовался работами голландского физика Г.Лоренца и французского математика А.Пуанкаре. Если бы современные физики познакомились с классическими теориями эфира, их такой вывод не удивил.