69957

ВЫЯВЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО

Научная статья

Педагогика и дидактика

Рассматривается дидактическая целесообразность применения категории образы исторических событий. Приводится пример комплекса разноуровневых заданий и их образец ориентированные на выявление уровня сформированности у учащихся образов исторических событий как...

Русский

2014-10-13

754.5 KB

4 чел.

ВЫЯВЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ

ОБРАЗОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО

          Л.А. Ярошевич

РИВШ, г. Минск

Рассматривается дидактическая целесообразность применения категории «образы исторических событий». Приводится пример комплекса разноуровневых заданий и их образец, ориентированные на выявление уровня сформированности у учащихся образов исторических событий как эмоционально-ценностного компонента содержания исторического образования.

We consider the didactic usefulness of the category of "images of historical events". Given the example of complex multi-level tasks and their design, aimed at identifying the level of formation of students' images of historical events as the emotional and value component of the content of history education.

В современной исторической науке существует мнение, что главным предметом истории сегодня становится не событие прошлого, а память о нём, тот образ, который запечатлелся у его участников и современников, транслировался непосредственным потомкам, реставрировался в последующих поколениях, подвергался «проверке» и «фильтрации» с помощью методов исторической критики» [1, с.41]. Действительно, в процессе обучения истории учащиеся усваивают не сами непосредственно исторические факты, а образы этих фактов в виде событий. Поэтому целесообразно говорить об усвоении  учащимися главных исторических фактов в виде целостных эмоционально окрашенных образов, а неглавных –   в необразной словесной форме.

В области исторического образования формирование у школьников образов исторических событий связано с выработкой у них способов деятельности, способствующих их социализации. Представляется возможным обосновать позицию, связанную с возможностями применения в процессе обучения истории алгоритма представления и усвоения содержания учебного материала по линии «образ – слово—действие».

В научно-методической литературе используются понятия «образы исторических событий», «образы исторического прошлого» или «образы исторического прошлого и современности», «образы исторических фактов»  [2, с.215]. О.Ю. Стрелова определяет образ исторического события как представление о ком или о чём-либо, которое отличается от стереотипа и возникает в индивидуальном порядке, а не передается в готовом виде [3, с.22]. Под образом исторического события понимается также результат и идеальная форма его отражения в сознании человека и общества, возникающие в условиях общественно-исторической практики на основе и в форме знаковых систем. [4, с.3]. Нам представляется наиболее целесообразным с точки зрения дидактики истории вести речь именно об образах исторических событий.

В психолого-педагогической науке образ определяется как чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику [5, с.500]. Пространственная организация и временная динамика образа исторических событий совпадает с историческим пространством (картографические знания и умения) и историческим временем (хронологические знания и умения) в структуре учебных исторических знаний.  Образ по своему содержанию может быть как чувственным, так и рациональным, что соответствует возможностям выявления его сформированности, связанным с использованием соответственно художественного и документального  материалов.

Образ рассматривается как важнейшая компонента действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и  разворачивая действие в пространстве и времен [5, с.500]. В деятельностном аспекте целесообразно говорить о соотнесении  вырабатываемых у учащихся умений с возможностью их диагностики пря выявления уровней сформированности образов исторических событий в соответствии с положениями 10-балльной шкалы оценки. Полнота и качество образа определяют степень совершенства действий, в процессе реализации которых исходный образ видоизменяется, накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. В этом случае идет речь об образах исторических событий буквально глазами их современников, которые являются участниками или свидетелями событий, и глазами их потомков, которыми являются сами учащиеся. Возникает дидактическая возможность диагностировать уровень сформированности образов исторических событий через их соотнесение, как созданных в прошлом и в настоящем. При этом важно учитывать мнение о том, что образы исторических событий являются всякого образа ментальными конструкциями, созданными в угоду тем или иным – религиозным, политическим, морально-нравственным и т.п. интересам [3, с. 23].

Алгоритм «образ – слово – действие» является, с нашей точки зрения, определяющим при первоначальном изучении истории на уровне общего базового образования. Формирование у школьников образов исторических событий и их участников способствует выявлению эмоционально-ценностных отношений учащихся к историческому прошлому. Кроме того, эмоционально-ценностный компонент школьного исторического образования связан с выработкой у  учащихся определенных культурных образцов поведения на примере действий участников исторических событий и усвоения мотивации их поступков. При обучении истории на уровне общего среднего образования формирование образов исторических событий целесообразно осуществлять по алгоритму «слово – образ – действие», направленному на выработку умения ориентироваться в современном учебном образовательном пространстве.

Гипотеза нашего исследования связана с тем, что реализация деятельностного подхода к оцениванию результатов обучения учащихся истории Беларуси при проведении обязательной итоговой аттестации предполагает введение в состав параметров оценивания степени сформированности образов исторических событий, представляемых в событийно-хронологическом контексте художественными изобразительными литературными средствами и документальными источниками, что позволяет диагностировать эмоционально-ценностное отношение школьников к историческим фактам и личностям с помощью системы разноуровневых заданий, ориентированных на комплексное применение способов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого и современности (картинное и аналитическое описание; образные характеристика и повествование; сюжетный рассказ; персонификация; драматизация; стилизация).

Говоря о возможностях выявления уровня сформированности образов исторических событий целесообразно учитывать положение о том, что этому способствует представление именно художественного образа литературными и изобразительными средствами. Художественный образ создается с целью наиболее полного раскрытия, в  первую очередь, сюжета исторического события, а также типологического исторического явления. В современной исторической науке отмечается, что история может представляться как образ прошлого в социальной памяти, а историческая наука лишь опосредованно влияет на социальную память, главным образом, через массовое историческое образование, художественную литературу и искусство. Литературные произведения на исторические темы, музыкальные произведения, живопись, кинофильмы – главные факторы, решающим образом действующие на социальную память. Сам характер, форма существования истории в общественном сознании – это представления, образы, мифы – является объективной предпосылкой для использования истории в целях социального проектирования (конструирования). [6, с. 153].

Вместе с тем представление образа художественными средствами не в полной мере соотносится с требованием исторической науки о точности и документальности передачи исторических фактов, т.к. практически любой образ, воссозданный художественными средствами, будет иметь определенный вымысел и домысел. Для разрешения данного противоречия важно учитывать возможность воплощения в чувственном образе любого абстрактного содержания [5, с.500]. В данном случае такое абстрактное содержание представляется теоретическим компонентом учебных исторических знаний.

С помощью использования художественных средств может быть эффективно выявлен опыт эмоционально-ценностных отношений личности в четырехкомпонентном составе содержания образования, представленным в его культурологической модели (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер). Этот компонент опыта наиболее трудно поддается диагностике. Поэтому для нас важно мнение О.Ю. Стреловой о том, что в основе образа всегда присутствует собственный опыт учащихся, т.е. традиционные компоненты содержания и результатов изучения гуманитарных предметов [3, с. 22]. В данном случае имеется возможность актуализировать опыт эмоционально-ценностных отношений в совокупности с другими компонентами содержания образования и результатами его усвоения на уровне способов деятельности.

Согласно культурологической модели содержания образования опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, которая в процессе обучения становится объектом или средством деятельности для учащихся, входит в сферу их учебной деятельности на уровнях восприятия, воспроизведения, преобразования содержания учебного исторического материала [7, с. 146-147]. С нашей точки зрения при формировании образов исторических событий важно обратить внимание на личностное знание, которое представляется как когнитивный компонент [8, с. 18]. При формировании такого знания целесообразно обратить внимание на становление опыта эмоционально-ценностных отношений к содержанию изучаемого материала, т.к. такой опыт не является в прямом смысле только продуктом обучения, а выступает следствием переживания и осмысления личностно значимых событий в современной жизнедеятельности учащихся [9, с. 18-19].  

Приводим примеры разноуровневых заданий, ориентированных на выявление сформированности у обучающихся образов исторических событий и их участников по теме «Средневековые княжества на территории Беларуси в IX—середине XIІІ в.».

Задание А. Определите, использую иллюстрацию, имена итсорических личностей, одна из которых после смерти своего отца полоцкого князя Рогволода стала женой великого киевского князя Владимира, а затем вместе с сыном была отправлена на Родину. Что означало имя Горислава, данное этой личности великим киевским князем? Почему древнее государство, где великим князем стал Владимир, учёные считают общим государством восточных славян – русских, белорусов, украинцев?

 В этом задании целесообразно использование такого методического  приема формирования образов исторических событий, как образная характеристика. Она предполагает воссоздание яркого оригинального образа реальных исторических деятелей или типичных представителей социальных групп на основе портретного описания их внешности, перечисления важнейших биографических данных, характерных особенностей их поведения (действий) с оценочным выводом об исторической роли и значении деятельности персоны.

Задание Б. Ответьте на вопросы, используя картину.

  1.  Что я вижу на картине?
  2.  Что я спрашиваю у себя, смотря на картину?
  3.  Я опасаюсь, что …
  4.  Я надеюсь, что …
  5.  Я чувствую …
  6.  Я слышу …
  7.  Я ощущаю запах …
  8.  Когда и где это произошло?
  9.  Что произошло дальше?    

В задании приводится художественная картина, отображающая исторические персонажи, что может считаться художественным образом, реализующим алгоритм «образ – слово –  действие» при первоначальном представлении и усвоении содержания учебного материала Перечень вопросов предполагает при ответе на них первоначальное усвоение образов исторического прошлого на основе его мультисенсорного восприятия.

Задание В. Опишите, как сложилась судьба женщины, изображённой на представленных ранее иллюстрациях, которая вошла в историю под тремя именами. В данном случае может быть использован такой методический прием творческой реконструкции образов исторических событий, как персонификация. Она предполагает образное или сюжетное повествование от первого лица (участника события), представленное в исторически достоверном контексте  с передачей отношения участника к событию. Предполагается также возможность выражения эмпатии, т.е. умения проникать во внутренний мир человека, представлять себе его чувства и поведение в определённых обстоятельствах с опорой на сюжетную или типологическую картину, документальные источники.

Представленные примеры разноуровневых заданий учитывают при выявлении у учащихся уровней сформированности образов исторических событий и их участников положений 10-балльной системы оценивания. При этом автор статьи особое внимание уделяет способам формирования самооценки, которая более важна при развитии качеств личности, чем внешнее оценивание. В данном случае посредством иллюстративного ряда представлены так называемые культурные образцы поведения человека в истории и создана возможность не только ознакомления с ними учащихся, но и определения ими мотивации социальных действий человека в истории. Разработка в качестве объекта оценивания образов исторического прошлого и его участников соответствует деятельностному подходу к оцениванию результатов обучения истории и позволяет выявить качественные характеристики личности школьников, связанные с овладением ими умениями выбора и самооценки. Выявление уровня сформированности образов исторического прошлого предусматривает формирование таких способов деятельности, как реконструкция исторических событий (описание исторических объектов, в т.ч. письменных памятников, событий и их участников, занятий и образа жизни в различные исторические периоды); работа с источниками учебных исторических знаний, в т.ч. репродукциями художественных произведений (нахождение основных и дополнительных фактов, сопоставление их с другими данными, отличие исторического факта от его интерпретации, характеристика автора художественного произведения); анализ и объяснение исторических событий и явлений (соотнесение факта с процессом, явлением, раскрытие  характерных, существенных признаков событий и явлений, объяснение причин и следствий, взаимообусловленности исторических событий и явлений, объяснение направленности, тенденций исторических событий, процессов); рассмотрение версий и оценок исторических событий и личностей (изложение и разъяснение версий и оценок, сопоставительное рассмотрение нескольких оценок, выявление общего и различий, аргументированный выбор версии, оценки из числа представленных в учебной литературе, определение  и обоснование собственного отношения к событиям прошлого и настоящего).

Таким образом, на основе анализа и систематизации материала о сущностном определении категории «образы исторических событий» и особенностей выявления их сформированности в процессе учебной деятельности, представляется возможным создать модель структуры образа исторических событий.

Образ исторических событий

Личностные индивидуальные эмоционально-окрашенные представления учащихся

Теоретические и фактологические учебные исторические знания и умения (способы деятельности)

Оценочные знания и  собственный опыт эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу

                                           Список использованных источников

1. Репина, Л. П. Историческая память и современная историография / Л.П. Репина  // Новая и новейшая история. – 2004. – №5. – С. 41.

2.  Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова // – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 382 с.

3. Стрелова, О. Ю. Образы – мифы – фальсификации / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществоведения. – 2010. – №8. – С. 22.

4. Дружба, О.В.  Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества : автореф. дис… д.- ра  ист. наук : 07.00.02 / О.В. Дружба ; Ростов. гос. ун.-т. – Ростов-на Дону, 2000. – 48 с.

5.  Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2006. – 928 с.

6. Никифоров, Ю. А. Интерпретация  истории как технология социального проектирования («Круглый стол») / Ю.А. Никифоров // Москва. – 2011. – № 8. – С. 153.

7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.  – М.: Педагогика. 1983. – 352 с.

8. Миницкий, Н.И. Когнитивные практики в гуманитарном образовании (междисциплинарный аспект) / Н.И. Миницкий // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 11. – С. 8–20.

9.  Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В.  Сериков; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

                                              

 

 

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26434. Орган слуха и равновесия 20.5 KB
  Наружное ухо: ушная раковина и наружный слуховой проход железы выделяющие серу. Среднее ухо: барабанная полость молоточек наковальня чечевицеобразная косточка и стремечко евстахиева труба с носоглоткой. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринт. Внутреннее ухо состоит из преддверия vestibulum улитки cochlea и вестибулярного аппарата.
26435. Организм и его составляющие 21 KB
  Уровни анатомической организации организма: организм аппарат функциональное объединение разнородных органов которые отличаются своим происхождением развитием но объединяются общностью функций эндокринный опорнодвигательный мочеполовой аппарат система органов совокупность органов имеющих общий план строения общность развития из 1 эмбрионального зачатка функций система органов пищеварения трубкообразный тип из энтодермы. 3 группы систем органов: соматическая висцеральная и интегрирующая сердечнососудистая система...
26436. Органы кроветворения и иммунной защиты 21.5 KB
  Они делятся на: центральные органы красный костный мозг и тимус и периферические контролирующие внутреннюю среду: селезёнка и лимфоузлы; на границе организма с внешней средой: миндалины лимфоидные образования пищеварительного тракта дыхательного аппарата мочеполового аппарата. Красный костный мозг medulla osse в костях вырабатывает в периферическую кровь кровяные клетки.
26437. Органы мочевыделения organa uropoetica 21.5 KB
  Анатомический состав: почки постоянно образуют мочу мочеточники непарный мочевой пузырь и мочеиспускательный канал у самцов мочеполовой. У птиц: почки мочеточники уросинус клоаки. Иннервация: почки: вагусом через экстра и интрамуральные ганглии. Кровоснабжение: почки: почечные арт.
26438. Парасимпатическая НС 20 KB
  Парасимпатическая иннервация происходит в голове от центров среднего и продолговатого мозга через экстра и интрамуральные ганглии а также ресничный крылонёбный подчелюстной и ушной ганглии; органы грудной и брюшной полости от продолговатого мозга по вагусу через экстра и интрамуральные ганглии тазовой полости от крестцового отдела спинного мозга по тазовым нервам через экстра и интрамуральные ганглии. Перерыв происходит в парасимпатических ганглиях: экстра и интрамуральных.
26439. Передняя кишка 21.5 KB
  Пищевод трубчатый мышечный орган выстланный слизистой оболочкой покрытой многослойным плоским ороговевающим эпителием устойчивым к воздействиям корма. Пищевод начинается в глотке и заканчивается в желудке. По расположению различают шейную грудную и брюшную части пищевода.
26440. Плечевой пояс 21 KB
  В области лопатки располагаются мышцы действующие на плечевой сустав предостная supraspinatus дельтовидная заостная infraspinatus малая круглая teres minor клювовидноплечевая coracobrachialis подлопаточная subscapularis большая круглая напрягатель капсулы сустава а также часть мышц плечевого пояса трапециевидная ромбовидная зубчатая вентральная serratus ventralis. У птиц плечевой пояс имеет трёхчленное построение: саблевидная лопатка коракоид и ключица.
26441. ПНС 20 KB
  По дорсальным корешкам через лежащие на дорсальном корешке чувствительные ганглии происходит афферентная связь со всеми органами тела. Через вентральные корешки осуществляются: прямая эфферентная соматическая связь центров с оперечно исчерченной мускулатурой; прерывистая эфферентная связь с мышечной стенкой сосудов перерыв происходит в симпатических ганглиях; прерывистая эфферентная связь с мышечной стенкой внутренностей и железами перерыв происходит в экстра или интрамуральных ганглиях.
26442. Позвоночный столб (columna vertebralis) 21.5 KB
  cervicales грудной v. Соединение: тела межпозвоночные хрящи фиброзное кольцо и пульпозное ядро дорсальная продольная связка внутри позвоночного канала на долсальной поверхности позвонков эпистрофей крестец вентральная продольная связка последний грудной крестец; дужки: жёлтые связки; остистые отростки: межостистые связки у плотоядных мышцы надостистая связка грудной поясничный крестцовый выйная связка канатиковая и пластинчатая части; у собак канатик у свиньи и кошки нет у КРС вместе с надостистой связкой в...