69959

КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ

Научная статья

Психология и эзотерика

В статье определены понятия специалист военного профиля профессионально-творческое развитие личности проанализирована система общих профессиональных творческих компетенций в подготовке специалиста. Выявлены компетенции профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля.

Русский

2014-10-13

73.5 KB

1 чел.

КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ

О.С. Ванюшина

УО «Военная академия Республики Беларусь», г. Минск

В статье определены понятия «специалист военного профиля», «профессионально-творческое развитие личности», проанализирована система общих, профессиональных, творческих компетенций в подготовке специалиста. Выявлены компетенции профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля. Данные компетенции представляют собой интегративную структуру и являются теоретическим базисом для интенсификации и оптимизации профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля.

In the article the terms “military specialist”, “professional creative personality development” are determined; the system of general, professional and creative competence in specialist’s education is analyzed. Some types of professional creative development competence of a military specialist personality are revealed. The types under consideration are an integrative structure and a basis of professional creative development of a military specialist personality intensification and optimization.

В настоящее время развитию личности специалиста военного профиля необходимо уделять всё больше внимания, поскольку многоплановый характер служебной деятельности современного кадрового офицера представляет собой сочетание многих разновидностей труда, обусловливающих сложную систему формирования необходимых личностных качеств. Именно этими обстоятельствами определена актуальность рассматриваемой нами проблемы профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля.

В ряде научных исследований отмечается, что информационная эпоха современности требует существенных изменений в подготовке специалистов разного профиля, в том числе и специалиста военного профиля 1, 2, 3. Курсант военного вуза сегодня – это будущий профессионал, которому вменяется в обязанности высокая степень ответственности за управление своими действиями, связанными с решением задач как профессионального, так и общечеловеческого плана. В этой связи одной из важных задач, на наш взгляд, является рассмотрение проблемы профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля.

Проблеме творчества в обучении и воспитании, творческому развитию личности посвящено много исследований, среди которых работы Г.С. Альтшуллера, А.В. Кудрявцева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукина, Л.С. Выготского, Д.Б Богоявленской, Я.И. Пономарёва, В.И. Андреева, В.В. Петрусинского, И.С. Кона, А.В. Долматова и др. Вопросы обучения офицерских кадров в высших учебных заведениях нашли своё отражение в научных работах В.И. Андреева, И.А. Алёхина, А.В. Барабанщикова, Н.П. Балыкова, Д.И. Водзинского, Ж.К. Голотвина, Н.А. Белоусова, Р.Я. Мирского, Л.М. Рогачёва, В.В. Чечета, в кандидатских и докторских диссертациях К.А. Кулинковича, Р.С. Пионовой, А.Т. Кандыбовича, Г.В. Бляха, А.Т. Ростунова, А.В. Санниковой, С.А. Голубя, Т.П. Гвоздевой, А.М. Гальперина, С.Ф. Шакарова, В.Н. Беспрозванного, П.Е. Сапегина [4, с.285]. Однако вопросам профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля, этому важному направлению в теории и практике подготовки военного специалиста в условиях глобализации и интеграции, обеспечения национальной и военной безопасности белорусского государства, отведено незначительное место, отсутствуют теоретические и методические материалы, с помощью которых можно было бы достичь желаемых результатов в подготовке специалиста военного профиля.

Термин «специалист военного профиля» употребляется в нормативных документах Вооружённых Сил, положениях и инструктивных материалах военных учебных заведений и силовых подразделений. Однако нигде из них не даётся чёткого определения понятия «специалист военного профиля» и не раскрываются требования к компетенциям профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля.

Прежде всего, необходимо отметить, что термин «специалист военного профиля» весьма многогранен, а само понятие довольно обширное и многокомпонентное. Специалист любой сферы рассматривается, как профессионал, обладающий определёнными профессиональными компетенциями. Кроме того, любой специалист-профессионал – это личность, характеризующаяся определённым набором морально-психологических, нравственных, этических, идеологических и др. характеристик. Что касается специалиста военного профиля, вышеотмеченные характеристики взаимосвязаны настолько, что порой сложно провести между ними грань. К примеру, уставы Вооружённых Сил обязывают каждого военнослужащего стойко переносить трудности военной службы, беспрекословно выполнять поставленные задачи, строго соблюдать Конституцию РБ, с достоинством нести высокое звание защитника Отечества, беззаветно служить народу, быть верным присяге, быть честным, дисциплинированным, храбрым, инициативным, оберегать боевое знамя, дорожить войсковым товариществом, уважать честь и достоинство каждого, содействовать командирам, соблюдать правила воинской вежливости и т.д [5], [6, с.12]. Данные примеры определяют профессиональную компетентность специалиста военного профиля и в то же время могут быть взяты за основу психологических, моральных и нравственных качеств личности.

Следующим требованием, предъявляемым к специалисту военного профиля, является его состояние здоровья и физическая подготовленность. Специалист военного профиля обязан быть физически развит и закалён для выполнения служебных задач любого уровня сложности; знать организацию физической подготовки в подразделении, нормативы по физической подготовке, содержание и формы проведения занятий, методику проведения и средства физической подготовки.

Специалист военного профиля, при всех своих профессиональных обязанностях, является одновременно и воспитателем своих подчинённых. В связи с этим он должен владеть психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, на уровне соответствующих компетенций.

В научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов достаточно хорошо раскрыта система общих (универсальных) и профессиональных компетенций военнослужащего. К примеру,                 И.Г. Шапошникова, Т.В. Леонтьева под компетентностью понимают личностные возможности должностного лица, его знания и опыт, позволяющие ему участвовать в разработке определённого круга решений [7, с.14]. А.А. Андреев, трактует категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности [8, с.11]. В настоящий момент существуют разные классификации компетенций. В.В. Макоско, В.И. Андреев объединяют все компетентности специалиста военного профиля по сфере их распространения на: внепрофессиональные (не связанные и непосредственно не влияющие на профессиональную деятельность офицера), надпрофессиональные (необязательные, но при определённых условиях способствующие успешной профессиональной деятельности), профессиональные (общепрофессиональные, общеспециальные, специальные, дополнительные) [9, с.38]. А.В. Хуторской, О.Е. Лебедев предлагают классификацию компетенций по трём уровням: ключевые (общее содержание образования), общепредметные (определённый круг учебных предметов и образовательных областей), предметные (в рамках определённого предмета) [7, с.15]. Т.Е. Исаева, К.В. Шапошников делят компетенции на две группы: общие, в которые включены универсальные, ключевые и надпрофессиональные компетенции, и профессиональные, то есть предметно-специализированные [10, с.56]. В.И. Байденко предлагает следующую классификацию компетенций: социально-личностные, экономические, общенаучные, организационно-управленческие, общепрофессиональные, специальные [11, с.18]. И.А. Зимняя,                    С.М. Коломиец выделяют четыре группы компетенций: познавательные, творческие, социально-психологические и профессиональные [12, с.19].  А.Е. Гордеев классифицирует профессиональные способности, обеспечивающие успешность выполнения функциональных обязанностей офицерами ракетных войск следующим образом: социально-управленческие, аналитически-управленческие, операторские и технические [13, с.43].  

Из сказанного видно, что в современной психолого-педагогической литературе нет единой точки зрения по рассмотрению классификаций компетенций. Это же отмечает и Е.В. Вострокнутов, высказывая своё мнение об общих либо универсальных компетенциях, под которыми следует понимать совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, обеспечивающих качественное продуктивное выполнение деятельности [7, с.15]. С.А. Улитко, характеризует профессиональную компетентность как совокупность интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих специалисту-профессионалу эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром [14, с.23].

Наше внимание акцентируется на вопросах развития личностных качеств, дополняющих портрет специалиста-профессионала, что позволит сосредоточить внимание на профессионально-творческом развитии личности специалиста военного профиля. Именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. По своей главной сути, творчество становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности [4, с.286]. Под творческой личностью в психолого-педагогической литературе понимается личность, обладающая творческой направленностью и создающая путём применения оригинальных способов деятельности объективно и субъективно новые материальные или духовные ценности, отличающиеся личной или социальной значимостью и прогрессивностью. По мнению     Я.А. Пономарёва для творческой личности характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении результата своего труда, сколько в самом его процессе. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделяет глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте [15, с. 208]. Таким образом, можно сказать, что для творческой личности характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющим ей достигнуть прогрессивных, социально или личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Под профессионально-творческим развитием личности мы понимаем интегративное, многоуровневое и многокомпонентное образование, выступающее важнейшей качественной особенностью личности, у которой творческий труд, стремление к творческому саморазвитию и самосовершенствованию, социальная активность являются жизненными духовными потребностями.

Изучая проблему профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля, необходимо рассмотреть творческие и социально-личностные компетенции специалиста, упоминающиеся в работах И.А. Зимней, С.М. Коломийца, О.В. Воробьёва, Е.В. Вострокнутова,            С.Г. Разуваева и некоторых других [7, с.17]. Под социально-психологическими компетенциями И.А. Зимняя понимает способность следовать нормам принятого в обществе социального поведения (в том числе в отношениях с руководителями и подчинёнными); способность видеть и понимать мир как единое целое, осознавать своё место в нём, включая способность целеполагания, выбора средств для достижения поставленной цели и их планомерного применения; способность принятия решений [7, с.17].           А.И. Попов, Н.П. Пучков понимают творческие компетенции как готовность к эффективному инновационному поведению в современных социально-экономических условиях и выполнению конкретной работы в соответствии с установленными требованиями [16, с. 25]. С.М. Коломиец, И.А. Зимняя определяют творческие компетенции как способность выявления новых подходов, нестандартных решений, противоречий [12, с.19].  Н.А. Пахтусова выявляет профессионально-творческую компетентность и определяет её как комплексную характеристику педагога, отражающую его готовность выполнять эффективную педагогическую деятельность на творческом уровне и способность к личностному и профессиональному саморазвитию [17, с.161].

Проведенный анализ психолого-педагогической, научной, методической литературы позволил нам выявить следующие компетенции, которые характерны для исследования проблемы профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля. К ним следует отнести: компетенцию интеллектуальной инициативности (способность личности к самостоятельно мотивированной мыслительной деятельности для поиска наиболее совершенных способов решения профессиональных задач); компетенцию профессиональной мобильности (готовность и способность личности к конструктивному, творческому использованию межкультурных и межотраслевых знаний, умений, необходимых для многоаспектных видов деятельности); компетенцию акмеологической направленности (потребности личности в активном творческом труде, самоактуализации, творческой самореализации, направленные на достижение вершин профессионального мастерства); компетенцию социально-патриотической значимости (психологическая готовность личности к творческой военно-профессиональной и социальной деятельности, направленной на выполнение гражданского и воинского долга); компетенцию технико-тактической грамотности (знания, умения, навыки по управлению личным составом и техникой); компетенцию оздоровительно-спортивной направленности (знания, умения, навыки по организации и проведению спортивно-оздоровительных мероприятий для военнослужащих).

Компетентность является одним из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в деятельности специалиста военного профиля. Выявление компетенций профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля: интеллектуальной инициативности, профессиональной мобильности, акмеологической направленности, социально-патриотической значимости, технико-тактической грамотности, оздоровительно-спортивной направленности – обусловлено необходимостью повышения качества профессиональной подготовки военнослужащих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лихолетов, В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / В.В. Лихолетов. - Челябинский государственный университет. – Екатеринбург, 2002. – 49 с.

2. Кошелёва, О.А. Формирование «личностного профиля» будущего военного специалиста в условиях модернизации образования. / О.А. Кошелёва // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал [Электронный ресурс]. – 2009. - №2. – Режим доступа: http://www.jeducation.ru/2_2009/7.html. – Дата доступа: 10.04.2012.

3. Михута, И.Ю.  Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля / И.Ю. Михута, В.Е. Васюк // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. № 4. -  С. 88-95.

4. Ванюшина, О.С. Профессионально-творческое развитие языковой личности специалиста военного профиля. / О.С. Ванюшина // Научные труды Республиканского института высшей школы: исторические и психолого-педагогические науки  часть 2 под ред. В.Ф. Беркова [и др.]. Минск РИВШ, 2012. – 439с. – С.284-290.

5. Закон о статусе военнослужащих: закон Республики Беларусь. 4 января 2010 г. № 100-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа:  http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000100&p2={NRPA}.- Дата доступа 02.02.2013.

6. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Республики Беларусь: указ Президента Республики Беларусь. 26 июня 2001г. №355. / Министерство обороны Республики Беларусь. – Минск.- 2001. – 299с. – С.11-14.

7. Вострокнутов, Е.В. Сущность понятия «творческие компетенции» в спектре категориально-понятийного поля педагогики. / Е.В. Вострокнутов, С.Г. Разуваев // Вестник ТГПУ [Электронный ресурс]. – 2012. - №2. – Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tvorcheskie-kompetentsii-v-spektre-kategorialno-ponyatiynogo-polya-pedagogiki. Дата доступа: 10.02.2013.

8. Андреев А.А. Знания или компетенции? / А.А. Андреев // Высшее образование в России. – 2005. - №2. – С.3-12.

9. Андреев, В.И. О профессионализме педагога как воспитателя в высшей военной школе. / В.И. Андреев, В.В. Макоско // Идеологические аспекты военной безопасности. – 2008. - №1. – С.38-42.

10. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. / Т.Е. Исаева // Педагогика. – 2006. - №9. – С.55-60.

11. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2006. – 72с.

12. Коломиец, С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: Монография. / С.М. Коломиец. – М.: Издательство «Перо». 2010. – 181с.

13. Погудин, С.М. Критерии профессионального становления учащейся молодёжи в вузах военно-физкультурного профиля. / С.М. Погудин // Теория и практика физической культуры. – 2002. - № 7. - С. 41-43.

14. Улитко, С.А. Проблема подготовки офицеров пограничной службы: профессиональные компетенции. / С.А. Улитко // Вестник Полоцкого государственного университета: педагогические науки. – 2011. –№15. -  С.22-25.

15. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич: под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: современная школа, 2010. – 720 с. - С. 208.

16. Попов, А.И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: Монография / А.И. Попов, Н.П. Пучков. – Тамбов.: Издательство ТГТУ. 2010. – 212с.

17. Пахтусова, Н.А. Профессионально-творческая компетентность как системное качество подготовки будущего педагога. / Н.А. Пахтусова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. - №10. – С.160-166.

«19» февраля 2013г.                                 _____________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30287. Основные методы (школы) литературоведения. Структурализм, постструктурализм 184 KB
  Буало автора комедии. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора отношения к изображаемому. Николев а в их стиле лиризм и рупорность основных персонажей прямо высказывающих любимые идеи автора. 3 Реализм это такое направление в искусстве которое в отличие от предшествующих ему классицизма и романтизма где точка зрения автора находилась соответственно внутри и вне текста осуществляет в своих текстах системную множественность точек зрения автора на текст.
30288. Основные методы художественной литературы. Классицизм. Историко-социальные предпосылки возникновения. Трактат "О поэтическом искусстве" Н.Буало. Характер художественного конфликта в классицизме 27.5 KB
  clssicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 начала 19 вв. в литературе. стала основой его социологических и этических построений а в литературе К. оставил в наследство русской литературе 19 в.
30289. Основные методы художественной литературы. Классицизм. Жанрово-стилевая система 27 KB
  Представители классицизма в России Эстетика К. Но внешние стороны не должны были заслонять по убеждению теоретиков и практиков классицизма содержательную сторону показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы то оказалось что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности.
30290. Основные методы художественной литературы. Романтизм. Философская основа (учения Шеллинга, Шопенгауэра) 30.5 KB
  Романтизм. Характер художественного конфликта в романтизме Классические страны романтизма – Германия Англия Франция. Романтизм – это одно из крупнейших направлений в европейской и американской литре 1819 вв получившее всемирное значение и распространение. Романтизм – это то что впоследствии будет называться французской революцией под лозунгами свобода равенство братство.
30291. Основные методы художественной литературы. Романтизм. Тип героя. Понятия романтической тайны, романтической иронии 23 KB
  Понятия романтической тайны романтической иронии Романтизм последний “большой стиль†в истории искусства то есть последнее направление проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах музыке литературе. Романтизм высшая точка в развитии гуманистического искусства начатого в эпоху Возрождения когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Мир для романтиков тайна загадка познать которую может только откровение искусства.
30293. Основные методы художественной литературы. Реализм. Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм 29 KB
  Реализм. Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм. 1 Реализм это художественное направление имеющее целью возможно ближе передавать действительность стремящееся к максимальному правдоподобию.
30294. Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика акмеизма 29.5 KB
  Идейные основы и художественная практика акмеизма. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность сиюминутность бытия некая тайна покрытая ореолом мистики то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н.