69960

СТИГМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научная статья

Педагогика и дидактика

Данная статья посвящена рассмотрению феномена стигматизации среди детей в группе старшего дошкольного возраста. В данной статье рассматривается проблема стигматизации детей в дошкольной группе а также личностные черты стигматизирующих стигматизированных и наблюдателей.

Русский

2014-10-13

78.5 KB

1 чел.

СТИГМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.В. Козырева

БГПУ им. М.Танка

Данная статья посвящена рассмотрению феномена стигматизации среди детей в группе старшего дошкольного возраста. В статье обращается внимание на три ролевые позиции в процессе стигматизации: стигматизирующие, стигматизируемые и наблюдатели, а также наличие определенных личностных черт каждой из сторон. Стигматизирующие дети фрустрированы и агрессивны, стигматизированные – фрустрированы и тревожны, дети наблюдающие процесс стигматизации имеют средние показатели по агрессии и тревожности.

This article is devoted to the phenomenon of stigmatization among pre-school children. The attention is paid to three role positions in stigmatization process: persons who stigmatize, persons who are stigmatized, and observers. Various personal features of each group are considered and compared in the article. Children who stigmatize are frustrated and aggressive; stigmatized children are frustrated and disturbed; observers have average aggression and disturbance values.

В данной статье рассматривается проблема стигматизации детей в дошкольной группе, а также личностные черты стигматизирующих, стигматизированных и наблюдателей. В настоящее время проблема стигматизации детей не достаточно изучена и нет ни одной теории, отвечающей на все вопросы, связанные с возникновением данного феномена. В детском дошкольном учреждении дети социализируются и одной из трудностей, которые могут возникнуть на их пути, как раз может быть процесс стигматизации.

Используя теоретические положения теории козла отпущения (Дж. Олпорт, Л. Берковиц и др), были выдвинуты предположения о наличии определенных личностных черт у стигматизирующих, стигматизированных и наблюдателях. «Теория козла отпущения (scapegoat theory of prejudice) – концепция, согласно которой в основе многих актов насилия и вандализма на микро- и макросоциальном уровнях, а также в основе предрассудков и  враждебности к группам меньшинств лежит психологический механизм смещенной агрессии, то есть, таким способом недовольные и испытывающие фрустрацию люди, направляют свой гнев не на реальные причины своего состояния, а на наиболее беззащитных людей [1, с. 402]».

«Козел отпущения (scapegoat) – объект смещенной агрессии, невинная жертва, на которой некто вымещает свой гнев и разряжает свою потребность в агрессии. Коннотативный синоним «мальчик для битья». На социальном уровне роль козла отпущения часто возлагается на этнические меньшинства [1, с. 284]».

«Фрустрация (frustration) – (от латин. – обман, тщетное ожидание) – эмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Включает различные отрицательные переживания (досаду, разочарование, раздражение, тревогу, отчаяние и др.). Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды (запреты); а также в ситуациях неожиданного отсутствия подкрепления после выполнения деятельности. У детей частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, комплексу неполноценности, выученной беспомощности [1, с. 262] ».

Во многих фрустрирующих ситуациях человек не в состоянии прямо выразить свою агрессивность по отношению к фрустратору (или со стороны последнего можно ожидать ответных агрессивных действий, или источник фрустрации не совсем ясен, или же он находится в самом индивиде). Возможно также влияние на возникновение процесса стигматизации моральных норм и принципов. В ситуации длительной фрустрации выбираются новые объекты для агрессии, которые не имеют никакого отношения к фрустрации, невиновны и неспособны к удовлетворительной самозащите, хотя именно фрустратор является наиболее подходящим или желательным объектом для разрядки агрессии. Происходит перемещение агрессии, наиболее распространенной разновидностью которого является поиск козла отпущения. Нил Миллер предложил следующую модель, объясняющую появление смещенной агрессии, а, следовательно, и феномена стигматизации. «Выбор агрессором жертвы в подобных случаях, с его точки зрения, обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение; 3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустратором. При этом барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом [2, с.41-42]».

«В процессе поиска «козла отпущения», стигматизирующие (те, кто нападает) имеют такие специфические характеристики, как: агрессивность, авторитарность, склонность к предубеждениям, контролю, жесткость, негибкость, интолерантность к слабости, самоуверенность и самодовольство. Они склонны критиковать себя и других.  Стигматизирующие сильно верят в существование наказания за нарушение общепринятой социальной нормы, и подозрительны к незнакомому, и борются с какими-то ни было изменениями в их жизни. Они позволяют себе «лишнее» в преданности авторитету, власти и подчиняются его порядку. Этот агрессивный тип личности часто имеет трудности в преодолении ситуаций фрустрации и чувством ответственности за эти ситуации, и наиболее часто предпочитают переносить вину за трудности на других [3, с. 15-16]».

«Выбор жертвы обусловлен акцентированием внимания на отличии: будь то физическом (physical), позиционном (attitude), моральном (morality) или затрагивающим групповые ценности. В таком случае личность или небольшая группа оказываются вне основной группы и будут выбраны в качестве козла отпущения [3, с. 15-16] ».

Это отличие часто провоцирует и содержит в себе характеристики, которые вызывают враждебность и агрессию. Козел отпущения часто опускается общественными усилиями или влиянием большинства, социально изолируется и подвергается процессу стигматизации. В литературе по проблеме стигматизации отмечается, что человек может, как подсознательно брать на себя роль жертвы, так и оказывать сопротивление данному процессу.

Выдвигалась гипотеза о снижении самооценки у стигматизированных людей. Однако по ряду зарубежных исследований были получены противоречивые данные, и устойчивость самооценки зависела от контролируемости или неконтролируемости стигмы. Существовало предположение, что если в течение длительного времени человек является козлом отпущения, то он как жертва может приобретать качества, толкающие других на агрессию.

Процесс поиска козла отпущения возникает не только по ряду факторов, но и вне их наличия, так как причины выбора козла отпущения могут значительно меняться в зависимости от ситуации и культурного контекста.  Главным фактором является строгость (жесткость, резкость в суждениях, критика) ведущая к безрассудству.

В старшем дошкольном возрасте в условиях группы детского дошкольного учреждения существуют свои культурные нормы и особенности взаимодействия детей друг с другом и с воспитателями. Возникновению процесса стигматизации в группе может поспособствовать отношение воспитателя к детям, так как существующая потребность в признании со стороны взрослого может реализовываться и псевдоадаптивным способом, через негативное отношение к детям не принятым, часто критикуемым  воспитателем. Притязание на признание сверстником может реализовываться по тому же принципу. Так же как дети ориентируются на референтного сверстника, так и существует обратный процесс сравнения себя с неуспешным ребенком - с точки зрения общественного мнения, складывающегося из мнений воспитателей, помощников воспитателя и всех детей группы. На взаимодействие детей группы могут повлиять: наличие у детей навыков игровой деятельности и общения, как ведущих видов деятельности; уровня развития культурно-гигиенических навыков (не любят детей, которые долго собираются на прогулку и задерживают всю группу, не умеющих пользоваться носовым платком и т.д.), соревновательные мотивы поведения.

Исходя из теоретических построений, были выделены психологические черты стигматизирующих и стигматизированных. Стигматизирующие дети предположительно будут: агрессивны, фрустрированы, иметь завышенную самооценку. Стигматизированные дети предположительно будут: тревожны, иметь более низкий уровень агрессии, заниженную самооценку,  иметь низкий социометрический статус. Наблюдатели, дети которые не вмешиваются в процесс стигматизации, предположительно будут иметь средние показатели по данным характеристикам.

Метод.

Исследование проводилось в период с мая 2011 г. по май 2012 г. в  начальной школе-сад № 8 г. Рогачева. Выборку составили 23 ребенка, из них 9 мальчиков и 14 девочек 4-6-летнего возраста. Гипотеза исследования заключалась в следующем: дети с разными ролевыми позициями (стигматизирующие, стигматизированные и наблюдатели) отличаются по некоторым личностным характеристикам.

Задача исследования: сравнить 3 группы по агрессивности, по статусу (число положительных выборов), тревожности, фрустрации и самооценке.

С помощью методов наблюдения, экспертной оценки и беседы дети условно были поделены на три группы: стигматизирующие, стигматизированные и наблюдатели. С помощью социометрического исследования «Выбор в действии» были получены данные о статусе каждого ребенка группы. Личностные качества: тревожность, агрессивность, фрустрированность и самооценка изучались с помощью тестов: «Тест тревожности Амена», «Тест руки Вагнера», «Тест фрустрации-агрессии Розенцвейга (детский вариант), «Лесенка».

Результаты и обсуждение. В результате исследования были получены данные, которые были подвержены математической обработке. Результаты диагностики фрустрации и самооценки не показали значимых отличий по всем трем группам детей, то есть, все дети имеют высокий уровень самооценки и высокий уровень фрустрации. Высокий уровень самооценки в целом свойственен детям старшего дошкольного возраста. Необходимо отметить, что в этой группе стигматизированный ребенок имеет не контролируемую стигму (расовый признак) и наши результаты подтвердили зарубежные исследования по данному вопросу: «Результаты ряда исследований указывают на то, что самооценка стигматизированных людей от этого не страдает, а иногда бывает выше, чем у нестигматизированных. На деле, опытным путем не удалось установить пониженную самооценку у таких стигматизированных групп, как чернокожие, физически неполноценные, люди с задержкой развития, умственно отсталые. И наоборот, было обнаружено, что некоторые стигматизированные люди, например страдающие избыточным весом, действительно имеют заниженную самооценку [4, с.206]». Высокий уровень фрустрации детей группы порождает неблагоприятную атмосферу для развития негативных взаимоотношений между сверстниками. При подобных обстоятельствах возможно возникновение процесса стигматизации, что и имело место в данной группе.

Так как в одной группе (жертва) только 1 человек, то для сравнения его с другими группами будем применять t- критерий Стьюдента для одной выборки. Для сравнения остальных двух групп применим t-критерий Стьюдента для межгрупповой схемы. Результаты приведены в таблице.

Таблица. «Описательная статистика по личностным переменным, характеризующим разные ролевые позиции (среднее±стандартное отклонение)»

 

Группа (без стигматизи-рованных)

Стигматизи-руемые

Наблюдатели

Стигматизи-рующие

Агрессия

9,68±8,8

0

6,00±5,59

14,10±10,15

Тревожность

39,48±20,56

57,14

38,96±18,17

40,06±23,90

Число положительных выборов

2,73±1,96

0

3,25±2,00

2,10±1,79

Сравнивая детей, имеющих разные ролевые позиции, необходимо отметить их существенное отличие по уровню агрессии. Дети, наблюдающие за процессом стигматизации, имеют уровень агрессии меньше, чем у стигматизирующих детей: (t(20)=2,37; p=0,028). Возможно, поэтому они не нападают, а только либо пассивно наблюдают, либо сочувствуют жертве. Агрессивность стигматизируемых детей меньше, чем у наблюдателей: (t(11)=3,72; p=0,003). Наблюдающие дети, имея более высокий уровень агрессии, чем у стигматизированных детей, способны к самозащите и более адаптивны в группе агрессивно настроенных сверстников. Соответственно, агрессивность стигматизируемых детей меньше, чем у стигматизирующих (t(9)=4,39;p=0,002). В целом по группе уровень агрессии стигматизируемых детей меньше, чем у всех детей: (t(21)=5,16; p=0,00004). Вероятно, что более низким уровнем агрессии и объясняется неспособность жертвы к достойной самозащите в ситуациях стигматизации. Также, исходя из теоретических построений теории фрустрации-агрессии и полученных данных, необходимо отметить, что при высоком уровне фрустрации детей группы, не все дети вымещают свои проблемы на смещенный объект агрессии, а именно те, которые обладают высоким уровнем агрессии. Таким образом, подтверждается предположение о том, что стигматизирующие дети обладают более высоким уровнем агрессии в отличие от других детей группы.

Далее сравним детей, представляющих разные ролевые позиции по уровню тревожности. Тревожность детей наблюдающих стигматизацию и стигматизирующих детей совпадает по своим значениям (t(19)=0,41; p=0,091). Тревожность стигматизируемых выше, чем у наблюдателей (t(9)=2,26; p=0,05) и выше, чем у стигматизирующих (t(10)=3,32; p=0,0078). И, соответственно тревожность стигматизируемых детей выше, чем в целом по группе (t(21)=3,94; p=0,0008).

Можно сказать, что дети, являющиеся жертвой, отличаются от остальных детей группы более высоким уровнем тревожности. Это подтверждает теоретические положения о негативном самореализующемся пророчестве Р. Мертона, Р. Нисбетта и Л. Росса. Дети, испытывающую повышенную тревогу и, ожидающие негативного к ним отношения, снова и снова получают то, чего боятся. «Инаковость» стигматизированного ребенка в сочетании с повышенной тревожностью и низким уровнем агрессии предполагает, в каком-то смысле провоцирование агрессии к беззащитной жертве.

Далее сравним детей группы по социометрическому статусу. Число положительных выборов  наблюдателей и стигматизирующих совпадает по своим значениям (t(20)=1,40; p=0,18). То есть дети этих групп примерно одинаково приняты детьми группы. Число положительных выборов стигматизируемых детей ниже, чем у стигматизирующих (t(9)=3,71; p=0,0049). Число положительных выборов стигматизируемых ниже, чем у наблюдателей (t(11)=5,61; p=0,0002). И, соответственно, число положительных выборов стигматизируемых детей ниже, чем в целом по группе (t(21)=6,54; p=0,00001). Сравнительные данные по социометрическому статусу стигматизируемых детей ярко характеризует непринятие этих детей группой, изолированность их положения, отсутствие устойчивых положительных взаимоотношений и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны сверстников в их трудном положении. Это подтверждает теоретическое положение о том, что люди избегают общения и отношений со стигматизируемым, чтобы не подхватить «вирус» и не оказаться в том же положении. Также эти данные могут свидетельствовать о непринятии отличий и избегании связи с их носителем, что также отражено в теории по проблеме стигматизации.

Итак, можно утверждать соответствие выдвинутой гипотезы полученным данным: дети с разными ролевыми позициями в процессе стигматизации отличаются по личностным характеристикам. Дети, стигматизирующие жертву, обладают следующими психологическими характеристиками, они: фрустрированы и агрессивны. Стигматизированные дети, по сравнению с детьми группы: фрустрированы и тревожны, имеют более низкий социометрический статус, имеют какое-то наблюдаемое отличие от других детей группы. Дети, наблюдающие процесс стигматизации со стороны, отличаются меньшим уровнем агрессии, чем у стигматизирующей стороны, но более высокий, чем у стигматизированных детей; их тревожность ниже, а социометрический статус выше, чем у стигматизированных детей. Интересно, что уровень самооценки детей группы высокий, несмотря на разные ролевые позиции и разные социометрические статусы, что, в принципе, соответствует возрастным характеристикам.

Данное исследование показывает наличие проблемы стигматизации среди детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Подтверждаются теоретические положения о наличии ситуации фрустрации и определенных психологических черт у детей с разными ролевыми позициями в процессе стигматизации. Следовательно, необходимо проводить как профилактическую, так и коррекционную работу по преодолению проблемы стигматизации начиная с дошкольных учреждений. Важно учитывать особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте, их личностные черты и повышать нравственный уровень детей и всех членов педагогического процесса.

Список использованных источников:

  1.  Мещеряков, Б.Г. – Психология. Тематический словарь/ Б.Г Мещеряков – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 439с.
  2.  Бэрон, Р., Ричардсон, Д. – Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон – СПб.: Издательство «Питер», 1999. –352 с.: ил.
  3.  Douglas, T. Scapegoats: Transferring Blame/ T. Douglas. – New York, NY& London, UK: Routledge Encyclopedia Britannica CD. – 2006. – 214 p.
  4.  Нельсон, Т. – Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения/ Т.  Нельсон – СПб.: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54911. РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I 109.5 KB
  Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные: определить цели задачи осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги; Воспитательные: указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка Павла I от родителей постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям неконтролируемая самостоятельность ожидание подходящего случая все изменить; вызвать сочувствие к судьбе простых людей крестьян и указать на то что облегчение жизни людей зачастую зависит от...
54912. Техники бесшажного хода. Техника одновременного одношажного хода 40.5 KB
  Проверить наличие спортивной одежды соответствие её погодным условиям и видам занятия Проверка исправности и комплектации. В2 одновременным бесшажным ходом 27 минут. 5минут 7минут 10минут 5минут Следим за правильным выполнением техники. Очистка и сдача лыж 5 минут 1 минута 2 минуты 1 минута 1 минута В одну шеренгу.
54913. Внешняя политика России в конце 19 – начале 20 вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. 35 KB
  Актуализация ЗУН учащихся Задание. слайд 1 Вопросы классу: С чем ассоциируется связана в вашем сознании война Ответы учащихся Слово учителя: Перед нами – проблемное задание: Как отразилась русско –японская война в сознании российского народа слайд 2 На него вы попытаетесь ответить в конце урока. Слайды 34 Основные направления внешней политики России – европейское и дальневосточное работа учащихся в тетрадях Задание: прочитайте материал учебника стр. Задание: Почему Япония стремиться к расширению своего влияния в Восточной...
54914. Гражданское общество и государство 36 KB
  Задачи Образовательная: сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества; Развивающая: развивать умения учащихся анализировать тексты документов делать выводы составлять схемы; Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания...
54915. Религия древних египтян 95 KB
  Тема урока класс: Религия древних египтян 5 А класс и 5 Б клас; Тип урока: урок повторения и проверки полученных ранее знаний получение новых знаний комбинированный.Вигасина Цели урока: 1. Этапы или ход урока: Время Этап урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учеников 2 Орг.
54916. Портрет в музыке 45.5 KB
  Я а сейчас ребята мы поприветствуем друг друга чтоб подарить каждому однокласснику частичку своего тепла и дружелюбности. А сейчас ребята я спою вам небольшую песенку про вас. Подумайте как она может называться В каком классе вы учитесь Правильно Песенка называется Мы третьеклассники...
54918. Жизнь диких животных осенью 72 KB
  Цели: познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных кроме насекомых и птиц показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений; создать условия для приобретения новых знаний выявить общий уровень знаний о диких животных; расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему; выявить уровень усвоения понятий; обобщить знания детей по теме “Жизнь диких животных осеньюâ€. Оборудование: кроссворд плакат; слова отгадки; иллюстрации диких...
54919. Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина 61 KB
  Тип урока Комбинированный игровой Цель урока Выполнить: иллюстрацию к Сказке о рыбаке и рыбке А. Задачи Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке передавать основные события произведения смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла правильно выбирать размер изображения в листе...