69963

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье рассматривается проблема влияния профессиональных деструкций на развитие профессиональной идентичности преподавателя высшей школы. Понятие идентичности под которой подразумевается твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве...

Русский

2014-10-13

115.5 KB

3 чел.

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

В. А. Кулинкович, Н. В. Корней

Барановичский государственный университет

г. Барановичи

Профессиональное становление педагога сопряжено с появлением таких феноменов как профессиональная деформация и выгорание. В статье рассматривается проблема влияния профессиональных деструкций на развитие профессиональной идентичности преподавателя высшей школы.

Professional formation of a teacher always is dealing with appearance of professional deformation and burning out. There is a problem of influence professional destructions on the professional identity development of a higher school teacher are considered in this article.

В настоящее время одной из актуальных исследовательских проблем в психологии являются вопросы, связанные с профессиональной идентичностью, так как она обеспечивает высокий уровень принятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная позитивная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта.

Понятие идентичности, под которой подразумевается твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации, в научный обиход ввел Э. Эриксон [1].

Дж. Марсиа, выделил статусы достижения идентичности: преждевременная, диффузная, мораторий и достигнутая идентичность. Он считал, что эти статусы сменяют друг друга в точной последовательности [2]. Однако позднее выяснилось, что люди могут проходить некоторые этапы развития идентичности более одного раза в жизни.

Большой вклад в развитии теории идентичности внесла Л. Б. Шнейдер. Она создала полноценную теорию, охватывающие важнейшие аспекты данного феномена. Идентичность, по мнению автора, разворачивается во времени и процесс этот будет настолько успешен, насколько упорными будут действия и устремления самого человека [3]. В соответствии со своей позицией, Л. Б. Шнейдер под профессиональной идентичностью понимала результат процессов профессионального самоопределения и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества. В своей модели статусов идентичности к выделенным ранее Дж. Марсиа четырем, Л. Б. Шнейдер добавила еще статус псевдопозитивной идентичности [4].

Исследователи подчеркивают, что профессиональная идентичность – это длительный процесс личностного и профессионального развития. В случае сбоя в любом звене этой сложной многоуровневой системы может произойти качественное изменение не только в профессиональной жизни человека, но также и в его личности.

Можно сказать, что с одной стороны, профессиональная деятельность, которой занимается взрослый человек, влияет на приобретение им профессиональной идентичности. А с другой  многолетнее выполнение человеком профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. В ходе профессионального становления неизбежно возникают периоды стагнации. Как показывают исследования, причины данных периодов - появление профессиональной усталости, возникновение психологических барьеров, физическое и эмоциональное истощение. Следствием же становятся профессиональные деструкции, под которыми понимаются изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Следовательно, выполнение профессиональных обязанностей может стать ведущей причиной возникновения профессиональных деструкций личности и отрицательно сказываться на качестве жизни в целом [5].

Будучи общим, более широким понятием, обозначающим деструктивное влияние профессиональной деятельности на личность, профессиональные деструкции рассматриваются учеными в таких частных проявлениях, как профессиональная деформация и выгорание.

В начале ХХ века социологом П. Сорокиным для обозначения особого феномена воздействия профессии на личность было введено понятие профессиональной деформации [6]. Сегодня под ней понимают такие психологические изменения, которые начинают негативно влиять на осуществление профессиональной деятельности и на психологическую структуру самой личности [7].

Профессиональная деформация педагогов часто проявляется в авторитарности, сверхконтроле, ригидности, некритичности, педагогической индифферентности, поведенческом трансфере и других нарушения целостности личности и адекватности поведения педагога.

Термин «выгорание» в психологическую практику ввел американский психиатр Фрейденберг. Под ним понимается совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом [8]. Установлено, что особенно часто это явление сопровождает специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся педагоги [9].

Деформация и выгорание выступают как взаимодополняющие характеристики с тем отличием, что профессиональная деформация проявляется в большей степени в поведении личности, а выгорание затрагивает самочувствие и здоровье человека. Часто данные деструкции остаются неосознанными и незамеченными. Но их разрушительное воздействие затрагивает все сферы жизни личности.

В связи с этим в своем исследовании, мы решили выявить, каким образом профессиональные деструкции, сопровождающие профессию педагога, влияют на развитие профессиональной идентичности преподавателей высшего учебного заведения. Испытуемыми выступили преподаватели Барановичского государственного университета.

Анализ результатов изучения профессионального выгорания и его компонентов (таблица 1), показал, что большинство респондентов имеют средний уровень выраженности психоэмоционального истощения (ПИ) и личностного отдаления (ЛО). Это говорит о достаточной устойчивости преподавателей к большим психическим и физическим нагрузкам, что сопровождает их деятельность ежедневно. Устойчивость по отношению к проявлениям таких состояний, как раздражительность и нетерпимость также характерна для людей, работающих в условиях постоянного контакта с учащимися.

Таблица 1 – Результаты исследования выгорания среди преподавателей ВУЗа

Шкалы

Уровни

Низкий, %

Средний, %

Высокий, %

Крайне высокий, %

ПИ

13,3

73,4

10

3,3

ЛО

0

80

13,3

6,7

ПМ

0

3,3

0

96,7

ИВ

0

46,7

43,3

10

Абсолютное большинство респондентов имеют крайне высокие показатели профессиональной мотивации (ПМ), что свидетельствует о заинтересованности в процессе и результатах своей деятельности. Однако чрезмерное вовлечение в профессиональную сферу может привести к таким негативным последствиям, как трудоголизм, снижение потребности в достижениях, гипертрофированной значимости своей профессиональной компетентности. Этот факт в большой степени и является причиной значительной доли высоких значений индекса выгорания (ИВ) среди опрошенных лиц (43,3%).

Однако следует также отметить среди испытуемых тенденцию к преобладанию среднего уровня выгорания (47,7%). Это возможно является следствием особенностей той образовательной среды, к которой они работают. Преподаватели ВУЗов обладают большей свободой выбора направлений видов деятельности, меньшей ответственностью по отношению к своим подопечным, так как в силу возрастных особенностей студенты более самостоятельны и независимы, а также мотивированы на приобретение знаний и овладение профессией. Все это позволяет, на наш взгляд, преподавателям высшего учебного заведения относительно успешно справляться с трудностями в области профессиональной деятельности.

Изучив профессиональную деформацию и ее компоненты (таблица 2), можно утверждать, что среди испытуемых в большей степени выражена авторитарность (56%), как проявление профессиональной деформации. Это значит, что примерно половина преподавателей стремится максимально подчинить своему вниманию партнеров по взаимодействию не только в рамках профессиональной ситуации, но и вне работы. Причиной данного факта являются характерные особенности той социальной роли, которую выполняют педагоги. Эта тенденция в какой-то степени нормальна для взаимоотношений преподавателя со студентами, однако в случае переноса ее на другие сферы жизни это наносит ущерб не только профессиональному развитию, но и межличностным отношениям преподавателя вне работы.

Таблица 2 – Результаты исследования профессиональной деформации среди преподавателей ВУЗа

Шкалы

Уровни

Ниже среднего, %

Средний, %

Выше среднего, %

Авторитарность

23,3

20

56,7

Ригидность

86,7

3,3

10

Некритичность

73,3

6,7

20

Другие виды профессиональной деформации среди испытуемых доминируют ниже среднего. Это говорит о позитивных тенденциях, а именно о том, что большинство преподавателей способны изменить программу намеченных действий в ситуациях, объективно того требующих, а также о готовности мыслить и решать новые задачи, выбирая компромиссные решения. Причинами этого могут служить личностные особенности людей, выбирающих профессию педагогов. Часто педагогами становятся люди с хорошими организаторскими и коммуникативными способностями. Возможно, частая смена студентов и необходимость поиска индивидуального подхода также приводит преподавателей к самосовершенствованию и избеганию стереотипов.

Таким образом, можно отметить, что преподаватели высшего учебного заведения находятся в более благоприятных условиях и в тоже время имеют общие тенденции с педагогами других учреждений образования. Преподаватели высшей школы в меньшей степени склонны к развитию у них высокого уровня профессионального выгорания, однако, как и для всех педагогов, для них характерна авторитарная позиция и перенос ее как на профессиональные, так и на личностные взаимоотношения.

Изучив профессиональную идентичность при помощи методики Л. Б. Шнейдер, мы выявили (рисунок 1), что для специалистов, работающих в ВУЗе, преждевременная идентичность, которая возникает в случае, если человек не делает независимых жизненных выборов, не характерна.

Небольшая часть преподавателей (17%) находится в диффузном статусе идентичности, для которого характерно наличие внутренних конфликтов личности, несогласий с собой, что приводит к сомнениям в своей способности что-то изменить или предпринять. Этому также способствует и нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе, ригидность Я-концепции.

Рисунок 1 – Статусы профессиональной идентичности педагогов ВУЗа

Мораторий идентичности выявлен у 20% респондентов. Эта часть преподавателей, на фоне активной педагогической деятельности, пытается найти пути дальнейшего самосовершенствования. Псевдоидентичность определена у 23%. Преподаватели с данным типом идентичности уверены в том, что данная профессия им подходит во всех смыслах. Однако эта уверенность является мнимой, так как возникает вследствие тотального поглощения статусом, ролью или напротив отрицанием своей уникальности, непринятием критики в свой адрес.

Уровня позитивной идентичности достигли 40%. Это самый высокий показатель среди преподавателей ВУЗа. Объяснить данный факт можно тем, что преподаватели ВУЗа совмещают педагогическую деятельность с научно-исследовательской, а также не останавливаются на достигнутом образовании, а получают академические и научные степени. Это повышает их самоуважение и значимость как в своих собственных, так и в глазах общества. Возможной причиной также может быть специфика обучающихся. Студенты – это будущие специалисты, которые более осознанно, нежели ученики в школах, делают свой выбор, занимаются изучением нужных в профессиональной сфере материалов, активно вступают в диалог с преподавателями, имея уже собственное мировоззрение, идеалы и ценности. В силу этих факторов преподаватели не только обучают, но и сами обучаются, что положительно влияет на них. Представители с достигнутым позитивным статусом идентичности обладают сформированным образом профессии. Актуальным для них является достижение целей, которые шаг за шагом будут реализовываться в дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что особенности и условия профессиональной деятельности преподавателей высшего учебного заведения позволяют достигать значительной доле из них наивысшего статуса в развитии профессиональной идентичности.

Зададимся теперь вопросом о влиянии профессиональных деструкций личности преподавателя на развитие его осознания себя в профессии, на становление его профессиональной идентичности.

Для решения этой задачи мы применили факторный анализ, который является многомерным статистическим методом и позволяет выявить факторы-причины совместной изменчивости нескольких исходных переменных. Среди переменных, используемых для данного анализа, мы также учитывали пол испытуемых, семейное положение, стаж преподавательской деятельности, образование и наличие ученой (академической) степень.

В результате применения статистической процедуры выделилось три фактора. Референтными по первому фактору выступили психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, индекс выгорания, а также пол, семейное положение и авторитарность. По второму фактору в качестве референтных выделились мораторий и достигнутая позитивная идентичность. Находясь в статусе моратория, человек пребывает в состоянии кризиса и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты. При удачном разрешении этого кризиса человек достигает позитивной идентичности. Референтными по третьему фактору выступили стаж профессиональной деятельности, диффузная и псевдопозитивная идентичность, а также авторитарность. Так как диффузная идентичность это не до конца сформированные жизненные цели, осмысленность будущего и способность анализировать, то личность вероятнее всего пойдет по пути защиты себя, своих границ и выберет путь, не требующий волевых усилий и кардинальных жизненных изменений. В случае же проявления авторитарности, усугубляемой большим стажем преподавательской деятельности, вероятнее всего переход к псевдопозитивной идентичности, при которой человек находится в состоянии либо полного отрицания своей уникальности, либо, наоборот, с амбициозным ее подчеркиванием. Он болезненно воспринимает критику в свой адрес и обладает низкой рефлексией. В данном случае человеку также нужен внешний толчок для переосмысления своей профессиональной значимости.

На основании всего вышеизложенного можно построить эмпирическую модель развития профессиональной идентичности у преподавателей высшего учебного заведения (рисунок 2).

На развитие профессиональной идентичности у преподавателей оказывают влияние такие переменные как психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, выгорание, пол, семейное положение, авторитарность, стаж преподавательской деятельности. Непосредственное формирование статусов идентичности проходит взаимообусловлено.

Наличие эмоциональных, физических и энергетических ресурсов, позитивное отношение к окружающим людям, высокая степень включенности в работу ускоряет процесс развития достигнутой позитивной профессиональной идентичности. Было обнаружено, что разумное стремление подчинить своему вниманию партнеров по общению, отсутствие семейных обязательств, а также высокий уровень притязаний содействуют данному процессу. При этом статус зрелой идентичности не зависит от пола и стажа педагогической деятельности.

Рисунок 2 – Эмпирическая модель развития профессиональной идентичности преподавателей высшего учебного заведения

Наличие признаков эмоционального и физического утомления, неудовлетворенность собой как профессионалом, чувство низкой профессиональной эффективности способствуют зарождению кризиса идентичности. Статус моратория не лишает преподавателя позитивного отношения к окружающим людям и высокой степени включенности в работу. Однако усугубление стремления максимально подчинить своему вниманию партнеров по взаимодействию и общению, а также наличие семейных обязательств могут увеличить период пребывания в данном статусе. На это также влияет небольшой стаж работы. Данному явлению более подвержены преподаватели-мужчины. В случае регуляции психоэмоционального истощения возможно формирование достигнутой идентичности.

Наличие хронического эмоционального и физического утомления, равнодушие и холодность по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности, уменьшение количества контактов, повышение нетерпимости в ситуациях общения, негативизм по отношению к другим людям, неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе, снижение включенности в работу, стремление добиться доминирующего положения в группе, наличие семейных обязательств – все это приведет преподавателя к длительному пребыванию в статусе диффузной идентичности. Сложнее перейти на более высокую ступень идентичности преподавателям-мужчинам. Стаж значения не имеет. Активизируя личностные ресурсы человека, способствуя построению конструктивных взаимоотношений с окружающими, можно помочь личности выйти из кризиса тем самым выводя на путь формирования достигнутой идентичности.

Если имеются признаки эмоционального и физического утомления, сохраняется позитивное отношение к окружающим людям, высокая самооценка, ощущение собственной значимости, высокая степень включенности в работу, то педагог достигнет статуса псевдопозитивной идентичности. Характерной его особенностью является отсутствие тенденций к авторитарному поведению. В этом статусе дольше остаются женщины-преподаватели. Труднее его преодолеть в случае отсутствия семейных обязательств и наличия большого стажа работы. Регуляция самооценки и объективность в отношении к собственной деятельности станут поводом к личностному и профессиональному росту.

Таким образом, наше предположение о том, что профессиональные деструкции влияют на достижение статуса профессиональной идентичности обосновано. Однако личностный рост профессионала, его самосовершенствование способствуют положительному выходу из кризиса идентичности. Поэтому результаты данного исследования могут использоваться при разработке профилактических и коррекционных программ, целью которых является целенаправленная психологическая помощь преподавателям в их профессиональном становлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. А.В. Толстых [и др.]; под общ. ред. А. В. Толстых. – М.: Прогресс, 2006. – 352 с.
  2.  Психология самосознания. Хрестоматия – Самара: Бахрах-М, 2003 – 452 с.
  3.  Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учеб.-метод. пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Издательство МПСИ, 2007. – 124 с.
  4.  Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. …дис. психол. наук: 19.00.13 /  Л.Б. Шнейдер. – М., 2001. – 42 с.
  5.  Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
  6.  Сорокин, П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп / П.А. Сорокин. // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. – М.: Наука, 1994. – 560 с.
  7.  Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  8.  Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
  9.  Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья. – СПб.: СПбГУ, 2000. – С. 443-464.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4647. Організаційно-економічне обґрунтування діяльності дитячо-оздоровчого табору 399 KB
  Організаційно-економічне обґрунтування діяльності дитячо-оздоровчого табору Вступ Враховуючи екологію сьогоднішнього дня, та рівень захворюваності серед школярів, питання оздоровлення дітей та підлітків стоїть для України доволі гостро. Діти...
4648. Основы менеджмента. Власть и личное влияние 5.43 MB
  Власть и личное влияние 1.Руководство в организации Несмотря на то, что руководство - существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера мож...
4649. Экономическая оценка инвестиций. Методика оценки эффективности инвестиций 90.68 KB
  В практикуме систематизирована методика оценки эффективности инвестиций, с учетом последовательного развития принципов и методов оценки эффективности. Практикум предназначен для первоначального изучения проблем и методов оценки эффективности инвести...
4650. Численные методы. Лабораторный практикум 3.77 MB
  Численные методы Лабораторный практикум. Учебное пособие по курсу Численные методы включает тематику курса лекций, практических и лабораторных занятий, контрольных работ содержит список вопросов выносимых на самостоятельное изуче...
4651. Модернизация спирального гидроциклона СГМ-ТПИ 171.48 KB
  Модернизация спирального гидроциклона СГМ-ТПИ Введение Производительность буровых работ повышается главным образом за счёт технического перевооружения. С развитием буровой техники актуальность вопросов повышения надёжности и долговечности деталей ма...
4652. Технологический расчет автотранспортного предприятия 809.5 KB
  В методических указаниях представлен алгоритм выполнения технологического расчета автотранспортного предприятия, рекомендуемые формы таблиц при оформлении, даны ссылки на источники для получения более подробной информации, представлены справочные да...
4653. Определение кратчайших расстояний между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами 2.11 MB
  Определение кратчайших расстояний между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами. Определим кратчайшие расстояния между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами согласно схеме транспортной сети методом оценки возможных расстояний до пункта...
4654. Эксплуатационные свойства автомобилей 2.01 MB
  Эксплуатационные свойства автомобиля Введение Изучение эксплуатационных свойств направлено на приобретение знаний основных свойств автомобиля и необходимых навыков их оценки применительно к конкретным дорожным условиям. Эффективность работы автомоби...
4655. Работа автотракторных дизелей на газе 2.27 MB
  Введение Наблюдаемый процесс резкого подорожания нефтепродуктов есть не что иное, как давно прогнозируемое исчерпание запасов нефти. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) более ста лет одерживал победу в конкурентной борьбе с другими источниками меха...