69965

ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

Научная статья

Психология и эзотерика

В статье на основе парадигмы интеллекта как ментального опыта представлен анализ структуры вербального интеллекта и соотношения его факторов а также динамика функционирования вербального интеллекта в процессе формирования тематических и категориальных группировок.

Русский

2014-10-13

43.13 KB

3 чел.

ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

Никакой человек не может считаться сформировавшимся,

если он не осознает постоянного присутствия в жизни

некоторых стандартов оценок.

Таким образом, каждый имеет свою эпистемологию.

А. Коржибски

А.П. Лобанов, кандидат психологических наук, доцент

кафедры проектирования образовательных систем РИВШ;

Н.В. Дроздова, кандидат психологических наук, доцент

кафедры проектирования образовательных систем РИВШ

Ключевые слова: вербальный интеллект, ментальные репрезентации, конкретный и вербальный интеллект, черты личности, «большая пятерка».

В статье на основе парадигмы интеллекта как ментального опыта представлен анализ структуры вербального интеллекта и соотношения его факторов, а также динамика функционирования вербального интеллекта в процессе формирования тематических и категориальных группировок. Определен характер взаимосвязи конкретного и абстрактного интеллекта с суперфакторами личностного опросника. Результаты исследования интерес с точки зрения теории и практики когнитивного мониторинга профессионального становления будущих специалистов.

Keywords: verbal intelligence, mental presentations, concrete and verbal intelligence, lines of the personality, «the big five».

The article is based on a paradigm of intelligence as mental experience and presents the analysis of structure of verbal intelligence and a ratio of its factors, and also the functional dynamics of verbal intelligence in the course of thematic and categorical groups of formation. Nature of interrelation of concrete and abstract intelligence is defined by super factors of a personal questionnaire. Results of research are interesting as a part of theoretical and practical cognitive monitoring of professional formation of future specialists.

Психологическая наука придерживается трех определений интеллекта: интеллект как генетическая способность, интеллектуальное поведение или то, что измеряют тесты интеллекта (a test score) [13]. В настоящее время она переживает куновскую революцию, суть которой заключается в смене научных парадигм. Переход осуществляется от парадигмы интеллекта, основанной на иерархии способностей, к парадигме ментального опыта. В результате ментальные репрезентации и репрезентативно-когнитивные структуры стали рассматриваться в качестве носителя интеллекта и его критерия (признака, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [4]).

Одним из первых, кто стал рассматривать ментальные репрезентации в качестве интеллектообразующей структуры, был К. Оутли [12]. Исследованию интеллекта в контексте теорий ментальных репрезентаций значительное внимание уделяют И. С. Кострикина [6], Т. А. Ратанова [10], Р. Стернберг [5], М. А. Холодная [6; 7], Н. И. Чуприкова [9; 10]. Обращение к проблеме вариативности организации ментальных репрезентаций актуализировало интерес к природе индивидуального интеллекта. С одной стороны, психологи устали от методологии крайних обобщений, с другой стороны, наступило осознание примитивизма мнений некомпетентных обывателей. Все мы разные – и этим дьявольски похожи. В результате личность вновь обрела интеллект, а интеллект утратил суверенитет, независимость от неинтеллектуальных качеств личности.

На наш взгляд, исследования взаимосвязи интеллекта и черт личности наиболее перспективны в методологии метакогнитивизма. Так, автор теории когнитивного мониторинга Дж. Флейвелл предлагает различать метакогнитивные знания и метакогнитивный опыт [14]. Метакогнитивные знания – это знания о знаниях и методах их получения, а также представления человека о самом себе. Метакогнитивный опыт – навыки осознания или поведения человека в определенных когнитивно-аффективных ситуациях. Метакогнитивный подход уже реализуется в двухуровневой системе высшего образования. Программы бакалавриата, главным образом, концентрируются вокруг познания и когниций, магистратуры – метапознания и метакогниций. Как утверждает А.В. Карпов, обучающийся «должен знать, что происходит в его сознании, когда он думает над своим познанием и его особенностями» [1, с. 40]. Метакогнитивизм не противопоставляет интеллект личности и одновременно задает вектор научного исследования единства интеллектуального и личностного развития.

Методика исследования. В нашем исследовании приняли участие 60 студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Экологическая психология». Для диагностики индивидуального интеллекта мы использовали методику «Ведущий способ группировки», личностных особенностей – «Пятифакторный личностный опросник».

1. Методика «Ведущий способ группировки (ВСГ)» А. П. Лобанова базируется на концепции интеллекта А. Йенсена, на операциональной теории интеллекта Ж. Пиаже, теории интеллекта М. А. Холодной и восходит к известным экспериментам А. Кориата и Р. Мелкмана [2; 3]. Под интеллектом мы понимаем способность к когнитивной и метакогнитивной организации ментальных репрезентаций разного уровня системной интеграции и дифференциации. Методика может быть использована для диагностики уровня развития двух факторов индивидуального вербального интеллекта. Конкретный интеллект представляет собой совокупность ассоциативных способностей (As), абстрактный интеллект – когнитивных способностей личности (P).

2. Пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка») Р. МакКрае и П. Коста представляет собой адаптацию японской версии теста 5PFQ (составитель Хийджиро Тсуйи) в интерпретации А. Б. Хромова [8]. Х. Тсуйи, работая над адаптацией методики, заменил однополярные факторы на биполярные аналоги: экстраверсия – интроверсия, привязанность – отделенность, контролирование – естественность, эмоциональность – эмоциональная сдержанность, игривость – практичность. А. Б. Хромов предпочитает использовать термины «обособленность» (вместо «отделенность»), «самоконтроль – импульсивность» (вместо «контролирование – естественность»), «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» и «экспрессивность» (вместо «игривость»). Принято считать, что выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных вполне достаточно для того, чтобы составить психологический портрет личности.

Для статистической обработки эмпирических данных мы использовали коэффициент корреляции r-Пирсона. При их обсуждении и интерпретации мы будем учитывать все многообразие коэффициентов корреляции, включая статистически значимые связи между суммарными показателями вербального конкретного и абстрактного интеллекта, с одной стороны, и их показателями по сериям и значениями балльных оценок по суперфакторам и первичным факторам личностного опросника, с другой стороны.

Обсуждение результатов исследования. На основании диагностики структуры и динамики развития вербального интеллекта студентов было установлено доминирование показателей абстрактного интеллекта, что соответствует возрастной норме (рисунок 1). Средний показатель абстрактного интеллекта – 7,6; конкретного интеллекта – 4,1.

В целом для студентов-психологов характерна позитивная динамика показателей абстрактного и конкретного интеллекта. Пики значений приходятся на пятую и шестую серии соответственно (1,52; 0,95). Такая картина может свидетельствовать о хорошей обучаемости студентов и наличие определенных проблем c волевыми процессами.

Рисунок 1 – Показатели вербального интеллекта студентов по сериям

Показатели развития черт личности, согласно «Большой пятерки», в основном находятся на полюсе высоких оценок (рисунок 2). У испытуемых более выражена интроверсия (1), обособленность (2), импульсивность (3) и практичность (5), а также в умеренной степени эмоциональная неустойчивость (4). Самые высокие значения демонстрирует суперфактор «экспрессивность – практичность» (57,08), самые низкие – «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» (49,67).

Между факторами вербального интеллекта и суперфакторами «Большой пятерки» были обнаружены следующие корреляции. Абстрактный интеллект коррелирует с суперфакторами «интроверсия» (rP4=0,31; rP5=0,29; rSP=0,29 при p<0,05) и «обособленность» (rP4=0,27). Конкретный интеллект студентов взаимосвязан с «импульсивностью» (rAS5=0,26) и «эмоциональной неустойчивостью» (rAS2=0,30; rAS3=0,27). При этом факторы вербального интеллекта имеют корреляцию с противоположными полюсами суперфактора «экспрессивность – практичность» (rAS3=0,26; rP4=-0,26). В результате можно утверждать, что доминирование одного из факторов вербального интеллекта имеет свои личностные корреляты на уровне суперфакторов названного выше опросника. Интеллект, если и не определяет, то согласуется с конкретной совокупностью личностных черт.

Для носителей абстрактного интеллекта в большей степени характерно отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Как и другие интроверты, они обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения, озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению и отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты. Недоверие к первичным побуждениям и увлечениям позволяет им строго контролировать свои чувства, легче переносить однообразие в деятельности и эффективнее работать в спокойной обстановке. Они любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, более чувствительны к наказанию, чем к поощрению.

Рисунок 2 – Показатели выраженности суперфакторов (1–5) у студентов

Более выраженная корреляция абстрактного интеллекта с суперфактором «обособленность» добавляет к характеристике таких людей стремление быть независимыми и самостоятельными. Свои интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Обладая выраженной практичностью, они достаточно реалистичны и хорошо адаптированы в обыденной жизни. Негибкие и неартистичные, они не любят перемен, предпочитая постоянство и надежность. К оценке жизненных событий, такие люди подходят с логической меркой, исходя из рациональных объяснений и практической выгоды.

Студенты с конкретным интеллектом импульсивны, эмоционально неустойчивы и экспрессивны. Для них характерны естественность поведения и беспечность как следствие определенных проблем с волевой саморегуляцией. Они, как правило, живут одним днем, не заглядывая в свое будущее. Такие люди самодостаточны и уверенны в своих силах, к жизни они относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия.

Они чаще доверяют своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращают внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональные, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом люди.

На уровне первичных факторов вербальный конкретный интеллект коррелирует с поиском впечатлений (rAS1=-0,28; rAS3=0,31), отсутствием настойчивости (rAS4=-0,25; rAS5=-0,28), беззаботностью (rAS2=-0,25; rAS7=-0,25), эмоциональной комфортностью (rAS2=-0,30; rAS3=-0,28), самодостаточностью (rAS2=-0,26; rAS3=-0,29) и консерватизмом (rAS7=0,28). В свою очередь, абстрактный интеллект – с соперничеством (rP6=-0,27; rP7=-0,26; rSP=-0,25), отсутствием тревожности (rP4=-0,28) и артистизма (rP4=-0,53; rP5=-0,52 при p<0,001; rP6=-0,32; rP7=-0,36 при p<0,01; rSP=-0,44 при p<0,001), сенситивностью (rP2=0,26).

Личностные корреляты факторов вербального интеллекта согласуются с характером их носителей: тематических (пространственно-темпоральных) и категориальных репрезентаций [3]. Ф. А. Близдейл полагает, что характер репрезентации имеет более сложные механизмы взаимосвязи и взаимодействия [11]. Она учитывает степень конкретности / абстрактности вербальной информации. Одни структуры являются результатом репрезентации конкретных и абстрактных слов, а другие – конкретных слов и образов. Конкретные слова одновременно входят в структуру вербальной и невербальной репрезентации. Результаты нашего исследования в целом согласуются с концепцией Ф. А. Близдейл.

Косвенно о соотношении вербального интеллекта и черт личности позволяют судить результаты факторного анализа когнитивного мониторинга обучения студентов. В общей сложности 47 переменных образовали 8 факторов (59% объясняемой дисперсии). Конкретный интеллект с положительной нагрузкой (0,25) вошел во второй фактор (F2) и с отрицательной нагрузкой – в шестой (-0,48). Абстрактный интеллект – в третий (0,59). Суперфакторы личностного опросника соответственно – в F1 («практичность» – 0,71; «интроверсия» – 0,54), в F2 («эмоциональная неустойчивость» – -0,76; «интроверсия» – 0,40; «импульсивность» – 0,32), в F3 («эмоциональная неустойчивость» – -0,29), в F4 («обособленность» – -0,55; «импульсивность» – -0,25), в F6 («обособленность» – 0,29), в F7 («импульсивность» – 0,67) и в F8 («обособленность» – 0,26).

По совокупности первых переменных факторы получили следующие наименования: F1 «Эмпатическое познание» (образное мышление (0,76) по методике «Профиль мышления» Дж. Брунера, суперфактор «практичность» (0,71) и эмпатия (0,71) по тесту «Эмоциональный интеллект» Н. Холла); F2 «Эмоциональная регуляция» (управление своими эмоциями (0,77) по Н. Холлу, суперфактор «эмоциональная неустойчивость» (-0,76), эмоциональность (-0,71) по тесту «Темперамент и социотипы» Хейманса), F3 «Социальный и абстрактный интеллект и поленезависимость» (композитная оценка (0,86) по методике «Исследование социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, SP (0,59) и поленезависимость (0,60) по тесту «Скрытые фигуры» Л. Терстоуна), F4 «Интеллектуальная регуляция и привязанность» (интеллектуальный подход к решению проблем (0,82) по «Анкете преференции» Н.А. Аминова и М.-Ж. Шалвен и суперфактор «обособленность», -0,55), F5 «Аффективный подход к решению проблем» (Ш2 (0,83) и Ш4 (-0,75) по Н. А. Аминову и М.-Ж. Шалвен), F6 «Ш1(0,65) и вторичность (0,63 по Хеймансу)», F7 «Импульсивность (0,67) и ведущая репрезентативная система (0,48)» и F8 «Визуально-аудиальная репрезентация» (0,73 и -0,73).

Ниже мы остановимся на характеристике тех факторов, которые одновременно включают и вербальный интеллект, и суперфакторы Р. МакКрае и П. Коста. Конкретный интеллект студентов эффективно функционирует при условии наличия эмоциональной неустойчивости (-0,76), интроверсии (0,40) и импульсивности (0,32). Сопутствующими ему переменными также являются эмоциональный интеллект (0,59), эмоциональность (-0,71), активность (0,51) и вторичность (0,44), а также интолерантность в межличностных отношениях (-0,63).

Эффективность функционирования абстрактного интеллекта взаимообусловлена высокими показателями социального интеллекта (0,86) и низкими значениями эмоционального интеллекта (-0,25). В структуру этого фактора входят следующие переменные: поленезависимость (0,60), интолерантность к неопределенности (-0,30), эмоциональная неустойчивость (-0,29) и 3 типа мышления (образное, знаковое и символическое) по тесту Дж. Брунера (с одинаковой нагрузкой 0,25).

Определенный интерес представляют результаты факторного анализа с точки зрения формирования системных, инструментальных и межличностных компетенций у студентов-психологов. Компетенции компактно представлены в структуре двух факторов: в F1, что свидетельствует о роли эмпатического познания, интроверсии и активности, и в F7 наряду с импульсивностью, познанием результатов поведения и выраженностью ведущей репрезентативной системы.

Заключение. Результаты исследования в целом согласуются с теорией метакогнитивизма. Они отражают взаимосвязь показателей интеллектуального и личностного развития и обусловленность этой связи уровнем развития факторов вербального интеллекта. Результаты исследования могут быть конкретизированы следующими положениями.

1. Для студентов-психологов характерна позитивная динамика показателей абстрактного и конкретного интеллекта при общем доминировании абстрактного интеллекта, что соответствует возрастной норме, обусловленной фактором образования. Согласно «Большой пятерки», у них более выражены такие черт личности, как интроверсия, обособленность, импульсивность и практичность, а также в умеренной степени эмоциональная неустойчивость.

2. Между факторами вербального интеллекта и суперфакторами «Большой пятерки» были обнаружены следующие корреляции: абстрактный интеллект коррелирует с «интроверсией» и «обособленностью». Напротив, конкретный интеллект студентов взаимосвязан с «импульсивностью» и «эмоциональной неустойчивостью». При этом факторы вербального интеллекта имеют корреляцию с противоположными полюсами суперфактора «экспрессивность – практичность».

3. Личностные корреляты факторов вербального интеллекта во многом согласуются с характером их носителей: тематическими (пространственно-темпоральными) и категориальными репрезентациями, что в целом не противоречит концепции ментальной репрезентации Ф. А. Близдейл. Абстрактный интеллект соотносится с отвлеченными формами поведения и качествами личности, конкретный интеллект – с непосредственным реагированием на ситуацию.

Литература

1. Карпов, А.В. О понятии метакогнитивных способностей личности / А.В. Карпов // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы науч.-практ. конф., посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина. – М.: Изд-во ИП РАН, 2010. – С. 35–45.

2. Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения : пер. с нем. / Г. Клаус. – М. : Педагогика, 1987. – 176 с.

3 Лобанов, А.П. Интеллект и ментальные репрезентации: образовательный подход / А.П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2010. – 288 с.

4. Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М. : Рус. яз., 1986. – 608 с.

5. Стернберг, Р. Триархическая теория интеллекта / Р. Стернберг // Иностранная психология. – 1996. – № 6. – С. 54–61.

6. Холодная, М.А. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности / М.А. Холодная, О.Г. Берестнева, И.С. Кострикина // Психол. журн. – 2005. – № 1. – С. 29–37.

7. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.

8. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособ. / А.Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганск. гос. у-та, 2000. – 23 с.

9. Чуприкова, Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 31–39.

10. Чуприкова, Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников / Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 104–113.

11. Bleasdale, F.A. Concreteness-dependent Associative priming: Separate lexical organization for concrete and abstract words / F.A. Bleasdale // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. – 1987. – Vol. 13, № 4. – P. 582–594.

12. Oatley, K. Perceptions and representations / K. Oatley. – Cambridge : Cambridge University Press., 1978. – 262 p.

13. Sprinthall, N.A. Educational psychology: a developmental approach / N.A. Sprinthall, R.C. Sprinthall. – New York: Random house, Inc., 1987. – 597 p.

14. Flavell, J.H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive developmental inquiry / J.H. Flavell // American Psychologist. – 1979. – № 34. – P. 906–911.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14696. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ 40.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №21 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ Вероятность того что за данный промежуток времени ∆t распадётся k атомов из n равна где pk – число групп из n атомов в каждой из которых произошло к радиоактивных распадов a q об
14697. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ СТОЯЧЕЙ ВОЛНЫ 408 KB
  Лабораторная работа № 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ СТОЯЧЕЙ ВОЛНЫ Цель работы: ознакомиться с основными характеристиками волновых процессов; изучить условия образования и особенности стоячей волны; определить скорость звука в воздухе метод...
14698. Определение характеристик двухполюсных резистивных элементов 189.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Определение характеристик двухполюсных резистивных элементов Цель работы: Генератор и нагрузка собираются по схеме звезды. Исследуются зависимые и независимые схемы соединения генератора и нагрузки. Объект и средства измерения:
14700. Определение характеристик пассивных элементов в цепи постоянного тока 52.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Определение характеристик пассивных элементов в цепи постоянного тока Цель работы: Овладеть методикой измерения сопротивлений и определения вольтамперных характеристик пассивных двухполюсников Объект и средства измерения: Об...
14701. Определение характеристик пассивных элементов в цепи переменного тока 58 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Определение характеристик пассивных элементов в цепи переменного тока Цель работы: Определение параметров пассивных двухполюсников при переменном токе. Объект и средства измерения: Объектом исследования служат двухполюсны
14702. Національна етика. Сімейна етика. Релігійна етика. Біоетика 76 KB
  Моральний зміст відношення до природи як до мети і засобу людської діяльності. Рослинний і тваринний світ як морально-естетичне багатство людства. Завдання та взаємодія екологічного і етичного виховання
14703. Медицинская реабилитация после эндопротезирования коленного сустава 98 KB
  Цель реабилитации — оптимальное восстановление функций тотально замещенного сустава и статодинамической функции конечности в целом, а также приобретение самостоятельности в быту, способности к профессиональной деятельности, то есть полноценное функциональное, социально-бытовое и профессиональное восстановление.
14704. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА 73.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА. Общие сведения. Реакции ионного обмена реакции связывания ионов которое происходит при образовании слабого или малорастворимого электролита. Реакции ионного обмена подчиняются всем закономерностям химическ