69967

Проблема осмысленности жизни и здоровья в раннем юношеском возрасте

Научная статья

Логика и философия

Данная статья посвящена теоретическому анализу проблемы взаимосвязи осмысленности жизни и здоровья. Полетаева 2001 который в свою очередь определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека особенности мотивации в области здорового...

Русский

2014-10-13

209 KB

1 чел.

Проблема осмысленности жизни и здоровья в раннем юношеском возрасте.

Мартинкевич О.И.

Республиканский институт высшей школы, г. Минск

Данная статья посвящена теоретическому анализу проблемы взаимосвязи осмысленности жизни и здоровья. Так же рассматриваются вопросы детерминации позитивного отношения к здоровью.  Приводятся сравнительные данные, полученные в ходе формирующего эксперимента. Срез брался перед и по окончании организованного психолого-педагогического воздействия на старшеклассников в рамках внеклассной работы.

This article is devoted the theoretical analysis of problem of intercommunication of intelligentness of life and health. The questions of determinacy of positive attitude are similarly examined toward a health. Comparative information over, got during a forming experiment, is brought. The data subject to comparison has been obtained during the developing experiment before and after the organized psychological and pedagogical influence upon the audience within the context of extracurricular work.

Продолжая исследование вопроса отношения к здоровью как процесса, выступающего в качестве внутреннего механизма саморегуляции деятельности и поведения, мы попытались рассмотреть потенциальный план личности, систему ее внутренних механизмов поведения. В данной статье мы остановимся на рассмотрении духовно-нравственного компонента здоровья (Н. М. Полетаева, 2001), который в свою очередь определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни. Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место занимает – отношение к здоровью самого человека. С одной стороны, оно (отношение) является отражением индивидуального опыта человека, а с другой – оказывает существенное влияние на его поведение [8].

Существующее сегодня положение, когда большинство людей отмечают высокую ценность здоровья и вместе с тем не предпринимают активных действий по его достижению, в значительной мере связано с отсутствием психологической компетентности в этой области [3, 4]. В рамках психологии здоровья  одним из центральных вопросов стоит: как добиться того, чтобы сохранение здоровья стало ведущей, органичной потребностью человека на протяжении его жизненного пути, т. е. речь идет о формировании "культуры здоровья" и способов мотивации человека к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья [11].

Вместе с тем следует отметить крайне слабую разработку психологических основ и особенно психотехник формирования и развития культуры здоровья. Хотя все большее число ученых и практических специалистов употребляют понятие "культура здоровья", но, как правило, либо совсем не разъясняют его, либо ограничиваются недостаточно точными и корректными формулировками, не позволяющими в полной мере охарактеризовать этот элемент культуры личности. Отсутствуют попытки затронуть проблему диагностики, определения уровней сформированности культуры здоровья, разработать целостную технологию ее формирования и развития [11].

Психология здоровья в своем становлении продолжает намеченный гуманистической психологией принципиально иной путь развития психологической науки – путь к созданию новой науки "психологии с человеческим и человечным лицом". Именно гуманистическая психология разрабатывает целостный подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека.

Развивая понимание здоровья как целостной характеристики развития человека, Н.М. Полетаева выделяет в структуре здоровья 8 взаимосвязанных компонентов: духовно-нравственное, личностное, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, репродуктивное, физическое и генетическое. Духовно-нравственный компонент автор рассматривает как системообразующий компонент здоровья, т.к. духовным развитием человека определяется «его сила духа и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности, потребность в здоровом образе жизни» [12].

Компоненты здоровья – это основные направления целостного развития человека как индивида, личности, субъекта жизнедеятельности и индивидуальности в целом. Так, в центре структуры здоровья стоит духовно-нравственный компонент, гуманистические ценностные ориентации человека, которые имеют для него жизненный смысл. Биологическая природа человека обуславливает физический (соматический) и репродуктивный компоненты здоровья. Человеческая психика, которая включает три основные части: интеллект, эмоции и чувства, волю, – определяет необходимость выделения эмоционального и умственного здоровья человека как самостоятельных компонентов психического здоровья и здоровья в целом. Мотивационно-волевой аспект психики, который проявляется в мотивации сохранения здоровья, связан со смыслом жизни человека, с его духовно-нравственными ценностями. Ему принадлежит важная роль в формировании здоровья, здоровой личности (там же). В силу смысловой сферы сознания, остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования (личностным ростом, самопринятием, способностью устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремлением к самоактуализации,  ЗОЖ и т.д.).  В этой связи, мы поставили себе целью исследовать взаимосвязь уровня осмысленности жизни с осознанным принятием здорового образа жизни, как позитивным, морально-нравственным выбором гармоничной личности, и выделить в данном контексте основные детерминанты принятия ЗОЖ старшеклассниками. Однако прежде чем перейти к освещению указанной проблемы, следует более подробно остановиться на моделях смысловой регуляции, существующих в рамках различных психологических концепций здоровья и психологии.

Пионерами в рамках психологии здоровья выступили представители гуманистической психологии во второй половине прошлого века. Наиболее яркие ее представители – К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, А. Маслоу [9, 15, 17] – предлагают свои пути к достижению здоровья – развитие самопознания через налаживание человеком контакта со своим бессознательным, собственным внутренним аутентичным Я. Так, К. Роджерс в качестве модели здоровьесбережения предлагает "полноценно функционирующего человека", который живет "хорошей жизнью". Согласно этой концепции такой человек движется к полному знанию себя и своего внутреннего опыта. Он доверяет своему целостному организму, насыщенно живет в каждый момент жизни [13]. В. Франкл предлагает несколько иной подход к решению проблемы. По его мнению, основным условием сохранения здоровья является наличие целей, наполненных жизненным смыслом [15]. Как считает Э. Фромм, жизнь человека разумнее представить как процесс, в ходе которого образуется личность. Уникальная тенденция этого процесса заключается в уменьшении значимости инстинктивного регулирования ценности самосознания, причем инстинктивная регуляция заставляет человека действовать в том направлении, которое необходимо только для выживания [16]. А. Маслоу отмечает, что "в теории здоровья большое место должно отводиться когнитивным (разумным) психотехническим знаниям, так как только в них может и должна осуществляться индивидуальная жизнь каждого человека. Эти когнитивные знания дают людям возможность выстраивать мотивацию собственной жизни, основанную на переживании ее сущности как возможности реализовать свое здоровье. Именно отсутствие мотивации к здоровому образу жизни, которое буквально преследует современного человека как отсутствие стремления к реализации своего здоровья" [9].

Человек, жизнедеятельность которого сводится к удовлетворению потребностей, реагированию на стимулы и соответствию принятым в социуме нормам поведения, скорее всего,  будет признан здоровым в соответствии  с  традиционными  критериями   психического здоровья, опирающимися на статистические нормы и показатели адаптации ( Братусь, 1988). Содержательные критерии личностного здоровья могут быть сформулированы лишь в рамках нормативного подхода к психическому здоровью (Братусь, 1988) описывающего не средние, наиболее распространённые варианты развития, но варианты полноценного развития, зачастую не совпадающие с общей тенденцией. Необходимой основной подобного описания всегда является определённая философско-антропологическая концепция – «образ  человека» (Братусь, 1997) принятый в рамках того или иного психологического направления [2]. Содержательные представления о сущности человека, которые становятся основой для выработки критериев здоровья и нормального развития личности, представители различных психологических направлений находят в таких философских направлениях, как марксизм, экзистенциализм,  философская антропология М. Шелера, прагматизм и др.

Так же отметим, что многие современные концепции личностного здоровья определяют его не в терминах наличия и отсутствия тех или  иных личностных черт  или диспозиций, хотя таковые могут служить предпосылкой здоровья, как, например, жизнестойкость у С. Мадди, но в терминах, с одной стороны, содержания и динамики  отношений,  которые  человек устанавливает и реализует по отношению к самому себе, к миру и другим  людям (Фромм, 2002; Рубинштейн, 2003; Братусъ, 1988), и, с другой стороны, в   терминах   способов   или   форм   существования, самоосуществления личности, таких как свобода и ответственность (Братусь, 1988; Калитеевская, 1997), результатом которых становятся индивидуализация жизненного стиля (Мадди, 2005), самоактуализация (Маслоу,  1999), самодетерминация как способность человека действовать в соответствии с собственной внутренней логикой непредсказуемым для внешнего наблюдателя образом (Калитеевская, 1997; Калитеевекая, Леонтьев, Осин, Бородкина,  2007) [13].

Эти две стороны развития оказываются взаимосвязанными. Поскольку содержательно в своих бытийных проявлениях зрелая личность может быть описана лишь апофатически, через то, к чему она не сводится (влечения, убеждения, социальные роли, ценности и даже собственный прошлый опыт), задачей исследователей становится изучение условий, обеспечивающих становление этой несводимости.  С точки зрения марксистской психологии, способность к свободному самоосуществлению, характеризующая человека как вид, для каждого отдельно взятого индивида является лишь одной из возможностей развития, реализация которой определяется содержанием отношений индивида с миром – речь идёт о взаимосвязи этики и онтологии, обоснованию которой посвятил последние годы жизни С.Л. Рубинштейн (2003). Экспериментальным свидетельством  в пользу этого положения становятся, в частности исследования,  проводимые   в  рамках  теории самодетерминации и свидетельствующие о взаимосвязи между уровнем личностной автономии человека и степенью поддержки автономии как со других людей по отношению к нему, так и с его собственной стороны – по отношению к другим людям ( Ryan, Deci, 2002) [17].

Приведённые теоретические соображения свидетельствуют в пользу того, что личностное здоровье, проявляющееся в самодетерминации, оказывается связанным с тем, в какой мере в отношениях человека с миром реализуются  ценности, что даёт основу говорить об индивидуальных вариантах развития ценностно-смысловой сферы.

Поскольку функцией смысловой сферы личности является обеспечение смысловой регуляции целостной жизнедеятельности субъекта, центральным и наиболее общим её проявлением является смысл жизни. Б.С.  Братусь называет стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни в качестве одного из четырёх критериев нормального развития [2]. Согласно гипотезе Д.А. Леонтьева, «смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, отвечающей за общую направленность жизни субъекта как целого» [5].

В психологической структуре личности Франкл выделяет три измерения: соматическое, психологическое и ноологическое  (нооэтическое – связанное, в первую очередь, с духовной жизнью человека). Нооэтическое измерение является хранилищем всех духовных феноменов человеческого существования: смыслов и ценностей [15].

В теории В. Франкла человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к самотранценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в направленности существования человека на что-то, существующее вне его. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности позволяют человеку быть самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежит нооэтическому измерению бытия человека.

Таким образом, основа для теоретической и эмпирической типологии смыслов жизни была заложена В.Франклом, который рассматривал стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Основной тезис его учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так:  человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Так же отметим, что В.Франкл неоднократно указывал на ранний юношеский возраст как на сензитивный период в поиске смысла своего существования.

В данном контексте целесообразно рассмотреть витально-аксеологическую концепцию личности выдающегося русского ученого, доктора философских наук, профессора Сержантова Василия Филипповича [9]. Он считал, что именно характер человека дает возможность определить движение к индивидуальному здоровому образу жизни, и, что главным, интегрирующим компонентом системы ценностных ориентаций является личностный смысл жизни (ЛСЖ). Сержантов В.Ф. говорил о том, что человек, находясь под воздействием той или иной национальной культуры и ассимилируя её, формирует в себе две эндоморфные психофизиологические структуры:

- Усваивает культуру как определенное информационное содержание. В этот показатель входят и знания в области здорового образа жизни.

- Это же содержание, отрефлексированное на личностном уровне, формирует личностную систему ценностей (ЛСЦ). Она становится системой императивов жизни и поведения. В этом случае содержание усвоенной (отрефлексированной и принятой как индивидуально-личностной) культуры приобретает особое, личностно-индивидуальное структурирование, становясь системой аксиологических функций личности, главная из которых есть личностный смысл жизни. Именно ЛСЖ определяет сущность здорового образа жизни индивида.

Таким образом, индивидуальное формирование здорового образа жизни тесно связано с формированием индивидуальной системы ценностных ориентаций, общим уровнем осмысленности жизни и другими позитивными феноменами личности, которые мы более детально рассматриваем в своём диссертационном исследовании.

Исходя из цели исследования, мы выделили следующие положения, выносимые на защиту:

  1.  Существует система психологических детерминант принятия здорового образа жизни как устойчивой ценностной позиции личности.
  2.  Принятие здорового образа жизни детерменировано такими ключевыми аспектами позитивного функционирования личности как: осмысленность жизни и смысложизненные ориентации; личностная автономия (субъективный контроль); психологическое благополучие; жизнестойкость; личностное самоопределение (внутренняя рефлексия).
  3.  Целенаправленное формирование системы смысложизненных координат способствует успешному процессу личностного самоопределения, а также создает условия для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья в раннем юношеском возрасте.
  4.  Разработанный цикл занятий с элементами тренинга может использоваться в образовательном процессе в целях воспитания у старшеклассников потребности в здоровом образе жизни, повышения рефлексивной культуры, уровня осознанности жизни и нравственной позиции.

Для подтверждения выдвинутых положений, в практической части нашего исследования мы проводили формирующий эксперимент, основанный на внедрении  в учебно-воспитательный процесс старшеклассников общеобразовательной школы цикла психолого-педагогических занятий с элементами тренинговой работы. Основной задачей ставилось формирование психологической компетентности школьников в отношении здорового образа жизни через повышение уровня осознанности жизни. Было сделано предположение, что формирование сознательного отношения к жизни (повышение уровня осмысленности жизни) способствует активизации системы внутренних механизмов саморегуляции деятельности и поведения, что, в свою очередь, способствует построению индивидуальной стратегии достижения здоровья. Респондентами выступили школьники 11 класса среднеобразовательной школы, средний возраст 17 лет, 120 человек (контрольная и экспериментальная группы).

В качестве диагностического инструментария на этапе предварительного обследования, мы использовали батарею методик, в той или иной мере раскрывающих заявленные в исследовании психологические феномены личности, а именно: «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясвин В.), «Тест смысложизненных ориентаций» (Леонтьев Д.А. и др.), адаптация опросника Рифф "Шкала психологического благополучия" Лепешинским Н.Н, опросник "Уровень субъективного контроля", тест жизнестойкости С. Мадди,  методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Ниже частично приводим графики сравнения показателей по отдельным тестам до и после проведения организованного психолого-педагогического воздействия. Более детально с результатами исследования можно будет ознакомиться в нашей диссертационной работе.

Диаграмма 1. Сравнительный график показателей по тесту Индекс отношения к здоровью.

шкалы

Диаграмма 2. График сравнения показателей по тесту смысложизненных ориентаций.

Диаграмма 3. Динамика роста показателя осмысленности жизни.

Направленная психологическая работа по формированию актуальных смысловых состояний,  способности индивида анализировать и обобщать актуальные смыслы (т.е. значения прошлого и настоящего) и актуализации жизненных целей (т.е. способности проектировать будущее), а также, по формированию компетентности школьников в отношении здорового образа жизни, позволила добиться расширения границ субъективной реальности. При повторном диагностическом обследовании  был отмечен значительный рост показателя интенсивности отношения к здоровью – 48%-у мальчиков и 62%-у девочек. При этом увеличилось количество характеристик школьников, отношение к здоровью которых в большей степени проявляется в эмоциональной сфере: способность наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагировать на поступающие от него сигналы.

Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод практической значимости и результативности направленного психолого-педагогического воздействия, относительно изучаемых явлений психологической реальности школьников (Диаграмма 1, 2,3). В дальнейшем полученные данные будут подвергаться более тщательному статистическому и корреляционному анализу. Однако сложно переоценить направленную психологическую работу по повышению уровня осознанности жизни школьников и ее роли в построении  индивидуальной стратегии здоровья.

Литература:

  1.  Асмолов А.Г. О предмете психологии личности //Вопр. психологии. – 1983. -  № 3. - С. 118 – 124.
  2.  Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. №5. С. 3—20.
  3.  Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.
  4.  Дерябо С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения. // Директор школы. – 1999. – № 2. – с.7-16.  
  5.  Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.:Смысл, 1999.
  6.  Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
  7.  Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. 
  8.  Лоранский Д.Н., Водогреева Л.В. Отношение человека к здоровью. М.: ЦНИИС, 1984.
  9.  Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  10.  Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность. / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов – Новосибирск.: Наука, 1989
  11.  Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие. - СПб., 2002.
  12.  Полетаева Н.М. Культура здоровья: учебное пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005.
  13.  Роджерс, К.Р. Становление личности: взгляд на психотерапию: пер. с англ. / К.Р. Роджерс. М.: ЭКСМО-пресс, 2001, (Психологическая коллекция).
  14.  Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии.  – 2007. – № 5. – с. 68–79. (Совм. с Е.Р. Калитеевской, Д.А. Леонтьевым, И.И. Бородкиной). (Рекомендован ВАК МО и науки РФ).
  15.  Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М., 1990.
  16.  Фромм Э. Здоровое общество // Фромм Э. Мужчина и женщина. – М.: АСТ, 1998.
  17.  Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни//Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-X симпозиумов. Часть 1. – М.:Смысл, 2004, с.7-23. 
  18.  Ryan R.M., Frederick C.M. On energy, personality and Health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well-being. Journal of Personality, 1997, vol. 65, P. 529-565.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68279. Методи та ярусно-паралельні моделі прискореної обробки напівтонових зображень 517 KB
  Метою дисертаційної роботи є розробка моделей і методів інтелектуальної прискореної обробки напівтонових зображень які здатні аналізувати інформацію про розмір зображення та завантаженість потоків для рівномірного адаптивного розподілення завдань по потоках.
68280. Формування та механізми функціонування партійної системи Європейського Союзу 185 KB
  Прямим наслідком цього є поява та функціонування наднаціональної політичної системи Європейського Союзу ЄС яка тісно пов’язана з національними політичними системи основним джерелом її легітимності. Політичні партії є одними з важливих елементів політичної системи демократичного суспільства...
68281. ЕВОЛЮЦІЯ ПОЛІТИКИ ТАЙВАНЮ ЩОДО КНР 151.5 KB
  Зростання економічної й політичної могутності Китайської Народної Республіки КНР безперечно є однією з найважливіших ознак сучасних міжнародних відносин. Феномен зростання Китаю зокрема спричинює зміни в політиці Тайваню щодо КНР адже для Китайської Республіки КР на Тайвані політика щодо зростаючого...
68282. ФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ ОЦІНЮВАННЯ ІНТЕЛЕКТУАЛЬНОЇ ВЛАСНОСТІ В УКРАЇНІ 238.5 KB
  В умовах переходу економіки України до інноваційної моделі розвитку та постійного зростання інтелектуальної складової у кінцевій продукції найважливіших галузей національного господарства масштаби та якісний рівень об’єктів інтелектуальної власності як об’єктів майна суб’єктів господарювання...
68283. ПРОБЛЕМИ НАЦІОНАЛЬНОЇ БЕЗПЕКИ В РЕГІОНАЛЬНІЙ ПОЛІТИЦІ АРЄ 160.5 KB
  Оскільки АРЄ діє на міжнародній арені як передусім регіональна держава, для адекватного аналізу безпекових пріоритетів країни основну увагу необхідно зосереджувати саме на регіональному рівні зовнішньої політики Єгипту, де зосереджено основні безпекові інтереси, та звідки походить більшість загроз безпеці країни.
68284. Пряма та непряма реваскуляризація при стегно-підколінно-гомілковій оклюзії в умовах хронічної критичної ішемії 327 KB
  Відсутність комплексних досліджень стосовно з’ясування основних патогенетично обґрунтованих критеріїв застосування аутовени низхідної артерії коліна реваскуляризуючої остеоперфорації трансплантації кісткового мозку великогомілкової кістки при лікуванні хворих на хронічну...
68285. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ФІНІШНОЇ ОБРОБКИ ВНУТРІШНІХ ЦИЛІНДРИЧНИХ ПОВЕРХОНЬ ДЕТАЛЕЙ РЕДУКТОРІВ 725.5 KB
  Створення сучасних високонадійних машин і систем вимагає застосування ефективних технологій механічної обробки деталей які забезпечують необхідну точність якість і продуктивність їх обробки.
68286. ПРОФІЛАКТИКА ПРОТЕЗНИХ СТОМАТИТІВ У ХВОРИХ НА ЦУКРОВИЙ ДІАБЕТ ПРИ КОРИСТУВАННІ ЗНІМНИМИ АКРИЛОВИМИ ЗУБНИМИ ПРОТЕЗАМИ (КЛІНІКО-ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЕ ОБҐРУНТУВАННЯ) 181.5 KB
  Мета дослідження. Підвищення якості ортопедичного лікування хворих на цукровий діабет 2 типу шляхом удосконалення конструкцій часткових знімних пластинкових протезів, розроблення методу профілактики протезних стоматитів.
68287. ОСОБЛИВОСТІ ПРОТИДІЇ УКРАЇНСЬКИХ ГРЕКО-КАТОЛИКІВ РЕЛІГІЙНІЙ ПОЛІТИЦІ РАДЯНСЬКОЇ ВЛАДИ У 1946 – 1989 РОКАХ 153.5 KB
  Метою дисертаційного дослідження є встановлення особливостей поширення опору населення релігійній політиці радянської влади у середовищі грекокатоликів у західних областях України у 1946-1989х рр. на Закарпатті; дослідити характерні риси формування підпільної мережі грекокатоликів у другій половині...