69970

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Теоретические основы формирования содержания профессионального социального образования предполагают рассмотрение следующих вопросов: 1 нормативные основания конструирования содержания профессионального образования; 2 специфика отражения в содержании образования глобальных...

Русский

2014-10-13

72 KB

0 чел.

14

PAGE  13

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.И.Мицкевич

(г. Минск, филиал РГСУ)

В статье анализируются особенности формирования содержания современного социального образования, определяется субъектность студентов в этом процессе. Автор обращает особое внимание на различные подходы исследователей к проблеме. Значительная часть материала посвящена проблеме непрерывности образовательного процесса.

In article features of formation of the content of modern social education are analyzed, subjectivity of students in this process is defined. The author pays special attention to various approaches of researchers to a problem. The considerable part of a material is devoted to a problem of a continuity of educational process.

Введение

Теоретические основы формирования содержания профессионального социального образования предполагают рассмотрение следующих вопросов: 1) нормативные основания конструирования содержания профессионального образования; 2) специфика отражения в содержании образования глобальных проблем современности; 3) акмеологическая направленность содержания; 4) междисциплинарная рефлексия содержания.

Содержание профессионального социального образования может формироваться в зависимости от той парадигмы, которая положена в основу деятельности организаторов данного образовательного процесса. Если исходить только из концепции Я.А.Коменского о том, что обществу нужен знающий человек, то несомненно необходимо выстраивать систему предметных знаний. Но сегодня социальному работнику каждого уровня мало одних знаний для преобразования конкретной деятельности: необходимо целостное видение Мира, Культуры, Человека, умеющего жить в этом Мире, анализируя его прошлое, настоящее и будущее.

Содержание профессионального образования должно быть направлено на освоение принципов, методов, приёмов и средств рефлексивных процессов, приводящих к определению конкретным специалистом путей самостоятельного приобретения нового социального опыта. Для отбора содержания профессионального образования очень важно определить исходные позиции обучающегося и обучающего, ответить на вопрос о мере свободы субъектов образовательного процесса. Сегодня доминирует ситуация, в которой студент, будущий социальный работник, приходит в образовательную сферу со своими проблемами, своими ожиданиями, а та, в свою очередь, предлагает ему свои цели и своё содержание образования.

Данное противоречие может быть разрешено, если образовательный процесс наполнить таким содержанием образования, которое будет носить по своей дидактической организации деятельностный характер, а по формам реализации ориентировано на самостоятельное мышление обучающегося, обеспечивающего ситуацию развития в зависимости от его возраста и уровня обученности.

Основная часть

В исследованиях современных учёных (А.А.Деркача, В.П.Зинченко и др.) отмечается, что содержание мыслительной деятельности не имеет предметных границ: разум формирует такой образ мира, при котором нет жёстких границ между предметными областями. Мышление человека в процессе профессиональной деятельности опирается на связи научных знаний с социальными требованиями и культурными традициями, объединяет знания и чувства. Содержание профессионального образования социальных работников не может быть построено только на предметной основе: необходимо «включить» всю структуру сознания и профессиональной деятельности. Оно должно содержать «живое знание» (В.П.Зинченко), которое должно быть так построено, чтобы в нём воедино слились смысл деятельности и её значение.

В исследованиях болгарского учёного И. Марева обращено особое внимание на то, что содержание образования нельзя отождествлять с содержанием учебных дисциплин. Усвоенное и свободно применяемое содержание образования – основной компонент личности специалиста, его интеллектуальная собственность. Оно создаёт базу для активной творческой деятельности и ориентирует человека на дальнейшее саморазвитие. Важной проблемой современной науки об образовательных процессах – эдукологии – является сочетание содержательного и процессуального аспектов на каждой ступени развития профессионального мастерства.

В.В. Краевский обосновал, что содержание образования предстает в единстве с деятельностью, оно определяет характер деятельности по его передаче, а при его проектировании воплощается в такой форме, которая в максимальной степени соответствует характеру и формам этой деятельности, является моделью социального заказа.

Г.П. Щедровицкий подверг анализу теоретическую позицию о том, что если мы хотим, чтобы человек стал успешнее выполнять конкретную деятельность, она должна быть дана ему в качестве содержания обучения. Отказавшись от тождественности содержания учения и структуры предстоящей деятельности, он предлагает в процессе профессиональной подготовки строить такую систему взаимоотношений, которая позволит будущему специалисту формировать целостное видение своей профессии и анализировать её как одно целое, как одну структуру.

Результаты исследования Г.П.Щедровицкого и его учеников показали, что профессиональная подготовка есть там и тогда, где и когда человек рефлексирует необходимые изменения своей собственной профессиональной подготовки в связи с тенденциями развития. Базируясь на принципе «выращивания» творческих способностей, будем считать, что содержание профессионального образования должно обязательно включать как основной компонент творческое прогнозирование себя, своей деятельности и себя в деятельности. На этой основе рассмотрим некоторые концептуальные позиции в толковании современных подходов к содержанию профессионального социального образования.

Под содержанием образовательного процесса в системе профессиональной подготовки социальных работников будем понимать основную дидактическую характеристику, практическая реализация которой позволит достичь его главной социальной цели. Состав содержания – совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человека, которую необходимо сделать достоянием лиц, включённых в образовательный процесс. К числу его основных составляющих относятся: а) опыт эффективной практической деятельности; б) познавательный опыт – методы и результаты постижения закономерностей развития различных наук и практическое применение в окружающей действительности; в) опыт социального взаимодействия в процессе достижения общих целей; г) нравственно-этический опыт, отражённый в морали, праве, иных нормах человеческого общежития; д) духовно культурный опыт – образно-эмоциональное восприятие жизни, эстетическое отношение к её проявлению.

Одновременно с перечисленными требованиями мы считаем необходимым обратить внимание на эклектичность содержания профессиональной подготовки. Сущность данного требования состоит, с одной стороны, в том, что в конкретном учреждении высшего образования может быть разработано несколько образовательных программ для каждой категории специализации социальных работников; с другой, - каждая программа не может быть сведена к строго очерченным «учебным предметам». Мы вместе с тем не предлагаем толковать данный подход как «фрагментарность, лоскутность, беспринципное» сочетание различных несовместимых подходов. Наш вариант состоит в следующем: сочетание обучения с конкретной практической деятельностью предполагает, что содержание профессионального социального образования отвечает такому требованию как «дискретность»: образовательные программы всегда соответствуют современному состоянию науки и конкретному уровню обученности будущих специалистов. Такой подход базируется на принципе комплементарности – отбор такого содержания профессиональной подготовки, при котором приоритет отдаётся тому направлению, которое наиболее соответствует профессиональным требованиям и до данного момента не заполнено иными составляющими социального опыта.

Развитие общества выдвигает новые требования к позиции человека в нём: каждый специалист должен уметь сочетать в себе конкретного прагматика (человека-исполнителя), транслятора «готовых» мыслей и человека-реформатора, способного взглянуть на окружающую действительность с позиции «стороннего», сомневающегося, ищущего. Это предполагает, что профессиональная подготовка связана с перспективной прогностичностью развития различных сфер жизнедеятельности. Нам близка позиция Л.Н. Лесохиной, которая считает необходимым содержание профессионального образования формировать на основе полифункционального подхода, способствующего определению позиции человека в «вечных вопросах Бытия».

Важной особенностью содержания программ социального образования является его психолого-педагогическая направленность. Она связана с тем что, профессиональная деятельность каждого специалиста с высшим образованием, обязательно содержит образовательно-воспитательную функцию, которая является одной из ведущих составляющих его труда и повседневной жизни. Опора на закономерности и принципы психологии, педагогики, менеджмента и других смежных наук дают основание социальному работнику осуществлять моделирование таких технологий, которые позволяют исследовать, конструировать и распространять идеи и способы инновационного профессионального развития.

Рассмотрим нормативные особенности конструирования содержания программ социального образования.

Существующая ныне законодательная база гарантирует «право на равный доступ к образованию в любой период жизни», предопределяет состав содержания как «удовлетворение разнообразных личных потребностей в знаниях и умениях». Вместе с тем в законодательно определено, что это содержание образования должны обеспечить преподаватели, инструкторы, консультанты и исследователи (научные работники разного профиля, осуществляющие теоретические разработки проблем развития образования). Основными принципами формирования образовательных программ являются: целенаправленность, адресность (учёт образовательных потребностей); доступность (учёт возможностей освоить учебный материал); индивидуализация; соединение общего и специализированного образования; участие заинтересованных сторон, в том числе обучаемых, в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

Дальнейшее развитие образовательных программ связано с их обновлением, ориентированным на повышение социальной эффективности, т.е. достижение более высоких результатов, соответствующих требованиям времени. Обновление как непрерывный процесс должно иметь содержательную связь с другими программами и соответствовать общей линии развития конкретной профессиональной деятельности. Гарантом успешности процесса обновления служит учёт последних достижений в различных областях теоретической мысли и наработанного практического опыта по их превращению в достижение каждого конкретного специалиста. Общим для процессов разработки и обновления образовательных программ является сохранение личностно-ориентированной образовательной стратегии.

Наши исследования особенностей программ высшего социального образования позволяют сделать вывод о том, что его содержание должно соответствовать следующим требованиям: а) направленности на обеспечение возможности каждому специалисту занимать гражданскую и профессиональную позицию в современном обществе: б) комплексности, предполагающей сочетание гуманитарно-образовательных, социальных, психологических, педагогических, экономических, управленческих, правовых и общекультурных направлений; в) интегративности удовлетворения личностных, социальных, профессиональных и духовных потребностей; г) связи обучения с практической деятельностью (практико-ориентированное); д) дифференциации в зависимости от вида конкретной специализации и уровня профессиональной компетентности.

Особое внимание обратим на глобальные проблемы современности и специфике их отражения в содержании образования социальных работников.

Современное развитие Человековедения связано с глобальным мышлением, основанном на глубоко осознанном чувстве ответственности за выживание ни какой-либо нации или этнической группы, а за сохранение Жизни людей. Среда, окружающая человека, изменяется очень быстро и из фона превращается в объект человеческой трагедии. Человек, изменяющий среду, не понимает, что обратное влияние становится определяющим фактором существования новых поколений.

В исследованиях Н.Н. Моисеева обращено особое внимание на то, что наша цивилизация находится на переломе и при жизни одного поколения людей изменяются образ жизни, навыки и традиции. Заметим, что эти изменения происходят нелинейно, противоречиво, часто непредсказуемо. Глобальность преобразований, происходящих в мире, касается каждого человека, специалиста любой профессии – они захватывают все сферы современной цивилизации.

Р. Хиггинс называет следующие глобальные проблемы: демографический взрыв, продовольственный кризис, истощение ресурсов, разрушение природной среды, злоупотребление ядерной энергией, неуправляемость науки и техники. Эти проблемы имеют «человеческий инвариант», социокультурную определённость: неравенство людей и неоднородность общества широкое распространение бедности; неграмотность и устаревшая система образования; бунты молодёжи; отчуждение; преступность и наркомания; взрыв насилия и террора; упадок моральных ценностей, ощущение нестабильности мира. Все эти проблемы взаимосвязаны и личностно ориентированны.

Мы считаем, что глобальные проблемы имеют интегрированный характер и должны найти своё отражение в содержании каждой ступени профессионального социального образования: оно становится целостным (Ю.Н. Кулюткин), даёт «образ жизни» (Ф.Т. Михайлов), создаётся «по образцу» (Н.Г. Алексеев), « имеет собственную ступенчатую систему» (И.В. Бестужев-Лада), «является пожизненным процессом» (В.Г. Онушкин).

Через непрерывный образовательный процесс регулируется взаимодействие личности и общества, следовательно, через содержание высшего социального образования есть возможность генерировать как их потребности в самореализации, духовном совершенствовании, так и средства их удовлетворения, достижение более высокого уровня профессионализма при выполнении конкретных профессиональных функций.

Нам представляется значимым отражение в программах базовых курсов, спецкурсов и спецсеминаров личностного смысла. Л.Н. Лесохина считает, что, включаясь в образовательный процесс, люди могут иметь следующие стратегические позиции: строят далеко идущие планы (стратег); решают «ближайшие» задачи (тактик); часто изменяют планы (искатель); не имеют планов (инертный). Эволюция образовательной позиции человека идёт по пути развития его личной роли в образовательном процессе: из объекта обучения он становится субъектом учения. Как только человек выходит из этой социальной образовательной технологии, он попадает в ситуацию «функциональной неграмотности» или профессиональной некомпетентности, что весьма негативно отражается не только на его позиции, но и на результатах деятельности организации.

Дальнейшее-развитие эдукологии как самостоятельной науки об образовательных процессах, приведёт нас к необходимости исследования такого феномена как «неклассический человек» (А.И. Субетто). Неклассический человек на передний план ставит следующие качества: направленность мировоззрения; уровень космизации, глобализации и экологизации сознания; уровень освоения новой, космоэкологической нравственности; уровень прогностичности и проектирования интеллекта; степень соотношения специализации и универсализма на всех ступенях образования, уровень эстетической подготовки. Мы считаем, что социальный работник является сегодня самым типичным представителем такого феномена: он ближе других находится как к природе, так и к рядовым представителям общества. Тем самым он имеет большую возможность оказывать позитивное влияние на системное развитие всех слоев населения.

В современном мире большое значение имеет акмеологический подход к отбору содержания профессионального образования, который предполагает, что все компоненты профессиональной компетентности специалиста конкретной категории направлены на достижение человеком вершин мастерства и представляются в виде акмеограммы. Акмеограмма социального работника – описание всех сторон и уровней его труда и вытекающих из него требований к индивидуально-психологическим и психофизиологическим особенностям. Она ориентирует специалиста на выявление, продуктивное развитие и включение творческого потенциала в феноменологической целостности, когда он предстаёт одновременно и как индивид, и как субъект управленческого труда, и как личность, и как индивидуальность.

Разработка и реализация программ содержания высшего социального образования как части образовательной среды способствует самоактуализации и самореализации социального работника. Это становиться возможным в результате определения степени соответствия личностных предпосылок к профессиональной деятельности и глубины осознания и осмысленного понимания ее содержания. Самому человеку свойственно построение собственной модели деятельности и индивидуально-адекватных способов и стратегий достижения её целей.

Движение субъекта по ступеням содержания образования связано с реализацией им соответствующего уровня профессионального самоопределения.

Рассмотренные механизмы самоопределения индивида в профессиональном росте предполагают разработку концептуальных положений о содержании программ высшего образования как

дидактической характеристики но основании следующих посылок: 1) самоопределение специалиста представляет собой процесс рефлексии различных форм своей активности, на основании которой создаётся модель саморазвития, или сохранение имеющегося потенциала с целью его последующей реализации, если предлагаемое субъективно неприемлемо; 2) способность к выбору содержания образования

является совокупностью психических свойств, позволяющих реализовать его как рефлексивный процесс; 3) в результате самоопределения при выборе содержания образования будущий специалист принимает

и осуществляет такие формы активности, которые помогают ему самоосуществиться как профессионалу; 4) принятие конкретной позиции по отношению к содержанию образования имеет перспективную направленность и способствует профессиональному развитию.

Процесс самоопределения студента в содержании обучения,  а также построение своей личностной позиции связан с проблемностью и конфликтностью, в преодолении которых решающую роль играет рефлексия. Рассмотрим некоторые особенности её осуществления при выборе содержания образования.

Ситуация неопределённости в выборе образовательных программ будет снята, если с помощью организаторов образовательного процесса осуществлена интеллектуальная рефлексия наличного содержания посредством диагностики ценностных ориентации, эмоций и переживаний, а также уровня развития познавательных психических процессов. Поиск выхода из ситуации интеллектуального затруднения, проблемности приводит к необходимости ситуативно-личностной рефлексии. Она часто носит ретроспективный характер и обеспечивает анализ его собственного опыта с целью актуализации тех компонентов, которые либо создали проблемную ситуацию, либо ранее могли способствовать повышению уровня обученности.

Перспективная рефлексия позволяет определить позицию человека в выборе новых направлений профессионального самоопределения, идентификацию себя с одной из перспектив. Придя к выводу, что конкретная перспектива может быть реальной, будет способствовать его должностному развитию и более эффективному выполнению профессиональных функций будущий специалист пытается освободиться от всего мешающего ему в профессиональном росте и избрать путь развития. В этой ситуации он привлекает различные параметры окружающей среды, организуя тем самым коммуникативную рефлексию, которая и обеспечивает актуализацию смысла и содержания профессиональной деятельности

через диалог с сокурсниками.

Заключение

Таким образом, рефлексия как внутренняя психическая деятельность позволяет студенту, будущему социальному работнику, найти своё место в профессиональной иерархии и выбрать то содержание дальнейшего образования, которое будет способствовать его развитию. На этой основе специалист включается в различные формы образовательной деятельности.

Весь процесс создания содержания образовательных программ имеет следующие детерминанты: детерминант будущей профессии и

конкретной специализации; детерминант связи науки и практики; детерминант образовательной ступени; детерминант организационных форм реализации.

Литература:

1.Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования: – М:Педагогика-Пресс, 1993. – 168с.

2.Вершловский С.Г. Прогноз развития последипломного образования взрослых: СПб.: Информ. бюл. 1997. – 95с.

3.Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1999. – 167с.

4.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. – М.: Просвещение,1985. – 128с.

5. Мицкевич Н.И. Дидактика повышения квалификации: инвариантные характеристики. – Минск: РИВШ, 2009. – 144 с.

6. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В.Г. Онушкина. – М.: Педагогика, 1987. – 208с.

7.Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. – Л.: ЛГУ, 1988.– 160с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49765. Экономическое обоснование проекта стратегического развития предприятия в сфере дорожного проектирования на примере предприятия ООО «АСК Драфт» 9.38 MB
  Проектирование дорог – это комплексный подход к решению транспортной проблемы в пределах целого региона или страны. Начинается он с этапа принятия решения о строительстве связи в сети дорог. Обязательной задачей этого и последующих этапов проектирования является анализ и сравнение различных вариантов.
49769. Процесс воспитания в современной школе: позитивные и негативные стороны 132.5 KB
  В практической части работы я отображаю и полностью раскрываю такие понятия как «воспитание», «воспитательная система», говорю об их особенностях и спецификах, подходе и структуре. Раскрываю все негативные и позитивные стороны воспитательной системы и доказываю, что позитивных больше чем негативных черт
49770. Монтаж строительных конструкций при возведении одноэтажного здания 806.5 KB
  Определение технологических параметров монтажа сборных конструкций и подбор монтажных кранов. Выполнение курсового проекта по монтажу строительных конструкций имеет целью закрепление полученных теоретических знаний в области строительного производства расширение их путем самостоятельной работы с нормативно-справочной литературой а также ознакомление с существующей методикой разработки проектов производства строительно-монтажных работ. Курсовой проект по монтажу строительных конструкций представляет собой комплекс технологических чертежей...
49772. ХИМИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЦИРКОНИЯ И ГАФНИЯ 1.5 MB
  Как многие редкие элементы открыты цирконий и гафний довольно поздно. Так в 1789 г. член Берлинской академии наук Мартин Генрих Клапрот опубликовал результаты анализа драгоценного камня, привезенного с берегов Цейлона. В ходе этого анализа было выделено вещество, которое Клапрот назвал цирконовой землей. Происхождение этого названия объясняют по-разному.