69971

Профессионально-психологическая культура как условие готовности к работе с аномальными и одаренными детьми

Научная статья

Психология и эзотерика

Профессионально-психологическая культура будущих специалистов рассматривается как условие эффективной педагогической деятельности с данными категориями детей. В данном исследовании нам бы хотелось сделать акцент на необходимости формирования и реализации психологической...

Русский

2014-10-13

34.41 KB

4 чел.

профессионально-психологическая культура как условие готовности к работе с аномальными и одаренными детьми

Е.Ф. Нестер, И.Б. Радионова, Л.А. Юрчёнок

Барановичский государственный университет, г. Барановичи

В статье раскрывается проблема подготовки педагогов и психологов к работе с аномальными и одаренными детьми. Профессионально-психологическая культура будущих специалистов рассматривается как условие эффективной педагогической деятельности с данными категориями детей. Предлагаются пути реализации практико-ориентированной направленности в учреждении высшего образования.

In article is considered the problem of preparation of teachers and psychologists to work with abnormal and exceptional children. The professional and psychological culture of future experts is considered as a condition of effective pedagogical activity with these categories of children. Ways of realization are offer of the practical focused orientation in institution of higher education.

Одной из отличительных характеристик современного высшего образования является его поворот в сторону практико-ориентированной направленности. Так, в государственной программе развития высшего образования на 2011 2015 годы сделан акцент на введении образовательных стандартов нового поколения, в которых осуществляется компетентностная модель подготовки специалиста, обеспечивается оптимальный баланс фундаментальной, специальной и практико-ориентированной составляющих подготовки.

Происходящее в нашей стране интенсивное развитие практической психологии, способствует широкому использованию психологических технологий и введению психологии в образование, что, несомненно, влечет за собой необходимость формирование психологической культуры у будущих специалистов. Указанные выше обстоятельства диктуют необходимость целостного научного анализа заявленной проблемы в условиях вузовского обучения, развития психологической культуры будущих специалистов педагогических специальностей.

В контексте современного психологического знания понятие психологической культуры личности носит дискуссионный характер. Л. С. Колмогорова разделяет понятия «общая психологическая культура» и «профессиональная психологическая культура» и дает определение общей психологической культуре человека — это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющего ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворенности жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни [1, с. 34].

Н. И. Исаева рассматривает психологическую культуру как инвариант любого вида профессиональной культуры. Профессиональная культура психолога образования структурируется на профессиональную аутопсихологическую, социально - психологическую и культуру психической деятельности, каждая из которых включает в себя перцептивную культуру, культуру мыслительной деятельности, результатом функционирования которых, в свою очередь, является культура профессиональных знаний, культура ценностей, культура личностного понимания, культура интерпретации и самоинтерпретации и культура рефлексии [2].

По мнению В. В. Семикина, зрелая психологическая культура – «одно из наиболее гармоничных психологических образований», которое является «механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, доминантой психологического здоровья и фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и образовательной» [3, с. 34].

По мнению Я. Л. Коломинского [4, с. 18] психологическая культура существует в нескольких аспектах: общей психологической культуры с фоновыми знаниями в области психологии, которые есть у любого человека, и профессионально-психологической культуры. Психологическая культура личности – это комплексное образование, включающее знание механизмов и закономерностей внутренней психологической жизни личности, деятельности и общения, ее развития и построения жизненного пути, а также способность применять эти знания на практике [5, с. 151].

Результативность подготовки специалиста-психолога детерминирована не только наличием академических психологических знаний, но и наличием психологической культуры. Эффективность деятельности психолога и его комфортное самочувствие как субъекта предусматривает наличие как общей, так и профессионально-психологической культуры. В данном исследовании нам бы хотелось сделать акцент на необходимости формирования и реализации психологической культуры у педагогов и психологов, взаимодействующих с особой категорией детей, детей, выпавших их общепринятой нормы.

В психологии понятия «норма» и «аномалия» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую психолого-педагогическую деятельность. Понятие «норма» в психологии носит двояких характер, с одной стороны ее во всех психологических словарях определяют как некую среднестатистическую величину, которая свойственна большинству людей, с другой стороны это определенный образец, так называемый «идеал», «эталон» состояния или развития человека на данном возрастном этапе.

Исходя из понятия «норма» понятие «аномалия» представляется как отклонение от нормы, от общей закономерности. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер, могут иметь полярные или двоякие проявления. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и интеллектуальная недостаточность и талантливость.

Классификацией отклонений от нормы выделяют множество. В отечественной психологии В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов выделили следующие категории детей с аномальным развитием: дети с сенсорными нарушениями, дети с интеллектуальными нарушениями, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с комплексными, комбинированными расстройствами, дети с искаженным (дисгармоничным) развитием. В. В. Лебединским была представлена классификация отклонений, включающая шесть видов: психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие и дисгармоническое развитие.

Своевременная диагностика, соответствующее лечение, специальная педагогика и психология стремятся дать таким детям шанс приблизится к норме и более успешно социализироваться, что в действительности реализует принцип гуманного отношения к людям с недостатками в развитии.

Но есть дети, которые также выпадают из общепринятой нормы, только в другую сторону? Возможна ли реализация принципа гуманизации, если педагоги будут стараться их сделать тоже нормой?

Особую группу «отклонений» представляет одаренность детей. Наиболее распространенное в отечественной психологии определение одаренности, можно найти в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями. Понимание одаренности как динамической характеристики предполагает особое внимание взрослых к проблеме прогноза и развития способных и одаренных детей в первые годы их жизни. Важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать пропасть дарованию, обеспечить своевременное успешное «прохождение» первых этапов развития способностей и одаренности в период особо важный в развитии одаренности человека – дошкольное детство.

Гуманизация системы образования обостряет проблему «детской одаренности», «задает» ей новый контекст, поскольку ориентирует педагога на личность конкретных детей, оказание им дифференциальной помощи в развитии способностей и одаренности, в творческом самовыражении.

Хорошо известно, что у ребенка проявляются разные способности: одни проявляют способности к музыке, другие – к математике, третьи – к изучению иностранных языков и т.д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные социальные и практические способности детей, а также методики их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития одаренности детей?

Последствия от наличия психологической неграмотности среди будущих педагогов и психологов в работе с детьми с аномальным психическим развитием – это явный ущерб в развитии личности, формировании психологической культуры и психологического здоровья у воспитанников данной категории.

С целью изучения профессиональной готовности и желания работы будущих психологов и педагогов дошкольного образования с аномальными и одаренными детьми, нами было проведено исследование, в котором принимали участие студенты факультета педагогики и психологии Учреждения образования «Барановичский государственный университет» специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность 1-01 01 02-06 Практическая психология. Выборку составила 81 девушка (студентки 4–5 курсов). Исследование проводилось в виде анкетирования. Нами была подготовлена анкета, состоящая из ряда открытых вопросов. Результаты, полученные в ходе анкетирования, демонстрируют следующие теоретические и практические проблемы в плане подготовки специалистов, получающих педагогическое образование в УВО.

При обобщении результатов выяснилось, что в ситуации профессионального выбора предпочтения в работе с детьми с особенностями психофизического развития отдали только 3 студента, с одаренными детьми предпочтут работать 14 человек, со всеми категориями детей – 6 будущих педагогов и психологов, с обычными детьми – 59 респондентов. Причём, обоснование данного распределения весьма не однозначно. В ответах девушек прослеживается, боязнь профессиональных трудностей и желание обезопасить себя от «лишних» проблем, что вызвано, на наш взгляд, отсутствием необходимого уровня внутренней педагогической мотивации. Небольшое количество респондентов видят себя как специалистов в работе с различными категориями детей, однако, в данный момент сетуют на нехватку профессиональных знаний и опыта работы с детьми, имеющими особенности в развитии. Возможно, достаточная теоретическая подготовка в области психологии одаренности и психологии аномального развития высвечивает определенные трудности реализации педагогической деятельности с детьми данных категорий непосредственно на практике. Так, будущие педагоги-психологи в одаренных детях видят «личность», а в детях с аномалиями развития – «диагноз», за которым не могут рассмотреть тот позитив, который несет в себе личность любого ребенка. Работу с одаренными детьми студенты видят интересной, живой, результативной, способствующей реализации собственного потенциала. Взаимодействие с «аномальными» детьми, по их мнению, не приносит положительных эмоций и связано преимущественно с профессиональными трудностями.

О наличии профессиональных теоретических знаний студентов для работы с детьми, имеющими индивидуально-психологические особенности, свидетельствуют ответы респондентов на ряд предложенных вопросов, связанных с детерминацией понятий. Студенты хорошо дифференцируют категории детей с аномальным развитием, одаренных и детей с развитием в пределах нормы. Детей с аномальным развитием будущие педагоги-психологи представляют как лиц с нарушением сенсорных функций, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточность различного генеза, с нарушениями аутистического спектра.

Описывая особенности, свойственные одаренным детям, респонденты выделяют познавательную активность, любознательность, высокий уровень развития интеллекта, творческого потенциала, наличие способностей в определенной сфере деятельности, трудолюбие и работоспособность. При этом осознанно разделяют понятия «одаренные дети» и «детская одаренность», видят проблемы прогнозирования и развития детской одаренности, в ключе детерминации одаренности как динамической характеристики.

Отвечая на вопросы анкеты, респонденты выделили профессиональные качества, необходимые педагогу для работы с «особенными» детьми. К наиболее значимым качествам студенты отнесли – эмпатию, толерантность, любовь к детям и профессии, внимательность, выдержку, терпение, гибкость, стрессоустойчивость, активность, трудолюбие, эрудицию, креативность, ответственность, честность, компетентность, знание психологических особенностей детей, педагогический такт.

Подчеркивая важность индивидуального подхода в педагогической деятельности, респонденты в большей степени проявили интерес к углублению профессиональных знаний по вопросам обучения и воспитания одаренных детей и детей с аномальным развитием, нежели их индивидуальным особенностям.

Соглашаясь с необходимостью повышения уровня подготовки к работе с аномальными и одаренными детьми, студенты считают наиболее продуктивными формами приобретения знаний, умений и навыков – тренинги, спецкурсы, обосновывая это возможностью получения практических умений (рис. 1).

Рисунок 1. – Предпочитаемые студентами формы подготовки в УВО к работе с аномальными и одаренными детьми.

Таким образом, становится очевидной необходимость реализации практико-ориентированной направленности при подготовке студентов педагогических специальностей к работе с различными категориями детей. Решением данной проблемы, на наш взгляд, является организации работы лабораторий, кружков, студий как дополнительного образования молодежи в УВО. Кроме того, весьма актуальна организация филиалов кафедр на базах учреждений образования различного типа.

Современная ситуация подготовки педагога-профессионала в УВО, высвечивает необходимость повышения профессиональной психологической культуры студентов, так как, психологическая культура, во-первых, является условием деятельности практического психолога и педагога, той основой, на которой они строят свою деятельность, во-вторых — целью их деятельности.

Последствия от наличия психологической неграмотности среди педагогов и психологов в работе, как с обычными детьми, так и с одаренными, аномальными детьми – это явный ущерб в развитии личности, формировании психологической культуры и психологического здоровья у воспитанников данной категории.

Список использованных источников

  1.  Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников : Практ. пособие для шк. психологов. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360 с.
  2.  Исаева, Н. И. Профессиональная культура психолога образования / Н.И. Исаева. – М.– Белгород : МПГУ, БелГУ, 2002. – 235 с. 
  3.  Семикин, В.В. Психологическая культура и образование / Семикин В. В. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. СПб., 2002. N 2(3): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). С. 2636.
  4.  Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса / Коломинский Я. Л. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003. – 312с. 
  5.  Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. – Мн.: Выш. шк., 2009. – 333 с.

Дата поступления статьи в редакцию 22.02.2013 г.

Подпись авторов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34753. Датировка событий по указаниям на церковные праздники. Датировка по астрономическим явлениям 15.25 KB
  Что касается подвижных праздников то все они зависят от Пасхи отделяясь от нее определенными постоянными сроками до Пасхи или после нее. Например Вознесение Господне четверг через 39 дней после Пасхи Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи Фомино воскресенье через 7 дней после Пасхи вход Господен в Иерусалим за 7 дней до Пасхи.Подвижность самой Пасхи объясняется тем что она рассчитывается по лунному календарю.Для определения дня Пасхи пользуются специальными таблицами обращения великого индиктиона.
34754. Определение дней недели с помощью формул и таблиц 15.12 KB
  Существует несколько математических формул для определения дня недели. Перевощикова: X равен остатку от деления выражения [H 1 1 4 H1 T1]:7 гдеX порядковый номер дня недели считая с воскресенья воскресенье 1 понедельник 2 и т. Черухина: X равен остатку от деления выражения [5 Н:4МТ]:7 гдеX порядковый номер дня недели считая с понедельника понедельник 1 вторник 2 и т.
34755. Предмет, цели и задачи метрологии 16.23 KB
  Задачей метрологии является обеспечение единства и необходимой точности измерений. Метрология делится на 3 самостоятельных раздела: Законодательная метрология предметом которой является установление обязательных технических и юридических требований по применению единиц физических величин эталонов методов и средств измерений направленных на обеспечение единства и необходимой точности измерений в интересах общества. Цели и задачи метрологии: Создание общей теории измерений; образование единиц физических величин и систем единиц;...
34756. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Метафизическое понимание развития. Объективная и субъективная диалектика. Софистика и эклектика. Диалектическая логика и догматизм 27 KB
  Объективная и субъективная диалектика. Диалектическая логика и догматизм Диалектика достаточно сложное учение и даже наше поверхностное – учитывая дефицит времени рассмотрение ее проблематики займет у нас шесть вопросов. Начало традиционно – дается определение диалектика. Учитывая что диалектика присутствовала и в дофилософские времена и разрабатывалась на протяжении всей истории философии целесообразно дать два определения диалектика.
34757. Принцип развития. Движение и развитие. Соотношение регресса и прогресса. Парадокс развития. Критерий прогресса 42 KB
  Парадокс развития. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой ревности обратили внимание на изменчивость бытия. На различных этапах развития науки и философии существовали теории абсолютизирующие одни формы движения и игнорирующие другие.
34758. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество, количество, мера, скачок. Понятие нормы и патологии в медицине 79.5 KB
  Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов а как множество предметов явлений процессов наделенных различными свойствами. Вот почему познание предметов требует усилия мысли синтеза их многообразных проявлений. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт сторон предметов в их отношениях с другими пред метами.
34759. Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций 28.5 KB
  Принцип антагонистической регуляции функций Противоречие как источник развития диалектика Гераклита. О том что реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий говорят многочисленные факты истории математики физики и др. Закон единства и борьбы противоположностей Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей.
34760. Диалектическое отрицание, закон отрицания отрицания. Цикличность и поступательность изменений 56.5 KB
  Раздвоение единого на отрицающие друг друга отрицание и опосредствующие одна другую отрицание отрицания противоположности постигается в учении о сущности. Своя мудрость и смысл заключены и в диалектическом принципе отрицания отрицания неразрывно связанном с принципом диалектической противоречивости. Отрицание отрицания.
34761. Категории диалектики, общая характеристика. Категории сущности и явления и их методологическое значение для медицины. Феномен кажимости - видимости 28.5 KB
  Феномен кажимости видимости Категории диалектики Философское мышление открывает всеобщие черты отношения присущие не какимто отдельным видам явлений процессов а всему бытию. Философские понятия в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной гибкой противоречивой динамике образуют группу категорий диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий отражающих полярные стороны целостных явлений процессов.