69972

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Научная статья

Психология и эзотерика

В статье дается сущностная характеристика экзистенциальному подходу в образовании лиц с психофизическими нарушениями экстраполируются принципы подхода. Нельзя разработать унифицированную схему обучения всех детей с нарушениями психофизического развития.

Русский

2014-10-13

59.5 KB

1 чел.

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

И.В. Олехнович

РИВШ, Минск

В статье дается сущностная характеристика экзистенциальному подходу в образовании лиц с психофизическими нарушениями, экстраполируются принципы подхода. Статья отражает усиление ценностно-смысловых ориентиров в специальной педагогике, особую роль эмоциональных переживаний.

In article the intrinsic characteristic is given to the existential approach in formation of persons with psychophysical infringements, approach principles are extrapolated. Article reflects strengthening of semantic reference points in special pedagogics, a special role of children's experiences.

Классическая методология признавала только научный способ освоения мира, из-за чего складывалась однонаправленная зависимость образовательной практики от науки. В условиях специального образования, тем более интегрированного обучения, актуальным становится создание условий, способствующих развитию индивидуальности каждого ученика. В связи с этим требуется осмысление педагогических положений с позиции экзистенциального подхода. Экзистенциализм является учением, декларирующим, что существование человека, его экзистенция как способ личностного бытия - предшествует его сущности. «Человек обретает экзистенцию (существование) на пределе своих внутренних проявлений» [6,с.22]. Это означает, что человек свободен, он сам творит свое бытие, свой внутренний мир. При интегрированном (совместном) обучении важным является создание условий, способствующих тому, чтобы учащиеся с особенностями психофизического развития понимали самих себя, свои возможности, потребности, интересы. Понимание будет содействовать формированию личностных качеств и развитию индивидуальности. Подросток под влиянием экзистенциального подхода сможет подняться над собой и над ситуацией, сможет посмотреть на себя со стороны, сверху. Педагогический аспект экзистенциализма выражают ключевые понятия: бытие, смысл жизни, свобода, ответственность, решение и выбор, жизненная позиция, представление о человеке и др. Восстанавливается утраченная связь сознания и бытия. Человек рассматривается не как часть мира, а мир как часть человека. Человек настолько сложен, что весьма затруднительно претендовать на знание всех его особенностей, на получение истины в последней инстанции. Назначение экзистенциального подхода усматривается в помощи человеку стать самим собой. Специальное образование и интегрированное (совместное) обучение служат задачам не нивелирования всех учеников, не способствования тому, чтобы все они стали похожими, а чтобы каждый ученик стал тем, каким он сделает себя сам.

В этом аспекте важны труды в области педагогики О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк, в частности, книга «Основы педагогики индивидуальности»[1], в которой получает научное обоснование необходимость развития индивидуальности ученика, что рассматривается в качестве важнейшей педагогической цели. Среди семи сущностных сфер человека выделяется экзистенциальная сфера как наиважнейшая. Личный опыт конкретного ученика уникален, он не сводим к общим схемам. Нельзя обладать абсолютным знанием о реальном мире, можно лишь обладать знанием об интересуемом мире, который существует в нашем отражении. Нельзя разработать унифицированную схему обучения всех детей с нарушениями психофизического развития. Различия между ними столь разительны, что неприемлема всеобщая типизация их обучения и воспитания. Важны развитие и формирование личностей, которые бы могли с известной мерой условности быть самостоятельными, обезопасить и защитить свою жизнь. У старшеклассников формируется представление, что они ответственны за свою жизнь, что они свободны в своем выборе, могут занять определенную позицию в любой социальной ситуации.

В педагогической практике не являются исключением ситуации, когда преподаватель формирует однозначные алгоритмы разрешения житейских проблем. Учащиеся с психофизическими нарушениями не прорабатывают многозначность, вариативность жизненных позиций. Важным является рассмотрение на занятиях нестандартных ситуаций, которые несводимы к типовым, широко распространенным. На обсуждение выносятся различные точки зрения, ученик приобретает возможность занять собственную определенную позицию. Экзистенциальный подход обусловливает усиление индивидуализации обучения, внимания к личному опыту, самочувствию и переживанию каждого ученика. Объективно необходимым становится формирование рефлексивной установки ученика: он осмысливает и оценивает происходящее, делает выбор и определяет для себя, как бы он считал возможным поступить в данном случае. Педагог не спешит подтвердить правильность или указать на ошибочность занимаемой позиции. Важно сформировать у педагога рефлексивное отношение к происходящему на уроке и к деятельности каждого учащегося. Требуется умение проникнуть во внутренний мир учащегося, умение понять его мотивацию. Конвергентное (предполагающее единственность правильного решения) мышление здесь не исключает, а делает необходимым подключение дивергентного мышления, предусматривающим два и более правильных решения. Студент сможет оценить свои возможности и проявить свои способности только в том случае, если будет включен в события, которые значимы, имеют эмоциональную, окраску, оставляют след в памяти. События могут иметь отрицательную или положительную эмоциональную окраску. Только значимые события могут оказывать существенное влияние на развитие человека. Чтобы это происходило, необходимо педагогическое сопровождение события, чтобы помочь ребенку с психофизическими нарушениями правильно понять происходящее, его интерпретировать и определить к нему субъективное отношение.

Изучение общепедагогической литературы (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, М.И. Рожков) и специальной педагогической литературы (А.Н. Коноплева, T.JI. Лещинская) позволяют экстраполировать принципы экзистенциальной педагогики применительно к детям с особенностями психофизического развития.

Принцип повышения личной ответственности предполагает максимальное выявление и использование потенциальных возможностей учащихся, включение их в оценочную и практическую деятельность. Учащиеся включаются в самовоспитание, они определяют способы решения жизненных ситуаций, планируют свои действия. Событие является главным понятием экзистенциальной педагогики. Оно обеспечивает событие, бытие со мной, то есть то явление, которое значимо для человека, которое оставляет эмоциональный след. Признается, что только значимые события оказывают влияние на развитие учащихся. Если в условиях учреждения образования учащиеся не будут включены в событийную общность, то это затормозит их социальное развитие. Бытие расценивать как главный фактор изменения в личности. Очевидным становится важность системной работы по осуществлению событийной общности, по усложнению событий, изменению их, педагогическому сопровождению, по выявлению субъективного отношения ребенка к событию в его жизни. Ребенок не только включается в событие, не только проявляет активность, являясь его субъектом, но и выявляет субъективную позицию, благодаря чему педагог сможет составить мнение о развитости личности, индивидуальности учащегося.

В.Франкл [6] ввел понятие «экзистенциальный вакуум», обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемого человеком. Экзистенциальный вакуум в процессе образования лиц с психофизическими нарушениями является причиной их асоциального поведения, проявления агрессии, наркомании и других отрицательных явлений. Требуется создание среды, которая бы делала востребованным активность учащихся, проявление самостоятельности. Воспитание является процессом взаимодействия педагога и воспитанников. Характер взаимодействия может быть различным. В двустороннем процессе может проявляться авторитарная позиция, недооценка познавательных и организаторских способностей воспитуемых, их возможности к самоорганизации. Требовательные, оптимистические взаимоотношения, прогнозирующие успех и личностные достижения, помогают учащемуся проявить себя, обрести веру в свои возможности. Принцип повышения личной ответственности настраивает на изменение сложившихся стереотипов об интерактивности лиц с интеллектуальной недостаточностью. Вместе с тем, нельзя полагать, что личностное преобразование происходит спонтанно и не зависит от качественного преобразования воспитательного процесса. Важно изменить представления учеников о своих возможностях. Одинаково вредны недооценка ограничений, обусловленных психофизическими нарушениями, и переоценка эффекта процессов компенсации и коррекции, замещающих, исправляющих или ослабляющих отклонения. На наш взгляд, особого внимания заслуживает формирование у студентов объективных представлений о своих психофизических возможностях, социально - ролевом поведении и о себе как источнике активности. Проявление и переживание свободы и несвободы, ответственности и отстраненности характеризует экзистенциальное представление о себе. Свобода является основным понятием экзистенциалистов, но она опосредуется ценностями, управляемыми самим субъектом. Ученик осознает не только свободу, но и то, что он сохраняет возможность решать вопросы в пользу себе или против себя. Свобода неотделима от внутренней ответственности. Лица с психофизическими нарушениями может проявлять ответственность, но при условии внешнего контроля, внешней регуляции его деятельности педагогом. Такую свободу можно назвать внешней. Наличие целей в настоящей и будущей жизни, сформированность ценностных ориентации рассматривается как ответственность перед жизнью и характеризует сущность человеческого существования. Если воспитанники с психофизическими нарушениями не проявляют ответственности, находятся постоянно под педагогическим контролем, сложно объективно оценить их подготовленность к самостоятельной жизни. Путь формирования ответственности видится в создании условий для того, чтобы ученик мог регулировать свое поведение самостоятельно. Конструктивный путь - это воспитание способности действовать, менять что-то в себе и в своем окружении, это формирование ответственности за то, что происходит. Проследить умение студента пользоваться предоставленной свободой и быть ответственным возможно только при создании для этого соответствующих условий.

Принцип ситуационной доминанты отражает то, что событие является главным элементом человеческой жизни. В каждом событии имеется ситуация, которая понимается как совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение. В педагогической литературе ситуация определяется как «совокупность внешних условий, факторов, действующих на человека и обусловливающих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями» [4, с.74]. Применительно к лицам с особенностями психофизического развития особо важными являются учет влияния ситуации риска и правильная организация проблемной ситуации. Ситуация риска определяется как «конкретное стечение обстоятельств в определенный момент пространства и времени, приводящее к срыву адаптационных механизмов личности, следствием чего является возникновение различных форм отклоняющегося поведения» [3, с.278]. Ситуация может не вызывать дискомфорта у ребенка с нормальным развитием и может стать ситуацией риска для ребенка с психофизическими нарушениями. Ситуация риска субъективно значима для человека. Шутка относительно имеющегося нарушения зрения, слуха, несовершенства внешности может вызвать стрессовое состояние у школьников, имеющих эти нарушения. Не исключаются случаи суицидального исхода, ухудшения здоровья, нарушения приобретенных умений и навыков, формирования отклоняющегося поведения. Неблагоприятная ситуация в семье, потеря близкого человека, шоковое состояние членов семьи в результате транспортной аварии требует умелого вмешательства педагога, психолога, оказания соответствующей помощи. Ситуация риска может проявиться через много лет и сказаться на поведении ребенка, на формировании у него адаптационных механизмов. Ситуация является доминантой, определяющей развитие и формирование личности. Её влияние оценивается не с позиции объективного влияния на личности вообще, а с позиции субъективной значимости для конкретного ребенка с учетом имеющегося у него нарушения, типа нервной системы, индивидуальной переносимости происходящего. Становится очевидным важность выделения в событии главного и второстепенного, правильная эмоциональная оценка происходящего, чтобы экстраполяция детских переживаний выглядела логичной и объективной. Только в этом случае ученик обретет свою самость, и его личный опыт приобретет уникальность.

Экзистенциальную сферу характеризуют понятия «ответственен», «не могу иначе», «обязан» [5]. Важно помочь лицам с особенностями психофизического развития правильно понять происходящее, его интерпретировать и определить субъективное отношение. Этому поможет рефлексивная оценка учащимися событий, включенность воспитанников в событие.

Таким образом, процесс специального обучения и воспитания представляется персонифицированным, создающим условия для выбора способов разрешения ситуаций, усиления эмоционального эффекта. Важным становится создание и использование проблемных ситуаций и реализация проблемно-личностного подхода в социально-педагогической деятельности. Проблемная ситуация характеризуется тем, что в процессе учебного взаимодействия учащиеся осознают противоречие между необходимостью решения задачи и недостатком для этого знаний. У студентов возникает поисковая потребность, стремление найти решение возникшей проблемы. Применительно к лицам с интеллектуальной недостаточностью использование проблемного обучения требует конструирования заданий, соответствующих интеллектуальным возможностям обучаемых. Сами по себе проблемное задание, проблемная ситуация могут иметь положительное и отрицательное влияние. Они могут реализоваться только при определенных условиях. Студенты должны обладать необходимыми знаниями для разрешения ситуации. Учащимся формулируется актуальное практическое задание, которое невозможно выполнить на основе имеющегося знания. Как правило, воспитанники с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно не могут разрешить проблемную ситуацию, Педагог направляет их деятельность, сообщает алгоритм деятельности, благодаря чему активность учащихся повышается. У них возникает познавательный интерес, связанный с осознанием имеющейся проблемы, наличия противоречия. Учащиеся овладевают навыками самостоятельной деятельности на основе выбора определенного решения среди тех, которые предлагает учитель. Они учатся делать выводы на основе оценки целесообразности или нецелесообразности выбранного способа решения проблемы. Разработанные нестандартные социальные ситуации [2] создают объективные условия для использования элементов проблемного обучения в целях социальной адаптации старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью.

Проблемно-личностный подход предполагает использование проблемно-личностной ситуации и субъектного опыта асоциальной деятельности в качестве важной составляющей процесса (процесса, адаптирующего к прежней, не компрометирующей деятельности). Считается, что опыт «не асоциален сам по себе и содержит много потенциально положительного» [3, с.272]. Только анализируя сложившиеся умения, навыки, способы поведения в определенных ситуациях, можно совместно найти правильные решения проблемно-личностных ситуаций. Важно, чтобы лица с психофизическими нарушениями не выслушивали обвинения, нелицеприятные оценки, а ощущали заинтересованное отношение взрослых, желание помочь в той непростой ситуации, в которой они оказались. Образ жизни студента подробно анализируется, отмечается, что в этом опыте положительное и что отрицательное, совместно обсуждаются, каковы могут быть действия по выходу из данной проблемной ситуации. Желательно, чтобы обсуждалось не одно правильное решение, чтобы учащийся имел возможность выбирать способ своего действия. Навязанное решение чаще всего активно отторгается, свобода выбора позволяет самому принять то решение, которое соответствует собственному убеждению, за которое человек ответственен. Преподаватель осторожно высказывает сомнение в правомерности того или иного решения, показывает преимущества предпринятых шагов, но окончательное решение является одновременно совместным и единоличным.

Таким образом, успешное взаимодействие и положительный контакт преподавателя со студентом позволяет учащемуся получить необходимое подкрепление своим действиям, взращивает личную ответственность, повышает ее. Так же стимулируется позитивное эмоциональное состояние, которое помогает преодолеть внешние и внутренние препятствия.

Список использованных источников

  1.  Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности / O.С. Гребенюк. - Калининград: Калининград. ун-т, 2000. - 572с.
  2.  Лещинская, Т.Л. Методические аспекты социализации детей с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов специальных учреждений образования / Т.Л. Лещинская [и др.]; под ред. А.Н. Коноплевой. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. - 192с.
  3.  Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. – 352 с.
  4.  Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: «Современное слово», 2001. - 928с.
  5.  Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33). - С. 1-15.
  6.  Франкл, В. Психотерапия на практике / В.Франкл. - СПб: Ювента, 1999. – 94 c.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68413. Система управления государственной собственностью 77.5 KB
  Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения...
68414. Система управления муниципальной собственностью 179 KB
  Система управления муниципальной собственностью Объекты и субъекты местного самоуправления Муниципальная собственность как материальная основа местного самоуправления. Основные способы формирования муниципального имущества Государственная политика в области управления и развития рынка недвижимости...
68415. РАБОТА С ДАТАМИ И ВРЕМЕНЕМ 49.5 KB
  Excel хранит даты – в виде целых чисел, отсчитывая дни начиная с 1 января 1900 года. На каждые сутки отводится число 1. Порядковое число 1 соответствует 1 января 1900 года, 2 - 2 января 1900 года, 3 - 3 января 1900 года, и т.д.
68416. Экология микроорганизмов 47.5 KB
  Микрофлора почвы. Микрофлора воды. Микрофлора воздуха. Особое значение имеет микрофлора закрытых помещений накапливается при выделении через дыхательные пути человека.
68417. Защита данных в EXCEL 58.5 KB
  Можно задать следующие режимы: доступ к данным файла только в режиме чтения открытие файла книги при вводе пароля полный доступ к файлу книге при вводе пароля. После этого на экране появиться диалоговое окно в котором можно задать любой из вышеперечисленных уровней защиты для всей книги целиком.
68418. РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ 92.5 KB
  Терминология и организация работы с базами данных в EXCEL Интегрированный пакет Office содержит специальное программное средство предназначенное для работы с базами данных СУБД CCESS. Однако обычному пользователю проще иметь дело с базой данных в виде обычной электронной таблицы...
68419. Понятие экологии. Предмет экологии 43 KB
  Экология наука об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде или наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Предмет экологии Выделяют Аутэкологию изучает взаимоотношения представителей определённого вида с окружающей средой...
68420. Классификация и свойства экосистем 66.5 KB
  Компоненты и процессы обеспечивающие функционирование экосистемы рассмотрим на рисунке где схематически представлено взаимодействие трёх компонентов а именно: сообщества потока энергии круговорота веществ Поток энергии направлен в одну сторону часть поступающей солнечной энергии преобразуется...
68421. Классификация и свойства экосистем. Состав и структура экосистем 277.5 KB
  Верхний автотрофный самостоятельно питающийся ярус или зеленый пояс включающий растения или их части содержащие хлорофилл где преобладают фиксация энергии света использование простых неорганических соединений и накопление сложных органических соединений.