69972

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Научная статья

Психология и эзотерика

В статье дается сущностная характеристика экзистенциальному подходу в образовании лиц с психофизическими нарушениями экстраполируются принципы подхода. Нельзя разработать унифицированную схему обучения всех детей с нарушениями психофизического развития.

Русский

2014-10-13

59.5 KB

1 чел.

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

И.В. Олехнович

РИВШ, Минск

В статье дается сущностная характеристика экзистенциальному подходу в образовании лиц с психофизическими нарушениями, экстраполируются принципы подхода. Статья отражает усиление ценностно-смысловых ориентиров в специальной педагогике, особую роль эмоциональных переживаний.

In article the intrinsic characteristic is given to the existential approach in formation of persons with psychophysical infringements, approach principles are extrapolated. Article reflects strengthening of semantic reference points in special pedagogics, a special role of children's experiences.

Классическая методология признавала только научный способ освоения мира, из-за чего складывалась однонаправленная зависимость образовательной практики от науки. В условиях специального образования, тем более интегрированного обучения, актуальным становится создание условий, способствующих развитию индивидуальности каждого ученика. В связи с этим требуется осмысление педагогических положений с позиции экзистенциального подхода. Экзистенциализм является учением, декларирующим, что существование человека, его экзистенция как способ личностного бытия - предшествует его сущности. «Человек обретает экзистенцию (существование) на пределе своих внутренних проявлений» [6,с.22]. Это означает, что человек свободен, он сам творит свое бытие, свой внутренний мир. При интегрированном (совместном) обучении важным является создание условий, способствующих тому, чтобы учащиеся с особенностями психофизического развития понимали самих себя, свои возможности, потребности, интересы. Понимание будет содействовать формированию личностных качеств и развитию индивидуальности. Подросток под влиянием экзистенциального подхода сможет подняться над собой и над ситуацией, сможет посмотреть на себя со стороны, сверху. Педагогический аспект экзистенциализма выражают ключевые понятия: бытие, смысл жизни, свобода, ответственность, решение и выбор, жизненная позиция, представление о человеке и др. Восстанавливается утраченная связь сознания и бытия. Человек рассматривается не как часть мира, а мир как часть человека. Человек настолько сложен, что весьма затруднительно претендовать на знание всех его особенностей, на получение истины в последней инстанции. Назначение экзистенциального подхода усматривается в помощи человеку стать самим собой. Специальное образование и интегрированное (совместное) обучение служат задачам не нивелирования всех учеников, не способствования тому, чтобы все они стали похожими, а чтобы каждый ученик стал тем, каким он сделает себя сам.

В этом аспекте важны труды в области педагогики О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк, в частности, книга «Основы педагогики индивидуальности»[1], в которой получает научное обоснование необходимость развития индивидуальности ученика, что рассматривается в качестве важнейшей педагогической цели. Среди семи сущностных сфер человека выделяется экзистенциальная сфера как наиважнейшая. Личный опыт конкретного ученика уникален, он не сводим к общим схемам. Нельзя обладать абсолютным знанием о реальном мире, можно лишь обладать знанием об интересуемом мире, который существует в нашем отражении. Нельзя разработать унифицированную схему обучения всех детей с нарушениями психофизического развития. Различия между ними столь разительны, что неприемлема всеобщая типизация их обучения и воспитания. Важны развитие и формирование личностей, которые бы могли с известной мерой условности быть самостоятельными, обезопасить и защитить свою жизнь. У старшеклассников формируется представление, что они ответственны за свою жизнь, что они свободны в своем выборе, могут занять определенную позицию в любой социальной ситуации.

В педагогической практике не являются исключением ситуации, когда преподаватель формирует однозначные алгоритмы разрешения житейских проблем. Учащиеся с психофизическими нарушениями не прорабатывают многозначность, вариативность жизненных позиций. Важным является рассмотрение на занятиях нестандартных ситуаций, которые несводимы к типовым, широко распространенным. На обсуждение выносятся различные точки зрения, ученик приобретает возможность занять собственную определенную позицию. Экзистенциальный подход обусловливает усиление индивидуализации обучения, внимания к личному опыту, самочувствию и переживанию каждого ученика. Объективно необходимым становится формирование рефлексивной установки ученика: он осмысливает и оценивает происходящее, делает выбор и определяет для себя, как бы он считал возможным поступить в данном случае. Педагог не спешит подтвердить правильность или указать на ошибочность занимаемой позиции. Важно сформировать у педагога рефлексивное отношение к происходящему на уроке и к деятельности каждого учащегося. Требуется умение проникнуть во внутренний мир учащегося, умение понять его мотивацию. Конвергентное (предполагающее единственность правильного решения) мышление здесь не исключает, а делает необходимым подключение дивергентного мышления, предусматривающим два и более правильных решения. Студент сможет оценить свои возможности и проявить свои способности только в том случае, если будет включен в события, которые значимы, имеют эмоциональную, окраску, оставляют след в памяти. События могут иметь отрицательную или положительную эмоциональную окраску. Только значимые события могут оказывать существенное влияние на развитие человека. Чтобы это происходило, необходимо педагогическое сопровождение события, чтобы помочь ребенку с психофизическими нарушениями правильно понять происходящее, его интерпретировать и определить к нему субъективное отношение.

Изучение общепедагогической литературы (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, М.И. Рожков) и специальной педагогической литературы (А.Н. Коноплева, T.JI. Лещинская) позволяют экстраполировать принципы экзистенциальной педагогики применительно к детям с особенностями психофизического развития.

Принцип повышения личной ответственности предполагает максимальное выявление и использование потенциальных возможностей учащихся, включение их в оценочную и практическую деятельность. Учащиеся включаются в самовоспитание, они определяют способы решения жизненных ситуаций, планируют свои действия. Событие является главным понятием экзистенциальной педагогики. Оно обеспечивает событие, бытие со мной, то есть то явление, которое значимо для человека, которое оставляет эмоциональный след. Признается, что только значимые события оказывают влияние на развитие учащихся. Если в условиях учреждения образования учащиеся не будут включены в событийную общность, то это затормозит их социальное развитие. Бытие расценивать как главный фактор изменения в личности. Очевидным становится важность системной работы по осуществлению событийной общности, по усложнению событий, изменению их, педагогическому сопровождению, по выявлению субъективного отношения ребенка к событию в его жизни. Ребенок не только включается в событие, не только проявляет активность, являясь его субъектом, но и выявляет субъективную позицию, благодаря чему педагог сможет составить мнение о развитости личности, индивидуальности учащегося.

В.Франкл [6] ввел понятие «экзистенциальный вакуум», обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемого человеком. Экзистенциальный вакуум в процессе образования лиц с психофизическими нарушениями является причиной их асоциального поведения, проявления агрессии, наркомании и других отрицательных явлений. Требуется создание среды, которая бы делала востребованным активность учащихся, проявление самостоятельности. Воспитание является процессом взаимодействия педагога и воспитанников. Характер взаимодействия может быть различным. В двустороннем процессе может проявляться авторитарная позиция, недооценка познавательных и организаторских способностей воспитуемых, их возможности к самоорганизации. Требовательные, оптимистические взаимоотношения, прогнозирующие успех и личностные достижения, помогают учащемуся проявить себя, обрести веру в свои возможности. Принцип повышения личной ответственности настраивает на изменение сложившихся стереотипов об интерактивности лиц с интеллектуальной недостаточностью. Вместе с тем, нельзя полагать, что личностное преобразование происходит спонтанно и не зависит от качественного преобразования воспитательного процесса. Важно изменить представления учеников о своих возможностях. Одинаково вредны недооценка ограничений, обусловленных психофизическими нарушениями, и переоценка эффекта процессов компенсации и коррекции, замещающих, исправляющих или ослабляющих отклонения. На наш взгляд, особого внимания заслуживает формирование у студентов объективных представлений о своих психофизических возможностях, социально - ролевом поведении и о себе как источнике активности. Проявление и переживание свободы и несвободы, ответственности и отстраненности характеризует экзистенциальное представление о себе. Свобода является основным понятием экзистенциалистов, но она опосредуется ценностями, управляемыми самим субъектом. Ученик осознает не только свободу, но и то, что он сохраняет возможность решать вопросы в пользу себе или против себя. Свобода неотделима от внутренней ответственности. Лица с психофизическими нарушениями может проявлять ответственность, но при условии внешнего контроля, внешней регуляции его деятельности педагогом. Такую свободу можно назвать внешней. Наличие целей в настоящей и будущей жизни, сформированность ценностных ориентации рассматривается как ответственность перед жизнью и характеризует сущность человеческого существования. Если воспитанники с психофизическими нарушениями не проявляют ответственности, находятся постоянно под педагогическим контролем, сложно объективно оценить их подготовленность к самостоятельной жизни. Путь формирования ответственности видится в создании условий для того, чтобы ученик мог регулировать свое поведение самостоятельно. Конструктивный путь - это воспитание способности действовать, менять что-то в себе и в своем окружении, это формирование ответственности за то, что происходит. Проследить умение студента пользоваться предоставленной свободой и быть ответственным возможно только при создании для этого соответствующих условий.

Принцип ситуационной доминанты отражает то, что событие является главным элементом человеческой жизни. В каждом событии имеется ситуация, которая понимается как совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение. В педагогической литературе ситуация определяется как «совокупность внешних условий, факторов, действующих на человека и обусловливающих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями» [4, с.74]. Применительно к лицам с особенностями психофизического развития особо важными являются учет влияния ситуации риска и правильная организация проблемной ситуации. Ситуация риска определяется как «конкретное стечение обстоятельств в определенный момент пространства и времени, приводящее к срыву адаптационных механизмов личности, следствием чего является возникновение различных форм отклоняющегося поведения» [3, с.278]. Ситуация может не вызывать дискомфорта у ребенка с нормальным развитием и может стать ситуацией риска для ребенка с психофизическими нарушениями. Ситуация риска субъективно значима для человека. Шутка относительно имеющегося нарушения зрения, слуха, несовершенства внешности может вызвать стрессовое состояние у школьников, имеющих эти нарушения. Не исключаются случаи суицидального исхода, ухудшения здоровья, нарушения приобретенных умений и навыков, формирования отклоняющегося поведения. Неблагоприятная ситуация в семье, потеря близкого человека, шоковое состояние членов семьи в результате транспортной аварии требует умелого вмешательства педагога, психолога, оказания соответствующей помощи. Ситуация риска может проявиться через много лет и сказаться на поведении ребенка, на формировании у него адаптационных механизмов. Ситуация является доминантой, определяющей развитие и формирование личности. Её влияние оценивается не с позиции объективного влияния на личности вообще, а с позиции субъективной значимости для конкретного ребенка с учетом имеющегося у него нарушения, типа нервной системы, индивидуальной переносимости происходящего. Становится очевидным важность выделения в событии главного и второстепенного, правильная эмоциональная оценка происходящего, чтобы экстраполяция детских переживаний выглядела логичной и объективной. Только в этом случае ученик обретет свою самость, и его личный опыт приобретет уникальность.

Экзистенциальную сферу характеризуют понятия «ответственен», «не могу иначе», «обязан» [5]. Важно помочь лицам с особенностями психофизического развития правильно понять происходящее, его интерпретировать и определить субъективное отношение. Этому поможет рефлексивная оценка учащимися событий, включенность воспитанников в событие.

Таким образом, процесс специального обучения и воспитания представляется персонифицированным, создающим условия для выбора способов разрешения ситуаций, усиления эмоционального эффекта. Важным становится создание и использование проблемных ситуаций и реализация проблемно-личностного подхода в социально-педагогической деятельности. Проблемная ситуация характеризуется тем, что в процессе учебного взаимодействия учащиеся осознают противоречие между необходимостью решения задачи и недостатком для этого знаний. У студентов возникает поисковая потребность, стремление найти решение возникшей проблемы. Применительно к лицам с интеллектуальной недостаточностью использование проблемного обучения требует конструирования заданий, соответствующих интеллектуальным возможностям обучаемых. Сами по себе проблемное задание, проблемная ситуация могут иметь положительное и отрицательное влияние. Они могут реализоваться только при определенных условиях. Студенты должны обладать необходимыми знаниями для разрешения ситуации. Учащимся формулируется актуальное практическое задание, которое невозможно выполнить на основе имеющегося знания. Как правило, воспитанники с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно не могут разрешить проблемную ситуацию, Педагог направляет их деятельность, сообщает алгоритм деятельности, благодаря чему активность учащихся повышается. У них возникает познавательный интерес, связанный с осознанием имеющейся проблемы, наличия противоречия. Учащиеся овладевают навыками самостоятельной деятельности на основе выбора определенного решения среди тех, которые предлагает учитель. Они учатся делать выводы на основе оценки целесообразности или нецелесообразности выбранного способа решения проблемы. Разработанные нестандартные социальные ситуации [2] создают объективные условия для использования элементов проблемного обучения в целях социальной адаптации старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью.

Проблемно-личностный подход предполагает использование проблемно-личностной ситуации и субъектного опыта асоциальной деятельности в качестве важной составляющей процесса (процесса, адаптирующего к прежней, не компрометирующей деятельности). Считается, что опыт «не асоциален сам по себе и содержит много потенциально положительного» [3, с.272]. Только анализируя сложившиеся умения, навыки, способы поведения в определенных ситуациях, можно совместно найти правильные решения проблемно-личностных ситуаций. Важно, чтобы лица с психофизическими нарушениями не выслушивали обвинения, нелицеприятные оценки, а ощущали заинтересованное отношение взрослых, желание помочь в той непростой ситуации, в которой они оказались. Образ жизни студента подробно анализируется, отмечается, что в этом опыте положительное и что отрицательное, совместно обсуждаются, каковы могут быть действия по выходу из данной проблемной ситуации. Желательно, чтобы обсуждалось не одно правильное решение, чтобы учащийся имел возможность выбирать способ своего действия. Навязанное решение чаще всего активно отторгается, свобода выбора позволяет самому принять то решение, которое соответствует собственному убеждению, за которое человек ответственен. Преподаватель осторожно высказывает сомнение в правомерности того или иного решения, показывает преимущества предпринятых шагов, но окончательное решение является одновременно совместным и единоличным.

Таким образом, успешное взаимодействие и положительный контакт преподавателя со студентом позволяет учащемуся получить необходимое подкрепление своим действиям, взращивает личную ответственность, повышает ее. Так же стимулируется позитивное эмоциональное состояние, которое помогает преодолеть внешние и внутренние препятствия.

Список использованных источников

  1.  Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности / O.С. Гребенюк. - Калининград: Калининград. ун-т, 2000. - 572с.
  2.  Лещинская, Т.Л. Методические аспекты социализации детей с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов специальных учреждений образования / Т.Л. Лещинская [и др.]; под ред. А.Н. Коноплевой. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. - 192с.
  3.  Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. – 352 с.
  4.  Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: «Современное слово», 2001. - 928с.
  5.  Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33). - С. 1-15.
  6.  Франкл, В. Психотерапия на практике / В.Франкл. - СПб: Ювента, 1999. – 94 c.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82253. Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социально –культурной природы научного познания 34.79 KB
  Нормальная фаза. Эта фаза в истории специальности конструируется ретроспективно только в тех случаях когда новая специальность сформировалась. Нормальная фаза часто завершается опубликованием манифеста в котором содержатся в общих чертах программа разработки проблематики и оценки ее перспективности. Фаза формированиям развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций.
82254. Научные конвенции как необходимость и следствие коммуникативной природы познания 308.25 KB
  Проблемы общения в науке Интерес к структуре формальным моделям диалога и их содержательным возможностям возродившийся в семидесятых годах постепенно привел к формированию такого направления логико-методологических исследований которое со временем получает название...
82255. Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация 32.16 KB
  Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.
82256. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках 28.02 KB
  Социальное познание является частным видом научного познания подчиняющимся его критериям и законам. Социальное познание неразрывно связано с предметными справедливо несправедливо добро зло субъективными установки взгляды нормы цели ценностями на основе которых осуществляется познание объекта. Таким образом социальное познание объективно так как изучение объекта общества на определенном этапе развития происходит на основе объективных критериев и законов характерных для научного познания в целом. Социальное познание рационально...
82257. Классическая и неклассическая концепция истины. Экзистенциальная истина, истина и правда 39.28 KB
  Стержень классической концепции истины принцип соответствия знания действительности. Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Для классической концепции истины характерны следующие принципы: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существует критерий установления соответствия мыслей действительности; сама теория соответствия...
82258. Проблемы истины в свете практичкского применения. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину 38.38 KB
  Так что же такое истина Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: Истина это соответствие знаний действительности; Истина это опытная подтверждаемость; Истина это свойство самосогласованности знаний; Истина это полезность знания его эффективность; Истина это соглашение. Первое положение согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности является главным в классической концепции истины.
82259. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение как функция теории и её результат 37.73 KB
  Понимание нельзя смешивать с тем что называют озарением инсайтом интуицией хотя все это есть в процессе понимания. Наряду с описанием объяснением истолкованием интерпретацией понимание относится к основным процедурам функционирования научного знания. Поэтому понимание не следует отождествлять с познанием понять значит выразить в логике понятий или смешивать с процедурой объяснения хотя они и связаны между собой.
82260. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герминевтике как « органону наук о духе»(В.Дильтей, Г.Гадамер) 39.83 KB
  Дильтей 1833-1911 который предпринял попытку расширить герменевтику до ее понимания как общенаучной философской дисциплины. Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции а для понимания культуры прошлого необходима герменевтика. Два вида понимания рассуждал Дильтей отражают собой два имеющихся комплекса наук: наук о духе и наук о природе. Концепцию логических форм интерпретации Дильтей предваряет исследованием проявлений жизни и форм понимания.
82261. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологи 33.73 KB
  Степина в качестве ведущих элементов структуры теории рассматриваются теоретические схемы представленные относительно независимо в языке содержательного описания либо в форме математических зависимостей на языке формул. Так основание физической теории составляют математический формализм первый слой фундаментальная теоретическая схема второй слой они всегда взаимообусловлены. Развитая теория строится на основе синтеза частных теоретических схем которые предстают как выводимые или конструируемые из фундаментальной теоретической схемы...