69973

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Научная статья

Психология и эзотерика

В последние десятилетия все более актуальной становится проблема оказания адекватной психологической помощи студенческой молодежи в связи с чем возникает потребность в повышении уровня компетенций психологов в области психологического консультирования.

Русский

2014-10-13

105 KB

0 чел.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Н.И. Олифирович

БГПУ им. М. Танка, г. Минск

Статья посвящена описанию тренинговой программы, направленной на отрефлексирование представлений психологов о клиенте-студенте в логике системно-аналитической модели. Охарактеризована структура и содержание тренинговой программы, описаны этапы ее проведения. В статье акцентируется аспект системного видения проблем студентов и учета взаимосвязи всех уровней их анализа.

The article is dedicated to the to the description of the training program which have been directed on reflection of concepts of psychologists about the client-student in logic of system-analytical model. The structure and a content of the training program is characterized, stages of its carrying out are described. In article the aspect of system vision of problems of students and the account of interrelation of all levels of their analysis is accented.

В последние десятилетия все более актуальной становится проблема оказания адекватной психологической помощи студенческой молодежи, в связи с чем возникает потребность в повышении уровня компетенций психологов в области психологического консультирования. В нашей стране после 40-116 часов аудиторной подготовки к психологическому консультированию специалисты приступают к профессиональной помогающей деятельности в системе образования. Неповоротливость системы высшего образования, ригидность вузов ведет к тому, что наши специалисты в области практической психологии отстают от своих зарубежных коллег.

Из этой ситуации существует несколько выходов.

Первый – введение узких специализаций у психологов. Однако на сегодняшний день специализация психологов достаточно формальна: студенты часто изучают предметы по одному плану без учета специфики их будущей профессиональной деятельности.

Второй обусловлен переходом к новой модели обучения, что может способствовать использованию магистратуры для подготовки специалиста к деятельности в конкретной социальной среде.

Третий связан с развитием института супервизорства. Супервизор как опытный специалист способен оказать поддержку развития молодого коллеги. Этот институт только делает свои первые шаги в Беларуси, и большинство сертифицированных супервизоров работают в системе частной практики.

Четвертый – и, похоже, самый реалистичный – связан с максимально эффективным использованием образовательного пространства высшего учебного заведения. Содержательное наполнение курса, использование межпредметных связей, специально организованная консультативная практика позволят подготовить будущих специалистов к более эффективному оказанию консультативных услуг субъектам образовательного процесса.

В связи с вышесказанным одной из приоритетных задач психологического образования становится развитие рефлексивных способностей будущих психологов. Очевидно, что результаты концептуализации и передачи знаний в области психологического консультирования являются весьма скромными. Получая достаточный объем теории, студенты не имеют навыков ее рефлексии, что приводит к неспособности соотносить полученные психологические знания с личным жизненным опытом, строить собственную модель помогающей психологической деятельности [1].

Работа по формированию профессионально-личностного гештальта будущих психологов в области профессиональной помогающей деятельности может вестись в рамках специально разработанных и организованных тренинговых программ. В качестве одного из наиболее распространенных алгоритмов разработки тренинговых программ в западной психологии используется шестифазная модель, предложенная Д.Торрингтоном и Дж.Чэпмэном [2]. Данный алгоритм использован нами при создании программы подготовки будущих/уже работающих психологов к оказанию психологической помощи студенческой молодежи. Ниже описывается логика разработки такой программы, базирующейся на идеях системно-аналитического подхода к оказанию психологической помощи.

  1.  Оценка потребности в коррекционных мероприятиях. В ходе первой фазы определяется потребность в участии в тренинговых или корректирующих мероприятиях у студентов, слушателей курсов переподготовки, работающих профессионалов. В соответствии с задачей первой фазы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 348 человек: 69 психологов социально-психологических центров и служб вузов, 279 будущих психологов, студентов 1, 3 и 5 курсов БГПУ им. М. Танка и БрГУ им. А.С. Пушкина. Целью исследования явилось изучение представлений о личностных качествах и характеристике стилей межличностных отношений клиента психологической службы. Полученные эмпирические данные подвергнуты статистической обработке и качественному анализу (таб. 1).

Таблица 1 – Образ клиента у психологов (средние значения по октантам и ранги)

Октант

Стиль межличностных отношений

Средние значения

1 курс

3 курс

5 курс

специалист

I

Властный-лидирующий

2,41

2,46

3,59

2,19

II

Независимый-доминирующий

3,74

2,53

3,87

2,41

III

Прямолинейный-агрессивный

4,51

3,86

4,53

2,84

IV

Недоверчивый-скептический

6,91

5,80

5,29

4,13

V

Покорный-застенчивый

6,23

4,86

5,39

4,25

VI

Зависимый-послушный

6,61

5,31

4,90

4,03

VII

Сотрудничающий-конвенциальный

4,41

3,67

3,99

3,19

VIII

Ответственный-великодушный

2,55

1,99

3,37

1,94

Как видно из таблицы 1, в процессе обучения и практической деятельности образ клиента у психолога постепенно трансформируется. Происходят изменения в представлениях о преобладании тех или иных способов поведения клиентов, а также в степени выраженности их характеристик. У работающих в вузе специалистов этот образ «уплощается», что может свидетельствовать как о появлении представлений об уникальности каждого клиента, так и о нежелании рефлексировать на профессиональные темы.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к заключению, что в наибольшей степени в коррекции нуждаются представления психологов о личности клиента, поскольку оценка ее качеств с позиции медицинской модели (больной, ущербный, несчастный и т.п.) противоречит как идеям ресурсности любого состояния, так и современной концепции высшего образования [3]. Кроме того, психологи – как будущие, так и работающие – рассматривают клиента вне его социальной системы.

2. Спецификация цели. Цель была сформулирована следующим образом: «Повысить ценность для педагогов-психологов СППС вуза психологической модели оказания психологической помощи студентам и помочь развить им системное мышление». Ознакомление с системной моделью помогает психологам подходить к помогающей деятельности целостно, с учетом ряда взаимовлияющих факторов, прежде всего – семейных.

3. Разработка программы коррекционных воздействий. На начальном этапе разработки программы определяются возможные стратегии. В качестве первой из них выступает идея о непосредственном ознакомлении участников профессионального тренинга с основными положениями системно-аналитического подхода. Вторая стратегия связана с необходимостью демонстрации психологам непродуктивности «чистых» моделей – «медицинской», «диагностической», «педагогической» в целях оптимизации оказания психологической помощи студентам. Третья стратегия заключается в поддержке процесса овладения участниками тренинга основными компонентами системно-аналитической модели оказания психологической помощи [4].

Первый вариант (знакомство с основными положениями системно-аналитической модели) относится к традиционным, неактивным, в основном лекционным формам воздействия на психологов. Наш опыт работы показывает, что они довольно хорошо знакомы с ориентированной на личность моделью психологической помощи, достаточно уверенно излагают ее основные положения, убедительно говорят о важности и целесообразности следования ее постулатам в своей практической работе. Отдельные психологи понимают термин «системный», но не знают, как его использовать на практике. Однако при моделировании конкретных ситуаций консультативного взаимодействия участники тренингов очень часто замечают лишь внешнюю сторону, затрудняясь при этом в идентифицикации основных симптомов клиента и понимании их взаимосвязи с индивидуальными, семейными и социальными факторами. Это обусловлено, по-видимому, и тем, что психологическая модель консультирования не наполнена для них личностным смыслом, и с отсутствием системного мышления.

Исходя из данных фактов, более приемлемой, на наш взгляд, является реализация идеи развития навыков системного видения проблем клиента. Однако при принятии окончательного решения о путях разработки и реализации тренинговой программы необходимо учитывать следующие факты.

Во-первых, системный подход не имеет четкой спецификации в рамках процесса обучения психолога. Как общая стратегия работы он обычно рассматривается в курсе семейной психотерапии. Своеобразная «амодальность» системного мышления заключается в том, что психолог, работая в системной модели, может реализовать себя в качестве помогающего профессионала независимо от того, придерживается он «медицинской», «психологической» или какой-либо другой модели.

Во-вторых, исследования, посвященные разработкам новых психотехнологий формирования компетенций психологов, показывают, что необходимым условием является обязательное отрефлексирование участниками тренингов опыта своей предыдущей жизнедеятельности. Лишь после погружения в данный процесс они способны формировать новые продуктивные схемы поведения и овладевать новыми знаниями. Кстати, аналогичной идеи придерживался М. Боуэн, который рекомендовал психологам вначале разобраться в собственной семейной истории, чтобы увеличить степень дифференциации от нее, и лишь потом начинать практику.

Эти рассуждения приводят нас к необходимости сосредоточить внимание на третьем направлении. В качестве способа достижения цели, направленной на снижении ориентации психологов на парадигму индивидуализма, выступала опора на методологию системного подхода. Системное мышление, согласно К. Людевигу, не связано ни с каким «аналитическим атомизмом», не требует какого-либо «онтологического редукционизма» и не основано на «линейной причинности» [5, с. 73]. Нам представляется целесообразным сфокусироваться на семейных факторах актуального неблагополучия студента. Системный подход к анализу проблемы студента позволяет участникам тренинга лучше осознать взаимосвязь и взаимозависимость разных уровней функционирования клиента.

В логике развиваемого нами системно-аналитического подхода появилась возможность интегрировать в тренинговую психотехнологию модули, акцентирующие внимание на личности психолога (индивидуальный уровень), его семейном (микро-и макросистемный уровни) и социальном (мегасистемный уровень) окружении. В русле использования идей системно-аналитического подхода была выбрана такая логика тренинга, где личная проработка сочеталась с коррекцией выявленных у психологов непродуктивных имплицитных моделей личности клиента [4].

Целью первого этапа данного модуля являлось: знакомство участников с руководителем и друг с другом; ознакомление с принципами работы в тренинговой группе; выявление ожиданий от предстоящего участия в тренинге; диагностика особенностей индивидуальных имплицитных моделей личности психолога и клиента (ИМЛП и ИМЛК); создание доброжелательной рабочей атмосферы. На данном создается психологический портрет клиента с учетом предыдущего эмоционального опыта оценки его личностных характеристик. Внимание участников фокусируется на осознании ими степени принятия такого «портрета» человека, нуждающегося в помощи.

Достаточно часто непринятие другого человека, норм, ценностей, установок происходит в силу сложившихся ранее субъективных стереотипов, предубеждений, отрицательного опыта и т.д. Поэтому первой задачей при работе с интроектами является снятие психологических барьеров, снижение ригидности, изменение отношения к явлению или человеку. Часто это становится возможным, когда изменяется точка отсчета, когда появляется новый фрейм, который может переструктурировать ситуацию.

Процедуру, позволяющую осуществлять такие превращения, предлагает ряд направлений: парадоксальная интенция в логотерапии, работа с полярностями в гештальт-подходе и др. Такая работа не привязана к какому-либо этапу и может проводиться каждый раз, когда ведущий или группа обнаружила непродуктивный для профессиональной деятельности интроект у участника.

После стандартного адаптационно-диагностического этапа на втором этапе каждому из членов тренинга предлагается нарисовать картинку, которая отвечала бы на вопрос: «Студент – клиент психолога высшего учебного заведения. Кто он? Какой он?» Эта процедура позволяет участникам актуализировать свои представления о нуждающихся в психологической помощи клиентах в образной форме, а также условия для дальнейшей метафорической рефлексии. Далее члены группы, имеющие сходные представления о студентах как субъектах психологической помощи, образовывают подгруппы для дальнейшей совместной деятельности.

Как мы писали выше, образ клиента характеризуется диффузностью, размытостью, различными социально неодобряемыми либо отвергаемыми качествами и характеристиками (злой, больной), что ставит ведущего группы перед необходимостью проведения глубинной диагностики представлений о клиенте и их последующей коррекции при помощи адекватных средств и методов.

Роль руководителя тренинговой группы на данном этапе заключается прежде всего в грамотной организации дискуссии. В рамках данного этапа роль руководителя группы сводится не только к организации и руководству дискуссией, но и к активизации и фасилитации рефлексивного процесса, а также к оказанию помощи участникам в осознавании индивидуальных и подгрупповых смыслов, вкладываемых ими в рисунки, а также поиске взаимосвязей индивидуальных представлений с системными факторами.

На третьем этапе участники разбиваются на новые подгруппы, каждой из которых предлагается сделать обобщающее сообщение по одной случайно выбранной подгрупповой картинке, созданной на предыдущем этапе. Рекомендуется ориентироваться на ряд вопросов: «Клиент. Какой он?», «Студенчество – этап подготовки к профессиональной деятельности и взрослой жизни», «Нормативные задачи студенческого возраста», «Какие личностные характеристики необходимы взрослому человеку?», «Оказание психологической помощи студенту – это лечение, обучение, воспитание, фасилитация личностного развития, поиск ресурсов?», «Какова оптимальная модель психологической помощи клиенту?» и т.п.

В процессе анализа докладов осуществляется их групповая рефлексия с ориентацией на данные вопросы. Задача тренера заключается в активизации рефлексивного процесса, а также в ориентации группы на те моменты дискуссии, которые прямо или косвенно связаны с одной из неэффективных имплицитных моделей личности клиента. Тренер должен помочь подгруппам и группе в целом отрефлексировать цели психологической помощи студенту как аутентичной личности, не сужая ее рамками узкой социальной роли.

После обсуждения вновь производится обмен картинками между подгруппами и каждой из них предлагается выделить психологические характеристики студента, подходы к психологической помощи, которые позволяют реализовать установки на поддержку, поиск ресурсов, развития личности молодого человека с опорой на системно-аналитическую модель. Тем самым создаются предпосылки для активизации процесса личностно-перспективной рефлексии [6].

Четвертый этап связан с дальнейшим обсуждением проблемы психологической помощи студенту в режиме решения ее с различных позиций («позиционное решение»). Одна из подгрупп предлагает свою модель психологической помощи студенту, свои пути ее развития. Вторая подгруппа в противовес первой предлагает антимодель и антипути, которые максимально могли бы показать недостатки предложенной модели. Третья подгруппа, напротив, предлагает проект, усиливающий позитивность исходной модели и путей ее воплощения в жизнь. Первая подгруппа как автор исходной модели должна выделить самое ценное в том, что она увидит как в анти-, так и в про-проекте. Акцент здесь делается на системном видении проблемы клиента.

Целью пятого этапа является организация «вживания» членов тренинговой группы в мир студента. Для этого совершается перевод участников тренинга в условный, метафорический, сказочный мир. Им предлагается выбрать сказку или историю, которая бы в наибольшей степени способствовала их проекциям на отрефлексированный материал. После выбора сюжета и распределения ролей осуществляется постановку сказки с проблемами, которые должны быть решены в ходе психологической помощи студентам. Перемещение группы в условное пространство и принятие ее членами конкретных ролей способствуют снятию психологических защит, раскрепощению участников тренинга, уменьшению силы воздействия профессиональных стереотипов. В качестве вспомогательного инструментария может быть использована методика «Проективные сказочные карты» [7].

На следующем, шестом этапе производится выход группы из сказочного мира с обсуждением того личностно-значимого опыта, который каждый из участников группы приобрел, оказавшись в роли сказочного героя – волшебного помощника, антагониста, препятствия и т.п. Затем рассматриваются возможности ассимиляции полученного опыта применительно к конкретным условиям помогающей деятельности путем «челночных движений» к реальности и обратно и проецирования сказочных образов на профессиональное взаимодействие психолога и клиента.

На заключительном этапе данного модуля проводится опрос участников по той же процедуре, которая использовалась на начальном этапе. Опрос можно проводить и несколько раньше, с тем чтобы ознакомить членов тренинговой группы с его результатами и помочь им осознать те возможные изменения, которые произошли в их представлениях о личности студента-клиента.

4. Выбор методов. В данном случае выбирается путь моделирования компонентов деятельности в условной тренинговой среде путем создания «виртуальных» и реальных ситуаций взаимодействия психолога и клиента. Кроме того, акцент в данной программе сделан на развитии системного мышления путем проживания опыта собственной принадлежности к семейной системе.

5. Реализация тренинговой программы предполагает проведение тренинговых занятий. Важно поддержать мотивацию участников, оговорить способы организации обратной связи, содержание домашних заданий, ритуалов встречи и прощания в группе.

6. Оценка эффективности предлагает как использование стандартизированных методик (в данном случае ДМО в адаптации Л.Н. Собчик), так и регулярные опросы участников с целью определения их отношения к тренингу, собственным изменениям, представлениям о клиенте, психологической помощи и др.

Предлагаемая рефлексивно-инновационная психотехнология должна опираться на законы развития индивидов и систем, учитывать специфику профессиональной среды в высшем учебном заведении, на конкретные ситуации и случаи из профессиональной деятельности участников тренинга и ориентировать психологов на системно-аналитический подход в работе в области профессиональной помогающей деятельности.

Cписок использованных источников

  1.  Олифирович, Н.И. Подготовка будущих педагогов-психологов к оказанию психологической помощи субъектам образования / Н.И. Олифирович// Педагогическое образование и наука : история и современность: мат. Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 окт. 2009 г. : В 2 ч. Ч. 1/ Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Редкол. П.Д. Кухарчик, В.В. Бущик, А.И. Андарало [и др.]. – Минск : БГПУ, 2009. – С. 174-175
  2.  Torrington, D. Personnel management/ D. Torrington, J. Chapman. – M&E Higher Business Education Series, 1983. – 192 p.
  3.  Олифирович, Н.И. Образ клиента в структуре профессиональной идентичности психолога/Н.И. Олифирович, Ю.М. Солодуха// Весцi БДПУ. – Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. – 2009. – № 1. – С. 34.
  4.  Олифирович, Н.И. Психологическая помощь студенческой молодежи: системно-аналитический подход: монография / Н.И. Олифирович. –Минск: БГПУ, 2012. – 224 с.  
  5.  Людевиг, К. Системная терапия: Основы клинической теории и практики/ К. Людевиг, Перев. с немецкого Т.С. Драбкиной. – М.: VERTE, 2004. – 280 с.
  6.  Степанов, С.Ю. Рефлективно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров/ С.Ю. Степанов, Е.П. Варламова // Вопр. психологии. – 1995. – № 1. – С. 60-68
  7.  Олифирович, Н.И. Проективные сказочные карты: методическое руководство/ Н.И. Олифирович, Г.И. Малейчук. – СПб.: Речь, 2013. – 128 с.


Сведения об авторе (заявка)

Ф.И.О. (полностью)

Олифирович Наталья Ивановна

Место работы/учебы

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 220050, г. Минск, Советская, 18.

Должность

Доцент/докторант кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ им. М.Танка.

Ученая степень, ученое звание

Кандидат психологических наук, доцент

Название статьи

Формирование системно-аналитического подхода к оказанию психологической помощи студенческой молодежи

Отрасль науки

Психология

Адрес для связи

220007, Минск, Могилевская, 6/4, кв. 95.

Телефон

Тел. домашний 224-60-31, мобильный 8029-65-77-201

e-mail

olivka.psy@rambler.ru

Дата подачи статьи

22.02.2013

Подпись

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33787. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей 20.34 KB
  Права и обязанности родителей и детей можно аналогично правам и обязанностям супругов разделить на две группы: личные и имущественные а в составе последних их подразделяют на: а права и обязанности по поводу имущества и б алиментные права и обязанности. Права родителей по отношению к ребенку которым считается лицо не достигшее 18 лет обладают рядом особенностей: они имеют срочный характер существуют только в отношении несовершеннолетних детей. Кроме того права родителей прекращаются при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в...
33788. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах 16.9 KB
  Родители один из родителей могут быть лишены родительских прав если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома отделения либо из иного лечебного учреждения воспитательного учреждения учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над...
33789. Алиментные обязанности родителей 20.27 KB
  В соответствии со статьей 80 Семейного Кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей соглашение об уплате алиментов в соответствии с главой 16 указанного Кодекса. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям средства на содержание несовершеннолетних детей алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке. Обычно если родитель должник работает с его заработной платы вычитается ежемесячно в...
33790. Обязанности детей по содержанию родителей 17.43 KB
  87 СК указано что совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей. Основанием для возникновения этого алиментного обязательства являются наличие следующих юридических фактов: родственная связь между родителями и детьми; достижение детьми 18летнего возраста; нетрудоспособность и нуждаемость родителей. Следовательно он обладает определенным доходом и нет оснований освобождать его от обязанности по содержанию родителей.
33791. Усыновление (удочерение), приемная семья 17.68 KB
  Усыновле́ние удочере́ние принятие на воспитание детей лишившихся попечения родителей с установлением между усыновленным и усыновителем правовых личных и имущественных отношений существующих между родителями и детьми. По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление детей граждан Российской Федерации иностранными гражданами закон ограничивает определёнными условиями. Порядок усыновления Порядок усыновления детей процедуры перечни документов и сроки был установлен Постановлением...
33792. Понятие, условия и стороны трудового договора 16.78 KB
  Наниматель обязуется предоставлять работнику работу обеспечивать условия труда своевременно выплачивать заработную плату. Условия трудового договора определяют внешнюю статическую модель дальнейшего поведения сторон. Условия: Условие о заработной плате признается необходимым элементом содержания трудового договора.
33793. Трудовой договор и порядок его заключения 16.61 KB
  Трудовой договор представляет собой соглашение работника и работодателя по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку а работодатель выплачивать работнику заработную плату обеспечивать условия труда предусмотренные законодательством о труде коллективным договором и соглашением сторон. Лица обращающиеся в службу занятости вправе претендовать на подходящую работу. Работодатель вправе отказать в приеме на работу гражданину направленному...
33794. Контракт – разновидность трудового договора 15.44 KB
  Контракт – это особая разновидность трудового договора. Контракт – это вид трудового договора заключенный в письменной форме на определенный срок содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника. Контракт позволяет индивидуализировать условия труда с учетом особенностей квалификации работника его деловых качеств специфики выполнения работы и может содержать широкий перечень оговоренных непосредственно сторонами условий в том...
33795. Коллективный договор и его содержание 15.2 KB
  Коллективный договор локальный нормативный акт регулирующий трудовые и социальноэкономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Основными принципами заключения коллективного договора является: социальное партнерство; равноправие сторон; обязательность ведения коллективных переговоров если одна из сторон выступает с таким предложением; учет реальных возможностей материального производственного и финансового обеспечения принимаемых обязательств. Сторонами коллективного договора...