69974

ЛОГИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ»

Научная статья

Инновационные исследования

Начало XXI века как в социальной производственной так и в образовательной сфере в научной и производственной литературе в СМИ и других источниках стали широко употребляться такие устойчивые словосочетания как: инновационная деятельность; инновационные направления; инновационные решения...

Русский

2014-10-13

66 KB

0 чел.

ЛОГИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Б.В.Пальчевский

Минский городской институт развития образования, Минск

В ракурсе логико-герменевтического анализа рассматриваются вопросы о сущности и значении понятия «Инновационное развитие» в системе образования. В текст материала введены такие рубрики, как «Противоречия», «К постановке проблемы», «Информация к размышлению», что позволяет читателю с различных ракурсов взглянуть на вопросы инновационного развития.

In a foreshortening of the logiko-germenevtichesky analysis questions of essence and value of the concept "Innovative Development" of an education system are considered. Such headings as "Contradictions", "To problem statement", "Information to reflection" that allows the reader to look from various foreshortenings at questions of innovative development are entered into the text of a material.

Для успешного и методологически верного проведения исследования в заданной рамке необходимо осуществить аналитический поиск, реконструкцию имеющих место в научной литературе сущности и значения отмеченной дефиниции. По сути своей данная герменевтическая работа должна была бы являть собой отдельное фундаментальное научное исследование. В то же время, даже проведение блиц-анализа и реконструкции дефиниции позволяет получить видение возможного инварианта формулировок, которые смогут быть использованы исследователями в сфере образования. Некоторые существующие (или вводимые в научный оборот) понятия, с одной стороны, нуждаются в уточнении, или, слишком общи, но они являются инструментом для определения или понимания основных компонентов изучаемого феномена (например, информационное общество). Имеющееся стремление исследователя осмыслить сущность, структуру и содержание изучаемого феномена, ведёт исследователя к попытке сформулировать определение понятия, принять его и пользоваться им в реальной действительности. То есть, дело идёт к тому, чтобы на каждом этапе продвижения по пути научного поиска (развития) исследователи (они же управленцы и пользователи) договаривались между собой о принятии конкретного варианта определения и того, что за ним стоит.

Начало XXI века как в социальной, производственной, так и в образовательной сфере в научной и производственной литературе, в СМИ и других источниках стали широко употребляться такие устойчивые словосочетания, как: инновационная деятельность; инновационные направления; инновационные решения; инновационное развитие; системные новации; инновационные проекты; инновации в образовании; педагогические инновации и др.

При этом каждый пишущий, говорящий, читающий и слушающий (в том числе и работники системы образования) понимает под этим НЕЧТО своё, со своими ассоциациями, опытом, представлениями, образами. В то же время, у коллег [6] регулярно возникает ряд вопросов (на которые так или иначе должны появиться научно обоснованные ответы), например:

– почему одни новшества распространяются быстро, а другие остаются невостребованными, хотя они объективно полезны?

– почему одни и те же нововведения, внедряемые в разных образовательных учреждениях, дают очень разные результаты?

– почему одни образовательные учреждения и педагоги активно ищут новое и стремятся учиться, а другие ведут себя пассивно и не хотят отказываться от того, что уже морально устарело?

– как оценивать новшества, чтобы не ошибиться в выборе?

–- почему возникает сопротивление нововведениям?

– как преодолевать такое сопротивление?

– что и как нужно делать, чтобы осуществляемые изменения были эффективными?

Естественное и субъективное восприятие появляющегося потока информации об «инновациях» в системе образования затрудняет не только тождественное понимание смысла и значения обсуждаемых «инновационных» проблем, но и их решение с внедрением в реальную управленческо-образовательную действительность. Необходимость однозначного понимания и научно обоснованного использования термина «инновации» в различных сферах социальной жизни явно назрела.

В то же время разовой кампанией здесь обойтись невозможно, например, одной или несколькими публикациями (пусть даже методологически определяющими). Нужна кропотливая, глубокая, неторопливая деятельность управленцев по системной проработке и обоснованию всех позиций, взглядов и нюансов, касающихся «инновационности» в образовании. Целесообразно выявить, зафиксировать, разносторонне обсудить и скомплексировать имеющиеся теоретические и практические наработки в достаточно широкой сфере социальной действительности.

Подобная трудоемкая, но необходимая работа возможна через такие управленческие процедуры, как: анализ, сопоставление, проблематизацию, рефлексию, аргументацию, дискуссию, экспертизу, герменевтическую работу. Достаточно эффективным средством смогут быть реальные и виртуальные круглые столы с участием управленцев, ученых, методистов, педагогов и общественности. В качестве продукта такой системной работы возможна подготовка оригинал-макета энциклопедического терминологического словаря по инноватике, инновационному развитию в образовании, издание которого при необходимости смогут осуществить любой из научно-методических журналов, выходящих в серии издательства «Адукацыя i выхаванне» в том числе и «Веснiк адукацьi».

Особое внимание в рамках подобной работы целесообразно уделить выявлению и обсуждению критериев инспектизы и экспертизы инновационной деятельности и адекватных проектов, что даст основание в этих журналах ввести рубрику «Инновационные проекты и их экспертиза». По желанию авторы смогут представлять инновационные проекты, а редколлегия организует их независимую полипрофессиональную экспертизу. В этом случае рядом будут опубликованы и проект, и его экспертная оценка, что послужит хорошей школой для многих авторов и обеспечит их профессиональный рост на благо педагогической науки и образовательной практики.

Многие авторы, участвуя в подобной работе, вырастут как профессионалы-инноваторы-проектировщики и смогут публиковать свои инновационные проекты в качестве коммерческого продукта. В результате начнутся многочисленные контакты управленцев, заказчиков, экспертов, исполнителей, системных менеджеров по продвижению и реализации на рынке образовательных услуг всевозможных видов инновационной продукции. В таком случае нет необходимости в туманных поисках возможностей инновационного развития - оно здесь явно налицо! В качестве примера серьёзного отношения известных учёных к вопросам инновационной деятельности ниже приведены блиц-аннотации нескольких разноплановых материалов, посвященных в той или иной степени проработке вопросов, связанных с инновациями и инновационной деятельностью. Особенно это касается определения сущности и значения терминологического аппарата в сфере педагогических инноваций в образовании и инновационного развития.

О.С. Анисимов [2] осуществляет попытку различения сущности методологизированной и неметодологизированной инноватики в образовании, фиксирует онтологию инноватики через обсуждение работ Гегеля, Платона, Канта, Фихте, А.А. Зиновьева, Г.П. Щедровицкого и своей собственной многолетней методологической и игротехнической практики в ММПК. Автор затрагивает весьма важный аспект для ответа на вопрос «Это инноватика? Да или нет?» через экспертизу представленных «инновационных» материалов.

В Российской академии образования был создан НИИ педагогических инноваций, который исследовал сущность данного явления, его направления и возможности для системы образования. НИИ в 2003 году был реорганизован. За весь период сотрудниками НИИ проделана значительная поисковая и герменевтическая работа по теоретическому обоснованию и практической реализации инновационной деятельности в системе образования. Особую значимость для разворачивающихся в Беларуси работ по пониманию значения и сущности инноватики имеет концептуальное видение член-корреспондента РАО, профессора, директора бывшего НИИ В.И. Слободчикова [3]. Здесь достаточно остро ставится вопрос об отсутствии устоявшегося тезауруса инновационной деятельности, о «модности» данного течения в науке, практикеи политике. Автор говорит о необходимости наличия критериальной базы оценки и экспертизы в образовании, что необходимо для отбора значимых инноваций, их соизмерения друг с другом.

В.И. Слободчиков глубоко и подробно прорабатывает и предъявляет читателю:

- проблемное поле феномена «инновации» в общественной практике;

- анализ понятийного пространства инновационной деятельности;

- научно-философские основания в образовании;

- культура инноваций в универсуме образования.

Таким образом, в культурном слое научных поисков материалы В.И. Слободчикова [3] вполне аргументировано и доступно (рамочно) фиксируют направления дальнейших исследований и ориентируют вдумчивых авторов в пространстве возможного развития инновационной деятельности.

И.И. Цыркун представляет генезис метакогнитивных представлений об инновационно-педагогической деятельности через: а) классификацию ее форм; б) рефлексию нововведений; в) описание полного цикла инновационой деятельности; г) модель системы идеальной инновационно-педагогической деятельности [4].

А.Я.Наин считает, что «целенаправленный научный поиск, реализация любой полезной идеи невозможны без нововведений. Последние же имеют собственную логику и закономерности. В частности, сложные и масштабные инновации предполагают предварительную проверку, т.е. эксперимент. Большие резервы повышения эффективности ... исследований мы видим в разработке и управлении организацией хорошо проверяемых, содержательных нововведений и экспериментов» [5].

Целесообразно проанализировать взаимосвязи, имеющие место между управленческими нововведениями и педагогическим экспериментом. Отставание теоретических исследований в этой области обусловливает недостаточную обоснованность некоторых методических рекомендаций, а также неубедительность полученных результатов. Важно подчеркнуть, что педагогический эксперимент есть этап внедрения нового в практику школы, но необходимость в нем появляется далеко не всегда.

Появилась своего рода мода на эксперименты. Этим понятием пользуются иногда в ситуациях, когда надо охарактеризовать пусть даже весьма ценные усовершенствования, находки в педагогике и методике, которые, однако, экспериментами не являются. Ведь в практике управления школой, ПТУЗом, вузом встречается немало полезных инициатив, нужных починов, используются инновационные приемы, формы, методы работы, которые заслуживают распространения. И самые разные педагогические коллективы могут их перенять, не проводя каких-либо специальных экспериментов.

Потребность в педагогическом эксперименте возникает в тех условиях, когда положительный результат от методического или управленческого нововведения заранее не очевиден. Иначе говоря, сущность эксперимента заключается в том, чтобы получить новое знание об объекте исследования, преодолеть преграду непознанного. Ведь даже самая тщательная теоретическая и методическая разработка не может предусмотреть все значимые последствия и трудности реализации новшеств.

Заниматься проблематикой в рамках образовательных нововведений есть смысл только в том случае, если их можно сопоставить с какой-то общественной потребностью, на удовлетворение которой они и направлены. Именно уровень и характер общественных потребностей определяют направленность и успех работы по внедрению новшеств. Поэтому их обоснование должно учитывать конкретные тенденции и направления социально-педагогического развития, не ограничиваясь лишь узкоприкладными задачами. Это важно, чтобы избежать беспорядочного нагромождения мелких, непринципиальных новаций, не связанных как между собой, так и с общественными целями и ценностями. В этой связи не может быть чисто педагогического, организационного или методического новшества. Каждое из них неизбежно включает в себя много различных компонентов. Поэтому подготовка и реализация экспериментов и нововведений требуют привлечения специалистов разного профиля.

Нововведения следует рассматривать в контексте изменения социально-образовательной и предметной среды, в которой они осуществляются. Всякое новшество воздействует на широкий спектр социальных, образовательных и организационно-методических отношений, вызывает "волны" вторичных, производных последствий. Все это надо иметь в виду еще на стадии разработки, проектирования эксперимента, а также учитывать специфические условия конкретных объектов нововведения, в том числе методические, организационные, социально-психологические, экономические и правовые особенности соответствующих образовательных учреждений.

Особое внимание вопросам рассмотрения сущности педагогической инноватики уделяет профессор О.С.Анисимов. Он справедливо отмечает, что «бытие инноватики, в том числе в сфере образования, легко замечается. Не случайно, уже сложилась история педагогических инноваций и исследований педагогических инноваций, существуют специализированные научно-исследовательские лаборатории и институты» [2, с.7].

Педагогическая инноватика как реальная практика ограничивается лишь неконтролируемыми установками на новизну, что может обесценить любой опыт инноватики и ожидания общества от инноватики. Необходима неслучайная рефлексия, в том числе научная и методологическая, которая была бы способна к удержанию всего существенного и к вытеснению всего несущественного, случайного, а также к нахождению наиболее перспективных путей инноватики, которые «по сути» обеспечивают образованию и обществу в целом общий положительный и максимальный сдвиг к идеалам [2].

Благодаря работе с качеством образования, предполагающей рефлексивную практику, описание образовательной деятельности, разработку стратегий, программ, моделей и локальных проектов усовершенствования, обычная школа превращается в непрерывно движущуюся и развивающуюся, самоопределяющуюся и переорганизующуюся, строящую саму себя — т.е. в инновационную.

Список использованных источников

1. Лазарев, B.C., Мартиросян, Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С.Лазарев, Б.П.Мартиросян // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 39-44.

2. Анисимов, О.С. О сущности педагогической инноватики /О.С.Анисимов // Педагогические инновации. - 2004. - С. 7- 16

3. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл /В.И.Слободчиков // Педагогические инновации. - 2004. - С. 17- 36

4.   Цыркун, И.И. Развитие метакогнитивных представлений об инновационно-педагогической деятельности / И.И.Цыркун // Педагогические инновации. - 2004. - С. 37- 42.

5. Наин, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я.Наин // Педагогические инновации. - 2004. - С. 50- 57.

6. Ковалёва Т.М. Инновационная школа, М., 2002. - 148 с.

Поступила в редакцию 20 февраля 2013 г.

Профессор         Б.В.Пальчевский


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28852. Ассоциативная психология 74 KB
  Ассоциативная психология Предпосылки развития ассоциативной психологии. Затем уже в 17 веке Гоббс провозгласил АССОЦИАЦИЮ универсальным законом психологии. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную независимую от философии науку имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.
28853. Выделение психологии в самостоятельную науку 49.5 KB
  Выделение психологии в самостоятельную науку Социальноэкономические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: развитие промышленности и усложнение социальноэкономических отношений влияние педагогической и клинической практики. Олейник Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии но и всей европейской науки. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Значение идей Дарвина для психологии: 1.
28854. Становление экспериментальной психологии в 19 веке 51 KB
  Становление экспериментальной психологии в 19 веке Программа развития психологии В. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Его программа психологии как самостоятельной науки включала два направления исследований: а анализ индивидуального сознания эксперимент субъект наблюдал за собственными ощущениями чувствами представлениями; б изучение психологии народов т. В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и исходя из этого знания...
28855. Развитие отраслей психологии в конце 19 века 65.5 KB
  Факторы эволюции: Изменчивость наследственность и естественный отбор причины многообразия видов растений и животных их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека. Преемственность психической организации животных связь психики животных и человека В работах Выражение эмоций у человека и животных Происхождение человека и половой отбор показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных оскал сжатые...
28856. Политико-правовые учения эпохи Просвещения 64.5 KB
  Он не только создал своеобразную философию права и государства но и активно защищал свои идеи на практике за неоднократно подвергался гонениям прежде всего за свои антирелигиозные нападки на католическую церковь и религиозный фанатизм. Свое учение о происхождении общества государства и права В. разделяет мысль о договорном характере государства предложенную его предшественниками но при этом отрицает реальную возможность заключения такого договора. В основе государства с его т.
28858. Учения о государстве и праве в Германии конца ХVІІІ - начала ХІХ ст. 110.5 KB
  Философское обоснование права и государства в философии права Георга Гегеля. Теоретическая доктрина исторической школы права. Телеологическая концепция права Рудольфа Иеринга. Система философии права Канта не поддается такому простому изложению как система Локка Гоббса Руссо и Спинозы.
28859. Учения о государстве и праве в Западной Европе в 19 ст. 53.5 KB
  Утилитаристская теория права Дж. на смену идеям естественного права приходит юридический позитивизм характерной чертой которого является отрицание существования иного права кроме позитивного. Утилитаристская теория права Дж. Основной задачей юридической науки является критический анализ дейтвующего права с целью его совершенствования.
28860. Учения о государстве и праве в Западной Европе в 19 ст. 92.5 KB
  Одновременно также складывалось консервативное и социологическое направление в исследовании государства. Среди ведущих представителей политикоправовой мысли во Франции этого периода необходимо назвать: Жозефа де Местра представитель консервативного направления Бенжамена Констана и Алексиса де Токвиля либеральнодемократическое направление Огюста Конта основатель социологического направления в понимании государства и права. Происхождение и сущность государства: Необходимость и одновременно предназначение государства М. Сущность...