69975

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Возможности реализации образного образования представлены совокупностью методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого в аспекте реализации познавательной парадигмы образ слово действие.

Русский

2014-10-13

95.5 KB

2 чел.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

С. В. Панов

 РИВШ, г. Минск

Автор статьи рассматривает возможности использования в процессе обучения истории образов прошлого как познавательных структур в контексте формирования у обучающихся образных знаний. Возможности реализации образного образования представлены совокупностью методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого в аспекте реализации познавательной парадигмы «образ слово действие».

The author considers the possibility of using the process of learning the history of images of the past as cognitive structures in context of students' imaginative knowledge. Feasibility of imaginative education are represented by a set of methodogical techniques of the formation and creative reconstruction of images of the past in terms of the realization of the cognitive paradigm "image - the word - action".

В условиях формирования современного информационного образовательного пространства актуализируется проблема презентации в учебного исторического знания, для чего используется  образы прошлого и его участников. В постмодернистской парадигме исторической науки главным предметом истории рассматривается не само историческое событие, а тот образ, который запечатлелся у его участников и современников, затем транслировался далее потомкам и реконструировался в последующих поколениях. В педагогических технологиях более значимую роль начинают играть формы представления знаний, среди которых на паритетных основах реализуются познавательные парадигмы «слово образ действие» и «образ слово действие». Становится очевидным совокупность текстов и образов как основа для создания когнитивных (познавательных) структур в обучении. Как отмечают исследователи, репрезентация учебных знаний из исключительно иллюстративного средства обучения постепенно превращается в ведущий интегративный компонент современной образовательной среды [1, с. 11].

В современных условиях информационного общества актуальной становится проблема соотношения информации и целенаправленно формируемых знаний, переход информации в знание. Психологи в этом аспекте актуализируют необходимость включения в знаниевое пространство возможностей сочетания индивидуальных и коллективных форм присвоения знаний, а также использования средств визуального и аудиального художественного образования [2].   

Сегодняшний обучащийся, как отмечают психологи, поставлен в ситуацию  разорванных связей, при которой он  находится в огромном социальном развернутом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации. Эта информация не имеет структурно-содержательной логической связи, представляется несистемно, ведет в силу преобладания негативных событий к накоплению отрицательного эмоционального опыта [3, с. 60, 62]. Становится очевидной педагогическая целесообразность конструирования позитивных образов прошлого в современном учебно-информационном пространстве.

У каждого человека есть образные знания (по-иному непосредственные, чувственные) на уровне ощущений, восприятий образов. В любой человеческой деятельности объективные, научно-теоретические общественные знания соединены с индивидуальными, чувственно-переживаемыми. При разработке содержания учебного предмета в нем в обобщенном виде в силу принципа научности отражаются исключительно научные знания в систематизированном виде с точки зрения структуры научного знания. Вместе с тем в полной мере практически не реализовывается принцип доступности, при котором учитывается возможность усвоения предметного содержания обучащимися, личная востребованность для них данного содержания [4, с. 46].

Наличие выявленного противоречия между научно-теоретическим и  индивидуальным, эмоционально-окрашенным знанием в процессе их усвоения обучащимися предполагает актуализацию последних в рамках образного образования. Под ним понимают педагогически организованный процесс, направленный на формирование средствами учебных предметов определенных образов [5, с. 23].

Позиция российских дидактов истории состоит в том, что историческое образование  работает на созидание обучающимися индивидуальных, личностных образов прошлого. При этом  под образом понимается представление о ком или чем-либо, которое отличается от стереотипа и возникает в индивидуальном порядке, а не передается в готовом виде [5, с. 22]. Будучи согласны, в основном, с данным определением, отметим, что стереотипные образы исторического прошлого и его участников могут формироваться у обучащихся предметными средствами и в массовом порядке. Особенностью формирования образов прошлого является их обусловленность доминирующими на определенном этапе общественного развития идеями, например, в советское время, или востребованность данных образов для изучающих историю. Образы прошлого не столько воссоздаются, сколько создаются потомками, которые, позитивно или негативно оценивая предшественников, обосновывают таким образом собственные решения и действия [6, с. 6]. Вместе с тем образы исторических событий и их участников можно рассматривать как ментальные конструкции, созданные в силу определенной идеологии.

В современной психолого-педагогической теории подчёркивается актуальность исследования условий становления индивида как культурно-исторического субъекта, который будет воспринимать историю как своё прошлое и чувствовать ответственность перед будущим общества как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем [7, с. 27].   Формируемые у обучащихся образы исторического прошлого и его участников не просто создают некую галерею портретов, а могут работать на принятие собственного решения на основе культурно оформленных образцов поведения. Следует учесть и то, что на основе образа конкретных людей могут строится личностные идеалы учащихся.

Результаты опроса общественного мнения по вопросу «Что, на Ваш взгляд, можно считать символом, собирательным образом вашей области?» (2009 г., около трех тысяч респондентов с 16 лет и старше – жителей пяти областей Беларуси) свидетельствуют, что в среднем 76,4 % респондентов затруднились указать с чем (кем) ассоцируется у них образ региона проживания. Указание образов исторических событий и их участников не превышало в среднем 4 % от числа респондентов [8]. Результаты опроса актуализируют необходимость проведения работы по формированию у обучающихся образов исторического прошлого.

 В своем исследовании мы обратили внимание прежде всего на формирование первоначальных образов исторического прошлого и его участников. Нами намеренно среди преподавателей истории был проведен опрос на тему «Мои первые образы истории» (195 респондентов, март-ноябрь 2011г.), который показал следующие результаты.

Источники формирования образов исторического прошлого

%

Артефакты прошлого (предметы быта, труда, старые фотографии, награды, монеты, флаги, гербы

66

Архитектурные культовые и оборонительные памятники

64

Персонажи художественных произведений (литература, кино)

44

Музейные экспозиции

44

Учебник истории (История Древнего мира)

33

Жизнедеятельность знаменитых людей (Спартак, А. Македонский, А. Невский, Наполеон, В. Ленин, И. Сталин, Л. Брежнев и др.)

33

Учитель истории

29

Свидетельства родственниковассказы дедушек, бабушек, родителей)

28

Празднование государственных праздников, торжественные ритуалы (1 мая, 7 ноября, приём в октябрята, пионеры, пионерский костёр, Зарница)

24

Образы истории Древнего Мира (древнеегипетские пирамиды, фараоны, семь чудес света по Геродоту, легенды и мифы Древней Греции)

13

Роли исторических персонажей в детских играх

10

Страна, в которой родился (СССР)

10

Материалы археологических раскопок

10

Особенно  актуальным в наше время стали проблемы манипуляции сознанием и чувствами обучающихся с помощью образной информации и способов её предъявления в образовательном процессе. Поэтому работа над конструированием героических или трагических образов исторического прошлого сопряжена с их проецированием в конкретные обстоятельства учебно-познавательной и жизнедеятельности. При этом учебные тексты и образы (картинки) традиционно представляются в своей совокупности, что создает условия для комплексного усвоения содержания учебного материала. Однако, так называемая первая встреча с историей связана для обучающихся,  прежде всего с визуализацией источников исторических знаний. Из этого вытекает целесообразность при первоначальном усвоении субъективно нового для обучающихся материала представлять его с учетом познавательной парадигмы «образ слово действие». Примером могут  служить результаты проведенного опроса.

Продолжение опроса на тему «Самые популярные исторические личности – деятели истории и культуры Беларуси» (210 преподавателей истории, октябрь-ноябрь 2011 г.) позволило выявить спектр образов участников исторических событий, сформировавшихся у респондентов в процессе их профессиональной деятельности.

Образы участников

% (персоналии представлены в порядке количественного уменьшения процента респондентов)

Государственные, общественно-политические деятели

П. Машеров 71, Л. Сапега 27, Т. Костюшко 23, Витовт 21, К. Калиновский 19, Всеслав (Чародей) 12, К. Мазуров 10.

Деятели науки

Ж. Алфёров 30, И. Домейко 28, К. Семенович 25, А. Чижевский 20, В. Игнатовский 15, В Ластовский 13, В. Пичета 12, П. Сухой 12, С. Будны 10, Я. Наркевич-Йодко 10, О. Шмидт 10.

Деятели культуры

М. Шагал 45, Ф Скорина 44, Евфросиния Полоцкая 26, Я. Колас 35, Я. Купала 35, Кирилла Туровский 17, И. Буйницкий 17, С. Станюта 15, Я. Дроздович 13, М. Богданович 13.

Лучший белорусский писатель

В. Быков 48, Я. Купала 45, В. Короткевич 43, Я. Колас 15, Ф. Богушевич 15. 

Лучший белорусский художник

М. Савицкий 53, М. Шагал 37, И. Хруцкий 17, В. Белыницкий-Бируля 10.

Как продолжение исследования предполагается проведение соответствующих опросов среди учащихся и их возможное сравнение с представленными в данной статье результатами.

Первоначально образы участников исторических событий у обучающихся целесообразно формировать в процессе перевода визуального образа на вербальный язык в соответствии с  методикой мультисенсорного восприятия картины (Ульрих Майер, Маркус Бернхардт, по материалам семинара «Горизонты времени – история для будущего», Институт им. Гёте в Минске, октябрь 2011 г.). Предполагается ответ обучающихся на следующие вопросы: Что я вижу на картине на картине? (внешние признаки, одно-два слова); Что я спрашиваю у себя, смотря на картину?; Я опасаюсь, что …; Я надеюсь, что …; Я чувствую …; Я слышу …; Я ощущаю запах …; Когда и где это произошло?; Что произошло дальше? Данная методика предполагает первоначальное усвоение образов исторического прошлого на основе его мультисенсорного восприятия.

Целесообразно охарактеризовать методические приемы формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого, которые в своей совокупности позволяют реализовать дидактические возможности образного образования в предметной области «История» [9, с. 214-227]. 

Картинное описание предполагает воссоздание яркого целостного образа относительно статичного исторического факта для формирования красочных представлений о месте исторического события, жилище, одежде, образе жизни и деятельности людей в прошлом с использованием эпитетов, метофор, гипербол с целью погружения в изучаемую эпоху.

Аналитическое описание предполагает мысленное расчленение целостного исторического факта (материального предмета исторического прошлого) на составные части (детали) с целью показа его структуры, назначения и взаимодействия компонентов с помощью схемы, макета, картоплана.

Образная характеристика предполагает воссоздание яркого оригинального образа реальных исторических деятелей или типичных представителей социальных групп на основе портретного описания их внешности, перечисления важнейшых биографических данных, характерных особенностей поведения, мировоззрения, менталитета с оценочным выводом об исторической роли и значении деятельности персоны.

Образное повествование предполагает воссоздание в неэмоциональной форме образа развития типичного исторического явления, которое не имело конфликта между его участниками, в рамках определённого хронологического периода и включает в себя картинное и аналитическое описание.

Сюжетный рассказ предполагает воссоздание живого, динамично развивающегося образа единичного исторического события с острой конфликтной ситуацией, которая имеет завязку, кульминацию и развязку, с возможностью использования документальных источников.

Персонификация предполагает образное или сюжетное повествование от первого лица (очевидца или участника события), представленное в исторически достоверном контексте  в связи с яркими и значительными событиями с передачей отношения участника к событию с возможностью эмпатии, т.е. умения проникать во внутренний мир человека, представлять себе его чувства и поведение в определённых обстоятельствах с опорой на сюжетную или типологическую картину, документальные источники.

Драматизация предполагает образное или сюжетное повествование в форме творческой реконструкции диалога двух или более лиц, представителей различных общественных слоёв, партий, движений, выражающих различные и противоположные интересы в условиях возникновения конфликтной ситуации в диалоге (воображаемом споре) с учётом достоверности исторического контекста  с опорой на сюжетную или типологическую картину, документальные источники.

Стилизация предполагает имитацию подлинных текстов первоисточников, относящихся к определённым историко-культурным условиям.

Интервью предполагает составление вопросов и ответов в воображаемой беседе с историческим персонажем в контексте конкретной исторической эпохи.

Таким образом, использование дидактических возможностей образного образования предполагает трансляцию историко-культурного наследия как личностно значимого для обучающихся учебного исторического знания; трансформацию когнитивного содержания образования в эмоциональное состояние познающего субъекта; реализацию познавательной парадигмы «образ слово действие»; комплексное применение методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого.

Список использованных источников

1. Миницкий, Н.И. Историческое образовательное знание в контексте социально-гуманитарных дисциплин / Н.И. Миницкий // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2012. – № 5. – C. 613.

2. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития своременного социума / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 11. – C. 314.

3. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя і выхаванне. – 2010. – № 11. – C. 5966.

4. Новиков, А.М. Культура как основание образования / Д.И. Фельдштейн / А.М. Новиков // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 7. – C. 4050.

5. Стрелова, О.Ю. Образы-мифы-фальсификации / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 8. – C. 2225.

6. Репина, Л.П. История исторического знания. / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М: Дрофа, 2004. – 288 с. 

7. Фельдштейн, Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя і выхаванне. – 2011. – № 7. – С. 19-29.

8. Михейчиков, Л. С чего начинается Родина. Какой он – символ родной земли? / Л Михейчиков // Аргументы и факты. – 2009. – 17 июня. – С. 15. 

9. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 382 с.


Сведения об авторе

Фамилия, Имя, Отчество  

Панов Сергей Вениаминович

Специфика профессиональных компетенций учителя истории

Место работы

Минск, Государственное учреждение  образования «Республиканский институт высшей школы»

Должность

доцент кафедры историко-культурного наследия Беларуси

Учёная степень, звание

кандидат педагогических наук, доцент                                              

Название статьи

Использование возможностей образного образования при обучении истории

Отрасль науки

педагогические

Адрес для связи

220015 г. Минск, ул. Московская д. 15

Телефон

раб. 2002047 моб. 375297525201 МТС

E-mail

didmet@tut.by

Дата подачи статьи

Подпись


Рецензия на статью
Панова С.В.

«Использование возможностей образного образования

при обучении истории»

Автор статьи рассматривает возможности использования в процессе обучения истории образов прошлого как познавательных структур в контексте формирования у обучающихся образных знаний. Введение категорий образных знаний и образного образования достаточно актуально, так как именно историческое образование по своей специфике ориентировано на созидание обучающимися индивидуальных, личностных образов прошлого. Под образным образованием автор понимает педагогически организованный процесс, направленный на формирование средствами учебных предметов определенных образов. Автором использованы положения, разрабатываемые в современной психолого-педагогической науке Д.И. Фельдштейном, в частности, о том, что становление индивида как культурно-исторического субъекта, предполагает восприятие им истории как своего прошлого.

В статье приводятся данные опроса среди преподавателей истории на тему «Мои первые образы истории», свидетельствующие о формировании первоначальных образов исторического прошлого и его участников, а также на тему «Самые популярные исторические личности – деятели истории и культуры Беларуси».  В качестве вывода из анализа результатов опросов автор видит необходимость работы над конструированием героических или трагических образов исторического прошлого с их проецированием в конкретные обстоятельства учебно-познавательной и жизнедеятельности. При этом учебные тексты и образы представляются в своей совокупности, но при первоначальном усвоении субъективно нового для обучающихся материала представлять его целесообразно с учетом познавательной парадигмы «образ слово действие».

Возможности реализации образного образования представлены автором совокупностью методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого в аспекте реализации познавательной парадигмы «образ слово действие».

Статья С.В. Панова «Использование возможностей образного образования при обучении истории» рекомендуется для публикации в сборнике научных трудов РИВШ по педагогическим наукам.

Зав. кафедрой психологии и

педагогического мастерства РИВШ,

кандидат психологических наук, доцент                                     Сизанов А.Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80435. Информационная технология. Система стандартов по базам данных. Эталонная модель 151.03 KB
  Информационная технология процесс использующий совокупность средств и методов сбора обработки и передачи данных первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта процесса или явления информационного продукта.
80436. Динамика и причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях 59.46 KB
  Противопожарная защита имеет своей целью изыскание наиболее эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров и их ликвидации с минимальным ущербом при наиболее рациональном использовании сил и технических средств тушения.
80437. Другие деньги 71.07 KB
  Ни для кого не секрет, что в настоящее время экономика нашей страны находится в очень нестабильном положении. Произошло резкое повышение курса доллара и евро, а вследствие этого сильный обвал рубля. Мировая валюта ведет себя на финансовом рынке неадекватно.
80438. EXPO-2017 перспективы развития атомной энергетики в Республики Казахстан 47.64 KB
  В этой проектной работе рассмотрена проблема, почему же Республика Казахстан, имея большое количество добываемого урана, не использует его для получения энергии, так же в этой работе рассказывается о безопасности АЭС, о плюсах и минусах проекта восстановления АЭС в городе Актау.
80439. Древний Египет. Фараон Эхнатон 48.67 KB
  Небывалые успехи завоевательных походов фараонов ХVШ династии привели к расширению границ Египта и притоку богатств из завоеванных областей, оседавших, большей частью, в храмах Амона в Фивах. Это способствовало возрастанию власти Амона, т.е. власти фиванского жречества, и в то же время противопоставляло их царской власти.
80440. Общее понимание стиля и стилистическое расслоение языковых средств на функциональные стили русского языка 35.43 KB
  Таким образом согласно поставленным целям в этой работе были рассмотрены разнообразные точки зрения включая полемичные определены основные характеристики и отличительные признаки разных стилей а так же смежные черты и используемые в функциональных стилях речи языковые средства.
80441. Последовательные регулировочные трансформаторы (Вольтодобавочные трансформаторы) 32.6 KB
  Причинами, вызывающими колебания напряжения в электрической сети, являются: недостаток энергетической мощности, неравномерность нагрузки, вызываемая энергоёмкими промышленными комплексами, в первую очередь металлургическими заводами и горнорудными разрабатывающими комплексами...
80442. Урок-аукцион. Деление 52 KB
  Цель: Повторить изученные приемы умножения и деления многозначных чисел Отработать алгоритм деления на двузначное число Прививать навыки самостоятельного мышления и анализа Развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80443. Розвиток музики 50.5 KB
  Мета: систематизувати та поглибити знання учнів про прийоми розвитку музики; формувати навички аналізу музичного твору, хорового співу; виховувати інтерес до музичного мистецтва. Обладнання: комп’ютер, проектор, презентація, фортепіано, кольорові картки.