69975

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Возможности реализации образного образования представлены совокупностью методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого в аспекте реализации познавательной парадигмы образ слово действие.

Русский

2014-10-13

95.5 KB

7 чел.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

С. В. Панов

 РИВШ, г. Минск

Автор статьи рассматривает возможности использования в процессе обучения истории образов прошлого как познавательных структур в контексте формирования у обучающихся образных знаний. Возможности реализации образного образования представлены совокупностью методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого в аспекте реализации познавательной парадигмы «образ слово действие».

The author considers the possibility of using the process of learning the history of images of the past as cognitive structures in context of students' imaginative knowledge. Feasibility of imaginative education are represented by a set of methodogical techniques of the formation and creative reconstruction of images of the past in terms of the realization of the cognitive paradigm "image - the word - action".

В условиях формирования современного информационного образовательного пространства актуализируется проблема презентации в учебного исторического знания, для чего используется  образы прошлого и его участников. В постмодернистской парадигме исторической науки главным предметом истории рассматривается не само историческое событие, а тот образ, который запечатлелся у его участников и современников, затем транслировался далее потомкам и реконструировался в последующих поколениях. В педагогических технологиях более значимую роль начинают играть формы представления знаний, среди которых на паритетных основах реализуются познавательные парадигмы «слово образ действие» и «образ слово действие». Становится очевидным совокупность текстов и образов как основа для создания когнитивных (познавательных) структур в обучении. Как отмечают исследователи, репрезентация учебных знаний из исключительно иллюстративного средства обучения постепенно превращается в ведущий интегративный компонент современной образовательной среды [1, с. 11].

В современных условиях информационного общества актуальной становится проблема соотношения информации и целенаправленно формируемых знаний, переход информации в знание. Психологи в этом аспекте актуализируют необходимость включения в знаниевое пространство возможностей сочетания индивидуальных и коллективных форм присвоения знаний, а также использования средств визуального и аудиального художественного образования [2].   

Сегодняшний обучащийся, как отмечают психологи, поставлен в ситуацию  разорванных связей, при которой он  находится в огромном социальном развернутом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации. Эта информация не имеет структурно-содержательной логической связи, представляется несистемно, ведет в силу преобладания негативных событий к накоплению отрицательного эмоционального опыта [3, с. 60, 62]. Становится очевидной педагогическая целесообразность конструирования позитивных образов прошлого в современном учебно-информационном пространстве.

У каждого человека есть образные знания (по-иному непосредственные, чувственные) на уровне ощущений, восприятий образов. В любой человеческой деятельности объективные, научно-теоретические общественные знания соединены с индивидуальными, чувственно-переживаемыми. При разработке содержания учебного предмета в нем в обобщенном виде в силу принципа научности отражаются исключительно научные знания в систематизированном виде с точки зрения структуры научного знания. Вместе с тем в полной мере практически не реализовывается принцип доступности, при котором учитывается возможность усвоения предметного содержания обучащимися, личная востребованность для них данного содержания [4, с. 46].

Наличие выявленного противоречия между научно-теоретическим и  индивидуальным, эмоционально-окрашенным знанием в процессе их усвоения обучащимися предполагает актуализацию последних в рамках образного образования. Под ним понимают педагогически организованный процесс, направленный на формирование средствами учебных предметов определенных образов [5, с. 23].

Позиция российских дидактов истории состоит в том, что историческое образование  работает на созидание обучающимися индивидуальных, личностных образов прошлого. При этом  под образом понимается представление о ком или чем-либо, которое отличается от стереотипа и возникает в индивидуальном порядке, а не передается в готовом виде [5, с. 22]. Будучи согласны, в основном, с данным определением, отметим, что стереотипные образы исторического прошлого и его участников могут формироваться у обучащихся предметными средствами и в массовом порядке. Особенностью формирования образов прошлого является их обусловленность доминирующими на определенном этапе общественного развития идеями, например, в советское время, или востребованность данных образов для изучающих историю. Образы прошлого не столько воссоздаются, сколько создаются потомками, которые, позитивно или негативно оценивая предшественников, обосновывают таким образом собственные решения и действия [6, с. 6]. Вместе с тем образы исторических событий и их участников можно рассматривать как ментальные конструкции, созданные в силу определенной идеологии.

В современной психолого-педагогической теории подчёркивается актуальность исследования условий становления индивида как культурно-исторического субъекта, который будет воспринимать историю как своё прошлое и чувствовать ответственность перед будущим общества как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем [7, с. 27].   Формируемые у обучащихся образы исторического прошлого и его участников не просто создают некую галерею портретов, а могут работать на принятие собственного решения на основе культурно оформленных образцов поведения. Следует учесть и то, что на основе образа конкретных людей могут строится личностные идеалы учащихся.

Результаты опроса общественного мнения по вопросу «Что, на Ваш взгляд, можно считать символом, собирательным образом вашей области?» (2009 г., около трех тысяч респондентов с 16 лет и старше – жителей пяти областей Беларуси) свидетельствуют, что в среднем 76,4 % респондентов затруднились указать с чем (кем) ассоцируется у них образ региона проживания. Указание образов исторических событий и их участников не превышало в среднем 4 % от числа респондентов [8]. Результаты опроса актуализируют необходимость проведения работы по формированию у обучающихся образов исторического прошлого.

 В своем исследовании мы обратили внимание прежде всего на формирование первоначальных образов исторического прошлого и его участников. Нами намеренно среди преподавателей истории был проведен опрос на тему «Мои первые образы истории» (195 респондентов, март-ноябрь 2011г.), который показал следующие результаты.

Источники формирования образов исторического прошлого

%

Артефакты прошлого (предметы быта, труда, старые фотографии, награды, монеты, флаги, гербы

66

Архитектурные культовые и оборонительные памятники

64

Персонажи художественных произведений (литература, кино)

44

Музейные экспозиции

44

Учебник истории (История Древнего мира)

33

Жизнедеятельность знаменитых людей (Спартак, А. Македонский, А. Невский, Наполеон, В. Ленин, И. Сталин, Л. Брежнев и др.)

33

Учитель истории

29

Свидетельства родственниковассказы дедушек, бабушек, родителей)

28

Празднование государственных праздников, торжественные ритуалы (1 мая, 7 ноября, приём в октябрята, пионеры, пионерский костёр, Зарница)

24

Образы истории Древнего Мира (древнеегипетские пирамиды, фараоны, семь чудес света по Геродоту, легенды и мифы Древней Греции)

13

Роли исторических персонажей в детских играх

10

Страна, в которой родился (СССР)

10

Материалы археологических раскопок

10

Особенно  актуальным в наше время стали проблемы манипуляции сознанием и чувствами обучающихся с помощью образной информации и способов её предъявления в образовательном процессе. Поэтому работа над конструированием героических или трагических образов исторического прошлого сопряжена с их проецированием в конкретные обстоятельства учебно-познавательной и жизнедеятельности. При этом учебные тексты и образы (картинки) традиционно представляются в своей совокупности, что создает условия для комплексного усвоения содержания учебного материала. Однако, так называемая первая встреча с историей связана для обучающихся,  прежде всего с визуализацией источников исторических знаний. Из этого вытекает целесообразность при первоначальном усвоении субъективно нового для обучающихся материала представлять его с учетом познавательной парадигмы «образ слово действие». Примером могут  служить результаты проведенного опроса.

Продолжение опроса на тему «Самые популярные исторические личности – деятели истории и культуры Беларуси» (210 преподавателей истории, октябрь-ноябрь 2011 г.) позволило выявить спектр образов участников исторических событий, сформировавшихся у респондентов в процессе их профессиональной деятельности.

Образы участников

% (персоналии представлены в порядке количественного уменьшения процента респондентов)

Государственные, общественно-политические деятели

П. Машеров 71, Л. Сапега 27, Т. Костюшко 23, Витовт 21, К. Калиновский 19, Всеслав (Чародей) 12, К. Мазуров 10.

Деятели науки

Ж. Алфёров 30, И. Домейко 28, К. Семенович 25, А. Чижевский 20, В. Игнатовский 15, В Ластовский 13, В. Пичета 12, П. Сухой 12, С. Будны 10, Я. Наркевич-Йодко 10, О. Шмидт 10.

Деятели культуры

М. Шагал 45, Ф Скорина 44, Евфросиния Полоцкая 26, Я. Колас 35, Я. Купала 35, Кирилла Туровский 17, И. Буйницкий 17, С. Станюта 15, Я. Дроздович 13, М. Богданович 13.

Лучший белорусский писатель

В. Быков 48, Я. Купала 45, В. Короткевич 43, Я. Колас 15, Ф. Богушевич 15. 

Лучший белорусский художник

М. Савицкий 53, М. Шагал 37, И. Хруцкий 17, В. Белыницкий-Бируля 10.

Как продолжение исследования предполагается проведение соответствующих опросов среди учащихся и их возможное сравнение с представленными в данной статье результатами.

Первоначально образы участников исторических событий у обучающихся целесообразно формировать в процессе перевода визуального образа на вербальный язык в соответствии с  методикой мультисенсорного восприятия картины (Ульрих Майер, Маркус Бернхардт, по материалам семинара «Горизонты времени – история для будущего», Институт им. Гёте в Минске, октябрь 2011 г.). Предполагается ответ обучающихся на следующие вопросы: Что я вижу на картине на картине? (внешние признаки, одно-два слова); Что я спрашиваю у себя, смотря на картину?; Я опасаюсь, что …; Я надеюсь, что …; Я чувствую …; Я слышу …; Я ощущаю запах …; Когда и где это произошло?; Что произошло дальше? Данная методика предполагает первоначальное усвоение образов исторического прошлого на основе его мультисенсорного восприятия.

Целесообразно охарактеризовать методические приемы формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого, которые в своей совокупности позволяют реализовать дидактические возможности образного образования в предметной области «История» [9, с. 214-227]. 

Картинное описание предполагает воссоздание яркого целостного образа относительно статичного исторического факта для формирования красочных представлений о месте исторического события, жилище, одежде, образе жизни и деятельности людей в прошлом с использованием эпитетов, метофор, гипербол с целью погружения в изучаемую эпоху.

Аналитическое описание предполагает мысленное расчленение целостного исторического факта (материального предмета исторического прошлого) на составные части (детали) с целью показа его структуры, назначения и взаимодействия компонентов с помощью схемы, макета, картоплана.

Образная характеристика предполагает воссоздание яркого оригинального образа реальных исторических деятелей или типичных представителей социальных групп на основе портретного описания их внешности, перечисления важнейшых биографических данных, характерных особенностей поведения, мировоззрения, менталитета с оценочным выводом об исторической роли и значении деятельности персоны.

Образное повествование предполагает воссоздание в неэмоциональной форме образа развития типичного исторического явления, которое не имело конфликта между его участниками, в рамках определённого хронологического периода и включает в себя картинное и аналитическое описание.

Сюжетный рассказ предполагает воссоздание живого, динамично развивающегося образа единичного исторического события с острой конфликтной ситуацией, которая имеет завязку, кульминацию и развязку, с возможностью использования документальных источников.

Персонификация предполагает образное или сюжетное повествование от первого лица (очевидца или участника события), представленное в исторически достоверном контексте  в связи с яркими и значительными событиями с передачей отношения участника к событию с возможностью эмпатии, т.е. умения проникать во внутренний мир человека, представлять себе его чувства и поведение в определённых обстоятельствах с опорой на сюжетную или типологическую картину, документальные источники.

Драматизация предполагает образное или сюжетное повествование в форме творческой реконструкции диалога двух или более лиц, представителей различных общественных слоёв, партий, движений, выражающих различные и противоположные интересы в условиях возникновения конфликтной ситуации в диалоге (воображаемом споре) с учётом достоверности исторического контекста  с опорой на сюжетную или типологическую картину, документальные источники.

Стилизация предполагает имитацию подлинных текстов первоисточников, относящихся к определённым историко-культурным условиям.

Интервью предполагает составление вопросов и ответов в воображаемой беседе с историческим персонажем в контексте конкретной исторической эпохи.

Таким образом, использование дидактических возможностей образного образования предполагает трансляцию историко-культурного наследия как личностно значимого для обучающихся учебного исторического знания; трансформацию когнитивного содержания образования в эмоциональное состояние познающего субъекта; реализацию познавательной парадигмы «образ слово действие»; комплексное применение методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого.

Список использованных источников

1. Миницкий, Н.И. Историческое образовательное знание в контексте социально-гуманитарных дисциплин / Н.И. Миницкий // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2012. – № 5. – C. 613.

2. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития своременного социума / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 11. – C. 314.

3. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя і выхаванне. – 2010. – № 11. – C. 5966.

4. Новиков, А.М. Культура как основание образования / Д.И. Фельдштейн / А.М. Новиков // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 7. – C. 4050.

5. Стрелова, О.Ю. Образы-мифы-фальсификации / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 8. – C. 2225.

6. Репина, Л.П. История исторического знания. / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М: Дрофа, 2004. – 288 с. 

7. Фельдштейн, Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя і выхаванне. – 2011. – № 7. – С. 19-29.

8. Михейчиков, Л. С чего начинается Родина. Какой он – символ родной земли? / Л Михейчиков // Аргументы и факты. – 2009. – 17 июня. – С. 15. 

9. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 382 с.


Сведения об авторе

Фамилия, Имя, Отчество  

Панов Сергей Вениаминович

Специфика профессиональных компетенций учителя истории

Место работы

Минск, Государственное учреждение  образования «Республиканский институт высшей школы»

Должность

доцент кафедры историко-культурного наследия Беларуси

Учёная степень, звание

кандидат педагогических наук, доцент                                              

Название статьи

Использование возможностей образного образования при обучении истории

Отрасль науки

педагогические

Адрес для связи

220015 г. Минск, ул. Московская д. 15

Телефон

раб. 2002047 моб. 375297525201 МТС

E-mail

didmet@tut.by

Дата подачи статьи

Подпись


Рецензия на статью
Панова С.В.

«Использование возможностей образного образования

при обучении истории»

Автор статьи рассматривает возможности использования в процессе обучения истории образов прошлого как познавательных структур в контексте формирования у обучающихся образных знаний. Введение категорий образных знаний и образного образования достаточно актуально, так как именно историческое образование по своей специфике ориентировано на созидание обучающимися индивидуальных, личностных образов прошлого. Под образным образованием автор понимает педагогически организованный процесс, направленный на формирование средствами учебных предметов определенных образов. Автором использованы положения, разрабатываемые в современной психолого-педагогической науке Д.И. Фельдштейном, в частности, о том, что становление индивида как культурно-исторического субъекта, предполагает восприятие им истории как своего прошлого.

В статье приводятся данные опроса среди преподавателей истории на тему «Мои первые образы истории», свидетельствующие о формировании первоначальных образов исторического прошлого и его участников, а также на тему «Самые популярные исторические личности – деятели истории и культуры Беларуси».  В качестве вывода из анализа результатов опросов автор видит необходимость работы над конструированием героических или трагических образов исторического прошлого с их проецированием в конкретные обстоятельства учебно-познавательной и жизнедеятельности. При этом учебные тексты и образы представляются в своей совокупности, но при первоначальном усвоении субъективно нового для обучающихся материала представлять его целесообразно с учетом познавательной парадигмы «образ слово действие».

Возможности реализации образного образования представлены автором совокупностью методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого в аспекте реализации познавательной парадигмы «образ слово действие».

Статья С.В. Панова «Использование возможностей образного образования при обучении истории» рекомендуется для публикации в сборнике научных трудов РИВШ по педагогическим наукам.

Зав. кафедрой психологии и

педагогического мастерства РИВШ,

кандидат психологических наук, доцент                                     Сизанов А.Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44825. Эффективность государственного регулирования в переходной экономике 24 KB
  Эффективность государственного регулирования в переходной экономике Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше чем в развитом рыночном хозяйстве. Далее в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы. В переходной экономике по сравнению с административнокомандной...
44826. Die Berliner Mauer 26 KB
  Gebut wurde die Berliner Muer nfng der 60er Jhre um den Flüchtlingsstrom vom Osten in den Westen zu stoppen. Die DDR steht kurz vor dem us ist wirtschftlich und politisch bnkrott. Die Sttsgrenze wird geöffnet die Vereinigung der beiden deutschen Stten ist nch über 40 Jhren Trennung in Sicht.
44827. Адаптация человека к условиям окружающей среды. Региональные проблемы экологии человека 23.64 KB
  Адаптация человека к условиям окружающей среды. акклиматизация биосоциал адаптация к сложному комплексу условий внешней среды центральное место в котором занимает климатический фактор. Адаптация такого типа как правило сопровождается только кратковременными сдвигами физиологических показателей. 4перекрестная адаптацияадаптация к одному факторунапр к гипоксии повышает резистентность к комплексу др факторовустойчивость к гипоксии перегрузкам к высоким температурам физич нагрузкам.
44828. Федеральный закон Об охране атмосферного воздуха 40 KB
  Мониторинг атмосферы; внедрение малоотходных технологий и производств; разработка и внедрение более совершенных установок по улавливанию утилизации и обезвреживанию вредных отходов и веществ; разработка норм и правил по ограничению воздействия нестационарных источников загрязнения негативно влияющих на воздушную среду. В проектах должен быть обоснован выбор района размещения объекта с учетом ландшафтно-метеорологических условий должны содержаться данные о допустимых уровнях загрязнения атмосферы согласно нормативным. Общая...
44829. Источники загрязнения 27.5 KB
  В сельском хозяйстве следует сократить непроизводительное расходование воды в орошаемом земледелии реконструировать действующие ирригационные системы в целях снижения расхода воды. В коммунальном хозяйстве необходимо повысить технический уровень эксплуатации систем водоснабжения реконструировать их сократив удельный расход воды.
44830. Охрана природных вод от загрязнения 28.5 KB
  Водный кодекс. Цели водопользования: для целей питьевого и хозбыт водоснабжения сброса сточн вод и дренажных вод произва электрич Е водн и воздушн транспорта сплава древесины и иных целей. Виды водопользования: 1 совместное водопользование; 2 обособленное водопользование может осущся на водн объектах находящихся в собстви физ лиц юр лиц в гос или муницип собствти и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности госва гос или муниципальных нужд обеспечение кот исключает испе водных объектов др физ лицами юр...
44831. Эпоха Средневековья V – XVI 19.42 KB
  Опыт средневековой школы лёг в основу всех современных педагогических систем составил неотъемлемый пласт культуры. Монастырские школы были и начальными и средними и высшими осуществляли воспитание духовных феодалов. Затем стали образовываться церковно-приходские школы из которых впоследствии развились начальные народные школы. В монастырских и соборных школах существовали внутренние школы где обучались мальчики которых готовили к пострижению в монахи и внешние школы в которых учились дети мирян.
44833. UN fordert besseren Schutz vor Gefahren aus dem All 25.5 KB
  Аuch die Bevölkerung müss besser informiert werden. Dies ist die grobe Grenze b der mn im Flle eines Einschlgs mit weltweiten Konsequenzen rechnen muss. Die Wissenschftler wollen nun ein llgemeines Netzwerk und verschiedene interntionle Expertengruppen etblieren die im Flle verschiedener Szenrios ktiv werden können. Wenn es dnn eine Bedrohung gibt muss mn nur die Schublde öffnen und ht die richtige Mission prt sgte der Vorsitzende des UNktionstems für kosmische Objekte Sergio Cmcho.