69976

ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ-ПЕДАГОГОВ И ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

Научная статья

Педагогика и дидактика

Анализируются идеи формирования профессионального мастерства учителя в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века. Отмечается значимость историко-педагогического наследия актуализация которого способна оказать позитивное воздействие на рост профессионального...

Русский

2014-10-13

141.5 KB

1 чел.

ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ-ПЕДАГОГОВ И ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

И.И. Петрашевич

БГПУ им. М. Танка, Минск

Анализируются идеи формирования профессионального мастерства учителя в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века. Отмечается значимость историко-педагогического наследия, актуализация которого способна оказать позитивное воздействие на рост профессионального мастерства современного учителя. Даются определения следующим понятиям: «общепедагогический фактор», «национальный фактор», «взаимосвязь общепедагогического и национального факторов» в профессиональном мастерстве учителя. Уточняется понятие «профессиональное мастерство учителя». Обосновывается актуальность исследований в данном направлении для современной педагогической науки Беларуси.

The ideas of teacher’s professional mastery formation reflected in the works of Belarusian educators and illuminators of the first third of the XX century are analyzed in the article. The importance of the historical and pedagogical heritage, which actualization may influence the growth of teacher’s professional mastery in a positive way, is noted. The definitions of the concepts “general pedagogical factor”, “national factor”, “general pedagogical and national factors interrelation” are given. The concept “teacher’s professional mastery” is specified. The relevance of such researches for modern pedagogical science of Belarus is revealed.

Вопрос повышения профессионального мастерства учителя имеет важную идеологическую и социально-педагогическую значимость, так как разработка гуманистических основ современной системы национального образования предусматривает новое понимание роли учителя-профессионала как субъекта педагогического процесса. Решение данной проблемы может способствовать преодолению кризисных явлений в духовной сфере жизни общества в целом и в области образования, в частности.

В условиях понижения социальной значимости профессии учителя необходимо наращивать научно-педагогический потенциал, который может стать значимым на новом технологическом уровне. Прорыв в этой сфере может осуществить совершенствование профессионального мастерства современного учителя в теории и практике, что должно привлечь внимание общественности и управленцев к профессии учителя.

Несмотря на то, что различные аспекты формирования, развития и совершенствования профессионального мастерства учителя составляют сущность личностно-ориентированного педагогического процесса, они остаются малоисследованными с историко-педагогической точки зрения и недостаточно разработанными в реальной школьной практике.

Плодотворный опыт, связанный с совершенствованием профессионального мастерства учителя, был накоплен в научно-педагогических трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века. Актуализация идей формирования профессионального мастерства учителя, накопленных в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века в современных условиях способна оказать позитивное воздействие на рост профессионального мастерства учителя, призвана содействовать совершенствованию современной теории и практики профессионального мастерства учителя на новом методологическом уровне.

Необходимость проведения исследования в рамках обозначенной темы обусловлена актуальностью и значимостью процесса развития профессионального мастерства учителя в современных условиях и его недостаточным историко-педагогическим обоснованием, а также предъявлением требований национально-культурного характера к деятельности учителя и недостаточным исследованием данного вопроса в истории педагогики и образования Беларуси.

В исследовании проблемы профессионального мастерства учителя Беларуси выделяются два основных направления:

  •  вопросы профессионального мастерства учителя в широком контексте, которые нашли отражение в работах исследователей Беларуси: В.В. Буткевич, А.И. Жук, В.Т. Кабуш, Н.В. Кухарев, И.Ф. Харламов;
  •  освещение в историко-педагогическом ракурсе различных аспектов профессионального мастерства учителя: В.Ф. Володько, И.П. Делендик, Е.Л. Евдокимова, А.И. Кравцов, В.Н. Лухверчик, Л.Л. Подольная, Т.Н. Савенко, Г.Г. Сенкевич, С.В. Снапковская.

Анализ изученности проблемы профессионального мастерства учителя в трудах ученых Беларуси и России, которые рассматривали как историко-педагогические, так и теоретико-практические ее аспекты, свидетельствует об определенном внимании к проблеме, что нашло отражение в работах: Л.В. Бондарук [1], В.Н. Лухверчик [2], Т.Н. Савенко [3], С.В. Снапковской [4], О.Н. Федиско [5], И.Б. Федотовой [6].

В то же время, несмотря на разработанность отдельных сторон профессиональной деятельности учителя, существуют пробелы в исследовании проблемы развития идей формирования профессионального мастерства учителя в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века.

Необходимость применения научного подхода к изучению проблемы развития идей формирования профессионального мастерства учителя средней школы в педагогических трудах просветителей Беларуси начала ХХ века обусловливалась потребностью общества в высококвалифицированных педагогах-специалистах. Критика существовавших методов и приемов обучения и воспитания вызвала необходимость пересмотра деятельности учителя и определила новый подход к развитию идей формирования «профессионального мастерства учителя». Это привело к определению в научно–педагогической литературе дефиниции понятия «профессиональное мастерство учителя» и выделению отдельной научно значимой проблемы, которая потребовала дальнейшей разработки.

Ученые-педагоги и просветители Беларуси А.Е. Богданович, К.В. Ельницкий, М.В. Родевич, Ф.А. Кудринский (Богдан Степанец), Д.А. Сцепуро, К.И. Тихомиров, как показал анализ их научно-педагогических и учебно-методических трудов, в основу представлений о профессиональном мастерстве учителя средней школы закладывали общепедагогический аспект. Они определяли «профессиональное мастерство учителя» как умело организованную преподавательскую деятельность ỳчащего в соответствии с интересами и способностями учащихся и их уровнем знаний, основанную на использовании самостоятельной деятельности учеников в процессе приобретения знаний. В качестве основных компонентов профессионального мастерства учителя просветители выделяли:

  •  комплекс профессионально-значимых свойств личности;
  •  педагогическое образование и педагогическая культура;
  •  умелое использование методики обучения;
  •  самодеятельность в планировании и проведении уроков;
  •  стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Анализ учебно-методической литературы в Беларуси начала ХХ века показал, что в исследуемый период усиленно велась разработка методики обучения, умелое использование которой свидетельствовало о стремлении педагога к развитию профессионального мастерства. В учебно-методической литературе профессиональная подготовка учителя не рассматривалась единственным условием качественного труда. Понятия «совершенствование профессионального мастерства», «профессиональная переподготовка» и «повышение квалификации» отождествлялись. Залогом успешной деятельности признавались: предоставление учителю простора для творчества, права на «самодеятельность», предрасположенность к педагогическому труду, уровень культуры, разносторонность интересов, участие в научно-исследовательской работе и общественной жизни губернии. Действенным средством «привлечения к преподавательскому званию достойных и способных лиц» явилось создание условий для полноценной работы, обеспечение соответствующего материального положения, совершенствование организации труда.

Под воздействием учебно-методической литературы в работе средних учебных заведений наметился ряд новых направлений в поисках путей совершенствования профессионального мастерства учителя. Признавая наличие недостатков системы обучения, педагоги высказывали идеи, суждения и планы, направленные на перестройку школьного дела на началах научной педагогики. Особое внимание отводилось реализации принципов преемственности, системности, межпредметных связей (идея «концентрации обучения»).

Существовавшее, благодаря учебно-методической литературе, наличие широких возможностей развития профессионального мастерства позволило гимназическим учителям, использовавшим прогрессивные методы преподавания, на практике осуществить переход от «репрессивной» к «гуманной педагогике», основанной на учете индивидуальных особенностей учащихся, данных психологии, этики и др. наук.

Новыми для средней школы были такие, пропагандируемые в учебно-методической литературе приемы и методы, как объяснительное чтение, экскурсии, древонасаждения, применение наглядных пособий, увеличивалась роль физического воспитания.

Материалы о результатах работы средних учебных учреждений Беларуси (протоколы заседаний педагогических советов гимназий, отчеты директоров школ о постановке учебно-воспитательного дела, циркулярные распоряжения по Виленскому учебному округу) дают основание утверждать, что методическое обеспечение учебного процесса в целом соответствовало потребностям времени. Наиболее ярко об этом свидетельствует тот факт, что «абсолютное большинство выпускников средних школ, особенно гимназий, либо продолжало обучение в высших учебных заведениях, либо трудоустраивалось, причем многие из них отдавали предпочтение педагогическому труду» [7, с.88].

В постреволюционный период (1918–1930 гг.) в педагогической науке отмечено обогащение теории формирования профессионального мастерства учителя средней школы Беларуси национальным содержанием. В отмеченный период ученые-педагоги и теоретики Беларуси М.И. Горецкий, К.М. Мицкевич (Якуб Колас), С.К. Павлович, П.Я. Панкевич, В.А. Самцевич, Б.А. Тарашкевич в основу представлений о профессиональном мастерстве учителя средней школы закладывали национально-культурный компонент. Анализ теоретических материалов рассматриваемого периода позволил выявить, что «профессиональное мастерство учителя» определялось как деятельность, основанная на глубоком знании истории и национальных традиций белорусского народа и способствовавшая укреплению его национального сознания. Мáстерское выполнение профессиональных обязанностей предполагало применение новейших достижений методической и педагогической науки, внедрение педагогического опыта предшествующих поколений. Основными составляющими профессиональной деятельности учителя-мастера являлись:

  •  владение белорусским языком;
  •  знание национальных традиций народа;
  •  осознание важности возложенных на учителя общественных задач;
  •  развитие активности учеников и их самодеятельности;
  •  связь обучения с жизнью и социальная направленность профессиональной деятельности.

Пути формирования профессионального мастерства представителями педагогической науки Беларуси виделись в обеспечении будущих учителей возможностью получения педагогического образования на качественно новом научном уровне, в совершенствовании мастерства на курсах повышения квалификации, съездах, конференциях и выставках, а также в улучшении условий преподавательского труда.

Политика национально-государственного и национально-культурного строительства в БССР определила особенность «новой школы» Беларуси в постреволюционный период [8, с.348]. Исходным принципом национальной политики являлось признание государственными языками белорусского, русского, еврейского и польского, а в отношении образования – обеспечение равными правами и возможностями представителей всех национальностей, проживавших на территории Беларуси, создание белорусских школ и одновременно школ для представителей других народностей [8, с.349]. Национальная политика, обеспечившая интенсивное развитие русского и белорусского языков и культуры, национальной литературы, истории и образования на родном языке, оказала решающее воздействие на эволюцию теоретических идей формирования профессионального мастерства учителя.

Анализ нормативно-правовых актов, документов и информационно-справочных материалов исследуемого периода позволяет определить стержневые направления в разработке нормативно-правовой базы по вопросам развития профессионального мастерства учителя белорусской средней школы в его практической деятельности, обеспечившие национальную специфику в формировании профессионального мастерства учителя:

  •  разработка и утверждение нормативных документов, регулировавших правовое и материальное положение белорусского учительства с целью повышения авторитета профессии педагога;
  •  открытие педагогического вуза на территории республики;
  •  организация курсов повышения квалификации для педагогических работников с привлечением национальных педагогических кадров;
  •  проведение съездов и конференций, в том числе республиканского масштаба, способствовавших развитию национального сознания педагога.

На развитие профессионального мастерства в практической деятельности учителя средней школы решающее значение оказало влияние национального фактора. Учителю, как субъекту учебно-воспитательного процесса средней школы в рассматриваемый период было отведено важное место в развитии учащегося. Педагог, обладающий высокой степенью профессионального мастерства и национального сознания, мог обеспечить развитие форм и методов учебно-воспитательного процесса и обновление содержания образования с учетом национального фактора.

Анализ документов, учебной и методической литературы позволил выделить базовые направления в развитии профессионального мастерства учителя Беларуси средней школы на практике в период развертывания национальной политики в области образования:

  •  воспитание в новом типе учителя ответственности за культурную составляющую в национальном образовании;
  •  совершенствование методического мастерства учителя с учетом национальной специфики в преподавании отдельных учебных дисциплин;
  •  создание условий учителям средних школ для самообразования, саморазвития и самосовершенствования в процессе практической деятельности.

Отличительной характеристикой профессионального мастерства учителя средней школы в рассматриваемый период явилось признание педагогом наличия высокого образовательного и воспитательного потенциала в национально-направленном характере обучения.

Осуществленный историко-педагогический анализ идей формирования профессионального мастерства учителя в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века выявил вклад ученых-педагогов и просветителей в разработку проблемы формирования профессионального мастерства учителя средней школы, позволил нам сформулировать понятие «профессиональное мастерство учителя» как эффективную преподавательскую и воспитательная деятельность, организация которой основывалась на взаимосвязи общепедагогических оснований и выраженном проявлении национальной специфики. Общепедагогические основания в профессиональном мастерстве учителя нашли выражение в знании индивидуальных особенностей учеников, применении новейших достижений методики и педагогической науки на основе историко-педагогической преемственности. Проявление национальной специфики в профессиональном мастерстве учителя нашло отражение во владении белорусским языком, знании исторических культурных и национально-культурных особенностей белорусского народа, направленных на формирование духовно-нравственных личностных качеств учащихся.

В контексте сформулированного понятия «профессиональное мастерство учителя» установлено, что «общепедагогический фактор», объединивший теоретическое обоснование и практическую реализацию основных положений педагогики, явился основополагающим в определении направлений развития идей формирования профессионального мастерства учителя средней школы в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века. Основные положения педагогики рассмотрены как важнейшие факторы развития теории и практики профессионального мастерства учителя.

На основании аксиологического и историко-логического подходов нами выявлены следующие характерные черты профессионального мастерства учителя средней школы:

  •  наличие комплекса профессионально-значимых свойств личности педагога;
  •  педагогическое образования и умелое использование методики обучения учебному предмету;
  •  педагогическая культура и самодеятельность в планировании и проведении уроков;
  •  осознание учителями необходимости в самообразовании и самосовершенствовании.

Проявление национальной специфики в профессиональном мастерстве учителя, представленное нами как «национальный фактор», позволило определить содержание профессионального мастерства учителя Беларуси в условиях национально-культурной политики 1918–1930 гг. «Национальный фактор» в образовании объединил историко-культурные элементы (родной язык, национальные и этнокультурные исторические образовательные традиции белорусского народа), которые придали процессу развития идей формирования профессионального мастерства учителя в трудах белорусских ученых-педагогов и просветителей национальный характер.

Содержание профессионального мастерства учителя средней школы в 1918–1930-е гг. включало:

  •  знание родного языка, национально-культурных и исторических традиций белорусского народа;
  •  осознание учителем возложенных общественных задач;
  •  социальную направленность профессиональной деятельности;
  •  связь обучения с жизнью;
  •  общую культуру и высокое национальное самосознание;
  •  повышение активности учеников в процессе обучения и развитие их самодеятельности.

Развитие идей формирования профессионального мастерства учителя средней школы в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси нашло отражение во «взаимосвязи общепедагогического и национального факторов», которая представляется нами как синтетический трехступенчатый процесс – дополнение, изменение и обогащение. Проявление взаимосвязи педагогического и национального факторов выявилось в становлении и развитии профессионального мастерства учителя на следующих уровнях:

  •  подготовка педагогических кадров в общероссийском масштабе в дореволюционный период и осуществление подготовки национальных педагогических кадров в БССР;
  •  формирование «мáстерской практической деятельности учителя» в педагогическом процессе среднего учебного заведения;
  •  развитие профессионального мастерства учителя средней школы на теоретическом уровне посредством педагогических курсов, съездов, выставок, конференций;
  •  совершенствование различных аспектов методики преподавания предмета через разработку содержания образования и подготовку научно-методических пособий;
  •  самообразование через сподвижничество (практический уровень), изучение отечественной культуры, истории (теоретический уровень), приобщение к процессу разработки основ национальной школы.

Мы приходим к заключению, что исследование историко-педагогических аспектов проблемы профессионального мастерства учителя высвечивает многочисленные грани для дальнейшей разработки смежных проблем обозначенной темы, наиболее перспективной из которых нам видится исследование общепедагогических ценностных ориентаций и национальных идеалов в формировании профессионального мастерства учителей Беларуси в историко-педагогическом ракурсе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бондарук, Л.В. Проблема профессионального мастерства учителя в истории отечественной и зарубежной педагогики: автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Бондарук; Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПб., 1994. – 16 с.

2. Лухверчик, В.Н. Становление и развитие среднего педагогического образования в дореволюционной Беларуси (вторая половина XIX – начало XX в.): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Н. Лухверчик. – Минск, 1997. – 115 л.

3. Савенко, Т.Н. Проблема формирования профессионального мастерства учителя в трудах педагогов Беларуси (50-90-е годы XX века): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Савенко. – Минск, 2002. – 121 л.

4. Снапкоўская, С.В. Адукацыйная палітыка царызму і педагагічная думка ў Беларусі (60-я гг. ХІХ ст. – 1917 г.): дыс. ... д-ра гіст. навук : 07.00.02 / С.В. Снапкоўская. – Мінск, 1992. – 201 л.

5. Федиско, О.Н. Проблема педагогического мастерства в отечественной педагогике конца XIX – начала XX вв.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Н. Федиско. – Пятигорск, 2005. – 186 л.

6. Федотова, И.Б. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды К.В. Ельницкого (1846 – 1917): автореф. … дис. канд. педаг. наук: 13.00.01; 25.05.2000 / И.Б. Федотова; Пятигор. гос. лингв. ун-т. – Пятигорск, 2000. – 20 с.

7. Петрашевич, И.И. [Садовская, И.И.] Профессиональное мастерство учителя в теории и практике среднего образования в Беларуси: первая треть ХХ века / И.И. Петрашевич [И.И. Садовская]; под науч. ред. С.В. Снапковской. – Минск: Зорны Верасок, М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 128 с.

8. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. Т. 1.: А – Беліца / Беларус. Энцыкл..; Рэдкал.: М.В. Біч [і інш.]. – Мінск: БелЭн, 1993. – 494 с.

9. Петрашевич, И.И. [Садовская, И.И.] Развитие идей формирования профессионального мастерства учителя в трудах белорусских ученых-педагогов и просветителей (первая треть XX века): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.И. Петрашевич [И.И. Садовская]. – Москва, 2012. – 190 л.

10. Петрашевич, И.И. [Садовская, И.И.] Развитие идей формирования профессионального мастерства учителя в трудах белорусских ученых-педагогов и просветителей (первая треть XX века): автореф. … дис. канд. педаг. наук: 13.00.01; 26.04.2012 / И.И. Петрашевич [И.И. Садовская]; ФГНУ ИТИП РАО. – Москва, 2012. – 26 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24186. АЛЛЕРГИЯ 276 KB
  В поддержании аллергического иммунного ответа важны долговременные клетки памяти в т. Схема 1 Классификация аллергических реакций: Влмфзависимые Активные Немедленная по ДжеллКумбсу гуморальные и анафилаксия 1й тип реагины Тлмфзависимые Пассивные Отсроченная 5 ч 2й цитолиз клеточные АТ и клетки Замедленная дни 3й имм. Неклеточные структуры тканей коллагена миелина базальной мембраны почек вовлекаются соседние клетки вторично. Медиаторы: гаммаинтерферон...
24187. ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА 289.5 KB
  Эфферентная часть: основной механизм регуляция почек диуреза: а Вегетативная нервная симпатическая адреналин чревный нерв снижение диуреза; б Гипоталамогипофизарная регуляция: супраоптические и паравентрикулярные ядра АДГ задний гипофиз почечные канальцы гиалуронидаза активация реабсорбции тоже снижение диуреза; в передний гипофиз АКТГ надпочечники альдостерон почечные канальцы сукцинатдегидрогеназа усиление реабсорбции Na и пассивно воды г диэнцефальный мозг адреногломерулотропин ...
24188. КИСЛОТНО-ОСНОВНОЕ СОСТОЯНИЕ 70 KB
  Начальные сдвиги и компенсаторные реакции при нарушениях КОС Нарушения КОС Сдвиг КОС Компенсация Дыхательные Ацидоз рН  рСО2 НСО3 Алкалоз рН рСО2 НСО3 Негазовые Ацидоз рН НСО3 рСО2 Алкалоз рН НСО3 рСО2 Схема 1 Работа гемоглобиновой буферной системы Легкие О2 Нв НвО2 СО2  Кровь: венозный_Нв артериальный_НвО2щелочные_продукты  Нв  ...
24189. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА БЕЛКА И НК 374 KB
  ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА БЕЛКА И НК Роль белков в организме незаменимые аминокислоты типы синтеза белка типы патологии белкового обмена типы алиментарной недостаточности периоды голодания и особенности обмена; синдром мальадсорбции; нарушения синтеза белка в клетке; диспротеинозы; амилоидоз формы теории развития стадии; подагра. Пластическая роль белков структурная основа тканей и основа ферментов определяет их главенствующую роль в метаболизме. В отличие от жиров и углеводов полное белковое голодание даже при наличии...
24190. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ЖИРОВ 262.5 KB
  Виды ЛП: по убыли размера частиц и содержания триглицеридов нарастание фосфолипидов: хиломикроны ЛПОНП ЛППП и ЛПНП атерогены ЛПВП антиатерогены так как вытесняют холестерин с рецепторов клеток. Гиперплазия жировых клеток сохраняется навсегда особенно у детей и в пубертатном периоде. Стадии: жировой полоски пятна липидов в 12 мм появляются макрофаги которые накапливают липиды и превращаются в пенистые клетки фиброзной бляшки эксцентричный рост во внутренней оболочке артерий; капсула из эндотелия Тлимфоцитов пенистых...
24191. НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА УГЛЕВОДОВ. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ и КОМЫ 328.5 KB
  НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА УГЛЕВОДОВ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ и КОМЫ Пути метаболизма глюкозы точки приложения действия инсулина влияние инсулина на жировой и белковый обмен влияние инсулина на водноминеральный обмен контраинсулярные гормоны и эх эффекты классификация сахарного диабета факторы предрасположения к СД патогенез жалоб и симптомов при СД осложнения СД патогенез разных типов ком при СД клиника ком принчипы лечения различных видов ком и принципы лечения СД. При аэробном расщеплении окислительное фосфорилирование в...
24192. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ 222.5 KB
  Реабсорбция 2валентных ионов паратгормон в прямом отделе проксимального канальца угнетает а за его пределами стимулирует реабсорбцию; усиление реабсорбции также кальцитриолом снижение кальцитонином. Проявления: угнетение ВНД магнезиальный сон снижение К и Са2 клеток снижение активности дыхательного центра мышечная гипотония артериальная гипотензия снижение нервномышечной возбудимости и передачи. Проявления: увеличение нервномышечной возбудимости тремор двигательное возбуждение тахикардия аритмии сопутствующая...
24193. ГИПОКСИЯ 222.5 KB
  Схема 1 Патогенез экзогенной гипоксии Первичное снижение рО2гипервентиляцияснижение рСО2дыхательный каротидный и  алкалоз аортальный повышение чувстви рефлекс тельности дыхатель снижение дис ного центра к СО2 социации НвО2 Компенсаторный  эритропоэз...
24194. ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (СТРЕСС) 63 KB
  ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ СТРЕСС Стадии стресса центральные механизмы стресса метаболизм стресса адаптивная и патогенная роль стресса; оксидативный клеточный стресс реакции тренировки и активации. общее учение о стадиях адаптации реакции активации и реакция тренировки с длительным сохранением состояния повышенной адаптации. Антиоксиданты АО подавляют АФКпатогенные реакции на мембране клеток. Стадия истощения: снижение холестерина в надпочечниках атрофия надпочечников; снижение гликогена в печени развивается...