69977

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Научная статья

Психология и эзотерика

В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности в юношеском возрасте. В работе представлены результаты эмпирического исследования согласно которому существует связь общего уровня эмпатии с отдельными шкалами самоактуализации.

Русский

2014-10-13

90 KB

10 чел.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

М.А.Пономарева

Академия управления при Президенте РБ, Минск

       В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности в юношеском возрасте. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный и  конативный  компоненты. Под самоактуализацией понимается стремление человека к полному выявлению и реализации личностных возможностей своего творческого потенциала, адекватное восприятие окружающих, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В работе представлены результаты эмпирического исследования, согласно которому существует связь общего уровня эмпатии с отдельными шкалами самоактуализации.  

        In this article the author analyzes features of interrelation of empathy and self-updating of the personality at youthful age. The empathy is considered as system education which includes cognitive, emotional and konativny components. Self-updating is understood as aspiration of the person to full identification and realization of personal opportunities of the creative potential, adequate perception of people around, high level of mental health and moral. In work results of empirical research according to which there is a communication of the general level of empathy with separate scales of self-updating are presented.

           Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, выдвигают на первый план проблему изучения генезиса просоциального  поведения, формирования нравственных качеств личности. «Вчувствование» в состояние другого, понимание его внутреннего мира, сопереживание и сочувствие ему является необходимым условием формирования гуманистически ориентированной и деятельной личности.

Нравственное развитие личности, потенциальные возможности духовного роста и совершенствования рассматриваются в гуманистической психологии, в частности, в теории самоактуализации А.Маслоу. По мнению исследователя, для самоактуализирующихся людей характерно чувство сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству; непосредственность, простота и естественность поведения, глубокие межличностные отношения [1, с. 24].

       Представляет интерес выявление особенностей взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности, степени самоуважения, самопринятия, межличностной чувствительности и синергии в юношеском возрасте.

         В настоящее время среди исследователей эмпатии наблюдаются значительные расхождения в трактовках и интерпретации данного феномена, что порождает ряд методологических проблем. Во многих работах подчеркивается неразработанность теоретических аспектов эмпатии, разрозненный характер исследований [2, с.14].

Представляется целесообразным определить эмпатию как системное образование, которое включает в себя следующие компоненты: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный (стремление оказать помощь объекту эмпатии). Эмпатия является не состоянием, а скорей процессом, суть которого заключается во вхождении в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома», при постоянной чувствительности к его изменяющимся переживаниям [3, с.235].

          Понятие «самоактуализация» в русле гуманистической психологии рассматривается как стремление человека к полному выявлению и реализации личностных возможностей своего творческого потенциала, адекватное восприятие окружающих, высокий уровень психического здоровья и нравственности. Сторонники гуманистической психологии утверждают, что сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.

         Исходными методологическими принципами данного исследования явились личностно-деятельностный и системный подходы. Личностно-деятельностный подход в обучении предполагает создания условий для развития и саморазвития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности через активизацию ее внутренних резервов.           Системный подход позволяет рассмотреть эмпатию, с одной стороны, как элемент целостной структуры личности, с другой – как образование само по себе системное, включающее когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. При таком подходе эмпатия понимается как интегративное образование, как нравственно-психологический феномен, исследование которого ведется в тесной связи с другими личностными свойствами.

В эмпирическом исследовании приняли участие 145 студентов 1-5 курсов факультета психологии БГПУ им. М. Танка. Для выявления особенностей взаимосвязи эмпатии и самоактуализации в юношеском возрасте были использованы методики «Ваши эмпатические способности» В.В.Бойко, «Самоактуализационный тест» (Л.Я.Гозман, М.В.Кроз) и проведен корреляционный анализ между полученными результатами.

Анализ полученных данных по методике В.В.Бойко выявил особенности развития общего уровня и отдельных каналов эмпатии у студентов-психологов в процессе профессионального становления.

На первом курсе у студентов наибольшее развитие получили «Рациональный канал» эмпатии (М=3,6) и «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» (М=3,82). Развитие «Установок», по-видимому, обусловлено стремлением первокурсников к эмпатическому восприятию переживаний и проблем окружающих. Высокое значение по шкале «Рациональный канал», возможно, связано с тем, что активизация внимания, восприятия и мышления студента-первокурсника направлена на сущность другого человека. Кроме того, на студентов, вероятно оказывает влияние и общая тенденция социума к интеллектуализации, к доминированию приоритета знаний над чувствами, к рациональному каналу получения информации.

Самые низкие показатели у студентов первого курса  наблюдаются по шкалам «Эмоциональный канал» (М=3,17) и «Проникающая способность в эмпатии» (М=3,1), что свидетельствует об отсутствии эмоциональной отзывчивости, позволяющей «проникнуть» в энергетическое поле партнера, создать атмосферу открытости и доверительности. Вероятно, напряженность и неестественность поведения субъектов общения препятствует эмпатическому постижению партнеров.

Низкий уровень «Идентификации в эмпатии» (М=3,17) у первокурсников, вероятно, свидетельствует об отсутствии у них умения понять другого на основе сопереживания, поставить себя на место партнера. Возможно, это обусловлено отсутствием эмоциональной гибкости, необходимым условием развития которой является гармонизация и усложнение эмоциональных проявлений личности.

На втором курсе происходит снижение роли рационального канала эмпатии (М=3,15). Возможно, это обусловлено тем, что второкурсники располагают некоторым опытом, который детерминируется полученными, хотя и недостаточными знаниями. Студенты пытаются строить взаимоотношения, создавая личные нестереотипные стратегии поведения, ошибочно полагая, что рациональное осмысление внутреннего состояния другого человека может быть замещено другими каналами получения информации.

У студентов-второкурсников наблюдается тенденция к повышению уровня показателей двух шкал: «Установок, способствующих или препятствующих эмпатии» (М=3,96) и «Идентификация в эмпатии» (М=3,4), однако выявленные различия не являются достоверными. Данная тенденция указывает на стремление студентов к личным контактам, желание понять другого на основе сопереживания, чему способствует постановка себя на место партнера.

На третьем курсе самый высокий показатель характеризует «Идентификацию в эмпатии» (М=4.07). Наблюдаются статистически значимые различия между показателями второго и третьего (j*=2,20 при p£0,01) курсов по данной шкале. Вероятно, изучение психологических дисциплин, детерминированное субъект-субъектной парадигмой, способствовало появлению легкости, подвижности и гибкости эмоций, составляющих основу идентификации.

На данном этапе обучения у студентов возрастает роль эмоционального канала (М=3,91), показатель которого достоверно отличается от уровня, выявленного на втором курсе (j*=1,79 при p£0,05). Объяснением данного факта может служить процесс активного включения студента в эмоциогенные условия, позволяющие интерпретировать общественно выработанные формы эмоционального отражения и способствующие развитию эмоциональной сферы.

У студентов-третьекурсников по-прежнему низкий показатель (М=3,30) характеризует «Проникающую способность в эмпатии». Достоверно значимые различия с показателями предшествующих курсов отсутствуют. Вероятно, недостаточное развитие шкалы «Установки» (М=3,96), свидетельствующее о препятствиях со стороны личности к доверительному общению, блокирует коммуникативные свойства личности, способствующие информационно-энергетическому обмену с партнером.

На четвертом курсе у студентов наблюдается дальнейшее развитие эмоционального канала эмпатии (М=4,4); существуют достоверные различия между третьим и четвертым курсом: j*= 2,08, при p£ 0,02. Можно предположить, что интенсивное развитие эмоционального канала в эмпатии у студентов-четверокурсников происходит благодаря интроекции значения аффективной сферы в развитие профессиональной компетентности психологов.

Высокий уровень проникающей способности в эмпатии (М=4,11) на четвертом курсе является показателем важного коммуникативного свойства, позволяющего создать в общении открытость и задушевность.

Значительная роль на данном этапе обучения отводится также «Установкам» (М=4,51), что способствует активизации всех каналов эмпатии. Выявлены статистически значимые различия между показателями данной шкалы на третьем и четвертом курсах (j*= 2,29 при p£0,01).

Самые высокие показатели на пятом курсе характеризуют «Интуитивный канал» (М=4,51), «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» (М=4,34) и «Рациональный канал» (М=4,31), вероятно, связано с накоплением психологических знаний, освоением теоретических и методологических основ психологии.

Статистически значимые различия выявлены между показателями интуитивного канала эмпатии на четвертом и пятом курсах (j*= 2,63 при p£0,01). Проявление высокого балла по данной шкале на пятом курсе, вероятно, является следствие накопления опыта, хранящегося в подсознании.

На пятом курсе фиксируется понижение показателя эмоционального уровня эмпатии (М=3,91), что подтверждается статистически значимыми различиями между четвертым и пятым курсами (j*= 1,94 при p£0,03). Это может быть связано с синдромом эмоционального выгорания, при котором личность вырабатывает механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. С одной стороны, «выгорание» позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, с другой стороны – могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Наряду с тем, падение уровня эмоционального канала эмпатии может быть обусловлено приближающимися изменениями в социальном статусе, ощущением нестабильности и неопределенности предстоящих событий.

В целом, можно утверждать, что целенаправленное  и систематическое изучение психологии выступает одним из факторов, детерминирующих развитие эмпатии в юношеском возрасте. Доказательством этого служат статистически значимые различия, которые фиксируются по всем показателям эмпатийного процесса между первым и пятым курсами.

С целью выявления особенностей взаимосвязи эмпатии и самоактуализации в юношеском возрасте были проанализированы данные Самоактуализационного теста и проведен корреляционный анализ для установления тесноты связи.

В результате обработки данных было установлено, что наблюдается достоверная связь между отдельными каналами эмпатии и шкалами по определению уровня самоактуализации.

У студентов-психологов первого курса наблюдается достоверная взаимосвязь (r=0,42, р<0,01) между рациональным каналом эмпатии и шкалой креативности, что указывает на стремление творческих личностей к постижению внутреннего состояния окружающих людей. При этом креативность следует рассматривать в широком смысле слова, как естественный и спонтанный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое личности.

У студентов-первокурсников наблюдается корреляция эмоционального канала эмпатии с тремя шкалами САТ: с сензитивностью (r=0,42, р<0,01), спонтанностью (r=0,43, р<0,01) и контактностью (r=0,50, р<0,01), что свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной отзывчивости и умения осознавать свои чувства, быстро устанавливать глубокие и эмоционально насыщенные контакты с людьми, спонтанно и непосредственно выражать свои эмоции.

        На 2 курсе у студентов-психологов отмечается взаимосвязь (r=0,34, р<0,01) рационального канала эмпатии и шкалы «креативность», а также связь эмоционального канала с четырьмя шкалами САТ: «сензитивностью» (r=0,53, р<0,05), «спонтанностью» (r=0,50, р<0,01), составляющими «блок чувств»; «контактностью» (r=0,37, р<0,05) и с «представлениями о природе человека» (r=0,36, р<0,01). Объяснением полученным результатов может служить тот факт, что демонстрация окружающим своих чувств, их рефлексия, а также склонность субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную, активизирует способность входить в эмоциональный резонанс с партнерами, сопереживать и сочувствовать им.

У студентов-второкурсников прослеживается достоверная связь проникающей способности в эмпатии и шкалы «представления о природе человека» (r=0,38, р<0,01), что подчеркивает зависимость умения создать условия для доверительного эмпатийного общения от положительного восприятия природы человека, в единстве рациональности и эмоциональности, мужественности и женственности.

           Отличительной особенностью взаимосвязи эмпатии и самоактуализации на 3 курсе является связь рационального канала эмпатии со следующими шкалами: «гибкостью поведения» (r=0,30, р<0,05), «принятием агрессии» (r=0,49, р<0,01), «креативностью» (r=0,40, р<0,01) и общем уровнем САТ (r=0,45, р<0,01). Это свидетельствует о том, что активизации рационального канала эмпатии способствует высокая степень реализации личных ценностей во взаимодействии с другими людьми, естественное восприятие всех своих чувств, творческая направленность личности.

У третьекурсников отмечается невысокая корреляция (r=0,30, р<0,05) интуитивного канала эмпатии и шкалы контактности, что указывает на взаимозависимость способности к быстрому установлению глубоких и эмоционально насыщенных контактов с людьми и умения предсказывать поведение другого человека.

Установки в эмпатии коррелируют со шкалой «представления о природе человека» (r=0,31, р<0,05), что характеризует зависимость широты диапазона эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия от склонности субъекта оценивать человеческую природу в целом как положительную.

Характерной особенностью взаимосвязи эмпатии и самоактуализации студентов-четверокурсников является взаимосвязь проникающей способности в эмпатии со следующими шкалами: гибкости поведения (r=0,45, р<0,01), сензитивности (r=0,33, р<0,01), спонтанности (r=0,33, р<0,01), познавательной потребности (r=0,37, р<0,01) и с общем уровнем самоактуализации (r=0,33, р<0,01). Вероятно, реализация коммуникативных свойств человека, позволяющих создать атмосферу доверительности и задушевности общения, определяется способностью человека спонтанно и непосредственно демонстрировать окружающим свои чувства, осознавать их.

На четвертом курсе отмечаются достоверные связи идентификации в эмпатии с пятью шкалами САТ: со спонтанностью (r=0,40, р<0,01), самопринятием (r=0,33, р<0,05), представлениями о природе человека (r=0,45), принятием агрессии (r=0,36, р<0,01) и шкалой познавательных потребностей (r=0,35, р<0,05), что, по-видимому, обусловлено легкостью, подвижностью и гибкостью эмоций четверокурсников. Способность человека воспринимать свое раздражение и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, помогает понять аналогичное состояние другого человека. Вероятно, на основе сопереживания, принятие себя со своими достоинствами и недостатками активизирует процесс отождествления с партнерами по общению. Наконец, стремление к приобретению новых знаний актуализирует потребность и желание почувствовать себя на месте другого человека, реализовать умения проигрывать различные социальные роли.

Отличительной особенностью взаимосвязи эмпатии и самоактуализации студентов-психологов пятого курса является также корреляция идентификации в эмпатии и шкалы ценностных ориентаций (r=0,38, р<0,05). Вероятно, разделение ценностей, присущих самоактуализирующейся личности, помогает представить себя на месте другого человека.

Таким образом, в результате исследования общей выборочной совокупности было установлено, что существует связь между рациональным каналом эмпатии и шкалой креативности, между эмоциональным каналом и сензитивностью, спонтанностью и шкалой контактности; проникающей способностью и гибкостью поведения; идентификацией и шкалами «представления о природе человека» и креативностью.

Полученные результаты позволяют констатировать, что существует умеренная связь между общими показателями эмпатии и самоактуализации (r=0,40, р<0,01), а также достоверные связи между отдельными компонентами эмпатии и шкалами САТ. Проведенный анализ эмпирического материала позволяет заключить, что в процессе профессионального становления студентов-психологов наблюдается тенденция к возрастанию связи между эмпатией и самоактуализацией.

В ходе экспериментального исследования установлено, что развитие эмпатии в юношеском возрасте детерминируется изучением психологии как учебной дисциплины. Однако сравнительный анализ проявлений эмпатии у студентов разных лет обучения показал недостаточность спонтанного развития изучаемого феномена. Необходимо целенаправленное развитие эмпатии у субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях специально организованного обучения.

Список литературы

Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

Davis, M. Empatia o umiejetnosci wspotodczuwania // М. Davis.- Gdansk, 1999. – 270 s.

Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты/ Под. ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер // К. Роджерс. - М., 1984. - С.235-237.

Хьелл, Л.Теории личности //Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Ком, 2006. – 608 с.

Сведения об авторе (заявка)

Ф.И.О. (полностью)

Пономарева Марина Авинировна

Место работы/учебы

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Должность

Доцент

Ученая степень, ученое звание

Кандидат психологических наук, доцент

Название статьи

Взаимосвязь эмпатии и самоактуализации в юношеском возрасте

Отрасль науки

Адрес для связи

   220040, г. Минск, ул. Л.Беды, д.15, кВ. 29

                                       

Телефон

Дом. тел.: 287-65-63,

Моб. тел.: 648-17-98         

e-mail

Ponomareva_Marina@tut.by

Дата подачи статьи

Подпись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39764. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) 104.5 KB
  Рубинштейн в качестве компонента в структуре деятельности рассматривал также движения. Движения – это механизмы посредством которых осуществляются действия выражающие поведение. Специфические человеческие движения вырабатывались в процессе труда. Движения человека направлены на предмет на орудие как средство труда.
39765. Индивидуальный стиль деятельности 33 KB
  Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъекта. Сочетание объективных и субъективных условий однозначно детерминирует лишь общее направление деятельности и некоторые наиболее общие характеристики операций и движений.
39766. Качества ума 31 KB
  Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин обучаемость под которым понимает сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума от которых зависит продуктивность учебной деятельности при наличии исходного уровня знаний положительной мотивации и т. Формируясь и развиваясь в процессе онтогенеза качества ума человека как достаточно устойчивые особенности его личности Являются новообразованиями психики которые проявляются в меняющихся условиях мыслительной...
39767. СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 985.5 KB
  Передача PnP IRP пакетов нижним драйверным слоям. Работа с IRP пакетами. Вспомогательная функция CompleteIrp реализует действия по завершению обработки IRP пакета с кодом завершения status. Процедура ReadWrite_IRPhandler предназначена для обработки запросов Диспетчера ввода вывода которые он формирует в виде IRP пакетов с кодами IRP_MJ_READ IRP_MJ_WRITE по результатам обращения к драйверу из пользовательских приложений с вызовами read write или из кода режима ядра с вызовами ZwReadFile или ZwWriteFile.
39768. СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭИС 1.24 MB
  Требования высокой эффективности СП вызывают необходимость использования специальных языков, к которым принадлежат машинно-ориентированные языки типа Ассемблера, и языки высокого уровня с развитыми формами представления внутренней, прежде всего, адресной информации СП, например, Си или PL/M
39769. Уровни аппаратных привилегий в Windows NT 5 294.5 KB
  ДВВ представляет запросы от процессов пользовательского режима драйверным процедурам в форме пакета запроса на ввод вывод то есть пакета IRP. Пакет IRP является своего рода рабочим рецептом созданным ДВВ который передается в драйверные процедуры. Большая часть данной книги как раз посвящена правильной организации драйверного кода обрабатывающего IRP пакеты. Запросы сделанные к подсистеме ввода вывода формулируются передаются и отслеживаются с помощью четкого формата рабочего рецепта известного как IRP пакет I o Request Pcket пакет...
39770. Драйверы режима ядра 1.04 MB
  С разделением адресного пространства все на удивление просто. Все четыре, доступного в 32-х разрядной архитектуре, гигабайта разделены на две равные части (4GT RAM Tuning и Physical Address Extension я опускаю как зкзотические). Нижняя половина отдана процессам пользовательского режима, верхняя принадлежит ядру.
39771. Прерывания и особые случаи 922 KB
  Содержимое IDTR не сохраняется в TSS и не изменяется при переключении задачи. Обработчик может обращаться к любым сегментам памяти через таблицу GDT и LDT текущей задачи на своем уровне привелегий передавать управление с помощью команд FR JMP и FR CLL изменять уровень привелегий с помощью шлюза вызова и производить вводвывод. В IDT разрещается применять 3 вида дескрипторов: шлюз ловушки шлюз прерывания и шлюз задачи. Шлюз задачи Шлюз прерывания Шлюз ловушки Формат шлюза задачи аналогичен формату этого в GDT и LDT.
39772. Простой драйвер, посылающий в приложение адреса своих ха 62.5 KB
  Для того чтобы приложение могло запросить у драйвера выполнение конкретного действия из числа предусмотренных в драйвере в качестве одного из параметров этой функции выступает код действия в данном случае IOCTL__DDR. Процедура драйвера вызываемая функцией Windows DeviceIoControl должна проанализировать поступивший в драйвер код действия и передать управление на соответствующий фрагмент драйвера. В программе драйвера для формирования кода действия использован макрос CTL_CODE который определен в файле NTDDK.