69977

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Научная статья

Психология и эзотерика

В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности в юношеском возрасте. В работе представлены результаты эмпирического исследования согласно которому существует связь общего уровня эмпатии с отдельными шкалами самоактуализации.

Русский

2014-10-13

90 KB

9 чел.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

М.А.Пономарева

Академия управления при Президенте РБ, Минск

       В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности в юношеском возрасте. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный и  конативный  компоненты. Под самоактуализацией понимается стремление человека к полному выявлению и реализации личностных возможностей своего творческого потенциала, адекватное восприятие окружающих, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В работе представлены результаты эмпирического исследования, согласно которому существует связь общего уровня эмпатии с отдельными шкалами самоактуализации.  

        In this article the author analyzes features of interrelation of empathy and self-updating of the personality at youthful age. The empathy is considered as system education which includes cognitive, emotional and konativny components. Self-updating is understood as aspiration of the person to full identification and realization of personal opportunities of the creative potential, adequate perception of people around, high level of mental health and moral. In work results of empirical research according to which there is a communication of the general level of empathy with separate scales of self-updating are presented.

           Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, выдвигают на первый план проблему изучения генезиса просоциального  поведения, формирования нравственных качеств личности. «Вчувствование» в состояние другого, понимание его внутреннего мира, сопереживание и сочувствие ему является необходимым условием формирования гуманистически ориентированной и деятельной личности.

Нравственное развитие личности, потенциальные возможности духовного роста и совершенствования рассматриваются в гуманистической психологии, в частности, в теории самоактуализации А.Маслоу. По мнению исследователя, для самоактуализирующихся людей характерно чувство сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству; непосредственность, простота и естественность поведения, глубокие межличностные отношения [1, с. 24].

       Представляет интерес выявление особенностей взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности, степени самоуважения, самопринятия, межличностной чувствительности и синергии в юношеском возрасте.

         В настоящее время среди исследователей эмпатии наблюдаются значительные расхождения в трактовках и интерпретации данного феномена, что порождает ряд методологических проблем. Во многих работах подчеркивается неразработанность теоретических аспектов эмпатии, разрозненный характер исследований [2, с.14].

Представляется целесообразным определить эмпатию как системное образование, которое включает в себя следующие компоненты: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный (стремление оказать помощь объекту эмпатии). Эмпатия является не состоянием, а скорей процессом, суть которого заключается во вхождении в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома», при постоянной чувствительности к его изменяющимся переживаниям [3, с.235].

          Понятие «самоактуализация» в русле гуманистической психологии рассматривается как стремление человека к полному выявлению и реализации личностных возможностей своего творческого потенциала, адекватное восприятие окружающих, высокий уровень психического здоровья и нравственности. Сторонники гуманистической психологии утверждают, что сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.

         Исходными методологическими принципами данного исследования явились личностно-деятельностный и системный подходы. Личностно-деятельностный подход в обучении предполагает создания условий для развития и саморазвития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности через активизацию ее внутренних резервов.           Системный подход позволяет рассмотреть эмпатию, с одной стороны, как элемент целостной структуры личности, с другой – как образование само по себе системное, включающее когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. При таком подходе эмпатия понимается как интегративное образование, как нравственно-психологический феномен, исследование которого ведется в тесной связи с другими личностными свойствами.

В эмпирическом исследовании приняли участие 145 студентов 1-5 курсов факультета психологии БГПУ им. М. Танка. Для выявления особенностей взаимосвязи эмпатии и самоактуализации в юношеском возрасте были использованы методики «Ваши эмпатические способности» В.В.Бойко, «Самоактуализационный тест» (Л.Я.Гозман, М.В.Кроз) и проведен корреляционный анализ между полученными результатами.

Анализ полученных данных по методике В.В.Бойко выявил особенности развития общего уровня и отдельных каналов эмпатии у студентов-психологов в процессе профессионального становления.

На первом курсе у студентов наибольшее развитие получили «Рациональный канал» эмпатии (М=3,6) и «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» (М=3,82). Развитие «Установок», по-видимому, обусловлено стремлением первокурсников к эмпатическому восприятию переживаний и проблем окружающих. Высокое значение по шкале «Рациональный канал», возможно, связано с тем, что активизация внимания, восприятия и мышления студента-первокурсника направлена на сущность другого человека. Кроме того, на студентов, вероятно оказывает влияние и общая тенденция социума к интеллектуализации, к доминированию приоритета знаний над чувствами, к рациональному каналу получения информации.

Самые низкие показатели у студентов первого курса  наблюдаются по шкалам «Эмоциональный канал» (М=3,17) и «Проникающая способность в эмпатии» (М=3,1), что свидетельствует об отсутствии эмоциональной отзывчивости, позволяющей «проникнуть» в энергетическое поле партнера, создать атмосферу открытости и доверительности. Вероятно, напряженность и неестественность поведения субъектов общения препятствует эмпатическому постижению партнеров.

Низкий уровень «Идентификации в эмпатии» (М=3,17) у первокурсников, вероятно, свидетельствует об отсутствии у них умения понять другого на основе сопереживания, поставить себя на место партнера. Возможно, это обусловлено отсутствием эмоциональной гибкости, необходимым условием развития которой является гармонизация и усложнение эмоциональных проявлений личности.

На втором курсе происходит снижение роли рационального канала эмпатии (М=3,15). Возможно, это обусловлено тем, что второкурсники располагают некоторым опытом, который детерминируется полученными, хотя и недостаточными знаниями. Студенты пытаются строить взаимоотношения, создавая личные нестереотипные стратегии поведения, ошибочно полагая, что рациональное осмысление внутреннего состояния другого человека может быть замещено другими каналами получения информации.

У студентов-второкурсников наблюдается тенденция к повышению уровня показателей двух шкал: «Установок, способствующих или препятствующих эмпатии» (М=3,96) и «Идентификация в эмпатии» (М=3,4), однако выявленные различия не являются достоверными. Данная тенденция указывает на стремление студентов к личным контактам, желание понять другого на основе сопереживания, чему способствует постановка себя на место партнера.

На третьем курсе самый высокий показатель характеризует «Идентификацию в эмпатии» (М=4.07). Наблюдаются статистически значимые различия между показателями второго и третьего (j*=2,20 при p£0,01) курсов по данной шкале. Вероятно, изучение психологических дисциплин, детерминированное субъект-субъектной парадигмой, способствовало появлению легкости, подвижности и гибкости эмоций, составляющих основу идентификации.

На данном этапе обучения у студентов возрастает роль эмоционального канала (М=3,91), показатель которого достоверно отличается от уровня, выявленного на втором курсе (j*=1,79 при p£0,05). Объяснением данного факта может служить процесс активного включения студента в эмоциогенные условия, позволяющие интерпретировать общественно выработанные формы эмоционального отражения и способствующие развитию эмоциональной сферы.

У студентов-третьекурсников по-прежнему низкий показатель (М=3,30) характеризует «Проникающую способность в эмпатии». Достоверно значимые различия с показателями предшествующих курсов отсутствуют. Вероятно, недостаточное развитие шкалы «Установки» (М=3,96), свидетельствующее о препятствиях со стороны личности к доверительному общению, блокирует коммуникативные свойства личности, способствующие информационно-энергетическому обмену с партнером.

На четвертом курсе у студентов наблюдается дальнейшее развитие эмоционального канала эмпатии (М=4,4); существуют достоверные различия между третьим и четвертым курсом: j*= 2,08, при p£ 0,02. Можно предположить, что интенсивное развитие эмоционального канала в эмпатии у студентов-четверокурсников происходит благодаря интроекции значения аффективной сферы в развитие профессиональной компетентности психологов.

Высокий уровень проникающей способности в эмпатии (М=4,11) на четвертом курсе является показателем важного коммуникативного свойства, позволяющего создать в общении открытость и задушевность.

Значительная роль на данном этапе обучения отводится также «Установкам» (М=4,51), что способствует активизации всех каналов эмпатии. Выявлены статистически значимые различия между показателями данной шкалы на третьем и четвертом курсах (j*= 2,29 при p£0,01).

Самые высокие показатели на пятом курсе характеризуют «Интуитивный канал» (М=4,51), «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» (М=4,34) и «Рациональный канал» (М=4,31), вероятно, связано с накоплением психологических знаний, освоением теоретических и методологических основ психологии.

Статистически значимые различия выявлены между показателями интуитивного канала эмпатии на четвертом и пятом курсах (j*= 2,63 при p£0,01). Проявление высокого балла по данной шкале на пятом курсе, вероятно, является следствие накопления опыта, хранящегося в подсознании.

На пятом курсе фиксируется понижение показателя эмоционального уровня эмпатии (М=3,91), что подтверждается статистически значимыми различиями между четвертым и пятым курсами (j*= 1,94 при p£0,03). Это может быть связано с синдромом эмоционального выгорания, при котором личность вырабатывает механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. С одной стороны, «выгорание» позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, с другой стороны – могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Наряду с тем, падение уровня эмоционального канала эмпатии может быть обусловлено приближающимися изменениями в социальном статусе, ощущением нестабильности и неопределенности предстоящих событий.

В целом, можно утверждать, что целенаправленное  и систематическое изучение психологии выступает одним из факторов, детерминирующих развитие эмпатии в юношеском возрасте. Доказательством этого служат статистически значимые различия, которые фиксируются по всем показателям эмпатийного процесса между первым и пятым курсами.

С целью выявления особенностей взаимосвязи эмпатии и самоактуализации в юношеском возрасте были проанализированы данные Самоактуализационного теста и проведен корреляционный анализ для установления тесноты связи.

В результате обработки данных было установлено, что наблюдается достоверная связь между отдельными каналами эмпатии и шкалами по определению уровня самоактуализации.

У студентов-психологов первого курса наблюдается достоверная взаимосвязь (r=0,42, р<0,01) между рациональным каналом эмпатии и шкалой креативности, что указывает на стремление творческих личностей к постижению внутреннего состояния окружающих людей. При этом креативность следует рассматривать в широком смысле слова, как естественный и спонтанный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое личности.

У студентов-первокурсников наблюдается корреляция эмоционального канала эмпатии с тремя шкалами САТ: с сензитивностью (r=0,42, р<0,01), спонтанностью (r=0,43, р<0,01) и контактностью (r=0,50, р<0,01), что свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной отзывчивости и умения осознавать свои чувства, быстро устанавливать глубокие и эмоционально насыщенные контакты с людьми, спонтанно и непосредственно выражать свои эмоции.

        На 2 курсе у студентов-психологов отмечается взаимосвязь (r=0,34, р<0,01) рационального канала эмпатии и шкалы «креативность», а также связь эмоционального канала с четырьмя шкалами САТ: «сензитивностью» (r=0,53, р<0,05), «спонтанностью» (r=0,50, р<0,01), составляющими «блок чувств»; «контактностью» (r=0,37, р<0,05) и с «представлениями о природе человека» (r=0,36, р<0,01). Объяснением полученным результатов может служить тот факт, что демонстрация окружающим своих чувств, их рефлексия, а также склонность субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную, активизирует способность входить в эмоциональный резонанс с партнерами, сопереживать и сочувствовать им.

У студентов-второкурсников прослеживается достоверная связь проникающей способности в эмпатии и шкалы «представления о природе человека» (r=0,38, р<0,01), что подчеркивает зависимость умения создать условия для доверительного эмпатийного общения от положительного восприятия природы человека, в единстве рациональности и эмоциональности, мужественности и женственности.

           Отличительной особенностью взаимосвязи эмпатии и самоактуализации на 3 курсе является связь рационального канала эмпатии со следующими шкалами: «гибкостью поведения» (r=0,30, р<0,05), «принятием агрессии» (r=0,49, р<0,01), «креативностью» (r=0,40, р<0,01) и общем уровнем САТ (r=0,45, р<0,01). Это свидетельствует о том, что активизации рационального канала эмпатии способствует высокая степень реализации личных ценностей во взаимодействии с другими людьми, естественное восприятие всех своих чувств, творческая направленность личности.

У третьекурсников отмечается невысокая корреляция (r=0,30, р<0,05) интуитивного канала эмпатии и шкалы контактности, что указывает на взаимозависимость способности к быстрому установлению глубоких и эмоционально насыщенных контактов с людьми и умения предсказывать поведение другого человека.

Установки в эмпатии коррелируют со шкалой «представления о природе человека» (r=0,31, р<0,05), что характеризует зависимость широты диапазона эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия от склонности субъекта оценивать человеческую природу в целом как положительную.

Характерной особенностью взаимосвязи эмпатии и самоактуализации студентов-четверокурсников является взаимосвязь проникающей способности в эмпатии со следующими шкалами: гибкости поведения (r=0,45, р<0,01), сензитивности (r=0,33, р<0,01), спонтанности (r=0,33, р<0,01), познавательной потребности (r=0,37, р<0,01) и с общем уровнем самоактуализации (r=0,33, р<0,01). Вероятно, реализация коммуникативных свойств человека, позволяющих создать атмосферу доверительности и задушевности общения, определяется способностью человека спонтанно и непосредственно демонстрировать окружающим свои чувства, осознавать их.

На четвертом курсе отмечаются достоверные связи идентификации в эмпатии с пятью шкалами САТ: со спонтанностью (r=0,40, р<0,01), самопринятием (r=0,33, р<0,05), представлениями о природе человека (r=0,45), принятием агрессии (r=0,36, р<0,01) и шкалой познавательных потребностей (r=0,35, р<0,05), что, по-видимому, обусловлено легкостью, подвижностью и гибкостью эмоций четверокурсников. Способность человека воспринимать свое раздражение и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, помогает понять аналогичное состояние другого человека. Вероятно, на основе сопереживания, принятие себя со своими достоинствами и недостатками активизирует процесс отождествления с партнерами по общению. Наконец, стремление к приобретению новых знаний актуализирует потребность и желание почувствовать себя на месте другого человека, реализовать умения проигрывать различные социальные роли.

Отличительной особенностью взаимосвязи эмпатии и самоактуализации студентов-психологов пятого курса является также корреляция идентификации в эмпатии и шкалы ценностных ориентаций (r=0,38, р<0,05). Вероятно, разделение ценностей, присущих самоактуализирующейся личности, помогает представить себя на месте другого человека.

Таким образом, в результате исследования общей выборочной совокупности было установлено, что существует связь между рациональным каналом эмпатии и шкалой креативности, между эмоциональным каналом и сензитивностью, спонтанностью и шкалой контактности; проникающей способностью и гибкостью поведения; идентификацией и шкалами «представления о природе человека» и креативностью.

Полученные результаты позволяют констатировать, что существует умеренная связь между общими показателями эмпатии и самоактуализации (r=0,40, р<0,01), а также достоверные связи между отдельными компонентами эмпатии и шкалами САТ. Проведенный анализ эмпирического материала позволяет заключить, что в процессе профессионального становления студентов-психологов наблюдается тенденция к возрастанию связи между эмпатией и самоактуализацией.

В ходе экспериментального исследования установлено, что развитие эмпатии в юношеском возрасте детерминируется изучением психологии как учебной дисциплины. Однако сравнительный анализ проявлений эмпатии у студентов разных лет обучения показал недостаточность спонтанного развития изучаемого феномена. Необходимо целенаправленное развитие эмпатии у субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях специально организованного обучения.

Список литературы

Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

Davis, M. Empatia o umiejetnosci wspotodczuwania // М. Davis.- Gdansk, 1999. – 270 s.

Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты/ Под. ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер // К. Роджерс. - М., 1984. - С.235-237.

Хьелл, Л.Теории личности //Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Ком, 2006. – 608 с.

Сведения об авторе (заявка)

Ф.И.О. (полностью)

Пономарева Марина Авинировна

Место работы/учебы

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Должность

Доцент

Ученая степень, ученое звание

Кандидат психологических наук, доцент

Название статьи

Взаимосвязь эмпатии и самоактуализации в юношеском возрасте

Отрасль науки

Адрес для связи

   220040, г. Минск, ул. Л.Беды, д.15, кВ. 29

                                       

Телефон

Дом. тел.: 287-65-63,

Моб. тел.: 648-17-98         

e-mail

Ponomareva_Marina@tut.by

Дата подачи статьи

Подпись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54802. Paparazzi and Celebrities 37 KB
  The sun is shining outside! The weather is awesome. I’d like you to be in good mood. If you aren’t, we’ll rise it. So, your first task is to tell your classmates couple nice words. For instance: Julia, you look amazing! This new skirt really suits you!
54803. Рынок земли и его особенности 18.58 KB
  Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности.
54804. «Узнайте нас – мы будем рады» 38 KB
  И только умная и образованная Шахразада которая смогла тысячу ночей рассказывать царю Шахрияру свои чудесные сказки не была казнена и осталась единственной любимой супругой царя. Мистер Кредо появляются Шахразада царь Шахрияр Шахразада. Шахразада хлопает в ладоши под музыку выходят герои: Золушка горбун из Нотрдама и Эсмиральда Оксана Руслан и Черномор Слон и Моська д’Артаньян. Шахразада.
54805. Парад точных наук 178 KB
  Ход мероприятия проводится в актовом зале Звучит музыка Ведущий 1: Добро пожаловать в страну точных наук В страну логаритмов простых вычислений корней возведений и уравнений Группа учащихся исполняют гимн математики и физики Пусть говорять – мы годы губим Что умереть что умереть нам суджено Но математику и физику мы любим Давнымдавно давнымдавно давнымдавно....
54806. Урок позакласного читання. Остап Вишня. «Паралелепіпед». Прямокутний паралелепіпед та його об’єм 160 KB
  Мета: Закріплювати інтерес учнів до творчості Остапа Вишні ознайомити зі змістом твору Паралелепіпед закріплювати знання про життєвий і творчий шлях Остапа Вишні;удосконалювати навички виразного читання;розвивати читацький інтерес; Закріплювати знання учнів про елементи прямокутного паралелепіпеда поняття об’єма і формули об’єма прямокутного паралелепіпеда й куба; відпрацювати уміння розв’язувати задачі на обчислення вимірів прямокутного паралелепіпеда площі його поверхні та...
54807. Площі паралелограмів 13.66 MB
  Підготовча робота: За тиждень до проведення уроку учні класу об’єднуються в три групи і отримують завдання застосовуючи знання теми Площі прямокутників і паралелограмів: 1. Обладнання: Мультимедійна дошка презентації вчителя і учнів набори паралелограмів картки консультанти картки інструкції картки з домашнім завданням креслярські інструменти банки з фарбою тестові завдання для роботи за комп’ютером. № Вид діяльності Час 1 Організаційний момент 4хв 2 Актуалізація опорних знань 6хв 3 Перегляд учнівських робіт 12хв 4...
54808. Паралелограми 736 KB
  2хв 3 Корекція зорового образу: робота з зашумленим рисунком; упізнання методом виключення 6хв 4 Встановлення взаємозв’язків різних видів паралелограмів за допомогою кіл Ейлера та опорної схеми 6хв 5 Фізкультхвилинка для зняття зорового напруження 15 хв 6 Корекція образно логічного сприйняття матеріалу шляхом встановлення відповідності між властивостями поданими в усній формі різних видів...
54809. «Учнівський парламент» - форма організації учнівського самоврядування в школі 189.5 KB
  Активну роль у підготовці сьогоднішніх школярів до реального суспільного самоврядування і формування в них готовності виконувати свій громадянський обовязок покликане відіграти учнівське самоврядування загальноосвітньої середньої школи. Однак сформована на сьогодні система організації діяльності учнівського самоврядування в школі відсутність відповідного соціального замовлення на практичну діяльність учнів законодавства в державному масштабі про трудову діяльність підлітків і учнівської молоді призвели до того що по суті учнівське...
54810. Універсальна модернізована одномісна учнівська парта 4.39 MB
  Стосовно запропонованої учнівської парти то вона має ряд переваг над стандартною. Буде методично правильно коли коли при вивченні графічної грамоти на уроках трудового навчання чи при виконанні графічних робіт на уроках креслення дані завдання виконувати не при горизонтальному положенні столика парти а при вертикальному. Щоб зробити вертикальне положення столика парти достатньо лівою рукою дістатися важіля в передній частині опустити його вниз і столик набуває...