69978

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Научная статья

Психология и эзотерика

Кроме того вместо эмпатии но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание сочувствие сострадание альтруизм просоциальное поведение социальная сензитивность. в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека. Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический...

Русский

2014-10-13

117.5 KB

44 чел.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ж. В. Рзаева

Барановичский государственный университет, Барановичи

 

В данной статье рассматриваются и анализируются теоретические подходы к определению понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии; определено направление возможных перспектив дальнейшего исследования данного феномена.

At this article describes and analyzes the theoretical approaches to the concept of «empathy» in domestic and foreign psychology, determined the direction of the possible prospects of further studies of this phenomenon.

Понятие «эмпатия» в современной психологической науке многозначно. Многозначность термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество уточнений (эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические способности, эмпатийные отношения). Кроме того, вместо «эмпатии», но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание, сочувствие, сострадание, альтруизм, просоциальное поведение, социальная сензитивность [1]. В определенной степени понятие «эмпатия» может быть конкретизировано, если обратиться к истории становления данного термина.

Понятие «эмпатия» встречается в описательных работах конца XVII – начала XX в. Однако сам термин пришел в научную психологию в начале XX в. из философии и восходит к этическому понятию «симпатия». В философских дисциплинах «симпатия» трактовалась как понимание, отзывчивость и эмоциональное соучастие. Первым, кто обратил внимание и занялся изучением данной проблемы в XVII в., был нидерландский философ Б. Спиноза [2], который данное явление назвал «подражанием аффектам». В XVIII в. представитель английской философии А. Смит 2; 3 определил симпатию как способность человека разделять чувственные проявления другого. В этот же период немецкий философ И. Кант [2] это явление называл состраданием и определял как эмоциональную форму межличностного познания. Позже такое же определение состраданию дал А. Шопенгауэр 2; 4. Представители английской философии XIX в. рассматривали данный феномен по-разному: Г. Спенсер ― как нравственную интуицию, Г. Льюис как «сообщность», т.е. процесс принятия состояния партнера по общению на когнитивном уровне, без участия эмоциональной сферы субъекта 2; 5. В XX в. активно изучением данного явления занимались представители французской философии Э. Мунье и М. Мерло-Понти 2; 6; 7, которые рассматривали симпатию не только как чувственную форму познания людьми друг друга, но и как двусторонний механизм передачи субъективности одного человека другому в процессе построения межличностных отношений и взаимодействия. По мнению философов, способность к эмпатийному реагированию, формируясь и совершенствуясь в процессе становления нравственности человека, является естественным базисом нравственного развития. Следует отметить, что вышеперечисленные философы обращали внимание на тот факт, что эмпатия взаимосвязана с другими психическими свойствами: полом и возрастом индивида, характеристиками человеческой личности и т. д. Уже к XX в. в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека [2].

Определение понятия «эмпатия» в российской философии XIX и XX вв. связано с именами Х. Блера, К. Каутского, С. Л. Франка и др. Так, Х. Блер признает эмпатию естественной и желательной основой нравственного поведения человека, устраняющей неприятные эмоции, связанные с необходимостью выполнения морального долга перед обществом. Мнения о том, что сочувствие не может быть присуща всем людям придерживался К. Каутский. Это, свойство по его мнению, в большей степени свойственно женщинам и молодым людям. По мнению С. Л. Франка, данное явление относится в большей степени к когнитивной, чем эмоциональной стороне психики. Кроме того, им были выделены два уровня «вчуствования»: 1) в форме эмоционального симпатического переживания и 2) в высшей форме «прочувствования чужого» [2].

В научную психологию термин пришел в начале XX в., словом «эмпатия» Э. Титченер (1909 г.) перевел немецкое слово «Einfuhlung» ― вчуствоваться в…», которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже – и человека [8; 9]. Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический характер, что послужило стимулом для разработки специальных методик для ее изучения 10.

Развитие понятия «эмпатия» в зарубежной психологии связано с именами таких ученых и исследователей, как: В. Колер, Дж. Мид, К. Роджерс и др. Так, В. Колер предполагал, что эмпатия в большей степени является пониманием, чем разделением эмоционального состояния, т.к. механизмы, благодаря которым люди оказываются способными к сопереживанию, в определенной степени утрачивают свое значение [2; 7; 11]. «Способность принять другого человека» такое определение эмпатии дает Дж. Мид [6; 7; 11; 12]. Исследования Э. Стотлэнд 6; 7 позволяют определять эмпатию как эмоциоанльную реакцию наблюдателя, вызванную переживаниями другого человека. В понятие «эмпатия» включаются прежде всего эмоции, ориентированные на человека, выражаемые в виде заботы или сочувствия, которые возникают при наблюдении переживаний другого так считает Ф. Бэтсон 7; 11. По мнению Л. Виспе 7; 11 сопереживание является состоянием повышенного сознания страдания другого человека как такового, которое должно быть смягчено [11]. В своих работах К. Роджерс определяет эмпатию как способ существования с другим человеком, возможность войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома [2; 11; 13]. По мнению Р. Даймонда, эмпатия ― это воображаемое переселение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу [2; 11]. Как аффективную реакцию на переживания другого человека рассматривает данное явление М. Хоффман [6; 7; 11]. Под эмпатией М. Дэвис подразумевает совокупность теоретических построений, которые касаются реакции отдельного человека на переживания других [11].

Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира подчеркивает в своих работах А. Меграбьян 6; 7; 11. Среди этих построений оказались прежде всего процессы, происходящие с наблюдателем, и эмоциональные и неэмоциональные последствия, которые появляются в результате таких процессов.

Анализируя существующие определения эмпатии в зарубежной психологии Т. П. Гаврилова, выделяет наиболее встречающиеся [14; 15]: 1) понимание чувств, потребностей другого; 2) вчувствование в событие, объект искусства, природу; 3) аффективная связь с другим, разделение состояние другого или группы; 4) свойство психотерапевта.

Отечественная психологическая наука также большое внимание уделяет исследованию различных аспектов данного феномена и определению понятия «эмпатия». Первые фундаментальные исследования данного явления были проведены Т. П. Гавриловой, которая рассматривает эмпатию как «специфическую способность человека эмоционально отзываться на переживание другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет» [15, с. 4]. Автор утверждает, что эмпатия может возникать и при непосредственном восприятии переживаний другого человека, и в ситуации неблагополучия индивида, которая переживается как жалость, печаль, сострадание. В основе многих исследований в отечественной психологии лежат разработки Т. П. Гавриловой.

Эмпатия, с точки зрения А. А. Бодалева, это способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений [16].

Эмпатийные отношения как целостный процесс, в котором выделенные ею структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный, конативный) взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга определяет Л. П. Выговская [11; 17].

По определению Л. Н. Джрназяна эмпатия – это когнитивно-эмоциональный процесс и действенный акт познания и сопереживания, который имеет трехкомпонентное строение (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты) и осуществляется посредством действия операций опознания, интерпретации, эмоционального реагирования и активных поведенческих актов [11; 18].

Как «всмысливание и вчувствование одного в психическое состояние другого, при котором происходит быстрое определение эмоционального состояния, намерений и мыслей воспринимаемой личности» понимает эмпатию А. Г. Ковалев [11; 16; 19].

Исследования В. А. Лабунской позволяют рассматривать эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого человека [16].

В работах Ю. А. Менджерицкой эмпатия определяется как «социально-психологическое свойство личности, состоящее из ряда способностей: способности к эмоциональному отклику, способности к пониманию и распознанию эмоциональных состояний другого и способности, соответствующей трем компонентам структуры эмпатии: эмоциональному, когнитивному и поведенческому» [12; 16].

Одним из важнейших феноменов межличностного взаимодействия считает эмпатию Н. Н. Обозов [7; 11; 20]. Автор считает, что благодаря эмпатии формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение людей по отношению к другим людям. В этом феномене отчетливо проявляется единство трех компонентов: сопереживания, взаимопонимания и соучастия. При этом исследователь подчеркивает, что в эмпатии может преобладать один из трех компонентов: гностический, аффективный или поведенческий. Преобладание гностического компонента проявляется в точности и адекватности понимания состояния другой личности. Доминирование аффективного компонента выражается в высокой эмоциональной вовлеченности в состояние другой личности. В действенной эмпатии личность оказывает активную поддержку другому. Следовательно, по мнению автора, эмпатия является одним из основных механизмов регуляции межличностных отношений.

Согласно, проведенным исследованиям Т. П. Пашуковой [11; 16; 21] эмпатию можно рассматривать как эмоциональное соучастие в переживаниях других людей, что обусловливается комплексом эмоционально-психологических свойств личности и проявляется в процессе межличностного взаимодействия в виде сочувствия и переживания.

Под эмпатий К. К. Платонов понимает «способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений» [11; 22].

«Процесс моделирования субъектом воспринимающего объекта, в котором может быть ведущей либо эмоциональная, либо поведенческая, либо когнитивная сторона» такое определение эмпатии дает А. П. Сопиков [16, с. 169].

Как однонаправленный сложный процесс (от сопереживания к содействию), в котором каждое звено имеет свою определенную функцию и по-разному участвует в общей эмоциональной регуляции поведения, так определяет понятие «эмпатия» Л. П. Стрелкова [7; 11; 23].

Адекватное понимание, эмоциональный отклик и содействие переживаниям партнера так понимает эмпатию С. А. Тарновский [16].

Эмпатия, с позиции И. М. Юсупова, это целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта [11; 24].

Проблемой изучения эмпатии в Беларуси занимаются М. И. Дьяченко 25, Л. А. Кандыбович 25, Я. Л. Коломинский 11; 26; 27, С. И. Коптева 11; 28; 29, Е. И. Медведская 30, М. А. Пономарева 1; 6; 7; 11, Л. Н. Рожина 31; 32 и др.

Так, белорусские ученые М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [25] определяют эмпатию как понимание и вчувствование в переживания и психические состояния другого человека. Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии.

Описывать структуру межличностных отношений Я. Л. Коломинский 11 предлагает в рамках компонентного состава эмпатии (когнитивного, аффективного, поведенческого) и включает эмпатию в структуру психологической культуры личности психолога.

Как системное образование рассматривает эмпатию М. А. Пономарева, выделяя следующие ее структурные компоненты 6; 7; 11]: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека); эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу); конативный (активная помощь объекту эмпатии).

Теоретический анализ проблемы эмпатии в современной психологии позволяет утверждать, что существуют различные подходы к определению понятия «эмпатия» [11; 33]:

  1.  Эмпатия – эмоциональный процесс, переживание аффективного состояния другого человека в ответ на его эмоциональное поведение (Т. П. Гаврилова, А Меграбьян, И. М. Юсупов и др.) .
  2.  Эмпатия – когнитивный процесс, понимание, осмысление внутренней жизни другого, способность принять роль, перспективу, позицию другого (А. П. Сопиков, В. А. Лабунская и др.).
  3.  Эмпатия – сложный аффективно-когнитивный процесс (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев и др.).
  4.  Эмпатия – системное образование, которое включает в себя взаимодействие аффективного, когнитивного и конативного компонентов эмпатии (В. В. Бойко, М. Дэвис и др.).

Данные нашего исследования, в рамках которого эмпатия изучалась как возможность и умение будущими педагогами эмоционально откликаться на переживания другого человека, свидетельствуют о преобладающем среднем уровне эмоциональной эмпатии у будущих специалистов системы образования (Рисунок 1). Следовательно, большинство испытуемых нельзя отнести к числу особо чувствительных. Им не свойственна раскованность чувств, а проявление эмоциональности, в большинстве своем, находится под самоконтролем. В межличностных отношениях судить о других эти испытуемые склонны по поступкам человека, чем доверять своим личным впечатлениям. При общении эти испытуемые внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Показатели высокого и среднего уровня эмпатии распределились приблизительно одинаково. Обнаруженные факты, безусловно, требуют проведения дополнительных исследований. Уровень эмоциональной эмпатии был измерен при помощи методики «Опросник общих эмпатийных тенденций» (А. Меграбьян и Н. Эпштейн) [11, с. 2831]. Исследование проводилось на базе факультета педагогики и психологии Барановичского государственного факультета. Выборка испытуемых составила 520 человек (юноши и девушки), в возрасте от 18 до 22 лет. Это студенты IIIV курсов следующих специальностей: «Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)», «Дошкольное образование. Практическая психология», «Начальное образование. Белорусский язык и литература», «Начальное образование. Социальная педагогика», «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)», «Технология (обсуживающий труд). Социальная педагогика».

Рисунок 1 Общий уровень эмоциональной эмпатии у будущих педагогов

(по всей выборке испытуемых)

Таким образом, перспектива нашего дальнейшего изучения намечена в общих тенденциях современной психологии в сторону эмоционально-когнитивного подхода, опираясь на экспериментальные исследования данного феномена.

Список литературы

  1.  Пономарева, М. А. Психологическая диагностика личности: теория и практика / М. А. Пономарева. – Минск: Изд-во Грецова, 2008. – 240 с.
  2.  Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке / А. В. Ковалевская // Псiхалогiя. –2001. – № 2. – С. 10–24.
  3.  Смит, А. Теория нравственных чувств / Подгот. текста, коммент. А. Ф. Грязнова. – М.: Республика, 1997. – 350 с.
  4.  Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред., сост., вступ. ст. А. А. Гусейнова и А. П. Скрипника. – М.: Республика, 1992. – 448 с.
  5.  Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские. Пер. с англ. / Г. Спенсер – Минск: Современный литератор, 1999. – 407 с.
  6.  Пономарева, М. А. Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы: автореф. дис…канд. психол. наук: 19.00.07 / М. А. Пономарева; Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка. – Минск, 2003. – 20 с.
  7.  Пономарева, М. А. Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы: дис…канд. психол. наук: 19.00.07 / М. А. Пономарева. – Минск, 2003. – 172 л.
  8.  Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей / сост. А. Б. Орлов. – М.: Вопросы психологии, 2004. – С. 37–45.
  9.  Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  10.  Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – Академия, 2006. – 544 с.
  11.  Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2006. – 76 с.
  12.  Щербакова, Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов / Н. А. Щербакова. – М.: МОДЭК, 2006. – 236 с.
  13.  Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.
  14.  Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П  Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. № 2. – С. 147–156.
  15.  Гаврилова,  Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф… дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. П. Гаврилова; НИИ общей и педагогической психологии СПН СССР. – М., 1977. – 23 с.
  16.  Лабунская,  В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
  17.  Выговская, Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. П. Выговская; НИИ психологии. – Киев, 1991. – 20 с.
  18.  Джрназян, Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп): Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Л. Н. Джрназян; Тбилис. гос. ун-т. – Тбилиси, 1984. – 29 с.
  19.  Ковалев, А. Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой/ А. Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975. – С. 32–33.
  20.  Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Киев: Лыбидь, 1990. – 192 с.
  21.  Пашукова, Т. И. Мотивирующая функция эмпатии / Т. И. Пашукова // Исследование мотивационной сферы личности: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 1984. – С. 62–71.
  22.  Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятийя / К. К. Платонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.
  23.  Стрелкова, Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. П. Стрелкова; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987. – 24 с.
  24.  Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. – 192 с.
  25.  Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченоко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 576 с.
  26.  Коломинский, Я. Л. Психологическая культура или психологическая цивилизация? / Я. Л. Коломинский // Псiхалогiя. – 2001. – №3. – С. 65–69.
  27.  Коломинский, Я. Л. Человек: психология /Я. Л. Коломинский. – Минск: Унiвесiтэцкае, 1998. – 287 с.
  28.  Коптева, С. И. Самопознание личности в процессе постижения художественных текстов / С. И. Коптева // Сенсорно-перцептивные процессы в общей и педагогической психологии: метод. пособие. – Витебск, 1997. – С. 20–30.
  29.  Коптева, С. И. Эмпатический метод как средство развития интеллекта, сознания и самосознания личности / С. И. Коптева, А. П. Лобанов // Средняя школа в конце ХХ века: Матер. республ. науч.-практ. семинара. – Минск: БГПУ им. М.Танка, 1997. – С. 40–42.
  30.  Медведская, Е. И. Понимание мотивации учащихся педагогами с различными уровнями развития эмпатии / Е. И. Медведская // Адукацыя і выхаванне. – 2008. № 4. – С. 48–54.
  31.  Рожина, Л. Н. Развитие эмоционального мира личности / Л. Н. Рожина. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 257 с.
  32.  Рожина, Л. Н. Художественная литература в курсе психологии: метод. пособие / Л. Н. Рожина. – Минск, 1994. – 137 с.
  33.  Рзаева, Ж. В. Развитие эмпатии у студентов педагогических специальностей: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Рзаева: РИО БарГУ, 2010. – 90 с.

(Дата подачи: 20.02.2013 г.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60612. Методичні рекомендації щодо ефективності проблемного навчання 29 KB
  Ушинського що привчати учнів виконувати розумову працю необхідно поступово починаючи з молодших класів; будувати навчальний процес так щоб вивчення нового матеріалу спиралося на знання попереднього...
60618. Приклади формулювання мети уроку 36 KB
  Приклади формулювання мети уроку: Дидактичної навчальної: Засвоєння наукових технічних виробничих понять законів теорій фактів зв’язків; Формування умінь застосовувати одержані знання для розвитку навчальних навчальновиробничих задач; Формування наукових і політичних умінь та навиків; Формування спеціальних умінь і навиків; Формування системи знань умінь і навиків на основі між предметних зв’язків; Закріплення і вдосконалення знань умінь і навиків Формування умінь та навиків самоконтролю;...