69981

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Научная статья

Психология и эзотерика

Конкретизированный список инструментальных компетенций содержит: 1 способность к анализу и синтезу; 2 способность к организации и планированию; 3 базовые знания в различных областях; 4 тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; 5 письменная и устная коммуникация на родном языке...

Русский

2014-10-13

117 KB

1 чел.

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

А.В. Сарбай

ГрГУ им. Я. Купалы (Гродно)

Стратегия развития современного общества опирается на один из главных приоритетов – реализацию человеческого потенциала и наиболее эффективное применение знаний и умений людей для улучшения технологий, экономических результатов и жизни общества в целом. Поэтому в условиях рыночной экономики предъявляется повышенное требование к профессиональным требованиям выпускника. И роль образования в этом смысле достаточно велика. Так компетентностный подход даёт возможность согласования ожиданий академической общественности, выпускников и работодателей. Исследование и развитие необходимых профессиональных компетенций является приоритетным направлением науки и педагогической практики.

The strategy of modern society development is based on one of the main priorities that is the implementation of human potential and the most effective application of person's knowledge and skills for the improvement of technologies, economic results, and the life of the society as a whole. Therefore, in the conditions of market economy an advanced demand for graduate’s professional requirements is maintained. And the role of education in this respect is large enough. So the competence-based approach gives an opportunity to harmonize the expectations of the academic community, graduates and employers. Research and development of the required professional qualifications is a priority direction of scientific and pedagogical practice.

В условиях ускоренного темпа жизни современного общества, динамического развития экономики и других сфер жизни наиболее остро встаёт проблема подготовки высококвалифицированных специалистов. Поэтому важнейшей целью системы высшего образования в целом является формирование интеллектуальной элиты страны и подготовка высококвалифицированных профессионалов, эффективно выполняющих свою профессиональную деятельность в области науки, образования, производства, медицины. В связи с этим в последние годы активно формируется такая образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования и результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько у выпускника вуза развиты компетенции. Несмотря на то, что содержательно понятие «компетенция» до сих пор точно не определено, тем не менее, все исследователи соглашаются с тем, что оно ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». Так в данном контексте компетенции определяются, как способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам профессиональной деятельности [1]. В связи с этим в образовательном пространстве происходит переход от формально-знаниевой к компетентностной парадигме в системе образования и возрастание значения компетентностного подхода в подготовке будущего специалиста.

На сегодняшний день компетентностной подход получил широкое применение в исследованиях и педагогической практике. Он активно разрабатывается в Российской Федерации такими специалистами, как В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, П.И. Третьяков, В.Д. Шадриков. Наиболее полно и системно становление компетентностной парадигмы, начиная с Н. Хомского и Дж. Равена и заканчивая проектом Tuning, представлено в работах И.А. Зимней [2], [1].

Общеевропейский подход к проектированию компетенций, который получил название Tuning Education Structures in Europe был разработан по инициативе университетов Гронингена (Нидерланды) и Деусто (Бильбао, Испания). Авторы проекта первоначально предложили перечень из 85 компетенций и навыков, который после опроса выпускников, преподавателей и работодателей был сокращён до 30. В исследовании приняли участие преподаватели и студенты 101 университета, были собраны и обработаны 5183 анкеты выпускников, 944 анкеты работодателей и 998 анкет профессоров и преподавателей на 11 языках стран Евросоюза. Согласно проекту Tuning принято выделять три группы компетенций: инструментальные, межличностные и системные.

Инструментальные компетенции включают: когнитивные способности, методологические способности, технологические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный список инструментальных компетенций содержит: 1) способность к анализу и синтезу; 2) способность к организации и планированию; 3) базовые знания в различных областях; 4) тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; 5) письменная и устная коммуникация на родном языке; 6) знание второго языка; 7) элементарные навыки работы с компьютером; 8) навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); 9) решение проблем; 10) принятие решений.

Межличностные компетенции: индивидуальные способности и социальные навыки: 1) способность к критике и самокритике; 2) работа в команде; 3) навыки межличностных  отношений;4) способность работать в междисциплинарной команде; 5) способность общаться со специалистами из других областей; 6) способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; 7) способность работать в международной среде; 8) приверженность этическим ценностям.

Системные компетенции: сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К ним относятся: 1) способность применять знания на практике; 2) исследовательские навыки; 3) способность учиться; 4)  способность адаптироваться к новым ситуациям; 5) способность порождать новые идеи (креативность); 6) лидерство; 7) понимание культур и обычаев других стран; 8) способность работать самостоятельно; 9) разработка и управление проектами; 10) инициативность и предпринимательский дух; 11) забота о качестве; 12) стремление к успеху [3].

Становление компетентности предполагает одновременное формирование таких базовых интеллектуальных качеств как, интеллектуальная инициатива, интеллектуальная саморегуляция, интеллектуальное творчество. Благодаря сформированности базовых интеллектуальных качеств вырабатывается привычка регулярно осваивать инновационные приемы поиска и обработки информации, оформляется индивидуальная информационная инфраструктура, которая экономит время и повышает интеллектуальную эффективность [4].

Б.К. Коломиец исходит из положения, что в содержании и результатах любой профессиональной и социальной деятельности современного специалиста с высшим образованием преобладающей является именно интеллектуальная деятельность. В связи с этим, обращение к понятию интеллектуальной компетентности и её роли в профессиональном становлении специалиста, а также месте интеллектуальной компетентности в структуре компетенций выпускника, закономерно и вызвано также и рядом других обстоятельств. Так как категориальный аппарат, применяемый в общей психологии для описания интеллектуальных характеристик человека, не отвечает современному уровню развития человеческого общества и той возрастающей роли, которую играют в нем интеллектуальные ресурсы, возникает задача описания и оценки этих ресурсов. Обширный материал в области изучения интеллекта до сих пор не позволяет определить конкретные компоненты когнитивной сферы, которые способствуют человеку максимально продуктивно использовать свои возможности. Практическая актуальность вопроса определяется запросами в области системы образования и связана с разработкой новых методов оценивания и развития интеллектуальных ресурсов личности студентов, как будущих профессионалов. В этой связи компетентностной подход позволяет устранять противоречия между ориентацией на общее интеллектуальное развитие и направленностью на практико-ориентированные достижения в конкретной профессиональной деятельности [5].

Истоки понятия «интеллектуальная компетентность» можно обнаружить в положение Р. Кеттелла о природе интеллектуальных способностей и их уровнях. По мнению T. Chamorro-Premuzic и A. Furnham, интеллектуальная компетентность – это индивидуальная способность приобретать и интегрировать знания на протяжении всей жизни [5]. Под интеллектуальной компетентностью М.А. Холодная понимает совокупность интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих высокий уровень достижений в реальных условиях, в том числе в профессиональной деятельности [6]. Е.Ю. Савин на основе анализа результатов теоретико-эмпирических исследований природы интеллектуальной компетентности определяет три проблемные области. Во-первых, расширенное толкование интеллектуальной компетентности за счёт привлечения некогнитивных факторов и опасность растворения интеллектуальных составляющих в её мотивационных и ценностных компонентах. Во-вторых, определённая декомпозиция понятия интеллектуальной компетентности в результате расширения списка её характеристик. В-третьих, неопределённость статуса «узкой» (в пределах конкретной профессиональной деятельности) и «широкой» (вне зависимости от вида деятельности) компетентности в контексте известной проблемы переноса навыка. В связи с этим у исследователей открываются новые проблемные области в исследовании интеллектуальной компетентности [7].

С целью изучения значимости интеллектуальной компетентности и выявления динамики этой значимости во время обучения в вузе нами было проведено исследование, в котором приняло участие 135 студентов 2-4 курсов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, обучающихся по специальности «Практическая психология» и «Психология». Из них: 29 человек – студенты 4 курса, 51 человек – 3-го курса, 55 – 2-го курса. Испытуемым для анализа было предложено 30 универсальных компетенций, которые необходимо было проранжировать в порядке их приоритетности для работы по профессии «Психолог» (от 1 до 30 по убыванию) (Табл.1).

Таким образом, наиболее значимые компетенции для студентов-психологов вошли в блок инструментальных компетенций и составили 6 позиций из 10 заявленных в группе инструментальных и из 10 наиболее значимых компетенций в целом по анкете. Так компетенции «тщательная подготовка по основам профессиональных знаний» и «решение проблем» имеют ранг 1,5, «принятие решений» - 4, «способность к анализу и синтезу» имеет 6 ранг, «базовые знания в различных областях» - 7, «способность к организации и планированию» 10 ранг. В группе межличностных компетенций 5 ранг имеют «навыки межличностных отношений». Три наиболее значимые компетенции вошли в группу системных: «способность применять знания на практике» (3 ранг), «способность учиться» (8 ранг), «стремление к успеху» (9 ранг). Таким образом, компетенции, относящиеся к интеллектуальной компетентности, входят в структуру инструментальных и системных компетенций, выделенных в рамках общеевропейского подхода к проектированию компетенций и относятся к наиболее значимым компетенциям, по мнению студентов-психологов.

Таблица 1

Ранжирование компетенций (студенты-психологи)

Компетенции

Содержание компетенции

2 курс

3 курс

4 курс

Общие ранги

Инструментальные

способность к анализу и синтезу

7

7

4,5

6

способность к организации и планированию

8

12

12

10

базовые знания в различных областях

6

10

4,5

7

тщательная подготовка по основам профессиональных знаний

1

2,5

2

1,5

письменная и устная коммуникация на родном языке

19

21

18

20

знание второго языка

27

27

26,5

27,5

элементарные навыки работы с компьютером

24,5

28

21

25

навыки управления  информацией  (умение находить и анализировать  информацию из различных источников)

12

18

15

16

решение проблем

2

1

6

1,5

принятие решений

4

5,5

8,5

4

Межличностные

способность к критике и самокритике

10,5

13

13

11

работа в команде

21

11

20

18

навыки межличностных отношений

5

2,5

10,5

5

способность работать в междисциплинарной команде

26

25

30

27,5

способность общаться со специалистами из других областей

15,5

20

14

17

способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия

22,5

29

25

26

способность работать в международной среде

24,5

26

22

24

приверженность этическим ценностям

28

23

28

29

Системные

способность применять знания на практике

3

5,5

3

3

исследовательские навыки

14

22

24

19

способность учиться

10,5

4

7

8

способность адаптироваться к новым ситуациям

13

9

16,5

12

способность порождать новые идеи (креативность)

18

15,5

10,5

15

лидерство

29,5

19

23

23

понимание культур и обычаев других стран

29,5

30

29

30

способность работать самостоятельно

15,5

15,5

8,5

14

разработка и управление проектами

20

24

26,5

22

инициативность и предпринимательский дух

22,5

17

19

21

забота о качестве

9

14

16,5

13

стремление к успеху

17

8

1

9

Эти данные подтверждают значение интеллектуальной компетентности для профессиональной деятельности будущих специалистов-психологов Б.К. Коломиец включает интеллектуальные компетенции в структуру инструментальных компетенций как основополагающий компонент системы опережающего образования. Профессиональная деятельность психолога во многом определяется его интеллектуальной компетентностью, способностью к рефлексии, анализу и синтезу, осознанием возможностей своего интеллекта для решения проблем и задач, порождаемых профессиональной деятельностью [5]. К неприоритетным компетенциям в работе по специальности студенты относят: «способность воспринимать разнообразие и культурные различия» (26 ранг), «знание второго языка» (27,5 ранг), «способность работать в междисциплинарной команде» (27,5 ранг), «элементарные навыки работы с компьютером», «приверженность этническим ценностям» (29 ранг), «понимание культур и обычаев других стран» (30 ранг). Как видно из вышесказанного, большинство компетенций (3 из 6) относятся к категории межличностных компетенций, и их значение должно скорее быть более приоритетным для представителей психологической профессии. Однако эти компетенции можно объединить в одну группу – «восприятие и понимание межкультурных различий». Поскольку многие выпускники с квалификацией «Психолог» распределяются в образовательные учреждения, где не столь выражено культурное разнообразие, то можно предположить, что данные компетенции не являются актуальными и поэтому низко оцениваются студентами.

Некоторые интересные выводы можно сделать при сравнении оценок значимости компетенций у студентов-психологов разных курсов. Так для студентов второго курса наиболее значимой компетентностью (1ранг) является «тщательная подготовка по основам профессиональных знаний», в то время как для студентов 3 курса – это «решение проблем», для 4 – «стремление к успеху». Это можно описать схемой: «учусь – применяю – стремлюсь делать успешнее других». Наблюдается определённая динамика в оценивании компетенции: «способность к анализу и синтезу» (7-7-4,5 соответственно 2-3-4курс), «базовые знания в различных областях» (6-10-4,5), «принятие решений» (4-5,5-8,5). В целом видно, что с увеличением курса возрастает и значимость данных компетенции в работе по профессии. В оценивании таких компетенций как: «решение проблем» (2-1-6), «навыки межличностных отношений» (5-2,5-10,5) видна разница между сравнением оценок значимости у третьего и четвёртого курса. Так компетенция «решение проблем» и «навыки межличностных отношений» более важна для второго курса, а важность способности применять знания на практике больше понимают студенты четвёртого курса (3 ранг), нежели третьего (5,5 ранг). В целом по многим оцениваемым позициям идёт полное единодушие выбора как приоритетных, так и неприоритетных компетенций студентами разных курсов.

Кроме этого следует отметить и определённое сходство при сравнении оценок важности компетенций у студентов-психологов, полученных в нашем исследовании и у работодателей (по исследованиям Tuning) (табл.2).

Таблица 2

Ранжирование компетенций (студенты-психологи и работодатели)

Содержание компетенции

Ранжирование компетенций

Студенты-психологи

Работодатели

Способность к анализу и синтезу

6

3

Способность применять знания на практике

3

2

Базовые знания в различных областях

7

12

Тщательная подготовка по основам профессиональных знаний

1,5

14

Способность учится

8

1

Принятие решений

4

8

Навыки межличностных отношений

5

5

Так компетентность «навыки межличностных отношений» одинаково высоко ценят как студенты, так и работодатели. В то время как «тщательная подготовка по основам профессиональных знаний» студенты ценят гораздо выше, чем работодатели. Однако работодатели более высоко ценят «способность учится» (1 ранг). Такая ситуация может объясняться тем, что студенты пока ещё находятся в рамках учебной ситуации и знания, приобретённые в вузе ценят гораздо выше, нежели способность учится уже в профессиональной деятельности. В то время как работодатели всё больше понимают значение того профессионала, который готов учиться и совершенствоваться в профессии.

Компетентностной подход является одновременно результатом общественного запроса системе образования и результатом консенсуса, основанного на интеграции научных исследований и реалий социально-экономической практики. Компетентность неразрывно связана с опытом успешной профессиональной деятельности, но стать компетентным человек может только после приобретения адекватных знаний и практического опыта. Очевидно, что в формировании компетентной личности сфера образования играет первостепенную роль [8]. Таким образом, компетенция – это обобщённая характеристика профессионализма специалиста вне зависимости от его личностных качеств («профессионализм в человеке»), а компетентность – это персонифицированная компетенция («человек в профессии»). Приобретённая квалификация представляет собой объективированную, а компетентность – субъективированную форму профессионализма, что позволяет быть неординарным, успешным и конкурентоспособным специалистом [9]. Интеллектуальная компетентность же представляет собой более узкую область исследования индивидуальной деятельности человека, которая влияет на эффективность в сфере профессиональных достижений и обеспечивает своевременное и эффективное решение профессиональных задач.

Список использованных источников:

  1.  Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А.Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  2.  Дроздова, Н.В. Компетентностной подход как новая парадигма студентоцентрированного образования / Н.В. Дроздова, А.П. Лобанов. – Минск: РИВШ, 2007. – 100 с.
  3.  Методология TUNING: компетентностный подход при определении содержания образовательных программ: электр. метод. пос. / А.И. Горылев [и др.]. – Нижний Новгород,  2011. – 48 с.
  4.  Берестнева, О.Г. Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентности студентов / О.Г. Берестнева, И.А. Дубинина // Известия Томского политехнического университета. Т. 309. –2006. – № 6. – С.227-231.
  5.  Лобанов, А.П. Профессиональная компетентность и мобильность специалистов: учеб.-метод.пособие / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова. – Минск: РИВШ, 2010. – 96 с.
  6.  Холодная,  М.А. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности / М.А. Холодная, О.Г. Берестнева, И.С. Кострикина // Психологический журнал. – 2005. - №1. – С.29-37.
  7.  Савин, Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности в научной деятельности / Е.Ю.Савин // Психологический журнал. – 2004. - №5. – С.50-60.
  8.  Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г.Татур // Высшее образование сегодня. - №3. – 2004.
  9.  Лобанов, А.П. Профильное образование психологов в контексте компетентностного подхода / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова, Н.В. Карлионова // Вышэйшая школа. – 2006. - №5. – С.33-36.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

538. Антиинфляционная политика государства и её особенности в Российской Федерации 237 KB
  Определение, сущность и виды инфляции. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики. Особенности антиинфляционной политики в России. Антиинфляционная политика РФ в 2010-2011 годах.
539. Обработка одномерных массивов. Выделение минимального и максимального элементов массива 104 KB
  Найти максимальный элемент и поменять его местами со вторым элементом массива. Таблица используемых переменных и компонентов. Максимальный и минимальный элемент массива и его место в массиве.
540. Системный подход в науке и технике 98 KB
  Попытка показать, как важен системный подход в науке и технике. Преимуществами данного метода, прежде всего, является то, что он расширяет область познания по сравнению с той, что существовала раньше.
541. Base64 кодирование 81.5 KB
  Base64 - это схема кодирования символьной строки любого набора байт в последовательность только печатных ASCII символов. Программа, осуществляющая Base64 кодирование/декодирование.
542. Проектирование системы защиты радиоэлектронной системы от наводящихся на ее излучение управляемых ракетных снарядов 105.97 KB
  Состав и принципы функционирования проектируемой системы защиты. Спроектировать систему защиты (СЗ) радиоэлектронной системы от наводящихся на ее излучение управляемых ракетных снарядов (УРС). Выбрать количество ложных целей (ЛЦ) и их размещение.
543. Исследование надежности и риска нерезервированной технической системы 93 KB
  Определить показатели надежности и риск нерезервированной технической системы. Исследовать функцию риска: представить функцию риска в виде таблицы и графика. Определить критическое время работы системы с использованием интегрированной системы MathCAD или табличного процессора Microsoft Excel
544. Спор как элемент конфликтной ситуации 103.5 KB
  Спор, его цели и подходы. Принципы ведения спора. Понятие критики и ее место в процессе спора. Об агрессии во время спора. Советы Дейла Карнеги по ведению спора. Эвристический подход к ведению полемики. Принцип последовательного анализа альтернатив.
545. Блок-секция торцевая, правая 9 – этажная 27 квартирная 77.5 KB
  По функциональному признаку жилые здания делятся на дома квартирного типа, общежития, интернаты. Они составляют более 85% общего объема строительства общественных зданий. Секционное многоэтажное здание, предназначенное для длительного проживания.
546. Исследование работы метода наименьших квадратов в математическом пакете MathLab 101.5 KB
  Познакомиться с средствами MathLab и смоделировать работу метода наименьших квадратов для полиномиальной модели для объекта с высоким уровнем помехи. Метод наименьших квадратов обеспечивает быстрый и точный подбор коэффициентов модели на базе выборки входов и выходов объекта.