69982

Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход

Научная статья

Педагогика и дидактика

Одно из направлений современной психологии психология здоровья. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие: организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса частично регламентированную в...

Русский

2014-10-13

32.47 KB

1 чел.

Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход

А.Н.Сизанов, Минск, ГУО РИВШ

Данная статья посвящена проблеме здоровьесберегающей деятельности педагога и психолога. Рассматриваются основные принципы интерактивного подхода в реализации здоровьесбережения, структурная организация деятельности педагога и психолога по здоровьесбережению, методологические и методические подходы в осуществлении здоровьесбережения.

This article is devoted to a problem of the teacher and the psychologist health saving activity. We consider the basic principles of interactive approach in health-saving realization, the organizational structure of the teacher and the psychologist activity on health-saving, methodological and methodical approaches in health-saving realization.

Одно из направлений современной психологии – психология здоровья. В системе образования – здоровьесберегающая деятельность педагога. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие:

- организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии: связанны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии: включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии: включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии: составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Во всех названных технология приемлем интерактивный подход, как наиболее продуктивный и позволяющий видеть результаты совместной деятельности педагога и ученика.

Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и в качестве куратора студенческой группы, привел нас к формулировке пяти основных принципов реализации интерактивного подхода в здоровьесберегающей деятельности психолога. К ним относятся:

Создание ситуации диалога. По большому счёту воспитание и здоровьесбережение – это и есть диалог. Об этом писал известный белорусский психолог Ф.И.Иващенко в своей практико-ориентированной книге «Психология воспитания школьников». Не менее убедительно и образно о роли диалога высказался известный российский кинорежиссёр Пётр Тодоровский, который в одном из интервью в День Победы (будучи ветераном Великой Отечественной Войны, он в этот день родился) на вопрос о том, как воспитывать современную молодежь ответил: «Современную молодёжь просто так идеологией не нафаршируешь, её нужно включать в диалог». Безусловно, чтобы сформировать или изменить какую-либо ценность или установку у молодого человека, надо сначала вступить с ним в контакт, в диалог. И с помощью различных интерактивных форм взаимодействия добиться результата (сформировать ценностное отношение к здоровью, к родному краю, к людям и т.п.).

Организация воспитательного пространства. Диалог невозможно организовать без соответствующего воспитательного пространства. Надо обеспечить контакт глаз, мимики и жестов. Не в затылок друг другу вести диалог, а лицом к лицу. Для этого необходимо грамотно рассадить участников диалога (круг, полукруг, квадрат, треугольник). Сегодня так называемая «затылочная педагогика» уже не срабатывает. В таком «затылочном» пространстве трудно убедить кого-либо в чем-либо, особенно подростков и молодёжь. Но для этого нужна соответствующая мебель (столы) в учебном заведении. Она должна легко перемещаться, т.е. быть на колёсиках. И быть без углов, поскольку психологами доказано, что наличие углов в помещении повышает агрессивность присутствующих там людей. И такую мебель уже выпускает мебельная промышленность, тому пример, Центры экстренной психологической помощи в г. Москве.

Изготовление продукта социокультурной деятельности. Известный русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал, что для того чтобы что-то было усвоено и принято ребенком, подростком (например, правила здорового образа жизни, формы отказа от курения), надо это «что-то» пропустить через различные органы чувств (зрение, слух, осязание, кинестезию и т.п.). В качестве такого продукта социокультурной деятельности психологи и педагоги используют коллаж, эссе, кроссворд, изготовление газеты (в том числе, электронной), плаката, социального проекта и т.п. Когда подростки рисуют, например, «Город некурящих», придумывают легенду создания этого города, его название, инфраструктуру и главное формулируют «Правила жизни без табака» жителей этого города, то такая работа действительно оставляет свой след в психике каждого подростка, и «Правила жизни» они усваивают не формально, а надолго и могут логически их обосновать.

Использование психолого-педагогической экспресс-диагностики. До конца 80-х годов ХХ века любая психолого-педагогическая диагностика учащихся и студентов фактически была под негласным запретом. История такого запрета идёт с 30-х годов прошлого столетия, когда в 1936 году было принято Постановление ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Этим Постановлением была запрещена деятельность педологов, специалистов по изучению детей и консультантов по их развитию. Педологов обвинили в том, что они использовали тесты и психологические методики для доказательства классового неравенства детей, воспитывающихся в семьях крестьян и рабочих, и детей из семей интеллигенции. Но правда была в другом. Академик А.В.Петровский в своей статье «Откровенно говоря» в 1997 году раскрыл истинную причину нападков на психологию и психологические измерения личности. Именно педологи обнаружили, что в школу в массовом порядке стали приходить дети с умственной недостаточностью. А причина была явная – дети недоедали, они попросту голодали. И чтобы скрыть от мировой общественности следы массового голода в СССР – убрали педологов. Неурожай зерновых, неудачная коллективизация (негде было хранить зерно, ведь частник был под запретом), вывоз зерна в Германию в обмен на станки и технику – стали истинными причинами голода.

Но в популярных научных журналах в 70-е годы начали понемногу публиковать различные опросники и тесты. И мы, как преподаватели психологии, стали их использовать на занятиях со студентами. Этим мы повышали интерес к психологии, которая была очень абстрактной и не практико-ориентированной. Одновременно мы заметили, что тестирование вызывало у студентов и интерес к собственной личности и желание её совершенствовать. Поэтому психолого-педагогическую диагностику очень удачно можно использовать не только для диагностики ценностного отношения к здоровью, но в плане развития и саморазвития личности молодых людей, а точнее стимуляции её самовоспитания, без которого любое воспитание и здоровьесбережение не продуктивно.

Восприятие социально значимой видеоинформации. Сегодня в работе с учащейся молодёжью невозможно работать без зрительного ряда. Современные дети родились в «обнимку» с телевизором и компьютером. И этот момент можно успешно использовать в воспитательной и оздоровительной работе, давая возможность через презентации и видеоролики, звуковые и зрительные образы лучше осознавать многие проблемы современного мира, ценности здорового образа жизни.

Использование видеоинформации должно соответствовать методическим требованиям. Прежде всего, эту видеоинформацию нужно внимательно изучить самим психологам и педагогам на предмет кому её показывать, сколько показывать и как её обсуждать. Примерная схема такова: учащиеся или студенты должны обсуждать видеоинфомацию в малых группах. И первое задание – встать на место героя сюжета и задать ему не менее 5-ти вопросов, далее можно проследить судьбу героя сюжета на протяжении 3-5 лет с использованием коллажных форм работы и в заключение, обсудить вопрос о том, как помочь герою сюжета в форме создания социального проекта.

Интерактивные формы работы и их структурная организация. В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие:

1 – работа с афоризмами, пословицами, поговорками и даже анекдотами;

2 – дебаты по социально-психологическим или оздоровительным проблемам личности;

3 – социально-психологические и оздоровительные проекты;

4 – социально-педагогические и психологические игры;

5 – психолого-педагогическая олимпиада;

6 – социально-педагогический коллаж;

7 – социально-педагогический тренинг.

Именно эти интерактивные формы были привнесены в практику психологами за последние двадцать пять лет развития социально-педагогической и психологической службы.

Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:

  1.  Подготовительный:

- теоретический и методический материал;

- схема рассадки участников;

- описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д.;

- предварительное ознакомление учащихся и студентов с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.

  1.  Основной:

- распределение ролей;

- индивидуальное и групповое консультирование;

- предварительные репетиции.

Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися: эссе, коллаж, газета (электронная газета), боевой листок, сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработка экскурсии, тест оценки здоровья и проверки знаний о здоровом образе жизни, и т.д.

Работа в малых группах. Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (должно быть нечетное количество участников, чтобы не затягивать время при обсуждении – 3, 5, 7, 9 человек, если группа с четным количеством получается, то в нее можно включить руководителя занятия). Эффективность обсуждения в малых группах впервые доказал немецкий психолог Курт Левин. Основной механизм при этом следующий – в малой группе легче принимается то или иное решение за счет снижения критичности мышления этой малой группы, каждый ищет аргументы и поддержку того или иного мнения.

Работа в малых группах позволяет:

  1.  включить в работу всю группу;
  2.  поставить в активную позицию каждого учащегося или студента;
  3.  выявить лидеров, одаренных учащихся или студентов, создать условия для их развития и личностного роста;
  4.  создать возможность учащимся и студентам с проблемами в общении проявить себя;
  5.  научиться слушать и понимать собеседника;
  6.  брать на себя инициативу;
  7.  задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «лучше всех»);
  8.  проявлять эмпатию;
  9.  вырабатывать навыки социального взаимодействия;
  10.  соотносить свою позицию с мнениями других.
  11.  Рефлексивный:

формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1.  Понравилась ли вам работа в группе?
  2.  Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?
  3.  Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?
  4.  Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.).
  5.  Продолжите фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня я почувствовал…. и т.п.».

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность педагога предполагает использование наиболее продуктивного подхода в системе образования – интерактивного подхода, который позволяет учащимся усвоить ценности здорового образа жизни.

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных психологами и педагогами.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.

Системный подход в процессе анализа этой деятельности реализуется на основе применения современных методов компьютерной обработки данных и привлечения к анализу материалов мониторинга квалифицированных экспертов.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Очень важным моментом в здоровьесберегающей деятельности психолога и педагога является содержание знаний и жизненных навыков в области здоровья. Наш анализ существующих программ показал, что эти знания и жизненные навыки группируются в четыре раздела. В качестве примера приведем эти разделы в сокращенном варианте для начальной школы.

Гигиена. Понятие о здоровом образе жизни. Здоровье и болезнь. Сон и режим дня. Профилактика инфекционных и простудных заболеваний. Кожа и ее функциональное предназначение. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Значение зрения, слуха в жизни человека. Рациональное питание. Хранение пищевых продуктов.

Внутреннее устройство человека. Основные органы, системы организма (сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная). Скелет, мышцы и суставы. Осанка. Рост и развитие человека, периодизация развития. Функции основных органов и систем организма (сердце и сосуды, легкие и др.).

Поведение. Безопасное поведение. Вредные привычки. Поведение на воде. Факторы роста (рациональное питание, двигательная активность и др.). Спортивные секции и кружки. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности. Общее представление об алкоголе, табаке, наркотиках как разрушителях здоровья. Ответственность, дисциплинированность и сочувствие как добродетели. Дорожные знаки. Съедобные и несъедобные грибы, растения. Опасности в быту: влажный, скользкий пол; открытое окно; кипяток; газ, электричество и др. Профилактика утомления. Факторы риска (переедание, малая подвижность и др.). Физическая нагрузка. Иммунитет. Профилактика СПИДа.

Гигиена. Правила бережного отношения к зрению. Уход за ушами, зубами и деснами. Уход за руками и ногами. Правила ухода за кожей. Обслуживание своего тела (туалет лица, рук, ног, головы, выделительной системы). Что делает сон полноценным. Распознавание своего самочувствия  и признаков заболевания. Хранение лекарств. Признаки отравления. Признаки простудного заболевания. Основные приемы и правила закаливания. Основные правила личной гигиены. Гигиена и культура питания. Профилактика инфекционных заболеваний. Правила поведения во время болезни. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями, индивидуальными особенностями, характером деятельности. Соблюдать правила гигиены органов слуха и зрения. Выполнять простейшие закаливающие процедуры. Выбор пищевых продуктов в магазине и на рынке. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Профилактика спортивного и детского травматизма. Помощь товарищу в случае его плохого самочувствия.

Внутреннее устройство человека. Уметь назвать органы и части тела, их функциональное предназначение. Уметь рассказать о своих телесных ощущениях. Измерение с помощью взрослых своего роста и веса. Уметь рассказать о строении своего тела, заполнить индивидуальный «Паспорт здоровья». Уметь определить признаки здорового и больного человека. Уметь нарисовать основные органы и системы организма (сердце и сосуды, легкие и др.).

Поведение. Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми, от предложения попробовать покурить, попробовать алкогольный напиток. Уметь анализировать данные «Паспорта здоровья». Рассказывать о факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний. Уметь правильно дышать. Правильно (с помощью взрослого) составлять меню. Выполнять правила ухода за больными, простейшие медицинские процедуры. Правила поведения при посещении врача в поликлинике, нахождении в больнице и дома при заболевании. Соблюдать режим сна и бодрствования. Рассказать о вреде алкоголя и курения для здоровья. Выполнять правила профилактики СПИДа. Под контролем взрослых выполнять основные закаливающие процедуры (контрастный душ, обтирание холодной водой и др.). Милосердие, благодеяние, твердость характера, здравотворчество, решительность, дисциплинированность и стремление помочь как добродетели. Правила ухода за больными. Предвидеть и предупреждать опасность. Следовать правилам пожарной безопасности. Оказывать первую помощь при травмах. Подготовка к походу. Как не заблудиться в лесу. Как не потеряться в людном месте. Оборудование «Городка здоровья» (с участием родителей). Создание «Игротеки здоровья». Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – здоровая семья» (с участием родителей). Проведение однодневного похода или экскурсии. Организация школьного «Музея здоровья» (совместно с родителями, учащимися старших классов). Создание сценария и видеофильма о здоровом образе жизни учащихся школы с помощью старшеклассников, родителей и подшефного предприятия. Занятия после школы. Обучение плаванию. Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью. Выполнять комплексы утренней гимнастики. Рассказать о вредных привычках. Гуманное отношение к человеку с физическими недостатками. Рассказать о безопасном поведении на улице. Предупреждать опасность для себя и для других (правильно переходить улицу, различать сигналы светофора и др.). Уметь ориентироваться в лесу, правильно собирать ягоды и грибы  Следовать правилам просмотра телепередач. Соблюдать осторожность на кухне, в ванной. Оказать первую помощь себе и другим при бытовых травмах. Участвовать в спортивных развлечениях. Определить с помощью взрослых свой спортивный интерес.

Психология человека. Овладение некоторыми приемами запоминания и организации своего внимания. Уметь объяснять, выражать и описывать словесно свои чувства и эмоции. Преодолевать тревожность, страхи. Снимать усталость, эмоциональное напряжение. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение, освобождаться от стрессов, преодолевать страхи. Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Составление правил гигиены умственного труда. Упражнения на тренировку внимания и наблюдательности. Приемы организации внимания. Навыки наблюдательного человека. Приемы и условия успешного запоминания.  Упражнения на развитие памяти. Измерение настроения и самочувствия. Игры «Tеатр здоровья», «Портрет здоровья».

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность психолога и педагога включает в себя целый комплекс научно-методических и организационных мероприятий, выполнение которых позволит значительно улучшить состояние здоровья как самих учеников, так и взрослых.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30414. Сегментация туристского рынка 41.5 KB
  Обычно выделяют: А ВИП клиенты Б Туркласс В Эконом класс Эти группы определяются в каждом регионе по своему т. Члены фокусгруппы должны иметь одинаковые потребности и возможности. Члены фокусгруппы должны быть активными покупателями туристических услуг и не охвачены конкурентами.
30415. Статистическая информация 39 KB
  Характерной особенностью статистической информации являются: Массовость Периодичность Получение и обработка Возможность хранения Статистическую информацию принято классифицировать: По принадлежности к отраслям экономики статистика туризма По месту возникновения государственная статистика статистика конкретного предприятия По периодичности ежегодная ежеквартальная Статистика туризма исследует информацию которая характеризует все процессы происходящие в туристической индустрии.
30417. Инновационная политика в СКСиТ 40.5 KB
  Постоянный рост потребности к приобретению новых знаний. Маркетинговые инновации – постоянное изучение туристического рынка с целью привлечения новых потребителей. Это создание новых туристских продуктов совершенствование старых туристских продуктов или их изменение. Таким образом инновационная политика в СКСиТ направлена на создание нового или изменение существующего туристского продукта на совершенствование гостиничных и транспортных услуг освоение новых направлений внедрение новых информационных технологий и применение современных...
30419. Политико-территориальное устройство, организация региональной и местной власти во Франции 17.69 KB
  Политикотерриториальное устройство организация региональной и местной власти во Франции. Территория континентальной Франции метрополии делится на 96 департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 22 региона. Помимо административнотерриториальных единиц метрополии во Франции имеются заморские коллективы бывшие колонии которые стали частью Франции: заморские департаменты; заморские территории; территории с особым статусом.
30420. Особенности германского конституционного права 15.73 KB
  Конституция ФРГ она именуется Основным законом выработанная в 19481949 гг. С ратификацией Договора об объединении между ФРГ и ГДР который был подписан 31 августа 1990 г. и Договора Два плюс четыре СССР США Великобритания Франция с одной стороны и ГДР и ФРГ с другой прекратилось действие прав и обязательств четырех державпобедительниц в отношении Берлина и Германии а Германия в целом обрела полный суверенитет. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ.
30421. Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 16.44 KB
  Депутаты бундестага имеют свободный мандат . Бундестаг из своего состава избирает президента бундестага и вицепрезидентов. Изменения и дополнения к Основному закону также принимаются совместно 2 3 голосов депутатов бундестага и 2 3 голосов членов бундесрата. Особенностью функционирования законодательной власти ФРГ является то что в ситуации законодательной необходимости правительство может передать данное право от бундестага бундесрату.
30422. Германский федерализм, местное управление и самоуправление 15.48 KB
  Оно состоит из 16 земель многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности Бавария Саксония ШлезвигГолштейн Баден и др. 3 из 16 земель являются городами Берлин как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городамиреспубликами и входили в Ганзейский Союз . Выделяются вопросы: исключительной компетенции федерации; совместной компетенции; компетенции земель. Особенностью немецкой федерации является и то что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция...