69982

Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход

Научная статья

Педагогика и дидактика

Одно из направлений современной психологии психология здоровья. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие: организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса частично регламентированную в...

Русский

2014-10-13

32.47 KB

1 чел.

Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход

А.Н.Сизанов, Минск, ГУО РИВШ

Данная статья посвящена проблеме здоровьесберегающей деятельности педагога и психолога. Рассматриваются основные принципы интерактивного подхода в реализации здоровьесбережения, структурная организация деятельности педагога и психолога по здоровьесбережению, методологические и методические подходы в осуществлении здоровьесбережения.

This article is devoted to a problem of the teacher and the psychologist health saving activity. We consider the basic principles of interactive approach in health-saving realization, the organizational structure of the teacher and the psychologist activity on health-saving, methodological and methodical approaches in health-saving realization.

Одно из направлений современной психологии – психология здоровья. В системе образования – здоровьесберегающая деятельность педагога. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие:

- организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии: связанны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии: включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии: включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии: составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Во всех названных технология приемлем интерактивный подход, как наиболее продуктивный и позволяющий видеть результаты совместной деятельности педагога и ученика.

Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и в качестве куратора студенческой группы, привел нас к формулировке пяти основных принципов реализации интерактивного подхода в здоровьесберегающей деятельности психолога. К ним относятся:

Создание ситуации диалога. По большому счёту воспитание и здоровьесбережение – это и есть диалог. Об этом писал известный белорусский психолог Ф.И.Иващенко в своей практико-ориентированной книге «Психология воспитания школьников». Не менее убедительно и образно о роли диалога высказался известный российский кинорежиссёр Пётр Тодоровский, который в одном из интервью в День Победы (будучи ветераном Великой Отечественной Войны, он в этот день родился) на вопрос о том, как воспитывать современную молодежь ответил: «Современную молодёжь просто так идеологией не нафаршируешь, её нужно включать в диалог». Безусловно, чтобы сформировать или изменить какую-либо ценность или установку у молодого человека, надо сначала вступить с ним в контакт, в диалог. И с помощью различных интерактивных форм взаимодействия добиться результата (сформировать ценностное отношение к здоровью, к родному краю, к людям и т.п.).

Организация воспитательного пространства. Диалог невозможно организовать без соответствующего воспитательного пространства. Надо обеспечить контакт глаз, мимики и жестов. Не в затылок друг другу вести диалог, а лицом к лицу. Для этого необходимо грамотно рассадить участников диалога (круг, полукруг, квадрат, треугольник). Сегодня так называемая «затылочная педагогика» уже не срабатывает. В таком «затылочном» пространстве трудно убедить кого-либо в чем-либо, особенно подростков и молодёжь. Но для этого нужна соответствующая мебель (столы) в учебном заведении. Она должна легко перемещаться, т.е. быть на колёсиках. И быть без углов, поскольку психологами доказано, что наличие углов в помещении повышает агрессивность присутствующих там людей. И такую мебель уже выпускает мебельная промышленность, тому пример, Центры экстренной психологической помощи в г. Москве.

Изготовление продукта социокультурной деятельности. Известный русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал, что для того чтобы что-то было усвоено и принято ребенком, подростком (например, правила здорового образа жизни, формы отказа от курения), надо это «что-то» пропустить через различные органы чувств (зрение, слух, осязание, кинестезию и т.п.). В качестве такого продукта социокультурной деятельности психологи и педагоги используют коллаж, эссе, кроссворд, изготовление газеты (в том числе, электронной), плаката, социального проекта и т.п. Когда подростки рисуют, например, «Город некурящих», придумывают легенду создания этого города, его название, инфраструктуру и главное формулируют «Правила жизни без табака» жителей этого города, то такая работа действительно оставляет свой след в психике каждого подростка, и «Правила жизни» они усваивают не формально, а надолго и могут логически их обосновать.

Использование психолого-педагогической экспресс-диагностики. До конца 80-х годов ХХ века любая психолого-педагогическая диагностика учащихся и студентов фактически была под негласным запретом. История такого запрета идёт с 30-х годов прошлого столетия, когда в 1936 году было принято Постановление ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Этим Постановлением была запрещена деятельность педологов, специалистов по изучению детей и консультантов по их развитию. Педологов обвинили в том, что они использовали тесты и психологические методики для доказательства классового неравенства детей, воспитывающихся в семьях крестьян и рабочих, и детей из семей интеллигенции. Но правда была в другом. Академик А.В.Петровский в своей статье «Откровенно говоря» в 1997 году раскрыл истинную причину нападков на психологию и психологические измерения личности. Именно педологи обнаружили, что в школу в массовом порядке стали приходить дети с умственной недостаточностью. А причина была явная – дети недоедали, они попросту голодали. И чтобы скрыть от мировой общественности следы массового голода в СССР – убрали педологов. Неурожай зерновых, неудачная коллективизация (негде было хранить зерно, ведь частник был под запретом), вывоз зерна в Германию в обмен на станки и технику – стали истинными причинами голода.

Но в популярных научных журналах в 70-е годы начали понемногу публиковать различные опросники и тесты. И мы, как преподаватели психологии, стали их использовать на занятиях со студентами. Этим мы повышали интерес к психологии, которая была очень абстрактной и не практико-ориентированной. Одновременно мы заметили, что тестирование вызывало у студентов и интерес к собственной личности и желание её совершенствовать. Поэтому психолого-педагогическую диагностику очень удачно можно использовать не только для диагностики ценностного отношения к здоровью, но в плане развития и саморазвития личности молодых людей, а точнее стимуляции её самовоспитания, без которого любое воспитание и здоровьесбережение не продуктивно.

Восприятие социально значимой видеоинформации. Сегодня в работе с учащейся молодёжью невозможно работать без зрительного ряда. Современные дети родились в «обнимку» с телевизором и компьютером. И этот момент можно успешно использовать в воспитательной и оздоровительной работе, давая возможность через презентации и видеоролики, звуковые и зрительные образы лучше осознавать многие проблемы современного мира, ценности здорового образа жизни.

Использование видеоинформации должно соответствовать методическим требованиям. Прежде всего, эту видеоинформацию нужно внимательно изучить самим психологам и педагогам на предмет кому её показывать, сколько показывать и как её обсуждать. Примерная схема такова: учащиеся или студенты должны обсуждать видеоинфомацию в малых группах. И первое задание – встать на место героя сюжета и задать ему не менее 5-ти вопросов, далее можно проследить судьбу героя сюжета на протяжении 3-5 лет с использованием коллажных форм работы и в заключение, обсудить вопрос о том, как помочь герою сюжета в форме создания социального проекта.

Интерактивные формы работы и их структурная организация. В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие:

1 – работа с афоризмами, пословицами, поговорками и даже анекдотами;

2 – дебаты по социально-психологическим или оздоровительным проблемам личности;

3 – социально-психологические и оздоровительные проекты;

4 – социально-педагогические и психологические игры;

5 – психолого-педагогическая олимпиада;

6 – социально-педагогический коллаж;

7 – социально-педагогический тренинг.

Именно эти интерактивные формы были привнесены в практику психологами за последние двадцать пять лет развития социально-педагогической и психологической службы.

Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:

  1.  Подготовительный:

- теоретический и методический материал;

- схема рассадки участников;

- описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д.;

- предварительное ознакомление учащихся и студентов с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.

  1.  Основной:

- распределение ролей;

- индивидуальное и групповое консультирование;

- предварительные репетиции.

Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися: эссе, коллаж, газета (электронная газета), боевой листок, сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработка экскурсии, тест оценки здоровья и проверки знаний о здоровом образе жизни, и т.д.

Работа в малых группах. Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (должно быть нечетное количество участников, чтобы не затягивать время при обсуждении – 3, 5, 7, 9 человек, если группа с четным количеством получается, то в нее можно включить руководителя занятия). Эффективность обсуждения в малых группах впервые доказал немецкий психолог Курт Левин. Основной механизм при этом следующий – в малой группе легче принимается то или иное решение за счет снижения критичности мышления этой малой группы, каждый ищет аргументы и поддержку того или иного мнения.

Работа в малых группах позволяет:

  1.  включить в работу всю группу;
  2.  поставить в активную позицию каждого учащегося или студента;
  3.  выявить лидеров, одаренных учащихся или студентов, создать условия для их развития и личностного роста;
  4.  создать возможность учащимся и студентам с проблемами в общении проявить себя;
  5.  научиться слушать и понимать собеседника;
  6.  брать на себя инициативу;
  7.  задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «лучше всех»);
  8.  проявлять эмпатию;
  9.  вырабатывать навыки социального взаимодействия;
  10.  соотносить свою позицию с мнениями других.
  11.  Рефлексивный:

формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1.  Понравилась ли вам работа в группе?
  2.  Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?
  3.  Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?
  4.  Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.).
  5.  Продолжите фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня я почувствовал…. и т.п.».

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность педагога предполагает использование наиболее продуктивного подхода в системе образования – интерактивного подхода, который позволяет учащимся усвоить ценности здорового образа жизни.

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных психологами и педагогами.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.

Системный подход в процессе анализа этой деятельности реализуется на основе применения современных методов компьютерной обработки данных и привлечения к анализу материалов мониторинга квалифицированных экспертов.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Очень важным моментом в здоровьесберегающей деятельности психолога и педагога является содержание знаний и жизненных навыков в области здоровья. Наш анализ существующих программ показал, что эти знания и жизненные навыки группируются в четыре раздела. В качестве примера приведем эти разделы в сокращенном варианте для начальной школы.

Гигиена. Понятие о здоровом образе жизни. Здоровье и болезнь. Сон и режим дня. Профилактика инфекционных и простудных заболеваний. Кожа и ее функциональное предназначение. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Значение зрения, слуха в жизни человека. Рациональное питание. Хранение пищевых продуктов.

Внутреннее устройство человека. Основные органы, системы организма (сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная). Скелет, мышцы и суставы. Осанка. Рост и развитие человека, периодизация развития. Функции основных органов и систем организма (сердце и сосуды, легкие и др.).

Поведение. Безопасное поведение. Вредные привычки. Поведение на воде. Факторы роста (рациональное питание, двигательная активность и др.). Спортивные секции и кружки. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности. Общее представление об алкоголе, табаке, наркотиках как разрушителях здоровья. Ответственность, дисциплинированность и сочувствие как добродетели. Дорожные знаки. Съедобные и несъедобные грибы, растения. Опасности в быту: влажный, скользкий пол; открытое окно; кипяток; газ, электричество и др. Профилактика утомления. Факторы риска (переедание, малая подвижность и др.). Физическая нагрузка. Иммунитет. Профилактика СПИДа.

Гигиена. Правила бережного отношения к зрению. Уход за ушами, зубами и деснами. Уход за руками и ногами. Правила ухода за кожей. Обслуживание своего тела (туалет лица, рук, ног, головы, выделительной системы). Что делает сон полноценным. Распознавание своего самочувствия  и признаков заболевания. Хранение лекарств. Признаки отравления. Признаки простудного заболевания. Основные приемы и правила закаливания. Основные правила личной гигиены. Гигиена и культура питания. Профилактика инфекционных заболеваний. Правила поведения во время болезни. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями, индивидуальными особенностями, характером деятельности. Соблюдать правила гигиены органов слуха и зрения. Выполнять простейшие закаливающие процедуры. Выбор пищевых продуктов в магазине и на рынке. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Профилактика спортивного и детского травматизма. Помощь товарищу в случае его плохого самочувствия.

Внутреннее устройство человека. Уметь назвать органы и части тела, их функциональное предназначение. Уметь рассказать о своих телесных ощущениях. Измерение с помощью взрослых своего роста и веса. Уметь рассказать о строении своего тела, заполнить индивидуальный «Паспорт здоровья». Уметь определить признаки здорового и больного человека. Уметь нарисовать основные органы и системы организма (сердце и сосуды, легкие и др.).

Поведение. Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми, от предложения попробовать покурить, попробовать алкогольный напиток. Уметь анализировать данные «Паспорта здоровья». Рассказывать о факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний. Уметь правильно дышать. Правильно (с помощью взрослого) составлять меню. Выполнять правила ухода за больными, простейшие медицинские процедуры. Правила поведения при посещении врача в поликлинике, нахождении в больнице и дома при заболевании. Соблюдать режим сна и бодрствования. Рассказать о вреде алкоголя и курения для здоровья. Выполнять правила профилактики СПИДа. Под контролем взрослых выполнять основные закаливающие процедуры (контрастный душ, обтирание холодной водой и др.). Милосердие, благодеяние, твердость характера, здравотворчество, решительность, дисциплинированность и стремление помочь как добродетели. Правила ухода за больными. Предвидеть и предупреждать опасность. Следовать правилам пожарной безопасности. Оказывать первую помощь при травмах. Подготовка к походу. Как не заблудиться в лесу. Как не потеряться в людном месте. Оборудование «Городка здоровья» (с участием родителей). Создание «Игротеки здоровья». Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – здоровая семья» (с участием родителей). Проведение однодневного похода или экскурсии. Организация школьного «Музея здоровья» (совместно с родителями, учащимися старших классов). Создание сценария и видеофильма о здоровом образе жизни учащихся школы с помощью старшеклассников, родителей и подшефного предприятия. Занятия после школы. Обучение плаванию. Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью. Выполнять комплексы утренней гимнастики. Рассказать о вредных привычках. Гуманное отношение к человеку с физическими недостатками. Рассказать о безопасном поведении на улице. Предупреждать опасность для себя и для других (правильно переходить улицу, различать сигналы светофора и др.). Уметь ориентироваться в лесу, правильно собирать ягоды и грибы  Следовать правилам просмотра телепередач. Соблюдать осторожность на кухне, в ванной. Оказать первую помощь себе и другим при бытовых травмах. Участвовать в спортивных развлечениях. Определить с помощью взрослых свой спортивный интерес.

Психология человека. Овладение некоторыми приемами запоминания и организации своего внимания. Уметь объяснять, выражать и описывать словесно свои чувства и эмоции. Преодолевать тревожность, страхи. Снимать усталость, эмоциональное напряжение. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение, освобождаться от стрессов, преодолевать страхи. Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Составление правил гигиены умственного труда. Упражнения на тренировку внимания и наблюдательности. Приемы организации внимания. Навыки наблюдательного человека. Приемы и условия успешного запоминания.  Упражнения на развитие памяти. Измерение настроения и самочувствия. Игры «Tеатр здоровья», «Портрет здоровья».

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность психолога и педагога включает в себя целый комплекс научно-методических и организационных мероприятий, выполнение которых позволит значительно улучшить состояние здоровья как самих учеников, так и взрослых.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56237. Структура урока технологии в начальных классах 158.5 KB
  По содержанию деятельности учащихся урок технологии трудового обучения может быть разделен на 5 частей этапов: Постановка цели темы трудовой и учебных задач урока.
56238. СТРУКТУРА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 61.5 KB
  Следует отметить отсутствующих учащихся обратить внимание на внешний вид учеников состояние класса. На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся.
56241. ЗАГАЛЬНЕ УЯВЛЕННЯ ПРО НАУКУ ТА СПЕЦИФІКА СУЧАСНОЇ НАУКОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 19.91 KB
  Всю сукупність пізнавальних дій людей прийнято поділяти на дві групи: діяльність, яка здійснюється в рамках конкретних видів діяльності людини (предметно-практичної, комунікативної, ціннісно-орієнтовної; і діяльність, яка ведеться в рамках науки як особливого виду діяльності людини, спрямована на виробництво нових знань про навколишній реальності
56242. Проблеми струмка Холодного 509.5 KB
  Людина не може жити без чистого повітря води свіжої зелені сонячних променівУсе живе вимагає уваги й поваги. Характеристика та мета обраного маршруту Екологічна стежина розпочинається біля запруди ставка Холодного продовжується...
56243. ДЗВЕНИТЬ СТРУМОЧКОМ РІДНА МОВА 72 KB
  Берегти її плекати буду всюди й повсякчас бо ж єдина так як мати мова в кожного із нас Молитва до мови Учень Мово Пресвятая Богородице мого народу З чорнозему з любистку м’яти...
56244. Сценарій позакласного заходу «Андріївські вечорниці» 66.5 KB
  Зараз ми з вами зануримось в атмосферу прадавніх звичаїв і обрядів завітавши в гості до світлиці господині Одарки Одарка: Увага Увага Спішітьпоспішайте Дівчата і хлопці глядіть не минайте На вечорниці прошу – гуртом поодинці Чекають на вас робота й гостинці Заходять дівчата Дівчина 1 З добрим урожаєм вас вітаємо...
56245. St.Valentine’s day 1.89 MB
  Just now we are going to have Valentine quiz. I will ask you some questions. The one who knows the answer should raise a hand. The team that is first answers and gets a score. One score for one correct answer.