69984

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Научная статья

Психология и эзотерика

В статье анализируются понятия качество жизни психологическое и субъективное благополучие и их взаимосвязь. Определяется значимость качества жизни и благополучия личности для профессиональной и личностной самореализации выпускника вуза.

Русский

2014-10-13

107 KB

0 чел.

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ  ФАКТОРЫ  КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

О.В. Белановская, Е.В. Тихонова

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Минск

В статье анализируются понятия «качество жизни», «психологическое и субъективное благополучие» и их взаимосвязь. Рассматриваются основные противоречия начального этапа профессиональной деятельности, с которыми сталкивается молодой специалист. Определяется значимость качества жизни и благополучия личности для профессиональной и личностной самореализации выпускника вуза.

The concepts of «quality of a life », «psychological and subjective well-being » and their interrelation are analyzed in this paper. The basic contradictions of the initial stage of professional work with which the young expert collides are considered. The importance of quality of a life and well-being of the person for professional and personal self-realization of the graduate of high school is defined.

С середины XX века исследования в сфере общественных наук характеризуются постепенным смещением фокуса внимания от изучения проблем жизни человека к раскрытию различных аспектов его целостного позитивного функционирования. Приобретают актуальность исследования удовлетворенности жизнью, психологического здоровья, полноты самореализации, различных параметров благополучия и качества жизни личности.

Качество жизни определяется Всемирной организацией здравоохранения как «…восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культуры и ценностной ориентации, … в связи с их целями, ожиданиями, нормами и заботами. …комплексное понятие, подверженное сложному воздействию физического здоровья человека, его психического состояния, степени независимости, общественных взаимоотношений и особенностей окружающей среды» [5, с. 149-150]. При изучении и оценке качества жизни населения достаточно часто используется «индекс человеческого развития» (ИЧР), который представляет собой комбинированный индекс, измеряющий среднюю величину достижений в трех основных измерениях человеческого развития: здоровья и долголетия, знаний и достойных условий жизни. По состоянию на 2011 год в рейтинге стран по ИЧР Республика Беларусь занимала 65 место, среди стран с высоким уровнем ИЧР, Норвегия – 1 место; Австралия – 2; Российская Федерация – 66; Украина – 76; Азербайджан – 91; Нигер – 186. Ожидаемая продолжительность жизни в стране при рождении составила 70,3 года. Общая удовлетворенность жизнью в 2010 году в Беларуси составила 5,5 баллов (при расчете от 0 – «наименее удовлетворены» до 10 – «наиболее удовлетворены»). Валовой коэффициент охвата населения высшим образованием на 2010 год составил 77,0% [4]. Однако, при этом стоит отметить, что интегральные индексы  физического, социального, духовного, а также сводный индекс человеческого развития в республике составили (наивысший показатель – 0, наименьший показатель – 100): 71,16 (физический), 60,22 (социальный), 88,31 (духовный) и 74,57 (сводный) [13, с.63-64].

Приведенные статистические данные,  свидетельствуют о необходимости научных и прикладных разработок по повышению качества жизни и основных его составляющих в нашей республике.

Важной характеристикой качества жизни является благополучие личности. Соотношения основных аспектов качества жизни, определенных ВОЗ [1; 8] и основных сфер благополучия, установленных в результате исследований [25] можно представить в таблице:

Качество жизни

Благополучие

Физическая сфера (жизненная активность, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых)

Биологическое (удовлетворение витальных потребностей и наличие физического здоровья)

Область психологии (соотношение положительных и отрицательных эмоций, благополучие, познавательные функции, самооценка)

Психическое (психическое здоровье, когнитивные способности, доступность информационных и образовательных ресурсов, а также возможности их использования)

-------------------------------------------------

Эмоциональное (настроение, чувства, переживания, общее преобладание позитивных эмоций над негативными. Удовлетворение потребности в безопасности, любви и принадлежности)

Уровень независимости и самостоятельности (подвижность, мобильность, работоспособность, повседневная активность)

Биологическое, Психическое, Эмоциональное

Социальные взаимосвязи (практическая и социальная поддержка, личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта)

Социальное (социальное взаимодействие, поддержка и принадлежность к социокультурной группе, как неотъемлемая часть идентичности)

Окружающая среда (доступность медико-санитарной помощи, быт, безопасность, обеспеченность, экология, возможность обучения, доступность информации)

Материальное (условия жизни и работы людей, влияющие на качество жизни, а также экономические ресурсы)

Духовность (религия, личные убеждения, ценности и поиск смысла жизни)

Духовное (вера и возможность реализации собственных религиозных убеждений в соответствии с нормами, которые приняты в данном обществе)

Представленное соотношение сфер качества жизни и аспектов благополучия позволяет констатировать, что они совпадают или практически идентичны. Можно предположить, что высокий уровень определенной сферы качества жизни будет способствовать высокому уровню соответствующего аспекта благополучия личности.

Р. Венховен, рассматривая качество жизни в контексте переживания человеком счастья и удовлетворенности, подразделяет его на четыре составляющие (табл.2): внешнее и внутреннее качество, благоприятные обстоятельства (жизненные шансы) и результаты жизни [21]:

Таблица 2.

Структурные характеристики качества жизни личности

Качество жизни

Внешнее качество

Внутреннее качество

Благоприятные обстоятельства жизни

(жизненные шансы)

Качество общества

(естественное окружение)

Позиция человека в обществе

Внешние условия, предрасполагающие к счастью

Жизнеспособность человека

Результаты жизни

Полезность жизни

(цели, ценности, смысл, вклад в общество) («хорошая жизнь должна быть хороша для чего-то, а не просто сама по себе»)

Удовлетворенность жизнью

К основным психологическим составляющим качества жизни можно отнести два основных конструкта, которые на сегодняшний день активно изучаются в психологии и смежных науках: субъективное благополучие и психологическое благополучие. Первое берет начало из гедонистического философского течения, второе – из эвдемонистического. Соотношение данных понятий пока однозначно не определено. Одни исследователи рассматривают субъективное благополучие как составляющую психологического, другие считают, что психологическое благополучие как часть субъективного. В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные [2].

Согласно шестифакторной модели, разработанной К. Рифф, психологическое благополучие, состоит из следующих компонентов: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост [22]. Субъективное же благополучие заключается в соотношении позитивного и негативного аффектов, а также в когнитивной оценке субъектом своей жизни с позиции удовлетворенности – неудовлетворенности [15].

Психологическое и субъективное благополучие исследователи дифференцируют по интенсивности переживания, его продолжительности и степени направленности на процесс или результат. Соотношение различных индикаторов данных конструктов характеризуется комплиментарностью и согласованностью [18].

В обыденной жизни благополучие личности достаточно часто ассоциируется с материальным достатком индивида. Однако, в исследованиях было обнаружено, что возрастание дохода, в целом, не приводит к повышению уровня благополучия на длительный срок, что обусловлено социальным сравнением с референтной группой [17; 18; 23].

Субъективное благополучие личности располагается в континууме от  отрицательного значения – «неблагополучие» до положительного –«благополучие». Исследователи утверждают, что на 50% оно генетически предопределено (темперамент и личностные особенности), на 40% – зависит от намеренной активности (собственных усилий индивида) и на 10% – от обстоятельств и событий жизни. Авторы считают, что уровень субъективного благополучия личности не может превысить генетически заданный предел, но, благодаря усилиям, человек может достигнуть субъективного, оптимального для него, уровня благополучия [24].

Стоит отметить, что влияние жизненных событий на благополучие личности не однозначно. Благодаря способности к адаптации, эффект от большинства важных жизненных событий переставал оказывать влияние на субъективное благополучие менее чем через три месяца [24]. А результаты исследования Brickman, Coates, и Janoff-Bulman показали, что с течением времени, субъективное благополучие имело тенденцию возвращаться к своему первоначальному уровню [16]. Это позволило предположить, что субъективное благополучие функционирует как гомеостатическая система: у каждого человека есть определенный уровень, к которому субъективное благополучие склонно возвращаться. Однако в более поздних исследованиях взаимосвязи удовлетворенности жизнью и значимых событий (брак, развод, вдовство, потеря работы, нетрудоспособность и инвалидность) исследователями были получены результаты, отвергающие идею гомеостатической природы субъективного благополучия: изучение значимых событий жизни респондентов позволило выявить значительный разрыв в уровне удовлетворенности жизнью [14; 19]. В зависимости от личностных особенностей и собственных усилий, к некоторым событиям жизни люди адаптируются достаточно быстро, к некоторым – в течение длительного времени, к некоторым – частично или же вовсе никогда [16]. Поэтому изучение психологических составляющих качества жизни молодого специалиста в начале его профессионально-трудовой деятельности имеет особое значение.

Механизм включения молодых специалистов в профессиональную деятельность достаточно сложен по своей сути и содержанию. Он предусматривает изучение, фиксацию и информационное сопровождение процессов формирования мировоззрения, ценностных установок и ориентаций, гражданской позиции, уровня и качества профессиональной подготовки, отношения к труду и возможностей адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности и социальных отношений в рамках корпоративной культуры.

Данное изучение обусловлено непосредственной значимостью этой социальной группы как носителя интеллектуального потенциала развития общества. Тем более, что численность выпускников вузов в Республике Беларусь имеет тенденцию к постоянному увеличению: так в 2006 г. она составила 61363 чел., а в 2010 г. – 73338 чел. [6].

Возрастной сегмент молодых специалистов в организациях, находится, как правило, в пределах 21–30 лет [3] и имеет свою предметно-объектную область исследования. Эта социальная группа обладает вполне определенным образовательным и профессиональным статусом, участвует в разделении труда, является полноправной частью социума и активно включена в процессы получения профессионального образования, приобретения опыта работы и закрепления в определенной сфере трудовой деятельности [11].

Изучение качества жизни и благополучия молодых специалистов в период включения в профессиональную деятельность предполагает рассмотрение нескольких аспектов: характера взаимодействия организаций с образовательными учреждениями высшего профессионального образования; степени подготовленности выпускников вузов к условиям профессиональной деятельности в организации; обоснованности выбора сферы трудовой деятельности по признакам профессионально-ценностных установок, удовлетворенности трудом, материальной обеспеченности и социального самочувствия; соответствия личностного потенциала молодых специалистов новым экономическим, научно-техническим и социальным требованиям [11].

В рамках учебно-воспитательного процесса вуза молодые люди приобретают некоторый опыт работы во время прохождения различного вида практик. Однако, этого опыта недостаточно. При этом специфика деятельности той организации, в которой студент проходит практику, может значительно отличаться от специфики той организации, в которой он в последующем будет работать как молодой специалист. Распределение часов на фундаментальную теоретическую подготовку будущих специалистов и приобретение ими конкретных практических навыков, характеризуется значительной разницей. Выбор профиля обучения и будущей сферы профессиональной деятельности далеко не всегда определяется и согласуется с субъективными предпочтениями и профессионально-ценностными установками молодых людей. Как считает Е. Пьянкова, профессиональные планы молодежи во многом формируются под влиянием тревоги перед будущим (кризисы, невостребованность профессии, возможная безработица, высокий уровень конкуренции среди специалистов), а не под влиянием мечты, интереса и желания самореализации в профессиональной сфере [10].

Стоит отметить, что отношение работодателей к молодым специалистам неоднозначно, поскольку данная социальная группа обладает как позитивными и ценными для работодателя качествами (такими как энергичность, энтузиазм, общительность, исполнительность, легкость усвоения информации, мобильность и пр.), так и негативными, требующими значительных временных затрат (отсутствие или незначительный опыт работы, амбициозность, категоричность и пр.) [10]. Соотношение позитивных и негативных сторон молодых специалистов, а также ожиданий, как самих молодых людей, так и их работодателей можно представить в виде модели, отображенной на рисунке 1.

Рис.1. Соотношение качеств и ожиданий молодого специалиста с ожиданиями работодателя

Профессиональная ситуация развития молодого специалиста может таким образом либо способствовать его адаптации к профессии и личностному росту, либо препятствовать его профессиональному становлению.

Однако при этом необходимо отметить, что основополагающими для успешной самореализации субъекта, как в профессиональной сфере, так и в личной жизни являются определенные личностные особенности. В структуре личности они образуют три группы качеств. Первая группа представляет ядро самооценки, локус контроля, самомониторинг, самоэффективность; вторая – образует эмоциональную сферу; третья группа отражает поведение человека в социуме и в деятельности [7].

При изучении различных аспектов позитивного функционирования личности, как правило, рассматривают такой параметр как удовлетворенность–неудовлетворенность. Согласно Р. Венховену [21], соотношение видов удовлетворенности можно представить в виде модели (табл.3):

Таблица 3.

Виды удовлетворенности в аспекте позитивного функционирования личности по Р.Венховену

Удовлетворенность

Проходящая

(кратковременная)

Устойчивая

(долговременная)

Период жизни

Удовольствие

(радость)

(например,  чашка чая за завтраком и пр.)

Область

удовлетворения

(например, брак, работа и пр.)

Жизнь в целом

Преимущественный

опыт

(краткосрочные, но довольно интенсивные переживания и восприятие)

Удовлетворенность жизнью

(счастье)

(баланс между затраченными усилиями и полученными удовольствиями, имеющий значение в течение длительного времени)

Представленное соотношение позволяет отметить временные и предметные аспекты удовлетворенности.

Важным в контексте изучения психологических составляющих качества жизни молодого специалиста является степень его удовлетворенности профессиональной деятельностью и ее условиями. Проведенное исследование состояния профессионального становления молодых специалистов в Российской Федерации свидетельствует о том, что более 80% из них неудовлетворенны своим профессиональным и материальным положением, более 50% готовы сменить свою профессию, а около 15% выехать за рубеж в поисках работы, удовлетворяющей их потребностям [12]. Стоит также отметить, что в исследованиях гендерных различий  в удовлетворенности работой отмечается парадокс: женщины в большей степени удовлетворены своей работой, чем мужчины. Высокий уровень удовлетворенности женщин в данной сфере объясняется более низкими притязаниями и ожиданиями от работы, по сравнению с мужчинами [20]. Таким образом, соотношение между удовлетворенностью профессиональной деятельностью и объективными условиями на работе [20] позволяет определить их результирующее влияние на уровень благополучия личности (табл. 4):

Таблица 4.

Соотношение объективных условий и степени удовлетворенности работой

Объективные условия работы

Удовлетворенность работой

Высокая

Низкая

Хорошие

Благополучие

Диссонанс

Плохие

Адаптация

Депривация

При этом, процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста можно оценивать как по внешним, так и по внутренним критериям. По внешним – через соответствие сотрудника занимаемой должности, тем требованиям, которые предъявляет к нему организация в целом и рабочий коллектив в частности, а также по степени включенности сотрудника в общение и взаимодействие внутри коллектива. По внутренним – через субъективное ощущение удовлетворенности процессом и результатами профессиональной деятельности в организации, по степени удовлетворенности психологическим климатом в коллективе, а также адекватности профессиональной идентификации [9].

Таким образом, можно отметить, что качество жизни молодого специалиста определяется как объективными условиями, так и субъективными характеристиками. Условия жизни и профессиональной деятельности, доступность информационных и экономических ресурсов, оплату труда и пр. можно отнести к объективным характеристикам качества жизни. К субъективным (психологическим) – относятся уровень благополучия личности и степень ее удовлетворенности, как различными аспектами, так и жизнью в целом. Поскольку объективные характеристики качества жизни являются достаточно устойчивыми и не зависят от субъективных воздействий отдельной личности, мы полагаем, что наибольшей изменчивостью обладают внутриличностные, субъективные характеристики. Следовательно, необходимо детальное исследование этих психологических составляющих, которое позволит определить что, как и в каком направлении изменять для оптимизации качества жизни молодого специалиста.

Список использованных источников

  1.  Глоссарий терминов по вопросам укрепления здоровья // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. – 1998. – Режим доступа: http://whqlibdoc.who.int/hq/1998/WHO_HPR_HEP_98.1_rus. – Дата доступа: 10.07.2012.
  2.  Голубева, Н.М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности / Н.М. Голубева // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – т.3. - №3. – С. 36-42.
  3.  Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 c.
  4.  Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех / Пер. с англ. ПРООН. – М.: Изд-во Весь Мир, 2011. – 188 с.
  5.  Eurohis: Разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья – М.: Права человека, 2005. – 193с.
  6.  Информационный материал № 2 (86) новые качественные характеристики населения Республики Беларусь (итоги переписи 2009 года и выполнения Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг.) / Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь – Минск, 2011 – 31с.
  7.  Конюхова, Т.В. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода / Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова // Известия Томского политехнического университета. – 2009. – Т. 314, № 6. – С. 112-116.
  8.  Кром, И.Л. Качество жизни как исследовательский инструментарий современной медицинской практики / И.Л. Кром, Е.А. Андриянова, Д.Л. Дорогойкин // Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия: материалы XI междунар. науч.-практ. конф., Рязань, 19-20 апреля 2011 г. / РязГМУ – Рязань, 2011. - С. 152-159.
  9.  Панкова, Т.А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.А. Панкова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., – 2011. – 31 с.
  10.  Пьянкова, Е. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста / Е. Пьянкова // Высшее образование в России. – 2007. – № 12. – С. 110-114.
  11.  Синявский, А.Д. Молодые специалисты как объект исследования на крупных промышленных предприятиях / А.Д. Синявский // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов: Периодический научный журнал. – 2011. – №2(68). – С. 133-135.
  12.  Синявский, А.Д. Мотивация как фактор социализации и профессионального становления молодых специалистов крупных промышленных предприятий: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.03 / А.Д. Синявский; Санкт-Петерб. гос. ун-т эконом. и фин. – СПб., 2011. – 22 с.
  13.  Ястребов, Г.А. Векторы человеческого развития в постсоциалистических странах Европы и СНГ: опыт количественной оценки / Г.А. Ястребов, А.Н. Красилова, Е.С. Черепанова. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 68 с.
  14.  Diener, E. Beyond the Hedonic Treadmill Revising the Adaptation Theory of Well-Being / E. Diener [et al.] // American Psychologist. – 2006. - Vol. 61, №4. - P. 305–314.
  15.  Diener, E. Рersonality, culture, and subjective well-being: Emotional and Cognitive Evaluations of Life / E. Diener [et al.] // Annu. Rev. Psychol. – 2003. Vol. 54. P. 403-425.
  16.  Diener, E. Subjective Well-Being The Science of Happiness and a Proposal for a National Index / E. Diener // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55, №1. – P. 34–43.
  17.  Ferrer-i-Carbonell, A. Income and well-being: an empirical analysis of the comparison income effect / A. Ferrer-i-Carbonell // Journal of Public Economics. – 2005. – Vol. 89, №5–6. – P. 997-1019.
  18.  Keyes, C.L.M. Optimizing Well-Being: The Empirical Encounter of Two Traditions / C.L.M. Keyes [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. – 2002. – Vol. 82, № 6. – P. 1007–1022.
  19.  Lucas, R.E. Adaptation and the Set-Point Model of Subjective Well-Being Does Happiness Change After Major Life Events? / R. E. Lucas // Сurrent directions in psychological science A Journal of the Association for Psychological Science. – Vol.16, №2. – Р. 75-79.
  20.  Lutz, C.K. Gender-job satisfaction differences across Europe: An indicator for labour market modernization / C.K. Lutz // International Journal of Manpower. – 2007. – Vol. 28, № 1 – Р. 75 – 94.
  21.  Presentation at OECD conference on measurability and policy relevance of happiness, April 2-3, Rome (concept 10-3-2007) [Electronic resource] / Ruut Veenhoven MEASURES OF GROSS NATIONAL HAPPINESS - Mode of access: http://www.oecd.org/dataoecd/22/23/38303257.pdf. – Date of access: 10.07.2012.
  22.  Ryff, C.D. The Structure of Psychological Well-Being Revisited / C.D. Ryff [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69, № 4. – P. 719-727.
  23.  Senik, C. When information dominates comparison. A panel data analysis using Russian Subjective data / C. Senik // Journal of Public Economics. – 2004. – Vol. 88, №9–10. – P. 2099–2123.
  24.  Sheldon, K.M. Is It Possible to Become Happier? (And If So, How?) / K.M. Sheldon [et al.] // Social and Personality Psychology Compass. – 2007. – Vol. 1, № 1. – P. 129–145.
  25.  Williamson, J. Psychosocial interventions, or integrated programming for well-being? / J. Williamson [et al.] // Intervention. – 2006. – Vol. 4, № 1. – P. 4-25.


Мол

спец-т

ич.

качества

Проф.

качества

Негативные

Отсутствие или незначительный опыт работы, непонимание целей профессионального развития

Ожидания

мол. спец-та

Возможность попробовать себя в профессиональной сфере, получение практических ЗУН, реализация потенциала, мат. вознагражд-е,

соц. поддержка

Негативные

Завышенные притязания, амбициозность, категоричность.

Позитивные

Отсутствие стереотипов, стремление к профессиональному росту, мобильность, интерес к проф. деятельности

Ситуация развития «+»

Детальное объяснение задания,

самостоятельное выполнение небольшого блока работ, возможность консультаций с опытным сотрудником – проф. рост.

Ситуация развития «-»

Конфликт несовпадения ожиданий - сложности в адаптации и проф. развитии мол. спе-та.

Ожидания

работодателя

Понимание мол. спец-том своих целей и целей организации, умение работать в команде и владение необходимыми знаниям и навыками

Работодатель

Позитивные

Энергичность, энтузиазм, общительность, исполнительность, легкость усвоения информации

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78871. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании 29 KB
  Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово герменевтика означает не что иное как последовательное осуществление интерпретации. Таким образом нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания. Цель понимания совершить переход от этого выражения к тому что является основной интенцией знака и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики операция понимания становится возможной благодаря способности которой наделено...
78872. Марксистский подход к исследованию социальной реальности 31.5 KB
  Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.
78873. Образ науки в постмодернизме 13.99 KB
  Постмодернизм эту проблему пытается решить посвоему быть может осознавая себя не как конец философии а как переходное состояние между закатом и рассветом. На первый план в этой философии выходят проблемы языка новой субъективности иронии культуры цитат и кавычек. Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность закономерность мира. Картина реальности в философии постмодерна состоит из симулякров не имеющих оснований во внешней реальности симулякры – точные копии оригинал...
78874. Роль социально-гуманитарных наук в процессе соц трансформаций 13.58 KB
  Напротив ей присуща роль разрушителя мнимого всезнания и фиктивной уверенности. Используя науку по образу обыденного сознания мир с ее помощью заколдовывается вновь. Задача же социального теоретика на сегодняшний день состоит не только в производстве нового знания доставляющего новые возможности но и в разрушении фиктивных ожиданий обыденного сознания от сферы управления. Только разрушая мнимое всезнание наука может осуществить свою функцию производства нового знания.
78875. Жизнь как кактегория наук об обществе и культуре 13.83 KB
  Для Дильтея философия это рефлексия жизни на самое себя а переживание чувство жизни жизненный опыт жизненное отношение обозначают внутреннее восприятие нашей души самодостоверность внутреннего опыта единственный прочный и неприкосновенный фундамент. Он руководствовался главным принципом познать жизнь из нее самой и стремился представить мышление и познание как внутренне присущие жизни полагая что в ней самой формируются объективные структуры и связи с помощью которых осуществляется ее саморефлексия. Не менее значимым...
78876. Проблема истины в социально-гуманитарных науках 13.21 KB
  Проблема истины в социально-гуманитарных науках. При рассмотрении проблемы истины важно уяснить специфику ее классической неклассической и пост-неклассической трактовки а также особенности современного понимания ряда частных вопросов: ситуативность и объективный характер истин социально-гуманитарных наук; их взаимосвязь с социальной реальностью; экзистенциально-антропологический подход к истине в гуманитарном знании. Классическая концепция во-первых понимает под истиной соответствие наших знаний объекту; во-вторых предполагает возможность...
78877. Соц философия и ее методологическое значение для соц-гум наук 13.38 KB
  Соц философия и ее методологическое значение для соцгум наук Социальная философия составная часть любой философской системы важнейшая философская дисциплина которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества. Значение социальной философии как общей методологии познания общественных явлений определяется следующими тремя основными функциями: вопервых социальная философия ориентирует познание с субъектной стороны то есть ценностей потребностей целей...
78878. Природа ценности и их роль в социально-гуманитарных науках 14.19 KB
  Риккертом теория ценностей которого включает ряд моментов значимых для понимания ценностей в науках о культуре и историческом знании. Философ исходит из того что ценности это самостоятельное царство соответственно мир состоит не из субъектов и объектов но из действительности как изначальной целостности человеческой жизни и ценностей. Признание самостоятельного мира ценностей это метафорически выраженное стремление понять утвердить объективную внесубъектную природу ценностей способ выражения его независимости от обыденной...
78879. Предмет философии науки. Исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах развития общества 41 KB
  Что такое наука Чем отличается научное знание от мифа и религиозных представлений В чем ценность науки Как она развивается Какими методами пользуются ученые Попытки найти ответы на эти и другие вопросы связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности привели к возникновению в рамках аналитической философии особого направления философии науки которая сформировалась в XX в. на стыке трех областей: самой науки ее истории и философии. Трудно указать тот момент когда возникает философия науки как особая сфера...