69985

Развитие патриотического воспитания школьников Беларуси (1920 – 1930-е гг.)

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье рассматривается процесс становления и развития патриотического воспитания школьников Беларуси в 1920-1930е гг. Определяются цели патриотического воспитания его место в воспитательной работе советской школы.

Русский

2014-10-13

68.5 KB

2 чел.

Развитие патриотического воспитания школьников Беларуси (1920 – 1930-е гг.).

С.К. Тоут

Национальный институт образования, г. Минск

В статье рассматривается процесс становления и развития патриотического воспитания школьников Беларуси в 1920 – 1930-е гг. Определяются цели патриотического воспитания, его место в воспитательной работе советской школы. Автором выделяются основные направления работы по воспитанию патриотизма в рассматриваемый период, условия и факторы, оказавшие влияние на развитие патриотического воспитания.

The article deals with the process of formation and development of the patriotic education of pupils in Belarus 1920 – 1930-s. The goals of patriotic education, its place in educational work of the Soviet school are defined. The author points out the main directions for education of patriotism in this period, the conditions and factors that have influenced the development of patriotic education.

Патриотизм во все времена являлся одним из наиболее значимых для общества и государства качеств личности. Большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяло руководство СССР и БССР, что обусловило богатство наследия, оставленного советской школой. Особенно важным является период 1920 – 1930-х гг., так как именно в это время были заложены основы системы патриотического воспитания советских школьников и его содержания. Анализ условий и особенностей становления и развития патриотического воспитания школьников поможет более эффективно использовать этот опыт современным педагогам.

Октябрьская революция 1917 г. привела к возникновению нового социалистического государства – СССР. Огромные перемены произошли во всех сферах общественной жизни, в том числе и в системе образования, реформирование которой являлась одной из важнейших задач пришедшей к власти партии большевиков, так как школа представлялась им важнейшим средством распространения коммунистических идей.

Это нашло отражение в целом ряде документов. Так, в Инструкции для школьного инструктора Уездного Отдела Народного Образования подчеркивалась необходимость всячески содействовать тому, «чтобы школа возможно полнее отражала в себе основы нового социального порядка, стремящегося претворить в жизнь коммунистический строй, особое внимание обращая при этом на изучение в школах советского права и общественно-экономического знания в духе научного марксизма» [1, л. 149].

Таким образом, цели, задачи, содержание и методы воспитания подрастающего поколения определяла господствовавшая в стране коммунистическая идеология, основывающаяся на трудах классиков марксизма-ленинизма. При этом патриотическое воспитание оставалось одним из основных направлений воспитательной работы в школе. Его теоретической основой было марксистско-ленинское учение о защите социалистической Родины, что было обусловлено сложной международной и внутриполитической обстановкой в стране. В связи с этим первоочередной задачей было воспитание подрастающего поколения в духе преданности идеям коммунизма, формирование непримиримого отношения к врагам нового социалистического строя и готовности борьбы с ними. Это подчеркнул В.И. Ленин в речи на III съезде комсомола (1920г.), провозгласив, что все дело воспитания и обучения советской молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистической морали, подчиненной, в первую очередь, «интересам классовой борьбы пролетариата» [2].

Определяя патриотизм как «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств», В.И. Ленин отмечал, что патриотизм имеет классовую основу, так как различные слои общества не могут одинаково относиться к Родине и народ не может любить свою Родину, где власть принадлежит помещикам и капиталистам. Борьба за построение и защиту социализма, по представлению В.И. Ленина является наилучшим способом борьбы за национальные интересы народа [3, с. 17]. Поэтому одной из важнейших особенностей советского патриотизма является его интернациональный характер, проявляющийся в преданности и верности советских людей своей социалистической Родине и в классовой солидарности с трудящимися всех стран.

Подчеркивая важность интернационального воспитания, определяя его как одну из составных частей коммунистического воспитания, Н.К. Крупская говорила, что «интернациональное воспитание должно быть повседневным делом. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа» [4, с. 89]. Для интернационального воспитания использовались разнообразные методы и средства: знакомство школьников с жизнью пролетарской молодежи и историей рабочего движения за рубежом, ежегодное проведение международных детских недель, шествия и демонстрации под лозунгом укрепления интернациональной солидарности пролетарских детей всего мира, шефство столичных пионеров над пионерами других республик и т. д. [5, с. 206–207].

Таким образом, патриотическое воспитание в 1920-е гг. было неразрывно связано с интернациональным, причем анализ документов показывает, что интернациональное воспитание находилось на первом плане. На наш взгляд, это было связано с общей стратегической линией коммунистической партии, направленной на организацию революции в мировом масштабе, а также необходимостью объединения многонационального населения страны в единый советский народ.

Важнейшей задачей 1920-х гг. являлось восстановление разрушенной экономики, что обусловило тесную связь патриотического воспитания с трудовым. Необходимость трудового воспитания обосновывалась А.В. Луначарским в программном документе «Основные принципы единой трудовой школы», принятом осенью 1918 г.: «Новая школа должна быть трудовой. Для школы государства советского, находящегося в процессе перехода от капиталистического к социалистическому режиму это конечно гораздо более обязательно, чем для школ передовых капиталистических стран» [6, с. 269]. Воспитательная работа школы, согласно этому документу, должна была строиться на принципах «добровольной дисциплины, духа взаимопомощи, объединенной работы, самоуправления на началах полного равенства, хорового начала, трудовых актов, устремленных к созданию общего сложного результата», для формирования у учащихся «широкой общественности, способности … чувствовать себя солидарной частью великого целого» [6, с. 269].

Важность коллективного общественно-полезного труда отмечала в своих трудах и Н.К. Крупская: «Производительный труд не только готовит из ребенка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества в настоящем» [4, с. 26]. Поэтому важнейшими качествами советского патриота, кроме преданности идеям коммунизма и готовности бороться за их утверждение, являлись трудолюбие и коллективизм.

Для эффективной реализации воспитательных задач необходимо было усилить связь школы с общественно-политической и экономической жизнью страны. В связи с этим, с середины 1920-х гг. обучение в школах велось по новым программам, в которых учебный материал был представлен в виде единого комплекса сведений о природе и человеке, труде и обществе, построенном по концентрическому принципу. Обучение носило практический характер, часто проводились экскурсии, организовывались работы учащихся в поле, на школьном огороде, в саду. Также обязательными были комплексные темы, приуроченные к праздникам или сезонным сельскохозяйственным работам: «Первое мая — международный праздник трудящихся», «Осенние работы в деревне», и т. п. Однако, эти программы не соответствовали основному требованию государства к школе – дать подрастающему поколению систематические и прочные знания основ наук. Поэтому, несмотря на то, что они способствовали привлечению учащихся к активной общественно полезной деятельности и таким образом связывали школу с жизью, с задачами социалистического строительства, в конце 1920-х гг. школа снова возвращается к предметному обучению [5, с. 109, 118–119].

Практический характер имела и краеведческая деятельность школьников, активная организация которой начинается в 1920-е гг. Она была направлена в первую очередь на изучение природных и экономических условий жизни населения, проживающего на определенной территории. Данные сведения были необходимы «для карыснай працы агранома, кааператара, настаўніка, урача і г.д.». Что касается изучения истории родного края, то акцент делался на изучение истории местного революционного движения [7, с. 3–4].

Необходимость подготовить активных строителей нового общества обусловила широкое распространение в школах ученического самоуправления. Его важность в «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивал А.В. Луначарский: «Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы» [6, с. 279].

Целям идейно-политического и патриотического воспитания подрастающего поколения служила и пионерская организация. Цель пионерского движения Н.К. Крупская, крупный теоретик в этой области, сформулировала следующим образом: воспитание здоровой, боеспособной, готовой и умеющей с оружием в руках защищать завоевания революции молодежи [4, с. 138].

Основной задачей пионерской организации являлось вовлечение детей в общественную жизнь школы, местного предприятия, своего района, города или деревни, а также обеспечение связи «жизни детей с текущей политической жизнью республики» [8, л. 26]. Деятельность пионерских отрядов в 1920-е гг. велась в разных направлениях: выпуск стенных газет и журналов, организация утренников, концертов, праздников, митингов, экскурсий, походов, военизированных и физкультурных игр, пополнение детских библиотек пионерской литературой, участие в работе различных кружков. Кроме того, пионеры помогали организовать трудовое, интернациональное и патриотическое воспитание (работа по благоустройству городов и сел, уход за братскими могилами, помощь семьям красноармейцев, сбор подарков для воинов Красной Армии и Флота), создавали в школах пионерские уголки и др. [5, с. 200]. Но уже к середине 20-х гг. в работе пионерской организации и органов ученического самоуправления обнаружились такие существенные недостатки, как перегруженность пионерского и ученического актива, принудительный, характер мероприятий, отсутствие учета возрастных особенностей и интересов учащихся [4, с. 112–113].

Реформирование системы образования БССР в 1920-х гг. проходило параллельно с осуществлением политики белорусизации, что могло бы способствовать развитию национального самосознания и патриотизма. Однако, документы того времени свидетельствуют о том, что национальная политика для правящих кругов служила только средством укрепления диктатуры пролетариата [9, л. 9]. На рубеже 1920 – 1930-х гг. она была свернута.

Приграничное положение БССР, обострение международной обстановки обусловили повышенное внимание властей к вопросам организации военной подготовки учащихся. Так, уже в 1925 г. были приняты положение, примерный план и программа Наркомпроса БССР о военизации школ, где говорилось о необходимости готовить подрастающее поколение к военному делу, «внедряя в него любовь и интерес к этому делу, знакомя с прошлым Красной Армии», путем коррекции содержания учебной литературы, тренировки соответствующих навыков, «разучивания военных песен» на уроках пения и т.п. [10, л. 1–2].

Затем последовали постановление коллегии Народного комиссариата просвещения «О воспитательной и образовательной работе трудовой школы в связи с задачами обороны страны» от 22.08.1928 г., закон «Об обязательной военной службе» от 13.08.1930 г. Эти документы определили приоритет военно-патриотического и героико-патриотического направлений воспитания подрастающего поколения в 1930 – 40-е гг., а также основные формы его организации. В школах стали массово создаваться кабинеты военной подготовки и военные уголки, организовывались военно-оборонные кружки (авиамоделистов, связи, стрелковые, санитарные и др.). Военизировалось содержание учебных предметов. Распространенными формами патриотического воспитания школьников стали военизированные лагерные сборы, разнообразные игры, походы по местам боевой славы [5, с. 415–416]. К праздникам по итогам этой работы готовились выставки, отчеты, диаграммы и т. п. В 1935 – 1936 гг. по призыву ЦК ЛКСМБ и Наркомпроса БССР прошли всебелорусские походы пионеров и школьников, одной из задач которой было увековечить память героев, узнать о героической борьбе народов и об истории памятников [11, с. 33]. Такие мероприятия способствовали формированию у учащихся готовности выполнить свой долг перед социалистическим Отечеством.

Учебные программы общеобразовательной школы 1930-х гг. также акцентировали внимание на воспитании молодёжи в духе любви к Родине и её героическим традициям. Большое место в патриотическом воспитании стало отводиться истории, так как, по словам М.И. Калинина «проповедь советского патриотизма не может быть оторванной, не связанной с корнями прошлой истории нашего народа. Она должна быть наполнена патриотической гордостью за деяния своего народа. Ведь советский патриотизм является прямым наследником творческих дел предков» [12, с. 129].

Так уже в постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» рекомендовалось «значительно усилить элементы историзма в программах по обществоведению, по языку и литературе, географии» [13, с. 161]. В постановлении «О преподавании гражданской истории в школах СССР», принятом 15 мая 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР, говорилось о необходимости обеспечения для учащихся доступности, наглядности и конкретность исторического материала, «на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащихся к марксистскому пониманию истории» [13, с. 170–171].

В 1934 – 1935 гг. в связи с необходимостью переоценки прошлого и взаимоотношений народов, входивших в состав Советского Союза, была развернута кампания по пересмотру истории. В «Кратком курсе истории СССР» под ред. А.В. Шестакова (1937 г.) утверждалась мысль о прогрессивной роли Русского государства, которое помогало преодолеть отсталость многом нациям и народностям. Е.Д. Гордина отмечает, что в отличие от 1920-х гг., когда главными героями художественно-исторической литературы были революционеры, в 1930-е гг. на первый план выходит идеальный образ государственного деятеля, защитника Отечества, мужественного самоотверженного воина. (Петр I, Александр Невский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и др.) [14]. Такая трансформация была вызвана, по нашему мнению необходимостью морально подготовить молодежь к обороне Отечества в возможной войне.

Таким образом, в 1920 – 1930-е гг. были заложены основы патриотического воспитания советских школьников. Задачей патриотического воспитания являлось формирование у детей и молодежи любови к социалистической Родине, твердой веры в правоту партии и готовности бороться с ее врагами, преданности делу социализма и коммунизма, пролетарского интернационализма. Советский патриот должен был активно участвовать в строительстве социализма, быть готовым пожертвовать своими интересами и жизнью во имя Родины.

Патриотическое воспитание проводилось по следующим направлениям: развитие у детей и молодежи коммунистических убеждений и классового сознания; вовлечение их в общественно-политическую жизнь страны; организация общественно полезной деятельности; подготовка к обороне социалистической Родины. Приоритет этих направлений был обусловлен напряженной внешнеполитической обстановкой и нарастанием угрозы мировой войны, а также задачами, которые ставила правящая коммунистическая партия: повысить свой авторитет и укрепить власть, восстановить экономику страны.

Эффективность советской системы патриотического воспитания в полной мере проявилась во время Великой Отечественной войны. Однако, недостаточное внимание к национальному направлению патриотического воспитания, вызванное намерением руководства страны сформировать новую общность – советский народ, а также недочеты в его организации привели в дальнейшем к снижению эффективности и формализму воспитательной работы.

Список использованных источников

  1.  Инструкция для школьного инструктора Уездного Отдела Народного Образования, 19 июня 1919 г. // Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Фонд 42. – Оп. 1. – Д. 97. – Л. 148152.
  2.  Ленин, В.И. Задачи союзов молодежи / В.И. Ленин // Мировоззрение русской цивилизации [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа : http://www.razumei.ru/lastlib/otherbooks/805. – Дата доступа : 04.02.2013.
  3.  Скрыльник, А.И. В.И. Ленин о патриотическом воспитании / А.И. Скрыльник. – Москва : Изд-во ДОСААФ, 1980. – 71 с.
  4.  Крупская, Н.К. О коммунистическом воспитании школьников : сб. ст., выступлений и писем / Н.К. Крупская ; сост. О.И. Грекова [и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987. – 256 с.
  5.  Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1917–1941 гг. / Н.П. Кузин [и др.] ; отв. ред. Н.П. Кузин [и др.]. – Москва : Педагогика, 1980. – 456 с.
  6.  Болдырев, Н.И. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании : сб. документов за 1917-1947 гг. / Сост. Н.И. Болдырев. – М. ; Л. : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1947. – Вып. 2. – 304 с.
  7.  Праграмы па вывучэнню свайго краю для краязнаўчых і школьных гурткоў. – Барысаў : Выданне Барысаўскага акр. т-ва краязнаўства, 1925. – 15 с.
  8.  Выписка из протокола заседания штатной комиссии при НК РКИ БССР по вопросу о пионерской работе в школе и утверждении инструкторов детского движения, 03.10.1924 г. // НАРБ. – Фонд 42. – Оп. 1. – Д. 621.Л. 1826.
  9.  Резолюции I Всебелорусского учительского съезда, 48 января 1925 г. // НАРБ. – Фонд 42. – Оп. 1. – Д. 287. – 22 л.
  10.  Положение, примерный план и программа Наркомпроса БССР о военизации школ, 14.07.1925 г. // НАРБ. – Фонд 42. – Оп. 1. – Д. 940. – 15 л.
  11.  Залесский, А.И., О национальных отношениях в Советской Белоруссии: Исторические очерки / Залесский А.И., Кобринец П.Н. Гродно : Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы, 1992. – 194 с.
  12.  Калинин, М.И. О коммунистическом воспитании. Избранные речи и статьи / М.И Калинин. – Минск: Нар. асвета, 1970. – 222 с.
  13.  БолдыревН.И. Директивы ВКП (б) и постановления Советского пр-ва о народном образовании : сб. документов за 1917-1947 гг. / Сост. Н.И. Болдырев. – М. ; Л. : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1947. – Вып. 1. – 320 с.
  14.  Гордина, Е.Д. История как инструмент патриотического воспитания в СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны / Е.Д. Гордина // Преподавание истории в школе [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://pish.ru/blog/articles/articles2010/648. – Дата доступа : 30.01.2013.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36302. Релейные регуляторы. Двух и трехпозиционные, их статические характеристики и параметры настройки 49.85 KB
  Характеристика Рп2 согласно этим выражениям имеет зону неоднозначности 2. Если значение регулируемой величины меньше заданного с учетом зоны неоднозначности то У=В что обеспечивает полное поступление энергии в объект; Х будет увеличиваться. После того как Х превысит Х0 с учетом зоны неоднозначности то У=В доступ энергии в объекте прекратится; Х уменьшается.Снижение зоны неоднозначности приводит к уменьшению периода колебаний и следовательно к увеличению числа переключений.
36303. Адаптивные регуляторы 57.67 KB
  А СНС по отклонению Б СНС по возмущению АР применяются для упря ТП и агрегатами с нестационарными т. Принцип работы самонастраивающейся системы СНС: Для системы задается некоторый функционал качва Qз который зависит от параметров системы и внешних воздействий. Q = Qмин СНС с использованием эталонной модели на основе принципа упря по отклонению рис. Б СНС по возмущению.
36304. Акт вопросы автоматизации в У экономикой 12.76 KB
  Акт вопросы автомции в У экономикой Современные темпы научнотехнического прогресса экономики передовых стран мира демонстрируют практику управления при которой приумножение национальных доходов обеспечивается за счёт интенсивных факторов и только на четверть за счёт экстенсивных. В сфере управления экономикой на всех административных уровнях необходимо более 5 млн. Использование современных технологий в различных сферах обеспечивает экономическую социальную научнотехническую эффективность и эффективность управления.
36305. Аналитические методы оптимизации работы хорошо определённых объектов 21.73 KB
  Хорошо определённые объекты это объекты модели которых достаточно точно формализованы известны параметры математических соотношений и формализована целевая функция. А записывают уравнение или систему уравнений модели объекта Yj= j=1m Б записывают выражение для целевой функции например сумму квадратов отклонений от заданного значения F= Yj заданное значение В из выражения для F исключают Y подстановкой уравнения модели получают формулу критерия оптимальности G= где...
36306. АСУТП широкополосных станов. Функции и структура 13.85 KB
  Нижний уровень ЛАпрограммируемые контроллеры ИМ и датчики а также ЭП. Второй уровень уровень оптимизации технологического процессаТП обеспечивающий анализ технологической информации и расчёт заданий для ЛА. Третий уровень уровень АСУП обеспечивающий расчёт графиков выполнения заказов очерёдности прокатки партий заготовок и связь со сложными АСУ других технологических процессов.
36307. Бесконтактные методы измерения температуры 13.64 KB
  Измерения температуры тел по их тепловому излучению производятся методами пирометрии а средства измерений температуры тел по тепловому излучению принято называть пирометрами излучения или просто пирометрами. Позволяют измерять темпру тел от 300 до 6000С При измерении температуры с помощью пирометров температурное поле объекта измерения не искажается так как измерение осуществляемое методами пирометрии излучения не требует непосредственного соприкосновения с телом какоголибо термоприемника. Методы измерения температур использующие...
36308. Виды комплексов и компонентов САПР. Программно- методический комплекс, программно-технический комплекс САПР, их разновидности 40.64 KB
  Виды комплексов и компонентов САПР. Программно методический комплекс программнотехнический комплекс САПР их разновидности. Комплексы средств автоматизированного проектирования это совокупность компонентов проектирования предназначенная для тиражирования и ориентированная на проектирование объектов определённого класса вида типа и выполнения унифицированных процедур в проектирующих или обслуживающих подсистемах САПР. Комплексы средств могут быть представлены одним из компонентов САПР или комбинированными САПР.
36309. Интегрированная система управления (СУ) 36.78 KB
  Интегрированная система управления СУ является иерархической многоуровневой. Разделение функционирования подсистем входящих в интегрированную систему управления по уровням обусловлено задачами решаемыми каждой из подсистем и в целом на предприятии. Рассмотрим разделение уровней в интегрированной системе управления предприятием и взаимосвязь выделенных уровней.Автоматизированная система управления предприятием обеспечивает административный персонал предприятия оперативной информацией о состоянии производства.
36310. Классификация исполнительных механизмов. Их характеристики 12.96 KB
  По виду энергии создающей перестановочное усилие ИМ делятся на гидравлические пневматические электрические и комбинированные. Гидравлические: мембранные поршневые лопастные гидромуфты Пневматические: мембранные поршневые сильфонные Электрические: электродвигатели электромагнитные электрические устройства позиционного типа переменной скорости постоянной скорости По типу движения все вышеперечисленные ИМ делятся на прямоходные однооборотные многооборотные.