69987

МАРКЕТИНГ И ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Научная статья

Маркетинг и реклама

Методологические аспекты и методические приемы изучения пользователей в условиях национальной библиотеки во многом определяются социокультурной ситуацией и уровнем развития социологии чтения как отрасли социологического знания в рамках которой существует теория и практика изучения читателей.

Русский

2014-10-13

88.5 KB

1 чел.

PAGE  1

МАРКЕТИНГ И ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

                                                                                                  А.М. Федорова

                                                                                                  БГУКИ, Минск

В статье рассматриваются новые подходы в изучении читательской аудитории национальных библиотек на фоне информатизации общества. Делается вывод о том, что  с расширением диапазона используемых методик, маркетинговые исследования нашли самое широкое распространение в деятельности библиотек и способствуют получению многоаспектной и достоверной информации о пользователях и характере их информационных потребностей. 

The paper discusses new approaches to the study of readership of national libraries of information on the background of society. It is concluded that with increasing range of techniques used, market research found the most widespread of Library and delivers multidimensional and reliable information about the users and the nature of their information needs.

Научное представление о читательской аудитории, ее интересах и запросах, о содержании и характере информационных потребностей читателей позволяет обеспечить эффективность доведения информации до абонента, что   является фактором, определяющим назначение всей библиотечной и библиографической деятельности. Методологические аспекты и методические приемы изучения пользователей в условиях национальной библиотеки во многом определяются социокультурной ситуацией и уровнем развития социологии чтения, как отрасли социологического знания, в рамках которой существует теория и практика изучения читателей. Несмотря на большое количество публикаций, в социологической и библиотековедческой литературе до сих пор не сложилась строгая концепция изучения читателей национальных библиотек.  Методические разработки касаются, в основном, изучения читательских групп, не являющихся для них профильными.

Особенно остро ощущается дефицит информации в области методологии и методики изучения читательской аудитории национальных библиотек с учетом их типологических особенностей.

Национальные библиотеки всегда стояли перед необходимостью переосмысления своей социальной роли (миссии) в различные периоды исторического развития, определения своего предназначения и места в информационной среде. Актуализация этой проблемы характерна для библиотек на постсоветском пространстве. До этого времени здесь не было библиотек, в названия которых входило слово «национальная» хотя соответствующие функции с успехом выполняли Государственные всесоюзные и республиканские библиотеки. В библиотековедческих публикациях 70–80-х годов «национальной библиотекой» страны порой именовалась Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина [1]. К началу XXI века «национальными» стали не только главные библиотеки вновь образованных стран, но и ведущие отраслевые, а также региональные универсальные научные библиотеки административных единиц с правами национальных автономий (например, Национальная библиотека Республики Соха (Якутия)). В связи с этим, возникает необходимость терминологического анализа понятия «национальная библиотека».

Данным термином в библиотековедении обозначается довольно широкий круг библиотек, значительно отличающихся друг от друга отдельными функциями, но всех их объединяет один типологический признак: роль главной библиотеки своего государства или административно-территориальной единицы.

Прослеживаются различные подходы к определению понятия «национальная библиотека». Один – связан с выявлением ее роли и места в системе других библиотек страны: «лидирующая», «принадлежащая государству», «национальные масштабы деятельности» [2, 3, 4]. Другой – с определением ее обязательных функций, причем функция собирания и хранения отечественных произведений печати является единственной, признаваемой обязательной всеми, без исключения, исследователями данной проблемы. Поэтому в ряде публикаций эта функция рассматривается в качестве главного типологического признака [1, 5, 6].

Б.Ф. Володин раскрывая исторические корни национальной библиотеки, справедливо отмечает: «Национальная библиотека является одним из важнейших институтов государства и имеет определенные обязательства по отношению к гражданам… Появление института национальной библиотеки было обусловлено формированием и развитием модели централизованного национального государства, и поэтому речь может идти о принципиально новой модели самого государства» [7, с. 127–128].

Он выделяет две функции национальной библиотеки: первая – обеспечение полноты национальной печатной продукции; вторая – центральной научной библиотеки универсального профиля [1, 7].

Поскольку информационные потребности читателей оказывают прямое или косвенное влияние на формирование библиотечного фонда документов, выходящих за рамки национального печатного продукта и экстериорики, нас гораздо в большей степени, чем национальный фонд, интересовали информационные ресурсы общенаучного характера. Соответственно и читатели национальной библиотеки рассматривались нами в контексте обращения к научным изданиям, что позволило отождествить принципы изучения читателей научных библиотек с изучением аудитории библиотек национальных. Тем более что любая национальная библиотека, помимо функции “национальной памяти” выполняет задачи центральной научной библиотеки страны.

Дальнейшее развитие библиотек данного типа связано, с одной стороны, с укреплением его основной разновидности – общегосударственных универсальных научных библиотек, а с другой – с формированием двух новых разновидностей: региональных универсальных и общегосударственных специализированных. Так, в России, наряду с двумя национальными библиотеками общегосударственного характера, существуют и развиваются национальные библиотеки автономных республик, краев и областей. Кроме того, крупнейшие отраслевые и специализированные библиотеки также претендуют на статус «национальных».

Последняя   тенденция характерна и для Беларуси. Хотя здесь областные библиотеки пока не добиваются статуса национальных, но отраслевые республиканские стремятся стать таковыми, что не лишено оснований, так как по ряду признаков они уже выполняют некоторые их функции для своей отрасли.

В рекомендациях по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе, подготовленных в рамках конференции, организованной Советом Европы, «Реформирование библиотечного законодательства в Центральной Европе: рекомендации и обоснование» (Страсбург; ноябрь, 1994г.) подчеркивается мысль о незаменимости национальных библиотек как хранителей интеллектуального вклада каждой нации в мировую культуру и других информационных ресурсов. В данном документе за национальными библиотеками рекомендуется также законодательно закрепить функции библиографических центров, основных информационных ресурсных центров, центров переподготовки и повышения квалификации библиотекарей [8, с.52–53]. В международном сравнительном исследовании «Типологические особенности национальной библиотеки в развитом социалистическом обществе», проведенном в      1976–80-х гг., представлена иерархия функций национальных библиотек, где к первой группе относятся: функция центрального книгохранилища страны, собирания наиболее полного комплекта отечественных и зарубежных изданий, центральной публичной библиотеки страны, центра научно-исследовательской работы по основным проблемам библиотековедения [6, с. 19–20]. Как видим, функции, связанные с обслуживанием пользователей и проведением научных исследований относятся к основным, типообразующим для национальной библиотеки. Поэтому проблемы методологии и методики изучения ее читательской аудитории имеют непреходящее значение.

Совершенствование методики изучения читателей научных библиотек не могло не сказаться на  уровне, характере и содержании исследований чтения в Беларуси. Центром  исследований стала главная библиотека страны. В силу универсальности фондов, значимости НББ, она не могла ограничиться обслуживанием какой-то одной или нескольких категорий читателей, специалистов отдельных отраслей науки и практики. В такой ситуации наиважнейшей задачей является изучение контингента читателей библиотеки.

Основу читательской аудитории библиотеки составляли научные работники и специалисты с высшим образованием, поэтому необходимо было в первую очередь уделять внимание  повышению качества и оперативности их обслуживания. Однако поток читателей-студентов, которые хотели бы работать в залах именно НБ,  возрастал. Это повлекло за собой изменение структуры состава читателей: снизился  удельный вес специалистов и, соответственно, повысился студентов.

В целях всестороннего изучения мотивов обращения в библиотеку студентов младших курсов, характера их требований в марте 1989 года отделом обслуживания было проведено исследование. Предусматривалось проанализировать основные причины обращения студентов в НББ, дать характеристику требований на литературу по видам, типам и годам издания, а также определить возможности обслуживания студентов библиотеками вузов.

Не менее важным было и исследование, посвященное читателям покинувшим библиотеку. В ходе исследования  выяснилось, что НББ каждый раз теряет абонентов, большинство из которых научные работники и специалисты. Пытаясь найти причину такого явления, отдел обслуживания в 1988 году провел почтовый опрос. Основной его целью стало изучение  причин ухода читателя и приглашения его вновь посетить библиотеку.

Этими исследованиями библиотекари НББ продемонстрировали, сами того не подозревая, маркетинговый подход к организации обслуживания, хотя научное и методическое обоснование библиотечно-информационного маркетинга приходится на более поздний период. В настоящее время маркетинг как основа регулирования отношений между читателями и библиотекарями в конкретных библиотеках нашел самое широкое распространение. В соответствии с полученной в ходе маркетинговых исследований информацией определяется структура фонда, номенклатура услуг, условия работы читателей библиотеки, эффективность библиотечной технологии и управленческих решений. Мнение читателя (пользователя) становится критерием качества обслуживания.

Концепция библиотечного маркетинга имеет в современных библиотековедческих публикациях ряд неоднозначных толкований. Можно выделить три направления, характеризующие различные аспекты маркетингового подхода к деятельности библиотек. К первому можно отнести систему взглядов, базирующихся на теории американского специалиста           Ф. Котлера, который определяет маркетинг как деятельность производителей товаров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в условиях конкуренции [9, с. 4]. Последователи данной концепции утверждают, что основным направлением деятельности библиотек в сфере маркетинга являются исследования рынка, разработка и реализация на этой основе конкурентной стратегии [Н.С. Карташов [10], И.М. Чибирева [11], Д.В. Беклешев [12]]. При этом упускается из виду специфика библиотеки как некоммерческой организации, имеющей дело не с покупательским, а с информационным спросом и не с конкуренцией, а с сотрудничеством библиотек между собой, их координацией и кооперацией с родственными организациями.

Второй подход предполагает  трактовку маркетинга как концепции наиболее полного и рационального удовлетворения общественных потребностей, как показатель того, что управление библиотекой становится научным, так как в практическую управленческую деятельность активно внедряются исследовательские методы, позволяющие учитывать реальные потребности читателей. «Обычная ошибка, которая возникает при знакомстве с маркетингом, – подчеркивает Д.В. Беклешев, – это отождествление его со сбытом (сбытовой политикой), определением цен (ценовой политикой), рекламой или мероприятиями для создания благоприятного общественного мнения о данном товаре или фирме (паблик рилейшинз), которые являются всего лишь компонентом маркетинга. Неправильным является и поиск якоря спасения для быстрого разрешения отдельных временных затруднений» [12,    с. 4]. Представители данной концепции рассматривают маркетинг как способ регулирования отношений между читателями и библиотекой с учетом специфики библиотечно-информационной деятельности.

Третьему направлению относится точка зрения о том, что в концепции маркетинга и маркетинговой среды нет ничего принципиально нового для библиотечной деятельности. В данном случае показательна точка зрения  Н.С. Карташова: «Принципиальным заблуждением пропагандистов концепции маркетинга является произвольный перенос законов товарного производства на библиотечную деятельность, приклеивание ярлыка «маркетинг» к давно известным и используемым в библиотечной практике процессам организации обслуживания читателей» [10, с. 8].

Вместе с тем, ни одна из приведенных концепций маркетинга не противоречит традиционной методике изучения читателей, разработанной в рамках библиотековедения, хотя и не расширяет возможности получения многоаспектной, достоверной информации необходимой для комплектования фондов и организации библиотечного обслуживания. В условиях национальной библиотеки целесообразнее, опираться не столько на методику маркетинговых исследований, сколько на достижения современной прикладной социологии. Тем более что сами маркетинговые исследования пользуются именно социологическими методиками, не внося в них практически ничего нового.

Это и продемонстрировала НББ в организации и проведении широкомасштабного исследования «Читатели научных библиотек г. Минска и проблемы совершенствования их обслуживания». Оно проводилось в НББ и  других крупных научных библиотеках города Минска (РНПБ, РНМБ, Минской обл. библиотеке им.А.С.Пушкина, Правительственной библиотеке, ЦНБ НАН, РНТБ, БелСХБ) в 1990–1993 годах. Изучение читательской аудитории осуществлялось по всем правилам сегментирования рынка, хотя авторы исследования не предполагали рассматривать его в качестве маркетингового.

В качестве методологической основы  был применен системный подход. При сборе и анализе данных использовались: статистические, социологические и другие методы; анализ библиотечной статистики, библиотечной документации: читательских требований, контрольных листков, формуляров и т.д.

Было определено два уровня целей исследования: тактические и стратегические. К первому уровню относились: совершенствование системы обслуживания на основе научных представлений о читателе, оптимизация структуры фондов, СБА, обслуживающих подразделений, устранение накопившихся противоречий. На втором уровне решались задачи: определения места НББ в системе информационного обеспечения общества, уточнения ее миссии, характера взаимодействия с другими библиотеками [13].

Объектом исследования стал читатель НББ и других научных библиотек. Предметом – комплекс взаимоотношений читателя и библиотеки в процессе обслуживания. С точки зрения читателя это проявляется в его поведении, оценках, характере запросов, системе представлений о социальном назначении библиотеки и степени ее соответствия социальной роли. С точки зрения библиотеки, это условие и специфика деятельности всех ее структурных подразделений в определении форм и методов совершенствования обслуживания читателей. В центре внимания исследователей была система взаимосвязей читателя и библиотеки, их взаимопознание, взаимопонимание и построение на этой основе оптимальных моделей взаимодействия.

Характерно, что, в 2001 году библиотека сочла целесообразным повторить исследования по той же методике, но уже в новых условиях. Таким образом, можно сказать, что социологи Национальной библиотеки вступили в новый этап – этап социологического мониторинга читательской аудитории и читательских потребностей.

Вхождение Беларуси в новый этап социально-политического развития представляет собой глобальный фактор, непосредственно и принципиально повлиявший на уровень исследований чтения. Наметился переход от локальных проектов к широкомасштабному самостоятельному изучению читателей и чтения, как в общегосударственном аспекте, так и в рамках Национальной библиотеки. Поскольку отличительной особенностью рассматриваемого периода является возврат к общечеловеческим ценностям, целесообразно, на наш взгляд, назвать его «гуманистическим».

С точки зрения эволюционных подходов для данного периода показателен переход от монотеории – марксизма-ленинизма  к множеству взаимодополняющих парадигм: информационной, культурно-просветительной, когнитивистской, документной. Все это создает благоприятные условия для творческого развития методологических подходов и поиска оптимальных методических решений с учетом конкретной социокультурной ситуации, особенностей функционирования НБ в едином информационном пространстве.

Само понятие «парадигма» раскрывается в нескольких аспектах. Одни источники трактуют ее как «научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих существенные черты действительности» [14, c. 195]. Другие понимают как «исходную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решения» [15, с. 1143]. Третьи – рассматривают как «систему представлений, основных концептуальных установок, характерных для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом» [16, с. 508] Но все сходятся в одном: смена парадигм представляет собой научную революцию, что характерно, в первую очередь, для естествознания. В области же социально-философских теорий вряд ли можно говорить о применимости парадигмы как единой системы норм, установок, ценностей.

Для библиотековедения, как науки изучающей библиотечное дело во всех его проявлениях, также правомерно наличие нескольких парадигм: информационной, культурно-просветительной, документной, гуманистической. Каждую из них можно использовать в зависимости от целей и задач исследования как методологическую основу. Тем более что своей собственной методики библиотековедение как наука не имеет, используя при этом социологические, педагогические, социально-психологические методы.  Для методологии и методики изучения читателя характерен междисциплинарный подход. С одной стороны  она развивается в рамках социологии чтения как части социологического знания и пользуется достижениями общей и прикладной социологии. С другой стороны, социология чтения появилась в рамках библиотековедения, выполняя конкретные профессиональные задачи организации библиотечного обслуживания. Поэтому развитие библиотековедческих концепций также накладывает на нее определенный отпечаток. Ключевой проблемой и социологии чтения, и библиотековедения в целом является изучение читательских потребностей как основы формирования всей системы библиотечного обслуживания.

Список использованных источников

  1.  Володин, Б.Ф. Всемирная история библиотек /Б.В. Володин.- СПб.: Профессия, 2002.- 350, [2] с.
  2.  Ганицкая, И.И. Роль национальных библиотек республик России  в национальной политике (по материалам Всероссийской научно-практической конференции) / И.И. Ганицкая //Библиотековедение.- 1995.-  № 4-5.- С. 3-14.
  3.  Добрынина, Н.Е. Просветительская функция национальной библиотеки: день сегодняшний / Н.Е.Добрынина//Библиотековедение.- 1995.- № 6.- С. 14-19.
  4.  Хахалева, Н.И. Некоторые аспекты организации фонда Национальной  библиотеки / Н.И. Хахалева //Мир библиотек сегодня.- 1995.- Вып. 2.- С. 74-85.
  5.  Багрова, И.Ю. Национальные библиотеки в зарубежной литературе. 1992-1995 г.г. / И.Ю. Багрова//Мир библиотек сегодня.- 1996.- Вып. 1(9).- С.27-46.
  6.  Багрова, И.Ю. Тенденции, состояние и перспективы обслуживания в национальных библиотеках мира (по материалам зарубежной печати)/ И.Ю.Багрова//Мир библиотек сегодня.- 1996.-№ 2(10).- С.13-27.
  7.  Володин, Б.Ф. Национальная библиотека: два гуманитарных аспекта/ Володин Б.Ф. //Библиотековедение.- 1995.- № 4-5.- С. 14-20.
  8.  Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: сб. справочно-нормативных и рекомендательных материалов.-М.: Либерея, 2001.- 288, [1] с.
  9.  Армстронг, Г. Введение в маркетинг: учебное пособие /Котлер Ф., Армстронг Г.; пер. с анг.- 8-е изд.- М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2007.- 509 с.
  10.  Карташов, Н.С. Заметки о маркетинге, маркетинговой среде и организационной деятельности библиотеки / Н.С. Карташов//НТБ.- 2001.-   № 9.- С.4-15.
  11.  Чибирева, И.М. Изучение спроса читателей как элемент маркетинговой деятельности Библиотеки в области формирования фонда периодической литературы /И.М. Чибирева // Навукова-даследчая дзейнасць Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі на мяжы стагоддзяў: зб. навук. прац/ Нац. б-ка Беларусі; склад. Л.Г.Кірухіна.- Мн.: ТАА “Красіка-Прынт”, 2002.- С.92-107.
  12.  Беклешeв, Д.В. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие/ Д.В. Беклешев; Высш. гос. курсы повышения квалификации руководящих, инженерно-тех. и науч. работников по вопросам патентоведения и изобретательства.- М.: ВНИИПИ, 1990.- 36, [1] с.
  13.  Абушенко, В.Л. Читательское поведение: проблемы и тенденции / В.Л. Абушенко //Чытач навуковай бібліятэкі і шляхі ўдасканалення яго абслугоўвання: матэр. навукова-практычнай канферэнцыі (Мінск, 21 снежня 1993 г.) / склад. Е.Д.Жабко [і інш.]; Мін-ва культ. і друку РБ, НББ.- Мінск., 1994.- С.10-26.
  14.  Краткий словарь современных понятий и терминов/Н,Т,Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова; сост. В.А.Макаренко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2000.- 332 с.
  15.  Российский энциклопелический словарь: Кн.2. Н-Я /гл. ред. А.М.Прохоров.- М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2000.- 1657, [1] с.
  16.  Крысин Л.П.Толковый словарь иностранных слов /Крысин Л.П.-М.: Рус. яз, 1998.- 856, [2] с.

ЗАЯВКА

Ф.И.О.

Федорова Алла Михайловна

Место работы

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Должность

Доцент кафедры информационных ресурсов

Ученая степень

Канд. пед. наук

Название статьи

Маркетинг и изучение пользователей национальных библиотек: грани взаимодействия

Отрасль науки

Педагогика

Адрес для связи

г.Минск, ул.Кропоткина, 97-403

Телефон

д.: 293-14-82; моб.: 8-029-3-635-636 (Vel.)

e-mail

Ivanova.aly570@gmail.com

Дата подачи статьи

21.02.2013 г.

Подпись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14399. Основные измерения с электронным осциллографом 342.5 KB
  Отчет по работе №130 Основные измерения с электронным осциллографом Цель работы: ознакомится с устройством осциллографа и выполнить различные измерения с его помощью. Приборы: осциллограф типа С15 вольтметр потенциометр проволочный реостат магазин сопроти
14400. Исследование магнитоэлектрического зеркального гальванометра 312.5 KB
  Отчет по работе №138 Исследование магнитоэлектрического зеркального гальванометра Цель работы: определить внутреннее сопротивление гальванометра среднюю чувствительность изучить зависимость периода колебаний логарифмического декремента затухания и време...
14401. Изучить принцип работы форвакуумного насоса 187.5 KB
  Лабораторная работа № 9 Цель работы: Изучить принцип работы форвакуумного насоса определить скорость откачки зависимость давления от времени откачки определить объем системы. Приборы и материалы: Форвакуумный насос масляный манометр термопарный вакуумметр. ...
14402. Экономическое поведение (действие) 19.11 KB
  Экономическое поведение действие – поведение людей добровольно или вынужденно руководствующихся рыночными целями законами и ограничениями. Таково широкое определение экономического поведения. Более узкая трактовка предполагает сознательное стремление к выгоде пр
14403. Современные отношения молодежи, в частности группы 40.5 KB
  Современные отношения молодежи в частности группы. Общество 21 века это информационное общество оно в корне отличается от традиционного общества и далеко ушло от индустриального. Так что же изменилось за многие столетия Что нового мы можем наблюдать в совре...
14404. Экономическое отношение современной молодежи 28 KB
  Экономическое отношение современной молодежи. Я решил рассмотреть отношение современной молодежи к определенному предмету сотовые телефона и смартфоны. Почему именно сотовые телефоны потому что они есть у всех по ним можно узнать информацию о хозяине.Для старшеклассни...
14405. Экономические отношения современной молодёжи в университете 30.5 KB
  Сочинение. Тема: Экономические отношения современной молодёжи в университете. ЧТО ЗА НАЧАЛО Современная молодёжь – это особая социальнаявозрастная группа людей отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности и социальной о
14406. Экономические отношения молодежи в университете 27 KB
  Сочинение на тему: Экономические отношения молодежи в университете. XXI век тяжелое время для России. Кризисы девальвация рубля низкая заработная плата упадок экономики непомерные счета которые выставляют ЖКК. Основные затраты каждой семь – это продукты питания на ко...
14407. Экономические отношения современной молодежи 33.5 KB
  Экономические отношения современной молодежи. В моем сочинении речь пойдет об экономических отношения молодежи России. Для начала нужно дать определение экономическим отношениям. Экономические отношения объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу...