69988

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье анализируются возможности использования аудиовизуальных средств обучения в профессиональной подготовке учителей-логопедов формулируются требования к применению аудиовизуальных средств в образовательном процессе описываются формы и методы представления...

Русский

2014-10-13

72 KB

2 чел.

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ  В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

С.П.  Хабарова

БГПУ, г. Минск

     В статье анализируются возможности использования аудиовизуальных средств обучения в  профессиональной подготовке учителей-логопедов, формулируются требования к применению аудиовизуальных средств в образовательном процессе, описываются формы и методы представления учебного материала,   рассматривается роль аудиовизуальных средств обучения в формировании у будущих учителей-логопедов профессиональных компетенций. 

   The article analyzes  the  possibility of using audio-visual  teaching aids for training teachers  speech therapists, are formulated  the requirements for the use of audio-visual aids in education, describes the forms and methods of presentation of educational  material, discusses the role of audio-visual  teaching aids in the formation of speech therapists professional competencies. 

  Одним из средств повышения качества профессиональной подготовки учителя-логопеда  является  использование в образовательном процессе технических демонстрационных средств, к которым относятся аудиовизуальные средства. Задачей данного исследования явилось  изучение состояния и тенденций решения проблемы профессиональной подготовки учителей - логопедов с использованием аудиовизуальных средств обучения. Методами исследования явились анализ научной литературы, анализ опыта использования  аудиовизуальных средств обучения преподавателями  факультета специального образования Белорусского государственного  педагогического университета имени Максима Танка, анкетирование сотрудников   кафедры  логопедии  факультета специального образования. Наиболее распространенными аудиовизуальными средствами обучения, которые используют  при подготовке учителей-логопедов  преподаватели  факультета специального образования, являются видеоматериалы на электронных носителях.

      Использование аудиовизуальных  средств в образовательном процессе способствует решению  следующих задач.

  – Аудиовизуальные средства создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей студентов, способствуют повышению мотивации обучения за счет придания учебному процессу практико-ориентированного и проблемно-исследовательского характера, поскольку  происходит  активное вовлечение студентов в  самостоятельное решение системы заданий, имеющих  профессиональную направленность и различный уровень сложности.

–    Данные средства обучения способствуют расширению и углублению знаний и умений по изучаемому предмету за счет наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Видеозаписи  могут дополнять учебный материал теми элементами, которые данный материал реализовать не может (возможность оперировать учебной информацией, работать с наглядными моделями).      

  – Аудиовизуальные средства обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. Аудиовизуальные средства можно применять для закрепления усвоенных знаний,  в процессе контроля знаний, для организации самостоятельного изучения студентами дополнительного материала и т.д.

  – Аудиовизуальные средства могут применяться при проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения и др.

      Использование в образовательном процессе  аудиовизуальных средств обучения  должно соответствовать  следующим требованиям.

      Во-первых, применение их должно быть методически обосновано. Целесообразным использованием какого-то аудиовизуального средства  можно считать тот случай, когда  не может быть  решена дидактическая задача   при помощи других, более доступных средств обучения.

      Во-вторых, важна целенаправленность и функциональная  определенность применения аудиовизуального средства. В каждом конкретном случае должна быть определена  цель применения. Цель применения аудиовизуальных средств может быть   как общего характера, например, информационно-познавательная, так и  дидактическая - ближайшие дидактические цели обучения.

      В-третьих, использование аудиовизуальных средств - органическая  составная часть учебного процесса. Аудиовизуальные средства должны вписываться в систему построения учебного процесса. Поэтому необходимо учесть их влияние  на структуру  учебного материала. Следует четко определить их место в учебном процессе.

    Условно  можно выделить следующие типы видеоматериалов по отношению к содержанию учебного материала занятия:

    -ведущий - самостоятельно раскрывает содержание материала;

    -равнозначный - выступает наряду с основным материалом занятия в целях наиболее глубокого и эффективного усвоения  содержания учебного материала;

     - обслуживающий – призван дополнять, конкретизировать, эмоционально усиливать содержание учебного материала, способствуя тем самым более эффективному его восприятию и усвоению.

   В-четвертых, системность применения аудиовизуальных средств.

Эпизодическое использование аудиовизуальных средств  не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана  система их применения.

    Эта система имеет две стороны:

    -организационно-педагогическую - предполагает проведение анализа  всех тем  по определенному курсу и распределение средств обучения по темам, т. е. создание системы аудиовизуальных средств как составного элемента  при изучении материала;

    -методическую - заключается в разработке и создании определенной системы применения аудиовизуальных средств, которая может быть   индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения средств обучения, а именно:  систематичности и последовательности,  посильности и доступности, творческой активности и сознательности, научности, связи теории с практикой и направлениями развития  профессиональной деятельности. Методическое  обеспечение  основывается и на учете требования  упорядочения учебной нагрузки студентов, предполагающего  увеличение доли самостоятельной работы на  старших курсах обучения.

    Важно подчеркнуть: методически грамотное применение аудиовизуальных средств повышает  эффективность учебного процесса.

    Рассмотрим реализацию основных форм самостоятельной работы студентов с использованием аудиовизуальных средств обучения, с учетом форм самостоятельной работы студентов, описанных О.Л.  Жук [1, с. 69].

  1.Вовлечение студентов в анализ и  разрешение проблемной ситуации, возникшей на уроке или  занятии и представленной    в виде  видеозаписи.

   Данная форма самостоятельной работы позволяет  применить теоретические знания при решении практических задач. Видеоматериалы представляют конкретную ситуацию, содержащую в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Самостоятельная работа в  этом случае включает в себя  следующие этапы:

- наблюдение  фрагмента урока или  занятия;

- их  анализ и интерпретация;

- поиск проблемы  и, если требуется, причин ее возникновения;

- выработка оптимального варианта решения проблемы, с использованием профессиональных знаний, собственного опыта, дополнительной литературы;

- представление результатов работы.

    Преподаватель должен иметь возможность провести обсуждение ситуации  на специально планируемом  занятии, где развивая  дискуссию, сравнивая различные мнения, сопоставляя  с опытом практической работы, формулируется коллективный вывод  или обобщение.

  Обсуждение ситуации  иногда может использоваться в качестве введения к    изучению последующей части учебного материала. Это бывает необходимо для того, чтобы заинтересовать аудиторию, активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого  материала.

       2.Самостоятельное выполнение студентами задания.

Самостоятельная работа студентов может быть организована  на аудиторных занятиях, внеаудиторных занятиях, компьютерном классе, в домашних условиях. В том случае, если студент работает без преподавателя, видеоматериалы должны быть защищены от копирования.

       В зависимости от уровня подготовки студентов, содержания темы   задания по работе над материалами видеофильма  могут быть следующими:

 - определить  цель и задачи урока или занятия;

 - дать анализ познавательным возможностям детей с тяжелыми нарушениями речи;

 - дать оценку знаниям, умениям, навыкам учащихся, особенностям поведения, прогнозировать их дальнейшее развитие;

  - дать анализ методике преподавания предмета;

  - дать анализ психолого - педагогическим  вопросам подготовки   и проведения урока или занятия;

  -выделить и проанализировать методы,  приемы, средства, используемые на уроке или занятии,  установить связи между ними;

- выявить и устранить недостатки, которые имеют место при проведении урока или занятия.

 Задания по работе над материалами видеофильма  могут быть разноуровневыми   по содержанию.

Условно можно выделить три уровня деятельности студентов при выполнении заданий по материалам видеофильма:

1.Репродуктивный - выполнение заданий по образцу.

2.Реконструктивный – студент применяет известный способ  с некоторой модификацией в новой ситуации.

3.Творческий - требует анализа проблемной ситуации, постановки задачи и разработки  вариантов ее решения, проекта деятельности.

     В первом случае, например, студентам предлагается определить  тип урока, виды работы по формированию словаря ребенка, заполнить таблицы  и т. д.  Во втором – проанализировать психолого - педагогические  вопросы подготовки   и проведения урока или занятия и предложить варианты их совершенствования. В третьем случае - разработать дифференцированные задания для разных групп учащихся, предложить свой вариант знакомства с новой темой и т. д.

  Задания по материалам видеофильма  могут быть

-устными или письменными,

-предполагать различные виды  проверки и контроля, например: самопроверка и самооценка, взаимопроверка и коллективная рефлексия (может проводиться на практических занятиях), фронтальный опрос, беседа, контрольная работа.

    По форме выполнения самостоятельная работа студентов может быть: фронтальной, осуществляемой всей группой, когда все студенты выполняют одно и то же задание;  групповой,  для выполнения которой студенты распределяются на небольшие группы (3—5 человек); парной; индивидуальной.

  3.Включение студентов в разнообразные виды работы по материалам видеозаписи, в  результате чего формулируются выводы, обобщения, выявляются другие подходы к изучаемой проблеме.  

 Виды самостоятельной работы:

-наблюдение и анализ методической деятельности учителей-логопедов, которые зафиксированы на видеопленке и обсуждение поставленных заранее вопросов в парах, микрогруппах и др.

   4. Реализация активных форм и методов обучения:

-   выполнение ролей и функций эксперта материалов видеофильма, 

- выполнение задания по материалам видеофильма с обоснованием и презентацией результатов.

    5. Презентация домашнего задания (по материалам видеофильма) и организация  коллективной рефлексии представленных результатов с  назначением экспертов и  оппонентов.

     Современный образовательный процесс ориентирован на формирование у обучающихся ключевых компетенций. [2,3]. Будущие учителя- логопеды в процессе обучения должны овладеть базовыми компетенциями: диагностической, консультативной, проектировочной, коррекционно-развивающей, научно-исследовательской, профилактической и организационно-методической деятельности. Компетенции могут эффективно развиваться у студентов на основе их поисковой, творческой деятельности. Использование аудиовизуальных средств обучения способствует формированию   у студентов профессиональных компетенции за счет вовлечения обучающихся в разрешение учебных ситуаций, имитирующих профессиональные и социальные проблемы.

    Использование аудиовизуальных средств дает возможность формировать  у студентов  готовность к инновационной деятельности. Содержание инновационной подготовки студентов И.И. Цыркун  предлагает рассматривать как систему научных знаний, интеллектуальных и практических умений, овладение которыми обеспечивает развитие и саморазвитие  личности студента, а также рациональное осуществление ими педагогических нововведений, и как средство достижения будущим учителем вершин профессионального мастерства [4,с.30].  Готовность к инновационной деятельности будущих учителей-логопедов можно формировать в процессе наблюдения и анализа методической деятельности учителей-логопедов, которые зафиксированы на электронных носителях,  изучения использованных ими  нетрадиционных, новых форм и методов педагогической работы, обсуждения   возможностей   внедрения  новых педагогических технологий в образовательный процесс.

   Видеоматериалы, на которых представлено  обследование устной речи   или письменной речи детей, дают возможность анализировать и интерпретировать результаты диагностики, определять речевые расстройства и планировать коррекционно-педагогическую работу.

    Видеозаписи консультаций родителей детей с  нарушениями речи позволяют овладеть техникой консультирования детей и взрослых с нарушениями речи, формируют готовность к осуществлению педагогической деятельности, направленной на профилактику отклонений в психофизическом развитии ребенка, предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии.

 Видеозаписи уроков и коррекционных занятий с детьми  с  тяжелыми нарушениями речи дают возможность обеспечивать решение коррекционно-развивающих задач в различных видах деятельности лиц с нарушениями речи.

  Необходимо  подчеркнуть, что  чаще всего  у студентов выделенные профессиональные компетенции все же формируются  не в результате их самостоятельной работы,  а на практических или лабораторных занятиях под руководством     преподавателя.

       Важно отметить, что использование аудиовизуальных средств в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между студентом и преподавателем, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем аудиовизуальные средства не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Для преподавателя важно найти соответствующее место для аудиовизуальных средств в образовательном процессе.

Повышение качества профессиональной подготовки учителя-логопеда  с  использованием в образовательном процессе аудиовизуальных средств может осуществляться в следующих направлениях:

  •  разработка аудиовизуальных средств на профессиональной основе, которые бы соответствовали современным  требованиям подготовки выпускников и особенностям их профессиональной деятельности;
  •  совершенствование содержания  и форм учебной работы студентов  с использованием аудиовизуальных средств;
  •  разработка учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов  с использованием аудиовизуальных средств: проведение анализа  всех тем  по определенному курсу и распределение аудиовизуальных средств по темам, то есть создание системы аудиовизуальных средств как составного элемента  при изучении материала;
  •  предоставление студентам доступа к аудиовизуальным средствам, обеспечение возможности студентам их использовать для подготовки к занятиям,  для самообразования;
  •  привлечение студентов к созданию видеофильмов по материалам научных студенческих исследований, внедрение результатов  их научно-исследовательской работы в учебный процесс.

Использованная литература.

Жук,  О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов:

    пособие для преподавателей и студентов / О.Л. Жук и др.- Минск:  

    РИВШ, 2005.-112 с.

Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата     образования /  И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня.- 2003. -№5.- С.34-42.  

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как  компонент личностно-ориентированной парадигмы образования  / А.В.  Хуторской // Народное образование.-2003. -№2. -С.58-64.  

Цыркун, И.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству / И.И. Цыркун, Е.И.Карпович.- Минск: БГПУ, 2006.- 311с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2964. Крыши, покрытия и эксплуатационные требования к ним 117.5 KB
  Крыши, покрытия и эксплуатационные требования к ним По своему назначению любая крыша должна удовлетворять ряду важных эксплуатационных требований, так как ее состояние сказывается на техническом состоянии и эксплуатационных качествах нижележащих...
2965. Определение плотности твердого тела 171.02 KB
  Цель работы – определение плотности твердого тела и освоение методов определения погрешностей измерений и их расчёта. Задание: - определить плотность твердого тела. Оценить погрешность проведенных измерений.
2966. Курсовые системы ЛА 749 KB
  Курсовые системы ЛА. Состав курсовых систем. Гироскопические приборы, их погрешности и математическая модель. Гироскопические датчики. Математическая модель гироскопического датчика. Авиагоризонты. Центральные гировертикали...
2967. Средства отражения информации 352.5 KB
  Средства отражения информации. Виды представления пилотажной и навигационной аппаратуры Психофизиологическая деятельность человека. Особенности деятельности человека-оператора с учетом СОИ Основные этапы переработки информации оператором...
2968. Измерение фазового сдвига 446.5 KB
  Цель работы: ознакомление с осциллографическими методами измерения фазового сдвига между двумя синхронными гармоническими напряжениями и получения практического навыка проверки шкалы фазометра с помощью калибратора фазы.
2969. Создание документации к проекту по созданию и внедрению интернет магазина 121.29 KB
  Создание документации к проекту по созданию и внедрению интернет магазина  Задача лабораторной работы: формирование основной документации по проекту в соответствии со стандартом PMI (8 заданий). Название: Создание документации к проекту по соз...
2970. Психолого-акмеологическое консультирование 305.5 KB
  Целью курса является знакомство студентов с теоретическими и методическими основами психологического консультирования. В ходе курса студенты получают возможность ознакомиться с широкой палитрой современных средств и методов консультативной пси...
2971. Менеджмент и организация производственной деятельности 648 KB
  Производственная структура предприятия Типы производств и их технико-экономическая характеристика Типы предприятий научные открытия, изобретения и рационализаторские предложения. Патентно-лицензионная деятельность предприятия...
2972. Финансовые ресурсы предприятий 316.5 KB
  Характеристика финансовых ресурсов предприятия Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Однако для полного понимания содержания финансовых ресурсов определение необходимо дополнить следующими полож...