69989

РАЗРАБОТКА ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

За последние десятилетия в Республике Беларусь как и во всем мире отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм девиантного поведения среди учащихся в частности химических аддикций. На сегодняшний день в арсенале педагогов-психологов учреждений образования...

Русский

2014-10-13

204 KB

30 чел.

РАЗРАБОТКА ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

В.А. Хриптович

РИВШ, г. Минск

Статья посвящена описанию процедуры разработки личностного опросника для подростков «Риск химической зависимости». Автор обосновывает необходимость раннего выявления склонных к формированию химически зависимых подростков на основании выраженности у них личностных характеристик, соответствующих психологическому портрету зависимой от ПАВ личности.

The article describes the procedure to develop personality questionnaire for adolescents «Risk of chemical dependency». The author justifies the need for early detection prone to the formation of chemically dependent adolescents on the basis of the severity of their personal characteristics, appropriate psychological portrait dependent surfactant personality.

Идея создания личностного опросника для подростков, выявляющего степень риска возникновения химической зависимости от табака, алкоголя и наркотиков возникла уже давно. Она была обусловлена острой потребностью общества в воспитании нового поколения психологически и соматически здоровых молодых людей, свободных от химической зависимости. Известно, что современная молодежь находится в сложных условиях развития. Резко меняются характер, темп и ритм социально-экономических преобразований, предъявляющих к молодым людям жесткие требования. Трудность адаптации к этим новым условиям зачастую заменяется уходом от реальности в измененное под действием психоактивных веществ состояние сознания. За последние десятилетия в Республике Беларусь, как и во всем мире, отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм девиантного поведения среди учащихся, в частности, химических аддикций.

На сегодняшний день в арсенале педагогов-психологов учреждений образования уже накоплен достаточный по количеству диагностический инструментарий для работы с зависимым поведением учащихся. В то же время существующие методики дают большой процент искажений результатов. Это связано, в первую очередь, с тем, что традиционно проводимый анкетный опрос на предмет употребления ПАВ не выявляет реальной картины употребления вследствие социальной желательности ответов учащихся. Многие психодиагностические опросники также содержат вопросы об употреблении ПАВ, что закономерно приводит в действие психические защитные механизмы респондентов.

Так, по результатам проведенного в 2012 году анкетного анонимного исследования, в котором приняли участие 1994 обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Беларусь в возрасте 14-18 лет, 13,7% учащихся курили сигареты в течение последнего месяца. В то же время, 37% учащихся хотели бы бросить курить сигареты. Пиво употребляют 12% учащихся. Признались, что употребляли наркотические препараты, – 0,86% учащихся, из которых 74,36% пробовали тяжелые и 25,64% – легкие наркотики. Параллельно проведенное тестирование тех же учащихся показало, что 17,27% учащихся курят, 15,12% употребляют пиво, 10,96% употребляли легкие наркотики и 6,93% употребляли тяжелые наркотики. Как видно, существующие диагностические методы не дают возможности получения объективных результатов для составления картины распространенности употребления ПАВ в Республике Беларусь.

Разработанный нами личностный опросник решает некоторые из обозначенных проблем. Он значительно снижает процент социально желательных ответов респондентов, так как не содержит прямых вопросов об употреблении ПАВ. Опросник может стать надежным инструментом для выявления учащихся группы риска возникновения химической зависимости в руках компетентных специалистов, заинтересованных в оказании своевременной психологической помощи таким подросткам, но не с целью их стигматизации и отторжения.

Проведенные ранее исследования в области психологии аддиктивного поведения позволили составить психологический портрет зависимого человека. Ученые указывают, что зависимое поведение чаще формируется у людей, имеющих предрасполагающие личностные дефициты, к которым относят: стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля; проблемы самооценки; недостаток самоуважения; снижение мотивации достижений; низкую способность к рефлексии и заботе о себе; незрелость эмоционально-волевой сферы; агрессивность и нетерпимость; трудности межличностного общения; подчиненность среде; слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг-поведения; стрессоустойчивость; неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя [1; 2]. По мнению И.Д. Даренского, решающее значение в приобщении к ПАВ имеют высокая социальная активность и конформизм, а также когнитивный дефицит и слабая социализация [3]. Характеризуя аддиктивную личность, автор указывает на такие присущие ей особенности как склонность к агрессии, антисоциальным поступкам, импульсивным действиям, неоправданному риску; мужской пол; синдром гиперактивности в детстве; низкий интеллект либо слабость мотивации в учебе; поведенческие девиации с пропусками занятий в школе, плохой дисциплиной, исключением из школы и юношеская делинквентность.

Известно, школьникам с табачной аддикцией свойственны: более слабая нервная система и сформированные на ее основе легкая когнитивная дефицитарность (сниженные общие мыслительные способности, более узкий спектр интеллектуальных интересов, более низкая скорость обучения, неумение доводить дело до конца), сургенсия (беспечность, жизнерадостность, легкое отношение к жизни, отсутствие заботы о будущем), слабость Сверх-Я (недостаточно сформированная ответственность, низкая совестливость, склонность к непостоянству, недобросовестности, безответственности и беспринципности), импульсивность (худший самоконтроль поведения, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел) [4].

Ученые до сих пор спорят о существовании аддиктивной личности. Опираясь на положение о диспозиционности личностных черт, мы предположили, что выявление перечисленных выше личностных дефицитов позволит на ранних этапах выявлять индивидов, склонных к формированию химической зависимости, хотя это не дает нам права утверждать, что подростки уже употребляют ПАВ или зависимы от них. Мы выявляем группу риска возникновения химической зависимости. Ведь известно, что формирование зависимого поведения обусловливают и многообразные социогенные факторы, учесть силу влияния которых на конкретного индивида мы не в силах.

Создание индивидуального письменного бланкового вербального личностного опросника осуществлялось с опорой на широко используемые в психологической практике методики: «Сила воли» (Н.Н. Обозов); «Рациональность» (Е.П. Ильин); «Импульсивность» (Е.П. Ильин); «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF); «Дезадаптированность» (К. Роджерс, Р. Даймонд); «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR); «Тест-опросник уровня субъективного контроля» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта); «Методика исследования склонности к виктимному поведению» (О.О. Андронникова); «Методика диагностики склонности к различным видам зависимости» (Г.В. Лозовая) и др. Таким образом, для проверки были выделены 20 шкал.

Для установления корреляции между личностными чертами учащихся и употреблением ими ПАВ, а также для разбиения испытуемых на группы с помощью критерия употребляет/не употребляет, среди утверждений рабочего варианта опросника были и те, что позволяли оценить степень употребления ПАВ («Вы курили сигареты в течение последнего месяца», «Вы употребляли алкоголь», «Вы употребляете легкие наркотики» и др.).

Первоначальный вариант опросника включал 136 заданий с рейтинговыми шкалами. Такого рода задания предпочтительны потому, что в них преодолеваются трудности, связанные с коррелирующими дихотомическими заданиями, а также потому, что испытуемым они кажутся более разумными, нежели дихотомические задания. Мы использовали пятибалльную шкалу, крайними значениями которой являлись «никогда» и «всегда». Типичный пример задания: «Вас трудно переубедить: никогда, иногда, не знаю, часто, всегда» [5].

Выборка исследования представила генеральную совокупность учащихся Республики Беларусь в возрасте 14-18 лет и составила 1994 человек. Кроме того, в исследовании приняли участие 97 взрослых пациентов отделений алкогольной и наркотической реабилитации РНПЦ «Новинки» г. Минска.

Мы сравнили испытуемых по основным утверждениям, связанным с употреблением ПАВ. Выполнив двухфакторный дисперсионный анализ, где первым фактором являлась «группа», а вторым – «шкале опросника», мы выявили, что контрастные группы по критерию употребления/неупотребления значимо отличаются по 8 из 20 шкал: импульсивность, слабость Сверх-Я, импульсивность Q3, дезадаптированность, враждебность в отношениях с родителями, благоразумность, общая зависимость и социальная желательность. Следовательно, эти шкалы стали кандидатами на проверку принадлежности к группе риска.

Разделив всех испытуемых на 2 кластера по всем утверждениям, связанным с употреблением ПАВ, и отнеся к первому кластеру учащихся, ответивших на эти вопросы «Никогда» и «Иногда», а ко второму – «Часто» и «Всегда», мы сравнили два кластера между собой с помощью двухфакторного дисперсионного анализа (факторами опять выступали группа испытуемых и шкала опросника). Было получено значимое взаимодействие между переменными (F(19,33174)=104,8, p=0,00001), что говорит о том, что разные шкалы имеют различную выраженность у разных групп. На основании полученных при дисперсионном анализе различий были отобраны шкалы, которые позволяют наиболее четко различить группы людей, употребляющих и не употребляющих ПАВ.

Для дальнейшей проверки предсказательной силы опросника был применен дискриминантный анализ. Все данные были разделены на две части – первая и вторая половина. Сначала была построена модель на основании первой части выборки. В модель вошли шкалы: импульсивность, слабость Сверх-Я, импульсивность Q3, дезадаптированность, враждебность в отношениях с родителями, благоразумность, общая зависимость и социальная желательность. Полученная модель позволяет сделать 74% правильных предсказаний. Затем было проверено, какие предсказания делает модель на части выборки, не участвовавшей в построении модели. Получили 75% правильных предсказаний. Таким образом, на основании 8 шкал опросника мы можем с точностью 75% предсказать попадание испытуемого в группу риска употребления ПАВ.

Мы сравнили результаты учащихся группы «норма» с результатами учащихся группы «риск» и взрослых пациентов отделений алко- и наркореабилитации РНПЦ «Новинки» по «работающим» шкалам. Двухфакторный дисперсионный анализ и апостериорный критерий Дункана показал, что количественные показатели личностных характеристик учащихся группы риска близки к показателям личностных характеристик взрослых алкоголе- и наркореабилитации (F(14,13391)=20,19, р=0,00001)

Рисунок 1 – Сравнение результатов учащихся группы «норма», учащихся группы «риск» и взрослых алкоголе- и наркозависимых

Выполняя стандартизацию опросника, мы объединили все «работающие» шкалы вместе и составили шкалу перевода баллов в стены. Рубежом разбиения на группы «норма» и «риск» стал показатель 5 стенов или 150 первичных баллов.

Последняя проверка по «новому» тесту с помощью дисперсионного анализа показала значимые различия (р=0,00001) между средними значениями групп «норма» и «риск»+«алко+нарко».

Рисунок 2 – Сравнение результатов учащихся группы «норма», учащихся группы «риск» и взрослых алкоголе- и наркозависимых

После удаления «неработающих» утверждений опросник сократился до 57 наименований утверждений и его финальный вариант приведен в Приложении.

Таким образом, личностный опросник для подростков «Риск химической зависимости» выявляет подростков группы риска употребления психоактивных веществ, нуждающихся в проведении с ними надлежащей психопрофилактической работы специалистами учреждений образования.

Список использованных источников

  1.  Руководство по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. – М. : Медицинское информационное агентство, 2008. – 944 с.
  2.  Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2008. – 288 с.
  3.  Даренский, И.Д. Аддиктивный цикл / И.Д. Даренский. – М. : Издательская группа «Логос», 2008. – 255 с.
  4.  Хриптович, В.А. Homo addictus: человек аддиктивный : учеб.-метод. пособие / В.А. Хриптович. – Минск : РИВШ, 2011. – 218 с.
  5.  Митина, О.В. Разработка и адаптация психологических опросников / О.В. Митина. – М. : Смысл, 2011. – 235 с.


Приложение

Опросник «Риск химической зависимости»

Инструкция: обведите цифру, обозначающую степень Вашего согласия с каждым из утверждений.

Утверждение

Никогда

Иногда

Не знаю ответить

Часто

Всегда

Бывает, что Вы ссоритесь с родителями

1

2

3

4

5

Бывает, что Вам так и хочется выругаться

1

2

3

4

5

Бывает, что Вы откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня

1

2

3

4

5

Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание

1

2

3

4

5

Вам не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой Вы, что у Вас на душе, и Вы прячете свое лицо под «маской»

1

2

3

4

5

Вам присуще в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях

1

2

3

4

5

Вам присуще поступать под влиянием чувств

1

2

3

4

5

Вам тяжело бороться со своими привычками

1

2

3

4

5

Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными

1

2

3

4

5

Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться

1

2

3

4

5

Ваши манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома

1

2

3

4

5

Вы бы расстроились, если бы пришлось переезжать в новое место и заводить там новых друзей

1

2

3

4

5

Вы в какой-то растерянности: все спуталось, смешалось

1

2

3

4

5

Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке

1

2

3

4

5

Вы нарушаете закон или установленные правила

1

2

3

4

5

Вы любите говорить людям о том, что нужно соблюдать правила

1

2

3

4

5

Вы любите ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни

1

2

3

4

5

Вы любите, когда вам подробно объясняют что и как следует делать

1

2

3

4

5

Вы не всегда говорите правду

1

2

3

4

5

Вы не любите, когда у Вас с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными

1

2

3

4

5

Ваши родители обладают недостаточной терпеливостью в отношении Вас

1

2

3

4

5

Вы не очень надежны, на Вас не стоит полагаться

1

2

3

4

5

Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или чем закончится непрочитанная книга

1

2

3

4

5

Вы обсуждаете свои дела с родителями

1

2

3

4

5

Вы точный и аккуратный человек

1

2

3

4

5

Вы отмечаете за собой некоторую поспешность в принятии решений

1

2

3

4

5

Вы отмечаете за собой склонность говорить не думая

1

2

3

4

5

Вы предпочитали бы быть артистом эстрады, нежели врачом

1

2

3

4

5

Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется

1

2

3

4

5

Вы просто не уважаете себя

1

2

3

4

5

Вы склонны к тщательному предварительному обдумыванию того, что хотите сделать

1

2

3

4

5

Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков

1

2

3

4

5

Вы стараетесь не думать о своих проблемах

1

2

3

4

5

Ваши родители жалуются кому-то на Вас

1

2

3

4

5

Вы считаете, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах

1

2

3

4

5

Вы считаете, что делаете то, что должны делать в жизни

1

2

3

4

5

Вы считаете, что каждый человек от чего-то зависим

1

2

3

4

5

Вы умеете вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать

1

2

3

4

5

Вы ругаете себя за поспешные решения

1

2

3

4

5

Вы чувствуете беспомощность. Вам нужно, чтобы кто-нибудь был рядом

1

2

3

4

5

Вы чувствуете вялость, апатию: все, что раньше волновало Вас, стало безразличным

1

2

3

4

5

Ваши родители хотели бы, чтобы Вы стали другим, изменились

1

2

3

4

5

Вы чувствуете себя порою настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете

1

2

3

4

5

Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни

1

2

3

4

5

Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, то Вы присоединились бы к ним

1

2

3

4

5

Если Вам что-то сильно досаждает, то, по-вашему, лучше стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь

1

2

3

4

5

Если Вы сделаете что-нибудь не так, Ваши родители постоянно и везде говорят об этом

1

2

3

4

5

Вы говорите глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие

1

2

3

4

5

Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено

1

2

3

4

5

Когда вам нужно сделать что-то по дому, Вы просто не делаете этого

1

2

3

4

5

Когда Вы должны что-то осуществить, Вас охватывает страх перед провалом: вдруг не получится

1

2

3

4

5

Прежде, чем высказать что-то приятелям, Вы должны убедиться в собственной правоте

1

2

3

4

5

Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо

1

2

3

4

5

Увлекаетесь лекарствами, когда заболеете

1

2

3

4

5

У Вас такое чувство, что Вы злитесь на весь мир

1

2

3

4

5

Характеристика «симпатичный, приятный человек» подходит Вам больше, чем «надежный вожак»

1

2

3

4

5

У Вас мало собственных убеждений и правил

1

2

3

4

5

Прямые утверждения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 30, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57.

Обратные утверждения: 10,16, 18, 24, 25, 27, 31, 32, 36, 38, 46, 52.

В обратных утверждениях 1 соответствует 5, 2 соответствует 4 и наоборот.

Суммируйте баллы.

Результат свыше 150 баллов указывает на риск формирования химической зависимости от табака, алкоголя, наркотиков. Школьники, набравшие свыше 150 баллов, нуждаются в специально организованных психопрофилактических занятиях, направленных на формирование антинаркотического барьера.

Дата поступления статьи в редакцию: 18 февраля 2013 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62017. Великая Отечественная Война. Жертвенный подвиг солдата. Военно-историческая реконструкция 15.86 KB
  Цели и задачи мероприятия: Рассказать учащимся о смысле военного подвига и жертвы жизни за Родину. Военно-историческая реконструкция одного из боев отряда разведчиков Красной Армии с отрядом немецкой пехоты в лесной местности осенью 1943 года с комментариями происходящего.
62023. Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству 19.27 KB
  Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе. Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Лекция: Сегодня как никогда активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания...