69990

ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Научная статья

Психология и эзотерика

В статье раскрываются культурологический и средовой подходы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как фактора развития ответственного социального поведения учащихся.

Русский

2014-10-13

99.5 KB

9 чел.

ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Е.Н. Чернова

Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, г. Минск

В статье раскрываются культурологический и средовой подходы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как фактора развития ответственного социального поведения учащихся. Представлены принципы, конкретизирующие данные подходы: гарантирующие потребности общества и отражающие потребности личности.

In article culturological and environmental approaches of formation of an organizational regulating component of the school educational environment as factor of development of responsible social behavior of pupils reveal. The principles concretizing these approaches are presented: guaranteeing requirements of society and reflecting needs of the personality.

На формирование ответственности ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и социальная ее составляющая: родители, товарищи, педагоги, общественность. Учреждению образования принадлежит функциональная роль в активном становлении личности учащегося, формировании его мировоззрения, развития ответственности и положительного отношения к нормам и правилам. Социальный опыт, получаемый детьми в школьный период (а именно на данном этапе онтогенеза закладываются нравственные основы социального поведения), создает благоприятные предпосылки для развития чувства ответственности. Поэтому вопросы обеспечения безопасности, регулирование действий и поведения учащихся приобретают все большую актуальность.

Образовательная среда является важным компонентом жизненного пространства учащегося, в котором осуществляется самореализация и социализация его личности. Для успешного осуществления данных процессов необходимы условия, при которых все субъекты образовательной среды чувствовали бы ответственность за свое поведение. Вместе с тем существует ряд проблем, к числу которых относятся недостаточная информированность учащихся о нормах ответственного поведения, правах и обязанностях, которые способствовали бы стремлению к ответственности и принятию самостоятельных решений; устремление учащихся к большей самостоятельности и свободе и неумение реализовать ее в соответствии с нормами ответственного социального поведения; потребность педагогов в соблюдении учащимися правил, сформированности положительного к ним отношения и отсутствие у детей личной значимости соблюдения школьных правил; недостаточная организация школьной среды для обеспечения безопасности субъектов в учреждении образования. Последнее обстоятельство выражается:

– в особенностях проектирования типовых школьных зданий (проекты 1935 – начала 90-х гг.) с жесткой объемно-планировочной структурой, которая не позволяет достаточно успешно приспособить их к требованиям обучения на II и III ступенях общего среднего образования; учебные зоны (секции) построены по линейному принципу (когда на ось коридора «нанизаны» учебные помещения (классы), иногда со значительным удалением друг от друга и отсутствием должной связи с универсальными помещениями), что делает практически невозможным постоянный контроль и наблюдение за учащимися со стороны педагогов. Кроме того, определенные трудности многоэтажной школы сопряжены с наличием так называемой кабинетной системы и связаны с перемещением больших потоков учащихся с этажа на этаж, из кабинета в кабинет [1; 2];

– наличии в учреждении образования мест, представляющих угрозу здоровью учащихся (так называемых зон опасности). К ним относятся: вход, выходы и пути эвакуации, места большого скопления учащихся (рекреации, лестничные пролеты, гардероб, актовый зал, столовая), технические помещения (чердак, подвал, щитовые), пришкольная территория (стадион, детская площадка, подходы к зданию школы, элементы ограждения, контейнерная площадка);

– отсутствии комплекса правил, обеспечивающих безопасность и защищенность учащихся;

– недостаточной сформированности у субъектов образовательной среды навыков взаимодействия друг с другом, а также в отсутствии достаточного количества информации для возможности предвидеть последствия своих действий и поведения.

Понятия ответственного социального поведения и безопасности тесно взаимосвязаны. С одной стороны, ответственные действия каждого человека обеспечивают безопасность не только себе, но и окружающим, с другой – безопасные условия жизнедеятельности снижают рост негативных действий человека и неблагоприятного воздействия на него окружающей среды. Поведение человека складывается из взаимодействий организма с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека (Б.Ф. Скиннер, А. Маслоу, К. Роджерс). В структуре мотивации социального поведения учащихся выделяется совокупность факторов психологического и социального плана, которые направляют и поддерживают активность ребенка, ориентированную на достижение какой-либо значимой для него, а также значимой для других людей социальной цели. Всякий поступок имеет два значения – «для самой личности и для других людей, поскольку влечет за собой поступки других людей» [3, с. 331]. Отсюда возникает необходимость прогнозировать собственные действия, предвидеть результаты своих поступков и нести за них ответственность.

С понятием «ответственность» соотносится понятие «социальная ответственность» «как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и готовность дать отчет за свои действия» [4, с. 25]. То есть человек, живя в обществе, обязан выполнять требования, предъявляемые ему обществом, быть ответственным за результаты своих поступков при умении анализировать возможные последствия.

Регулирование поведения учащегося через механизм ответственности находит свое выражение в ограничении и пресечении социально негативного поведения и стимулировании социально позитивного поведения [5]. Данные действия не только составляют механизм формирования ответственности у субъектов, но и обеспечивают их безопасность.

Организационно-регламентирующий компонент школьной образовательной среды как фактор развития ответственного социального поведения представляет собой специально создаваемую дихотомическую систему условий и возможностей, направленных на удовлетворение, с одной стороны, потребностей социума в ответственном социальном поведении граждан, воплощающемся в координации и упорядочивании их действий и поведения, учете благополучия других людей и понимании взаимозависимости друг от друга, и, с другой стороны, потребностей субъектов образовательной среды в безопасности, защищенности, пространственной ориентированности и эстетическом оформлении школьного окружения посредством создания системы правил, кодексов, партнерских соглашений, образцов норм и поведения, средств визуальной навигации, регулирующих действия субъектов [6; 7].

В качестве методологических оснований формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды выступают культурологический и средовой подходы. Введение культурологического подхода может обеспечить не только наличие знаний о правилах поведения, но и своевременную реализацию их в повседневной жизни, мотивированность к ответственному социальному поведению, способность своевременно предотвратить возникновение опасных ситуаций, а при необходимости – грамотно действовать в этих условиях. Культурологический подход концентрируется на принципах культуросообразности, продуктивности и мультикультурности [8].

Принцип культуросообразности заключается в насыщении организационно-регламентирующего компонента нормами и правилами поведения в обществе, правилами взаимоотношений между людьми и гарантируется созданием системы методического и нормативного обеспечения (правил, памяток, кодексов, рекомендаций и т.д.), разработанных с учетом культурных норм (языка изложения и формы предъявления). Принцип продуктивности направлен на создание условий для творческой практической деятельности субъектов образовательной среды и заключается в создании и реализации продукта – комплекса элементов организационно-регламентирующего компонента (правил, прав, обязанностей, инструкций, рекомендаций, средств визуальной навигации), основанного на выборе личностно значимых норм и ценностей, – и трансформирование их в общественно значимые. Здесь же находит место и принцип мультикультурности, предполагающий как сохранение и умножение культурных ценностей, норм и образцов ответственного социального поведения, нашедших отражение в различных видах культур: элитарной, массовой, субкультурах [9], так и принятие образцов этого поведения как жизненно важных. Гарантией реализации принципов продуктивности и мультикультурности выступает разработка элементов организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды с учетом культурных ценностей, норм и образцов поведения.

С позиции средового подхода [10; 11] организационно-регламентирующий компонент школьной образовательной среды опосредованно управляет процессом развития ответственного социального поведения учащихся через систему правил, прав, обязанностей, инструкций, рекомендаций, средств визуальной навигации. В научной литературе, посвященной средовому подходу, явно не прослеживаются исходные принципы, на которых базируется данный подход, однако на основе сравнительно-сопоставительного анализа можно выделить некоторые исходные характеристики среды, которые могут составлять позиции средового подхода. Это модельность, управляемость, динамичность, представленность во времени, открытость [12]; максимальная представленность признаков принадлежности к группе, роду, этносу, цивилизации [13]; гетерогенность и сложность, связность различных функциональных зон, индивидуализированность, символизм, аутентичность [14] и др.

Выделенные нами подходы и конкретизирующие их принципы определяют практические аспекты формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как фактора развития ответственного социального поведения учащихся, что позволило нам выделить специфические для формирования организационно-регламентирующего компонента принципы.

С целью удовлетворения потребностей социума в ответственном социальном поведении граждан, воплощающемся в координации и упорядочивании их действий и поведения, учете благополучия других людей и понимании взаимозависимости друг от друга, выделены следующие принципы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды.

Принцип согласованности предъявления требований к учащимся предполагает установление требований, единых ко всем учащимся, согласованных с имеющимися общественными нормами и правилами. Гарантией реализации данного принципа является разработка требований с учетом потребностей педагогов и учащихся в организации жизни в учреждении образования.

Принцип обеспечения осознаваемости школьных правил, прав и обязанностей предусматривает наличие положительной установки субъектов образовательной среды для соблюдения правил поведения, прав и обязанностей. Гарантией реализации данного принципа выступает внешняя активность личности в осмыслении правил и добровольном принятии обязанностей в сочетании с внутренней убежденностью в их необходимости и значимости. Это достигается активным участием субъектов (в первую очередь педагогов как носителей норм культуры) в соблюдении правил и обязанностей и ориентации на них учащихся путем личного примера.

Формирование организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как условия развития ответственного социального поведения учащихся будет успешным при условии заинтересованности и участия всех субъектов образовательной среды. Для достижения данной цели был выделен принцип общности достижения цели, который предусматривает объединение усилий всех субъектов по реализации миссии учреждения образования в выпуске гармоничной и социально ориентированной личности учащегося, обладающего навыками ответственного социального поведения. Гарантией реализации данного принципа является вовлеченность всех субъектов образовательной среды в разработку правил, прав, обязанностей, инструкций и рекомендаций и трансляции их в образовательную среду учреждения образования.

Принцип полноты визуальной навигации в пространстве учреждения образования предполагает создание условий для доступа к школьным помещениям, выбора способа действий и определения дóлжной линии безопасного поведения, что гарантируется созданием системы средств визуальной навигации.

Принцип полноты охвата регуляторами ответственного социального поведения (школьными правилами, правами, обязанностями, инструкциями и рекомендациями) – предполагает наличие комплекса правил, прав и обязанностей, инструкций и рекомендаций для учащихся и педагогических работников, характеризующихся адресностью (для учащегося, педагога, директора и т.д.), объектностью (отражает вопросы безопасности жизни и здоровья, учебной, культурно-досуговой деятельности, бытовой и социальной сфер), информативностью (информация о способах защиты прав, последовательности действий при возникновении ситуаций техногенного характера и т.п.). Гарантией реализации данного принципа является разработка и предъявление комплекса регуляторов ответственного социального поведения, охватывающих различные сферы жизнедеятельности субъектов в образовательной среде учреждения образования, регламентирующих их действия и регулирующих поведение.

С целью удовлетворения потребностей субъектов образовательной среды в безопасности, защищенности, ориентированности и эстетическом оформлении школьного окружения выделены следующие принципы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды.

Принцип безопасности и защищенности заключается в обеспечении охраны жизни и здоровья субъектов образовательной среды через создание безопасного пространства для самовыражения и гармоничного развития учащихся посредством разработки и предъявления комплекса правил безопасного поведения и средств визуальной навигации эвакуационной направленности. Гарантия реализации потребности в защите как базовой потребности связана с комфортностью обстановки, признанием ценности личности каждого субъекта образовательной среды через создание необходимого безопасного пространства для самовыражения, защиты своих прав, для естественного, здорового и гармоничного развития учащихся, понимания субъектами необходимости координации своих действий с другими людьми, учета их благополучия, упорядочивания своего поведения в соответствии с нормами и правилами; создание условий для приобретения умений действовать в различных ситуациях. Возможность реализации данного принципа предоставляют поведенческие тренинги и ситуационные игры, направленные на формирование культуры поведения, разрешение поведенческих ситуаций, разработка правил безопасного поведения.

Принцип стилистической индивидуальности обеспечивается соблюдением единства стилевого решения элементов организационно-регламентирующего компонента. Гарантия реализации данного принципа достигается ориентацией на определенный стиль изложения с учетом возрастного состава субъектов образовательной среды.

Принцип гендерной и возрастной направленности обеспечивает условия для половозрастной идентификации личности учащихся. Это означает, что образовательная среда учреждения образования не должна быть ориентирована на обезличивание адресности информации (употребление выражений «обучающиеся», «учащиеся», «гимназисты»). Гарантией реализации принципа является наличие стимулов (художественных и информационных), направленных на отождествление каждым учащимся себя, принадлежащим к определенному возрасту и полу (мужскому или женскому).

Принцип визуализации предъявления элементов организационно-регламентирующего компонента реализуется в представлении элементов компонента субъектам образовательной среды с опорой на зрительный анализатор человека и применение для их демонстрации информационных носителей. Исходя из установленного факта, что человек посредством зрения воспринимает до 80 % информации, гарантией реализации данного принципа предъявления выступает обеспечение визуального восприятия элементов компонента (правил, прав, обязанностей, инструкций, рекомендаций).

Принцип пространственной ориентированности обеспечивает условия восприятия содержания элементов организационно-регламентирующего компонента, что достигается правильно организованным их размещением в пространстве учреждения образования.

Принцип семантического цветоположения предусматривает оформление элементов компонента с опорой на законы восприятия цвета и образа. Гарантией реализации является использование ярких, теплых, насыщенных тонов, акцентирующих внимание субъектов образовательной среды, оказывающих влияние на эмоционально-рациональную сферу личности.

Принцип творческой реализации замысла предусматривает креативный подход к оформлению элементов организационно-регламентирующего компонента, использование необычной конфигурации формы и содержания. Гарантией реализации данного принципа выступает применение художественных и аудиовизуальных средств, бегущей строки, музыкального оформления школьного звонка и т.п.

Таким образом, нами выделены принципы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как фактора развития ответственного социального поведения учащихся, задающие требования к организации данного компонента в учреждениях общего среднего образования.

Список использованных источников

1. Грашин, А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды : учеб. пособие / А.А. Грашин. – М. : «Архитектура-С», 2008. – 296 с.

2. Здания общеобразовательных учреждений. Состав и площади помещений. Правила проектирования : ТКП 45-3.02–1–2004*(02250). – Минск : Мин-во архитектуры и строит-ва Респ. Беларусь, 2009. – III, 34 с.

3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов ; послесл. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцова ; Рос. акад. наук, ин-т психологии. – М. : Наука, 1999. – 350 с.

4. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев ; под ред. В.Е. Семенова. – Л. : Наука, Ленингр. отд-е, 1983. – 240 с.

5. Губачев, М.Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориентаций современного общества : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / М.Н. Губачев ; Башкир. гос. ун-т . – Уфа, 2004. – 21 с.

6. Чернова, Е.Н. Организационно-регламентирующий компонент школьной образовательной среды / Е.Н. Чернова // Адукацыя i выхаванне. – 2010. – № 4. – С.  66–73.

7. Чернова, Е.Н. Развитие ответственного социального поведения учащихся в условиях школьной образовательной среды» / Е.Н. Чернова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 1. – С. 52–64.

8. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М. : Нар. образование, 2000. – 272 с.

9. Бондырева, С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества : учеб. пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 276 с.

10. Мануйлов, Ю.С. Средовый подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 36–41.

11. Шек, Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия ее освоения : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.Г. Шек. – Елец, 2001. – 148 с

12. Песоцкий, Ю.С. Организационно-дидактические основы развития высокотехнологической образовательной среды / Ю.С. Песоцкий. – М. : МГПУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 117 с.

13. Масюкова, Н.А. Принципы пространственно-предметной организации образовательной среды / Н.А. Масюкова // Архитектура и строительство. – 2009. – № 1–2. – С. 46–51.

14. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.

Дата поступления статьи в редакцию:

Подпись автора


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79940. Транспортные договоры. Транспортное законодательство 242 KB
  Морские порты выполняют широкий круг транспортных операций: погрузку разгрузку и обслуживание заходящих в порт судов транспортноэкспедиторские и складские операции с грузами перевалку грузов между разными видами транспорта обслуживание пассажиров морских судов а также местные перевозки грузов и пассажиров на судах порта. Договор перевозки груза его особенности и виды Гражданский кодекс воспроизводит традиционное правило транспортного права согласно которому перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки и дает этому...
79941. Ответственность. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности 105 KB
  Такие меры понуждения к реальному исполнению обязательств нельзя считать ответственностью поскольку обязанность реального исполнения вытекает непосредственно из самого обязательства а ответственность должна выражаться в какомто дополнительном бремени. Долгое время в нашем законодательстве использовался принцип реального исполнения обязательств когда уплата неустойки и возмещение убытков не освобождали должника от исполнения обязательства в натуре. Если уплата неустойки и возмещение убытков вызваны ненадлежащим исполнением обязательства...
79942. Конкуренция. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции 91.5 KB
  Одной из мер направленных на развитие конкуренции является поддержка малого и среднего предпринимательства. Дистанционное обучение для инвалидов по доступным ценам Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства входит в деятельность органов государственной власти РФ органов государственной власти субъектов РФ органов местного самоуправления и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти действия...
79943. Введение в Коммерческое право. Понятие коммерции и ее функции 68.5 KB
  Преподавание торгового права было прекращено а само понятие изъято из употребления. Поэтому в стране было вновь возобновлено преподавание коммерческого права. Указывая на то что коммерческая деятельность является разновидностью деятельности предпринимательской следует отметить что предпринимательство гораздо шире коммерции поскольку прибыль можно получать от выполнения работ оказания услуг от доходов на имущество а не только от продажи товаров Понятие коммерческого права и...
79944. Субъекты коммерческой деятельности. Юридическое лицо как субъект коммерческой деятельности 266 KB
  23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан осуществляемой без образования юридического лица соответственно применяются правила которые регулируют деятельность юридических лиц являющихся коммерческими организациями. Индивидуальный предприниматель физическое лицо обладающее гражданской правоспособностью зарегистрированное в установленном законом порядке...
79945. Товар как объект коммерческого права. Понятие товара 143 KB
  Перечень товаров которые не могут находиться в торговом обороте определен Указом Президента РФ О видах продукции работ услуг и отходов производства свободная реализация которых запрещена № 179 от 22. Данный указ был принят в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности см. к товарам полностью произведенным в данной стране относит следующие виды продукции: полезные ископаемые...
79946. Познавательные психические процессы 84 KB
  Познавательные процессы как отдельные виды деятельности; 2. Познавательные процессы как отдельные виды деятельности Ощущение восприятие внимание память воображение мышление речь это важные компоненты любой деятельности человека. Они не просто в ней участвуют но и в ней развиваются а также представляют собой отдельные виды деятельности а также относятся к общим способностям человека. Виды деятельности: игра учеба труд общение саморазвитие.