69991

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья

Психология и эзотерика

Проведен анализ эмпирических материалов взаимосвязи субъектности студентов в учебной деятельности и академической успеваемости. Описаны эмпирические признаки субъектности студентов у студентов по различным профилям образования.

Русский

2014-10-13

130 KB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT1

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.Ю. Шлыкова

БГАТУ, г. Минск;

Н.О. Ларионова

ГрГУ имени Янки Купалы, г. Гродно

В статье изложено проблемное поле исследования субъектности в учебной деятельности, а так же описание методического инструментария психодиагностики студенческой молодежи по вопросам учебной субъектности. Проведен анализ эмпирических материалов взаимосвязи субъектности студентов в учебной деятельности и академической успеваемости. Описаны эмпирические признаки субъектности студентов у студентов по различным профилям образования.

The article described the problem field study of subjectivity in educational activity, a description of methodological tools for the study of student learning subjectivity. The analysis of the empirical material relationship subjectivity of students in learning activities and academic performance. Describes the empirical signs of subjectivity of students of students in different purposes of education.

Современная система высшего образования в Республике Беларусь претерпевает значительные изменения. Реформирование высшей школы происходит постепенно и направлено на реализацию компетентностного подхода в образовании, в рамках которого студент вуза выступает как субъект учебной деятельности и собственного профессионального становления. Трансформируются цели и содержание образования, происходит ориентация на формирование творческого, инициативного, свободного и ответственного обучаемого.

В современных условиях одной из главных задач становится ориентация на такое обучение, при котором акцент с передачи готового знания переносится на развитие креативности, мобилизацию творческого потенциала студентов при усвоении профессиональных знаний, умение применять их на практике, то есть превращение его  в подлинного субъекта деятельности и жизнедеятельности. Возрастающее значение в учебной деятельности студента играет самостоятельная работа, участие в научных исследованиях, непрерывное самообразование, в том числе и после окончания вуза.

Однако в психолого-педагогической литературе, которая посвящена проблемам обучения в вузе, его результативности, нередко упоминается о снижающейся студенческой активности. Нередко отмечается пассивность студентов на лекционных и семинарских занятиях, отсутствие инициативности в изучении дисциплин, нежелание проявлять самостоятельность в освоении содержания обучения, как в рамках учебной программы, так и сверх нее, снижение мотивации к обучению. Данные особенности связываются с неполной освоенностью учебной деятельности в целом и отдельных ее компонентов, с недостаточностью развития самостоятельности в постановке учебных задач, ответственности за учебные действия и поступки [6, 9, 15].

По нашему мнению, данная проблема может быть успешно реализована путем формирования субъектности студентов в учебной деятельности.

В психологии методологическая основа изучения субъекта и субъектности была  заложена С.Л. Рубинштейном, который преобразовал гегелевскую категорию субъекта как источника активности, самодвижения и саморазвития сознания из гносеологической в онтологическую и определил ее как высшее совершенное качество человека, занимающего центральное место в мире. Дальнейшее развитие категория субъект получила в трудах Ананьева Б.Г., .Леонтьева А.Н., Брушлинского А.В., Абульхановой К.А и др.

К.А. Абульханова предлагает различать два вида понимания субъекта: общее, связанное с его активностью, саморазвитием, самодеятельностью, самодетерминацией, и специальное, когда понятие субъекта употребляется для раскрытия качественной определенности тех отношений, в которые включен субъект и которые решаются посредством саморегуляции, то есть специфика субъекта психической деятельности, субъекта общения, деятельности, познания и т.д.[1, 2].

Постановка проблемы субъектности студентов в учебной деятельности принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и др. приводятся результаты теоретических обобщений и результатов экспериментов, которые позволяют охарактеризовать студенчество с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.

Субъектность студентов вузов в учебной деятельности – это системное качество студента, овладевающего новыми видами и формами деятельности и социальных отношений, обладающего комплексом индивидуальных личностных характеристик, которые отражают результативность осуществляемой деятельности, развиваются в ней, а также детерминируют способность к осознанному самостоятельному, ответственному, инициативному преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества. Она характеризует уровень успешности в реализуемых им видах деятельности, который является отражением его возможности по достижению целей и решению задач. Личность в качестве субъекта деятельности обнаруживает личностную способность организации деятельности и саморегуляции. Во внутриличностном плане для студента ощущение субъектности заключается в осознании значимости собственной роли в достижении успеха. Субъектность характеризуется свободой и осознанностью выбора той или иной стратегии поведения и ответственностью за него.

Субъектность студентов в учебной деятельности – интегративная характеристика личности, которая заключается в инициативном, самостоятельном подходе студента к учебным задачам и ответственности за выполненные учебные действия и поступки. Операционализация понятия «субъектность» представлена с учетом признаков, описанных в психологической литературе [6, 7,8, 10, 13, 14].

Целью исследования являлось изучение характеристик субъектности студентов в учебной деятельности и установление их взаимосвязи с академической успеваемостью.

В эмпирическом исследовании, которое проводилось в 2011-2012 гг., приняли участие 266 студентов, в том числе 173 девушки и  93 юноши, 2 курса дневной формы обучения ГрГУ имени Янки Купалы и ГрГМУ 5 профилей образования согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 "Специальности и квалификации", в том числе  профиль «Педагогика» - 47 студентов, профиль «Гуманитарные науки» - 30 студентов, профиль «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» - 106 студентов, профиль «Техника и технологии» - 39 студентов,  профиль «Здравоохранение» - 44 студента.

Исследование включало 3 этапа. На первом предварительном этапе составлялась его программа, уточнялся объект и предмет исследования, а также проверялась эффективность диагностического инструментария и возможность применения статистических методов обработки данных. Второй этап включал исследование субъектных характеристик студентов высшей школы и определение уровней академической успеваемости. Третий этап представлял собой анализ и интерпретацию полученных результатов.

На основе анализа психологической и психолого-педагогической литературы выделены теоретические положения, определившие существенные характеристики субъектности в учебной деятельности:

  1.  потенциальная учебная активность, которая характеризует проявления активности, детерминированной самим субъектом учебной деятельности, выражает индивидуальное соотношение учебной мотивации и обучаемости, т.е. легкости и скорости усвоения социокультурного опыта, а также самооценки скорости и качества выполнения учебных действий в ситуации подготовки к экзаменам либо работы на занятиях. Данная характеристика определяет скрытую, непосредственно не наблюдаемую потенциальную готовность к определению и реализации учебных задач [7, с.99];
  2.  ответственность, которая выражается в интернальной  локализации контроля, характеризующей умение личности брать на себя ответственность за происходящие с ней события в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и за  выполненные учебные действия и поступки. Люди, обладающие интернальным, т. е. внутренним, локусом контроля, более уверенны в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленных целей, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Организаторские и коммуникативные качества у них развиты в достаточной степени [3, с. 45], [14, с.92];
  3.  автономность – характеристика личности, позволяющая ей при выполнении деятельности опираться на собственные знания, суждения, личные качества, проявлять самостоятельность в решении жизненных задач[13, с.80-102];
  4.  общий уровень саморегуляции или степень осознанной саморегуляции – интегральная характеристика индивидуальной саморегуляции, которая отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью [10, 11].

Основной гипотезой нашего исследования выступало предположение о наличии статистически значимой взаимосвязи между академической успеваемостью студентов и выделенными критериями субъектности в учебной деятельности. Также мы предположили, что значимых различий в содержании существенных характеристик субъектности в учебной деятельности студентов различных профилей образования не существует.

При отборе и конструировании методик мы исходили из требований адекватности методического инструментария цели и задачам исследования, обеспечения надежности и достоверности полученных результатов, позволяющих принять или отклонить выдвинутую гипотезу. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью: 1) вопросника учебной активности EAQst, предложенного Волочковым А.А. [7], 2) методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, модифицированная для студентов [3], 3) опросника «Автономности-зависимости» для юношеского возраста и взрослых, разработанный Г.С. Прыгиным [13], 4) опросника «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ, разработанная Моросановой В.И. [11].

На следующем этапе нашего исследования респондентам предлагалось ответить на вопросы методик, по результатам обработки которых с помощью методов описательной статистики для более наглядной интерпретации составлена диаграмма.

Результаты сравнения средних показателей у студентов по различным профилям образования по выделенным нами характеристикам субъектности студентов в учебной деятельности представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Средние показатели характеристик субъектности студентов различных профилей образования.

1-Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства. 2-Педагогика 3-Здравоохранение. 4 – Техника и технологии. 5 – Гуманитарные науки

С помощью статистического анализа данных с использованием Н-критерия Крускала-Уоллиса значимых различий по показателям интернального локуса контроля (Н=0,84, р=0,9746), потенциальной учебной активности (Н=7,85, р=0,1645), автономности-зависимости (Н=8,097, р=0,151) не выявлено. Однако определены значимые различия по показателям общего уровня саморегуляции =13,64, р=0,02).

С целью выявления тенденций изменения показателя общего уровня саморегуляции по специальностям было проведено попарное сравнение групп по профилям образования. В результате сравнения с помощью U-критерия Манна-Уитни выявлены значимые различия общего уровня саморегуляции у студентов профилей “Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства” и “Педагогика” (U=1832,5, р=0,009) и студентов профилей “Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства” и “Гуманитарные науки” (U=1028, р=0,0032).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что не существует значимых различий характеристик субъектности учебной деятельности у студентов различных профилей образования, частично подтвердилась. Однако следует отметить, что существуют значимые различия общего уровня саморегуляции у студентов профилей «Коммуникация. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» и «Педагогика», а также профилей «Коммуникация. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» и «Гуманитарные науки».

Следующий этап включал в себя анализ программно-методической документации эмпирической базы исследования с целью изучения специфики обучения студентов различных профилей образования и определения академической успеваемости респондентов. Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. По мнению Бойко Е.А. успеваемость – это «соответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка обучения – цепочки занятий, посвященных изучению одной темы, или раздела курса, учебной четверти, семестра, года» [5, с.34]. И.П. Ильин приводит два критерия успешности учебной деятельности - быстроту и точность выполнения заданий. Оба эти критерия находят свое отражение в академической успеваемости [5, с.33]. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Академическая успеваемость студентов определяется средним баллом оценок, полученных во время сдачи экзаменационной сессии. С целью избегания влияния случайных факторов (трудность предмета, стрессовая ситуация во время экзамена и т.д.) и для более эффективной оценки академической успеваемости респондентов нами были определены средние баллы студентов за две сессии. Путем нелинейной нормализации с определением z-оценок были выделены три группы студентов по уровню академической успеваемости. Респонденты, средний балл которых за две сессии составил от 4,2 до 5,3 - низкий уровень успеваемости, от 5,35 до 7,85 – средний уровень, от 7,875 до 9,8 – высокий уровень академической успеваемости.

Нами был осуществлен корреляционный анализ данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1. Взаимосвязь академической успеваемости студентов и характеристик субъектности в учебной деятельности

Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet1) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000

Valid

Spearman

t(N-2)

p-level

Академическая успеваемость & Интернальный локус контроля

266

-0,001854

-0,030120

0,975994

Академическая успеваемость & Потенциальная учебная активность

266

0,263459

4,437484

0,000013

Академическая успеваемость & Автономность-зависимость

266

0,217222

3,615778

0,000359

Академическая успеваемость & Общий уровень саморегуляции

266

0,135546

2,222870

0,027072

Обнаружена положительная корреляция между академической успеваемостью студентов и потенциальной учебной активностью (r=0,26, р=0,000013), автономностью-зависимостью (r=0,22, р=0,000359), общим уровнем саморегуляции (r=0,14, р=0,027072). Взаимосвязи между академической успеваемостью и интернальным локусом контроля не выявлено (r=-0,001854, р=0,975994). Следовательно, чем выше уровень академической успеваемости студентов, тем выше у них показатели потенциальной учебной активности, автономности, общего уровня саморегуляции.

Далее с целью выявления взаимосвязи между показателями интернального локуса контроля с другими характеристиками субъектности студентов в учебной деятельности нами был осуществлен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Полученные данные представлены в таблице 2.

Обнаружена положительная корреляция между показателями интернального локуса контроля и потенциальной учебной активностью (r=0,22, р=0,000338), автономностью-зависимостью (r=0,16, р=0,010861), общим уровнем саморегуляции (r=0,26, р=0,000021). Следовательно, чем больше выражен интернальный локус контроля у студентов, тем выше показатели потенциальной учебной активности, автономности-зависимости, общего уровня саморегуляции.

Таблица 2. Взаимосвязь показателей интернального локуса контроля с другими характеристиками субъектности студентов в учебной деятельности.

Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet1) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000

Valid

Spearman

t(N-2)

p-level

Интернальный локус контроля & Потенциальная учебная активность

266

0,216190

3,597755

0,000383

Интернальный локус контроля & Автономность-зависимость

266

0,155953

2,565324

0,010861

Интернальный локус контроля & Общий уровень саморегуляции

266

0,257375

4,327647

0,000021

Следовательно, мы можем говорить о том, что ответственность студентов, характеризующаяся интернальной локализацией контроля косвенно влияет и на академическую успеваемость.

Таким образом, гипотеза о том, что существует статистически значимая взаимосвязь между академической успеваемостью студентов и выделенными критериями субъектности в учебной деятельности, а именно потенциальной учебной активностью, интернальным локусом контроля, автономностью-зависимостью, общим уровнем саморегуляции, подтвердилась.

Выводы. Субъектность студентов в учебной деятельности – это интегральная характеристика личности, которая заключается в самостоятельном, инициативном подходе студента к учебным задачам и ответственности за учебные действия и поступки. Субъектность студентов в учебной деятельности выступает как разновидность целостной субъектности конкретной деятельности, которая является результатом синтеза различных видов и проявлений субъектности, наиболее существенных именно в сфере учебной деятельности. Существенными характеристиками субъектности в учебной деятельности выступают: 1) ответственность за учебные действия и поступки, которая выражается интернальной локализацией контроля, 2) потенциальная учебная активность, то есть готовность к постановке и выполнению учебных задач; 3) автономность, личностная характеристика, которая позволяет проявлять самостоятельность в постановке и решении различных задач, в том числе и учебных; 4) общий уровень саморегуляции - интегральная характеристика индивидуальной саморегуляции, которая отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью.

Анализ эмпирических материалов позволил выявить различия в содержании учебной субъектности по критерию общего уровня саморегуляции студентов разных профилей образования. У студентов профилей «Педагогика» и «Гуманитарные науки» средние показатели общего уровня саморегуляции ниже, чем у студентов профиля «Коммуникация. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства».

Существует взаимосвязь между показателями потенциальной учебной активности, общего уровня саморегуляции, автономности-зависимости студентов и академической успеваемостью. Также выявлена положительная взаимосвязь между интернальным локусом контроля и общим уровнем саморегуляции, автономностью-зависимостью и потенциальной учебной активностью.

Полученные нами результаты исследования позволяют предположить, что стимулирование существенных характеристик субъектности студентов в учебной деятельности может привести к повышению результативности обучения в вузе, студенческой активности по освоению профессии.

Литература

  1.  Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой.–М.: ПЕРСЭ, 2002.–С. 34–50.
  2.  Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского.–М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. –С. 270–374.
  3.  Батаршев, А.В. Психология личности и общения. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
  4.  Богданович, Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: история и современное состояние/ Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – С.58-84.
  5.  Бойко, Е. А. Функциональные асимметрии и успешность школьного обучения [Текст]: монография / Е. А. Бойко. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 104 с.
  6.  Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: Учеб.пособие/ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Тесей, 2003. – 352с.
  7.  Волочков, А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход [Текст]: монография/ А.А. Волочков. – Пермь, 2007. – 376с.
  8.  Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2004. – 384с.
  9.  Корчалова, Н.Д. Самоуправление учебной деятельностью студентов: право на высказывание/ Н.Д. Корчалова// Учебная деятельность студента университета: от управления к самоуправлению: Материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 22-23 апреля 2009г.)/ под ред. Н.Д. Корчаловой, И.Е. Осипчик. – Мн.: Изд.центр БГУ, 2009. – С.21-27.
  10.  Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 2001. – 214с
  11.  Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 118-127.
  12.  Психология и педагогика высшей школы: Учебное пособие / Отв.ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544с.
  13.  Прыгин, Г.С. Психология самостоятельности [Текст]: монография / Г.С. Прыгин. – Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. – 408с.
  14.  Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.– СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
  15.  Учебная деятельность студента университета: от управления к самоуправлению: Материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 22-23 апреля 2009г.)/ под ред. Н.Д. Корчаловой, И.Е. Осипчик. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 348с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

407. Разработка сети кампуса с выходом во внешнюю среду 955 KB
  Список оборудования и линий связи. Сети кампуса объединяют множество сетей различных отделов одного предприятия в пределах одного здания или в пределах одной территории. Сеть разрабатывалась на основе структурированной кабельной системы.
408. Схема модификации резонаторного фильтра для использования в полосовых структурно-перекрытых реализациях фильтров 178.5 KB
  Коэффициенты передачи в выходные узлы можно вычислить методом графов, так как данная схема довольно проста. Формула Мейсона представляет собой отношение произведения коэффициентов передачи ветвей. Для вычисления γ12 выделим в отдельную схему элементы и связи между ними.
409. Анализ и прогнозирование деятельности предприятия ремонтная организация 413 KB
  Возможности организации (резюме). Правовое обеспечение деятельности организации. Стратегия финансирования. Организационный план, конкуренция и рынок сбыта. Оценка рисков и страхования.
410. Исследование таблично заданной функции 669.5 KB
  Дана система линейных алгебраических уравнений шестого порядка. Найти ее решение методом простых итераций с заданной точностью E. Выполнить проверку истинности полученного решения. Метод простых итераций.
411. Разработка программы Кафе с использованием классов на языке программирования С# 417.5 KB
  Автоматизация деятельности кафе на основе объектно-ориентированного подхода, а также получение навыков в реализации этого подхода, проектировании и реализации схемы данных. Проектирование иерархии классов и интерфейсов на основе выделенных сущностей.
412. Проектирование передаточного и кулачкового механизма зубострогального станка 516.5 KB
  Проектирование передаточного зубчатого механизма зубострогального станка. Расчет выходных характеристик и координат профиля кулачка. Расчет вспомогательных элементов (радиуса ролика и пружины). Синтез эвольвентной зубчатой передачи.
413. Инженерные решения в разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом 320.5 KB
  Решения инженерных задач горной промышленности. Принятия управленческих и проектных решений в недропользовании на примере открытых горных работ, формирующих наибольшую нагрузку на окружающую среду.
414. Теория и практика социальной психологии 621 KB
  Психологические характеристики социальных групп, психология личности, закономерности общения и деятельность людей, взаимодействия больших (наций, групп) и малых социальных групп, межличностные отношения и развитие социальных установок.
415. Розробка електронної системи бібліотечної картотеки 621 KB
  Створення електронної системи бібліотеки, де всі дані про читачів і книги зібрані в базі даних, і куди при необхідності можна легко заносити, змінювати та видаляти дані. Електронна система з одержання, та повернення книг.