70

Учет и контроль материальных запасов бюджетных учреждений

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Теоретические основы учета и контроля использования материальных запасов в бюджетных учреждениях. Организация учета и контроля использования материальных запасов на примере муниципального бюджетного учреждения Центральная районная больница Миякинского района республики Башкортостан

Русский

2012-11-14

49.1 KB

206 чел.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы учета и контроля использования материальных запасов в бюджетных учреждениях

  1. Экономическая сущность материальных запасов, их оценка и классификация
  2. Документальное оформление поступления и списания материальных запасов
  3. Синтетический и аналитический учет материальных запасов

Глава 2. Организация учета и контроля использования материальных запасов на примере муниципального бюджетного учреждения «Центральная районная больница Миякинского района республики Башкортостан»

  1. Экономическая характеристика деятельности учреждения
  2. Учет материальных запасов в МБУ Миякинская ЦРБ
  3.  Организация последующего контроля за движением материальных запасов
  4.  Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации
  5. Анализ использования материальных запасов в МБУ Миякинская ЦРБ

Глава 3. Проблемы по управлению материальными запасами и пути их решения

  1. Проблемы управления материальными запасами
  2. Внедрение современных средств автоматизации и анализа материальных запасов
  3. Заключение

Список использованной литературы и других источников информации

Приложения


Введение

учет материальный запас бюджетный

Трудно представить учреждение, в деятельности которого не используются материальные запасы. Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов. Бюджетный учет осуществляется на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008г. № 148н (с изменениями от 01.01.2010г.), налоговый − на основании Налогового кодекса.

Первичные документы по поступлению материальных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за сохранностью и рациональным использованием материальных запасов.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что материальные запасы составляют существенную часть стоимости имущества организации, а затраты материальных запасов составляют значительную долю в расходах бюджетных учреждений и в себестоимости производимой ими продукции и оказываемых услуг.

Целью ВКР является рассмотрение теоретических аспектов эффективности учета и контроля использования материальных запасов, и разработка мероприятий по совершенствованию сохранности материальных запасов.

Исходя из поставленной цели, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:

  1. исследовать теоретические и методические вопросы по обеспечению сохранности и контроля материальных запасов;
  2. обозначить нововведения 2010 года в учете материальных запасов;
  3. выявить основные проблемы рационального использования материальных запасов и определить возможные пути их решения;
  4. произвести анализ использования материальных запасов в бюджетном учреждении.

Объектом исследования стала муниципальное бюджетное учреждение «Центральная районная больница Миякинского района республики Башкортостан», период исследования 2007−2009 год, планирование на 2010 год.

Предметом исследования являются материальные запасы, используемые в учреждениях.

Методы исследования: логический, статистический, графический, табличный.

Источники исследования темы: Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, Законы РФ, Приказы Министерства финансов, Инструкция по бюджетному учету 148н, труды отечественных ученых в области учета материальных запасов, информационные ресурсы, данные годовой отчетности.

В первой главе рассмотрены теоретические основы учета и контроля использования материальных запасов в бюджетных учреждениях, на основании Инструкции по бюджетному учету 148н от 30.12.08г.

Вторая глава имеет практический характер; содержит общую характеристику учреждения; проведен учет и анализ использования материальных запасов; рассмотрены особенности последующего контроля за движением материальных запасов и оформления результатов инвентаризации.

В третей главе представлены мероприятия по внедрению современных средств автоматизации материальных запасов.

Все предложения и рекомендации носят конкретный характер, позволяющий осуществлять их практическое применение.

Результаты ВКР могут быть использованы для будущих исследований вопроса учета и контроля использования материальных запасов.

Объем ВКР составляет 71 страницы. Для иллюстрации ее содержания приведены: 14 таблиц, 6 приложений. Список используемой литературы насчитывает 30 источников.

Глава 1  контроль использования материальных запасов в бюджетных учреждениях

1.1 Экономическая сущность материальных запасов, их оценка и классификация

Материальные запасы − это один из видов нефинансовых активов бюджетных учреждений.

Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции № 148н от 30.12.2008г. (с изменениями от 01.01.2010г.):

Используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в соответствии с ОКОФ.

К таким предметам относятся:

  1. орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие) независимо от их стоимости и срока службы;
  2. бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;
  3. специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства − изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния независимо от их стоимости и срока службы;
  4. специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
  5. форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
  6. временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
  7. тара для хранения товарно-материальных ценностей;
  8. предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
  9. молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;
  10. многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ и готовая продукция [4, с. 10].

Для учета материальных запасов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для перепродажи, предназначен счет 010500000 «Материальные запасы».

Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

  1.  010501000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
  2.  010502000 «Продукты питания»;
  3.  010503000 «Горюче-смазочные материалы»;
  4.  010504000 «Строительные материалы»;
  5.  010505000 «Мягкий инвентарь»;
  6.  010506000 «Прочие материальные запасы»;
  7.  010507000 «Готовая продукция».

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. В фактическую стоимость материальных запасов, приобретенных за плату, включаются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ), а также стоимость информационных и консультационных услуг, таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; стоимость работ по доведению материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием) [10, с. 23].

Фактическая стоимость материальных запасов уменьшается или увеличивается на суммовые разницы, образующиеся до принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету, в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также затрат учреждения на доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Оценка материальных запасов, поступивших безвозмездно от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, а также от государственных и муниципальных организаций, между учреждениями разных уровней бюджетов, учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета осуществляется по фактической стоимости с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Оценка материальных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету [18, с. 153].

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов. Она исчисляется путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Документальное оформление поступления и списания материальных запасов

Материальные запасы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

Для выполнения производственной программы организации определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки . Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Поступающие в организацию материалы оформляются бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы − платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой − через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной.

Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления и после этого передают ответственному исполнителю по снабжению [11, с. 50].

В отделе снабжения по поступающим документам производят проверку соответствия объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения целесообразно вести журнал учета поступающих грузов. В нем указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций − экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика.

Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

В случаях, когда количество, качество или ассортимент прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет актом о приемке материалов (ф. 0315004), который служит основанием для предъявления претензий поставщику. В состав комиссии приглашают представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших в организацию без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передают в бухгалтерию учреждения для учета движения материальных ценностей, другой − в отдел снабжения или в бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» в акте заполняется в случае обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную (ф. 1−т), которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй − для оприходования материалов получателем; третий − для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату перевозки ценностей; четвертый служит основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов [23, с. 13].

Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию, к списанию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих документов:

  1. требования-накладной (ф. 0315006);
  2. меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
  3. ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
  4. ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  5. акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  6. акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
  7. путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007).

Требование-накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй − принимающему складу для оприходования ценностей [28, с. 14].

Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.

Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Меню-требование на выдачу продуктов питания применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данных о количестве довольствующихся лиц.

В заголовочной части меню-требования указывают коды категорий довольствующихся (группы), плановую стоимость одного дня, количество довольствующихся по плановой стоимости одного дня, плановую и фактическую стоимость на всех довольствующихся и численность персонала.

В содержательной части меню-требования отражают количество продуктов питания, подлежащих закладке по каждому виду блюд на завтрак, обед, полдник, ужин и для обслуживающего персонала, и общий расход продуктов питания на довольствующихся и на персонал. По каждому указанному показателю записывают количество порций, выходх-вес порций и виды расходуемых продуктов (мясо говядины, баранины, свинины, птицы, субпродукты мясные.

Заверенное установленными подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания, меню-требование утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком. Сведения из меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания.

Накопительная ведомость по расходу продуктов питания применяется для учета расхода продуктов питания в течение месяца и составляется по каждому материально ответственному лицу. Записи в ней производятся ежедневно на основании меню-требований на выдачу продуктов питания и других документов, прилагаемых к накопительной ведомости [10, с. 101].

В заголовочной и оформительной частях накопительной ведомости по расходу продуктов питания содержатся показатели предыдущей ведомости, а в содержательной части записываются наименование и код продуктов питания, числа месяца (дата выдачи продуктов), число довольствующихся, количество израсходованных продуктов, цена за единицу, сумма, количество прилагаемых штук меню-требований.

По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги и определяется стоимость израсходованных продуктов. Одновременно сверяется число довольствующихся: по детским учреждениям − с данными посещаемости детей, по лечебным учреждениям − со сведениями о наличии больных.

Итоговые данные ведомости по расходу продовольственных запасов по окончании месяца записываются в журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по приходу продуктов питания. Записи в ней производятся на основании первичных документов в количественном и стоимостном выражении. По окончании месяца в ведомости подводятся итоги.

Накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков.

В накопительной ведомости по приходу продуктов питания указываются: числа месяца (дата поступления продуктов), номер документа, сумма, всего по приходу, сведения о продуктах питания (наименование и код, единица измерения, количество, сумма), должность, подпись, расшифровка подписи лица, составившего и проверившего документ.

Ведомость на выдачу кормов и фуража применяется для выдачи в течение месяца кормов и фуража для кормления рабочего скота и других животных.

Каждая выдача кормов и фуража подтверждается подписью получателя. Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания выданных кормов и фуража в расход.

В ведомости построчно указывают дату выдачи кормов, вид животных, количество голов, единицу измерения по каждому наименованию корма (фуража), норму выдачи и количество выданных кормов, подпись получателя кормов.

Акт о списании материальных запасов применяется для списания с баланса материальных запасов на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения. Акт составляется комиссией, назначаемой приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения.

В акте построчно записывают наименование материалов, единицу измерения, норму расхода, количество, цену и стоимость по фактически израсходованным материалам, направление расхода и шифры дебетуемых и кредитуемых счетов. В заключительной части акта указывают прописью стоимость списываемых материалов и заключение комиссии [12, с. 15].

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря применяется для списания мягкого инвентаря, независимо от стоимости, и однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 3тыс. руб. до 20 тыс. руб.

Акт составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения. Списание производится при полной изношенности предметов с указанием причины списания. Акт оформляется в двух экземплярах, первый экземпляр сдается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

Путевой лист строительной машины применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате. Он также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и выдается на смену, день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляет диспетчер, механик, машинист.

Результаты работы и простоев строительной машины отражаются на оборотной стороне путевого листа и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка управления механизации, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

Путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю.

Выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Путевой лист специального автомобиля представляет собой основной первичный документ учета работы специального автомобиля и основание для начисления заработной платы водителю.

Форма рассчитана на выполнение задания у двух заказчиков и действительна только на один день (смену). Выписывается в одном экземпляре диспетчером или лицом, на это уполномоченным, и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

В путевом листе должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Раздел «Результаты работы автомобиля» заполняется лицами, отвечающими за эту работу. В раздел «Особые отметки» заносятся сведения об изменении задания, указанного в разделе «Задание водителю», сведения о сопровождающих лицах.

Отрывные талоны путевого листа заполняются организацией, которой принадлежит спецавтомобиль, и служат основанием для предъявления счета заказчику.

Путевой лист грузового автомобиля и путевой лист грузового автомобиля являются основными документами первичного учета, определяющими совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также служат для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Форма 0345004 (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам, а ф. 0345005 (повременная) − при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией − владельцем автотранспорта счета заказчику. К счету прилагают соответствующий отрывной талон.

Путевой лист остается в организации − владельца автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика, которые служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации − владельца автотранспорта и заказчики.

Путевые листы выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

Путевой лист автобуса необщего пользования является основным первичным документом учета работы автобуса необщего пользования по перевозке пассажиров. Он выписывается в одном экземпляре диспетчером и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

Путевой лист действителен только на один день или на одну смену. В документе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автобус. Путевой лист оформляется только для выполнения заказа одной организации.

Раздел «Результаты работы автобуса» заполняется при обработке путевых листов лицами, отвечающими за эту работу.

Журнал учета движения путевых листов применяется организацией для контроля за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий − в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

Организация последующего контроля за движением материальных запасов

Контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший период называют последующим, поскольку контролируются фактически совершенные операции. Такой контроль осуществляется на завершающей стадии процесса управления на основе исследования совершенных финансово-хозяйственных операций, их отражение в бухгалтерском учете и финансовой (бюджетной) отчетности, анализа и оценке итогов финансово-экономической деятельности. Он позволяет обеспечить эффективность управления. Основным назначением последующего контроля – выявление нарушений законодательства в истекшем периоде, установлении достоверности бюджетного учета и отчетности, сохранности имущества, хозяйственной целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнении предписаний вышестоящих и других органов управления. Последующий контроль отличается углубленным и комплексным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности и позволяет также выявлять недостатки предварительного и текущего контроля.

Одной из форм последующего контроля является ревизия, в ходе которой проводится сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период [21, с. 18].

Ревизия это инструмент финансово-экономического контроля, позволяющий наиболее плотно и глубоко исследовать и оценить содержание управления хозяйственными процессами, законность и целесообразность их осуществления, обеспечивающий сохранность имущества собственников и права участников финансово-экономических взаимоотношений. При ревизии проверяются все операции хозяйствующего субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов – от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Проведение ревизии дает практическую и техническую возможность не пропустить ни каких нарушений законодательства, правил ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении, хозяйственном ведении, оперативном управлении, в аренде или собственности учреждения, имеют большое значение для любого бюджетного учреждения. Без них невозможно нормальное функционирование учреждения. Их своевременное оприходование, списание, отражение операций по ним в бюджетном учете, а также обеспечение сохранности ценностей представляет интерес для ревизионных органов.

В ходе ревизии проверяется правильность составления и оформлении документов. Ревизорами проводится сопоставление данных по одному и тому же объекту материальных запасов, представленных в различных документах. Так сопоставляются данные инвентарных карточек, оборотных ведомостей, книг учета и журналов операций. Ревизионные службы проверяют, проводится ли инвентаризация материальных ценностей в установленные сроки, когда была проведена последняя инвентаризация, назначены ли должностные лица ответственные за сохранность этих ценностей, правильно ли эти ценности, списываются в расход, обеспечивают ли складские помещения и кладовые сохранность материальных ценностей, а также наличие и правильность составления договоров о материальной ответственности, порядок проведение инвентаризации в учреждении, в том числе проведение обязательной инвентаризации и правильность оформления ее результатов [27, с. 5].

В целом последующий контроль осуществляется в форме проверок и ревизий. Разделение контроля на проверки и ревизии весьма условно, поскольку ревизия является одной из разновидностей проверки.

Под проверкой следует понимать отдельные контрольные процедуры или их совокупность по исследованию состояния объекта контроля на определенном участке деятельности, выражаемые в сопоставлении фактических результатов контроля с данными, отраженными в учетных документах и регистрах.

Целями проведения проверки сохранности материальных ценностей контролирующими органами являются:

  1.  выявление фактического наличия имущества;
  2.  сопоставление фактического наличия имущества с данными бюджетного учета;
  3.  проверка полноты отражения в учете имущества;
  4. получение информации для проведения проверки расходования средств бюджета по различным подстатьям бюджетной классификации.

Проведение проверки сохранности материальных запасов контролирующими органами не ограничивается лишь фактической проверкой ценностей в натуре и представляет собой целый комплекс процедур, без которых невозможно объективно оценить результаты инвентаризации. Контролирующие органы интересует наличие приказа об учетной политике, отражения норм по бюджетному и налоговому учету в учетной политике учреждения, утверждение рабочего плана счетов и другие вопросы учета в организации. При этом следует обратить особое внимание бухгалтерских служб на необходимость своевременного внесения изменений в учетную политику.

Далее контролирующими органами исследуются:

  1.  наличие плана (графика) − схемы документооборота;
  2.  оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета ценностей на счетах;
  3.  используемые методы внутреннего контроля;
  4.  соблюдение сроков проведения инвентаризации ценностей и порядок оформления результатов инвентаризации;
  5.  правильность оформленных договоров о материальной ответственности с заведующими складами, кладовщиками и другими лицами, которым переданы под отчет материальные ценности;
  6.  наличие журналов, доверенностей и других документов [16, с. 9].

При проверке наличия и состояния регистров аналитического учета ревизором запрашиваются следующие документы: инвентарные карточки; описи инвентарных карточек; инвентарные списки; оборотные ведомости; накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания; книги учета материальных ценностей; книги регистрации боя посуды; журналы операций; инвентаризационные описи; акты на списание; раздаточные ведомости; сличительные ведомости.

Установление правильности проведения предыдущей инвентаризации начинается с проверки наличия в организации приказов на проведение инвентаризации материальных ценностей и назначении инвентаризационной комиссии. При этом следует помнить, что в состав инвентаризационной комиссии не может быть включено материально ответственное лицо.

При проверке правильности составления инвентаризационных описей внимание контролера сосредоточено на наличии подписей всех членов инвентаризационной комиссии (в противном случае результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными); присутствии визы председателя инвентаризационной комиссии на приложенных к реестрам документах; соблюдении требований законодательства по заполнению описей; проверке правильности арифметического подсчета итогов.

Инвентаризационные описи должны быть заполнены четко и ясно, без помарок, на каждой странице описи должны быть указаны прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях. Не допускается оставление в описях незаполненных строк, кроме того, на последней странице незаполненные строки должны быть прочеркнуты. На материалы, находящиеся на ответственном хранении или полученные для переработки, должны быть составлены отдельные описи.

После этого ревизоры переходят непосредственно к инвентаризации материальных запасов, перед проведением которой необходимо издать приказ о проведении инвентаризации.

Глава 3 Проблемы по управлению материальными запасами и пути их решения

  1.  Проблемы управления материальными запасами

Наиболее типичные ошибки, выявляемые при проведении анализа хозяйственной деятельности учреждения:

Ошибки в соблюдении и использовании методики учета материальных запасов, то есть отсутствие первичных документов и обязательных реквизитов в них; исправления в бухгалтерских проводках внесены без оформления, соответствующих справок; используемый вариант расчета не соответствует варианту, предусмотренному учетной политикой организации; отсутствуют договоры о материальной ответственности подотчетных лиц; не соблюдаются сроки проведения инвентаризации материальных запасов; не подтверждаются сальдо по счетам Главной книги, данным синтетического и аналитического учета; безвозмездно полученные активы не направлены на увеличение капитала.

Нахождение ошибок и их исправление, корректировка – очень сложная аналитическая процедура, требующая высокой профессиональной компетентности специалиста, осуществляющего ее.

Ошибки при ведении документооборота: неправильно оформленные первичные документы (не заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами). Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Ошибки при проведении инвентаризаций. Часто встречаемая ошибка – несоблюдение сроков проведения инвентаризаций. Ошибки в самой процедуре проведения инвентаризации.

А также ошибки:

  1. при составлении корреспонденции счетов. Ошибки в хронологии: хозяйственные операции отражены без соблюдения последовательности их совершения; хозяйственные операции отражены в зависимости от их содержания;
  2. при составлении и ведении баланса. Не проведен анализ финансового состояния и платежеспособности организации, анализ степени изношенности основных средств;
  3. при составлении бухгалтерской отчетности. Информация, содержащаяся в пояснительных записках, не существенна, нарушены сроки представление бухгалтерской отчетности, не публикуется квартальная бухгалтерская отчетность теми организациями, которые обязаны это делать.

Наибольшее количество ошибок в использовании методики расчета оценочных значений, ошибки в точности, полноте и соответствии данных, служащих основой для расчета оценочного значения. Используемая в расчете информация, противоречит данным бухгалтерского учета. Ошибки при выборе руководством экономического субъекта методов расчета оценочных значений. Не соблюдены правила анализа информации оценочных значений.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости, как в бюджетном, так и во внебюджетном учете [30, с. 45].


Заключение

По результатам написания выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:

  1. материальные запасы – это один из видов нефинансовых активов бюджетных учреждений;
  2. перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н от 30.12.2008г. (с изменениями от 01.01.2010г.);
  3. для учета материальных запасов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для перепродажи, предназначен счет 010500000 «Материальные запасы»;
  4. материальные запасы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства;
  5. для выполнения производственной программы организации определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции;
  6. отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию, к списанию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании соответствующих документов:
  7. бюджетные учреждения, на балансе которых есть материальные запасы, в том числе продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, это в первую очередь: больницы, школы, детские сады, детские дома;
  8. учет материальных запасов в учреждении МБУ Миякинская ЦРБ ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету (Приказ № 148н с изменениями и дополнениями на 01.01.10г.). При изучении предприятия видно, что используются счета бухгалтерского учета в корреспонденцией со счетами, рекомендуемые Инструкцией по бюджетному учету.
  9. первичная документация учета материальных запасов оформляется на основании типовых форм, которые имеют все необходимые реквизиты.
  10. результатом исследования является оценка внедрения методов по улучшению и эффективности использования материалов в МБУ Миякинская ЦРБ.
  11. соответственно, при компьютеризировании МБУ Миякинская ЦРБ, учет материальных запасов в учреждении станет намного проще и для материально ответственных лиц, и для руководителей в ходе проверки. Появится возможность работы в сети Интернет, для получения информации о новых методах и технологиях работы в «ЦРБ». Появится возможность находить поставщиков медикаментов, канцелярских товаров, хозяйственных товаров, ГСМ, мягкого инвентаря напрямую без посредников. Возможность ознакомиться с новыми законами и поправками к законам в здравоохранении, также не возможно без сети Интернет.
  12. основным направлением повышения эффективности использования материальных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий.
  13. рациональное использование материальных запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки.
  14. большое значение для сохранности материальных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.
  15. важное условие повышения эффективности использования материальных запасов – усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.
  16. по результатам анализа, если рассматривать показатели в динамике (данные таблицы 13), то можно сделать следующие выводы: сумма по статье «Материальные запасы» в 2009 году увеличилась на 658425,1 руб. по сравнению с аналогичным показателем в 2008 году.
  17. отклонения по статьям следующие – по статьям «Материальные запасы», «Строительные материалы», «Прочие материальные запасы» -изменение удельного веса в сторону увеличения., 2,86% (в абсолютной сумме 399949,86 руб.), 2,53% (в абсолютной сумме – 80201,94 руб.), 1,0% (в абсолютной сумме – 153588,00 руб.) соответственно.
  18. отклонения по статьям в сторону уменьшения – по следующим статьям «Продукты питания» (на 0,11% или на 21501,99 руб.); «Горюче-смазочные материалы» (на 2,35% или на 37696,37 руб.); «Мягкий инвентарь» (на 3,94% или на 40879,68 руб.).
  19. анализируя темп роста показателей, то в целом можно проследить положительную динамику роста, при этом особый интерес могут вызвать данные по двум статьям «Строительные материалы» по которой наблюдается резкое увеличение показателя и «Горюче-смазочные материалы» – по данной статье наблюдается резкое снижение показателя.

Таким образом, можно обобщить результаты, что учреждение должно стремиться к соблюдению норм материальных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток – к срыву деятельности организации.


Список использованной литературы и других источников информации

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Электронный ресурс СПС «Гарант»
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Электронный ресурс: СПС «Гарант»
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) с учетом изменений // Электронный ресурс СПС «Гарант»
  4. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  5. Приказ Минфина РФ от13.06.1995г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  6. Приказ Минфина РФ от13.06.1995г. № 49 Приказ Минздрава СССР от 2 июня 1987г. № 747 «Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР».
  7. Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
  8. Письмо Минфина РФ от 23 июля 2007г. № 02-14-10а/1911 об оформлении в бюджетном учете операции безвозмездной передачи материальных запасов между бюджетными учреждениями // Электронный ресурс СПС «Гарант»
  9. Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации. Пункт 6. Учет материальных запасов // Электронный


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52511. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ 876.5 KB
  профессиональная деятельность учителя по воспитанию у подростков эмоционально-положительного отношения к обучению будет эффективной, если системообразующим фактором этого процесса будет выступать экологически ориентированная педагогика...
52512. Природа і населення Давньої Греції 29.5 KB
  Греція розташована на півострові Іонійська Греція розташована Греки вважали що боги живуть на горі Між Північною і Середньою Грецією існує вузький гірський прохід який називається Найбільшим островом Егейського моря є острів Основне заняття критян – це Кносський палац називають Мінайську палацеву цивілізацію відкрив археолог Грек який вбив мінотавра – це Дівчину яка дала Тесею клубок ниток звали Егейське море назвали в честь царя Острів який затонув в результаті землетрусу називався Тема: Ахейська...
52513. Збірник диктантів 54.5 KB
  Написання складних займенників. Написання великої букви. Написання складних слів. Написання частки не з різними частинами мови.
52515. Тексти для диктантів в 5 – 9 класах. Найбільше багатство – здоров’я 127 KB
  Боріться за здорове життя Тому головним девізом у кожного з нас повинен бути: постійний контроль і аналіз власних вчинків Пояснювальний диктант Пояснити правопис слів з подвоєними приголосними звуками Дбай про фізичну культуру. Диктант по пам’яті Визначити іменники та дієслова Біг сприяє розвитку легенів укріплює серцевий м’яз сприяє обміну речовин позитивно впливає на нервовий стан. Коментований диктант Написання слів з подвоєними приголосними звуками правопис ь ьо апострофа Плавання покращує діяльність серцево –...
52516. Збірник диктантів з української мови 5 клас За матеріалами підручника Р. Мовчан «Українська література» 103.5 KB
  Окрім того можна доповнити диктанти іншими видами діяльності. Пояснювальні диктанти. Творчі диктанти Утворіть словосполучення з поданими словами. Пояснювальні диктанти
52517. Літературні диктанти 169.5 KB
  Учень відразу ж записує у зошит відповіді на запитання вчителя. Лінійні диктанти полегшують діяльність учнів тим що остання літера кожного слова – відповіді є першою літерою наступного слова. Зразки літературних диктантів 5 клас Народна казка “Мудра дівчина†Акродиктант Якщо ви правильно дасте відповіді на всі питання то з других літер сліввідповідей складете словощо вкаже різновид казки “Мудра дівчинаâ€. Що в світі прудкіш над усе Скільки ліктів полотна...
52518. Типи і приклади літературних диктантів 594.5 KB
  Літературними диктантами називаються такі види роботи які дають змогу швидко і різнобічно перевірити знання учнів з теми що вивчається. Літературні диктанти подібні до тестових завдань. Літературні диктанти як правило можуть проводитись на початку уроку перевірка домашнього завдання актуалізація опорних знань чи в його кінці підсумок узагальнення виконуються в зошитах чи на окремих аркушах можливе їх...
52519. Усі уроки географії у 6 класі 3.11 MB
  Посібник містить розробки усіх уроків географії у 6 класі за Програмою 12-річної школи із використанням сучасних методів та прийомів навчання. Особливу увагу автор приділив рекомендаціям щодо проведення етапу мотивації, а також варіативності завдань для актуалізації та закріплення. Пропонуються також додаткові матеріали, завдання творчого рівня.