70012

Техническое обслуживание тормозной системы. Ваз 2115

Курсовая

Логистика и транспорт

Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля.

Русский

2014-10-14

137.77 KB

59 чел.

                                              Содержание
- Введение  
- Глава 1
Общее устройство, назначение, принцип действия тормозной системы автомобиля.

а) Назначение
б) Устройство

в) Принцип действия

- Глава 2 Техническое обслуживание тормозной системы. Ваз 2115.

а) Ежедневное техническое обслуживание.

б) Техническое обслуживание – 1

в) Техническое обслуживание – 2
г) Сезонное техническое обслуживание

- Глава 3 Неисправности тормозной системы Ваз 2115 и способы их устранения.
- Глава 4 Диагностическое и гаражное оборудование

- Глава 5 Операции по Техническому обслуживанию и текущему ремонту.

- Глава 6 Техника безопасности при выполнение технического обслуживания и текущего ремонта системы тормозов.

- Вывод

- Приложения

Введение

Тормозная система — одна из жизненно-важных систем автомобиля. Исправная тормозная система обеспечивает безопасность водителя и его пассажиров. Равнодушное отношение к малейшим незначительным поломкам и неисправностям впоследствии может привести к трагическим последствиям. Чтобы тормозная система служила в течение долгого времени надлежащим образом, за ней необходимо тщательно ухаживать и постоянно проводить осмотры и контроль.

Глава 1

Общее устройство, назначение, принцип действия тормозной системы автомобиля

Назначение

      Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещения. 

Устройство

Рис. 1. Схема гидропривода тормозов: 1 – тормозной механизм переднего колеса; 2 – трубопровод контура "левый передний-правый задний тормоза"; 3 – главный цилиндр гидропривода тормозов; 4 – трубопровод контура "правый передний–левый задний тормоза"; 5 – бачок главного цилиндра; 6 – вакуумный усилитель; 7 – тормозной механизм заднего колеса; 8 – упругий рычаг привода регулятора давления; 9 – регулятор давления; 10 – рычаг привода регулятора давления; 11 – педаль тормоза; А — гибкий шланг переднего тормоза; В — гибкий шланг заднего тормоза.        

Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами.

           Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги.  

           Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги и должна обеспечивать неподвижное состояние снаряженного легкового автомобиля на уклоне 23% включительно. Стояночная тормозная система выполняет также функцию аварийной тормозной системы в случае выхода из строя рабочей тормозной системы.

Принцип действия

     
При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам. При этом увеличивается давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).

При дальнейшем нажатии на педаль увеличивается давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к замедлению вращения колес и поялению тормозных сил в точке контакта шин с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может достигать 10-15 МПа.

При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. В исходное положение перемещается поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.

       Глава 2

Техническое обслуживание тормозной системы. Ваз 2115

Для предотвращения неисправностей тормозов техническим обслуживанием предусмотрены следующие работы:

1. Ежедневное техническое обслуживание: постоянное наблюдение за состоянием, проверка отсутствия подтеканий, состояние тяг, уровень тормозной жидкости в резервуаре главного цилиндра.
         2. Техническое обслуживание - 1: Крепёжные работы, смазка сочленений привода тормозов согласно картам смазки, проверка равномерности и интенсивности действия тормозов, проверка зазоров между фрикционными накладками колодок и тормозным барабаном.

3. Техническое обслуживание – 2: дополнительно к объему технического обслуживания-1 проводят углубленную диагностику (поэлементную и полную) технического состояния тормозной системы. Для этого используются как небольшие переносные приборы, так и стационарные стенды (преимущественно с беговыми барабанами). Так, например, перед постановкой автомобиля на Техническое Обслуживание-2, при наличии деселерометра, целесообразно провести ходовые испытания. 

4. Сезонное обслуживание: смена тормозной жидкости (при подготовке автомобиля к новому сезону эксплуатации)

Уровень жидкости в резервуаре главного цилиндра гидравлического привода должен быть на 15-20 мм ниже края наполнительного отверстия. Одновременно надо проверить чистоту отверстия, сообщающего резервуар главного цилиндра с атмосферой. Для смены тормозной жидкости рекомендуется, отвернув перепускные клапаны, служащие для прокачки, выпускать жидкость, плавно нажимая на педаль и одновременно вливая свежую жидкость в резервуар главного цилиндра. По разнице в цвете работавшей и свежей жидкости можно определить окончание смены жидкости. Лучше брать для замены жидкость другого цвета (наиболее распространены тормозные жидкости зеленого и желто-розового цвета).

При осмотре фрикционных накладок тормозных колодок и барабанов проверяется чистота, нет ли замасливания, отслаивания, рисок, царапин, целость пружин. Выявленные неисправности немедленно устраняются.

При осмотре тормозов колес с гидравлическим приводом дополнительно проверяется непроницаемость тормозных цилиндров, плотность защитных манжет.

Исправность тормозов необходимо проверять при пробеге автомобиля на определенное (контрольное) расстояние. Для такой проверки необходимо иметь участок ровной асфальтовой дороги длиной 15-20 м и место для предварительного разгона автомобиля. Сообщив автомобилю с нормальной нагрузкой скорость 30 км/час и въехав на контрольный участок, надо тормозить автомобиль; грузовой автомобиль должен остановиться, пройдя с начала торможения расстояние не более 10 м, а легковой - 6 м. Ежедневное обслуживание — перед выездом на линию необходимо убедиться в исправности тормозной системы, В начале следует опробовать действие педали тормозов, несколько раз нажав на нее (2—3 раза резко, чтобы создать повышенное давление в системе при проверке герметичности соединений). Педаль должна перемещаться вниз без заеданий и не быть слишком «мягкой», расстояние от площадки педали до пола должно быть не меньше установленной нормы. После отпускания педали она должна быстро, без заеданий, вернуться в исходное положение. После этого следует открыть капот и внешним осмотром проверить состояние и крепление главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя (при его наличии), обратить особое внимание на места возможного подтекания тормозной жидкости (при обнаружении подтекания тормозной жидкости в любом месте гидропривода выезд на линию категорически запрещен). У автомобилей с гидровакуумной установкой работоспособность его можно проверить, приложив левой ногой небольшое усилие на педаль, затем пустить двигатель — педаль должна несколько переместиться вниз. При изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя педаль и нога должны оставаться на месте. В дороге необходим: следить за качеством торможения и работой системы в целом, обращая внимание на признаки возможных неисправностей. При загорании лампочки аварийного сигнала «Уровень жидкости следует немедленно остановиться.

Техническое обслуживание -1 — дополнительно к объему работ по Ежедневном Обслуживание необходимо очистить от пыли и грязи все доступные элементы тормозной системы, у легковых автомобилей тщательно очистить скобы (суппорт передних дисковых тормозов, проверить крепление основных узлов, штуцерных соединений ит.; Следует соблюдать осторожность при подтягивании гайки штуцерных соединений (во избежание «подрезки» развальцованной головки трубопровода): подтягивание штуцерных гаек гаечным: ключом лучше проводить левой рукой, а правой в это время прижимать трубопровод к гнезду; сопрягаемого элемента системы гидропривода.

Необходимо проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра отвернув пробку заливной горловины, и тщательно прочистить воздушное отверстие в ней. При необходимости долить жидкость той же марки (БСК «Нева», «Томь», «Роса» «ДОТ» и другие.). Для данной модели автомобиля рекомендуется использовать тормозную жидкость марки ДОТ-4. Категорически запрещается смешивать тормозные жидкости, изготовленные на различной основе (во избежание их расслаивания). При работе автомобилей в особо пыльных дорожных условиях, рекомендуется производить полную замену жидкости один раз в год (в противном случае возможно образование твердых грязевых комков в полости главного цилиндра, способных вывести тормозную систему из строя). При нормальных условиях эксплуатации жидкость следует менять раз в 2—4 года, в зависимости от степени загрязнения. При подозрении на попадание воздуха в систему гидропривода (по вышеуказанным признакам) необходимо произвести прокачку системы, начиная с самого дальнего колесного тормозного цилиндра от главного тормозного цилиндра и переходя затем к остальным, по мере их удаления.

В АТП рекомендуется использовать специальные баки для заправки и прокачки. При этом не требуется напарника, значительно облегчается сам процесс прокачки. Подсоединяют наконечник шланга к горловине заливного отверстия, предварительно подав с помощью шланга сжатый воздух в бак до рабочего давления.

Глава 3

Неисправности тормозной системы Ваз 2115 и способы их устранения

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НОРМАЛЬНОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — сопровождается увеличением тормозного пути.

Причины:

  1.  износ фрикционных накладок колодок;
  2.  замасливание накладок колодок — происходит при подтекании тормозной жидкости из колесных тормозных цилиндров или попадании смазки из ступиц колес (при повреждении сальников, сильном перегреве ступиц);
  3.  износ тормозных барабанов, тормозных дисков — при одновременном износе накладок колодок и значительном увеличении зазора между ними и барабаном увеличивается время начала срабатывания тормозов ввиду увеличения свободного хода педали тормоза;
  4.  попадание воздуха в гидросистему — при нажатии на педаль воздух в системе сравнительно легко сжимается, а давление тормозной жидкости, в т.ч. в колесных тормозных цилиндрах, уменьшается (попадание воздуха в гидросистему возможно через неплотности в соединениях и через колесные тормозные цилиндры, при износах поршеньков с манжетами); признаком служит «мягкая» педаль, в некоторых случаях она «пружинит»;
  5.  неисправная работа гидровакуумного усилителя — обычно ввиду повреждения диафрагмы, при негерметичности или заедании клапанов управления, при разбухании манжеты поршня цилиндра.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАВНОМЕРНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС

(при одинаковом износе протекторов и давлении в шинах) — что повышает возможность заноса автомобиля на дороге.

Причины:

  1.  неодинаковая эффективность действия различных колесных тормозных механизмов — ввиду различной степени износа накладок, барабанов или замасливание накладок колодок у отдельного колеса;
  2.  неравномерное действие тормозных механизмов колес одной оси (вызывает увод автомобиля в сторону) — происходит из-за некачественной регулировки тормозных механизмов этих колес;
  3.  последовательность и интервал начала срабатывания тормозов передних и задних колес не соответствуют техническим условиям — происходит при неправильной регулировке или неисправности регулятора давления (в основном у легковых автомобилей).

В случае опережающего торможения задних колес возможен занос автомобиля, значительное опережение торможения передних колес может привести к потере управляемости автомобиля.


      1.
При торможении педаль "проваливается. Утечка жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического привода.
Способ устранения: Прокачать тормозную систему, заполнить ее жидкостью

     2. Замасливание накладок тормозных колодок.
Способ устранения:
Удалить масляные пятна на накладках промыванием в бензине с последующим шлифованием мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли или заменить накладки колонок.
     3. Увеличенный зазор между колодками и тормозным барабаном в тормозных механизмах в следствии нарушения работы устройства для автоматического поддержания зазоров между колодками и барабаном.

Способ устранения: Проверить и при необходимости отрегулировать зазор между колодками и тормозным барабаном

     4. Заменился нормальный ход педали тормоза.
     Способ устранения: Замерить ход педали и, если необходимо, отрегулировать.

     5. Нарушение работы главного цилиндра тормоза вследствие повреждения внутренней манжеты.
Способ устранения: Проверить техническое состояние главного цилиндра. Поврежденные детали заменить.
     6. Наличия рисок на зеркале цилиндра или загрязнения рабочих деталей узла
Способ устранения: Исправные детали промыть спиртом или свежей тормозной жидкостью и собрать узел.

Глава 4
Диагностическое и гаражное оборудование

- Установки для проведения Технического обслуживания и Текущего ремонта.

- Тормозной стенд. ( MBT 2100, IW 2 LON )

- Спец инструменты. (Гаечные ключи, отвёртки, съёмники, компрессоры, гайковёрты )
- Подъёмник (
MAPOWER II 3.5 MAPOWER II 3.0)

Глава 5

Операции по Техническому обслуживанию и текущему ремонту.

Прокачка тормозов.

Прокачку производят: отворачивание гаечным ключом клапанов прокачки, располагаемых в верхней части колесного тормозного цилиндра (где обычно скапливается воздух), предварительно надев на головку клапана резин: вый шланг, опущенный в прозрачный сосуд с тормозной жидкостью При прокачки - напарник по команде несколько раз нажимает резко на педаль тормоза (создавая тем самым давление в системе) и держит ее в нажатом состоянии, пока другой слесарь открывает клапана и выпускает жидкость. Если она выходит с пузырьками воздуха, то прокачку данного цилиндра следует повторить. В ходе прокачки следует следить за уровнем жидкости в бачке главного цилиндра, периодически доливая ее. После окончания прокачки довести уровень жидкости в бачке до нормы — 15—20 мм от края заливной горловины (или в соответствии с Техническими Условиями для данной модели).

Проверка действия тормозов.

Для проверки одновременности действия тормозов и величины тормозного момента имеются специальные установки. Если нет такой установки, то одновременность торможения ведущих колес можно проверить достаточно точно следующим образом:

а) поднять ведущие мосты на козлы (или вывесить на осмотровой канаве);

б) запустить двигатель, включить прямую передачу и увеличить подачу газа настолько, чтобы число оборотов колес соответствовало скорости движения автомобиля 20-25 км/час;

в) плавно нажимать на педаль тормоза или затягивать рычаг, наблюдая за ведущими колесами.

Если тормоза действуют одновременно с одинаковой силой, то колеса остановятся, а двигатель заглохнет. Если тормозные моменты различны, то вращение колеса, затормаживающегося сильнее, будет замедляться, а другое колесо, на которое тормоз действует слабее, увеличит число оборотов (действие дифференциала).

Глава 6

Техника безопасности при выполнение технического обслуживания и текущего ремонта системы тормозов.


Операции по техническому обслуживанию автомобилей нужно выполнять в специально отведенных, оборудованных, огражденных, и обозначенных местах (постах.) Рабочие места и посты, в помещениях для ремонта автомобилей должны обеспечиваться безопасными условиями труда для работающих и быть соответствующим образом ограждены. На одного рабочего положено не менее 45 квадратных метра и объемом помещения не менее 15 кубических метров. Ворота рабочих помещений должны открываться наружу, иметь фиксаторы, тепловые завесы, тамбуры. Выезды из производственных помещений выполняются с уклоном 5%. Они не должны иметь порогов, ступенек, выступов. Производственные помещения должны соответствовать требованиям технической этике. Так же посты должны быть обеспечены предупреждающими знаками. При проведении всех работ, связанных с уходом за автомобилем и его техническим обслуживанием, надо строго соблюдать необходимые меры безопасности, имея в виду, что автомобиль является средством повышенной пожарной, экологической и функциональной опасности. В помещении мастерской всегда поддерживать порядок, не оставлять замасленных тряпок, способных вызвать самовозгорание, содержать электропроводку в исправном состояние, применять переносные лампы напряжением не более 12 В. В помещениях, где обслуживаются автомобили, не хранить бензин, баллоны с газом, краску и другие легковоспламеняющиеся вещества и предметы, не использовать газовые горелки и паяльные лампы, имеющими открытый факел огня, а также не применять самодельные электроподогревающие устройства и не курить. При продувке гидропривода тормозной системы автомобиля, а также при заливке тосола, оказывающего отравляющее действие на организм человека, не подсасывать его через шланг ртом, а использовать магистральный сжатый воздух или насос для подкачки шин.
Применяемый при работах инструмент должен содержатся чистом и исправном состояние. При работах выполняемых электроинструментом соблюдать правила техники безопасности.

Вывод

Из всего этого я делаю вывод, что тормозная система, это одна из важнейших систем автомобиля, которая обеспечивает безопасность движения, безопасность жизни водителя и пассажиров. Чтобы поддерживать  ей в нормальном ( рабочем ) состояние нужно проводить перечень работ при ежедневном обслуживание, техническом обслуживание – 1, техническом обслуживание – 2, сезонном обслуживание. В этом я убедился благодаря прохождению производственной практики.

Приложения.

Рис.1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29021. От чего зависит глубина заложения фундамента 31.5 KB
  Глубина заложения фундаментов является одним из основных факторов обеспечивающих необходимую несущую способность и деформации основания не превышающие предельных по условиям нормальной эксплуатации здания или сооружения. От чего зависит глубина заложения фундамента Допускается ли закладывать подошвы соседних фундаментов на разных отметках Глубина заложения фундамента определяется: инженерногеологическими условиями площадки строительства физикомеханические свойства грунтов характер напластования и пр.; гидрогеологическими условиями...
29022. В чем заключается метод вытрамбовывания котлованов 32.5 KB
  В чем заключается метод вытрамбовывания котлованов Приведите несколько наиболее распространенных конструкций и способов устройства фундаментов в вытрамбованных котлованах. Рекомендуемая область применения способов устройства фундаментов в вытрамбованных котлованах. Применяется несколько конструкций и способов устройства фундаментов в вытрамбованных котлованах. Фундаменты в вытрамбованных котлованах используются при строительстве каркасных и бескаркасных зданий в первом случае обычно располагают один фундамент под каждой колонной.
29023. Фундаменты мелкого заложения и их основные виды. Применяемые материалы и их выбор 43 KB
  Фундаменты мелкого заложения и их основные виды. К фундаментам мелкого заложения относятся фундаменты имеющие отношение их глубины заложения к ширине подошвы не превышающее 4 и передающие нагрузку на грунты основания преимущественно через подошву. Фундаменты мелкого заложения разделяются на следующие основные типы: отдельные ленточные сплошные и массивные см.2 Отдельные фундаменты устраивают под колонны опоры балок ферм и других элементов промышленных и гражданских зданий и сооружений.
29024. Отдельные фундаменты мелкого заложения. Основные конструктивные решения и применяемые материалы 48 KB
  Отдельные фундаменты мелкого заложения. Отдельные фундаменты устраивают под колонны опоры балок ферм и других элементов промышленных и гражданских зданий и сооружений. Отдельные фундаменты представляют собой кирпичные каменные бетонные или железобетонные столбы с уширенной опорной частью. Отдельные фундаменты могут выполняться в монолитном и сборном варианте.
29025. Ленточные фундаменты под стены. Конструктивные решения и применяемые материалы. Условия применения прерывистых ленточных фундаментов 36.5 KB
  Ленточные фундаменты под стены. Ленточные фундаменты под стены устраивают либо монолитными либо из сборных блоков. Монолитные ленточные фундаменты изготовляют из природного камня бетона или железобетона. Монолитные ленточные фундаменты из природного камня и бетона проектируются как жёсткие.
29026. Ленточные фундаменты под колонны и их конструктивные решения 26 KB
  Ленточные фундаменты под колонны и их конструктивные решения. Ленточные фундаменты под колонны устраивают в виде одиночных под ряд колонн или перекрёстных под сетку колонн лент рис. Ленточные фундаменты под колонны предают большую жёсткость сооружению и способствуют выравниванию его осадки.
29027. Сплошные фундаменты. Основные конструктивные решения. Сопряжение колонн со сплошными фундаментами 31 KB
  Сплошные фундаменты. Сплошные фундаменты иногда называемые плитными устраивают под всем зданием в виде железобетонных плит под стены или сетку колонн рис. Сплошные фундаменты способствуют уменьшению неравномерности осадки сооружения. Сплошные фундаменты выполняются как правило из монолитного железобетона.
29028. Определение глубины заложения фундамента исходя из инженерно-геологических и гидрогеологических условий строительной площадки 31.5 KB
  Этот выбор производится на основе предварительной оценки прочности и сжимаемости грунтов по геологическим разрезам. Покажем это на примере рассмотрев 3 наиболее характерные схемы напластований грунтов приведенные на рис. Площадка сложена одним или несколькими слоями прочных грунтов при этом строительные свойства каждого последующего слоя не хуже свойств предыдущего. В этом случае глубина заложения фундамента принимается минимальной допускаемой при учёте сезонного промерзания грунтов и конструктивных особенностей сооружения рис.
29029. Учёт глубины сезонного промерзания грунтов при выборе глубины заложения фундаментов зданий и сооружений 20.5 KB
  Учёт глубины сезонного промерзания грунтов при выборе глубины заложения фундаментов зданий и сооружений. Глубина заложения фундамента из условия промерзания грунтов назначается в зависимости от их вида состояния начальной влажности и уровня подземных вод в период промерзания. Как непучинистые рассматриваются также пески мелкие и пылеватые с любой влажностью а также супеси твёрдой консистенции если уровень подземных вод во время промерзания находится от спланированной отметки земли на глубине равной расчётной глубине промерзания плюс 2 м...