70029

Правовая природа монополий. Виды монополий по российскому праву

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Что касается сугубо юридической стороны дела то в действующем законодательстве отсутствует легальное определение понятия монополия. Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств исходя из которых обычно выделяются три основных типа монополий...

Русский

2014-10-14

14.5 KB

24 чел.

  1.  Правовая природа монополий. Виды монополий по российскому праву

В соответствии с правовым подходом «монополию» принято определять как исключительное право на определенные действия или на что-либо. Оно может предостав- ляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление заранее оговоренной деятельности.

Что касается сугубо юридической стороны дела, то в действующем законодательстве  отсут- ствует легальное определение понятия «монополия». Однако законодатель употребляет схожий с ним термин «монополист». Например, под монополистом в ст. 1 Федерально- го закона от 1 декабря 1995 г. No 191-ФЗ «О государствен- ной поддержке средств массовой информации и книгоизда- ния Российской Федерации» понимается предприятие (ор- ганизация), признанная таковым в соответствии с антимонопольным законодательством. По всей видимости, подразумевается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и выше.

Противоположная конкуренции ситуация на рынке называется монополией. В этом смысле монополию принято считать антиподом конкуренции.

Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств, исходя из которых обычно выделяются три основных типа монополий:

а) закрытая (законная) монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений (на- пример, государственная монополия, монополия, основан- ная на патентах);

б) естественная монополия — сфера экономики, эф- фективно функционирующая только тогда, когда весь ры- нок охватывается одним хозяйствующим субъектом (на- пример, железнодорожные перевозки);

в) открытая (временная) монополия, при которой один хозяйствующий субъект временно становится единст- венным поставщиком продукта, его конкуренты могут по- явиться на рынке позже (например, предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21072. БАНКРОТСТВО И ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 98 KB
  Методики определения вероятности банкротства предприятий. Сущность причины и признаки банкротства. Понятие банкротства органически присуще современным рыночным отношениям.
21073. КАЧЕСТВО, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.86 MB
  Понятие и показатели качества Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. А конкурентоспособность связана с двумя показателями –уровнем цен и уровнем качества продукции. В соответствии с ГОСТ 1546779 СССР €œКачество –совокупность свойств продукции обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
21074. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ 100.5 KB
  Чем выше для оборудования в стоимости ОПФ тем при прочих равных условиях больше выпуск продукции выше показатель фондоотдачи. Доля зданий в общей стоимости ОПФ наиболее велика в лёгкой пищевой промышленности 44 сооружений – в топливной 17 машин и оборудования – в машиностроении 45. Улучшению структуры ОПФ способствует: обновление и модернизация оборудования; совершенствование структуры оборудования за счёт прогрессивных машин и станков; ликвидация лишнего оборудования и т. Моральный износ – это уменьшение стоимости машин и...
21075. Мотивация труда 34.5 KB
  не денежные методы мотивации результативности деятельности персонала предприятия могут быть сведены к следующему: гибкие рабочие графики что может быть особенно актуальным для значительного количества работников охрана труда вопросы связанные с возможностью продвижения по службе карьера и т. Однако следует отметить что значимость мотивационных элементов всех групп не снижает и значения тех элементов которые связаны с оплатой труда работников. За границей распространены системы материального стимулирования в форме участия в прибыли...
21076. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 95 KB
  Понятие состав и структура оборотных средств предприятия. Нормирование оборотных средств предприятия. Измерение эффективности использования оборотных средств. Понятие состав и структура оборотных средств предприятия.
21077. Экологическая экспертиза 96 KB
  Сущность экологической экспертизы и ее объекты Экспертиза от лат. Основными задачами экологической экспертизы являются: организация научно обоснованной комплексной оценки объектов экологической экспертизы; определение степени экологической безопасности уровня экологичности запланированной или осуществляемой деятельности проведение комплексной экологоэкономической оценки взаимодействия экосистем с деструктивными антропогенными факторами; достижение соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства...
21078. Экологический маркетинг 80.5 KB
  Это определение можно детализировать таким образом: маркетинг комплекс мероприятий направленных на определение и анализ факторов которые влияют на процессы продвижения товаров от производителя к потребителям и учет их в производственносбытовой деятельности предприятий с целью обеспечения условий продолжительного выживания и развития на рынке. Главной задачей экологического маркетинга является формирование рынка экологических товаров с целью разрешения противоречий между экономическим развитием и необходимостью сохранения и улучшения...
21079. Экологический менеджмент на предприятии 124.5 KB
  Можно сказать что экологический менеджмент это тип управления принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства и экологической культуры жизнедеятельности человека. Предметом экологического менеджмента являются прежде всего экологические природоохранные ресурсосберегающие и т. Конечной целью экологического менеджмента является минимизация отрицательных влияний бизнесдеятельности на окружающую природную среду достижение высокого уровня экологической безопасности процессов производства и потребления...
21080. Экологический учет, аудит и страхование на предприятии 112 KB
  Общие требования к системе экологического учета на предприятии Экологический учет как управленческий и информационный инструмент управления окружающей природной средой в современном виде сложился не сразу и его формирование продолжается. Обычно информация по первой и второй из перечисленных позиций объединяется под общим понятием собственно экологического учета который еще называют статистическим учетом. Специалисты большинства стран подчеркивают важность соблюдения относительно экологического учета таких общих принципов: сравнимость...