70029

Правовая природа монополий. Виды монополий по российскому праву

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Что касается сугубо юридической стороны дела то в действующем законодательстве отсутствует легальное определение понятия монополия. Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств исходя из которых обычно выделяются три основных типа монополий...

Русский

2014-10-14

14.5 KB

25 чел.

  1.  Правовая природа монополий. Виды монополий по российскому праву

В соответствии с правовым подходом «монополию» принято определять как исключительное право на определенные действия или на что-либо. Оно может предостав- ляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление заранее оговоренной деятельности.

Что касается сугубо юридической стороны дела, то в действующем законодательстве  отсут- ствует легальное определение понятия «монополия». Однако законодатель употребляет схожий с ним термин «монополист». Например, под монополистом в ст. 1 Федерально- го закона от 1 декабря 1995 г. No 191-ФЗ «О государствен- ной поддержке средств массовой информации и книгоизда- ния Российской Федерации» понимается предприятие (ор- ганизация), признанная таковым в соответствии с антимонопольным законодательством. По всей видимости, подразумевается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и выше.

Противоположная конкуренции ситуация на рынке называется монополией. В этом смысле монополию принято считать антиподом конкуренции.

Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств, исходя из которых обычно выделяются три основных типа монополий:

а) закрытая (законная) монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений (на- пример, государственная монополия, монополия, основан- ная на патентах);

б) естественная монополия — сфера экономики, эф- фективно функционирующая только тогда, когда весь ры- нок охватывается одним хозяйствующим субъектом (на- пример, железнодорожные перевозки);

в) открытая (временная) монополия, при которой один хозяйствующий субъект временно становится единст- венным поставщиком продукта, его конкуренты могут по- явиться на рынке позже (например, предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64636. Особенности принятия управленческих решений в торговой организации ООО «Спортмастер» 109.36 KB
  Глобальная цель управления являющаяся основой любого решения заключается в максимальном удовлетворении потребностей и интересов человека коллектива общества. Принятие управленческого решения это выбор того как и что планировать организовывать мотивировать и контролировать.
64637. Механизм и роль авторитета руководителя при принятии управленческих решений 68.93 KB
  Теоретические основы авторитета руководителя Сущность авторитета и его основные виды. Характеристики личности способствующие реализации авторитета в организации. Система взаимоотношений с персоналом как основа авторитета руководителя при принятии управленческих решений.
64638. Рынок труда и заработная плата 68.05 KB
  На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
64639. Финансовый менеджмент. Методические указания 147.5 KB
  Она завершает изучение дисциплины Финансовый менеджмент и является важным этапом перед подготовкой выпускной квалификационной работы ВКР. Целью выполнения курсовой работы является углубление полученных знаний по дисциплине Финансовый менеджмент а также приобретение практических навыков самостоятельного решения задач финансового управления.