70043

Понятие Конституционного права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ занимающий доминирующее место в правовой системе страны как по своему содержанию регулирование важнейших...

Русский

2014-10-14

36.5 KB

0 чел.

8 - Понятие Конституционного права

В правовой системе Российской федерации важная роль принадлежит конституционному (государственному) праву. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих ключевые для любого государства отношения, связанные с установлением политических и социально-экономических основ общественного строя, определением места и роли личности в государстве, укреплением формы устройства государства, механизма осуществления власти и системой местного самоуправления. Ведущая роль конституционного права в правовой системе определяется тем, что среди всех законов, входящих в эту отрасль (они носят название конституционных), главным источником является Конституция Российской Федерации.

Сам термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает установление, учреждение, построение, и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий доминирующее место в правовой системе страны как по своему содержанию (регулирование важнейших ключевых общественных отношений), так и по форме (особый порядок принятия и пересмотра этого акта и т.д.). Неписаные конституции — совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязанно выполняющих (по содержанию) роль основного закона страны и не имеющих по форме каких-либо значительных отличий от иных законов государства. Большинство современных государств, включая Россию, имеют писаные конституции. Неписаные конституции — сравнительно редкое явление в мировой практике (Англия, Израиль, Новая Зеландия).

Конституция, как и любой закон в государстве, имеет не только формально-юридическую, но и содержательную сторону. Появление любого закона опирается на перемены в самом обществе, должно быть подготовлено его экономическим и социально-политическим развитием. С другой стороны, конституция становится реальным фактором правовой жизни лишь при исполнении ее  предписаний.

Появление конституции как особого юридического акта и политического документа исторически обусловлено итогами буржуазно-демократических революций, выразившимися в создании представительных учреждений и реализации процесса всеобщего избирательного права, провозглашением незыблемых прав человека, заменой подданных феодального государства на граждан, имеющих равные права перед законом и судом. Таким образом, первые конституции государств (США 1787 г. и Франции 1791 г.) юридически закрепили создание обществом и государством основ конституционного строя, демократических принципов организации государственной власти.

Характер соотношения конституции фактической (конституционного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции. Значительное расхождение между конституцией фактической и юридической делает фиктивными, т.е. не соответствующими реальной жизни, конституционные акты. Причины появления фиктивных конституций могут быть самыми различными. В авторитарных и тоталитарных государствах они появляются в силу стремления правящих сил приукрасить, заведомо исказить недемократическую сущность государства.

Реальной является конституция, когда нет принципиальных, глубоких расхождений между конституционными нормами и общественными отношениями, жизнью людей. Это достигается как работой по воплощению в жизнь конституционных норм, так и отказом от устаревших конституционных предписаний, частичным либо полным изменением Основного Закона. Однако обеспечить полное соответствие конституции фактической и юридической — задача практически непосильная для любого, даже самого демократического государства, ибо в любой стране допускаются нарушения конституционных норм. Весь вопрос в мере, характере этих нарушений, в возможностях государства через судебные и иные органы восстановить нарушенные конституционные права своих граждан.

В любом государстве конституция является не только важнейшим правовым актом, но и политическим документом, выполняет разнообразные функции в обществе. В период господства в нашей стране марксистско-ленинской идеологии социальное назначение конституции сводилось главным образом к обеспечению политических интересов экономически господствующего класса. Основные социальные силы общества безусловно стремятся отразить свои политические интересы в конституции. Однако в условиях демократического правового государства, живущего при многопартийной системе, содержание конституции в большей мере выступает как результат компромисса социальных, общественных сил, а сама она — как юридический инструмент своеобразного общественного договора, правила которого являются законом жизни для подавляющего большинства граждан,

Первой конституцией в истории России стала Конституция РСФСР 1918г. Однако и до октября 1917г. идеи конституционализма, различные проекты конституционного обустройства России активно использовались в борьбе с самодержавием. В 1809 г. свой «План государственного преобразования» предложил граф М.М. Сперанский, его основной идеей было создание конституционной монархии и отмена крепостного права. Конституционные идеи декабристов нашли свое отражение в конституционных проектах Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля, которые также исходили из необходимости учреждения широких политических прав, равенства всех граждан перед законом и судом.

Известными шагами на пути учреждения конституционной монархии в России стали царские манифесты от 6 августа, 17 сентября и 19 октября 1905 г., которыми был создан законодательный орган — Государственная Дума, введены избирательные и иные права подданных Российской империи (неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, собраний), учрежден орган исполнительной власти — Совет Министров.

Конституции России советского периода (1918, 1925, 1937, 1978 гг.), несмотря на ряд отличительных моментов, имели много общего. Все они исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, господствующее положение КПСС как единственной политической партии, ограничивали пределы осуществления основных прав граждан «классовыми интересами трудящихся». Конституции этого периода отрицали общепризнанные ценности конституционализма: разделение властей, приоритет прав человека над интересами государства, политический плюрализм и многопартийность, частную собственность и свободу предпринимательства.

Политические, экономические и социальные преобразования российского общества, начавшиеся с 1989 г., потребовали соответствующих конституционных реформ. Первоначально они осуществлялись путем внесения изменений и дополнений в действующую тогда Конституцию РСФСР 1978 г. Таким образом было оформлено введение поста Президента России, в текст Конституции включены «Декларация прав и свобод человека и гражданина», а также федеративный договор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22072. ДИПЛОМНА, МАГІСТЕРСЬКА РОБОТИ ЯК КВАЛІФІКАЦІЙНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ 1.3 MB
  ТЕМА: ДИПЛОМНА МАГІСТЕРСЬКА РОБОТИ ЯК КВАЛІФІКАЦІЙНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. Загальна характеристика дипломноїмагістерської роботи. Алгоритм написання магістерської роботи. Заключний етап роботи.
22073. НАУКОВО-ПЕДАГОГІЧНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ 100 KB
  ТЕМА: НАУКОВОПЕДАГОГІЧНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. Науково педагогічне дослідження: сутність мета і завдання.Види та етапи науковопедагогічного дослідження. Педагогічні дослідження: методологічні поради молодим науковцям.
22074. ТЕОРЕТИЧНИЙ ПОШУК В ПЕДАГОГІЧНОМУ ЕКСПЕРИМЕНТІ 63 KB
  Розробка задуму наукового дослідження визначення проблеми обгрунтування її актуальності; вивчення обєкту дослідження та визначення його предмету; постановка мети та формування задач дослідження.Теоретичний пошук має велике значення у визначенні сутності експериментального дослідження. Починається теоретичний пошук з розробки задуму наукового дослідження. Задум наукового дослідження це уявлення про те нове що буде привнесено в теорію і практику в результаті дослідження закономірності перебігу і розвитку процесу практичні...
22075. ЗАГАЛЬНА МЕТОДОЛОГІЯ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 239.5 KB
  ТЕМА: ЗАГАЛЬНА МЕТОДОЛОГІЯ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. методика і техніка дослідження. Методологічні основи педагогічного дослідження. Педагогічні дослідження: методологічні поради молодим науковцям.
22076. МЕТОДОЛОГІЯ ТЕОРЕТИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯИ 51.5 KB
  ТЕМА: МЕТОДОЛОГІЯ ТЕОРЕТИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯИ План 1. Методи наукового дослідження. Особливості теоретичного дослідження 3. Характеристика методів теоретичного дослідження.
22077. МЕТОДОЛОГІЯ ЕМПІРИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 254.5 KB
  ТЕМА: МЕТОДОЛОГІЯ ЕМПІРИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. Сутність і особливості емпіричного дослідження. Переваги експерименту перед іншими методами дослідження. Сутність і особливості емпіричного дослідження Наукове дослідження любої предметної області починається з емпіричного рівня.
22078. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ 61.5 KB
  Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений и как следствие этого изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Права лиц детей инвалидов отражены в ряде документов ООН: Всеобщая декларация прав человека1948; Декларация о правах инвалидов1971; Декларация о правах умственно отсталых лиц1971;...
22079. КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 32 KB
  В связи с тем что соц. педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно отделившись от педагогики и объект изучения у них практически одинаков то разделение категорий относящихся к разным наукам поможет выявить специфику соц. Много категорий взято соц.
22080. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 56.5 KB
  Специализация соц. Квалификационная характеристика соц. Функции соц.