70047

Теория потребительского спроса

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Эластичность спроса и предложения: содержание виды практическое применение. Различают рыночный и индивидуальный спрос а также понятия величина спроса и сам спрос рис. Величина спроса Q d это то количество товаров которое покупатель способен приобрести по определенной цене в данный момент...

Русский

2014-10-14

240 KB

3 чел.

  1.  Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение. Поведение потребителя в рыночной экономике. Государственное регулирование рынка.

 Спрос (англ. demand) – это желание и способность потребителей покупать товары и услуги. Различают рыночный и индивидуальный спрос, а также понятия «величина спроса» и «сам спрос» (рис. 5.1). 

Величина спроса ( Q d )это то количество товаров, которое покупатель способен

приобрести по определенной цене в данный момент времени

Определяющим фактором рыночного спроса является цена товара. Зависимость спроса от цены выражает закон спроса, суть которого состоит в следующем: чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная.

Графически взаимосвязь между величиной спроса, предъявляемого на товар (Qd ), и ценой этого товара (P) изображается с помощью кривой спроса. Под воздействием ценового фактора происходит перемещение вдоль кривой спроса: вверх, если спрос уменьшается, или вниз, если спрос увеличивается.

На динамику спроса, кроме цены товара, влияют неценовые факторы, основными из которых являются:

  1.  Изменение цен на товары-заменители (товары-субституты). Товары-заменители – товары, близкие по своим потребительским качествам, способные удовлетворять схожие потребности. Для таких пар товаров рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой (заменяющий) товар. Например, люди покупают больше маргарина, если дорожает сливочное масло; Изменение цен на взаимодополняющие товары (товары-комплементы). Взаимодополняющие товарытовары, которые могут быть использованы только вместе. Для таких пар товаров рост цены одного товара сокращает спрос на другой товар. Например, рост цен на бензин сокращает спрос на автомобильные покрышки. Изменение доходов покупателей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет;Изменение ожиданий покупателей. Потребительские ожидания относительно возможности повышения цен на товары в будущем могут побудить покупателей к приобретению большего их количества в настоящее время, сегодня. Ожидания больших доходов заставляют потребителей меньше экономить на деньгах, они не боятся больше тратить, и спрос на товары повышается. Ожидания роста цен и снижения доходов, наоборот, ведут к сокращению текущего спроса на товары;Изменение вкусов и предпочтений покупателей. Благоприятное для данного товара изменение вкусов и предпочтений, вызванное рекламой или веяниями моды, вызовет рост спроса на этот товар, и наоборот – неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей ведут к уменьшению спроса;Степень удовлетворения потребности в данном товаре. Чем выше этот показатель, тем ниже спрос, и наоборот.

Под воздействием неценовых факторов изменяется «сам спрос». Они сдвигают кривую спроса вправо, если действуют положительно и спрос растет, и влево, если действуют отрицательно и спрос уменьшается. Следует отметить, что закону спроса свойственны и нетипичные проявления, отклонения от него: При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь их дальнейшего роста, потребители скупают подорожавшие товары, увеличивая спрос на них. Такое явление получило название парадокса Гиффена; Повышение цен на предметы роскоши (автомобили, меха, драгоценности) не делает их менее привлекательными для покупателей, так как они поддерживают высокий социальный статус и престиж тех, кто ими обладает. Такое явление в экономике называют эффектом Веблена; При росте доходов населения спрос на товары низкого качества, а значит и более дешевые, понижается.

Предложение (от англ. supply) – это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Различают рыночное и индивидуальное предложение, а также понятия «величина предложения» и «само предложение» (рис. 5.4).

Цена товара – определяющий фактор рыночного предложения. Ее воздействие на предложение, в отличие от воздействия на спрос, является прямым, а не обратным. Зависимость предложения от цены выражает закон предложения, который гласит: чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается.

Величина предложения ( Q s ) – это количество товаров, которое производители способны продать  по определенной цене за определенный период времени

Предложение, как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов, основными из которых являются:изменения в ценах на ресурсы, которые могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствуют этому (если они растут);изменения в технологии производства товара, приводящие к повышению производительности труда, росту выпуска продукции, а значит и к увеличению предложения; влияние налогообложения, которое обусловлено тем, что рост налогов увеличивает издержки производства и уменьшает предложение, а их снижение ведет к обратному;влияние государственных субсидий и дотаций, которые снижают издержки производства и способствуют росту предложения.

Под воздействием неценовых факторов изменяется «само предложение». Они сдвигают кривую предложения вправо, если действуют положительно и предложение растет, и влево, если действуют отрицательно и предложение уменьшается

Для того, чтобы определить, насколько велика зависимость величины спроса и предложения от цены, используется понятие эластичности (рис. 5.7).

Основными факторами эластичности спроса являются: цена товара, доходы потребителей и цены на другие товары. В соответствии с этим выделяют следующие виды эластичности спроса:

Эластичность – степень реакции одной переменной величины на изменение другой (выражается, как правило, отношением процентных изменений)

Эластичность спроса – понятие, характеризующее изменение спроса в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на спрос

Эластичность предложения – понятие, характеризующее изменение предложения в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на предложение

  1.  Эластичность спроса по цене, которая показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на данный товар, если его цена изменится на 1%. Измеряется ценовая эластичность спроса с помощью коэффициента эластичности (k эц), который определяется отношением процентного изменения величины спроса на товар (ΔQd) к процентному изменению цены этого товара (ΔP):

 На ценовую эластичность спроса влияет, главным образом, следующее: наличие товаров-заменителей, значимость товара для потребителя (предметы первой необходимости или нет), фактор времени, доступность товара, степень интенсивности потребности, удовлетворяемой с помощью данного товара. Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный и спрос с единичной эластичностью. Спрос эластичен, когда при незначительном изменении цены его величина изменяется существенно (коэффициент ценовой эластичности в этом случае больше 1). Товарами с эластичным спросом обычно являются: предметы роскоши (автомобили, драгоценности, деликатесы); вещи, цена которых существенно ощутима для семейного бюджета (мебель, компьютер); легко заменяемые товары (отдельные виды мяса, фрукты). Спрос неэластичен, когда при весьма существенных изменениях цены его величина изменяется незначительно (коэффициент эластичности при этом меньше 1). К товарам с неэластичным спросом можно отнести: предметы первой необходимости (лекарства, продукты питания); вещи. Цена которых мало ощутима для семейного бюджета (зубная щетка, спички); трудно заменяемые товары (электрические лампочки, бензин). Спрос имеет единичную эластичность, когда изменение величины спроса и цены происходит одинаковыми темпами. Коэффициент эластичности в этом случае равен 1.

  1.  Эластичность спроса по доходу, которая показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении потребительских доходов на 1%. Мерой эластичности спроса по доходу является коэффициент эластичности (kэд ), определяемый следующим образом:

 где Δ D – процентное изменение величины дохода.

Эластичность спроса по доходу во многом зависит от того, спрос на какие товары она отражает. В связи с этим товары делятся на так называемые нормальные товары и товары пониженного потребительского качества. Для нормальных товаров характерно то, что при увеличении доходов увеличивается и спрос на них. На товары пониженного качества при росте доходов спрос, наоборот, снижается.

  1.  Перекрестная эластичность спроса, которая показывает степень изменения спроса на товар А в зависимости от степени изменения цены на товар Б. В этом случае речь идет о взаимосвязанных товарах: товарах-заменителях и взаимодополняющих товарах. Коэффициент перекрестной эластичности (kэп) определяется так:

 где Δ Q A – процентное изменение величины спроса на товар А;

Δ Р Б – процентное изменение цены на товар Б.

Важнейшими факторами эластичности предложения выступают цена данного товара и цены других товаров, поэтому различают следующие ее виды:

1. Эластичность предложения по цене, которая характеризует степень изменения величины предложения (ΔQs) в зависимости от изменения цены (ΔP). Она измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности:

Различают эластичное предложение, неэластичное предложение и предложение с единичной эластичностью. Предложение считается эластичным, если незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение его величины (коэффициент эластичности в этом случае больше 1). Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения его величины (коэффициент эластичности меньше 1). При единичной эластичности предложения имеет место одинаковое изменение цены и количества предлагаемых товаров (коэффициент эластичности равен 1).

3. Перекрестная эластичность предложения, которая характеризует степень изменения предложения товара А в зависимости от степени изменения цены на товар Б. Ее измеряют с помощью коэффициента перекрестной эластичности (kпэп) следующим образом:  

где ΔQA – процентное изменение величины предложения товара А;

ΔРБ – процентное изменение цены на товар Б.

На эластичность предложения влияют следующие основные факторы: отсутствие товаров-заменителей, уровень товарных запасов, резервы производственных мощностей, уровень конкуренции, фактор времени. Особо существенным из них является фактор времени, в соответствии с которым выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде у производителя нет времени, чтобы изменить предложение: оно будет неэластичным.
В среднесрочный период производитель имеет возможность использовать резервы производства и увеличить предложение: его эластичность возрастает. В долгосрочный период производитель имеет возможность расширить производство и увеличить выпуск продукции. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующих свои экономические интересы. Экономический интерес покупателей состоит в том, чтобы купить товары подешевле и удовлетворить свою потребность, поэтому они предлагают за них цены, называемые ценами спроса. Под ценой спроса понимается та предельно максимальная цена, при которой покупатель еще согласен приобретать товары.

Продавцы заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предъявляют цены предложения, представляющие собой предельно минимальные цены, по которым они еще готовы продавать свои товары.

Пересечение экономических интересов покупателей и продавцов, взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графика их кривых

Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает рыночное равновесие, отражающее равенство желаний и возможностей продавцов и покупателей. Точка Е, в которой пересекаются кривые спроса и предложения и совпадают их интересы, называется точкой рыночного равновесия, а соответствующая ей цена Р1  равновесной ценой.

В результате установления равновесной цены продавцы, реализуя свои товары и услуги, получают возможность возместить затраты на их производство и получить прибыль, а покупатели в состоянии приобрести их в соответствии со своей платежеспособностью. Таким образом, равновесная цена – это цена, по которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на которое предъявлен спрос.

Когда рыночная цена устанавливается выше равновесной (Р2 > Р1), то предложение превышает спрос, так как рост цены по закону предложения будет стимулировать увеличение производства, а по закону спроса – снижать желание приобретать товары. В результате возникает избыток товара (от А до В), что приведет к затовариванию рынка

В этом случае между продавцами (производителями) данного вида товара начинается конкуренция, которая будет способствовать снижению цены и приближению ее к точке равновесия Е. Ниже этой точки рыночная цена опуститься не может, потому что тогда производство и реализация становятся невыгодными для товаропроизводителя. Он не возместит затраты на изготовление и сбыт своей продукции и рискует обанкротиться.

Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной (Р21), то это в соответствии с законом спроса побуждает покупателя наращивать объем покупок, но по закону предложения приводит к снижению деловой активности производителя. В итоге спрос превысит предложение (от С до D ), то есть возникнет дефицит товара (рис. 5.10).

При этом обостряется конкуренция между покупателями, что ведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к ее равновесному значению. Выше равновесной рыночная цена подняться не может, потому что у покупателя просто не хватит денег на приобретение товара.

Так, благодаря проявлению законов спроса, предложения и конкуренции рыночное равновесие восстанавливается. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние быстро восстанавливается вновь, а нестабильное – когда нарушенное рыночное равновесие сохраняется на протяжении длительного периода времени.

Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.

Иллюстрацией предпочтений потребителя является кривая безразличия, представляющая собой совокупность точек, каждая из которых демонстрирует возможную комбинацию двух товаров, дающих потребителю одинаковое удовлетворение потребности, то есть имеющих для него одинаковую общую полезность (рис. 6.1).

 

 Рис. 6.1. Кривая безразличия.

Допустим, потребитель желает приобрести товары А и В. Одинаковую полезность он может получить, используя различные их комбинации, то есть отказ от определенного количества одного товара компенсируется дополнительным количеством другого товара. К данным комбинациям потребитель в равной степени безразличен, поскольку в любом случае, при любом сочетании этих товаров он получит удовлетворение своей потребности. В зависимости от уровня удовлетворения потребностей кривая безразличия может занимать различные положения. Чем больше она удалена от начала координат, тем большую полезность имеют потребляемые товары, и наоборот.

Если нанести на график несколько кривых безразличия, то получится карта кривых безразличия (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Карта кривых безразличия.

Расположение кривых карты означает, что любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой Jn, обладает большей полезностью, чем любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривых J1 и J2 .

На потребительский выбор, наряду с предпочтениями покупателя, влияют его доход и цены на товары. Когда выбор осуществляется из двух товаров А и В, потребитель может приобрести любой набор товаров, который удовлетворяет следующему условию:

    PA×A + PB×B  J,     (6.1)

где РА и Р В – цены товаров А и В;

А и В – количество товаров А и В;

 J – доход потребителя.

Данное уравнение отражает бюджетные ограничения потребителя. Бюджетные ограничения – это денежный доход потребителя, в пределах которого им может быть предъявлен спрос на необходимые для него товары и услуги.

Графически бюджетные ограничения изображаются бюджетной линией. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода покупателя и данном уровне цен на эти товары. Таким образом, бюджетная линия дает ответ на вопрос: «Сколько товаров может приобрести потребитель?»

Например, имея денежный доход 10 единиц, при цене товара А (яблоки), составляющей 1ед., товара В (апельсины) – 2 ед. можно приобрести либо 10 яблок, либо 5 апельсинов. Возможны следующие комбинации двух благ: 8А и 1В; 6А и 2В; 4А и 3В; 2А и 4В (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Бюджетная линия.

Если каждая точка на бюджетной линии показывает определенный набор двух товаров, который потребитель в состоянии приобрести при существующем уровне дохода и цен, то находящиеся под ней означают возможный для покупателя набор товаров, но при этом часть дохода покупателя остается неиспользованной. И наоборот, потребление в любой другой точке за пределами бюджетной линии, невозможно при данной величине дохода покупателя. Чем дальше от начала координат находится бюджетная линия, тем больший доход покупателя она означает и, следовательно, при тех же ценах на товары у покупателя имеются большие возможности для приобретения этих товаров.

На поведение потребителя и количество покупаемых товаров в значительной мере влияет изменение цены этих товаров. Это влияние проявляется двумя эффектами:

1. Эффект дохода, суть которого в том, что снижение цены позволяет, не изменяя сумму расходов на данный товар, приобретать его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару, что повышает возможности потребления этого товара.

2. Эффект замещения, состоящий в том, что, если упала цена на определенный товар, то по сравнению с ним остальные выглядят более дорогими, хотя их собственные цены могут и не изменяться. Следовательно, покупатель чисто психологически стремится «заменить» другие товары подешевевшими, увеличивая их потребление, так как это обеспечивает ему дополнительный эффект дохода, расширяет его покупательские возможности.

Изменение цен продуктов тоже приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов равноценно увеличению дохода потребителя и перемещает бюджетную линию вправо. И наоборот, рост цен на оба продукта приводит к ее перемещению влево. Изменение цены одного из продуктов вызывает перемещение соответствующего конца бюджетной линии в ту или иную сторону (вверх или вниз у продукта А, вправо или влево у продукта В).

Поскольку поведение потребителя определяется и его бюджетными возможностями, и его предпочтениями, то попробуем это изобразить графически. Для этого совместим на графике карту кривых безразличия и бюджетную линию (рис.6.4).

Рис. 6.4. Равновесие потребителя.

На рисунке бюджетная линия пересекает одну кривую безразличия и касается второй. Точки пересечения и касания соответствуют трем вариантам набора товаров. Какой же именно набор товаров принесет покупателю максимально возможное удовлетворение его потребностей в двух товарах? Этому условию удовлетворяет точка С. Именно в ней потребитель достигает наибольшей полезности от потребления товаров, возможной при его уровне дохода, а если это так, то он не стремится к дальнейшему поиску другого соотношения двух товаров. В этом случае говорят, что он находится в состоянии равновесия.

Таким образом, потребитель ведет себя на рынке рационально, а это значит, что:

  •  потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности (чем больше товаров, тем лучше);
  •  потребитель приходит на рынок с уже сложившимися предпочтениями;
  •  потребительские предпочтения транзитивны (спрос может перемещаться: если набор товаров А лучше набора товаров В, а набор товаров В лучше набора товаров С, то набор товаров А предпочтительнее набора товаров С);

потребитель старается так распределить свои денежные средства при данных ценах и доходе, чтобы получить максимум полезности.

EMBED Equation.3  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25935. Разрядники: назначение, конструкция, принцип действия. Вентильные и трубчатые разрядники. Нелинейные ограничители перенапряжения (ОПН): назначение, конструкция, принцип действия. Условия выбора 52.5 KB
  Нелинейные ограничители перенапряжения ОПН: назначение конструкция принцип действия. В результате пробоя в трубке возникает интенсивная газогенерация и через выхлопное отверстие образуется продольное дутье достаточное для погашения дуги . ОПН Ограничитель перенапряжения нелинейный ОПН это разрядник без искровых промежутков. Активная часть ОПН состоит из последовательного набора варисторов.
25936. Устройство защитного отключения (УЗО). Назначение, схема подключения 53 KB
  Устройство защитного отключения УЗО. Устройство защитного отключения УЗО; более точное название: Устройство защитного отключения управляемое дифференциальным остаточным током сокр. УЗО−Д механический коммутационный аппарат или совокупность элементов которые при достижении превышении дифференциальным током заданного значения при определённых условиях эксплуатации должны вызвать размыкание контактов. Основная задача УЗО защита человека от поражения электрическим током и от возникновения пожара вызванного утечкой тока через...
25937. Конструкция и принцип действия воздушных выключателей. Достоинства и недостатки. Условия выбора. Сравнение с другими высоковольтными выключателями 27.5 KB
  Воздушные выключатели обладают высокими техническими характеристиками. Сетевые выключатели на напряжение 6кВ и выше применяемыев электрических сетях и предназначенные для пропуска и коммутации тока в нормальных условиях работы цепи и в условиях КЗ. Генераторные выключатели на напряжение 624 кВ предназначенные для пропуска и коммутации токов в нормальных условиях а также в пусковых режимах и при КЗ. Выключатели для электротермических установок с напряжениями 6220 кВ предназначенные для работы как в нормальных так и в аварийных режимах 4.
25938. Конструкция и принцип действия элегазовых выключателей. Достоинства и недостатки. Условия выбора. Сравнение с другими высоковольтными выключателями 23 KB
  В элегазовых выключателях гашение дуги происходит так же как и в воздушных выключателях при интенсивнои охлаждении дуги потоком газа. В элегазовых дугогасительных устройствах в отличие о воздушных при гашении дуги истечение газа через сопло происходит не в атмосферу а в замкнутый объем камеры заполненный элегазом при небольшом избыточном давлении. По способу гашения дуги в элегазе различают следующие ДУ: с системой продольного дутья в которую предварительно сжатый воздух поступает из резервуара с относительно высоким давлением элегаза ДУ...
25939. Выключатели нагрузки. Назначение, конструктивное исполнение и принцип действия выключателей нагрузки. Условия выбора 21 KB
  Выключатели нагрузки. Назначение конструктивное исполнение и принцип действия выключателей нагрузки. Выключатели нагрузки используются для оперативного соединения и разъединения цепи. Выключатель нагрузки обеспечивает двухкратное включение нормированного для него тока включения на короткое замыкание без повреждений препятствующих его дальнейшей работе в нормальном и эксплуатационном режиме.
25940. Расчет деревянных, металлических, железобетонных перекрытий 1.07 MB
  Орел 2011 Расчет деревянного перекрытия Подобрать сечение деревянной балки для перекрытия жилого дома.Предварительно принимаем собственный вес одного метра балки qnбалки=025кН м;f=1.1 qбалки= qnбалки f=0.Собираем нагрузку на погонный метр балки с учетом её собственного веса: qn=qnперекрытияlгр qnбалки=18140275=277кН м; q= qперекрытияlгр qбалки=234120275=3083кН м.
25941. СБОРНО-МОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ 26.5 KB
  СБОРНОМОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ конструкции состоящие из заранее изготовленных на заводах отд. Наибольшее распространение получили сборномонолитные конструкции со сборными элементами из железобетона см. Железобетонные конструкции . арматуру конструкции и иногда используются в качестве формы опалубки для монолитного бетона; их целесообразно делать предвари тсльно напряженными.
25942. Здания и сооружения из монолитного железобетона 31 KB
  Монолитные конструкции несущего остова здания представляют собой неразрезные элементы наружных и внутренних несущих стен колонн ригелей и перекрытий жестко связанных между собой в пространственную систему работающую под нагрузкой как единое целое. Здания из монолитного железобетона разделяются на монолитные и сборномонолитные и выполняются по следующим конструктивным схемам: монолитные несущие и ограждающие конструкции; монолитный каркас колонны и перекрытия наружные и внутренние стены сборные или каменных материалов; монолитные...
25943. Больше пролетные покрытия – плоскостные покрытия 68.5 KB
  Плоскостными покрытиями называют конструкции работающие только в одной вертикальной плоскости проходящей через опоры; к ним относятся балки фермы рамы арки; к ним следует отнести и те конструкции которые можно разрезать вертикальными плоскостями вдоль пролета на отдельные элементы причем каждый элемент независимо от другого будет тоже работать как плоскостной. К распорным плоскостным покрытиям относят своды арки рамы.