70053

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон)

Доклад

Логика и философия

Философия Нового времени XVII-XVIII вв: время появления науки появляются ученые которые не имеют никакого отношения к философии центральная проблема проблема способа познания мира онтологические вопросы уходят на второй план Выработаны две стратегии познания однако для обоих единственным...

Русский

2014-10-14

33 KB

5 чел.

Вопрос№8

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон).

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв):

- время появления науки (появляются ученые, которые не имеют никакого отношения к философии)

- центральная проблема – проблема способа познания мира

 - онтологические вопросы уходят на второй план

Выработаны две стратегии познания, однако для обоих единственным объектом знаний является природа:

Эмпиризм – философское направление, обосновывающее первичность (главенство) опыта в познании. (характерен для естествознания)

Рационализм - философское направление, обосновывающее первичность (главенство) разума в познании. (характерен для математических наук, тенденция обоснования процесса математизации наук)

Рене Декарт (1596 – 1650).

Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики.

Начальное образование получил в иезуитском коллеже.

Основатель Рационализма.

Главный метод – метод дедукции: от общего к частному.

Картезианство — направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту.

«Мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito, ergo sum)

Сомнение – отец познания.

Мыслить значит сомневаться. Можно сомневаться во всем, кроме существования мышления.

"Рассуждение о методе":

  1.  Никогда не принимать за истину то, что не дано уму ясно и отчетливо.
  2.  Разделять каждую поставленную задачу на такое количество частей, которое может быть решено с достоверностью.
  3.  В своих рассуждениях мы не должны пропустить ничего, последовательно переходя от одного суждения к другому.
  4.  Делать перечни максимально полными и всеохватывающими.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).

Английский философ, историк, политический деятель, лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер.

Образование получил в Кембридже.

Основоположник эмпиризма

«Новый Органон» — основное сочинение Ф.Бэкона, в котором излагаются основы выдвинутой им опытной (индуктивной) методологии. Был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

Задача ученого – истолкование природы. Главное - чувственное познание.

Тезисы: 1) сама природа объективно существует

2) у нас есть достаточные и необходимые способы, чтобы воспринимать и познавать природу

Признает основной индуктивную логику – рассуждения от частного к общему.

Разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы:

  1.  «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы (= наше восприятие ограничено).
  2.  «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. («Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы»)
  3.  «Призраки рынка» — следствие общения и использования в общении языка. («Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум»)
  4.  «Призраки театра» (САМЫЙ ОПАСНЫЙ!) — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности (= вера в авторитет)

Три образа ученого:

  1.  Ученые-муравьи  – трудяги, но они тащат в муравейник науки все, что ни попадется, без всякой цели и разбору.
  2.  Ученые-пауки – сидят в сетях, ткань которых «извлекают из самих себя».
  3.  Ученые-пчелы – тщательно собирают нектар, чтобы затем сделать из него мед знаний.

Путь познания пчелы – правильный.

«Новая Атлантида» - Утопия Бэкона.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53900. Практический курс по художественному труду «Фантазия и воображение» 43.5 KB
  Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик ученик-ученик а также монологи во время которых дети высказывают оценочные суждения. Возможные материалы для основной работы Упаковочный картон для основы чипсы фирмы Люкс Лейз Гуашь краски тушь цветные карандаши мелки.
53901. Програма факультативного курсу «Література і театр» (8-9 клас) 167 KB
  Дебальцева Програма факультативного курсу Література і театр 8 9 клас Курінна Л. вчитель російської мови та зарубіжной літератури вчительметодист вища категорія 2010 2011 навчальний рік Пояснювальна записка Програма факультативного курсу Літератури і театр с орієнтиром у прилученні школярів до театрального мистецтва з метою їхнього загального естетичного розвитку розширення і збагачення духовних потреб підвищення рівня творчої активності громадянської свідомості стимулювання і розвиток життєвої компетентності. В основу...
53902. Кути. Вимірювання кутів 42.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про зміст основних понять теми вивчених на попередньому уроці; продовжувати формувати навички учнів оперувати вивченими в темі поняттями для обґрунтування дій під час розвязування типових задач; використовуючи прийом аналогії та знання і вміння вироблені під час вивчення теми Відрізки сформувати вміння розвязувати типові задачі на застосування аксіом вимірювання та відкладання кутів; відпрацювати навички побудови кутів та їх вимірювання із використанням приладів. Наочність і...
53903. Сума кутів трикутника 46.5 KB
  Мета: сформулювати та довести теорему про суму кутів трикутника ознайомити учнів з поняттям зовнішнього кута трикутника розвивати навички практичної діяльності з геометричними інструментами відпрацьовувати вміння логічно мислити робити висновки. Побудувати трикутник за даними кутами 1 ряд 2 ряд 3 ряд  А = 38 0...
53904. Суміжні і вертикальні кути 322 KB
  Замислюйся міркуй питання занотуй. Познач кути між кольоровими променями і променями АВ і АС. Чи є на цьому малюнку кути що утворюють розгорнутий кут Побудуй на око: а кут який має градусну міру більше 00 але менше 900; б кут рівний 900; в кут більший 900 але менший за 1800.
53905. Суміжні кути 82 KB
  Мета: засвоїти означення суміжних кутів; вивчити формулювання та доведення теореми про суму суміжних кутів а також наслідки із цієї теореми; розвивати увагу логічне мислення просторову уяву; виховувати охайність працьовитість. Обладнання: Моделі кутів карткизавдання. І так ви відгадали що країна в яку ми повинні вирушити складається з кутів. Наше завдання: 1 відшукати там невідомий для нас вид кутів; 2 довести що сума цих кутів дорівнює 180; 3 встановити наслідки цього доведення.
53906. Квадратні корені 548.5 KB
  Після уроку учні зможуть: застосовувати теоретичний матеріал про квадратні корені до вирішення вправ; навчитися усвідомленому застосуванню вивченого матеріалу під час вирішення завдань; набути навичок роботи в малих групах; набути навичок логічних міркувань; формування мотивації здорового способу життя Використані технології: інтерактивні технології: Мікрофон Робота в малих групах. Робота в малих групах. Учні об'єднуються в групи по 4 особи 1 і 2 3 і 4 парти згадують правила роботи в групах...
53907. Розвязування квадратичних нерівностей методом інтервалів 57 KB
  Мета: ознайомити учнів з розвязанням квадратичних нерівностей методом інтервалів; формування уміння розвязувати квадратичні нерівності методом інтервалів. Виховувати охайність під час виконання малюнка.
53908. РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ 208 KB
  Какое уравнение называют квадратным уравнение вида ах2bxc=0 где х переменная а bс числа причем а≠0 числа а bс называются коэффициентами квадратного уравнения; а первый коэффициент b второй коэффициент с свободный член Например: 2х24х8=0 Какое квадратное уравнение называется приведенным Приведенным квадратным уравнением называется такое квадратное уравнение в котором первый коэффициент равен 1 т. а=1 Например: х23х10=0 Какое квадратное уравнение называется неполным Неполным квадратным уравнением...