70053

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон)

Доклад

Логика и философия

Философия Нового времени XVII-XVIII вв: время появления науки появляются ученые которые не имеют никакого отношения к философии центральная проблема проблема способа познания мира онтологические вопросы уходят на второй план Выработаны две стратегии познания однако для обоих единственным...

Русский

2014-10-14

33 KB

5 чел.

Вопрос№8

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон).

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв):

- время появления науки (появляются ученые, которые не имеют никакого отношения к философии)

- центральная проблема – проблема способа познания мира

 - онтологические вопросы уходят на второй план

Выработаны две стратегии познания, однако для обоих единственным объектом знаний является природа:

Эмпиризм – философское направление, обосновывающее первичность (главенство) опыта в познании. (характерен для естествознания)

Рационализм - философское направление, обосновывающее первичность (главенство) разума в познании. (характерен для математических наук, тенденция обоснования процесса математизации наук)

Рене Декарт (1596 – 1650).

Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики.

Начальное образование получил в иезуитском коллеже.

Основатель Рационализма.

Главный метод – метод дедукции: от общего к частному.

Картезианство — направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту.

«Мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito, ergo sum)

Сомнение – отец познания.

Мыслить значит сомневаться. Можно сомневаться во всем, кроме существования мышления.

"Рассуждение о методе":

  1.  Никогда не принимать за истину то, что не дано уму ясно и отчетливо.
  2.  Разделять каждую поставленную задачу на такое количество частей, которое может быть решено с достоверностью.
  3.  В своих рассуждениях мы не должны пропустить ничего, последовательно переходя от одного суждения к другому.
  4.  Делать перечни максимально полными и всеохватывающими.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).

Английский философ, историк, политический деятель, лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер.

Образование получил в Кембридже.

Основоположник эмпиризма

«Новый Органон» — основное сочинение Ф.Бэкона, в котором излагаются основы выдвинутой им опытной (индуктивной) методологии. Был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

Задача ученого – истолкование природы. Главное - чувственное познание.

Тезисы: 1) сама природа объективно существует

2) у нас есть достаточные и необходимые способы, чтобы воспринимать и познавать природу

Признает основной индуктивную логику – рассуждения от частного к общему.

Разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы:

  1.  «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы (= наше восприятие ограничено).
  2.  «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. («Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы»)
  3.  «Призраки рынка» — следствие общения и использования в общении языка. («Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум»)
  4.  «Призраки театра» (САМЫЙ ОПАСНЫЙ!) — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности (= вера в авторитет)

Три образа ученого:

  1.  Ученые-муравьи  – трудяги, но они тащат в муравейник науки все, что ни попадется, без всякой цели и разбору.
  2.  Ученые-пауки – сидят в сетях, ткань которых «извлекают из самих себя».
  3.  Ученые-пчелы – тщательно собирают нектар, чтобы затем сделать из него мед знаний.

Путь познания пчелы – правильный.

«Новая Атлантида» - Утопия Бэкона.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10475. Краткая теория PHP и введение в базы данных на примере Mysql 2.93 MB
  Краткая теория PHP и введение в базы данных на примере Mysql Введение Цель: Сайт с помощью PHP блоков можно собирать как конструктор и за счет блоков можно изменить любую информацию на сайте созданном с помощью PHP сразу на всех его страницах. Вся информация сайта
10476. Метан - найпростіша органічна сполука, його склад, електронна й структурна формули, тетраедрична будова молекули. Фізичні властивості, поширення в природі 806 KB
  Тема. Метан найпростіша органічна сполука його склад електронна й структурна формули тетраедрична будова молекули. Фізичні властивості поширення в природі Навчальна мета уроку: через систему пізнавальних завдань сформувати знання про склад будову метану його фіз
10477. Мило, його склад, мийна дія. Синтетичні мийні засоби 70.5 KB
  Тема: Мило його склад мийна дія. Синтетичні мийні засоби. Мета: навчальна: сформувати уявлення про склад мила і мийних засобів їх мийну дію порівняти властивості мила і мийних засобів; закріпити знання про властивості карбонових кислот жирів естерів твердість води...
10478. Мій перший педагогічний досвід. Роздуми про мій перший урок 39 KB
  Мій перший педагогічний досвід. Роздуми про мій перший урок. 13.02.2009р. 10клас âНасичені вуглеводні. Прийшовши до школи я була дуже рада що мені випала можливість проводити уроки. Перед своїм першим уроком я готувалась два дні заздалегідь. Перше що було у моїй ...
10479. Місце елементів-металів у періодичній системі хімічних елементів Д.І. Менделєєва та особливості будови їх атомів 57.5 KB
  Тема: Місце елементівметалів у періодичній системі хімічних елементів Д.І. Менделєєва та особливості будови їх атомів. Металічний хімічний звязок. Загальні фізичні властивості металів. Навчальна мета: спираючись на знання періодичного закону та типи хімічних звяз...
10480. Насичені вуглеводні. Номенклатура 201 KB
  Дата: Тема: Урок залік з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура. Тип уроку: урок застосування знань умінь та навичок. Навчальна мета: Конкретизувати та поглибити знання учнів з теми Насичені вуглеводніâ. Навчити учнів застосовувати загальні зако...
10481. Семінар з теми Ненасичені вуглеводні етиленового ряду 177 KB
  Дата: Тема: Семінар з теми Ненасичені вуглеводні етиленового ряду Навчальна мета: Конкретизувати та поглибити знання учнів з теми Ненасичені вуглеводні етиленового рядуâ; Навчити учнів застосовувати загальні закономірності для пояснення властивосте
10482. Ненасичені вуглеводні. Етилен як представник ненасичених вуглеводнів. Склад молекули, електронна та структурна формули, sp2-гібридизація електронів, σ- та π-звязки 63 KB
  Тема: Ненасичені вуглеводні. Етилен як представник ненасичених вуглеводнів. Склад молекули електронна та структурна формули sp2гібридизація електронів σ та πзвязки. Навчальна мета: сформувати поняття про новий гомологічний ряд алкени; ознайомити з новим видом гі...
10483. Ненасичені вуглеводні. Етилен як представник ненасичених вуглеводнів. Склад молекули, електронні та структурні формули, кратні звязки 64.5 KB
  Тема: Ненасичені вуглеводні. Етилен як представник ненасичених вуглеводнів. Склад молекули електронні та структурні формули кратні звязки. Гомологи етилену. Ізомерія карбонового скелету і положення кратного звязку. Номенклатура алкенів. Мета: навчальна: сформуват...