70053

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон)

Доклад

Логика и философия

Философия Нового времени XVII-XVIII вв: время появления науки появляются ученые которые не имеют никакого отношения к философии центральная проблема проблема способа познания мира онтологические вопросы уходят на второй план Выработаны две стратегии познания однако для обоих единственным...

Русский

2014-10-14

33 KB

5 чел.

Вопрос№8

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон).

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв):

- время появления науки (появляются ученые, которые не имеют никакого отношения к философии)

- центральная проблема – проблема способа познания мира

 - онтологические вопросы уходят на второй план

Выработаны две стратегии познания, однако для обоих единственным объектом знаний является природа:

Эмпиризм – философское направление, обосновывающее первичность (главенство) опыта в познании. (характерен для естествознания)

Рационализм - философское направление, обосновывающее первичность (главенство) разума в познании. (характерен для математических наук, тенденция обоснования процесса математизации наук)

Рене Декарт (1596 – 1650).

Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики.

Начальное образование получил в иезуитском коллеже.

Основатель Рационализма.

Главный метод – метод дедукции: от общего к частному.

Картезианство — направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту.

«Мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito, ergo sum)

Сомнение – отец познания.

Мыслить значит сомневаться. Можно сомневаться во всем, кроме существования мышления.

"Рассуждение о методе":

  1.  Никогда не принимать за истину то, что не дано уму ясно и отчетливо.
  2.  Разделять каждую поставленную задачу на такое количество частей, которое может быть решено с достоверностью.
  3.  В своих рассуждениях мы не должны пропустить ничего, последовательно переходя от одного суждения к другому.
  4.  Делать перечни максимально полными и всеохватывающими.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).

Английский философ, историк, политический деятель, лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер.

Образование получил в Кембридже.

Основоположник эмпиризма

«Новый Органон» — основное сочинение Ф.Бэкона, в котором излагаются основы выдвинутой им опытной (индуктивной) методологии. Был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

Задача ученого – истолкование природы. Главное - чувственное познание.

Тезисы: 1) сама природа объективно существует

2) у нас есть достаточные и необходимые способы, чтобы воспринимать и познавать природу

Признает основной индуктивную логику – рассуждения от частного к общему.

Разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы:

  1.  «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы (= наше восприятие ограничено).
  2.  «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. («Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы»)
  3.  «Призраки рынка» — следствие общения и использования в общении языка. («Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум»)
  4.  «Призраки театра» (САМЫЙ ОПАСНЫЙ!) — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности (= вера в авторитет)

Три образа ученого:

  1.  Ученые-муравьи  – трудяги, но они тащат в муравейник науки все, что ни попадется, без всякой цели и разбору.
  2.  Ученые-пауки – сидят в сетях, ткань которых «извлекают из самих себя».
  3.  Ученые-пчелы – тщательно собирают нектар, чтобы затем сделать из него мед знаний.

Путь познания пчелы – правильный.

«Новая Атлантида» - Утопия Бэкона.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81408. Семья как социальный институт, структура и функции социального института семьи 36.14 KB
  Семья социальная группа основанная на родственных связях по браку по крови. В зависимости от форм брака: Моногамная семья состоящая из двух партнёров. Полигамная семья один из супругов имеет несколько брачных партнёров. В зависимости от пола супругов: Однополая семья двое мужчин или две женщины совместно воспитывающие приёмных детей искусственно зачатых или детей от предыдущих гетеросексуальных контактов.
81410. Девиантное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков 41.74 KB
  Специфика девиантного поведения подростков. Основными формами девиантного поведения являются: пьянство наркомания преступность проституция самоубийство гомосексуализм. Объяснения причин девиантного поведения: Биологическое люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям взрослого отклоняющегося поведения.
81411. Факторы деструктивного поведения подростков 40.07 KB
  Биологические факторы это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка нарушения умственного развития дефекты слуха и зрения повреждения нервной системы телесные дефекты дефекты речи и др.; психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервнопсихических заболеваниях психопатии неврастении пограничных состояниях повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка; социальнопсихологические факторы....
81412. Влияние семьи на формы и уровень проявления подростковых девиаций. Понятие социализации и основные этапы данного процесса 40.08 KB
  Понятие социализации и основные этапы данного процесса. На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы соотношение которых на разных этапах различно. В целом можно выделить пять факторов оказывающих влияние на процесс социализации: биологическая наследственность; физическое окружение; культура социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт. Процесс социализации охватывает все слои общества.
81413. Типологический анализ социально-дезадаптированных семей 42.07 KB
  Семьи для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером безоговорочным доминированием одного из родителей полным подчинением ему остальных членов семьи наличием жестоких взаимоотношений держать всех в ежовых рукавицах применением физического наказания как основного средства воспитания. Дефекты в структуре родительской семьи в...
81414. Основные аспекты взаимосвязи социологии и социальной работы 36.7 KB
  Изучая тему студент должен исходить из тесной взаимосвязи социологии и социальной работы в теоретическом учебнообразовательном и прикладном аспектах. В подготовке специалистов по соцработе социология занимает одно из ведущих мест Универсальный многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Речь идет о близости объектов и предметов социологии и социальной работы.
81415. Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальный факт», «социальная реальность» и «социальное действие» 37.24 KB
  Социологические исследования в социальной работе выполняют многообразные функции. Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации без чего невозможны анализ практической социальной работы накопление опыта его обобщения и в целом повышение ее эффективности. Влияние социологии на социальную работу: использование результатов изучения социологами социальной структуры...
81416. Социологические проблемы социального взаимодействия в социальной работе. Понятия: социальная структура, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп 37.54 KB
  Понятия: социальная структура социальные изменения конфликты интересов основных социальных групп. Социальные изменения представляют собой смену состояний свойств и связей социальных систем. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности: Содержательные изменения Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы их возникновении исчезновении или изменении ими своих...