70053

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон)

Доклад

Логика и философия

Философия Нового времени XVII-XVIII вв: время появления науки появляются ученые которые не имеют никакого отношения к философии центральная проблема проблема способа познания мира онтологические вопросы уходят на второй план Выработаны две стратегии познания однако для обоих единственным...

Русский

2014-10-14

33 KB

5 чел.

Вопрос№8

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон).

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв):

- время появления науки (появляются ученые, которые не имеют никакого отношения к философии)

- центральная проблема – проблема способа познания мира

 - онтологические вопросы уходят на второй план

Выработаны две стратегии познания, однако для обоих единственным объектом знаний является природа:

Эмпиризм – философское направление, обосновывающее первичность (главенство) опыта в познании. (характерен для естествознания)

Рационализм - философское направление, обосновывающее первичность (главенство) разума в познании. (характерен для математических наук, тенденция обоснования процесса математизации наук)

Рене Декарт (1596 – 1650).

Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики.

Начальное образование получил в иезуитском коллеже.

Основатель Рационализма.

Главный метод – метод дедукции: от общего к частному.

Картезианство — направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту.

«Мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito, ergo sum)

Сомнение – отец познания.

Мыслить значит сомневаться. Можно сомневаться во всем, кроме существования мышления.

"Рассуждение о методе":

  1.  Никогда не принимать за истину то, что не дано уму ясно и отчетливо.
  2.  Разделять каждую поставленную задачу на такое количество частей, которое может быть решено с достоверностью.
  3.  В своих рассуждениях мы не должны пропустить ничего, последовательно переходя от одного суждения к другому.
  4.  Делать перечни максимально полными и всеохватывающими.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).

Английский философ, историк, политический деятель, лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер.

Образование получил в Кембридже.

Основоположник эмпиризма

«Новый Органон» — основное сочинение Ф.Бэкона, в котором излагаются основы выдвинутой им опытной (индуктивной) методологии. Был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

Задача ученого – истолкование природы. Главное - чувственное познание.

Тезисы: 1) сама природа объективно существует

2) у нас есть достаточные и необходимые способы, чтобы воспринимать и познавать природу

Признает основной индуктивную логику – рассуждения от частного к общему.

Разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы:

  1.  «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы (= наше восприятие ограничено).
  2.  «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. («Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы»)
  3.  «Призраки рынка» — следствие общения и использования в общении языка. («Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум»)
  4.  «Призраки театра» (САМЫЙ ОПАСНЫЙ!) — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности (= вера в авторитет)

Три образа ученого:

  1.  Ученые-муравьи  – трудяги, но они тащат в муравейник науки все, что ни попадется, без всякой цели и разбору.
  2.  Ученые-пауки – сидят в сетях, ткань которых «извлекают из самих себя».
  3.  Ученые-пчелы – тщательно собирают нектар, чтобы затем сделать из него мед знаний.

Путь познания пчелы – правильный.

«Новая Атлантида» - Утопия Бэкона.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15283. Технологія та прийоми програмування мовою Асемблер 142 KB
  Лабораторна робота № 9 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Набути навичок роботи з масивами при програмуванні мовою Асемблера. Навчитися описувати одновимірні масиви в програмі; ініціювати масив; орган...
15284. Налагодження програми мовою Асемблер з оброблення двовимірних масивів 149 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з оброблення двовимірних масивів Лабораторна робота № 10 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Набути навичок роботи з масивами при програмуванні мовою Асемблера.
15285. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням циклів та розгалужень 102.5 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням циклів та розгалужень Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблер. Мета роботи: набути навичок з реалізації задач мовою Асемблер що містять цикли та розгалуження. Ко...
15286. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням арифметичних операцій 76.5 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням арифметичних операцій Лабораторна робота № 13 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою асемблера. Мета роботи: Набути навичок з реалізації математичних задач мовою асемблера....
15287. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням логічних операцій 76 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням логічних операцій Лабораторна робота № 14 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблера. Мета роботи: Набути навичок застосування логічних команд при програмуванні мов...
15288. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням підпрограм 104 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням підпрограм Лабораторні роботи № 15 16 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Набути навичок роботи з підпрограмами. Навчитися передавати параметри з осно...
15289. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням екранних операцій 132.5 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням екранних операцій Лабораторна робота Тема: Переривання та введення/виведення інформації. Мета роботи: Набути навичок роботи з функціями введення/виведення інформації. ...
15290. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням макросів 99 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням макросів Лабораторна робота № 18 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Набути навичок роботи з макросами при програмуванні мовою Асемблера. Навчитися с
15291. Компьютерная графика в визуальном программировании 1.18 MB
  Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и используются при выполнении лабораторных и контрольных работ по курсам Информатика и Алгоритмизация и программирование на языке Visual Basic.