70055

Jus gentium как прообраз международного права

Доклад

Мировая экономика и международное право

А значит можно утверждать что по своему материальному содержанию это есть право общенародное почему римляне и называют его jus gentium. Предназначенное первоначально только для сношений перегринов jus gentium отличавшееся большею свободой и гибкостью приобрело малопомалу большое...

Русский

2014-10-14

34 KB

15 чел.

Jus gentium как прообраз международного права

    Jus gentium – «право народов» или «перегринское право». Этот термин возник в Древнем Риме. Во второй половине республики когда Рим делается центром всемирной торговли. В то время туда стекаются массы неграждан, перегринов. У граждан Рима завязываются разнообразные деловые отношения с этими перегринами и между этими перегринами. Вместе с этим возникает потребность нормировать эти отношения. И вот римляне создают для них особую магистратуру. При этом  издается эдикт, в котором определяются правила юрисдикции, и этот эдикт делается основой особого гражданского правопорядка, действующего для отношений римлян с перегринами и перегринов между собой. Нормы этого правопорядка заимствуются из общих обычаев международного торгового оборота, то есть из обычаев и традиций, слагающихся в торговле, в которой принимают участие люди совершенно разных стран и национальностей. А значит можно утверждать, что по своему материальному содержанию это есть право общенародное, почему римляне и называют его jus gentium.

    Предназначенное первоначально только для сношений перегринов, jus gentium, отличавшееся большею свободой и гибкостью, приобрело мало-помалу большое влияние и на собственно римское право. Многие положения его перешли потом в оборот между самими римскими гражданами. Jus gentium объединяло в себе разнообразные нормы различных народов античного мира, сталкивавшиеся между собой на международном рынке, в одно интернациональное целое, для того, чтобы затем переработать и самое римское право в духе той же интернациональности.

    Когда впоследствии (после закона Каракаллы) все жители римской империи были наделены правами гражданства и вследствие этого перегрины, как таковые, исчезли, вместе с ними исчезла и надобность в особой системе jus gentium. Но к тому времени уже все материальное содержание этой системы было перенесено в чисто римское право.

    Но, кроме этого положительного значения, jus gentium имеет у римских юристов еще иной смысл. Уже самое происхождение jus gentium должно было наводить римских юристов на мысль, что существует некоторое общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми. Совокупность этих общепризнаваемых норм они также называли jus gentium, независимо от их реального действия.

    Задаваясь, далее, вопросом о происхождении такой общности известных правил у различных народов, они полагали, что причиной ее является самая природа человека, а иногда даже природа всех животных. С этой точки зрения они называли такое право, диктуемое самой природой, естественным правом. Конечно, jus gentium в этом значении является не какой-либо новой положительной системой норм, а лишь первыми попытками юридической мысли в области философии права.

   А в более раннее время выражение jus gentium имело несколько иное значение. Это было неписанное право, регулировавшее отношения между народами, значит право международное в широком смысле этого слова. Ведь именно в эпоху рецепции римского права в Европе jus gentium привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58274. Ознайомлення з підручником. Предмет. Фігура. Лічба предметів 36 KB
  Мета: ознайомити учнів з підручником Математика; з’ясувати чи вміють діти лічити числа й називати їх; дати уявлення про предмети геометричні фігури; прищеплювати зацікавленість вивченням математики.
58275. За квітами у пошуках щастя (за новелою Богдана Лепкого «Цвіт щастя») 31.5 KB
  Мета. Удосконалювати вміння переказувати твір; проаналізувати твір Цвіт щастя дослідити реальне і уявне в новелірозкрити образ маленького хлопчикапоказати внутрішній стан; розвивати логічне мислення память творчу уяву...
58276. Лічба предметів. Порівняння груп предметів за величиною 33 KB
  Скільки всього помідорів Скільки огірків Скільки бурячків Скільки всього овочів II. Як легше визначити однакова кількість чи неоднакова Чого більше На скільки більше Чого менше На скільки Що треба зробити щоб кількість трикутників й квадратиків стала однаковою...
58278. Порядкова лічба. Поняття зліва — направо, справа — наліво, решта, кожний, вищий — нижчий. Підготовка до написання цифр 33.5 KB
  Ознайомлення учнів з поняттями зазначеними в темі уроку На столі стоять чотири кубики різного кольору червоний синій жовтий зелений. Якого кольору останній кубик Якого кольору кубик що стоїть попереду кубик якого кольору стоїть між синім і зеленим...
58280. Склад сучасного настільного персонального компютера 42 KB
  Персона́льний компютер (ПК) — електронна обчислювальна машина, призначена для особистого використання, ціна, розміри та можливості якого задовольняють потреби багатьох людей.