70064

Учебно-методический комплекс: Основы социологии и политологии

Книга

Социология, социальная работа и статистика

Общество и его развитие функционирование основных институтов и в первую очередь государства социальные и политические отношения взаимодействие личности гражданского общества и государства составляют основу деятельности юристов их гражданской активности реализации социального...

Русский

2014-10-14

172 KB

7 чел.

Государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Приволжский филиал

Кафедра  гуманитарных, социально-экономических  

и естественно-научных дисциплин

основы социологии

и политологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов факультета среднего профессионального образования

по подготовке специалистов для судебной системы (колледж)

(специальность  030503.52  Правоведение

среднего профессионального образования)

Нижний Новгород

2008

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» для специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования. – Н.Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия. – 26 с.

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования.

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией по гуманитарным дисциплинам Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от 24 сентября 2008 г.).

УМС Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № __ от ______________ 2008 г.).

Авторы: 

Лютый В.П., кандидат философских наук, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин РАП;

Логинов Е.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

Рецензенты:

Рязанов Л.А., кандидат философских наук, доцент Нижегородской  правовой академии;

Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

© ПФ РАП, 2008.

© Лютый В.П., Логинов Е.А., 2008.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственные требования к обязательному минимуму содержания дисциплины……………………………………………………………………….4

Введение………………………………………………………………..…………5

Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………......7

Тематический план ………………………………………………………………7

Программа ………………………………………………………………………..8

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля ………….17

Методические рекомендации по изучению дисциплины………………….....18

Методические рекомендации  по организации самостоятельной работы…..19

Литература ……………………………………….……………………………...23

Вопросы для подготовки к зачетной контрольной работе ……………….…..25

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы социологии и политологии:

- социология как  наука, ее предмет и методы;  

- общество как социокультурная система; социальные общности;

- социальные и этнонациональные отношения;

-  социальные процессы, социальные институты и организации;

- личность: ее социальные роли и социальное поведение;

- социальная мобильность;

- социальные движения;

социальные конфликты и способы их разрешения;

- предмет политологии;

- политическая власть и властные отношения;

- политическая система;

- субъекты политики;

- политическое сознание;

- политическая культура;

- мировая политика и международные отношения;

- социально-экономические процессы в России.

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы  социологии и политологии» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебного заведения среднего профессионального образования, осуществляющего подготовку студентов по специальности 030503.52 «Правоведение», базовый уровень.

Общество и его развитие, функционирование основных институтов, и в первую очередь государства, социальные и политические отношения, взаимодействие личности, гражданского общества и государства составляют основу деятельности юристов, их гражданской активности, реализации социального статуса, осуществления жизненно значимых интересов. Все это обусловливает значимость изучения учебной дисциплины, определяет ее место и роль в профессиональном становлении юристов.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен: иметь представление:

- об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;

- об основных этапах культурно-исторического развития общества, механизмах и формах социальных изменений;

- о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий;

- о  вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

- о процессе и методах эмпирического социологического исследования;

- о сущности власти и ее функциях;

- о государстве, его политической сущности и взаимодействии с обществом;

- о месте России в политической жизни глобализирующегося мира;

знать:

- основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

- предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;

- особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;

- понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки;

- основные разновидности современных систем и режимов;

владеть:

- методологией анализа общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

- социологическим пониманием личности как социально-типического в индивидах, социализации и социального контроля;

- пониманием механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;

- умением разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений;

иметь навыки:

- анализа основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

- оценки и анализа геополитической обстановки, национально-государственных интересов России,  и ее новой роли в международной политике;

- аргументированного обоснования и защиты национальных интересов России в аудиториях различного уровня и состава участников.

На изучение учебной дисциплины «Основы социологии и  политологии» учебным планом отводится 42 часа учебного времени, из них 32 часа на аудиторные занятия, 10 часов – на самостоятельную работу студентов.

Обучение завершается зачетной контрольной работой как формой итогового контроля.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вид учебной работы

(по учебному плану)

Количество часов

Общая трудоемкость

42

Лекции

32

Семинарские (практические) занятия

-

Самостоятельная работа

10

Форма итогового контроля

зачетная контрольная работа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Темы дисциплины

Всего часов

Кол-во ауд.

часов

Самостоя-

тельная
работа

лекции

Сем./

пр. зан.

4 СЕМЕСТР

Раздел I. Основы социологии

1.

Назначение, основы и опыт социологического знания

2

2

-

-

2.

Общество, его структура, институты, организация

2

2

-

-

3.

Социальные общности, стратификация, мобильность

4

2

-

2

4.

Личность, ее социальная роль, деятельность, активность

4

2

-

2

5.

Социальные отношения и социальный контроль

4

4

-

-

6.

Методология и методика социальных исследований

2

2

-

-

Раздел II Основы политологии

7.

Политика, политическая жизнь, политические системы

6

4

-

2

8.

Власть, государство и политика

6

4

-

2

9.

Гражданское общество и личность в политике

2

2

-

-

10.

Политические отношения, процессы, политическое участие

4

2

-

2

11.

Политический анализ, технологии, прогнозирование

2

2

-

-

12.

Россия в международных отношениях и мировой политике

4

4

-

-

Всего за семестр

42

32

-

10

Итого за год

42 ч. в т.ч. и зачетная к/р

ПРОГРАММА

Тема 1. Назначение, источники и структура социологического знания.

Студент должен

иметь представление:

- о предпосылках, основах и структуре социологического знания;

- об основных теориях и школах социологии;

- о  взаимодействии социологии с другими гуманитарными дисциплинами при анализе общественных явлений;

знать:

- основные этапы развития социологии и современные направления социологической мысли.

Социально-философские предпосылки социологии  как науки и как сферы изучения общества. Определение социологии и ее функции. Объект, предмет, уровни и содержание социологического знания. Принципы социологии: историзм, системность, эмпиризм, дихотомия, верификация. Социологический проект О. Конта. Позитивизм как метод изучения социальных явлений и процессов. Классические социологические теории. Европейская и американская школы в социологии. Современные социологические теории. Российская социологическая мысль. Взаимодействие социологии с другими общественными науками.

Тема 2. Общество как система, его структура и организация.

Студент должен

иметь представление:

- об основных этапах культурно-исторического развития общества,  механизмах и формах социальных изменений;

- об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;

- о принципах организации российского общества и его особенностях;

знать:

- предпосылки функционирования и воспроизводства общества как целостности;

- основные элементы социальной структуры общества;

- признаки и принципы социальной организации;

иметь навык:

- анализа социальных явлений как элементов социальной организации.

Общество, его сущность, признаки, содержание. Базовые элементы общества и сферы общественной жизни. Общество как социокультурная система. Системообразующие факторы. Типы общества и особенности его функционирования и организации.

Структура общества. Основные элементы социальной структуры общества. Деятельность как способ существования общества.

Социальная организация, ее признаки, принципы и свойства. Уровни, формы и способы социальной организации. Понятие социума. Народ, нация, цивилизация. Организация российского общества: история и современные тенденции.

Тема 3. Социальные группы и общности, стратификация, мобильность.

 Студент должен

иметь представление:

- об основах формирования и функционирования основных общностей и социальных групп современного общества;

- о и вертикальной  и горизонтальной социальной мобильности, основных социальных лифтах ее осуществления;

знать:

- культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации;

иметь навык:

 анализа основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов.

Социальные группы и общности, их определение и классификация. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальные движения. Социальное разделение и социальное неравенство. Социалъная стратификация и ее принципы. Основные стратификационные системы. Классы и их роль в обществе. Маргинализм как социальное явление. Социальная мобильность, ее основы, принципы, элементы и роль в обществе.

Основные социальные перемещения в современном российском обществе.

Тема 4. Социальные институты и организации.

Студент должен

иметь  представление:

- об условиях возникновения, структуре  и функциях основных институтов общества: семьи  и брака, здравоохранения, институтов культуры, экономики,  контроля и др.;

- о природе и видах социальных организаций, отношениях и проблемах  внутри организации;

знать:

- групповую динамику, особенности формальных и неформальных отношений в организации;

- факторы, определяющие социально-психологический климат в организации;

иметь навык:

- анализа межличностных отношений в организации, определения роли «человеческого фактора» в эффективной деятельности организации.

Понятие и виды социальных институтов. Традиционные и функциональные социальные институты. Внешняя и внутренняя структуры социального института. Специфика государства и права как социальных институтов. Социальная обусловленность права.

Признаки организации. Составляющие эффекта организации. Классификация организаций. Формальная и неформальная структуры в организации. Социально-психологический климат в организации, проблема лидерства.

Тема 5. Личность, ее социальная роль, деятельность, активность.

Студент должен

иметь представление:

- о личности как субъекте социального действия;

- о деятельности как форме организации личности, реализации ее потребностей, способе интеграции в общество, в общественные отношения;

знать:

- социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, механизм социализации;

 иметь  навык:

- анализа социальной мотивации, активности и ответственности личности.

Понятие личности, ее свойства и качества. Личность как социальный тип. Социализация, ее содержание, этапы и формы. Ресоциализация и десоциализация. Понятие социального статуса. Предписанные и достигаемые социальные статусы. Социальные позиции личности и социальные роли. Деятельность, ее индивидуальная и социальная необходимость. Сгруктура, содержание и разновидности деятельности. Социальная мотивация, выбор и деятельность личности. Социальная позиция. Социальная активность и ее формы. Факторы изменения социальной активности.

Тема 6. Социальные отношения и социальный контроль.

Студент должен

иметь представление:

- об основах социальных отношений, их регулировании и воспроизводстве;

- о механизмах и формах социальных изменений;

- о личности как субъекте социальных взаимодействий;

 знать:

- особенности отношений в различных группах;

- понятие и сущность социального контроля, его осуществление и формы;

- механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;

иметь навык:

- использования принципов и форм социального контроля и самоконтроля;

Социальные связи, взаимодействие и коммуникации. Социальные отношения. Типология и уровни социальных отношений. Экономическое, институциональное, ценностно-мотивированное, политическое и правовое закрепление и регулирование социальных отношений. Социальный контроль, его обусловленность, уровни, формы. Основные институты государства и гражданского общества в системе социального контроля. Формализованные виды социального контроля. Общественное мнение и самоконтроль. Социальные нормы и социальный порядок. Социальный конфликт, его причины, структура, механизм, развитие. Регулирование социальных конфликтов. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность как крайняя форма социальных отклонений.

Тема 7. Организация  и методы  социологических исследований.

Студент должен

иметь  представление:

- об организации, процессе и методах эмпирического социологического исследования;

- о назначении и структуре программы социологического исследования;

 знать:

- основные виды социологических исследований;

- основные методы социологического исследования и их разновидности;

 иметь навык:

- сбора социологической информации, ее обработки и анализа в первичной группе.

Виды социологических исследований. Организация социологического исследования, основные этапы исследовательской работы. Понятие, структура и содержание программы социологического исследования. Инструментарий исследования. Основные понятия теории выборки. Методика и техника проведения исследований. Основные методы сбора социологической информации: социологический опрос, анализ документов, наблюдение как социологический метод, социальный  эксперимент. Обработка и систематизация результатов исследования.

Социометрия, ее назначение и инструментарий. Особенности социометрических исследований в малых группах.

8. Политика, политическая жизнь, политические системы.

Студент должен

иметь представление:

- о политике и ее основаниях, о политической жизни современного общества; 

знать:  

- основные разновидности современных систем и режимов.

Политика как сфера общества, вид человеческой жизнедеятельности и как объект политической науки. Сущность, признаки и критерии политики, политического. Структура и элементы политики. Функции политики и ее основные свойства. Уровни политики и ее разновидности.

Политическая жизнь, ее содержание и специфика. Составляющие политической жизни.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Религиозность и мораль в политике. Политическая культура.. Изменение политической жизни и ее составляющих, а также их взаимодействия. Условия и факторы изменений.

Политическая система, ее сущность, структура и функции. Типология политических систем и особенности политики, политической жизни в них. Структура политической системы. Политические режимы, их содержание, организационное, политическое, правовое оформление и регулирование. Типология политических режимов. Особенности функционирования, взаимодействия политических институтов и их легитимности в различных политических режимах.

Тема 9. Власть, государство и политика.

Студент должен

иметь представление:

- о сущности власти и ее функциях;

- о механизме функционирования власти;

 знать:

- место и роль государства в политике.

Власть, ее основы и функции. Политическая власть и ее особенности. Содержание и формы политической власти. Принципы и свойства политической власти. Понятие общественного договора и составляющие суверенности власти. Представительность политической власти. Разделение власти и ее легитимность. Субъекты политической власти. Власть и общественное самоуправление.

Политическая сущность государства и его роль в политике, в политической жизни, в политической системе. Правовое государство и политика. Социальное государство и политика. Изменение   политического содержания Российского государства.

Тема 10. Гражданское общество и личность в политике.

Студент должен     

 Иметь  представление:

- о личности как субъекте политического действия;

- о политической составляющей и организации гражданского  общества;

 знать:

- основные политические институты гражданского общества;

- природу политического лидерства и ответственности;

 иметь  навык:

- анализа взаимоотношений личности и других субъектов гражданского общества в формировании и реализации политических интересов.

Гражданское общество, его происхождение и особенности.  Сфера гражданских отношений и ее политическая составляющая. Структура гражданского общества, его политические институты и особенности политики. Демократия, ее разновидности, проявление и формы в рамках гражданского общества. Агрегирование политических интересов, способы их выражения и осуществления в гражданском обществе, во взаимодействии его с государством.

Политические партии, общественные организации и движения, группы интересов и лоббирование в политике. Гражданское общество как самостоятельный субъект политики. Формы и способы контроля и воздействия на государство, его политику. Особенности становления гражданского общества в России.

Личность как объект и субъект политики. Политические потребности и интересы личности. Политическая социализация, политическое поведение и активность личности. Политическое лидерство и ответственность. Политическая культура личности.

Тема 11. Политические отношения, процессы, политическое участие.

Студент должен

иметь представление:

- об основах и формах политических отношений;

знать:

- конвенциональные способы политического участия;

иметь  навык:

- анализа и систематизации современного политического процесса.

Политические отношения, их значение и роль. Отличительные черты политических отношений и их уровни. Субъекты политических отношений и их виды. Институты политических отношений. Взаимосвязь политических отношений и политических режимов. Политическая, правовая, властная регламентация политических отношений. Отношения сотрудничества, взаимодействия, соперничества, конфронтации, политической борьбы и особенности их регулирования. Конфликт, его роль в политике, разновидности, способы и формы разрешения.

Понятие политического процесса, его структура, роль в политике. Разновидности политических процессов. Модернизация. Политические процессы в современной России.

Политическое участие и его роль. Субъекты политического участия. Способы политического участия: конвенциональные и внесистемные, солидарные и оппозиционно-протестные, мирные и насильственные, традиционные и инновационного типа. Мобилизационное и инициативное участие, представительское и непосредственное. Политическое действие, его составляющие, виды и формы. Личность, организация, масса в политическом действии.

Тема 12. Россия в международных отношениях и мировой политике.

Студент должен

иметь  представление:

- о сущности и содержании внешней и международной политики;

 знать:

- основные национальные и международные органы и институты внешней и мировой политики;

- национально-государственные приоритеты и интересы России в современном мире;

 иметь навык:

- анализа современной системы международных отношений, новой роли России в международной политике.

Мировая политика и международные отношения: сущность, структура, место и роль. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Национальная безопасность и внешнеполитические формы ее обеспечения. Политические структуры и институты безопасности государства и общества.

Приоритеты внешней политики государства. Организационные формы и институты внешней политики и международных отношений. Международная безопасность и ее составляющие. Основные угрозы миру, проблемы мировой политики, формы и способы их предотвращения и разрешения.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Тестовое задание включает в себя перечень вопросов, каждому из которых следуют четыре варианта ответа. Правильным является один вариант из четырех. При проведении тестирования студент отмечает в бланке теста тот вариант ответа, с которым он согласен более всего. Та или иная оценка по результатам рубежного контроля выставляется  в соответствии с количеством правильных ответов на вопросы задания.

Пример 1: Индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой среде той страты, в рамках которой он формально существует это

1) девиант; 2) маргинал; 3) отщепенец; 4) преступник.

Пример 2: Что обозначается понятием «средний класс?

1) профессиональная группа; 2) социальное понятие (социум);

3) политическая категория; 4) условное понятие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для того, чтобы выработать систему умений и навыков в процессе изучения основ социологии и политологии, студенту настоятельно рекомендуется:

- слушать и записывать лекции, анализировать и оценивать их содержание;

- научиться работать с социологической и политологической научной и публицистической литературой и библиографией, периодикой, овладеть всеми видами чтения (в том числе критического, быстрого), разнообразными формами записей (планы, конспекты, выписки и т.д.), написания докладов и рефератов;

- участвовать в беседах, диалогах, обсуждении социальных и политических проблем, аргументированно отстаивать в споре (дискуссии и полемике) свою точку зрения, прогнозировать события и их результаты;

- грамотно и критически анализировать и использовать статистические данные, документы, обрабатывать их, систематизировать и классифицировать, выделяя наиболее важное, основное;

- формулировать цели, творчески составлять и решать различные задачи, как учебные, личные, так и социально - политического и социально-экономического характера, использовать для их решения методы ранее изученных дисциплин;

- владеть основами социологического анализа и менеджмента, участвовать  в изучении и формировании общественного мнения, активно работать в общественно-политических организациях и движениях, формировать социологическую и политическую культуру;

- составлять программы (выбор темы, ее обоснование, определение объекта и предмета, целей и задач, типа выборки, формулировка гипотезы, выбор методов сбора, обработки и анализа социальной информации и др.) проведения микро – и макросоциологических исследований, опросов и интервью, оформлять их результаты и рекомендации.

В работе над материалом учебной дисциплины следует, в первую очередь, изучить ее объект: уяснить системный характер общества, убедиться во взаимосвязи  и взаимозависимости его основных структурных элементов – социальных групп, социальных общностей и институтов. Изучение теории стратификации дает представление о том, как согласно ряду социально-экономическим критериям распределяется населения страны  по различным социальным группам (стратам), а также дает возможность студенту определиться с собственной принадлежностью  к той или иной группе, найти свое место в обществе. Следующим блоком вопросов, требующих к себе особого внимания, будут вопросы о том, каким образом, с помощью каких методов социология исследует общество, его части (сферы жизнедеятельности, социальные группы, институты, организации, другие социальные объединения, социальные отношения и процессы и т.д.). Зная о том, что представляет собой общество, значительно легче усвоить проблематику политологии, как науки, исследующей одну из сфер жизни общества. Политические отношения, политические процессы, политическое действие – это суть социальные отношения и процессы, социальные действия по поводу распределения власти (наделение властными полномочиями,  ограничение и контроль их использования, прекращение власти и т.д.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студента колледжа над курсом «Основы социологии и политологии» является ключевым условием освоения этого непростого предмета, остро необходимого современному юристу.

Чтобы иметь более полное представление о проблематике данного учебного курса следует хорошо знать источники информации по социологии и политологии. Перечень названных источников достаточно широк. Это:

- учебно-методические пособия;

    - научные публикации, в том числе тексты конституций, хартий, актов, законов, указов и т.д.;

    - справочно-информационная литература;

    - научная и художественная публицистика (сборники, монографии, статьи в журналах «Общественные науки и современность», «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Мир России», «Социально-политический журнал» и в газетах;

   - художественная литература;

   - самиздат;

   - теле- и радиопередачи;

   - кино и театр (фильмы, спектакли, сценарии), выставки;

   - вопросы и анкеты студентов, их анализ.

     Большое место среди источников информации по социологии и политологии отводится литературе по смежным для них наукам, а именно: философии, культурологи, экономическим наукам, правоведению, международным отношениям и др.

В библиотечном фонде Приволжского филиала РАП имеются учебники, учебные пособия и научные издания, которые в содержательном плане дают возможность освоить проблематику изучаемой дисциплины (см. перечень рекомендуемой литературы), однако в количественном отношении названных источников явно недостаточно. В связи с этим обстоятельством, необходимо обращаться к услугам других библиотек.

Проверить уровень и полноту усвоения материала можно путем ответов на вопросы для самоконтроля, приведенные ниже.

1. Становление и развитие социологии как науки. Предмет и объект социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Общество как социокультурная система, типы общества.

4. Основные элементы социальной структуры общества.

5. Социальная стратификация. Основания и критерии стратификации.

6. Определение и классификация мобильности.

7. Личность, ее сущность и структура.

8. Социальная роль как модель поведения личности. Социальный статус.

9. Социализация как процесс интеграции индивидов и групп в социальную систему.

10. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

11. Формирование русского этноса.

12. Самосознание нации. Основания этнической идентичности.

13. Понятие национального характера.

14. Механизмы формирования институтов. Понятие социального института.

15. Внешняя и внутренняя структура социального института.

16. Типология социальных институтов. Функции и дисфункции социальных институтов.

17. Государство и право как социальные институты. Особенности социологического подхода.

18. Понятие организации,  признаки организации.

19. Условия эффективности организации.

20. Формальная и неформальная организации.

21. Индивид в организации: проблемы взаимоотношений.

22. Социальные отношения. Типология и уровни социальных отношений.

23. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм 

24. Понятие социального отклонения. Виды социальных отклонений.

25. Социальный контроль, его обусловленность, уровни, формы.

26. Агенты и инструменты социального контроля.

27. Социальный конфликт, его причины, структура, механизм, развитие.

28. Основные этапы прикладного социологического исследования.

29. Программа социологического исследования как научный план  исследования.

30.Основные понятия теории выборки: репрезентативность, объем, построение выборки, виды выборки.

31.Выдвижение рабочих гипотез. Роль гипотезы в программе социологического исследования.

32.Социологический опрос. Виды социологических опросов.

33.Основные требования к структуре и построению анкеты.

34.Анализ документов. Контент-анализ.

35.Наблюдение как метод социологии. Виды наблюдений.

36.Понятие метода, техники и процедуры социологического измерения.

37.Социальный эксперимент. Типы эксперимента.

38.Сущность политики, ее признаки и структура.

39.Политическая жизнь общества.

40.Политическая система общества.

41.Идеология, ее роль в политике. Основные идеологии современности.

42.Политические режимы, их типология.

46.Политическая культура.

47.Политическая сущность и политическое содержание государства.

48.Понятие и содержание режима правового государства.

49.Политическая власть, ее легитимность, представительность и публичность.

50.Принцип разделения власти.

51.Гражданское общество. Условия и особенности формирования гражданского общества в России.

56.Основные институты политической власти.

57.Политические отношения: субъекты и институты.

58.Политические процессы и их разновидности.

59.Политическое участие: субъекты и способы.

60.Виды и формы политического действия.

61.Внешняя политика государства, ее основы и содержание.

62.Внешнеполитические интересы и приоритеты России.

63.Международные отношения и мировая политика: состояние и тенденции.

64.Изменение места и роли России в современном мире и мировой политике.

65.Отношения России со странами ближнего зарубежья.

ЛИТЕРАТУРА*

Основная

1. Горбова Г. А., Самыгин С.И. Основы социологии и политологии. М., 2005.

     Добреньков В.И., Кравченко. А.И. Социология: Учебник – М., 2007.*

 2. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. М., 2005.

 3. Курганов М., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2001

4. Лютый В.П. Основы политологии и социологии: учебно-методический комплекс. М., 2006.

5. Основы обществознания: учебное пособие / В.П. Лютый, Б.Н. Мальков и др. - М., 2005.

6. Основы социологии и политологии.  /Под ред. А. О. Воропаева и М.А. Василика. М., 2005.*

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2006.

8. Соколова В.А. Основы социологии. М., 2001.

Дополнительная

9. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. СПб., 2002.

10.Белов А.А. Политические процессы и институты в современной России: уч. – метод. Пособие /А.А.Белов, С.М.Елисеев. СПб., 2006.*

10.Галактионов А.А. Русская социология Х1Х-ХХ вв. Учебник. М., 2002.

11.Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты в России: Вехи исторической эволюции /О.В.Гаман-Голутвина. – М., 2006.*

12.Дмитриев С. Конфликтология. М., 2005.*

13.Ивенин С.В. Вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации: научно-учебное издание. /С.В.Ивенин. – Н.Новгород, 2006.*

14.Луман Н. Общество как социальная система. М., 2005.

15.Малахов В. С. Национализм как политика и идеология. М., 2005.

16.Мир политики и международных отношений.  /Под ред. С.А.  Ланцова. СПб. 2005.

17.Мухаев Р. Т. Политология. Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2002.

18.Новосельцев В.И., Мельников В.М. Конфликтология: Уч. Пособие. – Воронеж, 2004.*

19.Общая социология. /Под ред. К. Эфендиева. М., 2002.

20.Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2005.

21.Россия в современном мире: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции (Иркутск, 27 апреля 2004 г.). Ч. 2: Гуманитарные проблемы развития России в условиях глобализации. – Иркутск, 2004.*   

21.Светлов В.Ф. Конфликт: модели, решения, менеджмент. СПб, 2005.

22.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

23.Троицкий Е.С. Русская этнополитология. М., 2003.

24.Шкаратан О.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ. /О.И.Шкаратан, В.И.Ильин. – М., 2006.*

25.Юридическая социология. Учебник для вузов. / Глазырин А. и др. М., 2000.

26.Яковлев А. М. Социальная структура общества. Учебник. М., 2001.

Периодические издания:

Журнал «Государство и право».

Журнал «Социально-гуманитарные знания».

Журнал «СОЦИС».

Примечание: *  - литература имеется в библиотеке Приволжского филиала  Российской академии правосудия.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Возникновение и развитие социологии.

2. Социальная структура общества и ее основные свойства.

3. Социальные общности и их характеристики.

4. Социальные группы, их разновидности и свойства.

5. Первичные группы и отношения в них.

6. Малые группы, их признаки, особенности, взаимодействие.

7. Социальная стратификация и социальная мобильность.

8. Понятие и сущность социального института.

9. Основные социальные институты и их характеристики.

10. Социальные нормы и их формирование.

11. Социальные статусы и социальные роли: сущность и разновидности.

12. Социальные отношения, их виды и роль.

13.Формирование и регулирование социальных отношений.

14. Личность. Потребности и мотивация социальной активности.

15. Социализация и интеграция личности в общественную среду.

16. Социальное поведение. Отклоняющееся поведение.

17. Социальный конфликт и его регулирование.

18. Социальная организация, ее виды и формы.

19. Конкретные социологические исследования.

20. Политическая наука, ее основы и подходы к исследованию политики.

21. Политика, ее сущность, функции, роль в обществе.

22. Идеология, ее сущность и роль в политике.

23. Политическая культура и ее воздействие на политику.

24. Политическая власть, ее свойства и содержание.

25. Легитимность политической власти.

26. Политическая система общества и ее структура.

27. Типология политических систем современности.

28. Политический режим. Типология политических режимов.

29.  Взаимодействие гражданского общества и государства.

30. Политическая партия. Типология политических партий и их роль в политике.

31. Нация и национальные отношения. Национализм.

32. Этнонациональные процессы в современной России.

33. Демократия в политике и ее формы.

34. Избирательные системы. Избирательная система Российской Федерации.

35. Политические отношения.

36. Политическое участие и политическая активность.

37. Международные отношения и современная политика.

38. Россия в мировой политике и проблема безопасности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15801. Средние формы общих индексов 29.05 KB
  Средние формы общих индексов Помимо агрегатных индексов в статистике применяется и другая их форма – средневзвешенные индексы. Их используют когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс. Средний индекс – это индекс вычи
15802. Средний уровень динамического ряда 85.3 KB
  Средний уровень динамического ряда. Способы его исчисления. Средний уровень ряда в статистике Средний уровень ряда определяет обобщенную величину абсолютных уровней. Он определяется по средней исчисленной из значений меняющихся во времени. Методы расчета среднего ...
15803. Средний уровень ряда и способы его расчета 72.58 KB
  Средний уровень ряда и способы его расчета. chronological mean средняя рассчитанная из значений изменяющихся во времени. Используется для расчета среднего уровня моментного ряда. В том случае если имеющиеся данные относятся к фиксированным моментам времени c равными интер...
15804. Средняя арефмитическая и горманическая формы общих индексов 30.52 KB
  Средняя арифметическая и горманическая формы общих индексов. Помимо агрегатных индексов в статистике применяется и другая их форма – средневзвешенные индексы. Их используют когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс.
15805. Средняя гармоническая 24.05 KB
  Средняя гармоническая. При расчёте статистических показателей помимо средней арифметической могут использоваться и другие виды средних. Однако в каждом конкретном случае существует только одно истинное среднее значение показателя. Пример. Пусть в фирме специализир...
15806. Средняя ошибка выборки 130.06 KB
  Средняя ошибка выборки Средняя ошибка выборки представляет из себя такое расхождение между средними выборочной и генеральной совокупностями которое не превышает б дельта. На основании теоремы Чебышева П. Л. величина средней ошибки при случайном повторном отборе...
15807. Статистическая таблица. Ее элементы. Виды таблиц 11.94 KB
  Статистическая таблица. Ее элементы. Виды таблиц. Результаты сводки и группировки данных представляют в виде статистических таблиц. Статистическая таблица содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным приз
15808. Проектна технологія як засіб формування інтересу до пізнання молодших школярів 66.5 KB
  Анотація Одним із провідних орієнтирів української освіти і виховання є врахування здібностей нахилів та інтересів школярів у процесі навчальної діяльності що визначено Законом України €œПро освіту€. Завдання створення сприятливих умов для творчого характеру навч
15809. Проблема інтересу до навчання в педагогіці епохи Гуманізму 64.5 KB
  Аспірант Баранова Анастасія Миколаївна Проблема інтересу до навчання в педагогіці епохи Гуманізму Проблема інтересу до навчання в історії педагогічної думки і практиці навчання з’являлась поступово та характеризувалася увагою до певних її аспектів що зумов