70161

Инфляция: причины, последствия, опыт решения проблем

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики...

Русский

2014-10-16

891 KB

17 чел.

Министерство образования Российской Федерации

Томский политехнический университет

Кафедра экономики

Инфляция: причины, последствия, опыт решения проблем

(Курсовая работа)

Принял:

преподаватель А.С. Громова

             

  

Выполнил:

Студент гр.7А32

ЭЛТИ

 Ким М.Ю.

Томск – 2006

Содержание

[1] Содержание

[1.0.0.1]

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] Сущность инфляции

[3.0.1] Понятие инфляции

[3.0.2] Причины инфляции

[3.0.3] Количественные оценки инфляции

[3.0.4] Классификация видов инфляции

[3.0.5] Социально-экономические последствия

[4]
Мировой опыт борьбы с инфляцией

[4.0.1] Аргентина – кризис 90-х годов

[4.0.2] Бразилия

[4.0.3] Американский опыт 80-х годов

[5] 4. Проблемы инфляции в России

[5.0.0.1]      4.2 Основные источники
экономического роста в России

[6] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[7] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

Такое сложное социально-экономическое явление как инфляция известно человечеству уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Кроме того, нельзя не отметить, что современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей. Если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, все охватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов. Таким образом, в современном мире инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах планеты. Эти особенности нашла свое отражение в главе X (Опыт борьбы с инфляцией в различных странах).

Что включает в себя термин “инфляция”? Инфляция – это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Определений этого одного из самых сложный явлений в экономике огромное множество и одна из целей данной работы – систематичное рассмотрение и анализ основных из них.

Помимо анализа явления инфляции в работе подробно рассматриваются и другие немаловажные вопросы, как то: причины инфляции (глава X) и ее виды (глава X), последствия инфляции и опыт борьбы с ней (главы X и X соответственно), инфляция в России и прочие. Особое внимание, конечно же, было уделено компонентам российского кризиса (глава X)

Автор делал упор на всестороннее освещение инфляции как экономического явления, и изучение данной работы поможет научиться свободно в нем ориентироваться.

  1.  Сущность инфляции

  1.  Понятие инфляции

Под инфляцией, в современной экономике, принято понимать повышение общего уровня цен в стране, в связи длительным дисбалансом совокупного спроса  и предложения на большинстве рынков, смещенным в пользу совокупного спроса.

Инфляция не ограничивается одним только обесцениванием денег, Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

- обесценивание денег по отношению к золоту;

- обесценивание денег по отношению к товару;

- обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.

  1.  Причины инфляции

В качестве чисто инфляционных причин роста цен выделяют, как правило, пять основополагающих.

Диспропорциональность (несбалансированность) государственных доходов и расходов, ведущих к дефициту госбюджета.

Инфляционно опасные инвестиции – инвестиции в военную область, милитаризация экономики. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

Изменением структуры рынка, произошедшее в XX веке, так же называется в качестве одной из основных причин инфляционного роста цен. Рынок сегодня все в меньшей и меньшей степени воспроизводит условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок. В силу чего цена контролируется самим олигополистом, являющимся в данном случае несовершенным конкурентом. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении.

Импортируемая инфляция – проявляется в воздействии внешнего повышения цен на ввозимые товары, в условиях неизменного курса валюты. Становится актуальной с ростом “открытости” экономики той или иной страны. Опасность такого вида инфляции заключается в практически полной невозможности эффективной борьбы с ней.

Инфляционные ожидания – характерная черта современной инфляции, обеспечивают самоподдерживающий характер роста цен. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию, тем самым, раскачивая механизм инфляции.

В последнее время, последнюю причину часто рассматривают в качестве основной, бороться с которой необходимо в первую очередь. Преодоление инфляционный ожиданий населения, важнейший пункт антиинфляционной политики любого государства.

  1.  Количественные оценки инфляции

Для оценки инфляционных процессов используют показатели инфляции. Широко используются индексы цен.

Индексы ценэто относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Для определения этих индексов выбирается базовый период, для которого уровень цен принимается за 100%, а цены последующих лет пересчитываются по отношению к базисному году.

Индекс цен данного года = (цены текущего года/цены базисного года)*100%

Можно измерить темп инфляции.

Темп инфляции = (и. ц. т. г. – и. ц. п. г.)/и. ц. п. г.

Наиболее часто определяется индекс потребительских цен. Это средневзвешенное изменение цен на товары, включенные в потребительскую корзину.

Интересный способ измерения инфляции дает нам правило величины 70. Оно позволяет быстро подсчитать   количество лет (месяцев), необходимых для удвоения уровня цен. Для этого нужно разделить число 70 на ежегодный  (ежемесячный) уровень инфляции. Например, при ежегодном уровне инфляции в 5%, цены удвоятся приблизительно через 14 лет.

  1.  Классификация видов инфляции

Инфляцию можно классифицировать исходя из различных критериев.

  1.  По темпам роста цен

В этой группе выделяют три вида инфляции:

Ползучая инфляция  - (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Так, например, средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.

Галопирующая инфляция -  для которой характерен рост цен от 20% до 200% в год является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

Гиперинфляция – наиболее губительный для экономики вид инфляции. Представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективные формы расчета, например - бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества. Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию, однако новейший пример с Сербией показал, что это еще далеко не предел. В результате экономического эмбарго мирового сообщества против этой бывшей союзной республики Югославии годовой рост цен составляет 3’000’000’000%, а, к примеру, средняя заработная плата составляет сумму равную 1 DM притом, что цены выросли еще значительнее, а многие промышленные товары просто исчезли из предложения. Можно также привести пример, когда в 1922 г. в Германии из-за необходимости репарационных выплат союзникам, что превышало бюджет, уровень цен поднялся на 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось: уровень цен вырос в 1’300’000’000’000 раз.

  1.  По степени расхождения роста цен по различным товарным группам

С позиции данного критерия выделяют два вида инфляции – сбалансированную и несбалансированную.

Сбалансированная инфляция – характеризуется умеренным и одновременным ростом цен сразу на все либо на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.

Несбалансированная инфляция – в данном случае цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара.

  1.  По ожидаемости и предсказуемости инфляции

По данному критерия выделяют ожидаемую и соответственно неожидаемую инфляцию.

Ожидаемая инфляцию – как правило легко поддается прогнозированию на какой-либо период времени, и она зачастую является прямым результатом действий правительства.

Неожидаемая инфляция – инфляция, характеризуемая внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу» - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса, производитель становится вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия.

Также, независимо от вышеперечисленных видов инфляции, рассматривают два других: инфляция спроса, и инфляция предложения (издержек).

Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Вызывается данный тип инфляции, как правило, следующими факторами: милитаризация экономики и рост военных расходов, дефицитом госбюджета, ростом государственного долга, кредитной экспансией банков, черезмерными инвестициями в тяжелую промышленность и др.

Инфляция предложения (издержек) – рост цен вследствие увеличения издержек производства. Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, что часто встречается в мировой практике. Происходит в силу следующих причин: снижение производительности труда и спад производства (например США 70-х годов), энергетический кризис, рост значения сферы услуг, ускорения прироста издержек на единицу продукции и др.

  1.  Социально-экономические последствия

Небольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством роста цен и нормы прибыли, то по мере увеличения темпов инфляции, она превращается в реальное препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, обостряет товарный дефицит, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы сверхналогом на население, а как следствие - отставание доходов населения от беспрерывно растущих цен.

На практике имеют место следующие основные социально-экономические последствия инфляции:

1. Обесценение потока денежных доходов

Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным.

Номинальный (денежный) доход - это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то финансовое состояние (семьи, фирмы) улучшается. Так, если при условии неэластичного спроса фирма может повышать цены на свою продукцию быстрее, чем растет инфляция, то она от инфляции не пострадает. Но большинство фирм не имеют такой возможности, следовательно, их финансовое положение в период инфляции ухудшается.

2. Перераспределение доходов и богатства

Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг, так как инфляция дает ему возможность оплатить долги деньгами, имеющими меньшую покупательную способность.

Совершенно очевидно, что чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для, одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. К примеру, если коллективный договор между предпринимателем и профсоюзом заключен на 5 лет, причем без должного учета возможности резкого роста цен, то в случае увеличения цен наемные работники могут проиграть. Может пострадать и предприниматель, если цены на другие товары и услуги вырастут.

Итак, инфляция перераспределяет доход и богатства за счет тех, кто дает деньги, исходя из номинальной и долгосрочно фиксированной договоренности (ставка процента за кредит, зарплата), в пользу тех, кто откладывает платежи. Скорость, неожиданность и несбалансированность инфляции усиливают подобное перераспределение.

Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому, семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.

3. Материализация денежных средств

В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовывать свои быстрообесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и у предприятий. Результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная политика государства.

4. Падение интереса к долгосрочным целям

Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. Целесообразным оказываются только инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причем, чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценение.

5. Обесценение денежных сбережений

Инфляция приводит также к обесценению амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то это вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережений. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

6. Скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента

Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у населения и у предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп по-разному, в разное время, с разной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы формально. Следует также отметить, что и государство страдает от инфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, они обесцениваются.

7. Ухудшение управляемости национального хозяйства

Одной из причин этого является нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции цены постоянно меняются, что затрудняет правильный выбор потребителя. Падает уверенность в будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Все это снижает стимулы к предпринимательской деятельности, приводит к снижению экономической активности.

  1.  
    Мировой опыт борьбы с инфляцией

  1.  Аргентина – кризис 90-х годов

После гиперинфляции начала 90-х гг., премьер-министр Д. Кавальо принял план реформ, предлагаемый МВФ. Основными элементами "нового курса" были введение режима currency board (жесткая привязка курса песо к американскому доллару, не позволяющая монетарным властям страны проводить самостоятельную кредитно-денежную политику), сбалансированный бюджет, либерализация и приватизация. Реформы привели к определенным позитивным результатам - приток иностранных инвестиций и стабилизация внутренних цен.

Рис.1 Темпы инфляции в Аргентине в 1995 - 2001 гг.

В то же время жесткая привязка национальной валюты (песо) к доллару (в соотношении 1:1), курс которого к основным мировым валютам укреплялся во второй половине 90-х гг., привела к снижению конкурентоспособности аргентинского экспорта на мировых рынках. В то время как соседние страны с подобной структурой экспорта (например, Бразилия) девальвировали свою валюту, поддерживая доходы экспортеров, Аргентина не могла за счет ослабления своей валюты увеличить доходы от экспорта. В то же время требование бездефицитного бюджета и низкой инфляции привело к значительному росту государственных заимствований и внешнего долга - с 60 млрд в 1996 году до 155 млрд долларов в 2001 году. Из $95 млрд. обращающихся еврооблигаций иностранным инвесторам, по данным Fitch IBCA, принадлежат облигации на $58 млрд. При этом объем внешнего долга составляет около 55% ВВП *, что по международным стандартам вполне приемлемо. Неприемлемо, однако, то, что он в 5 раз превышает годовой объем экспорта. Рост долга приводил к росту процентных ставок, а, следовательно, выплат по процентам. Рост процентных ставок угнетал инвестиционные расходы и предпринимательскую активность в частном секторе, а падением темпов роста экономики вызывало сокращение налоговых поступлений, вновь порождая дефицит бюджета. Правительство вновь повышало налоги и занимало средства на финансовых рынках. Такой же "порочный круг" был характерен и для России, с той разницей, что у нас в 1995-97 гг. курс доллара к рублю не был жестко фиксирован, а поддерживался в рамках "валютного коридора".

В 1997 г. все развивающиеся рынки, и в том числе Латинская Америка, испытали массовый отток средств портфельных инвесторов и переоценку ими рисков подобных инвестиций в результате потерь на азиатских и российском фондовых рынках. Период длительного преддефолтного ожидания начался с июля 2001 г., когда произошел резкий обвал цен аргентинских облигаций (доходность казначейских облигаций подскочила с 16-17% годовых до 20-25% годовых).

Рис. 2. EMBI+ Латинской Америки и Аргентины, 1995-2001

Осенью стал очевиден правительственный кризис (правительство не смогло добиться сбалансированного бюджета в связи с несогласием губернаторов на снижение трансфертов и замене денежных выплат ценными бумагами), а сбалансированный бюджет был обязательным условием получения кредитов МВФ. Выплаты по обслуживанию внешнего долга в 2002 г. должны были составить примерно $10 млрд., при этом валютные резервы страны, по официальным данным (МВФ) составляли в ноябре $14,7 млрд., по данным независимых экспертов* они составляли на 19 ноября всего $6 млрд. Была проведена фактически принудительная реструктуризация внутреннего долга с целью снижения расходов на обслуживание долга на $4 млрд. (обмен облигаций с доходностью 11% годовых и выше на новые бумаги, ставка по которым составила 7%). Тем не менее, в начале декабря Международный валютный фонд заявил, что не сможет вовремя выделить Аргентине очередной кредит размером 1,24 млрд. долларов. Бюджетный дефицит в ноябре увеличился на 24% по сравнению с октябрем в связи с падением собираемости налогов (в ноябре налоговые доходы снизились на 11,6% по сравнению с ноябрем 2000 г.). Промышленное производство в ноябре снизилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года, безработица достигла 20%.

Адольфо Родригес Саа, один из лидеров оппозиционной партии, вместо девальвации либо долларизации предложил третий вариант борьбы с кризисом: ввод третьей валюты. 23 декабря Аргентина объявила дефолт - самый крупный в мировой истории, на сумму 132 млрд долларов. Дефолт не стал неожиданностью. Однако к концу года вновь начались социальные беспорядки, закончившиеся 1 января 2002 г. избранием нового президента - Эдуардо Дуальде. Он подверг резкой критике экономическую модель, которая была построена на жесткой привязке курса песо к доллару. По словам Дуальдо, она "разрушила средний класс, обанкротила промышленность, лишила аргентинцев рабочих мест".

Июль-декабрь 2001 г. в Аргентине очень сильно напоминают российскую историю мая-июля 1998 г., когда правительство Кириенко выступало в Госдуме с инициативой снижения госрасходов (под лозунгом "надо жить по средствам"), повышения отчислений в Пенсионный фонд с 1 до 3%, обмена части внутреннего долга (ГКО-ОФЗ) на более долгосрочные и дешевые бумаги. Это сопровождалось социальными беспорядками на фоне многомесячных задержек зарплаты и спада производства ("рельсовая война"). Правительство и Центральный Банк ценой потери миллиардов золотовалютных резервов пытались выполнить одновременно две несовместимые задачи - продолжать обслуживание госдолга, стоимость которого "зашкаливала" за 150% годовых, и одновременно удерживать переоцененный курс рубля в пределах объявленного валютного коридора. В итоге, несмотря на выделенный в июле 1998 г. стабилизационный кредит МВФ на сумму $4,5 млрд. был объявлен дефолт 17 августа с одновременной девальвацией рубля в 3 раза до конца года. Различие, однако, состоит в том, что Россия испытывала проблемы с обслуживанием и рефинансированием внутреннего долга, номинированного в национальной валюте, т.е. теоретически, при грамотно проведенной ранее девальвации рубля можно было избежать дефолта по внутреннему долгу. Аргентинские проблемы связаны с внешним долгом, номинированным в иностранной валюте, который нельзя выплатить просто "напечатав" необходимую сумму национальной валюты. В России дефолт также привел к политическому кризису и смене правительства, однако, в отличие от Аргентины, удалось избежать массовых беспорядков и человеческих жертв.

По словам советников нового президента Аргентины Эдуардо Дуальде, Аргентина в скором времени откажется от привязки национальной валюты песо к доллару в соотношении 1:1. Они утверждают, что в этом случае возможна девальвация от 30 до 40% по отношению к доллару. Ожидается, что в пятницу правительство Аргентины обнародует свой экономический план, который, согласно предположениям, будет предусматривать девальвацию песо до 1,3-1,4 за доллар вместо нынешнего курса 1 к 1. Затем в течение трех месяцев песо может быть привязан к корзине валют, которая будет включать в себя доллар, евро и бразильский реал. Отмена жесткой привязки песо к доллару призвана повысить конкурентоспособность аргентинских экспортеров, однако это осложнит положение компаний и частных лиц, которые имеют долги в долларах. В то же время девальвация позволит правительству снизить реальную стоимость непроцентных расходов, номинированных в национальной валюте.

4 января Аргентина формально объявила дефолт, не заплатив в четверг процентные платежи в $28 млн. по номинированным в лирах облигациям с погашением в 2007 году. Дефолт Аргентины по долгам создает проблемы для Международного валютного фонда, так как пока не ясно, продолжит ли страна обслуживать свои долги перед МВФ, пишет The Wall Street Journal. Из общего долга Аргентины в $141 млрд. на международные финансовые организации приходится $25 млрд., и первый платеж должен быть переведен уже в пятницу. Обычно страны, которые оказывались в дефолте, продолжали, тем не менее, платить по своим долгам перед МВФ и Всемирным банком, так как проценты по этим займам значительно ниже рыночных, часто меньше 3%. Единственным исключением стали в последние годы Афганистан, Ирак, Судан, Либерия, Конго. Ранее (3 января) объявлялось, что Аргентина планирует продолжать обслуживание долга перед Международным валютным фондом для того, чтобы иметь возможность и в дальнейшем привлекать кредиты МВФ.

Не исключено, что Фонд предпримет чрезвычайные усилия, чтобы избежать срыва платежей со стороны Аргентины, возможно, предоставив ей экстренное финансирование. Так, президент США Джордж Буш заявил о намерении поддержать выделение Аргентине технической помощи со стороны МВФ. США являются крупнейшим акционером МВФ. МВФ, возможно, заменит нынешнюю кредитную линию для Аргентины новым займом, который будет покрывать большую часть долгов страны перед Фондом.

Инвесторы потеряли в 2001 году почти 60% от вложений в долговые бумаги Аргентины. Американские банки, в том числе J.P.Morgan Chase & Co. и FleetBoston Financial Corp., могут потерять в Аргентине более $21 млрд. после девальвации песо. Спред по гособлигациям Аргентины к казначейским облигациям США в 2001 году составлял более 42% годовых, таким образом, если бы Аргентина имела доступ к международным финансовым рынкам, ей пришлось бы занимать средства с доходностью не менее 48% годовых. На 4 января гособлигации с погашением в 2005 г. котируются по цене 29,09% от номинала.

Рис. 3. Спред по гособлигациям Аргентины к казначейским облигациям США, 1997-2001

По мнению западных аналитиков, политический кризис в Аргентине, возможно, не завершился и худшее еще впереди. Во всяком случае, очевидно, что предстоит тяжелая реструктуризация долга, и инвесторам придется соглашаться на значительные потери своих вложений, чтобы не потерять все.

Инфляция в Аргентине по итогам 2002 года, в котором страна столкнулась с одним из наиболее серьезных экономических кризисов, составила 41 процент. Инфляция сделала многие продукты питания практически недоступными для миллионов аргентинцев. Стремясь сдержать рост цен на продукты питания, правительство рассматривает возможность принятия целого ряда мер, включая введение налога на экспорт, призванных ограничить вывоз продовольствия за пределы страны.

  1.  Бразилия

В Бразилии живут 160 миллионов человек. По объему ВНП страна занимает почетное девятое место в мире. Реформы в Бразилии начались намного раньше, чем в России - в середине 60-х годов, - когда в стране произошла "перестройка" и военные передали власть гражданскому правительству. За более чем 30 лет демократического правления для оздоровления экономики применялись самые разнообразные модели, которые всегда кончались примерно одинаково - кризисом, инфляцией, спадом производства и массовой безработицей.

В декабре 1989 года президентом Бразилии был избран молодой и энергичный Фернандо Коллор. Инфляция в том году достигла уровня 1500%, в следующем - 1990-м - подбиралась уже 3000%, так что ситуация в стране, казалось, требовала принятия быстрых и решительных мер. В действие был введен план стабилизации под названием "Новая Бразилия" - "шоковая терапия" с местным колоритом. Колорит состоял в том, что цены были не отпущены, а, наоборот, заморожены, и вместе с ними были заморожены зарплаты и банковские вклады. Была введена и новая денежная единица - крузейро. Реформа была, пожалуй, посильнее гайдаровской. Первые достижения не замедлили последовать - спустя пару месяцев инфляция упала примерно до 3% в месяц, и, казалось, вот-вот начнется экономический подъем. Однако быстро выяснилось, что вместо подъема экономики на пороге маячит ее кризис. Из-за сжатия денежной массы, да еще при замороженных вкладах, спрос стал быстро сокращаться со всеми вытекающими из этого печальными последствиями. Правительство не устояло - ограничения постепенно стали сниматься. Вспомним, что именно по такому сценарию развивались события и в России в приснопамятном 1992 году.

Однако вернемся к Бразилии. Для того чтобы остановить намечающийся спад, правительство решило помочь национальной индустрии кредитами и напечатало для этого побольше крузейро. "Лекарство" подействовало, но возникли осложнения. Спад оказался неглубоким (по российским, конечно, меркам): в 1990 году - на 7,4%, в следующем - 1991 году - ВНП на душу населения уже начал подниматься (на 3,6%), правда, еще через год снова наметился спад на 0,9%.

За "исцеление" экономики бразильцам пришлось заплатить. Если в 1991 году инфляция составила "всего" около 400%, то уже в следующем она подскочила до 1000%, а в 1993 году - почти до 2500%.

       Уровень годовой инфляции в Бразилии (по данным Национального банка Бразилии).

В стране к тому времени успела сформироваться детально разработанная система индексации - по одному коэффициенту пересчитывались зарплаты, по другому - пенсии, по третьему - цены на продукты питания, по четвертому - транспортные услуги и т.д. Как это обычно бывает, кризис не приходит один - на экономические проблемы наложились политические неурядицы. Президент Коллор был уличен в мздоимстве и финансовых злоупотреблениях и под угрозой импичмента был вынужден уйти со своего поста. Новый президент назначил министром экономики Фернандо Энрике Кардозо. С его именем связан очередной - и действующий до настоящего времени - план стабилизации экономики.

Сначала министр, а затем и президент республики Кардозо (переизбранный в октябре 1998 года на второй срок) решил пойти другим путем. Во главу угла стабилизационной программы было поставлено не ограничение денежной массы, а денежная реформа с введением новой валюты - реала. План "Реал" исходит из того, что для развития экономики требуется повышение спроса без разгона инфляции. По словам Кардозо, цитируемых журналом "Эксперт" (№ 40): "Низкий уровень жизни и, как следствие, плохое образование и отсутствие квалифицированных рабочих автоматически приводят к росту преступности, коррупции и хроническому расслоению на очень богатых и очень бедных". План, введенный в 1994 году, стал быстро приносить плоды. Если в том году инфляция была на уровне 920%, то уже на следующий - 1995 год - она упала до 22%, год спустя - до 10%, а в 1997 году - до 5% (диаграмма 1).

В 2002 году инфляция в Бразилии составила 10.5 %. Как сказала исследовательская правительственная группа, в 2003 году инфляция снизится до 9 %.

  1.  Американский опыт 80-х годов

В США 80-е годы начались под знаком острейших экономических проблем: галопирующей инфляции, сочетавшейся с глубоким циклическим кризисом. В этой ситуации основной задачей стала борьба с инфляцией. В 70-е годы, опираясь на кейнсианские рецепты, государство использовало два основных варианта антиинфляционной политики. Один — так называемый дефляционный (или регулирование спроса) — включал ограничение денежного спроса через кредитно-денежный и налоговый механизмы (повышение процентных и налоговых ставок, уменьшение денежной массы и государственных расходов); другой — так называемая политика доходов — включал контроль над ценами и заработной платой (полное замораживание их роста, либо, чаще, возможность их повышения в каких-то заранее установленных пределах). Опыт свидетельствовал о слабой результативности этих методов борьбы с инфляцией.

Ситуация непрерывной галопирующей инфляции вызывала недовольство различных слоев населения, которое выразилось во все растущей критике кейнсианской модели регулирования. Присущее этой модели поощрение денежного спроса, в том числе и через государственные расходы, было представлено чуть ли не главным виновником инфляции.

Поэтому на первый план выдвинулись консервативные методы борьбы с инфляцией. Они стали применяться не только новой администрацией (Рейгана) в США, но и правительством Тэтчер в Англии, леворадикальным правительством во Франции и др.

Теоретической базой этих методов государственного регулирования служили, с одной стороны, монетаристские теории неоклассического направления, а с другой — комплекс новых экономических рецептов, объединенных под названием "экономика предложения". Все эти теории полностью отрицали основные постулаты кейнсианства: во взаимосвязи государства и рыночного предпринимательства решающий приоритет отдавался второму, во главу угла ставилась поддержка всех форм предпринимательства и стимулирование рыночной конкуренции.

Консервативные аргументы, противопоставляемые кейнсианской теории и практике регулирования экономики, в той или же иной степени питают консервативную концепцию государственного вмешательства в экономику. Эта концепция, получившая практическое воплощение в экономической политике администрации Рейгана, означала, прежде всего, существенное изменение приоритетов и целей экономической политики. В отличие от сторонников либерально-реформистской доктрины консерваторы считают, что полная занятость (и занятость вне связи с уровнем заработной платы, в частности) вообще не должна быть целью экономической политики государства. Вместо полной занятости первостепенными целями стали борьба с инфляцией, стимулирование эффективности и быстрого улучшения условий для прибыльного накопления частного капитала.

Таким образом, экономическая политика администрации Рейгана (1981 — 1988 гг.) включала в себя следующие основные направления.

1. Рост государственного вмешательства в экономику был приостановлен за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборону, однако, были значительно увеличены.

2. Произошло значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства.

3. Администрация поощряла Федеральную резервную систему (ФРС) удерживать темпы роста массы денег на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный, хотя и достаточный для обеспечения экономического роста.

4. Начиная с 1981 г. ставки личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций резко сократились. В 1986 г. налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 28%.

Применительно к консервативному варианту антиинфляционной политики можно отметить следующее. Методы дефляционной политики (с некоторой оговоркой в отношении налогов) начали использоваться с гораздо большей последовательностью, Отбросив кейнсианский тезис о стимулирующей роли денежного спроса, на вооружение были взяты меры более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственного и социального назначения, сдерживание роста денежной массы. Правда, в действительности происходило вынужденное отступление от первоначальной жесткости. Так, реальное снижение хозяйственных и социальных расходов государства оказалось ниже первоначально намеченного, ибо даже консервативные администрации не могли позволить себе пойти на обострение социальных противоречий, особенно в кризисные годы. Конгресс одобрил не все сокращения расходов, которые администрация Рейгана предлагала включить в программу.

Были и другие важные отступления. Например, провозглашенная Рейганом в качестве первоочередной задачи ликвидация дефицита государственного бюджета не только не была достигнута, но, наоборот, дефицит возрос до невиданных ранее размеров (прежде всего в результате уменьшения доходов бюджета, сокращения налогов, а также из-за заметного увеличения военных расходов). Однако администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие этого дефицита за счет денежного рынка, т.е. сбережений предприятий и населения. Успеху такой операции в значительной мере способствовал приток в США иностранного капитала, привлеченного высокими процентными ставками, что вызвало рост государственного долга и новые народнохозяйственные инвестиции. То же отчасти произошло и с политикой ограничения роста денежной массы. Администрация Рейгана использовала таргетирование денежного обращения (жесткое сдерживание роста денежной массы намеченными пределами). Но уже с 1982 г. по существу произошло возвращение к кейнсианским рецептам стимулирования экономики.

Факты свидетельствуют о том, что стимулирующее воздействие сокращения налогов в соответствии с федеральным законом 1981 г. было явно перекрыто политикой "дорогих денег" (высокими процентными ставками), которая была составной частью программы Рейгана. В результате экономика попала в тяжелый спад 1980— 1982 гг. Верно, что уровень инфляции упал с 13,5% в 1980 г. до 10,4% в 1981 г. и 3,2% в 1983 г. Начиная с 1983 г. уровень инфляции оставался относительно низким. Но большинство американских экономистов склоняются к такому мнению, что замедление инфляции было вызвано политикой жестких денег, а не сдвигом вправо совокупного предложения, который предсказывался сторонниками экономической теории предложения. Необходимо также отметить, что в это время на мировом рынке произошло сокращение цен на нефть, что стало очень важным фактором обуздания инфляции. Известно и то, что сокращение налогов в соответствии с законом 1981 г. было основной причиной резко возросших бюджетных дефицитов, с которыми столкнулась администрация с 1982 г. Предсказания кривой Лаффера о том, что сниженные налоги смогут дать возросшие налоговые поступления, не подтвердились.

Особенностью антиинфляционной политики консервативных администраций был новый подход к борьбе с "инфляцией издержек". Прежде всего эти правительства полностью отказались от "политики доходов", считая ее неприемлемым чрезмерным вторжением в сферу частного предпринимательства. Вместо этого они начали решительно проводить комплекс взаимосвязанных мер, добиваясь перелома ситуации. Все эти меры можно представить и как новый вариант антиинфляционной политики. Сюда вошли как прямое стимулирование предпринимательства (заметное снижение налогов на корпорации, ослабление экологических и иных ограничений и пр.), так и косвенное стимулирование сбережений в качестве источника инвестиций (снижение налогов с населения, включая и его "верхние" слои). В дело пошел ряд мер, стимулирующих рыночную конкуренцию и ее воздействие на спираль "заработная плата - цены". Так, резко возросшая конкуренция, особенно со стороны импортных товаров, способствовала уменьшению инфляции до ее "ползучих" форм. Это улучшило общий экономический климат в США и тем самым создало благоприятные условия для ускорения роста производительности труда и длительного подъема экономики.

В целом консервативный вариант антиинфляционной политики можно признать положительным, чему существенно помогло снижение мировых цен на нефть.

При проведении антиинфляционной политики необходимо иметь в виду, что в масштабах всей страны в США обеспечивается единство рынка. Подобное единство целиком зависит от государства, доверие к которому со стороны бизнеса прямо связано со стабильной денежной системой и надежным банковским обслуживанием. Именно последние факторы цементируют единство американского рынка, а значит и всей экономики. Сколько бы и каких бы ни было банков в стране, все они так или иначе вписаны в Федеральную резервную систему, играющую роль Центрального банка США. Это позволяет ей постоянно чувствовать экономический пульс страны, реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, воздействовать на развитие инфляционных процессов. Опыт экономического развития США (как и ряда других западных стран) убедительно доказывает, что в нормальном рыночном хозяйстве не может быть плюрализма денежных систем. Бизнес развивается не только на обязательности и доверии партнеров друг к другу, но и на основе единой денежной системы.

4. Проблемы инфляции в России

     4.1 Анализ современной инфляционной ситуации в России

Для полной картины экономической ситуации в России считаю нужным привести следущие данные Госкомстата России за прошедший год откуда явно видна картина будущего развития


Инфляция в России в октябре составила 0,6 проц, а за январь-октябрь 2005 г - 9,2 проц. Об этом свидетельствует поступившая в ПРАЙМ-ТАСС сводка Федеральной службы государственной статистики /Росстат/.

В период с 1998 г инфляция в октябре ежегодно была не ниже 1 проц. В частности, в октябре 2004, 2002 и 2001 гг инфляция достигала 1,1 проц, в октябре 2003 г - 1 проц, а в октябре 2000 - 2,1 проц.

Темп среднесуточного прироста цен в октябре 2005 г равнялся 0,018 проц.

Базовая инфляция, исключающая кратковременные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера, в октябре составила 0,7 проц, в январе-октябре 2005 г - 7,1 проц.

Темпы роста цен на непродовольственные товары и тарифов на платные услуги населению в октябре оказались равными - 0,7 проц. Цены на продовольственные товары в среднем повысились за месяц на 0,4 проц, а без учета плодоовощной продукции - на 0,6 проц.

За январь-октябрь 2005 г тарифы на платные услуги повысились на 19,3 проц, цены на продовольствие - на 7,5 проц /без учета плодоовощной продукции - на 7,8 проц/, цены на непродовольственные товары - на 5,2 проц.

По регионам России наиболее высокая инфляция в октябре - на уровне от 1 до 1,5 проц - зафиксирована в 7-ми субъектах Федерации. Самыми высокими темпы инфляции оказались в республиках Ингушетия и Адыгея - 1,5 проц и 1,3 проц соответственно. Дефляция - снижение потребительских цен на 0,2 проц - зафиксирована лишь в Чукотском автономном округе.

Инфляция в Москве в октябре составила 0,5 проц, а за 10 месяцев 2005 г - 8,6 проц; в Санкт-Петербурге - 0,4 проц и 10,1 проц соответственно.

Среди основных групп продовольственных товаров в октябре 2005 г более всего подорожали молоко и молочная продукция - на 1,9 проц, а также сливочное масло - на 1,3 проц. Цены на мясо и птицу повысились на 0,5 проц, на алкогольные напитки - на 0,4 проц, на хлеб и хлебобулочные изделия - на 0,2 проц, на макаронные изделия - на 0,1 проц. Снижение цен за месяц отмечалось на плодоовощную продукцию - на 2,4 проц, сахар-песок - на 1,2 проц, крупу и бобовые - на 0,1 проц. Цены на подсолнечное масло не изменились.

Среди основных групп непродовольственных товаров в октябре опережающими темпами подорожали трикотажные изделия - на 1,1 проц; одежда и белье, обувь - на 1 проц. Цены на стройматериалы повысились на 0,6 проц, на ткани, чистящие и моющие средства - на 0,5 проц.

Автомобильный бензин в октябре в среднем подорожал также на 0,5 проц. Цены на бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных им повысились на 0,5 проц; марок АИ-92, АИ-93 и аналогичных им - на 7,6 проц, марок АИ-95 и выше - на 0,4 проц.

Среди платных услуг населению в октябре 2005 г значительнее всего выросли тарифы на услуги связи - на 2,5 проц. Среди наблюдаемых Росстатом услуг связи более всего выросли тарифы на услуги почтовой связи - на 10 проц, городской телефонной - на 5,2 проц, телеграфной - на 3 проц. В то же время услуги междугородной телефонной связи стали дешевле на 2,2 проц.

Далее по убыванию темпов роста тарифов следовали медицинские услуги - 1,6 проц, услуги дошкольного воспитания и бытовые услуги - 1,1 проц.

В группе медицинских услуг на фоне роста цен на все наблюдаемые их виды наиболее значительно выросла стоимость физиотерапевтического лечения - на 3,2 проц, ультразвукового исследования - на 2,1 проц, первичного приема к врачу специалисту - на 1,9 проц.

Среди бытовых услуг в наибольшей степени подорожали услуги бань и душевых - на 2,3 проц. Кроме того, ремонт и пошив одежды, ремонт холодильников, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, выполнение обойных работ, химическая завивка волос стали дороже на 1,4-1,8 проц.

Тарифы на услуги образования в октябре повысились на 0,7 проц, на жилищно-коммунальные услуги - на 0,4 проц. Санаторно-оздоровительные услуги за месяц подешевели
в среднем на 1,1 проц.

В связи с несоответствием планируемых доходов с реальностью провел пресконференцию

Министр Фрадков где указывал на слабые места отечественной экономики и постигшие её проблемы а также обвинил некоторых министров в некомпетентности и возложил на них ответственность за сорванную гос программу экономического развития

 Дата: 15.03.2006 14:53
Тема: Экономика

МОСКВА, 15 марта (АНН). Премьер-министр РФ Михаил Фрадков выразил в среду на заседании правительства неудовлетворение по поводу показателей инфляции в январе-феврале 2006 года. Герман Греф представил ряд мер для удержания инфляции в этом году.

Правительство РФ должно выйти на запланированные на 2006 год показатели по темпам роста инфляции - 8-9%. Об этом заявил в среду премьер-министр Михаил Фрадков, открывая в среду заседание кабинета министров, на котором были рассмотрены меры, подготовленные Минэкономразвития, Минфином и Центробанком по борьбе с высокими темпами роста потребительских цен.

«К сожалению, показатели января и февраля нас не радуют», - заметил Фрадков. По его данным, 4,3% (инфляция с начала года) из спланированных 8-9% по году - это много. Как считает премьер, кабинету министров «необходимо обратить внимание на причины и дать предложения, которые можно обобщить и жестко контролировать».

Он отметил, что на прошлом заседании 9 марта он поручил министрам финансов и экономического развития Алексею Кудрину (отсутствовавшему на заседании из-за болезни) и Герману Грефу подготовить материал о мерах по снижению темпов роста потребительских цен.

«МЭРТ, Минфин и Банк России должны выступить с докладом, в котором учтены предложения министерств и ведомств. Мы должны с учетом анализа фактов определить меры для обеспечения прогнозируемых темпов роста потребительских цен. Это несложная задача. Планируй и выполняй», - отметил Фрадков.

Глава МЭРТ России Герман Греф считает возможным удержать инфляцию в 2006 году, что отказываться от поставленных целевых ориентиров нельзя. «Конечно же, по двум месяцам не надо бить чрезмерно в набат», – сказал министр, комментируя показатели инфляции за этот период.

На 6 марта инфляция составила 4,3%. «Традиционно первые два месяца являются наиболее инфляционными», – отметил он.

К факторам, повлиявшим на высокий рост инфляции в начале года, Герман Греф отнес повышение цен на сахар и ажиотажный спрос на соль. К дополнительной инфляции, по его словам, приводит вытеснение овощных рынков и замена их на крупные магазины (супермаркеты).

Греф представил ряд мер, направленных на борьбу с инфляцией. Глава МЭРТ, в частности, предлагает сдерживать рост тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ. Вторая мера - сдерживание роста цен на горюче-смазочные материалы, в том числе с помощью стимулирования биржевой торговли нефтью. Особо Греф отметил меры, необходимые для повышения предложения по продовольственным товарам. Эта группа товаров является в России одной из самых чувствительных. Четвертое предложение министра - стимулирование населения к сбережению, вовлечению финансовых активов на фондовые рынки и консервативная бюджетная политика. Кроме того, Греф предлагает бороться с монополизмом на локальных рынках и стимулировать производство. Комментируя ситуацию с ростом цен, глава Минэкономразвития подчеркнул, что «основным фактором здесь является монополизация локальных рынков».

Заместитель министра финансов РФ Татьяна Голикова на заседании изложила предложения Минфина: переход при расчете федерального бюджета к показателю среднегодовой инфляции, методологию расчета дефицита бюджета без учетов поступлений доходов от нефти и газа, введение ограничений на осуществление внешних заимствований государственными компаниями и на рост зарплаты в этих компаниях. Кроме того, добавила Голикова, Минфин считает необходимым рассматривать и утверждать основные направления денежно-кредитной политики государства на три года, а не на один год.

По итогам заседания правительство одобрило разработанные Минфином, Минэкономразвития и Центробанком меры по борьбе с инфляцией. В конце заседания Фрадков еще раз напомнил министрам о том, что нужно всеми силами сдержать рост инфляции: «Эта задача для нас сейчас самая важная».

Предложения, разработанные Министерствами экономического развития, финансов и ЦБ по борьбе с инфляцией должны быть доработаны до 17 апреля. Как сообщило «Эхо Москвы», к этому дню правительство страны должно утвердить общий план по снижению инфляции

     4.2 Основные источники
экономического роста в России

 

По моему убеждению, фундаментальным источником экономического роста России является уникальный сплав природных богатств и интеллектуального потенциала , которого нет ни в одной стране мира, включая США. Отсюда – две опорные точки, позволяющие России не только удержаться на плаву, но и начать успешное движение по пути экономического роста.

Первая точка – экспортная часть сырьевого сектора. Мы не должны стесняться своих природных богатств, но надо их умело продавать. Не только нефть и газ, но и черные и цветные металлы, лес, алмазы. Пока мы в этой области работаем на первобытном уровне. Свидетельство тому – отсутствие программы инвестирования в первичную переработку сырья и системной политической линии по выходу страны на мировые рынки. Встретив острые локти конкурентов, государство не только не ощетинилось и не продемонстрировало бойцовские качества в деле защиты экспортных интересов национального товаропроизводителя, но даже показало себя жалким (что особенно унизительно), безграмотным в области международного права.

Вторая точка роста – умелое использование интеллектуального потенциала России. Здесь в первую очередь необходимо обратиться к высоким технологиям двойного назначения. Однако для оживления этой ветви экономического роста также нужна конкретная программа спасения науки и образования в стране . Сколько же можно безвозмездно готовить в российских вузах высококвалифицированных специалистов для США и Западной Европы, платя при этом своим преподавателям нищенскую зарплату?

Реализация этой программы требует безотлагательного пересмотра нынешней концепции финансирования фундаментальной науки, общего и специального образования. Но денег в бюджете на это, как нам объясняют, нет и не предвидится. Бюджет во всех странах с рыночной экономикой служит в основном для обеспечения стратегических целей развития страны. На текущие задачи рынок зарабатывает сам. У нас же бюджет хронически пуст. Следовательно, будут всегда пустыми и разговоры о стратегии развития страны. Хоть вы ее державой назовите, хоть равноправным членом “большой восьмерки”, без бюджетного финансирования стратегических инвестиционных проектов останетесь экономической, а затем и политической провинцией. Это уже не гипотеза, а аксиома из мировой истории.

Что же делать? Ответ один – наполнять доходную часть бюджета, но не путем повышения налогового бремени, а за счет тех источников, которые требуют политической воли и экономической смекалки.

Первый источник – возврат беглых капиталов (речь идет о 150-200 млрд долл.). Программа этой деятельности в стране есть, но она основана на запугивании нынешних владельцев этих средств Интерполом или всеобщей амнистии, включая суммы, полученные от незаконного оборота наркотиков, продажи оружия и т.п. А есть и взвешенная, цивилизованная система реинвестирования в российскую экономику на основе сочетания частного и общенационального интересов. Но такая программа не востребована.

Второй источник – привлечение внутренних сбережений населения. По расчетам специалистов, только в иностранной валюте россияне хранят порядка 60 млрд долл., руководствуясь правилом “Нет лучше банка, чем стеклянная банка”. Государство ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то заинтересовать население пустить эти средства в хозяйственный оборот. Между тем научные разработки и рекомендации в этом направлении есть, но они опять-таки не востребованы властью.

Третий источник – умеренная инфляция. Некоторым этот тезис режет слух. Но доход от инфляции всегда и везде был и есть доходом государства. Разумеется, кроме России. На инфляции наша страна взрастила жирные коммерческие банки и олигархов. Существует концепция финансирования инвестиционной активности за счет политики умеренной инфляции. Она исходит из того, что всякое целевое инфляционное финансирование инвестиционных проектов является актом перераспределения денежных и материальных ресурсов в соответствии с государственными приоритетами. Но эта форма реструктуризации экономики даже не рассматривается. Хотя именно политика инфляционного перераспределения финансовых потоков активно использовалась в течение последних лет в интересах небольшой группы населения (“новых русских”). На фоне и благодаря инфляции 1992-1996 гг. появились многочисленные русские виллы на Средиземноморье. А использовать этот же рычаг для подъема национальной экономики, нынешняя власть не хочет.

Четвертый источник инвестирования – доходы от высоких цен на нефть. Источник, конечно, временный. Однако наши стратеги почему-то все эти доходы хотят пустить на погашение внешних долгов. Схема простая: если дисциплинированно все выплатим, то тогда нам снова дадут кредиты на подъем экономики. Но ведь поднимать экономику надо сегодня, а не после выплаты долгов. И если экономика, наконец, поднимет голову, то проблема старых долгов будет решена, как говорится, на здоровой основе, а новые кредиты вообще окажутся ненужными.

Пятый источник – Центральный банк России. Этот неуправляемый монстр вкупе с любимыми им некоторыми коммерческими банками сконцентрировал в своих руках огромное количество финансовых средств, в том числе инвалютных, которые под любым предлогом не направляются в реальный сектор экономики. Богатый ЦБР при нищей России – еще один нонсенс нашей экономической жизни.

Перечень текущих и стратегических источников инвестирования экономики можно продолжать. Однако в “стране глухих” руководителей это занятие теряет всякий смысл. Если они думают, что желание инвестировать приходит само собой, как чувство голода, то пусть с этим и живут. Блажен, кто верует. Напомню только, что золотой дождь инвестиций нам обещают из года в год 10 лет подряд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Наше время владение информацией и её производными решает очень многое вне зависимости от объекта изучение поэтому заранее предусмотреть все возжные негативна е и позитивные последствия экономики значит обеспечить себе и своей стране процветание и прогресс именно поэтому я выбрал темой своего курсового проекта такое явление как инфляция

Выделю несколько основных моментов:

1.  В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. От инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к. при инфляции Финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене.

2. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

3.  В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

4.  В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

5.  Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т.  М: “Дрофа” 1995 г.

2. Л.Л. Любимов  Введение в экономическую теорию: Учебник: В 2-х кн. М.: Вита-Пресс, 1999 г.

3. Е. Агапеев, П. В. Алексий, Л. С. Андриянова Экономика: Учебное пособие для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2001 г.

4. Л.Н. Красавина, Е.П. Баранова  Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста. Деньги и кредит. М. 1999 г.

5. Шишов А. Л. Макроэкономика; Учебник. — М. , 1997 г.

6. Дж. Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен Макроэкономика: глобальный подход. — М. , 1999 г.

7. Общая теория денег и кредита. Под редакцией Жукова Е. Ф., М: «ЮНИТИ», 1995 г.

8. Основы теории переходной экономики (вводный курс). Под редакцией Киселевой Е.А., Чепурина М.Н., Киров 2004 г.

9. «Инфляция в России: причины, характер, перспективы», В. Герасименко, «Российский экономический журнал» .

10. «Инфляция», Лившиц А, «Российский экономический журнал», №6, 1992 г.

12. «Особенности инфляции и антиинфляционная политика», Борисов Е.   «Вопросы экономики» №2, 1996 г.  

13. «Экономика России: реформы в условиях инфляции», Бороздин Ю.В. «Вопросы экономики», №4, 1993 г.

14.Журнал “Финансы и кредит”. – 2000 г. –  №3.

15. www.rbc.ru

16. www.worldeconomy.ru 

17. www.opec.ru 

18. www.finansy.ru


EMBED Word.Picture.8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55142. Экономический рост: сущность, типы, факторы 20.13 KB
  Под экономическим ростом понимаются долговременные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале.
55143. Теория экономического роста и экономического цикла 40.5 KB
  Несмотря на стремление к достижению экономического равновесия, экономика любой страны подвержена спадам и подъемам, т. е. испытывает циклические колебания. Теория экономических циклов как теория «больших волн» в экономике была разработана в 30-е годы XX века.
55144. Характер экономического цикла. Виды экономических циклов 21.31 KB
  Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада (экономической депрессии).
55145. Антициклическое регулирование экономики 21.39 KB
  В экономической литературе существуют разные подходы к этому вопросу. Борьба с разными перепадами экономической конъюнктуры – это самая трудная из проблем, которые приходится сегодня решать правительствам.
55146. Социальная справедливость и социальная политика государства 22.48 KB
  Социальная политика — это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.
55147. Доходы и их виды. Дифференциация доходов 23.19 KB
  Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
55148. Аналіз майна підприємства, показники фондовіддачі 72 KB
  Відпрацювати практичні навички з аналізу структури, стану та ефективності використання майна підприємства; навчитись робити висновки за результатами проведених розрахунків та розробляти рекомендації щодо поліпшення фінансового стану підприємства.
55150. ПОНЯТТЯ І СУТНІСТЬ МЕНЕДЖМЕНТУ 119 KB
  Мета. Засвоїти зміст і сутність поняття менеджмент що таке менеджмент і хто такі менеджери; розглянути і проаналізувати такі поняття як менеджмент і управління та відповідно менеджера і керівника; значимість менеджменту в управлінні організацією. Еволюція погдядів на сутність менеджменту.