70182

Уровень и качество жизни населения России

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Исследования и оценки уровня жизни российского населения были начаты еще в 20-х годах и носили в то время достаточно объективный и достоверный характер. В последующие годы по идеологическим причинам открытое представление объективных оценок уровня жизни сделалось невозможным.

Русский

2014-10-16

598.09 KB

12 чел.

Министерство образования и наук Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Энергетический институт

Кафедра экономики

Курсовая работа

Уровень и качество жизни населения России

Выполнил

студент гр.7A86:                                                       Григорьев Р.В.

Проверил

доцент кафедры экономика:                           Алехина Г.А.

Томск – 2010

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Уровень жизни населения. Понятие, сущность, измерение 5

1.1 Основные понятия и определения 5

1.2 Система показателей уровня жизни 8

1.3 Денежные доходы населения 17

Глава 2. Уровень жизни населения в Российской Федерации 21

2.1 Характеристика основных показателей уровня жизни                населения России 21

2.2.Основные направления повышения уровня жизни населения России 33

Заключение 45

Список использованных источников: 46

Введение

Исследования и оценки уровня жизни российского населения были начаты еще в 20-х годах и носили в то время достаточно объективный и достоверный характер. В  последующие годы по идеологическим причинам открытое представление объективных оценок  уровня жизни сделалось невозможным. Кроме того  в соответствии с общими принципами плановой распределительной и закрытой экономики при представлении системы народно-хозяйственных показателей основное внимание уделялось  производству,   росту  производительных   сил   общества  в ущерб другим фазам экономического процесса, таким как реализация продукции и личное потребление и, тем более, показателям уровня жизни и благосостояния населения.   Все это неблагоприятным образом сказалось на состоянии и темпах исследований в данной области и на развитии соответствующей системы показателей.

В сегодняшних условиях повысились как внимание, так требования к оценкам уровня жизни. Изменились и акценты в использовании системы показателей уровня жизни - они несколько сместились от измерительно-оценочной в сторону ее оценочно-сопоставительной функции. Весьма важным направлением представляется использование показателей уровня жизни для проведения на объективной расчетной основе сопоставлений: во временном разрезе — для оценки влияния проводимых социально-экономических преобразований на жизнь населения, по отдельным доходно-имущественным группам населения — для определения степени экономической  дифференциации общества, а также по различным регионам страны — для оценки и учета расхождений в уровне и условиях жизни населения в них.

Всё это объясняет и доказывает безусловную актуальность данной темы в настоящее время.

В данной работе будут рассмотрены основные современные показатели уровня жизни, их динамика в последние годы и прогноз на следующие. Это позволит сделать выводы о состоянии экономики в целом, и уровне жизни населения в частности в стране на сегодняшний день.

Таким образом целью работы является проанализировать уровень жизни населения России, выявить проблемы и их причины, представить варианты решения данных проблем.

Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:

  1.  Охарактеризовать понятие уровня жизни, а также основных, связанных с ним, терминов и определений;
  2.  Рассмотреть, из каких показателей складывается значение уровня жизни в стране и регионах;
  3.  Проанализировать уровень жизни населения российской Федерации на основе данных статистики и графиков динамики изменения основных показателей;
  4.  Раскрыть сущность основных проблем уровня жизни в России и рассмотреть возможные пути их решения;
  5.  Сделать выводы об общих тенденциях динамики уровня жизни и о необходимых мерах по её стабилизации.

Перейдем к рассмотрению поставленной темы для решения данных задач и достижения указанной цели работы.

Глава 1. Уровень жизни населения. Понятие, сущность, измерение

1.1 Основные понятия и определения

При решении различных как исследовательских, так и практических задач выясняется, что разные специалисты по-разному понимают термин «уровень жизни» и используют неодинаковые толкования. Действительно понятие уровня жизни весьма сложно и требует  уточнения как в его наиболее общем смысле, так и в отдельных его интерпретациях.

Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, положение населения.

Прежде всего – это народное благосостояние, наиболее широкое и емкое понятие из этого набора.

Под народным благосостоянием понимался и сложный социально-экономический феномен, интегрирующий на гомогенной основе характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет лишь некоторый срез единого, но многогранного и объемного общественного организма. В конечном счете народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни.

К настоящему времени «народное благосостояние» вслед за «степенью удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся» стало постепенно утрачивать популярность, будучи, во-первых, термином, относящимися к устаревающему словарю централизованной плановой экономики, во-вторых, под влиянием растущей употребимости понятий уровня и качества жизни и, в-третьих, в связи с определенной несовместимостью термина благосостояние, имеющего позитивный смысловой оттенок, со значительным падением уровня жизни большинства населения страны.

Что касается термина «качество жизни», то в последнее время он воспринимается в двух интерпретациях: более широкой и относительно узкой. В своем широком толковании в ряде применений этот термин постепенно вытесняет термин «народное благосостояние», будучи не менее, а скорее даже более широким. Под термином «качество жизни» в его широком толковании понимается удовлетворенность населения своею жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану право порядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовав наконец, субъективные, ощущения покоя, комфортности и стабильности.

Второе понимание термина «качество жизни» более узкое (например, в словосочетании «уровень и качество жизни населения»), оно охватывает перечисленные характеристики без собственно уровня жизни в его экономическом понимании (доходы, стоимость жизни, потребление).

Ряд характеристик и показателей, такие, как «условия труда и отдыха», «социальная обеспеченность», «развитость социальной инфрастуктуры сферы услуг», занимают промежуточное положение и могут рассматриваться в зависимости от характера решаемых задач и как показатели уровня и как характеристики качества жизни.

Имеющиеся в научной литературе определения уровня жизни акцентируют или отталкиваются от различных исходных понятий: от производства, от потребления, от доходов, от стоимости жизни, от потребительских нормативов и стандартов имеют комплексный многоаспектный характер.

В качестве одного из вариантов определения приведем определение, имеющее комплексный интегрирующий характер:

Уровень  жизни   —   это  сложная  комплексная  социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Он складывается из многих компонентов. Это и размер реальных доходов трудящихся, и уровень потребления населением материальных благ и услуг, и обеспеченность населения благоустроенным жильем, и, наконец, рост образованности, степень развития медицинского и культурно-бытового обслуживания граждан, состояние природной среды.3


1.2 Система показателей уровня жизни

 Социально-экономические индикаторы являются неотъемлемыми компонентами социальных программ и используются в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических    реформ    на    уровень    жизни    населения.    Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными  группами денежных доходов населения,  а также с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.

Уровень жизни может отображаться с помощью:

  1.  одиночных  однокомпонентных  показателей,  таких,   например, как валовой внутренний продукт на душу населения, душевое потребление продуктов питания;
  2.  двухкомпонентных относительных показателей  —  соотношение доходов и расходов, доходов и прожиточной минимума;  интегральных показателей, в частности индексных показателей;
  3.  целых наборов показателей – отдельных фрагментов или всей системы показателей уровня жизни в целом.

Обладающие большой информативностью двухкомпонентные показатели,  выражающие соотношение категории дохода и стоимости  жизни,  могут иметь различные конкретные формы выражения. В частности, это используемые в последние годы показатели соотношения доходов и расходов населения над включая расходы на покупку товаров и услуг и обязательные платежи и взносы.  Этот  показатель  может  быть  представлен  также в форме превышения доходов населения над расходами. Первый из приведенных показателей обладает определенными сопоставительными  возможностями, однако следует подчеркнуть, что показатели, демонстрирующие превышение доходов над расходами как и долевые значения в денежном доходе населения расходов  на  покупку товаров, услуг и обязательных платежей и взносов,  несмотря  на общесмысловую близость к показателю «доход — прожиточный минимум» менее пригодны для проведения такого рода сопоставлений. Дело в том, что второй компонент этого показателя «расходы на покупку товаров и услуг» отражает не столько стоимость жизни, сколько характеристику реального потребительского поведения населения, зависящую от конкретных, в том числе и внеэкономических обстоятельств таких, например, как инфляционные ожидания, неуверенность в завтрашнем дне и т.п. Кроме того, расчет этого показатели требует скрупулезного соблюдения единства и дисциплины в методологий расчета и сведения данных по регионам, что в сегодняшних условиях представляется достаточно сложной задачей.4

Для анализа уровня жизни населения применяется система показателей, которая должна отразить уровень доходов, потребления, жилищные условия, дать обобщающие характеристики и показать дифференциацию населения, выявить малообеспеченные слои населения и охарактеризовать их. В настоящее время в стране ведется активная работа над формированием такой системы показателей. В 1992 г. в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ была предложена система основных показателей уровня жизни населения5:

I. Обобщающие показатели

II. Доходы населения

III. Потребление и расходы населения

IV. Денежные сбережения населения

V. Накопленное имущество и жилище

VI. Социальная дифференциация населения

VII. Малообеспеченные слои населения».

Каждый из перечисленных разделов содержит подсистему показателей.

Госкомстат РФ регулярно разрабатывает и публикует следующую систему основных показателей уровня жизни населения:

I. Индикаторы уровня жизни населения

1. Среднедушевые денежные доходы в месяц

2 Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему периоду

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике

4. Средний размер назначенных месячных пенсий

5. Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц)

6. Численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума

7. Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов:

- среднедушевых денежных доходов;

- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;

- среднего размера назначенных месячных пенсий.

8. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

9. Структура располагаемого дохода домашних хозяйств:

-располагаемый доход домашних хозяйств – всего

в том числе:

- оплата труда наемных работников;

-смешанный доход;

- сальдо доходов от собственности;

- сальдо текущих трансфертов.

10. Фактическое конченое потребление домашних хозяйств

в том числе за счет:

- расходов домашних хозяйств

из них:

- денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг;

- условно начисленные расходы за товары и услуги, полученные в натуральной форме;

- социальные трансферты в натуральной форме.

II. Доходы населения

1. Денежные доходы по регионам Российской Федерации:

- среднедушевые денежные доходы в месяц;

- реальные денежные доходы в процентах к предыдущему периоду.

2. Начисленная заработная плата по регионам РФ;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;

- реальная начисленная заработная плата в процентах к предыдущему периоду.

3. Назначенные месячные пенсии по регионам РФ:

- средний размер назначенных месячных пенсий;

- реальный размер назначенных месячных пенсий.

4. Состав и использование денежных доходов населения

5. Вклады населения в сберегательном банке РФ

6. Структура использования денежных доходов населения по регионам РФ

7. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения

III. Распределение доходов и социально-экономическая дифференциация населения

1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов

2. Распределение общего объема денежных доходов населения (по 20-процентным группам населения)

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики и по отраслям промышленности

4. Величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения

5. Величина прожиточного минимума по регионам РФ в разрезе социально-демографических групп населения

6. Численность малоимущего населения и дефицит денежного дохода

7. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрастным группам населения и регионам РФ

8. Уровень бедности по домашним хозяйствам различных социально-экономических категорий

9. Структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий

10. Структура расходов на конечное потребление домашних хозяйств различных социально-экономических категорий

11. Структура потребительских расходов домашних хозяйств

IV. Социальная защита населения

1. Минимальные социальные гарантии:

- минимальный размер оплаты труда и пенсии;

- пособия;

- стипендии.

2. Размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с величиной прожиточного минимума

3. Основные показатели пенсионного обеспечения

V. Жилищные условия

1. Основные показатели жилищных условий населения

2. Жилищный фонд

3. Благоустройство жилищного фонда

4. Благоустройство населенных пунктов

5. Развитие инфраструктуры села

6. Предоставление жилья гражданам

7. Продажа квартир гражданам и юридическим лицам

8. Капитальный ремонт жилых домов

9. Обеспеченность населения жильем по регионам РФ.

Кроме этих приведенных показателей уровень жизни населения характеризует вся система социально-экономических показателей. При этом каждая подсистема показателей дает характеристику отдельного составляющего элемента уровня жизни населения. Для обобщенной характеристики нужен интегральный показатель уровня жизни населения. В настоящее время в качестве такого интегрального показателя стал применяться показатель «индекс развития человеческого потенциала» или индекс человеческого развития (ИРЧП). При расчете ИРЧП учитывается средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образования населения и реальный среднедушевой валовой внутренний продукт, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности национальной валюты. Определяется ИРЧП по формуле:

,

где - Iч.р. – индекс развития человеческого потенциала;

x = 1, 2, 3;

Ix1 – индекс продолжительности жизни;

Ix2 – индекс уровня образования;

Ix3 – индекс реального среднедушевого валового внутреннего продукта.

В настоящее время стандартными являются: максимальная продолжительность жизни – 82 лет, минимальная – 32 лет; максимальный уровень образования – 100%, минимальный – 0%; максимальный среднедушевой реальный валовой внутренний продукт – 40000 долларов США и минимальный – 100 долларов США с учетом паритета покупательной способности национальной валюты.

Величина ИРЧП изменяется от 0 до 1, чем выше значение, тем выше развитие человеческого потенциала.

Высокий уровень развития человеческого потенциала имеют страны при значениях ИРЧП равных 0,800 и выше; средний уровень развития – при значениях ИРЧП от 0,500 до 0,799; низкий уровень развития – при значениях ИРЧП менее 0,500.

В 2010 году в России ИРЧП составил 0,719, в том числе индекс ожидаемой продолжительности жизни – 0,69, уровня образования – 0,92, валового внутреннего продукта – 0,63.

Достижение максимально высокого качества жизни населения является приоритетной целью социальной рыночной экономики. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.

Методы исчисления и сферы использования некоторых показателей качества жизни населения:

  1.  Показатель среднегодовой численности населения
  2.   «условно остановленный» показатель численности
  3.  Показатели естественного движения населения - характеризуется процессами рождаемости и смертности, изучается при помощи системы статистических показателей, которые измеряются промиллями ()
  4.   Коэффициент рождаемости

где Р — число родившихся за год, S – среднегодовая численность.

  1.  Коэффициент плодовитости

где — среднегодовая численность женщин фертильного возраста

  1.  Коэффициент смертности

где У – число умерших за год.

  1.  Коэффициент младенческой смертности

где У — умерло в возрасте до одного года; — из числа родившихся в прошлом году; — из числа родившихся в текущем году.

  1.  Коэффициент естественного движения населения

Если Кест. имеет значение «отрицательное», значит, смертность превышает рождаемость, что называется депопуляцией.

  1.  Показатели механического движения населения - характеризуется процессами прибытия населения на данную территорию и выбытия с данной территории.
  2.   Коэффициент оборота по прибытию

  1.   Коэффициент оборота по выбытию

  1.  Интенсивность механического движения

  1.  Сальдо механического движения С° = П — В;
  2.  Коэффициент механического движения

  1.  Коэффициенты естественного, механического и общего прироста.
  2.  Коэффициент жизненности — число родившихся за определенный период на данной территории разделить на числе умерших за тот же период на той же территории, т. е. это соотношение числа родившихся и умерших.
  3.  Коэффициент естественного прироста населения

  1.  Коэффициент механического прироста

где П — прибыло на данную территорию; В — выбыло с данной территории; — среднегодовая численность населения.

  1.  Коэффициент общего прироста

1.3 Денежные доходы населения

Доход населения – это материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы населения делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы  лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты. Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, например, и др.). Доходы также могут носить незаконный характер, с юридической точки зрения, получаемые в рамках теневой экономики от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

Натуральные доходы населения включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.

Денежные и натуральные доходы образуют личный доход населения.

Показатели номинальных доходов всегда характеризуют сумму начисленных доходов. Основной показатель денежных трудовых доходов — номинальная заработная плата как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу. За вычетом налогов и обязательных платежей, номинальные доходы населения преобразуются в располагаемые доходы, т. е. доходы, остающиеся в распоряжении населения. Поэтому их можно считать конечными доходами.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы. Под ним понимаются располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.

Основными компонентами денежных доходов населения в рыночной экономике являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, а также социальные трансферты.

Регулирование доходами населения. Государство оказывает активное влияние на перераспределение доходов через госбюджет. Для этих целей используется система дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. В результате часть доходов наиболее обеспеченных слоев населения переходит к наименее обеспеченным.

Одним из методов регулирования доходов населения является выплата социальных трансфертов.

Социальные трансферты – это экономическая ценность, передаваемая одним участником другому в одностороннем порядке: от другого участника операции не поступает взамен ничего, что может иметь экономическую стоимость. Социальные трансферты представляют систему мер денежной или натуральной помощи малоимущим, посредством которой повышаются доходы определенных слоев населения.

Государство путем перераспределения средств бюджета создает условия для уменьшения дифференциации доходов населения, обеспечения нормального процесса воспроизводства рабочей силы. Вместе с тем государственное регулирование доходов населения при помощи средств бюджета имеет определенные пределы: размеры бюджетных поступлений и уровень налогов. К мерам государственного регулирования доходов относятся также установление гарантированных цен на некоторые товары и услуги определенным группам населения (фермерам, пенсионерам, инвалидам), установление минимальных ставок заработной платы, пенсий и др.

Особое значение имеют показатели средней номинальной и реальной заработной платы, средней пенсии, пособия, стипендии. Средняя номинальная заработная плата работников отдельных предприятий, организаций, фирм и отраслей, регионов и страны в целом рассчитывается по начисленному фонду оплаты труда и соответствующей численности работников (числа занятых). Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной, за вычетом налогов и обязательных платежей, деленной на индекс потребительских цен на товары и услуги.

Кривая Лоренца — это графическое изображение концентрации отдельных элементов совокупности по группам: концентрация населения по группам семей с разным уровнем душевого дохода; концентрация работающих по группам с разным уровнем оплаты труда.

Кривая Лоренца строится в прямоугольной системе координат, где по оси абсцисс откладываются накопленные частоты объема совокупности (X), а по оси ординат — накопленные частоты объема признака (У).

Если распределение равномерное, попарные доли осей абсцисс и ординат должны совпадать (ось абсцисс — 0, 20, 40, 60, 80, 100; ось ординат соответственно — 0, 20, 40, 60, 80, 100) и располагаться по диагонали квадрата, что означает полное отсутствие концентрации объема признака.

При абсолютном неравенстве по оси ординат должно быть 0, 0, 0, 0, 0,100. Это означает, например, в случае с концентрацией доходов семей: все население, за исключением одной семьи, не имеет доходов, а эта одна семья получает весь доход. Это практически гипотетический случай, который вряд ли можно ожидать. Очевидно, что фактически нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения.

Кривая концентрации может, как угодно близко приближаться к линии равномерного распределения, но никогда не пересекает ее.

Степень концентрации определяется площадью, которая расположена между линией равномерного распределения и линией, которую образовала кривая Лоренца. Больше эта площадь — концентрация больше и наоборот.

Рисунок 1 - Кривая Лоренца

Достижение определенного уровня развития предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующее:

  1.  Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения «утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности
  2.  В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;
  3.  Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.
  4.  Стабильность общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.

Глава 2. Уровень жизни населения в Российской Федерации

2.1 Характеристика основных показателей уровня жизни населения России

Показатель - численная характеристика отдельных сторон деятельности. Социально-экономические показатели уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты уровня жизни населения. Социально-экономические показатели выражаются через средние величины, темпы изменения, коэффициенты частоты, концентрации, дифференциации и покупательной способности.

Об уровне жизни населения можно судить, оценив его материальное положение, социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период. Для оценки материального положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения и их использования.

Денежные доходы населения являются одним из основных показателей уровня жизни. Денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам и другие доходы.

Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность населения. Динамика доходов весьма красноречива (таблица 1).

Таблица 1 Среднедушевые денежные доходы по субъектам РФ

2008 год

2009 год

2010 год

Российская Федерация

14 942,8

16 886,5

15 930,4

Центральный федеральный округ

19 113,8

22 906,7

Северо-Западный федеральный округ

15 088,8

17 025,3

Южный федеральный округ

10 892,7

12 437,7

Приволжский федеральный округ

12 354,5

13 747,5

Уральский федеральный округ

18 684,9

19 848,7

Сибирский федеральный округ

12 889,2

13 388,4

Томская область

13 481,7

13 769,6

Дальневосточный федеральный округ

15 729,1

18 367,3

В 2009 г. в России рост потребительских цен, опережавший динамику денежных доходов населения, привел к падению покупательной способности доходов и увеличению численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Такое изменение социальной и экономической ситуации сопровождается резким усилением дифференциации населения по основным социально-экономическим характеристикам: оплате труда, жилищной обеспеченности, располагаемому имуществу, денежным сбережениям.

Статистика представляет два вида распределения доходов среди населения: распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов и распределение общего объема денежных доходов населения (таблицы 2 и 4 [9, с.123-125]), что в совокупности дает относительно полное представление о распределении доходов.

Таблица 2 Распределение населения по

величине среднедушевых денежных доходов

Данные таблицы 2 позволяют судить о численности различных доходных групп населения и дают возможность произвести разбивку на более крупные группы, лучше всего по их соотношению с прожиточным минимумом.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается правительством РФ – в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ – в субъектах РФ.

Рисунок 2 – График величины прожиточного минимума

В 2009 г. средний прожиточный минимум составлял 5083 рублей.

Для граждан, занятых на предприятиях и в организациях, основную часть объема денежных доходов составляет оплата труда. В 2008 г. номинальная начисленная заработная плата одного работающего составила 14 942,8 рублей.

По-прежнему сохраняется значительная дифференциация уровня среднемесячной заработной платы в различных отраслях экономики. В 2009г. наиболее высокая заработная плата сложилась у работников кредитования, финансов, страхования, транспорта, промышленности, строительства и управления. Наименьшую заработную плату имели работники образования, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, общественного питания.

При этом начисленная заработная плата во многих предприятиях выплачивается несвоевременно.

Еще одним показателем уровня жизни населения является уровень бедности.

Бедность – это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Основу официально публикуемых данных об уровне бедности составляет индекс численности бедного населения, определяемый в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Главный фактор радикального уменьшения численности бедных в тот период - изменение методики построения ряда распределения по доходам.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОИМУЩИХ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ПО ОСНОВНЫМ КАТЕГОРИЯМ

Таблица 3

 

Малоимущие
домашние хозяйства

Справочно:
все обсле-
дованные домаш-
ние хо-
зяйства,
2009

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

По месту проживания

Проживающие в городах - всего

67,3

65,4

63,9

62,4

61,7

60,4

58,9

59,0

73,6

     в том числе с численностью   населения, человек:

   свыше 1 млн.

15,5

14,5

14,3

11,9

11,8

11,1

10,0

9,6

20,2

   от 250 тыс. до 1 млн.

19,7

18,4

16,9

17,6

15,8

14,8

14,4

14,7

22,9

   от 100 до 250 тыс.

9,3

9,4

9,6

10,7

11,5

11,1

10,4

10,0

10,3

   от 50 до 100 тыс.

7,5

7,5

7,6

7,0

7,6

7,5

7,1

6,9

6,3

   менее 50 тыс.

15,3

15,6

15,5

15,3

15,0

15,9

16,9

17,8

13,8

Проживающие в сельских поселениях - всего

32,7

34,6

36,1

37,6

38,3

39,6

41,1

41,0

26,4

     в том числе с численностью населения, человек:

   свыше 5 тыс.

9,1

9,2

9,8

10,0

10,3

11,4

12,5

11,8

7,4

   от 1 до 5 тыс.

13,9

14,3

14,4

15,8

15,8

15,6

15,7

16,3

11,4

   от 200 до 1 тыс.

8,5

9,8

10,5

10,2

10,5

10,7

11,0

11,1

6,9

   менее 200

1,1

1,3

1,4

1,7

1,7

1,9

1,9

1,9

0,8

По составу домохозяйств

Домохозяйства, состоящие:

   из 1 человека

6,9

6,5

6,2

6,4

6,8

6,9

5,3

4,8

18,6

         из них:

      из 1 человека
    трудоспособного возраста

2,2

2,2

2,2

1,9

2,0

1,8

1,5

1,5

7,3

      из 1 человека старше
    трудоспособного возраста

4,7

4,3

4,1

4,5

4,8

5,1

3,8

3,3

11,2

   из 2 человек

19,7

19,4

19,3

19,2

19,2

19,1

17,6

16,4

25,7

   из 3 человек

24,9

24,8

24,3

23,4

23,1

22,7

22,3

22,2

22,5

   из 4 человек

28,8

29,2

29,8

30,4

30,7

31,3

32,9

33,6

22,7

   из 5 и более человек

19,7

20,1

20,4

20,5

20,2

20,0

21,8

23,1

10,6

По наличию детей

Домашние хозяйства без детей

46,7

47,4

49,3

50,0

51,2

50,7

47,7

45,4

65,4

Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет

53,3

52,6

50,7

50,0

48,8

49,3

52,3

54,6

34,6

        в том числе:

     1 ребенка

34,2

33,5

32,4

31,2

29,9

29,6

30,2

30,3

22,5

     2 детей

15,7

15,8

15,0

15,2

15,2

15,7

17,3

18,6

10,2

     3 и более детей

3,3

3,2

3,2

3,6

3,7

4,0

4,9

5,7

1,9

Теперь обратимся к показателю дефицита доходов, измеряемому в процентах от величины прожиточного минимума и указывающему на то, сколько нужно доплатить бедным для того, чтобы подтянуть их доход к величине прожиточного минимума, то есть, чтобы они перестали быть бедными. В среднем по всем бедным дефицит дохода составил 28,7%. Данный результат дает основания утверждать, что российская бедность неглубокая. Представленные на рисунке 2 данные иллюстрируют тот факт, что для большинства бедных семей дефицит дохода не превышает 20% от величины прожиточного минимума, и только у 8,5% он выше 60% прожиточного минимума.

Такие оценки позволяют сделать вывод о том, что значительная часть российских бедных домохозяйства сконцентрирована у черты бедности и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств существования. Для политики это позволяет определить два принципиально разных направления целевой деятельности. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто расположен у черты бедности, можно существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, порядка 10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми даже в том случае, если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные программы, направленные на сокращение глубины бедности. Тот факт, что бедность неглубокая, следует рассматривать как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности еще указывает на возможную высокую временную бедность. Посмотрим на рис.2, где изображено распределение бедных домашних хозяйств по уровням дефицита дохода, проценты от прожиточного минимума.

Таким образом, масштабы бедности, несмотря на все экономические успехи и благоприятные изменения в области доходов населения являются по-прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем.

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень жизни из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

Принимая во внимание, что заработная плата является основным источником доходов большинства россиян и составляет две трети структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.

Значительный потенциал малооплачиваемости и тесно связанный с ним потенциал безработицы, так или иначе, трансформируется в широкомасштабную бедность. В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности – прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости.

Подведем итоги – бедность в России стала массовой – треть населения (29.1%), находящегося за чертой бедности, что не идет ни в какое сравнение с ситуацией 1990г.-1.6% (2,3млн. человек). Такова социальная цена, которую заплатило общество за сложившийся тип экономических реформ. И она непомерно высока: если падение производства составляет в среднем 2 раза, реальных доходов на треть, то абсолютный показатель бедности вырос в 20 раз. Если за 1992 -2005 г. средний рост потребительских цен Госкомстат РФ определяет в 19 тыс. раз, то заработная плата, в том числе минимальная, на порядок меньше.

Еще одним важным показателем уровня жизни населения является расходы.

Денежные расходы населения – это использование доходов населения на покупку товаров и оплату услуг и различного рода платежи: обязательные платежи и профсоюзные взносы (налоги, сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. При этом в Системе Национальных Счетов проводиться различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления. В качестве источника информации используется выборочные бюджетные обследования, баланс денежных доходов и расходов населения, торговая статистика.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости представленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище – они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище и домашние услуги, производимые наемными работниками и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.).

Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.), услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные) [2, с.32].

Денежные расходы населения представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов.

Под влиянием доходных организаций и динамики цен усилилась и дифференциация в расходах на отдельные виды товаров между группами населения с различным уровнем благосостояния. Рост дифференциации в расходах для населения с различным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов был неравномерен по продуктам питания, входящим в состав той или иной группы продовольственных товаров.

Также одним из наиболее важных показателей уровня жизни является уровень здравоохранения.

Анализ статистических материалов показывает, что в период с 2000 по 2004г. в России значительное число учреждений здравоохранения сократились с10,9 тыс. в 2001г. до 10,3 тыс. в 2004 году, число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, наоборот увеличилось с 21,1 тыс. до 21,4 тыс. в период с 2001 по 2004 года. Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось с 15,8 тыс. до 16,0 тыс. в период с 2001 по2002 г., уменьшилось с 16,0 тыс. до 15,3 тыс. – с 2002 по 2004г. Число фельдшерских пунктов увеличилось с 44,7 тыс. до 43,9 тыс. в период с 2001 по 2004 г. (см. таблицу 8 [8, с.175-177]).

Таблица 4 Основные показатели здравоохранения

 

1990

1995

2000

2005

2006

Макроэкономические показатели

Среднегодовая численность занятых в здравоохранении1): тыс. человек

4238

4443

4408

4548

4574

в процентах к предыдущему году

102,5

101,6

100,0

101,4

100,6

Платные услуги населению, млн. руб. (1995 г. - млрд. руб.):

медицинские

...

2993

27448

109756

136672

санаторно-оздоровительные

...

3875

16840

36082

42766

услуги физической культуры и спорта

...

289

2251

14862

15735

Удельный вес услуг в общем объеме платных услуг, оказанных населению, процентов:

медицинских

...

2,6

4,6

4,8

4,9

санаторно-оздоровительных

...

3,4

2,8

1,6

1,5

услуг физической культуры и спорта

...

0,3

0,4

0,7

0,6

Индексы потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов:

санаторно-оздоровительные услуги

...

259,4

134,7

111,2

115,2

медицинские услуги

...

263,4

122,9

118,7

113,6

услуги физической культуры и спорта

...

262,4

131,9

118,6

116,3

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на здравоохранение и социальное обеспечение2), млрд. руб. (1990, 1995 - трлн. руб.):

здравоохранение и спорт3)

0,01

41,0

153,4

797,1

962,2

социальная политика

0,03

21,0

127,9

1889,3

2359,1

Удельный вес расходов на здравоохранение и социальное обеспечение в общем объеме расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия2), процентов:

здравоохранение и спорт3)

22,6

31,7

28,6

21,9

21,2

социальная политика

43,3

16,2

23,9

51,9

51,9

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников здравоохранения1), руб. (1990, 1995 гг. - тыс. руб.)

0,203

348,4

1370,9

5905,6

8059,9

Медицинское обслуживание

Число больничных учреждений, тыс.

12,8

12,1

10,7

9,5

7,5

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс.

21,5

21,1

21,3

21,8

18,8

На 10 000 человек населения приходится:

коек в больничных учреждениях

137,4

125,8

115,0

111,3

109,2

посещений в смену в амбулаторно-
   поликлинических учреждениях

217,3

235,1

243,2

256,9

256,4

врачей, человек

45,0

44,4

46,8

48,8

49,4

среднего медицинского
   персонала, человек

124,4

110,8

107,6

108,0

108,6

Санаторно-курортное лечение и отдых

Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха

7431

5810

4876

4457

4490

Численность обслуженных лиц в санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, тыс. человек

32728

8832

8514

10281

10493

Физическая культура и спорт

Число спортивных сооружений, тыс.

234

202

198

222

225

Численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах, тыс. человек

17432,0

10528,8

12803,4

17510,3

18550,3

За 4 года число больниц уменьшилось на 0,6 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,3 %, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий уменьшилось на 0,5 %, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,8 %.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2003 г. насчитывалось 31% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2004г. в области построено за счет всех источников финансирования 50,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2003 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).

В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.

Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения.

Таким образом, существует множество показателей, характеризующих различные стороны уровня жизни населения и являющиеся неотъемлемыми компонентами социальных программ, а также использующиеся в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения.

И на основании проделанного анализа можно сделать вывод, что в России уровень жизни населения не достиг ещё совершенства, и нужно искать пути, как его повысить.

2.2.Основные направления повышения уровня жизни населения России

Сейчас очень много говорят об уровне жизни населения, о качестве жизни, Президент дает установки повысить уровень жизни. Чтобы решить существующие проблемы в этой сфере, следует разобраться в этом понятии, знать, из чего оно состоит, и на основе этих знаний создавать программы повышения уровня и качества жизни.

Говоря о качестве жизни населения, нельзя забывать, что это важнейшая составляющая развития экономики. От уровня жизни населения зависит качество его жизни и наоборот. Качество жизни можно описать, исходя из набора определенных показателей качества и уровня жизни населения. Проводя определенную экономическую политику, государство изменяет эти показатели, следовательно, уровень жизни улучшается или ухудшается.

Эти показатели можно разделить в широком смысле на четыре блока. Во-первых, финансово-экономические показатели. Например, национальное богатство, доходы и расходы населения, уровень инфляции. Во-вторых, показатели материального благосостояния населения, которые включают в себя занятость, труд, жилье, коммунальное хозяйство и др. В-третьих, медико-экологические показатели, включающие здоровье населения, уровень медицины, состояние окружающей среды и т. д. И, наконец, показатели духовного состояния населения. Это уровень образования, культуры, а также политика и общая занятость населения.

Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать меры по улучшению качества и уровня жизни. Нельзя не заметить, что эти показатели связаны, и изменение одного повлечет за собой изменение другого. Высокий уровень жизни можно обеспечить, повышая доходы населения, особенно работникам, занятым в социальной сфере. Каждый из нас знает о проблеме учителей и врачей. Достойная зарплата решит хотя бы частично проблему занятости в этой сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится. Необходимо повышать уровень здоровья населения путем финансирования области здравоохранения. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо заботится об обеспечении сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, о постоянном повышении квалификации и о переподготовке кадров.

Все преобразования в сфере здравоохранения, в социальной сфере должны быть связаны с проведением мер по повышению рождаемости и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии окружающей среды, особенно в наши дни.

Показатели материального благосостояния, такие, как труд и занятость, оказывают значительное влияние на экономику страны, поэтому государство, в первую очередь, должно быть заинтересовано в их улучшении. Это могут быть меры по снижению безработицы, повышению уровня занятости населения путем создания благоприятных условий труда, сохранения длительной трудоспособности (снижение смертности, повышение уровня здоровья населения). Обязательны поддержка профессионально-технического обучения и повышения квалификации, особенно работников социально значимых сфер, обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости.

Достойный уровень жизни населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, который так остро стоит сегодня. Этого можно добиться, усовершенствовав систему ипотечного кредитования, которая начала развиваться в нашей стране.

Если уделять достаточно внимания образованию и культуре населения, можно значительно повысить уровень жизни. Многие родители просто не могут оплатить дорогостоящее в наши дни высшее образование, которое постепенно переходит на коммерческую основу, а государство на это закрывает глаза. Необходимо сократить количество ВУЗов, обеспечивающих некачественное коммерческое образование, и сделать доступным для простых ребят бюджетную форму обучения.

Правильно проводимая экономическая и социальная политика, снижение уровня коррумпированности современных чиновников поможет России повысить уровень и качество жизни населения.

Повышение качества жизни граждан России, восстановление на этой основе численности населения державы становится главным государственным приоритетом.

За последние пять лет экономика России выросла на 40%, и давно уже пришла пора каждому почувствовать сей статистически впечатляющий рост на своем собственном житье-бытье. Увеличение реальных доходов населения, опять же по статистике, составляет 10% в год, но судя по этому говорить, что каждый из нас живет лучше нецелесообразно. И если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то при повышении заработной платы надо учитывать и то, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, что каждый год они дорожают на определенный процент, то, следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.

Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества (а за чертой бедности у нас живет 25 миллионов человек), прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточиться на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества и создают необходимые стартовые условия для развития «человеческого капитала».

Здравоохранение. В “плачевном состоянии” находятся у нас в стране муниципальные сети здравоохранения. Необходимо оснастить новым диагностическим оборудованием более десяти тысяч муниципальных поликлиник (из них более трети на селе), значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов; повысить заработную плату медицинским работникам; обеспечить подготовку участковых врачей и врачей общей практики; обновить автопарк “скорой помощи”, включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.

Образование. Граждан необходимо не только хорошо лечить, но и хорошо учить. Для этого нужно выделить значительные суммы на приобретение вузами и школами, активно внедряющими инновационные образовательные программы, лабораторного оборудования, программного обеспечения. Эти деньги должны пойти также на модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей.

Строительство и ЖКХ. От качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей.

Особое значение следует придавать ипотеке – кредитам на покупку жилья под залог самого этого жилья. Это особенно важно для молодых семей, которые просто не в состоянии полностью заплатить наличными за приобретаемую квартиру. Особый вопрос – значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей. Надо помочь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе.

Размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным правительством.

Для того чтобы повысить уровень жизни населения наше правительство должно работать именно в этих направлениях, так как именно эти компоненты являются важнейшими составляющими уровня жизни. На 2006-2008 год В.И. Путин объявил о своей новой социальной программе, где именно этим проблемам он уделил много внимания, и сказал что пока у нас нет «экономически здорового населения», добиться высокого экономического роста невозможно.

Повышение уровня оплаты труда. Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. На обозримую перспективу могла бы быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого ее надо увеличить в 2,5 раза, что потребует и соответствующего восстановления объема ВВП.

В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить промежуточный этап — восстановление покупательной способности оплаты труда до уровня, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за последние годы. В таком случае она по аналогии с относительным уровнем ВВП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике должна составить 67% уровня 1990 г. при фактических 40% в 1998 г. Для этого покупательную способность оплаты труда нужно повысить примерно в 1,7 раза по сравнению с ее величиной в 1998 г.

Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции. Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

Первоочередные меры по повышению уровня оплаты труда предлагается осуществлять в следующих направлениях.

  1.  Увеличение уровня номинальных денежных доходов населения путем:
  2.  повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Это приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета;
  3.  установления ставки (оклада) 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 0,5 прожиточного минимума. С учетом того, что доля тарифа составляет в настоящее время примерно половину оплаты труда бюджетников, это позволит поднять через систему тарифных коэффициентов уровень оплаты труда работников всех квалификационных разрядов.
  4.  Повышение уровня реально располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра базы налогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.

В частности, целесообразно устанавливать:

  1.  ставки подоходного налога от размера полученного в календарном году совокупного облагаемого дохода, выраженного числом прожиточных минимумов;
  2.  необлагаемый совокупный доход, полученный в календарном году, в размере 18 прожиточных минимумов трудоспособного работника;
  3.  минимальную ставку подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, в размере 8 (вместо 12), а максимальную — сохранить на уровне 45%.
  4.  Повышение покупательной способности оплаты труда. Для этого необходимо:
  5.  ввести регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума. Это позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущим населением. Полномочия по регулированию цен следует передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Им же нужно поручить определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами;
  6.  осуществлять обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования и превышении ими установленного порога (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума);
  7.  ввести индексацию невыплаченной заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, рассчитываемого нарастающим итогом за время задержки выплаты соответствующей части оплаты труда.
  8.  Оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизма социального партнерства путем:
  9.  определения примерных границ доли тарифной части оплаты труда в генеральном соглашении;
  10.  установления рекомендательных норм по данному соотношению на уровне конкретной территории в региональных соглашениях;
  11.  фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников в отраслевых тарифных соглашениях;
  12.  определения минимально гарантированной части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

Объем средств, необходимых для решения перечисленных проблем, по оценкам специалистов, составит примерно 40 — 100 млрд руб. в зависимости от их источников. Верхняя граница определена с учетом внешних (инфляционных) по отношению к ВВП источников, не исключая проведение для этого целевой денежной эмиссии. Как показывают расчеты, последняя не приведет к ощутимому росту инфляции. В современной России только 10-15% инфляционного роста цен обусловлено повышением оплаты труда. Эффект же будет значительно выше.

Реализация предложенных выше мер потребует внесения изменений и дополнений в соответствующие законы, в частности: “О повышении минимального размера оплаты труда”, “Об упорядочении оплаты труда работников организации бюджетной сферы”, “О подоходном налоге с физических лиц”, “О государственной социальной помощи”, “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

Государственное регулирование занятости. Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. В этом контексте в программе нужно рассмотреть демографические факторы, оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости. Здесь большую роль играют тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Необходимо пересмотреть саму идеологию закона о занятости, сориентировать его на расширение современных сфер приложения труда, повышение производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

В программе нужно охарактеризовать систему мер по регулированию безработицы на основе определения ее естественного уровня (масштабов, обусловленных спадом производства). Пути преодоления безработицы, вызванной сжатием производства, следует задавать с учетом отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Так, сокращение женской безработицы целесообразно увязать с введением гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто в увязке с расширением сферы образовательных услуг. Социальную защиту безработных желательно сочетать с их профессиональной переподготовкой, с  участием в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Трансформация социального обеспечения. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство.

В программе необходимы меры по развертыванию нового направления обязательного социального страхования — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На начальном этапе функции страховщика вполне способен выполнять Фонд социального страхования – учреждение, имеющее большой опыт в финансировании и организации страхования временной нетрудоспособности. Главное, чтобы ни финансы, ни персонал не перебрасывались на обеспечение выплат по другим рискам, которые входят в его компетенцию, а использовались по целевому назначению.

В числе мер в этой области потребуется предусмотреть формирование в стране системы центров по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших, здесь может быть задействована инфраструктура санаторно-курортного и оздоровительного обслуживания населения. Следует также устанавливать страховые  тарифы в зависимости от степени (класса) профессиональных рисков. Улучшению медицинского обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми организациями.

Социальная поддержка безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение им прожиточного минимума, а с другой – на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости в преобладающей части следует использовать на страховые выплаты, при этом необходимо более рационально их распределять между центром и регионами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому в программе социальное обеспечение должно быть ориентировано на смешанную систему, включающую наряду со страхованием и элементы помощи и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.

В частности, желательно, чтобы выплата семейных пособий осуществлялась в основном за счет взносов работодателей. В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др. С введением пособия малоимущим (согласно Федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”), видимо, нужно будет создать организационно обособленную структуру, передав ей функции сбора взносов и выплаты всех видов семейных пособий, включая те, которые в настоящее время выплачиваются из государственного бюджета, Фонда социального страхования и других источников.

Сегодня актуальна также конкретизация положений Концепции пенсионной реформы. Принципиальное значение имеет корректировка механизмов взаимодействия распределительно-солидарной и накопительной частей пенсионной системы. Потребуется также развитие дополнительного пенсионного обеспечения, специальных пенсионных систем для работников свободных профессий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

Адресная социальная поддержка населения. Право на получение государственной социальной помощи следует увязать с требованиями федеральных законов “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О государственной социальной помощи”. При реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.

В программе нужно предусмотреть региональную разновариантность оказания государственной социальной помощи малоимущим. Различающиеся условия жизни предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих –установление более высоких минимальных социальных стандартов из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения. Представляется целесообразным отменить ряд льгот или заменить их денежными компенсациями.

В целом необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания. В числе приоритетов должно стать удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.

Инвестиции в человека. Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого требуется ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, расширение сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры (наряду с традиционными) могли бы стать средства населения, привлеченные с помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.

Особенно актуальным в настоящее время является опережающее развитие сферы образования, но для этого в него следует вложить соответствующие ресурсы.

Заключение

Рассмотрев теоретические вопросы оценки уровня жизни, мы можем сказать, что данное понятие представляет собой не конкретный измеряемый показатель, а сумму значительного количества показателей, таких как стоимость жизни, прожиточный минимум, доходы населения, уровень безработицы и многие другие. В совокупности значений всех этих величин мы получаем один из важнейших показателей социально-экономического развития общества – уровень жизни населения.

В данной работе мы проанализировали основные показатели уровня жизни в Российской Федерации и можем теперь сделать некоторые выводы и прогнозы.

Как видно из динамики основных показателей уровня жизни населения в целом их тенденции нельзя назвать положительными. Рост наблюдался лишь по  некоторым отдельным показателям.

Необходимо заметить, что правительством предпринимается ряд весьма существенных и действенных мер, рассмотренных в данной работе, которые также должны привести к стабилизации обстановки.

Что же касается Томской области, то она в целом повторяет общероссийские тенденции. Отрадным представляется тот факт, что по темпам и уровню развития томская область относится не к последним из регионов России, а занимает вполне достойное место по некоторым из показателей.

Список использованных источников:

  1.  Конституция Российской Федерации. – М., Высшая школа, 1993- 436 с
  2.  Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Владос. – 2003. – гл. 7.
  3.  Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении межрегиональных сопоставлениях. - М.,2000.
  4.  Савченко П., Федоров М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России//Российский экономический журнал. - 2000. -№7.
  5.  Образ пожилых в современной России, А.В. Писарев, Экономическая наука современной России, 2004 г., стр. 51-56.
  6.  Википедия свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
  7.  Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/
  8.  Электронные словари - http://slovari.yandex.ru/
  9.  Экономика и социология труда - http://portal.rea.ru/e/stat.nsf/welcome
  10.   Словарь бизнес «Ведомости» - http://www.vedomosti.ru/
  11.   Энциклопедии и словари http://enc-dic.com/synonym/Uroven-ZHizni-89531.html

3 Социальная статистика: Учебник под ред. чл.-кор. РАН И.И.Елисеевой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2001

4 Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5 Социальная статистика: Учебник под ред. чл.-кор. РАН И.И.Елисеевой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2001


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8895. Економічний аналіз діяльності банку Тестові завдання 25.76 KB
  Економічний аналіз діяльності банку Тестові завдання 1. До складу фінансової звітності входить бухгалтерський баланс та: а) звіт про прибутки та збитки б) звіт про прибутки та збитки, звітність про депозитні та кредитні операції в) звіт про прибут...
8896. Банківський менеджмент Тестові завдання 21.96 KB
  Банківський менеджмент Тестові завдання 1. Метою банківського менеджменту є: а) виявити банківські ризики б) забезпечити прибутковість діяльності банку в) оцінити кредитоспроможність клієнтів г) правильної відповіді немає. 2. Що розуміють під фун...
8897. Банківський менеджмент. Управління банківськими ризиками 151.78 KB
  Банківський менеджмент 1. Основи менеджменту в банку 2. Функції та елементи фінансового менеджменту в банку 3. Методи управління активами та пасивами банку 4. Управління банківськими ризиками 1. Основи менеджменту в банку Розглядаючи суть поняття б...
8898. Операції банків із залучення коштів 53.66 KB
  Операції банків із залучення коштів Поняття залучених банківських ресурсів. Характеристика депозитних операцій комерційних банків. Договірне регулювання вкладних операцій. Фонд гарантування вкладів фізичних осіб. 4.1. Поняття...
8899. Операції банків із запозичення коштів 55.23 KB
  Операції банків із запозичення коштів Поняття та класифікація запозичених ресурсів банківських установ. Суть та значення міжбанківського кредитування при формуванні запозичених ресурсів. Види, порядок надання та погашення кредитів...
8900. Операції банків з обслуговування платіжного обороту 103.13 KB
  Операції банків з обслуговування платіжного обороту Загальна характеристика платіжного обороту. Поняття системи безготівкових розрахунків та способи їхньої організації. Правила документообігу при здійсненні банками безготівкових ро...
8901. Характеристика основних форм безготівкових розрахунків 175.17 KB
  Характеристика основних форм безготівкових розрахунків. Розрахунки із застосуванням платіжних доручень. Розрахунки із застосуванням платіжних вимог-доручень. Розрахунки платіжними вимогами. Розрахунки із застосуванням розраху...
8902. Порядок здійснення міжбанківських розрахунків 151.32 KB
  Порядок здійснення міжбанківських розрахунків. Необхідність, сутність і класифікація міжбанківських розрахунків. Система електронних платежів Національного банку України. Відкриття та закриття кореспондентських рахунків банків...
8903. Операції банків з готівкою 82.6 KB
  Операції банків з готівкою Завдання банків з організації готівкового грошового обігу. Вимоги до організації готівкових розрахунків. Порядок оформлення касових операцій. Порядок здійснення касових операцій у банківських устано...