70191

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ QBASIC

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Программа, написанная на языке Qbasic, может обрабатывать любые символы. Но это не значит, что каждый из них может использоваться в тексте программы для обеспечения действий или объектов программы. При вводе текста программы можно использовать как прописные, так и строчные буквы.

Русский

2014-10-16

618.5 KB

10 чел.

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ТЕМА: «ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ QBASIC»

Студент: Горбалёв И.В.                                                   Шифр: Е014С018        

Группа: С –  14                                                                  Вариант:  8        

Преподаватель: Кондратьев В.П.                                 Методист:

ЕКАТЕРИНБУРГ

2002


ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

(группы С 14-16, М 11-13)

В практической части необходимо:

  1.  составить реферат по одной из тем (по выбору) QBASIC.
  2.  изложить алгоритм решения практической задачи (номер  задания  соответствует последней цифре номера студенческого билета):

ВАРИАНТ №8. Интегрирование. Формула прямоугольников.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1.  Структура языка QBASIC……………………………………………………………………4
  2.  Операторы языка QBASIC…………………………………………………………………...7
  •  Оператор присваивания…………..………………………………………………...7
  •  Операторы передачи управления…………………………………………...……...7
  •  Операторы безусловной передачи управления………….………………………..8
  •  Процедурный оператор…………………………………….……………………….8
  1.  Процедуры и функции……………………………………………...………………………..8
  2.  Основные операторы языка QBASIC……………………………...………………………..9
  •  Операторы данных………………………………………….………………………9
  •  Типы данных………………………………………………………………….……..9
  •  Ввод данных с клавиатуры во время выполнения программы…………………10
  •  Вывод данных на экран монитора………………………………………………..10
  •  Работа с графической информацией……………………………………………...10
  •  Преобразование системы координат экрана дисплея…………………………...10
  •  Управляющие операторы языка QBASIC………………………………………..10
  1.  Алгоритм решения задачи «Интегрирование. Формула прямоугольников» на языке QBASIC………………………………………………………………………………………...12
  •  Блок схема……………………………………………………………………………...13
  •  Программа…..………………………………………………………………………… 14
  1.  Литература………………………………..………………………………………………..15
  2.  Рецензия преподавателя…………………………………………………………………..16
  3.  
    СТРУКТУРА ЯЗЫКА QBASIC.

Как и все другие алгоритмические языки Qbasic имеет много уровней организации текста от алфавита до программы. Прежде чем описывать синтаксические правила построения конструкций языка и приводить сведения по процедурам и функциям перечислим его структурные элементы от нижнего уровня к верхнему. Начнём с набора неделимых «элементарных» частиц, составляющих его АЛФАВИТ.

Множество символов языка состоит из прописных и строчных букв  латинского алфавита, десяти арабских цифр, знаков препинания, символов арифметических операций и нескольких других символов.

Программа, написанная на языке Qbasic, может обрабатывать любые символы. Но это не значит, что каждый из них может использоваться в тексте программы для обеспечения действий или объектов программы. При вводе текста программы можно использовать как прописные, так и строчные буквы.

Приведённый список не полон. Строго говоря, в этот список должны быть включены и невидимые символы, выполняющие функции разделителей, а именно – горизонтальная табуляция, перевод строки, возврат каретки и пробел. Наличие этих символов-невидимок проявляется в структуре текста, то есть в разделении его на аналоги слов и предложений естественного языка и в наличии отступов (абзацев), что важно для удобства чтения языка программистом. Но главное их назначение состоит в разделении его на структурные элементы более высокого уровня, из которых ближайшим к алфавиту является ЛЕКСЕМА.

Лингвистика определяет лексему как единицу словарного фонда языка. Компилирующие и интерпретирующие программы начинают обработку текстов программ с их лексического разбора. Компилирующие и интерпретирующие программы производят разбор текста программы посредством выделения знаков препинания и слов аналогично разбору русскоязычных текстов по частям и членам предложения.

При этом производится классификация лексем по следующим типам:

  •  специальные символы;
  •  идентификаторы;
  •  метки;
  •  числа;
  •  символьные строки;
  •  комментарии.

Особенность всех алгоритмических языков состоит в том, что состав их лексем строго определён только для специальных символов и ключевых слов. Остальные лексемы определяются произвольным выбором программиста (с ограничениями по зарезервированным словам, используемым для обозначения встроенных функций и процедур, и/или исходным данным решаемой задачи).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ. Некоторые символы и их сочетания в языке Qbasic имеют строго определённое значение и поэтому могут считаться специальными символами и ключевыми словами этого языка. По сути дела ключевые слова также являются специальными символами языка. Необходимость использования «многосимвольных» специальных символов связана с ограниченным алфавитом, а удобство этой «многосимвольности»  состоит в смысловом значении  ключевых слов (с точки зрения их англоязычного происхождения). Как и в естественных языках, зачастую специальные символы имеют по несколько значений. Выбор конкретного значения определяется командой, в состав которой входит это ключевое или зарезервированное слово.

ИДЕНТИФИКАТОРЫ  используются в качестве имён разнообразных субъектов (производящих действия) или объектов (предметов этих действий) программы. (Идентификация – это процедура проверки на совпадение). Во избежание путаницы разные действия и объекты программы должны иметь разные имена.

МЕТКИ используются для обозначения положения команды языка Qbasic в программе. Во всех современных алгоритмических языках приняты меры по ограничению использования меток в программах, но полностью исключить их не удаётся. Как наследство от исходного языка метка может быть целым числом. Но можно использовать в качестве метки и имя, за которым следует двоеточие.

ЧИСЛА  используются в программе для того, чтобы задать значения числовых исходных данных.

СИМВОЛЬНЫЕ СТРОКИ  используются в программе для того, чтобы задать значения символьных исходных данных. Они записываются  в виде последовательности символов и должны быть заключены в кавычки для того, чтобы их можно было отличить от других лексем.

КОММЕНТАРИИ – это та часть текста программы, которая отбрасывается в процессе лексического разбора программы, ибо она предназначена не компьютеру, а программисту.

ВЫРАЖЕНИЕ является следующим по уровню структурным элементом языка. Оно описывает способ вычисления числового, строкового или логического значения и состоит из обозначений действий или функций, задающих порядок обработки данных, и обозначений или значений операндов, используемых для вычисления в качестве исходных данных.

В качестве операндов выражения могут использоваться любые объекты программы, которые могут принимать значения, в том числе и другие выражения. Вычисленное значение выражения должно быть использовано для выполнения некоторого законченного действия в программе, которое реализует оператор.

ОПЕРАТОР является главным элементом структуры всех алгоритмических языков, потому что он содержит смысловую информацию о работе программы. Подобно тому, как в естественных языках предложение содержит законченную мысль, оператор содержит приказ компьютеру произвести определённые действия. Аналогично классификации, выделяющей простые и сложные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые), операторы разделяются на простые и структурированные.

К простым операторам относятся те, которые не содержат в себе других операторов:

  •  оператор присваивания;
  •  операторы безусловной передачи управления;
  •  операторы условной передачи управления;
  •  процедурный оператор.

Среда Qbasic накладывает ограничение на длину строк, обрабатываемых редактором и интерпретатором. Максимальное количество символов в строке (включая комментарии и невидимые символы пробела и табуляции) не должно превышать 255.

Структурированные операторы, как правило, размещаются на нескольких строках, между которыми могут быть записаны вложенные в них операторы (как простые, так и структурированные). По этой причине после обнаружения первой лексемы структурированного оператора компилирующая или интерпретирующая программа в процессе чтения или исполнения текста ведёт поиск завершающей конструкции этого  оператора.

Использование перечисленных операторов позволяет разрабатывать вполне работоспособные программы разнообразного назначения и уровня сложности. Но для более эффективной реализации алгоритмов оказался необходимым ещё один промежуточный уровень между оператором и программой, к которому относятся функция и процедура.

ФУНКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА – это структуры, выполняющие вспомогательные алгоритмы и тем самым обеспечивающие выполнение основной программы. Они могут создаваться  разработчиком прикладной программы в виде текстов, вкладываемых  по определённым правилам в текст алгоритмы и называемых подпрограммами. Различие между функцией и процедурой в некотором роде подобно различию между выражением и оператором. Передача управления подпрограмме, вычисляющей функцию, производится по входящему в выражение имени функции. Вычисленное значение возвращается и может быть использовано в выражении или операторе. Для передачи управления подпрограмме, реализующей процедуру, используется  процедурный оператор. После завершения процедуры, управление возвращается оператору, следующему за процедурным оператором.

Самой крупной структурой алгоритмического языка является программа.

ПРОГРАММА – это последовательность операторов, полностью задающая компьютеру алгоритм решения задачи. Как завершающий элемент структуры алгоритмического языка программа предназначена для работы в некоторой среде и может взаимодействовать с другими программами.

Для понимания смысла производимых командами действий и облегчения процесса изучения языка описания команд сгруппированы по функциональному принципу в следующем порядке:

  •  работа с ОЗУ;
  •  выражения, встроенные функции и процедуры;
  •  взаимодействие с операционной системой;
  •  работа с внешними (по отношению к ОЗУ – ЦП) устройствами;
  •  прерывания.

Для каждой команды описаны правила расположения ключевых и произвольных слов, задающие её СИНТАКСИС.

Для выделения команды из описания синтаксиса её текст набран полужирным равноширинным шрифтом и начинается с первой позиции строки (без отступа от левого края поля страницы). При этом применяются следующие правила:

Прописными буквами записываются ключевые или зарезервированные слова Qbasic. Возможность их умолчания или необходимость выбора варианта их использования обозначается наличием квадратных или фигурных скобок.

KEYWORDS

Строчными буквами записываются условные обозначения информации, которая необходима или может быть нужна для выполнения команды. Тип информации указывается непосредственно в тексте команды или в пояснения.

placeholders

Необязательность использования элементов команды обозначается квадратными скобками, в которые они заключаются. В пояснениях приводится информация об исполнении команды в случае умолчания её необязательных элементов.

[optional item]

Необходимость выбора одного из элементов команды обозначается фигурными скобками, в которые заключается список разделённых вертикальными чёрточками вариантов выбора. В пояснениях приводится информация об исполнении команды в случае выбора того или иного варианта.

{choice1  | choice2  |  … choiceN}

Многоточие по горизонтали означает возможность многократного повторения предыдущего элемента команды.

 item, item,  …

Многоточие по вертикали означает возможность использования произвольного количества других команд в обозначенном промежутке.

Beginning  keyword

.

.

.

Ending  keyword

В дополнение к проверке синтаксиса при вводе текста, осуществляющейся построчно, среда проверяет синтаксис команд также и во время их исполнения программы на предмет возможности их интерпретации. При обнаружении синтаксических ошибок среда приостанавливает ввод текста или интерпретацию программы, показывает команду, при вводе или исполнении которой была обнаружена ошибка и выдаёт более или менее правдоподобное текстовое сообщение об ошибке. Сообщения об ошибках при интерпретации менее правдоподобны, чем при редактировании. Это связано с тем, что невозможность интерпретации зачастую обусловлена синтаксической ошибкой в предыдущих строках программы.

Если однострочная команда не умещается на одной книжной строке, то она переносится на другую.

  1.  ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА QBASIC.

Для записи любого алгоритма в принципе достаточно использовать операторы трёх видов: присваивания, безусловной передачи управления и условной передачи управления. Но программа, состоящая из таких операторов, будет содержать много меток (вероятный источник ошибок) и её будет довольно трудно читать и понимать. Аналогично, любое число может быть записано только единицами и нулями, то есть в двоичной системе. Но человеку удобнее пользоваться десятичной системой счисления.

После трансляции или в процессе интерпретации составные операторы на самом деле будут сводиться к командам машинного языка, часть из которых включает в себя адреса других команд. Но использование без меточных операторов облегчает жизнь программисту, избавляя его от необходимости забивать свою голову излишними подробностями. Конечно, количество операторов в языке Qbasic существенно превышает упомянутый минимум из трёх операторов. Но их и не так уж много по сравнению с количеством вышеприведённых операций, встроенных функций и процедур.

Для удобства чтения и понимания  программ очень полезно понятие о блоке операторов как части текста программы, имеющей с точки зрения передачи управления только один вход и только один выход.

         statemenblock

При этом на способы передачи управления внутри блока операторов не накладывается никаких ограничений кроме вышеизложенного условия.

ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ

Запись значений в ОЗУ (в том числе и после их обработки центральным процессором) обеспечивается оператором присваивания:

[LET]  variable =

ОПЕРАТОРЫ ПЕРЕДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ

Предназначены для изменения естественного порядка исполнения команд, то есть для управления выполнением программы. Обычно операторы и процедуры исполняются друг за другом (строка за строкой) в порядке их следования в тексте. Но без операторов, передающих управление, никакие алгоритмы, содержащие выбор варианта расчёта в зависимости от результатов предыдущих вычислений, не могут быть реализованы.

Если оператор передачи управления использует метку, то в начале той строки текста, в которую передаётся управление, должно быть записано уникальное имя, называемое меткой, за которым следует двоеточие. (В качестве наследства от родоначальника всех диалектов BASIC возможно использование числовой метки, то есть условного номера в начале строки).

Необходимость выполнения различных участков текста программы обусловила существование, как операторов условной передачи управления, так и операторов безусловной передачи управления. Хотя вместо оператора безусловной передачи управления можно использовать оператор условной передачи управления с заведомо выполняемым условием. Таким образом, количество необходимых для написания любой программы видов операторов может быть сведено до двух!

ОПЕРАТОРЫ БЕЗУСЛОВНОЙ ПЕРЕДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ

В Qbasic имеется четыре разновидности операторов безусловной передачи управления.

Оператор GOTO  line используется  для того, чтобы перейти к выполнению строки, в начале которой записана метка  line.  Пропущенная часть текста может выполняться посредством передачи ей управления из другой части программы, например, при соблюдении некоторого условия.

Другое использование операторов безусловной передачи управления связано с подпрограммами – многократно выполняемыми участками текста программы. Оператор

GOSUB  line1 обычно используется  для того, чтобы выполнить некоторую часть текста, называемую подпрограммой и обозначенную меткой line1. В конце подпрограммы обязательно должна быть команда, являющаяся ещё одной разновидностью оператора безусловного перехода, RETURN  [line2] В случае умолчания метки выполняется возврат управления к выполнению строки, следующей за последней передавшей управление командой  GOSUB.  При использовании метки   line2  после выполнения подпрограммы происходит передача управления по этой метке.

Использование команд  SUB  и  CALL предпочтительнее использования GOSUB.

В составных операторах повторения или подпрограммах часто бывает необходимо прекратить их выполнение. Для этого используется без меточный оператор безусловного перехода:

EXIT  {DEF | DO | FOR | FUNCTION | SUB} Этот оператор передаёт управление первому оператору, следующему за тем составным оператором, из которого осуществлён выход, или за оператором, вызвавшим подпрограмму. Ключевые слова соответствуют выходу из составных операторов:

DEF – описания функции DEF  FN,

DO – оператора повторения DO,

FOR - оператора повторения FOR,

FUNCTION – оператора подпрограммы- функции FUNCTION,

SUB – оператора подпрограммы-процедуры SUB.

ПРОЦЕДУРНЫЙ ОПЕРАТОР

Это специально выделенный оператор, возникший в результате усовершенствования оператора безусловного перехода к подпрограмме. В отличие от этого оператора при обращении к процедуре

  •  указывается не метка, а имя подпрограммы-процедуры  name,
  •  из вызывающей программы подпрограмме могут быть переданы аргументы в соответствии со списком  argumentlist  [CALL] name  [([argumentlist])].

В основной программе подпрограмма-процедура должна быть объявлена командой DECLARE (среда Qbasic создает ее автоматически при вводе текста подпрограммы). По умолчанию CALL список аргументов не заключается в скобки. Имена или значения данных в списке аргументов разделяются запятыми. Для того чтобы значение аргументов не могло быть изменено процедурой, его имя, в списке должно быть заключено в скобки. При использовании массива в качестве аргумента за его именем должна следовать пустая пара скобок ( ).

3.ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ

Для разработки и написания собственных подпрограмм имеется несколько возможностей, которые соответствуют различным этапам развития языка. Функции и процедуры обладают некоторой “самостоятельностью” относительно основной программы в двух отношениях

  •  во-первых, они представляют собой часть текста, который может быть использован не только любой другой программой. Но зачастую самой подпрограммой, то есть они занимают некоторый уровень в иерархии потока управления:
  •  во-вторых, они могут обладать своей областью данных в ОЗУ и для работы с ними реализуются специальные способы передачи им данных и получения от них результатов вычислений, то есть они занимают некоторый уровень в иерархии потока данных.

Рассмотрим различные варианты оформления процедур и функций.

Первоначально для вычисления функций использовались подпрограммы, обращение к которым осуществялось командой GOSUB с соответствующей меткой. В конце текста подпрограммы обязательно должна быть команда возврата к вызывающей программе RETURN.

Во всех современных языках высокого уровня подпрограммы для удобства обращения к ним оформляются как функции и процедуры.

4. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА QBASIC

ОПЕРАТОРЫ ДАННЫХ

Оператор присваивания LET (присвоить) – присваивает переменной определённое значение.

Оператор обмена SWAP – осуществляет обмен значениями между двумя переменными. Он оказывается полезен при составлении программ сортировки числовых и символьных массивов.

Операторы вывода данных на экран монитора CLS и  PRINT

Оператор  CLS (Clear Screen) очищает экран.

Оператор РRINT (напечатать) выводит информацию на экран монитора.

Оператор DATA (данные)– помещает константы в стек. Стек представляет собой область оперативной памяти, куда помещаются константы, которые могут потребоваться в процессе выполнения программы.

Оператор READ (читать) - выбирает данные из стека, организованного с помощью оператора DATA.

Оператор RESTORE (восстановить)– изменяет последовательный порядок выбора констант из стека. Если операнд отсутствует, то выборка констант из стека начнется с первого элемента, иначе с того оператора DATA, номер строки или метка которого указаны в операторе RESTORE.

Оператор CONST – описывает одну или несколько констант. Удобно использовать в случаях, когда одна и та же константа используется в нескольких местах программы.

ТИПЫ ДАННЫХ

Оператор DIM – служит для объявления явного типа переменной.

Массивы (индексированные переменные) – представляют собой последовательность однотипных простых переменных. Каждая отдельно взятая переменная называется элементом массива. Каждому элементу массива может быть присвоено одно числовое или символьное значение, поэтому различаются   массивы числовые и символьные. Кроме того, массивы могут быть одномерными и многомерными. Одномерный массив модно представить, как строку или столбец переменных, а двумерный массив – как таблицу или матрицу, в которой переменные расположены в m строках и n столбцах.

Массивы в программе должны быть определены в операторе DIM с указанием их размерности.

Оператор REDIM – описывает или изменяет размер динамического массива, стирая все предыдущие значения.

Оператор ERASE – заново инициализирует элементы массива или освобождает область хранения динамического массива.

Оператор OPTION BASE (оптимальная база) – устанавливает минимальное значение индексов в массиве.

Оператор TYPE – определяет тип данных, содержащий один или несколько элементов.

ВВОД ДАННЫХ С КЛАВИАТУРЫ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оператор INPUT (ввод) – позволяет присвоить значения переменным с клавиатуры во время выполнения программы.

Оператор LINE INPUT (ввод строки) – позволяет ввести с клавиатуры строку символов длиной до 254 символов, включающую любые (в том числе и управляющие) знаки во время выполнения программы.

Функция INPUT $ (n) – позволяет ввести с клавиатуры символьную информацию, которая при ее вводе не отображается на экране дисплея.

Функция INKEY$ - позволяет программным путем остановить выполнение программы до тех пор, пока не будет нажата  какая-либо клавиша. Нажатая клавиша на экране не отображается. Функция INKEY$ анализирует некоторую переменную, которой перед обращением к этой функции присваивается значение пробела, а во время обращения этой переменной присваивается код нажатой клавиши.

ВЫВОД ДАННЫХ НА ЭКРАН МОНИТОРА

Оператор LOCATE – устанавливает курсор в нужное место на экране дисплея и позволяет управлять параметрами самого курсора.

РАБОТА С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Оператор SCREEN – устанавливает режим и параметры работы экрана дисплея.

Оператор PSET (Point SET – установить точку) – позволяет изобразить точку в указанной позиции экрана дисплея заданного цвета.

Оператор PRESET (Point RESET – изменить яркость точки) - позволяет изобразить точку в указанной позиции экрана дисплея заданного цвета.

Оператор LINE -  позволяет начертить отрезок (линию) или прямоугольник.

Оператор CIRCLE -  позволяет получить на экране дисплея эллипс (круг).

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ ЭКРАНА ДИСПЛЕЯ

Оператор VIEW – выделяет на экране монитора «окно», которое становится новым экраном, доступным для работы. В пределах этого «окна» выполняются все графические построения, а остальные точки экрана становятся недоступными.

Оператор WINDOW – устанавливает систему координат окна.

УПРАВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА QBASIC

Оператор END- заканчивает выполнение программы. При его выполнении закрываются все файлы, которые использовались в программе. Если оператор END отсутствует в программе, то программа заканчивается при выполнении последнего выполняемого оператора.

ОператорGOTO – безусловный переход- обеспечивает безусловный переход в любое именованное место программы.

Оператор IF-THEN-ELSE- условный оператор (если-то-иначе)- обеспечивает принятие двоичного решения.

Оператор IF-GOTO- оператор условного перехода- обеспечивает либо переход GOTO, либо выполнение последовательности операторов, следующих за оператором IF-GOTO.

Оператор FOR-TO-NEXT-арифметический цикл- объединяет в один блок группу операторов, предназначенных для многократного выполнения.

Оператор WHILE-WEND(пока-конец) – интерационный цикл 1 – используется для многократного выполнения заданной последовательности операторов, заключённых в этом блоке, если количество циклов заранее не известно.

Оператор DO-LOOP – безусловный цикл – повторяет блок операторов до тех пор, пока не выполнится оператор EXIT DO.

Оператор DO-WHILE(UNTIL)-LOOP – интерационный цикл 2 – повторяет блок операторов, пока условие верно, или до тех пор, пока условие не станет верным.

Оператор DO- LOOP -WHILE(UNTIL) – интерационный цикл 3 - повторяет блок операторов, пока условие верно, или до тех пор, пока условие не станет верным.

Оператор SELECT-CASE-ENDSELECT – структура с условием – выполняет один из нескольких блоков операторов в зависимости от значения выражения.

Оператор GOSUB-RETURN –выполнить подпрограмму.

Операторы GOSUB (Go to SUBroutine – перейти к подпрограмме) и RETURN (возврат) позволяют выделить группу операторов программы в подпрограмму. К такой подпрограмме можно обратиться, начиная с любого её оператора. Такая группа операторов всегда должна заканчиваться оператором RETURN. Операторы подпрограммы выполняются в той последовательности, в которой они записаны, за исключением случаев, когда в неё включены управляющие операторы.

Оператор ON-GOTO –выбрать безусловный переход – используется для передачи управления по списку меток.

Оператор ON-GOSUB –выбрать подпрограмму – выполняет переход на одну из нескольких меток, в зависимости от некоторого выражения.

Оператор ON-ERROR –выполнить подпрограмму обработки ошибок – включает обработку ошибок при обнаружении ошибки во время выполнения программы, передавая управление на подпрограмму обработки ошибок или возобновляя выполнение программы.

Оператор RESUME – продолжить выполнение программы после подпрограммы обработки ошибки.

В зависимости от типа ошибки возможны несколько сценариев продолжения работы программы. Для этого подпрограмма должна предлагать пользователю самому выбрать наиболее приемлемый для него вариант дальнейшего развития событий. Применение одного оператора RESUME позволяет выбрать один из трёх вариантов продолжения.

Оператор STOP-временно остановить выполнение программы.

Оператор STOP останавливает выполнение программы, сохраняя значение всех переменных, открытые файлы и т.п. Был введён тогда, когда ещё не существовало развитой системы отладки программ. Практическое применение этого оператора в настоящее время определить трудно.

Оператор DEF –определить функцию пользователя – позволяет определить функцию пользователя самым простым способом, что облегчает работу и уменьшает количество ошибок.

Оператор FUNCTION –позволяет определять функцию лучшим образом.


5. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ «ИНТЕГРИРОВАНИЕ. ФОРМУЛА

ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ» НА ЯЗЫКЕ QBASIC

Рассмотрим простейшие методы из класса методов Ньютона-Котеса, когда подынтегральную функцию F(x) на интервале интегрирования заменяем полиномом нулевой степени, т.е. константой. Подобная замена является неоднозначной, так как константу можно выбрать равной значению подынтегральной функции в любой точке в интервале интегрирования. Приближенное значение интеграла определится как площадь прямоугольника, одна из сторон которого есть длина отрезка интегрирования, а другая – аппроксимирующая константа. Отсюда происходит и название методов. Из практики выяснено, что из методов прямоугольников наименьшую погрешность имеет метод средних прямоугольников, когда константу берем равной значению F(x) в средней точке xi интервала интегрирования (xi-1, xi).

Запишем выражение для интеграла на интервале (xi, xi+h), полученное методом средних прямоугольников,

           xi+h        _

    f(x)dx = h f (x) + R;

   xi

         _

где x = xi + h / 2,  R = Jточн - Jприбл.

БЛОК СХЕМА ПРОГРАММЫ:

ПРОГРАММА.

DECLARE FUNCTION f! (x!)

CLS

OPEN "rez1" FOR OUTPUT AS #3

PRINT #3, "вычисление определенного интеграла методом прямоугольников"

INPUT "задайте границы интервала a,b через запятую"; a, b

INPUT "задайте число узлов интегрирования N "; N h = (b - a) / N

sum = 0

FOR i = 1 TO N

x = a + i * h - h / 2'середина очередного отрезка y = f(x)

sum = sum + y

NEXT

integral = sum * h

PRINT #3, "приближенное значение интеграла= ", integral

FUNCTION f (x)

'подинтегральная функция f(x)=81*x-x^4

f = 81*x-x^4

END FUNCTION

Для функции вида f(x)=81*x-x^4 в пределах от –1 до 4 получим график вида:

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Информатика: Базовый курс/ С.В. Симонович и др. – СПб.: Питер, 2001.
  2.  Ю.Л. Кетков Диалог на языке бейсик – М.: «Наука», 1988.
  3.  Каспер Э. Освоим Qbasic играючи! – М.: Горячая линия – Телеком, Радио и связь, 2000.
  4.  Б. Уолш Програмирование на языке бейсике – М.: «Радио и связь», 1988.
  5.  В.К.Алиев. Языки Бейсик. – М.: Изд-во «Солон –Р», 2000.
  6.  Мудров А.Е. Численные методы для ПЭВМ на языках БЕЙСИК, ФОРТРАН, ПАСКАЛЬ. Томск, 1991.

РЕЦЕНЗИЯ ПРЕПОДОВАТЕЛЯ:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9167. Мастерство педагогического общения 59.99 KB
  Мастерство педагогического общения Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитываемых, содержанием которого является обмен информацией...
9168. Методы организации учебной деятельности 117.05 KB
  Методы организации учебной деятельности Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. В.А. Онищук за...
9169. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность 22.21 KB
  Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность знать: основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения. уметь: классифицировать методы воспитания. Методы воспитания Методы восп...
9170. Методы, приемы, средства управления образовательными системами 156.5 KB
  Методы, приемы, средства управления образовательными системами Научное управление системой образования Методы, приемы, средства управления образовательными системами знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами уметь...
9171. Мышление и интеллект Определение мышления 22.33 KB
  Мышление и интеллект Определение мышления. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между...
9172. Основные категории педагогики 26.34 KB
  Основные категории педагогики. Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педа...
9173. Особенности педагогической профессии 14.85 KB
  Особенности педагогической профессии Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий,...
9174. Ощущения. Виды и закономерности ощущений 24.57 KB
  Ощущения Содержание Понятие ощущение Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия. Требование: уметь классифицировать виды ощущений...
9175. Память и ее характеристики 20.4 KB
  Память и ее характеристики Определение памяти. Память- это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта...