7020

Организация управленческого труда

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Организация управленческого труда В этой теме изучающие менеджмент и стремящийся приобрести профессию профессионального управляющего-менеджера найдут ответы на следующие вопросы: природа (характер) управленческого труда понятие производ...

Русский

2013-01-12

315 KB

106 чел.

Организация управленческого труда

В этой теме изучающие менеджмент и стремящийся приобрести профессию профессионального управляющего-менеджера найдут ответы на следующие вопросы:

  •  природа (характер) управленческого труда;
  •  понятие производительного труда;
  •  особенности управленческого труда;
  •  производственный коллектив как система управления;
  •  группы функций в управлении производственным коллективом;
  •  классификация служащих;
  •  содержание труда служащих;
  •  виды умственного труда;
  •  принципы рациональной организации труда;
  •  виды специализации управленческих звеньев;
  •  самоуправление и разделение труда;
  •  процессы труда в управлении производством;
  •  управленческие операции и методы их выполнения;
  •  первичные элементы операций;
  •  средства оснащения рабочих мест служащих;
  •  механовооруженность управленческого труда.

По российскому законодательству управление производством на предприятии осуществляется в соответствии с организационно-правовой формой хозяйствования, формой собственности и уставом предприятия на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты, размер оплаты труда работников.

Означает ли это, что вопросы рациональной (научно обоснованной) организации труда в новых (рыночных) условиях как бы отходят на второй план, утрачивают свою актуальность? Такой вопрос приходится ставить потому, что в последнее время на многих предприятиях ослаблена работа по организации труда. Всё чаще можно столкнуться с положением, когда под предлогом самостоятельности трудовых коллективов и недопустимости навязывать им, предписывать свыше указания, как организовать труд, обеспечить его нормирование и стимулирование, считают, что эти вопросы решатся сами собой. Нужно со всей решительностью преодолеть такое заблуждение.

Практика убеждает, что без научной организации, как и без прогрессивной технологии, труд не может быть эффективным. Вопрос в том, что теперь каждый трудовой коллектив как товаропроизводитель ещё больше чем прежде нуждаться в постоянно развивающейся рациональной организации труда, позволяющей выявлять и использовать резервы роста производительности труда, повышать эффективность производства, увеличить хозрасчётный доход, чем может обеспечивать стабильность фирмы и собственное благосостояние.

1. Характер и особенности управленческого труда

Труд – это осознанная целенаправленная, результативная деятельность людей, требующая затрат физической, умственной, биологической энергии. Труд следует рассматривать и как форму жизнедеятельности людей, способ их экономического поведения. Осознанность трудовой деятельности означает, что ей предшествует выработка проекта действий, фиксация образа действий в сознании человека.

Так что трудом следует считать не просто деятельность людей, а только такую деятельность, которая осуществляется в соответствии с замыслом, заранее продуманным планом, проектом. Намечаемый способ действий может быть выработан самим человеком труда, т. е. работником, или задан ему другими людьми. По крайней мере, считается, что человек трудится только в том случае, когда ему известно, что делать и как делать. Важно также знать для кого, зачем делать.

Характер управленческого труда. Понятие управленческого труда в определённой мере связано с понятием управления как сферы его приложения. Если считать, что любой труд проявляется в двух формах – физической и умственной, то одной из разновидностей умственного труда является управленческий.

Управленческий труд исторически выделялся в особую категорию общественного труда с последующей дифференциацией по видам и подвидам работ и основывается на понимании управления как вида профессиональной деятельности, присущей всякому совместному труду. Если в одном общем процессе труда участвует группа лиц, то обязательно возникает необходимость координации их трудовых усилий.

Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Исторически было принято считать, что только труд рабочих является производительным, что стоимость создаётся лишь в сфере материального производства рабочими и крестьянами, тогда как работники непроизводственной сферы при всей их необходимости – просто нахлебники. Известнейший экономист Адам Смит, именуемый «отцом экономики», в своей фундаментальной книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданной ещё в 1776 г., утверждал, что «труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда».

Эти мысли зачинателя трудовой теории стоимости Адама Смита и его продолжателя Давида Рикардо очень понравились Карлу Марксу, который положил их в основу своей экономической теории. Однако при всём уважении к гениальным экономистам прошлого следует отметить, что эта часть их воззрений не выдержала испытаний временем.

Сейчас весь прогрессивный мир считает, что труд в сфере науки управления, образования, культуры, информационных услуг столь же производителен как и в сфере материального производства. И производство информации, знаний, выработка управленческого решения ничем не уступает по важности материальному производству. Так что физический и умственный труд уравновешиваются в правах, тем более что в экономике их не так-то просто различать. Рабочие управляют станками-автоматами, водитель транспортного средства прорабатывает большое количество информации, а об энергичном учителе говорят, что он физически устаёт за урок не меньше дровосека.

Представители профессии, труд которых во времена А. Смита не закреплялся ни в каком материальном продукте, заняли в структуре занятости развитых рыночных стран доминирующее место. Услуги приобрели производительный характер и учитываются в качестве равноправной части валового национального продукта. Так что смитовская концепция производительного и непроизводительного труда для современного производства – это анахронизм.

Дело не в том, что надо считать производительным характер труда работников, занятых всеми видами обслуживания основного производственного процесса и управлением производства. Необходимо осознать системно-интегральный характер производительности современного производства.

Продукт современного производства – сложное динамическое единство «материальных» и «нематериальных» свойств, которое обеспечивается организационно и профессионально сбалансированной работой многочисленных групп специалистов из самых различных областей. Перекос в сторону одной из них разрушает эту целостность с потерей потребительских качеств, престижа и имиджа данной производственной системы. Именно поэтому оценки производительности должны носить интегрально-факторный характер, позволяющий учесть роль всех сторон процесса производства.

Особенности управленческого труда. При анализе социально-экономической природы труда в сфере управления следует иметь в виду специфические особенности этого вида трудовой деятельности. Назовём основные особенности управленческого труда.

  1.  Количество труда. Результаты труда работников аппарата управления в большинстве случаев невозможно измерить прямым путём, например, объёмом произведённых продукции, работ или услуг. Количественное измерение выполняемых работ может быть применимо лишь к незначительной части служащих, выполняющих повторяющиеся операции (машинистки, операторы вычислительных машин, расчётчики, кассиры, копировщики и т. п.). Труд руководителей и специалистов, выполняющих творческие и неповторимые операции, количественно может оцениваться только косвенно – в труде других людей, т. е. выражаться в экономических показателях руководимого или обслуживаемого работником подразделения.
  2.  Предмет труда, средство труда, продукт труда. Работники управленческого труда имеют дело со специфическими предметами, средствами и продуктами труда.

Предметом труда в сфере управления выступают не материально-вещественные элементы производства, а информация, сбор, передача, обработка которой занимают большой удельный вес в бюджете рабочего времени служащих.

Средством труда работников управленческого аппарата является организационная и вычислительная техника, а также условно-постоянная информация (нормативные, методические и справочные материалы).

Продуктом труда в сфере управления выступает также информация в форме документов, решений, распоряжений и т. п., необходимых для нормального функционирования и развития организационной системы управления.

  1.  Качество труда. В управленческом труде велико значение показателя качества, так как низкое качество управленческой деятельности может повлечь за собой крупные социально-экономические потери (принятое решение без достаточного обоснования может привести к большим убыткам или к тяжёлым последствиям в масштабе фирмы или региона).
  2.  Высокие квалификационные требования. Труд в сфере управления, в особенности работа руководителя, специалиста, предъявляет к работнику повышенные квалификационные требования. Только период общего и специального образования у данной категории работников занимает 15 лет, не говоря уже о периоде накопления опыта, навыков, умения.
  3.  Широкие пространственные границы рабочего места. Труд работников аппарата управления носит весьма мобильный характер, имеет рабочее место с развёрнутыми пространственными границами. В отличие от работающих на производственных участках со строго очерченными границами рабочего места руководителя и многие специалисты по роду своей работы перемещаются по территории предприятия, выезжают в командировки, посещают другие организации.
  4.  Содержание труда. Содержание труда работника аппарата управления складываются из множества различных операций и процедур, различающихся:
  •  по характеру трудовых процессов (работа с информацией, принятие решений, организация исполнения);
  •  по сложности и квалификационным требованиям (творческие, логические, технические операции);
  •  по уровню механовооружённости (ручные, механизированные, автоматизированные);
  •  по частоте повторяемости, последовательности выполнения и т. п.

2. Управление производственным коллективом

Управленческий труд нужен и необходим для согласования совместной деятельности участников производственного процесса, сгруппированных в производственные подразделения (коллективы) определённого профиля с целью производства продукции, работ и услуг, удовлетворяющих спрос потребителей. Каждая организация без исключения имеет производство (материальное или духовное) или производственный процесс, участники которого объедены в производственные коллективы по функциональному или технологическому либо профессиональному принципу. Производственный первичный коллектив является основным объектом управления. Покажем первичные производственные коллективы, расположенные на низшем уровне иерархии производственной системы (рис. 2.1).

О

Машиностроительное

предприятие

П

Е

Р

В

И

Ч

Н

Ы

Й

К

О

ЛЛЕКТИВ

производственного

участка

Р

Г

А

Сельскохозяйственное

предприятие

бригады

Н

И

З

Магазин

секции

А

Ц

И

Университет

кафедры

Я

Рис. 2.1

Производственный коллектив как система управления. Производственный коллектив – это организационно оформленная совокупность работников предприятия или его подразделения, которые, руководствуясь российским законодательством, производят продукцию и услуги для удовлетворения потребностей потребителя.

В состав производственного коллектива входят все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения). В соответствии с организационной структурой предприятия производственный коллектив включает:

  •  руководящий состав или администрацию (дирекцию), совет, правление предприятия;
  •  коллективы подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего производств;
  •  коллективы функциональных подразделений и служб в составе производственных структурных единиц (корпусов, цехов, отделений, участков).

Производственный коллектив предприятия представляет собой совокупность коллективов производственных подразделений и рассматривается как единое целое. Это единое обеспечивается организационной структурой как исходной базой формирования производственных бригад или групп, участков, цехов и отделов, а также отдельных производств.

Любое внутриорганизационное производственное подразделение с трудовым коллективом независимо от степени хозяйственной самостоятельности, расположенное на низшем или среднем уровне иерархии производства, есть система управления (рис. 2.2).

Производственное подразделение (производственный коллектив)

Система управления

Объект управления

Субъект управления

Цех (отделение)

Начальник цеха (управляющий)

Участок (бригада)

Мастер (бригадир)

Рис. 2.2.

Структурное подразделение производственной системы предприятия – это самостоятельная организационная система (система управления), функционирующая на принципах экономической и управленческой самостоятельности в строгом соответствии с целями и задачами коллектива всего предприятия.

Каждая организационная система независимо от её положения в общей структуре обладает всеми свойствами, присущими такой системе:

  •  наличием своих внутренних управляющих;
  •  наличием исполнительных звеньев (ячеек);
  •  наличием внутренних связей, обусловленных ролью и местом данной системы в производственном коллективе предприятия.

В каждом производственном коллективе благодаря единству целей работников, введению прогрессивных форм хозяйствования, организации и стимулирования труда должна создаваться атмосфера коллективного сотрудничества и взаимопомощи, развиваться инициатива каждого работника. Это способствует высокоэффективной работе, устойчивому росту производительности труда, всестороннему развитию личности. Формированию и использованию этих положительных факторов следует подчинить деятельность всех членов коллектива. В первую очередь это относится к работникам, непосредственно занятым управленческими функциями.

Организации управления производственным коллективом должно предшествовать чёткое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются:

  •  удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах и услугах;
  •  реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов отдельного коллектива и предприятия в целом.

Для этого необходимо обеспечивать:

  •  увеличение объёма, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учётом достижений научно-технического прогресса;
  •  снижение себестоимости и повышение рентабельности производства;
  •  рост хозрасчётного дохода и социальное развитие коллектива.

Группы функций в управлении производственным коллективом. В соответствии с целями и задачами производственного коллектива определяются функциональное содержание и основные направления его деятельности в области управления. Поскольку эффективно управлять можно лишь при наличии тщательно придуманной системы, её формулированию и совершенствованию должно уделяться повседневное внимание коллектива (прежде всего соответствующих специалистов). Необходимо, чтобы система управления соответствовала:

  •  изменяющимся условиям хозяйствования;
  •  требованиям научно-технического прогресса;
  •  новым тенденциям в организации труда и производства;
  •  целесообразному сочетанию методов управления;
  •  развитию самоуправления.

Первостепенное значение для построения научно обоснованной системы управления производственным коллективом имеет анализ функций управления, рассматриваемых по двум признакам:

  •  по объектам управления (по направлениям деятельности предприятия);
  •  по стадиям процессов управления.

Объектами управления являются:

  •  основное, вспомогательное и обслуживающее производства;
  •  обеспечение трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
  •  коммерческая деятельность;
  •  научно-техническое, организационное, экономическое и социальное развитие.

Стадии процессов управления – это:

  •  анализ существующего положения;
  •  планирование;
  •  организация и стимулирование выполнения заданий;
  •  информационное обеспечение;
  •  контроль;
  •  регулирование и оценка деятельности.

Функции управления формируются на основе соединения управляемых объектов со стадиями процессов управления, например:

  •  анализ состояния производства;
  •  планирование обеспечения ресурсами;
  •  организация и стимулирование коммерческой деятельности;
  •  информационное обеспечение научно-технического развития;
  •  контроль и регулирование экономического развития;
  •  оценка результатов социального развития.

При определении содержания каждой функции в ней выделяются работы и операции, описание которых служит основой организации её выполнения.

Если рассматривать деятельность производственного коллектива предприятия в целом, то в управлении им с учётом рыночных условий хозяйствования могут быть выделены группы функций, каждая из которых, с одной стороны, отражает объект (направление) управленческих воздействий, а с другой – преимущественную стадию их осуществления.

Назовём рассматриваемые группы функций:


Г

Р

У

П

П

Ы

Ф

Ф

У

Н

К

Ц

И

Й

1

2

Маркетирование

Планирование деятельности коллектива

3

Финансирование

4

Организация средств производства и стимулирование

улучшения их использования

5

Организация и стимулирование труда

6

Информационное обеспечение и учёт

7

Контроль, регулирование и оценка деятельности

  1.  Первая группа функций – маркетирование. Это система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос данной продукции с целью расширения её сбыта. Такая функция формируется на основе сочетания коммерческой деятельности как объекта управления с анализом существующего состояния рынка как преимущественной стадии процесса управления. С переходом к новым условиям хозяйствования, основанным на товарно-денежных, рыночных отношениях, невозможно планировать работу коллектива без гарантии сбыта произведённой предприятием продукции.

Поэтому первостепенное значение имеет управленческая деятельность, направленная на обеспечение такой гарантии:

  •  изучение спроса на товары и услуги, производимые предприятием с учётом конъюнктуры рынка (внутреннего и при необходимости – внешнего);
  •  анализ ценообразования;
  •  рекламная деятельность;
  •  привлечение заказчиков;
  •  организация совместных предприятий;
  •  заключение договоров, контрактов;
  •  формирование портфеля заказов.
  1.  Вторая группа функций – планирование деятельности коллектива. При использовании рыночных отношений роль плановых заданий как формы (средства) основных внутренних управленческих воздействий, направленных на решение экономических и социальных задач, не только не снижается, но и существенно возрастает, поскольку планирование работы предприятия осуществляется самим коллективом.

Эта группа функций включает составление долгосрочных прогнозов и планов экономического и социального развития предприятия и его структурных единиц, а также текущих планов по объёму выпуска продукции и оказанию услуг исходя из формирующегося портфеля заказов и имеющихся мощностей. Планирование охватывает все стороны деятельности предприятия, плановые задания формируются с учётом предложений коллективов подразделений и доводятся до каждого работника. Планирование, рассматриваемое одновременно и как объект, и как стадия управления, требует тщательной разработки системы организации плановой работы на предприятии в условиях экономической и управленческой самостоятельности.

  1.  Третья группа функций – финансирование. Важным условием успешной деятельности производственного коллектива является наличие в его распоряжении необходимых средств на заработную плату, приобретение материалов, новую технику, модернизацию производства и другие расходы, а также на социальное развитие в соответствии с установленными плановыми заданиями.

Данная группа функций может быть охарактеризована как управленческая деятельность, направленная на обеспечение предприятия необходимыми финансовыми ресурсами за счёт предпринимательского дохода (прибыли), банковского кредита и их использование для экономического и социального развития коллектива. По финансовому положению предприятия можно судить о его экономическом состоянии.

  1.  Четвёртая группа функций – организация средств производства и стимулирования улучшения их использования. Эта группа функций охватывает управленческую деятельность по формированию и использованию материально-вещественных факторов, обеспечивающих решение стоящих перед коллективом экономических и социальных задач.

Основные направления этой деятельности:

  •  ускорение научно-технического прогресса и повышение качества и конкурентоспособности продукции;
  •  техническое перевооружение и реконструкция;
  •  обеспечение оборудованием и материалами;
  •  эксплуатация основных фондов;
  •  реализация продукции, услуг и излишних материальных ценностей;
  •  использование новых форм собственности.
  1.  Пятая группа функций – организация и стимулирование труда. Здесь имеется в виду управленческая деятельность по формированию и использованию человеческого фактора как главной движущей силы экономического и социального развития. Основные компоненты этой деятельности:
  •  укомплектование предприятия необходимым персоналом (рабочими, специалистами, руководителями, другими работниками);
  •  подбор, расстановка, повышение квалификации и переподготовка кадров;
  •  формирование трудовых коллективов;
  •  применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, других материальных, а также моральных мотивов и стимулов;
  •  координация действий участников совместного процесса труда;
  •  самоуправление в коллективах.

Четвёртая и пятая группы функций связаны с тем, что процесс деятельности производственного коллектива требует наличия необходимых средств производства, с одной стороны, и работников как хозяев и умелых пользователей этими средствами – с другой. Обе эти задачи как объекты управления в их органической взаимосвязи и единстве относятся к общей для них стадии процесса управления – организации и стимулирования выполнения заданий.

  1.  Шестая группа функций – информационное обеспечение и учёт. Эта группа функций включает:
  •  предоставление всем звеньям и работникам предприятия необходимой научно-технической, экономической, правовой и другой информации;
  •  использование для обработки информации соответствующей техники – централизованных автоматизированных систем и индивидуальных средств (в том числе персональные компьютеры, АРМ, ПЭВМ и др.);
  •  оперативный и бухгалтерский учёт и статистическую отчётность.
  1.  Седьмая группа функций – контроль, регулирование и оценка деятельности. Реализация этих функций предусматривает:
  •  контроль за ходом работы по выполнению заказов и планов, за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  •  внесение необходимых изменений в текущий ход работы для выполнения заказов в полном объёме в заданные сроки при соблюдении требований к качеству и себестоимости продукции и услуг;
  •  оценку деятельности всех звеньев управления и выявление резервов повышения её эффективности.

Совокупность рассмотренных групп функций управления характеризует содержание и объём управленческой деятельности в производственном коллективе. Каждая из функций управления – как с точки зрения объекта (направления) её приложения, так и стадии осуществления – требует тщательной проработки и соответствующих решений вопросов организации их выполнения с учётом конкретных условий предприятия.

3. Классификация служащих и содержание их труда

К служащим как обобщённой социальной группе трудящихся относятся все работники, занятые преимущественно всеми видами умственной деятельности. Труд служащих является неотъемлемой частью всей системы общественного разделения труда.

Служащих относят к тем членам комбинированного рабочего персонала, которые в отличие от рабочих сами непосредственно не производят благ и услуг (материальных и духовных), а создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки и условия для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных операций. Тем самым труд служащих является в такой же степени необходимым и производительным, как и труд непосредственных производителей благ и услуг.

Воздействие служащих на продукт совокупного труда осуществляется путём использования информации, характеризующей состояние производственного процесса на управляемом или обслуживающем ими объекте в данное время, и её преобразование в соответствующие решения (как в документальной форме – чертежи, технологические карты, распоряжения и т.п., так и в устной) для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных перед ним целей и задач. Поэтому главной особенностью труда служащих является информационный характер непосредственного предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса по его содержанию и результатам от других видов труда, участвующих в производстве потребительской стоимости.

По характеру и содержанию выполняемых функций служащие подразделяются на руководителей, специалистов и технических исполнителей (рис. 3.1).

С

Л

У

Ж

А

Щ

И

Е

предприятий, фирм

Руководители

производственных подразделений

функциональных подразделений

инженерных и экономических работ

Специалисты

сельскохозяйственных работ

лесовосстановительных работ

по учёту и контролю

Технические

исполнители

по подготовке и оформлению документации

по хозяйственному обслуживанию

Рис. 3.1

Такое деление обусловлено тем, что управленческая деятельность заключается в осуществлении непосредственного руководства управляемым объектом, выработке необходимых решений и подготовке информации.

Каждой из групп служащих присущи свои особенности как с точки зрения содержания их труда и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности всего предприятия.

  •  Руководители предприятий и их структурных подразделений:
  •  определяют цели и направления деятельности;
  •  осуществляют подбор и расстановку кадров;
  •  осуществляют координацию работы исполнителей, звеньев производств и управления;
  •  обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов.
  •  Специалисты (инженеры, экономисты, агрономы, ветврачи, юристы и т. п.):
  •  разрабатывают и внедряют в производство новые или усовершенствованные виды продукции;
  •  разрабатывают технологические процессы, технические и экономические нормативы;
  •  разрабатывают прогрессивные формы и методы организации производства, труда и управления;
  •  обеспечивают производство необходимой документацией, материалами, оснасткой, ремонтным, транспортным и другим обслуживанием;
  •  осуществляют коммерческую деятельность.
  •  Технические исполнители (учётчики, секретари, архивариусы, машинистки, курьеры и др.) заняты учётом, подготовкой и оформлением документации, операциями по хозяйственному обслуживанию. В условиях компьютеризации управления процессы переработки и использования информации, подготовка необходимых для работы документов требуют специального среднего и высшего образования, что даёт основание для отнесения соответствующих работников к специалистам.

В управлении производственным коллективом могут быть выделены три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.

В

И

Д

Ы

  •  Эвристический

  •  Административный

  •  Операторный

умственного труда

в управлении производством

  •  

  •  

  •  

  •  Эвристический труд (труд руководителей и специалистов) – в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, её психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и разработке различных вопросов. Он заключается:
  •  в разработке перспективных и текущих планов деятельности;
  •  анализе их выполнения;
  •  определении направлений совершенствования конструкций или состава продукции;
  •  в совершенствовании технологических процессов, форм организации производства, труда и управления.

Результатами этой деятельности являются выработка и принятие решений, направленных как на постановку целей и задач, так и на определение путей и методов их осуществления.

По своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных.

Аналитические операции заключаются в получении и восприятии необходимой для принятия решений информации. К числу таких операций в зависимости от форм и методов их выполнения относятся:

  •  рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников;
  •  проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений;
  •  изложение результатов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах);
  •  постановка или уточнение диагноза существующего положения.

Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием разного рода решений. Эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.

  •  Административный труд (труд руководителей, а также других работников, на которых помимо их исполнительских функций возложены функции руководства) – это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности. Функциональное назначение административного труда определяет его характерные черты, присущие деятельности командира-начальника и педагога-воспитателя в процессе общения с подчинёнными.

Непосредственным результатом этого труда является целенаправленная, скоординированная деятельность как отдельных участков общественного процесса труда, так и трудовых коллективов по решению стоящих перед ними задач.

Процесс административного труда складывается из выполнения следующих организационно-административных операций:

  •  служебно-коммуникационных (передача и приём устной информации путём телефонных переговоров, обхода рабочих мест, приёма сотрудников и посетителей, передвижения в пределах предприятия);
  •  распорядительных (доведение решений до исполнителей путём отдачи устных распоряжений, письменных приказов, указаний, установления заданий исполнителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий и поручений, составления и утверждения письменных инструкций);
  •  координационных (взаимная увязка работы подразделений и служб путём проведения совещаний и заседаний, составления плана-графика выполнения работы с указанием исполнителей и сроков);
  •  контрольно-оценочных (контроль исполнения приказов, решений совещаний, планов, заданий, поручений, оценка работы коллективов подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания).
  •  Операторный труд – главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного характера, необходимых для информационного обеспечения процессов производства, труда и управления. Особенность этого вида труда заключается в том, что в нём наиболее простые элементы умственной работы сочетаются (совмещаются во времени) с действиями, требующими некоторых физических усилий.

По своему содержанию операторный труд можно характеризовать как информационно-техническую работу, включающую следующие виды операций:

  •  документационные (письменная работа, оформление документов, их копирование, размножение, транспортировка, хранение, приём и выдача, обработка корреспонденции);
  •  первично-счётные и учётные (счёт материалов, заготовок, полуфабрикатов, деталей, готовой продукции, документов, регистрация и контроль времени, табельный учёт, учёт работы и простоев оборудования и др.);
  •  коммуникационно-технические (восприятие, преобразование, кодирование и декодирование информации, звуковая и оптическая сигнализация, передача визуально воспринимаемых сообщений, ввод информации в ЭВМ и другие технические средства);
  •  вычислительные и формально-логические (арифметические и алгебраические действия, инженерные и экономические расчёты, а также другие операции переработки информации по заранее составленной программе).

Содержание труда служащих не остаётся неизменным. Как показывает изучение содержания труда работников функциональных служб предприятий, учётные, информационные и документационные операции нередко занимают у них до 70 % рабочего времени. Поэтому в результате применения соответствующих технических средств и в особенности в условиях автоматизированных систем управления должно существенно измениться содержание труда руководителей и специалистов вследствие передачи разного рода стереотипных, малосодержательных трудовых функций машинам и повышения в их работе удельного веса элементов творчества.

Таким образом, под влиянием научно-технического прогресса, создания новых методов и средств труда, а также совершенствования форм организации производства и управления расширяются творческие возможности руководителей и специалистов, их труд становится всё более содержательным, приобретая в определённой мере научный характер.

4. Принципы рациональной организации

управленческого труда

На основе обобщения науки и передового опыта в области организации труда служащих может быть сформулирован ряд принципов, которыми следует руководствоваться при решении методических и практических вопросов проектирования рациональной организации труда в управлении производственным коллективом.

П

Р

И

Н

Ц

И

П

Ы

  •  комплексность

  •  системность

  •  специализация

  •  регламентация

  •  стабильность

  •  целенаправленное творчество

Рациональной

организации

труда

  1.  Комплексность. Сущность этого принципа состоит в том, что проблема совершенствования организации труда в управлении производством должна решаться всесторонне, т. е. с учётом всех её аспектов: организационных и правовых, кибернетических и технических, экономических и социальных, психологических и физиологических.

Организационные аспекты – это установление определённого порядка проведения работы по каждому направлению рациональной организации труда, совершенствованию состава, форм и методов взаимодействия личных и вещественных элементов в труде служащих. Непосредственно с организационными связаны правовые аспекты, призванные обеспечить строгое соответствие прав и ответственности каждого работника и коллектива в процессе осуществления возложенных на них задач и функций.

Кибернетические аспекты предусматривают совершенствование системы управления производственным коллективом путём оптимизации процесса принятия и реализации управленческих решений на основе использования обратных связей, выявления неэффективных звеньев, разработки соответствующих алгоритмов.

Технические аспекты предполагают выявление и реализацию возможностей эффективного использования современных средств вычислительной, документационной и коммуникационной техники в труде служащих для подготовки первичной информации, её обработки и передачи.

Экономические аспекты определяют необходимость соизмерения затрат и результатов труда служащих и на этой базе – создания рычагов и стимулов, призванных обеспечить эффективное функционирование органов управления деятельностью предприятия и его подразделений при одновременном сокращении расходов на их содержание.

Социальные аспекты предполагают повышение содержательности и привлекательности труда служащих путём исключения однообразных, утомительных, нерациональных работ при одновременном расширении круга задач, требующих поиска новых решений, использование и усиление воспитательного эффекта престижности творческого труда, реальное участие членов коллектива в управлении его деятельностью.

Психологические аспекты включают комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, которые должны учитываться при подборе и расстановке кадров, формировании новых подразделений или реорганизации действующих, создании временных групп для решения определённых задач.

Физиологические аспекты предусматривают меры, обеспечивающие сохранение здоровья и работоспособности людей. Они определяются санитарно-гигиеническими, эргономическими и эстетическими требованиями, которые должны учитываться при решении вопросов организации и оснащения рабочих мест служащих, установлении рациональных режимов их труда и отдыха с учётом особенностей умственного труда.

  1.  Системность. Если принцип комплексности выражает требование полноты рассмотрения объекта во всем многообразии его элементов, т. е. в данном случае совершенствование организации труда служащих по всем направлениям, по всему управленческому циклу с охватом всем аспектов, то принцип системности предполагает их взаимное согласование, увязку, устранение противоречий, выявленных при их совместном, а не изолированном рассмотрении. В результате такого подхода создаётся система организации труда, в рамках которой все её элементы взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всей системы предприятия.
  2.  Регламентация. Такой принцип означает установление и строгое соблюдение определённых правил, положений, указаний, инструкций, нормативов и т. п. документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления. При этом выделяется круг вопросов, подлежащих жесткой регламентации, и вопросы, для которых нужны лишь рекомендации, допускающие свободу выбора, творческого поиска решений применительно к конкретным условиям.

Объектами регламентации следует считать содержание, результаты и затраты труда (см. 6.5), а объектами рекомендаций – процессы (их элементы), методы и средства, обеспечивающие их выполнение. Такое разграничение, естественно, не исключает необходимости и целесообразности творческого подхода при установлении содержания, результатов и затрат труда, точно так же как и регламентаций отдельных элементов процессов, методов и средств труда.

  1.  Специализация. Как и производственные процессы, процессы управления и инженерно-технического обеспечения производства требуют специализации, т. е. такого их построения, при котором за каждым структурным подразделением предприятия закрепляются определённые объекты деятельности виды продукции, технологические процессы, функции, работы. Специализация является необходимой предпосылкой применения прогрессивных методов и средств труда, повышения его производительности, улучшения качества работы.

Принцип специализации заключается в закреплении за каждым управленческим подразделением определённых функций, работ и операций с возложением на него полной ответственности за конечные результаты управленческой деятельности. В зависимости от характера специализации она может быть:

  •  функциональной;
  •  предметной;
  •  технологической.
  •  Функциональная специализация – наделение органа управления (отдела, службы, бюро, группы) конкретной функцией (техническая, технологическая подготовка производства, кадры, труд и зарплата, материально-техническое снабжение и т. п.), т. е. происходит централизация работ в рамках определённого функционального подразделения. Специализация функциональных служб осуществляется не только по предприятию в целом, но и в пределах производственных подразделений (цехов, отделений).

В большинстве случаев функциональные подразделения в организациях являются централизованными, или смешанными, т. е. наряду со службами (по планированию, технологической и технической подготовке производства) как главными штабами на высшем уровне управления, аналогичные звенья (малочисленные) имеют место на среднем уровне управления (цех, отделение).

  •  Предметная специализация имеет место при гибких организационных структурах, когда формируется управленческое подразделение (коллектив) для решения определённых задач по целевым программам (разработка и реализация проектов реконструкции предприятия, создания и освоения новой продукции и т. д.). Используя программно-целевые методы управления, предметно-специализированные звенья редко могут быть укомплектованы полностью всеми специалистами, да это и не всегда целесообразно. Поэтому они действуют совместно с функциональными подразделениями.
  •  Технологическая специализация в сфере деятельности служащих заключается в структурном выделении вычислительных, документационных и коммуникационных операций из состава работ по всем функциям и сосредоточении их в соответствующих специализированных подразделениях – вычислительном центре, документационном центре, коммуникационном центре.

Обеспечивая положительный эффект, специализация при чрезмерном увлечении ею может сдерживать творческий рост работников и отрицательно повлиять на содержательность их труда и работу коллектива в целом. Поэтому развитие специализации в труде служащих не должно входить в противоречие с объективной потребностью в расширении сферы их деятельности и обеспечении взаимозаменяемости работников, что особенно важно в условиях прогрессивных форм организации коллективного труда.

  1.  Стабильность. Работа коллектива не может быть успешной, если его состав постоянно меняется, если также часто изменяются его задачи и функции, отсутствует установившаяся система их выполнения. Нестабильность особенно отрицательно сказывается на деятельности предприятия, если касается служащих, поскольку в результате их труда, как в фокусе, отражаются успехи и неудачи не только их собственной работы, но и труда рабочих, степень использования организационных, технических, экономических и социальных факторов роста эффективности общественного производства.

Поэтому в соответствии с принципом стабильности нельзя допускать необдуманных перестановок и перестроек в управлении производством. Вместе с тем принцип стабильности нельзя противопоставлять требованиям динамичности, гибкости, способности существующей организации труда служащих к быстрой перестройке, если это вызывается объективной необходимостью, когда сложившиеся организационные формы не отвечают новым условиям хозяйствования.

  1.  Целенаправленное творчество. Этот принцип требует достижения двух взаимосвязанных целей:
  2.  обеспечить творческий подход при проектировании и внедрении рациональной организации труда служащих;
  3.  максимально использовать творческий потенциал служащих в их повседневной деятельности.

Нововведения в области организации труда и управления проходят те же стадии, которые характерны для творческого процесса во всех отраслях науки и техники:

  •  анализ существующей практики и сложившихся в ней противоречий;
  •  изучение достижений науки и передового опыта;
  •  генерация идеи;
  •  подготовка и проведение эксперимента;
  •  анализ результатов эксперимента – как позитивных, так и негативных;
  •  внесение необходимых коррективов;
  •  определение возможной сферы применения новшества и принятие соответствующего решения;
  •  творческое использование новшества в конкретных условиях.

Новая экономическая система хозяйствования несёт с собой много соблазнов по применению оригинальных экономических моделей, где-то и когда-то хорошо зарекомендовавших себя. Практика показывает, что нельзя просто механически копировать даже самый передовой опыт. Его надо не только использовать, но и проявлять при этом инициативу, творческий подход к поиску новых резервов роста производительности труда и повышения эффективности производства.

Использование принципа целенаправленного творчества при решении задач организации труда служащих призвано обогатить практику проектирования и внедрения организационных новшеств в рыночных условиях хозяйствования.

Что касается максимального использования творческого потенциала, то эта цель достигается в значительной мере в результате внедрения передовых форм организации труда. Развитие творчества в каждом трудовом коллективе прежде всего зависит от менеджера-руководителя, который постоянно анализируя положение дел в подразделении и изучая передовой опыт, создаёт атмосферу творческого подхода к процессу управленческого труда. Способность к творческой работе должна рассматриваться как важнейшее профессионально-квалификационное требование, предъявляемое к руководителям и специалистам.

5. Разделение и кооперация труда в управлении производством

Одним из важнейших направлений работы по совершенствованию управленческой деятельности служащих является создание рациональной системы разделения труда и кооперации в процессе управления производством как в рамках первичного подразделения, так и предприятия в целом.

Под разделением труда в данном случае понимается разграничение деятельности работников в процессе выполнения функций управления и инженерного обеспечения производства.

Кооперация труда – совместное участие работников в одном или нескольких связанных между собой процессах управленческого труда.

Применительно к служащим основная задача разделения труда и кооперации состоит в том, чтобы обеспечить эффективное, качественное выполнение возложенных на них функций путём наиболее целесообразной специализации (с учётом их интересов) и коллективов подразделений, строгого разграничения сферы их компетенции, прав и ответственности, установления взаимодействия всех участников совместной работы.

Разделение труда и кооперация взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это выражается в том, что расчленение процесса управления производством на отдельные составные части с закреплением их за определёнными работниками или группами работников в значительной степени предопределяет и форму их взаимодействия (кооперации).

Формы разделения труда. Разделение труда в сфере управления предполагает разграничение деятельности работников аппарата управления в процессе совместного труда, обособление их в самостоятельные виды работ, а также выделение и образование специальных подразделений, отдельных исполнителей для выполнения однородных управленческих работ.

Основными признаками разделения труда являются:

  •  состав и содержание функций управления;
  •  характер решаемых задач;
  •  состав управляемых объектов;
  •  технологическая однородность работ;
  •  профессионально-квалификационные характеристики исполнителей.

Соответственно этим признакам могут быть определены следующие формы разделения труда: функциональное, программно-целевое, линейное, технологическое и профессионально-квалификационное. Покажем это наглядно:

Ф

  •  функциональное

О

разделения

  •  программно-целевое

Р

управленческого

  •  линейное

М

труда

  •  технологическое

Ы

  •  профессионально квалификационное

  1.  Функциональное разделение труда служащих связано с созданием структурных подразделений и служб, специализированных на выполнение различных функций управления. Последние представляют собой специфическую форму целенаправленного воздействия аппарата управления на ту или другую сторону деятельности управляемого объекта (оперативное управление производством, управление качеством продукции, управление сбытом продукции и т. п.), необходимую для нормального функционирования в соответствии с его назначением.

В соответствии с функциями управления осуществляется разделение труда и специализация работников функциональных служб и подразделений. Функциональное разделение труда служащих предполагает разграничение их деятельности в зависимости от функционального назначения работ, а также определяет роль и место отдельных групп работников, участвующих в процессе управления.

  1.  Программно-целевое разделение труда предполагает обособление специальных групп работников различного профиля для решения крупных задач на определённом этапе деятельности производственного коллектива. Такие задачи возникают в связи с подготовкой и освоением производства новой продукции, освоением новой технологии, реконструкцией предприятия, перестройкой его организационной структуры и др.

В этих и подобных условиях практикуется формирование временных творческих коллективов, бригад или групп, составляемых из числа работников специализированных подразделений (технических, экономических, исследовательских и др.) Для руководства программой назначается руководитель, наделяемый необходимыми полномочиями и ресурсами.

  1.  Линейное (пообъектное) разделение труда заключается в том, что линейные руководители закрепляются за определённым объектом – участком, цехом, производством. Эта форма разделения труда непосредственно обусловлена организационно-производственной структурой предприятия и сменностью работы. При этом должно быть обеспечено чёткое разграничение функций, прав и ответственности линейных руководителей в их взаимосвязи как по горизонтали, так и по вертикали – от бригадира и мастера до руководителя предприятия.
  2.  Технологическое разделение труда служащих предполагает его расчленение по видам работ и операций с соответствующей специализацией работ. Так, руководители выполняют в основном организационно-административные работы, специалисты – аналитико-конструктивные и организационные работы, а технические исполнители выполняют информационно-технические работы и операции по организационно-техническому обслуживанию руководителей.
  3.  Профессионально-квалификационное разделение труда служащих основано на распределении обязанностей и разграничении ответственности между работниками с учётом занимаемой должности, степени сложности поручаемых работ и необходимой для этого квалификации в целях обеспечения максимально возможного их соответствия. Одним из важнейших принципов разделения труда служащих является недопущение загрузки их несвойственными работами или операциями, которые могут быть выполнены менее квалифицированными работниками.

Проблема разделения труда и кооперации в управлении производственным коллективом, развития самоуправления и построения организационной структуры, а также подбора и расстановки работников представляет собой комплекс взаимосвязанных задач, требующих системного рассмотрения. Содержание и взаимосвязь этих задач показаны на рисунке 5.1.



Разделение управленческого труда

по функциям управ-ления

по целевым прог-раммам

по управля-емым объектам

по видам работ и операциям

по сложности работ

Определе-ние функ-циональ-ных под-разделений

Опреде-ление состава комплекс-ных бригад (групп)

Определе-ние состава линейных руководите-лей

Определе-ние состава информа-ционных подразде-лений

Определе-ние профес-сиональ-но-квали-фикаци-онного состава работни-ков

Принятие решений по развитию самоуправ-ления

Построение

организационной структуры управления

Выбор форм организа-ции труда внутри подразде-лений

Подбор и расстановка работников

Рис. 5.1.

Самоуправление и разделение труда служащих. С переходом к рыночным отношениям и заменой государственной собственности на средства производства преимущественно на частную коллективную формы разделения труда претерпевают существенные изменения, обусловленные расширением прав предприятий, развитием самоуправления, повышением инициативы, самостоятельности и ответственности работников за обеспечение высоких результатов их деятельности.

Самоуправление производственного коллектива в процессе его деятельности представляет такую форму управления, когда все члены коллектива реально ощущают себя совладельцами предприятия, имеют право выбора дирекции и участия в распределении доходов. Благоприятные условия для развития самоуправления создаются при использовании таких прогрессивных форм организации и стимулирования труда, как коллективный подряд, включая арендный и семейный подряды, в сочетании с расширением других форм частного предпринимательства.

Говоря о самоуправлении, следует иметь в виду, что участие работников в управлении – не только их право, обусловленное развитием демократии. Это и их обязанность – стремиться внести максимальный вклад в общие результаты хозрасчётной деятельности. Поэтому весьма актуальной задачей является обеспечение не формального, а предметного, конкретного участия каждого работника в выполнении тех или иных управленческих функций.

Для этого необходимо распределить функции управления между штатным управленческим персоналом и работниками, непосредственно занятыми в производстве, чётко определить характер, предмет, содержание и долю участия каждого работника в управлении с учётом его возможностей и желания. Силами работников производственных бригад может быть организована работа по выполнению функций оперативного учёта, материального обеспечения, управления кадрами, контроля и др.

Так, на зарубежных предприятиях производственным бригадам предоставлено право самостоятельно решать вопросы производственной деятельности, оплаты труда (распределения заработка), получать необходимую для работы информацию, подбирать квалифицированные кадры, с тем чтобы поощрять всех работников больше заботиться о делах предприятия, усиливать их заинтересованность в повышении своих знаний, увеличении выпуска продукции и соответственно заработков.

В результате на предприятиях, организуемых на принципах долевого управления, функциональный персонал (для планирования, подготовки производства и контроля качества) за счёт передачи соответствующих прав и обязанностей самим производственным бригадам сокращается по сравнению с традиционной практикой на 30 %. При этом роль специалистов функциональных служб (там, где такие службы сохраняются, пусть и в сокращённом виде) принципиально изменяется.

Поскольку большинство вопросов решается в бригадах, эти специалисты становятся консультантами, наставниками, методистами производственных бригад, а не лицами, принимающими решения, обязательные для исполнения. Поэтому взаимоотношения между функциональными и производственными подразделениями строятся на принципах хозяйственного партнёрства.

Необходимым условием эффективного участия рабочих в выполнении управленческих функций является организация их специального обучения (управленческий всеобуч). Следует учесть, что отдельные функции могут быть возложены либо на одного работника (например, бригадира), либо распределены между членами коллектива, либо поочерёдно выполняться ими. Поэтому желательно наряду с обучением конкретной функции обеспечить необходимую подготовку рабочих к выполнению роли низового линейного руководителя.

6. Организация процессов труда по управлению производством

Процессы труда по управлению – это совокупность различных работ и операций, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями для обеспечения эффективной деятельности подразделений по производству благ и услуг.

Общая последовательность решения задач организации процессов труда по управлению производственным коллективом показана на рисунке 6.1.

Анализ целей и задач производственного коллектива

Определение содержания функций управления

Определение роли и места руководителей

Проектирование систем и процедур выполнения функций управления

Разработка методов выполнения управленческих операций

 

Организация процессов управления и управленческого труда

Организация процессов труда руководителей

Рис. 6.1

Исходным моментом является анализ целей и задач коллектива предприятия (или его структурного подразделения) как объекта управления. На этой основе определяются содержание функций управления (см. примерный перечень их в подтеме 2), а также роль и место руководителей в новых условиях хозяйствования.

Содержание процессов труда может быть выявлено путём последовательного раскрытия функций управления, выделения в них работ, операций и их элементов. Применительно к конкретному работнику содержание его труда зависит от разделения труда в аппарате управления. Если разделение труда решает вопрос «что должен делать каждый работник», то организация процессов труда призвана ответить на вопрос «как это делать», т. е. какие формы организации, системы работы, методы, способы, приёмы и технические средства целесообразно при этом использовать.

По каждой из функций управления проектируется система её выполнения, предусматривающая решение следующих основных вопросов:

  •  определение перечня и содержания работ, места их выполнения;
  •  требования к структуре соответствующих подразделений и их взаимосвязи;
  •  средства и методы выполнения основных работ;
  •  применяемые формы документации.

Одновременно разрабатываются процедуры выполнения работ по каждой функции.

Процедура – это документально зафиксированный порядок выполнения конкретной работы, который определяет состав, последовательность, содержание и исполнителей операции.

По своей роли и месту в системе документации, регламентирующей процессы управления и труда служащих, процедуры (начисление заработной платы работнику, оформление командировки и т. д.) в определённой мере аналогичны маршрутным технологическим процессам, содержащим краткое описание всех операций и раскрывающим детально каждую из них.

Содержание процессов труда служащих может быть выявлено по следующей иерархической схеме (рис. 6.2).

Рис. 6.2.

Управленческие операции и методы их выполнения. Основными элементами процессов труда служащих с технологической и организационной точек зрения являются управленческие операции.

Управленческие операции – это трудовые операции служащих, выделяемых по функционально-технологическим признакам и входящие в состав различных управленческих работ.

В обобщённой форме управленческие операции могут быть сведены в 10 классов (рис. 6.3).

Операции процессов управления

Организационно-административные операции

Аналитико-конструктивные операции

Информационно-технические операции

1

Служебно-ком-муникационные

5

Аналитические

7

Документацион-ные

2

Распорядите-льные

6

Конструктивные

8

Первично-счёт-ные и учётные

3

Координацион-ные

9

Коммуникаци-онно-техниче-ские

4

Контрольно-оценочные

10

Вычислитель-ные и формаль-но-логические

Рис. 6.3.

  •  Организационно-административные операции. Рассматриваемая группа операций относится к деятельности руководителей, хотя она затрагивает и другие категории служащих – специалистов и технических исполнителей, а также рабочих не только как объекты, но и как субъекты выполнения. Содержание и характер организационно-административных операций определяется их целевым назначением и ролью в процессах управления.
  1.  Служебно-коммуникационные операции. Под ними понимаются операции, обеспечивающие служебные взаимосвязи работников в процессе управления должностных обязанностей: телефонные переговоры, диспетчерская связь, приём посетителей, передвижение в пределах предприятия, служебные командировки и др.
  2.  Распорядительные операции. К ним относятся: доведение решений до исполнителей путём отдачи устных распоряжений, письменных приказов, указаний, установления заданий исполнителям, устного инструктажа в процессе заданий и поручений.
  3.  Координационные операции. Это операции по взаимной увязке работы различных звеньев управления (по содержанию и срокам). Среди таких операций наибольший удельный вес (по степени распространения и затратам рабочего времени) занимает проведение совещаний и заседаний. Согласование действий отдельных работников и подразделений осуществляется путём составления планов-графиков работы.
  4.  Контрольно-оценочные операции. К ним относится контроль исполнения приказов, решений совещаний, планов, заданий и поручений. Проверяются своевременность и качество исполнения документов, возложенных на работника (подразделение) функций, работ, обязанностей.
  •  Аналитико-конструктивные операции

Процесс творческой работы в сфере управления связан с выработкой и принятием организационных, технических, экономических и социальных решений, обеспечивающих функционирование и развитие организации.

  1.  Аналитические операции. Эти операции включают: ознакомление с ходом производства, рассмотрение документов, характеризующих положение дел, изучение специальной литературы, передового опыта, составление справок и обзоров.

Основными методами выполнения аналитических операций являются:

  •  сравнение однородных объектов по тем или иным показателям;
  •  сравнение фактических данных (показателей) с их нормативными значениями;
  •  анализ динамики изменения различных показателей во времени;
  •  анализ связей и зависимостей тех или иных показателей (факторов).

Аналитические операции, предшествующие подготовке решений, заканчиваются постановкой или уточнением диагноза состояния изучаемого объекта.

  1.  Конструктивные операции. Они связаны с подготовкой и принятием разного рода решений и существенно различаются в зависимости от применяемых при этом методов. К числу последних относятся следующие (рис. 6.4.):

М

М

Е

Т

О

Д

Ы

  •  метод инверсии

  •  метод аналогий

  •  метод эмпатии

выработки

  •  метод «мозгового штурма»

управленческих

  •  метод Дельфи

решений

  •  метод коллективного блокнота

  •  индукция

  •  дедукция

  •  таблицы принятия решения

  •  метод фантазии

Рис. 6.4.

Метод инверсии – преодоление психологической инерции и подход к проблеме с новой позиции.

Метод аналогий – использование аналогичных ситуаций из других областей знаний или прошлого опыта.

Метод эмпатии – рассмотрение проблемы с позиции кого-либо.

Метод «мозгового штурма» – свободное высказывание идей участниками группы без критики и обсуждения.

Метод Дельфи – оценка идей, суждений, предположений независимыми и автономными экспертами.

Метод коллективного блокнота – внесение каждым участником в свой блокнот ежедневно в течение месяца идей, касающихся данной проблемы, с последующим обобщением и коллективным обсуждением.

Индукция – умозаключение от отдельных фактов к общему результату.

Дедукция – вывод по правилам логики от общих закономерностей к частному результату.

Таблица принятия решения – описание комбинаций условий и рекомендуемых действий в форме таблицы.

Метод фантазии – идеализированные представления, фантазии с попыткой натолкнуться на идею решения проблемы.

  •  Информационно-технические операции

По целевому назначению и месту в процессах управления производством информационно-технические операции могут быть подразделены на четыре взаимосвязанных класса:

  •  документационные операции – операции с документацией;
  •  первично-счётные и учётные операции – связанные с первичным счётом и учётом всех элементов производства;
  •  коммуникационно-технические операции – операции передачи, отображения и преобразования всех видов информации с помощью технических средств;
  •  вычислительные и формально-логические – операции по переработке информации.
  1.  Документационные операции. Основными носителями информации на предприятии являются различные виды документов. Поэтому актуальной задачей продолжает оставаться совершенствование форм применяемых документов наряду с развитием механизации и автоматизации в сфере управления и расширяющимися возможностями бездокументной обработки информации.

Важнейшими направлениями работы в этой области являются:

  •  стандартизация, унификация и типизация форм документов, создание и применение типовых текстов;
  •  сокращение числа документов, выписываемых на предприятии, устранение лишних копий;
  •  упрощение содержания документов, исключение лишних реквизитов;
  •  применение накопительных многострочных документов;
  •  механизация выписки первичных документов и их обработки;
  •  широкое применение диктофонов;
  •  механизация и автоматизация машинописных, копировальных работ и процессов обработки корреспонденции в соответствии с требованиями системы делопроизводства.
  1.  Первично-счётные и учётные операции. Значение этих операций определяется тем, что достоверная первичная информация о состоянии управляемого объекта является непременным условием эффективного управления. Содержание и объём указанных операций обусловлены номенклатурой и количеством объектов, подлежащих учёту, измерениям и регистрации, что зависит от уровня специализации, типа производства, сложности выпускаемой продукции, технологических процессов и других организационно-технических условий.

Основной путь повышения качества первичного учёта и снижения затрат труда – широкая механизация процессов получения первичных данных с использованием соответствующих технических средств (мерная тара, регистрирующие устройства количества, веса предметов, единиц).

  1.  Коммуникационно-технические операции. Средством отображения, передачи и преобразования всех видов информации могут служить звуковые и оптические сигналы (для оповещения о простое, потребности в обслуживании, перемещении конвейера, начале и конце рабочего дня, перерывах и т. п.), диспетчерские пульты, табло и щиты (где фиксируется информация о ходе производства), контрольные доски, графики, схемы (для отображения информации), компьютерные системы (для восприятия, преобразования и передачи информации).
  2.  Вычислительные и формально-логические операции. К данному классу относятся все операции, выполняемые с помощью вычислительной техники. Особенность вычислительных и формально-логических операций, выполняемых с помощью ЭВМ, заключается в том, что они требуют кроме технических исполнителей привлечения специалистов – математиков, программистов, экономистов.

Первичные элементы операций. Перспективным направлением совершенствования методов выполнения управленческих операций является их расчленение на первичные элементы умственного труда. Они представляют собой действия, совокупность которых в полной мере отражает процессы восприятия информации, её осмысливания, переработки и реализации. Могут быть выделены следующие элементы управленческих операций (6.5.):


Э

Л

Е

М

Е

Н

Т

Ы

  •  слушать

  •  читать

  •  наблюдать

управленческих

  •  говорить

операций

  •  писать

  •  контактировать с управляющим устройством материального объекта

  •  продумывать

  •  анализировать

Рис. 6.5.

Исходя из анализа модели процесса умственного труда в общем виде могут быть выделены в качестве первичных элементов прежде всего:

  •  способы восприятия информациислушать, читать, наблюдать и
  •  способы реализации информацииговорить, писать, контактировать с управляющим устройством материального объекта.
  1.  Элемент слушать по целевому назначению может включать следующие типы действий:
  •  слушание оперативных указаний, заданий;
  •  слушание советов и рекомендаций в процессе выполнения заданий;
  •  слушание сообщений, отчётов о ходе и итогах выполнения заданий, указаний;
  •  слушание лекций, докладов, выступлений для повышения квалификации и ознакомления с передовым оптом;
  •  слушание ответов на заданные вопросы.

По содержанию различаются следующие формы и способы слушания: участие в диспетчерских, производственных, координационных совещаниях, семинарах, конференциях, симпозиумах; слушание по телефону, радио, звукозаписи и других источников информации.

  1.  Элемент читать по целевому назначению и содержанию подразделяется на разновидности (типы):
  •  чтение специальной литературы (научной, учебной, методической и др.);
  •  чтение писем и других текстовых документов;
  •  ознакомление с цифровым материалом (статистическими данными, расчётами и др.);
  •  чтение чертежей и других графических документов;
  •  чтение оперативных сообщений о ходе выполнения планов и заданий.

По формам и способам чтения различают: сплошное и выборное (скоростное) чтение; чтение видеосообщений на экране дисплея или телевизора; ознакомление с подлинниками документов или с их микрофотокопиями (с помощью читающего устройства); просмотр кино-, теле-, диафильмов, видеозаписей.

  1.  Элемент наблюдать включает такие его типы:
  •  наблюдение за функционированием объекта, в частности за работой оборудования;
  •  наблюдение за ходом технологического процесса;
  •  наблюдение за затратами рабочего времени;
  •  наблюдение за согласованностью работы различных работников и коллективов;
  •  наблюдение за состоянием запасов материалов и производственных заделов.

Основные формы наблюдений: контроль за показаниями приборов и работой автоматических устройств; фотография рабочего времени, хронометраж, моментные наблюдения; диспетчерский контроль; контроль исполнения (документов, заданий, мероприятий и др.).

  1.  Элемент говорить включает следующие типы (по цели и содержанию):
  •  устное указание, распоряжение, задание;
  •  высказывание советов, рекомендаций, замечаний;
  •  устное сообщение (отчёт) о выполнении задания, указания, поручения;
  •  чтение лекций, выступление с докладами и сообщениями;
  •  формулирование и произнесение вопросов и ответов.

Формы и способы реализации данного элемента: участие в разного рода совещаниях, конференциях и других формах коллективного обсуждения и обмена мнениями; разговор по телефону; диктовка текста для его записи и последующего воспроизведения.

  1.  Элемент писать может содержать следующие типы:
  •  сочинение и написание материалов для научной, учебной, проектной, методической, справочной и другой литературы;
  •  сочинение и написание писем и других текстовых документов;
  •  заполнение форм документов;
  •  составление планов, отчётов, статистических материалов;
  •  фиксирование результатов разного рода расчётов;
  •  составление чертежей и других графических документов;
  •  составление алгоритмов и программ для ЭВМ.

Формы и способы письма: написание оригинального текста или использование типовых текстов; непосредственное написание письма самим автором или диктовка (стенографистке или на диктофон); подготовка документа в порядке инициативы или ответ на запрос (задание, поручение).

  1.  Элемент контактировать с управляющим устройством материального объекта по его целям и содержанию охватывает действия по обеспечению нормального функционирования технических средств и систем с ручным вводом информации:
  •  при неавтоматизированном режиме – работа на пишущих, счётных машинах, компьютерах, диспетчерской технике, ввод программ в ЭВМ, использование приборов, устройств, лабораторного оборудования, средств копирования документации и др.;
  •  при автоматизированном режиме – управляющие воздействия, необходимые при эксплуатации станков с числовым программным управлением (ЧПУ), обрабатывающих центров, робототехнических комплексов, автоматических линий, автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), оборудования, оснащённого микропроцессорами, и др.

В качестве форм и способов осуществления контакта с материальным объектом применяются: нажатие клавиш или кнопок; поворот рукоятки или диска; сенсорное (основанное на работе органов чувств) управления.

  1.  Элемент продумывания или собственно мыслительная работа занимает центральное место в системе элементов умственного труда и представляет собой творческую составляющую процесса умственной деятельности, по своим целям и содержанию направленную на поиск более эффективных решений известных и новых задач.
  2.  Элемент анализировать и синтезировать являются наиболее общими способами мыслительной деятельности, которые реализуются в таких формах как систематизация, классификация, типизация, обобщение и др. Удельный вес творческой составляющей зависит от характера, новизны и сложности решаемых задач.

7. Техническое обеспечение и механизация труда служащих

К средствам технологического оснащения процессов управленческого труда относится организационная и вычислительная техника.

Оргтехника. К средствам оргтехники относится значительное количество устройств и приспособлений. В общем виде можно выделить простые орудия и приспособления, управленческие машины для получения и фиксации данных, их копирования и размножения, средства связи. К средствам оргтехники можно отнести такие важные компоненты техники управления, как носители информации и средства оборудования служебных помещений.

Носители информации, доступные для непосредственного восприятия человека, делятся на фиксированные и нефиксированные. Нефиксированные – звук, свет; фиксированные – писчая бумага, специальные бумаги, карточки, стекло, металл, пластик, специальные покрытия и т. п. Кроме того, в технике управления выделяются носители, используемые в управленческих машинах (магнитные ленты, дискеты и т. п.).

Вычислительная техника. Эту группу средств составляют микрокалькуляторы, ПЭВМ, большие ЭВМ, устанавливаемые в вычислительных центрах, компьютерные счётно-решающие системы, АРМ.

К настоящему времени определились два основных направления механизации и автоматизации управленческого труда. Первое осуществляется путём внедрения современных электронно-вычислительных систем, разработки экономико-математических методов и моделей и использования на их основе АСУ; второе – посредством применения оргтехники и разработанных на её основе организационных проектов и систем комплексной механизации управленческого труда.

Средства оргтехники в зависимости от характера работы с информацией можно объединить в следующие основные группы.

  1.  Средства изготовления документов. Основная часть документов, создаваемых в аппарате управления, изготовляется на пишущих машинках (широко применяется и компьютерный набор). Наряду с пишущими машинками в последние годы применяются пишущие автоматы (фирмы «Супертайпер», «Селектродат», «Адвокат», «Оргтекст – 2Д» и др.) – устройства, автоматизирующие процесс составления текстовых документов.

Для изготовления документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и др.) в торговле широко применяются различные типы фактурных машин.

Значительно повышают производительность труда в управлении регистраторы информации, одновременно создающие первичные документы и машинный носитель информации.

Диктофонная техника избавляет аппарат управления от необходимости готовить рукописные черновики документов, обеспечивает более равномерную загрузку машинисток, повышает производительность их труда на 40 %. Кроме того, ускоряется время прохождения и обработки поступающей информации.

  1.  Средства обработки информации. Сюда входят устройства для вскрытия и заклеивания конвертов, фальцевальные машины и устройства, адресованные и штемпевальные средства, средства скрепления и склеивания документов и др. В условиях АСУ средства обработки информации обеспечивают управление ходом решения задач по заданным алгоритмам и осуществляют обмен информацией с устройствами ввода-вывода, с внешними запоминающими устройствами, с линиями связи. Сюда входят также вычислительные машины, комплексы и процессоры с оперативной памятью различных типов ЭВМ.
  2.  Средства копирования и размножения документов. Современная копировально-множительная техника представлена большим числом разнообразных устройств. В практике сложилось несколько методов копирования – светокопирование, фотокопирование, термокопирование, электрографическое копирование и др. Наиболее прогрессивным методом является электрография и микрофильмирование. Эффективность микрофильмирования состоит в повышении оперативности поиска хранящейся информации, экономии (до 90 %) площади архивных помещений. Наиболее часто используются ксероксы различных модификаций.
  3.  Средства хранения, группировки и поиска документации. Практика управления требует организации централизованного хранения информации. Для этой цели используется специальное оборудование для хранения документов (блоки подвесного хранения, специальные шкафы, секционные и подвижные стелажи), различного рода компьютерные системы.
  4.  Средства передачи информации. Эти средства должны обеспечивать передачу информации, возможность функционирования других систем управления внутри организации и за её пределами. Они входят в число основных систем технологической базы управления, которые включают системы профессиональной радиосвязи (радиостанции, радиотелефоны) и радиотелефонные системы; директорские компьютеры; автоматические номеронабиратели; автоответчики и различного рода селекторные устройства.

Механовооружённость управленческого труда. Для сравнения состояния механовооруженности труда служащих аналогичного профиля предприятий или различных управленческих подразделений внутри одного предприятия пользуются показателем (коэффициентом) механовооружённости труда, который определяется по формуле

,    (7.1)

где  – коэффициент (показатель) механовооруженности труда служащих, тыс. руб.;  – стоимость технических средств технологического оснащения процессов управленческого труда, тыс. руб.;  – численность управленческого персонала в организации (звене управления – отделе, службе), чел.

Механовооружённость управленческого труда там на предприятии или в подразделении выше, где на одного работника аппарата управления приходится наибольшая сумма стоимости используемых технических средств.

При работе названного показателя очень важно обратить внимание на состояние использования имеющейся в организации управленческой техники. Не следует принимать в расчёт на данный момент законсервированную или ещё не установленную технику, а также выведенную из строя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4867. Массивы символов. Работа со строками 47 KB
  Массивы символов. Работа со строками. Несмотря на то, что в состав стандартной библиотеки С++ входит специализированный тип данных для работы со строками string, очень часто для работы со строками используются массивы символов (char). Считается, что...
4868. Указатели. Адресная арифметика. Ссылки 41 KB
  Указатели. Адресная арифметика. Ссылки. Указатели – особый тип данных. Указатель хранит адрес, по которому в памяти располагается некоторый объект (переменная, массив, функция). Можно упрощенно представить память компьютера в виде массива после...
4869. Указатели и массивы. Способы распределения памяти. Динамическое распределение памяти. Операции new и delete 37.5 KB
  Указатели и массивы. Способы распределения памяти. Динамическое распределение памяти. Операции new и delete. Динамические массивы. Как уже было сказано ранее, массивы представляют собой последовательно размещенную в памяти последовательность перемен...
4870. Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия 46.5 KB
  Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия. Функцией называют поименованный блок программного кода. Передача управления этому блоку в процессе работы программе осуществляется в виде вызова функции. Функция может иметь па...
4871. Функции и массивы. Аргументы командной строки. 52.5 KB
  Функции и массивы. Аргументы командной строки. Массив в С++ никогда не передается по значению, а только как указатель на его первый (т.е. имеющий индекс 0) элемент. Все три следующие объявления функций эквивалентны: void sort( int ) void sort( in...
4872. Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов 54.5 KB
  Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов. Файлом называют поименованный блок данных на внешнем устройстве памяти. Файлы являются объектами файловой системы, являющейся частью операционной системы. Операционная система предоставляет приложен...
4873. Режимы работы с файлами. Чтение и запись в бинарном режиме 41.5 KB
  Режимы работы с файлами. Чтение и запись в бинарном режиме. Файлы с произвольным доступом. Позиционирование. При работе с файлом, открытым в текстовом режиме, происходит следующее...
4874. Поиск в массивах. Последовательный, бинарный и интерполяционный поиск 48.5 KB
  Поиск в массивах. Последовательный, бинарный и интерполяционный поиск. Под поиском в массиве будем понимать задачу нахождения индекса, по которому в массиве располагается некоторый заданный элемент. Тривиальный алгоритм поиска заключается в последов...
4875. Алгоритмы сортировки в массивах. Сортировка методом пузырька, вставками, выбором. Сортировка Шелла 40 KB
  Алгоритмы сортировки в массивах. Сортировка методом пузырька, вставками, выбором. Сортировка Шелла. Под сортировкой будем понимать упорядочивание элементов в соответствии с некоторым выбранным правилом. В качестве правила упорядочивания может служить...