70217

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Финансы как экономическая категория Общественно-экономические системы различаются экономическими отношениями которые в свою очередь являются производными от уровня и характера развития производительных сил. При этом финансы не могут не учитывать отношения распределения...

Русский

2014-10-17

71.5 KB

4 чел.

PAGE  6

Тема 2

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВ

2.1. Исторический аспект возникновения и развития финансов. Финансы как экономическая категория

2.2. Социально-экономическая сущность и функции финансов

2.1. Исторический аспект возникновения и развития финансов. Финансы как экономическая категория

Общественно-экономические системы различаются экономическими отношениями, которые, в свою очередь, являются производными от уровня и характера развития производительных сил. Каждой общественной системе и, соответственно, государству в этой системе присуще определенное финансовое устройство. Отличия между финансами в отдельных человеческих цивилизациях обусловлено такими причинами:

1) каждой общественной системе соответствует собственная классовая структура общества. При этом финансы не могут не учитывать отношения распределения национального дохода, организовывая их перераспределение в пользу государства;

2) в каждой общественно-экономической системе финансы подчинены целям и задачам государства, которое защищает в той или иной мере интересы населения страны;

3) каждый новый общественный строй порождает новую систему хозяйственных отношений. Так, если рабовладельческому и феодальному строю соответствовали натуральные отношения, то и формирование доходов государства имело преимущественно натуральный характер. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным. Соответственно и формирование доходов государства осуществляется в денежной форме;

4) если государство как орган управления решает задачу воспроизводства экономических отношений и производительных сил, то этой самой задаче служат финансы.

Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

В докапиталистических цивилизациях большая часть нужд государства удовлетворялась установлением разного рода натуральных повинностей и сборов. Денежные отношения в тот период начали развиваться в армии. Так, в Римской империи вводятся денежные выплаты для наемников, офицеров. Эти, а также другие потребности (организация зрелищ, помощь безработным свободным гражданам) нуждались в денежных расходах. Поэтому в дополнение к военной добыче и контрибуциям (платежам, налагаемым государством-победителем на побеждённое государство) вводятся и денежные налоги. Первым таким налогом был налог на куплю и продажу раба. Взимался налог (в размере 1%) за продажу непродовольственных изделий. Во время войны каждый гражданин платил чрезвычайный налог на имущество. Был введен налог с наследства в размере 5%.

Феодализм как общественный строй развивался или на основе рабовладения, или патриархального порядка. Роль централизованного правительства и его функции определялись в каждой стране влиянием феодалов. В пределах своей вотчины феодал устанавливал собственную систему налогов. Центральная власть могла вмешиваться в хозяйственную жизнь, в частности облагать налогами население только в согласованных с феодалами пределах.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистической рыночной экономики все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко уменьшается.

На ранних стадиях развития государства не существовало размежеваний между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи управляли ресурсами государства как своими собственными, с возникновением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы стали значительным рычагом первоначального накопления капитала, которое происходило в XVI-XVIII вв. В этот период государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий. Развивается система протекционизма, которая предоставила возможность первым капиталистам устанавливать на продукцию высокие цены, получать высокие прибыли, значительная часть которых направлялась на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения становятся доминирующим, финансы отображают экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Для государственных финансов капиталистических стран конца XIX в. характерно следующее:

более 2/3 государственных расходов использовалось на военные цели и на погашение государственного долга и процентов по нему;

возрастают расходы на содержание государственного аппарата;

расходы на образование и здравоохранение являются незначительными;

главными источниками наполнения бюджета государства становятся налоги, прежде всего косвенные.

Для XX в. характерным является стремительное развитие производительных сил, образование монополистических объединений, слияние государства с монополиями, расширение функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, распределение и использование общественного продукта, а и оказывало содействие становлению и развитию денежно-кредитной системы, инфраструктуры рыночных отношений.

В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно во время второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы. В послевоенные годы расходы государства немного сокращаются и в дальнейшем имеют тенденцию к увеличению.

После второй мировой войны в структуре государственных расходов происходят существенные изменения:

доля расходов на милитаризацию уменьшается;

расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение, резко возрастают;

в странах Западной Европы (Норвегии, Швеции и др.) расходы на социальные нужды стали одними из главных; возникает понятие "шведская модель социализма";

возрастают капитальные вложения государства в угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства;

резко возрастают расходы на научно-технический прогресс;

значительное развитие получают местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий и частных национальных и транснациональных корпораций;

возникают новые государственные расходы на охрану окружающей среды, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Итак, исторически возникновение финансов связано с двумя общественно-экономическими предпосылками:

1) возникновение государства и развитие государственности;

2) развитие товарно-денежных отношений.

Эти предпосылки определяют объективную причину их появления – потребность субъектов хозяйствования и государства в финансовых ресурсах, которые обеспечивают их деятельность.

Таким образом, финансы являются одной из конкретных исторических форм экономических отношений, функционирование которых связано с объективной необходимостью распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.

Исторический характер финансов как объективной экономической категории проявляется в следующем:

с одной стороны, их сущность не может кардинально изменяться при изменении общественно-экономической формации, так как они всегда направлены на разработку эффективной системы формирования и использование фондов и доходов, которые обеспечивали бы выполнение государством своих функций;

с другой стороны – в каждой формации финансы имеют свои отличия по социальной направленности, роли в общественном производстве, конкретным формам финансовых отношений.

Финансы - это система денежных отношений по поводу формирования и использование фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Финансы как экономическая категория. Поскольку экономическими есть отношения по поводу производства, обмена, потребление и распределения совокупного общественного продукта, то, как экономическая категория финансы характеризуются рядом специфических признаков, которые позволяют выделить финансовые отношения из общей совокупности денежных отношений:

  •  денежный характер;
  •  распределительный характер;
  •  материальными носителями финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.

Денежный характер.   Деньги являются обязательным условием существования финансов. Наличие финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств. Нет денег – не может быть и финансов. Но в отличие от денег финансы нельзя реально ощутить прикосновением. Таким образом, финансы – это экономические отношения между государством и обществом, которые выражаются через движение денежных потоков. Поэтому в сущности финансов отображается не вся совокупность экономических отношений, а лишь такие операции, которые можно оценить в стоимостных измерителях. 

Распределительный характер. Распределительный характер финансовых отношений проявляется в следующем: сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта на  зарплату и прибыль; на основе финансов происходит и дальнейшее перераспределение стоимости между  субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в пользу государства, уплата налогов гражданами и т.д.). Таким образом, финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

  •  предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  •  предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов, денежных ресурсов и их распределении;
  •  государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
  •  государством и гражданами при внесении ими налогов;
  •  предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при уплате платежей и получении ресурсов;
  •  отдельными звеньями бюджетной системы;
  •  органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых платежей и возмещении убытка после наступления страховых случаев.

Материальными носителями финансовых отношений выступают финансовые ресурсы. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, которые принимают специфическую форму финансовых ресурсов: они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет разных денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизведение, материальное стимулирование  работающих, удовлетворение социальных и других нужд общества. Итак, финансовые отношения  всегда связаны с формированием денежных фондов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Специфические признаки финансов как экономической категории позволяют дать такое определение:  финансы – это денежные отношения по поводу формирования, распределения и использование финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования и государства с целью удовлетворения общественных интересов и нужд, которые возникают в процессе распределения и перераспределения на макроуровне стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, на микроуровне – выручки и прибыли.

2.2. Социально-экономическая сущность и функции финансов

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса: за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует.

Общественное назначение финансов выражает в том, что они:

обеспечивают распределение ВВП на нужды юридических и физический лиц;

обеспечивают кругооборот финансовых ресурсов;

осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, социальными слоями, и отдельными физическими и юридическими лицами;

влияют на субъектов распределительных отношений;

играют ведущую роль в системе экономических методов управления экономикой государства;

обеспечивают контроль за использованием финансовых ресурсов.

Финансы как экономический инструмент количественно и качественно влияют на общественное производство. Влияние финансов на общественное производство осуществляется посредством:

обеспечения источников экономического развития;

регламентирования процесса формирования финансовых ресурсов и их использования с помощью финансового механизма.

Количественное влияние финансов на общественное производство характеризуется пропорциями распределительного процесса – объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов. Качественное – влиянием на материальные интересы субъектов хозяйствования, посредством разных формы организации финансовых отношений; и связано с преобразованием финансов в стимул развития экономики, что становится возможным, если условия и принципы формирования прибыли, фондов, направлений их использования согласовано с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

Сущность финансов раскрывают их функции. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Сущность распределительной функции состоит в том, что финансы выступают инструментом распределения и перераспределения ВВП. Механизм действия распределительной функции финансов связан со схемой распределения ВВП и включает такие стадии:

1) первичное распределение – это распределение вновь созданной стоимости (V+m) и формирование первичных доходов субъектов, занятых в формировании ВВП. Первичные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства:

а) заработная плата работников сферы материального производства (V);

б) доходы предприятий сферы материального производства (m).

Тем не менее, первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных нужд населения. Поэтому необходимым является дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

2) перераспределение состоит в создании и использовании централизованных фондов;

3) вторичное распределение – второй этап перераспределения в части формирования первичных доходов физический лиц бюджетной сферы.

Перераспределение национального дохода связано с:

  •  межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий;
  •  наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.п.);
  •  перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Вследствие такого перераспределения образовываются вторичные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы являются основой для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Таким образом, перераспределение национального дохода осуществляется между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечной целью распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, которое осуществляются с помощью финансов, является развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни населения.

Сущность контрольной функции состоит в том, что финансы выступают инструментом контроля за формированием и использованием доходов субъектов обменно-распределительных отношений. Контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы, всю деятельность юридических и физический лиц и государства.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой администрации осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при выполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84334. Театрально-игровая деятельность в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников 376.77 KB
  Объект исследования: театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание в театрально-игровой деятельности детей. Определить особенности реализации художественно-эстетического воспитания детей в условиях реализации...
84335. Расчет и проектирование металлоконструкции мостового электрического крана балочного типа 519.5 KB
  Мостовой кран предназначен для транспортировки и перемещения грузов. Конструкция является ответственной. Работает мостовой кран при переменных нагрузках. Нагрузками являются ручные или электрические тельферы, ходовые колеса которых перемещаются по нижнему поясу балки.
84336. Оценка стоимости бизнеса на примере ОАО АГРАРИЙ-РАНОВА 290.76 KB
  Расчет рыночной стоимости собственного капитала методом капитализации потоков выгод к владельцам вложенного и собственного капитала. Расчет рыночной стоимости бизнеса и собственного капитала методом дисконтирования чистых денежных потоков к владельцам вложенного капитала. На данном этапе определяется нормализованная балансовая стоимость вложенного капитала и собственного капитала по объекту оценки...
84337. Розробка зв’язного радіоприймача УКХ діапазону 808.89 KB
  В результаті проектування були розкриті наступні питання, які стосуються перспективи розвитку курсового проекту. При вивченні методів побудови аналогів проектованого пристрою і порівняння їх переваг та недоліків, були сформовані технічні умови для радіоприймача КХ діапазону
84338. Основы окружающей среды и энергосбережения 37.39 KB
  Раскройте сущность административного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Изложите основные направления Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и энергосбережения. В процессе решения вопроса эффективного и безопасного для окружающей среды применения пестицидов реализуются разные подходы.
84339. Ассортимент и качество рыбных консервов в масле 51.21 KB
  Рыбные консервы в масле являются полноценным пищевым продуктом имеющим оригинальную рецептуру приготовления. Рыбные консервы в заливке на основе масла составляют классический ассортимент где проявляются все оттенки вкуса и запаха рыбы. Именно благодаря этим свойствам консервы являются одним...
84340. Работа с электронными геодезическими приборами 1.18 MB
  Прибор удобен в обращении благодаря быстроте производства угловых и линейных измерений широкому диапазону измеряемых расстояний возможности производить измерения без использования отражателя удобному настраиваемому под требования пользователя меню.
84341. Характеристика продукции сетевой экономики. Интернет как инструмент маркетинга 167.5 KB
  Изобретение телеграфа телефона радио и компьютера привело к беспрецедентной интеграции всех этих средств в глобальную информационную гипермедийную систему которая одновременно является средой для сотрудничества и общения людей средством общемирового вещания и распространения информации а также мощным инструментом для ведения бизнеса лишенного...
84342. Техника и технология вызова притока заменой бурового раствора (промывки) 644 KB
  После выхода из турбобура буровой раствор омывает забой скважины и как и при роторном способе бурения выносит продукты бурения на устье скважины. Сложность этой конструкции состоит в том что буровой раствор на забой скважины должен проходить через электродвигатель и редуктор. Недостатками турбобуров являются высокая чувствительность к вязкости бурового раствора и высокая частота вращения которая приводит к повышенной разработке ствола скважины при бурении мягких пород а также ускоренному износу ПРИ и следовательно к увеличению...