70218

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Уголовно-исполнительная политика направление деятельности государства в его специально уполномоченных органах в сфере исполнения уголовного наказания. Уголовно-исполнительная политика определяет: цели; принципы; стратегию; основные направления формы методы деятельности...

Русский

2014-10-17

217 KB

3 чел.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Лекция 1.

 

   Уголовно-исполнительная политика-направление деятельности государства в его специально уполномоченных органах в сфере исполнения уголовного-наказания.

Уголовно-исполнительная политика определяет:

  1.  цели;
  2.  принципы;
  3.  стратегию;
  4.   основные направления, формы, методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Факторы, определяющие УИ политику РК:

  •  социально-политическое и экономическое состояние общества;
  •  господствующие в обществе нравственные ценности и правовые представления;
  •  структура и динамика преступности в стране;
  •  требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными;
  •  деятельность международных организаций, развитие социальных наук.

   Уголовно-исполнительная политика реализуется в:

  •  директивно-установочных документах, определяющих статус и отношение Республики Казахстан к различным сферам жизнедеятельности;
  •  законодательстве (в том числе в уголовном и уголовно-исполнительном), иных нормативно-правовых документах;
  •  конкретной деятельности правоохранительных органов и возникающих по поводу этому поводу правоотношениях.

   Реализуя уголовно-исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний.

   Рассматривая Уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль права, необходимо указать на то, что оно включает в себя ряд норм, заимствованных из других отраслей права (уголовного, трудового, гражданского и т.д.). Метод рецепции широко используется и в других отраслях права. Следует помнить, рецепиированные нормы регулируют иные по своей правовой природе отношения и, следовательно, меняют свое содержание. Поэтому их нельзя считать нормами других отраслей права в чистом виде.

Уголовно-исполнительное право входит в общую систему отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью. Оно прежде всего связано с уголовным, уголовно-процессуальным правом, которые тоже входят в данную систему.

   Уголовное право является базовым по отношению ко всем отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что позволяет обеспечивать единство целей, принципов, понятийного аппарата и институтов данных отраслей права (содержание наказания и его исполнение, система исправительных учреждений, основания освобождения от наказания).

Уголовно-исполнительное право тесно связано с уголовно-процессуальным правом при регулировании исполнения приговора суда, с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в сфере управления учреждениями, а также с гражданским, трудовым, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства.

   Нынешнее уголовно-исполнительное право существенно отличается от ранее действовавшего законодательства об исполнении уголовных наказаний. Главное отличие заключается в том, что впервые в истории Республики Казахстан в едином законодательном акте - Уголовно-исполнительном кодексе - регламентируется исполнение всех наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом. Ранее в республике действовали Исправительно-трудовой кодекс, Положение об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных и Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных сил СССР. Кроме того, исполнение наиболее сурового наказания-смертной казни - вообще не регламентировалось на законодательном уровне. Смертная казнь исполнялась на основе ведомственной инструкции.

Второе существенное отличие заключается в смягчении карательного воздействия на осужденных, совершивших преступления небольшой, средней тяжести, с одновременным ужесточением условий отбывания наказания в отношении опасных преступников и тех, кто не желает выполнять установленные правила отбывания наказания.

Расширены права осужденных, стала более эффективной социальная и правовая защита их личности.

Пересмотрена система наказаний, исключены изжившие меры, не оказывающие эффективного воздействия на осужденного, и введены новые меры наказания.

Введена новая схема отбывания наказания в виде лишения свободы путем установления разных видов условий отбывания наказания в пределах одной колонии.

   Лекция 2.

   Уголовно-исполнительное законодательство РК-часть общеказахстанского законодательства, представляющая систему законов, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе отбывания и исполнения уголовного наказания..

Уголовно-исполнительное законодательство-совокупность законов, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания уголовного наказания и применение к осужденным средств исправления.

Предмет регулирования УИЗ-исполнение всех видов наказаний как соединенных, так и не соединенных с мерами исправительного воздействия, а также иных уголовно-правовых мер.

   Уголовно-исполнительное законодательство основывается на следующих принципах:

  1.  законности;
  2.  равенства всех перед законом;
  3.  гуманизма;
  4.  демократизма;
  5.  гласности;  
  6.  дифференциации и индивидуализации исполнения  наказаний;
  7.  соединения наказаний с исправительным воздействием.

   Норма уголовного-исполнительного права-модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан). В нормах устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

   Виды норм уголовно-исполнительного права:

  1.  По целевой направленности:
  2.  регулятивные (правоустановительные) - устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. Они подразделяются:
  •  обязывающие;
  •  запрещающие;
  •  управомачивающие;
  1.  правоохранительные-обязаны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения уголовного наказания;
  2.  поощрительные;
  3.  дефинитивные;

  1.  По объему:
  2.  основные;
  3.  конкретизирующие.

  1.  По содержанию:
  2.  материальные;
  3.  процессуальные.

   Структура норм УИП:

     1.   гипотеза-условие или событие, при наличии которого норма должна применяться;

     2. диспозиция-сердцевина нормы, правило поведения субъектов и участников правоотношений, определяет права и обязанности;

     3.  санкция - предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм УИП в отличие от норм УП является то, что они могут находиться в другой статье, но применяются за нарушение правил поведения, установленных в статьях УИК РК. Санкции применяются только к осужденным, иные субъекты несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.

   Содержание норм УИП.

Права и обязанности субъектов, исполняющих  и отбывающих наказание, регламентируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении наказания и применении исправительного воздействия.

   Уголовно-исполнительные правоотношения-отношения, возникающие между несколькими субъектами по поводу исполнения приговора, в результате которых у них возникают права и обязанности.

УИП возникают с момента вступления приговора в законную силу и продолжаются до отбытия осужденным наказания.

   Необходимо выделить правоотношения, образуемые при исполнении наказания и при применении исправительного воздействия.

   Объекты УИП - явления и предметы, по поводу которых возникают правоотношения.

   Юридические факты-действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются УИП, - делятся на группы:

1. генеральные юридические факты (вступление приговора суда в законную силу и обращение его к исполнению, истечение срока наказания, назначенного судом и др.);

     2.  действия со сложным юридическим составом;

     3. факты, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений.

   Лекция 3.

   Правовой статус осужденных - это закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав и законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания наказания.

   Республика Казахстан уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает необходимые условия их исправления, гарантии социальной справедливости, социальную, правовую и иную защищенность их личности при исполнении наказаний.

   Права и обязанности, установленные для граждан РК, распространяются на осужденных с ограничениями, имеющими 3 основания:

  1.  законодательное;
  2.  приговор суда;
  3.  режим отбывания наказания.

   Осужденные иностранцы и лица без гражданства имеют права и несут обязанности в соответствии с Конституцией, международными договорами, законодательством о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства, с ограничениями, предусмотренными Конституцией, Уголовным, Уголовно-исполнительным кодексами и иными законами РК, исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания.

   Различают 3 вида правового статуса личности:

  1.  общегражданский - общий правовой статус граждан;  
  2.  специальный - статус какой-либо категории граждан. Осужденные обладают специальным статусом, который подразделяется на правовые статусы лиц, отбывающих отдельные виды уголовного наказания;
  3.  индивидуальный - правовое положение конкретного лица. Совокупность всех особенностей личности осужденного(пол, возраст, образование, образование, наличие прежней судимости), образующая индивидуально-правовой статус осужденного.

   Сущность правового статуса осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности определяется содержанием субъективного права, включающим в себя:

  1.  возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами;
  2.  возможность требовать исполнение корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими наказание, другими субъектами правоотношений;
  3.  возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права.

   Обязанности лиц, отбывающих наказание -установленные в обязывающих и запрещающих нормах права меры необходимого, должного поведения осужденных во время отбывания наказания.

Осужденные обязаны соблюдать требования, вытекающие из установленных УИК, приговора суда и иных нормативных правовых актов правоограничений. выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

   Права осужденных -закрепленные законом возможности определенного поведения осужденных или пользование ими социальными благами, которые обеспечиваются юридическими обязанностями иных субъектов правоотношений.

Основные права осужденных:

  1.  осужденные имеют право на получение информации о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, своих правах и обязанностях;
  2.  обращаться с устными и письменными предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, иные государственные органы, общественные объединения, а также в международные организации по защите прав и свобод человека;
  3.  давать объяснения и вести переписку;
  4.  пользоваться юридической помощью адвокатов;
  5.  осужденные имеют право на получение пенсии в соответствии с законодательством РК, социальное обеспечение;
  6.  лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое обращение со стороны персонала, они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, меры принуждения к ним должны применяться не иначе, как на основании закона;
  7.  осужденные к аресту или лишению свободы пользуются правом на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, необходимое для охраны их здоровья;
  8.  осужденные, кроме лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме;
  9.  лица, отбывшие наказание и в связи с осуждением уволенные от занимаемой должности, имеют право на получение помощи в трудовом и бытовом устройстве;
  10.  иностранцы, осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представителями и консульскими учреждениями своих государств, а граждане стран, не имеющих дипломатических и консульских учреждений в Республике Казахстан, - с дипломатическими представительствами государства, взявшего на себя защиту их интересов, или с международными организациями, занимающимися их защитой.

   При возникновении угрозы совершения преступления против личности осужденного со стороны осужденных и других лиц он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой о переводе в безопасное место, где такая угроза отсутствует. В этом случае должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по переводу осужденного в безопасное место.

   Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания.

К лицам, отбывающим наказание в виде ареста или лишения свободы, по их просьбе приглашаются служители религиозных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РК. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается отправление не запрещенных законом религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация учреждения выделяет соответствующее помещение. Отправление религиозных культов является добровольным, оно не должно нарушать внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц, отбывающих наказание.

   Лекция 4.

   Уголовно-исполнительная система-совокупность органов, исполняющих наказание.

   Признаки, присущие учреждениям, исполняющим уголовное наказание:

  1.  являются органами государства;
  2.  специально предназначены для исполнения наказания;
  3.  наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исполнительное воздействие, а также применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания.

   Задачи, поставленные перед учреждениями, исполняющими уголовное наказание:

  1.  исполнение уголовных наказаний;
  2.  обеспечение правопорядка и законности в деятельности исправительных учреждений;
  3.  привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования;
  4.  обеспечение охраны здоровья осужденных;
  5.  содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  6.  обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для переоценки жизненных ориентиров, мотивов и целей, поведения самими осужденными путем точного и неуклонного исполнения назначенного наказания.

   Учреждения и органы, исполняющие наказания:

  1.  наказание в виде штрафа или конфискации имущества исполняется судом, вынесшим приговор, а также судом по месту нахождения имущества и по месту работы осужденного.
  2.  исполнение наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.
  3.  приговор суда в части лишения почетного, воинского, специального или иного звания, классного чина, дипломатического ранга или квалификационного класса исполняется должностным лицом, присвоившим звание, классный чин, дипломатический ранг, квалификационный класс.
  4.  наказание в виде привлечения к общественным работам исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
  5.  наказание в виде ограничения свободы, ареста исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы.
  6.  наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
  7.  наказания военнослужащим исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей.
  8.  наказание в виде лишения свободы исполняется исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы и следственными изоляторами в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в следственных изоляторах исполняется исключительная мера наказания - смертная казнь.
  9.  условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляет командование воинской части.

   Система учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы:

  1.  Исправительные колонии:
    •  колонии-поселения;
    •  исправительные колонии общего режима;
    •  исправительные колонии строгого режима;
    •  исправительные колонии особого режима;
  2.  Воспитательные колонии;
  3.  Тюрьмы;
  4.  Следственные изоляторы - выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;
  5.  Арестные дома.

   УИК РК регламентирует порядок осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, подразделяя его на следующие виды:

  1.  контроль местных исполнительных органов;
  2.  судебный контроль;
  3.  ведомственный контроль;
  4.  общественный контроль;
  5.  прокурорский контроль.

   Лекция 5-6.

   К числу наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, относятся следующие наказания:

  1.  Основные:
  •  штраф;
  •  лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;
  •  привлечение к общественным работам;
  •  исправительные работы;
  •  ограничение свободы.
  1.  Дополнительные:
  •  конфискация имущества;
  •  лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград.

   Специфической особенностью этих перечисленных видов наказания является то, что правоограничение осужденного не сопровождается применением особых, целенаправленных мер исправительно-воспитательного воздействия, как это имеет место при отбывании наказания в виде лишения свободы.

   Штраф в соответствии с Уголовным кодексом РК – денежное взыскание, налагаемое судом в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.

Предусмотрено 2 правовых режима исполнения наказания: добровольное исполнение наказания осужденным и принудительное взыскание в порядке исполнительного производства.

Осужденный обязан уплатить штраф не позднее одного месяца после вступления приговора суда в законную силу.

В случае, если осужденный не имеет возможности единовременной уплаты штрафа, по его ходатайству допускается отсрочка или рассрочка уплаты на срок до шести месяцев.

При неуплате штрафа осужденным добровольно исполнение наказания производится принудительно на основании исполнительного листа, выданного судом. Взыскание штрафа может быть обращено на имущество осужденного, в том числе на определенную судом его долю в имуществе на правах общей собственности.

При взыскании штрафа не может быть изъято имущество, не подлежащее конфискации в соответствии с перечнем, установленным приложением к Уголовно-исполнительному кодексу РК.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в установленный срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания. В отношении такого лица судебный исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст.40 Уголовного кодекса РК.

   Организация исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного, а также в качестве дополнительного к основным наказаниям в виде штрафа, исправительных работ или привлечения к привлечения к общественным работам, а также при условном осуждении, осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Организация исполнения наказания, назначенного в качестве дополнительного к основному наказанию в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, осуществляется органом, исполняющим основное наказание, а после отбытия основного наказания –  уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных, контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяет исполнение приговора суда администрацией организации по месту работы осужденного, а также органами, правомочными отозвать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенным осужденному, организует проведение с осужденным воспитательной работы.

Администрация по месту работы осужденного обязана не позднее 3 дней после получения копии приговора суда либо извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от занимаемой должности или того вида деятельности, права на занятие которой он лишен; внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какого рода деятельностью лишен права заниматься; направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении требований приговора суда; предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания; в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Органы, правомочные отозвать разрешение на занятие определенной деятельностью, не позднее 3 дней после получения копии приговора или извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны отозвать разрешение на занятие тем видом деятельности, который запрещен осужденному, изъять соответствующий документ и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

   Наказание в виде привлечения к общественным работам исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного на объектах, определяемых местными исполнительными органами города областного значения, Акимами района в городах республиканского значения, столице, города районного значения, поселка, аула, аульного округа по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Приговор суда, определяющий наказание обращается к исполнению не позднее десятидневного срока со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Срок наказания в виде привлечения к общественным работам исчисляется в часах, в течение которых осужденный выполнял общественные работы. Время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде привлечения к общественным работам признается осужденный, более 2 раз в течение месяца не вышедший на общественные работы без уважительных причин, более 2 раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания. В отношении такого лица уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене общественных работ другими видами наказания в соответствии с ч. 2 ст. 42 Уголовного кодекса РК.

   Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного.

Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее пятнадцатидневного срока со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Срок исправительных работ исчисляется в годах и месяцах, в течение которых осужденный работал и из его заработка производились удержания. Число дней, отработанных осужденным не должно быть меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц установленного судом срока наказания. Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией организации копии приговора (постановления) суда.

В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам. В этот срок засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным.

При продолжительной болезни осужденного свыше четырех месяцев подряд уголовно-исполнительная инспекция входит в суд с представлением об освобождении его от отбывания наказания.

В срок отбывания наказания не засчитывается время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ними, время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также ареста в порядке меры пресечения по другому уголовному делу в период отбывания наказания.

   Лица, осужденные к ограничению свободы, отбывают наказание по месту проживания в условиях осуществления за ними надзора уголовно-исполнительными инспекциями.

Осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы, освобождаются из-под стражи и следуют к месту отбывания наказания самостоятельно за счет государства.

Срок наказания в виде ограничения свободы исчисляется с момента принятия приговора к исполнению уголовно-исполнительной инспекцией. В срок не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток.

Осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, разрешается обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных в пределах области по месту отбытия наказания. С согласия администрации уголовно-исполнительной инспекции осужденный может обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных в ином месте.

С лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, администрацией уголовно-исполнительной инспекции проводится воспитательная работа.

Злостным уклонением от отбывания наказания в виде ограничения свободы являются: несвоевременное, без уважительных причин, возвращение из отпуска или места проведения отдыха в выходные и праздничные дни, а также самовольное оставление места работы или места проживания, неоднократное употребление спиртных напитков и немедицинское употребление наркотических веществ, отказ от выполнения законных требований сотрудников уголовно-исполнительной инспекции.

Нарушением порядка и условий отбывания наказания является совершение не менее трех нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка и установленных для осужденного правил проживания, а также уклонение от исполнения возложенных на него судом обязанностей, за которые он подвергался взысканием, при условии, что каждое последующее нарушение совершено после наложения взыскания за предыдущее.

   Суд, вынесший приговор о конфискации имущества осужденного, после вступления его в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения судебному исполнителю, о чем извещает уполномоченный государственный орган. При отсутствии в деле описи имущества осужденного направляется справка о том, что опись имущества не производилась.

Исполнение наказания в виде конфискации имущества производится судебным исполнителем по месту нахождения имущества.

Конфискации по приговору суда подлежит имущество осужденного, в том числе его доля в общей или совместной собственности, деньги и ценные бумаги, вклады осужденного в банках и иные вложения в активы любых форм собственности. Также по приговору суда подлежит конфискации имущество, являющееся объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления, предметом, изъятым из оборота.

В случаях, когда после исполнения приговора в части конфискации всего имущества, но до истечения установленных законом сроков давности исполнения обвинительного приговора, обнаруживается неконфискованное имущество осужденного, приобретенное им до вынесения приговора или после вынесения приговора, но на средства, подлежащие конфискации, суд, вынесший приговор, или суд по месту исполнения приговора выносит по представлению судебного исполнителя постановление об обращении к исполнению конфискации обнаруженного имущества, если оно может быть конфисковано по закону.

Не подлежит конфискации имущество осужденного, перечисленное в перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.

Споры о принадлежности имущества, подлежащего конфискации по приговору суда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

   Суд, вынесший приговор о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса, после вступления приговора в законную силу направляет его копию должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин, дипломатический ранг, квалификационный класс.

Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного почетного, воинского, специального или иного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин, ранг, класс.

Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

При принятии Президентом РК решения о лишении осужденного в соответствии со ст.50 Уголовного кодекса РК почетного, воинского, специального или иного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса или государственной награды соответствующим государственным органом принимаются меры, указанные в п. 2 ст. 56 УИК РК. Изъятие государственных наград вместе с документами к ним производится уголовно-исполнительной инспекцией по их местонахождению.

   Лекция 7.

   Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их правовой статус регламентируется Законом Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30.03.99г.

Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание подозреваемого в совершении преступления и избрании меры пресечения в виде ареста.

Необходимо помнить, что содержание под стражей не является мерой уголовного наказания.

   В соответствии со ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса РК целями содержания под стражей являются: выяснение причастности задержанного к преступлению, разрешение вопроса о применении к этому лицу меры пресечения в виде ареста, то есть эта мера направлена на обеспечение правосудия.

Согласно ст. 139 УПК РК для применения меры пресечения необходимо наличие достаточных оснований:

  1.  обвиняемый может скрыться от дознания или предварительного следствия;
  2.  обвиняемый или подозреваемый может воспрепятствовать объективному расследованию;
  3.  обвиняемый будет продолжать заниматься преступной деятельностью;
  4.  обеспечение исполнения приговора.

Наказание же применяется только в тех случаях, когда лицо будет признано виновным в совершении преступления.

   Содержание под стражей - социально значимая сфера деятельности государства, и на нее распространяются определенные принципы.

Статьей 4 вышеназванного закона устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1.  законности;
  2.  презумпции невиновности;
  3.  равенства граждан перед законом;
  4.  гуманизма;
  5.  уважения чести и достоинства личности;
  6.  соблюдения норм международного права.

   Заключение под стражу не должно сопровождаться действиями, причиняющими физические или нравственные страдания обвиняемым или подозреваемым в совершении преступлений.

С учетом данных принципов подозреваемые и обвиняемые содержатся лишь в тех учреждениях, которые предусмотрены законом.

Основным видом учреждений, осуществляющих содержание под стражей, являются следственные изоляторы, до 1 января 2005 года функционировавшие в системе МВД и КНБ, а ныне переданные в управление Министерства юстиции. В Казахстане функционируют 17 СИЗО, в которых содержится примерно 15 тысяч человек.

   Задачи СИЗО:

  1.  создать такие условия, чтобы содержащиеся там люди не смогли скрыться;
  2.  осуществлять меры, которые помешали бы этим лицам воспрепятствовать установлению истины по делу;
  3.  обеспечить законность и правопорядок в СИЗО;
  4.  обеспечить безопасность персонала  и лиц, содержащихся в СИЗО;
  5.  организовать жизнедеятельность СИЗО.

   Функции СИЗО:

     1.    прием в СИЗО и распределение по камерам;

2.    охрана и надзор за содержащимися там лицами;

  1.   выявление, предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых этими лицами в СИЗО;
  2.  обеспечение безопасности;
  3.  материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание;
  4.  создание условий для обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся в СИЗО;
  5.  оказание содействия органам дознания и следствия.

   Финансирование СИЗО осуществляется из Республиканского бюджета.

Создание, реорганизация и ликвидация СИЗО производится на основании решений Правительства РК.

   Состав руководства СИЗО:

  1.  начальник;
  2.  заместитель по оперативной работе;
  3.  заместитель по охране и режиму;
  4.  заместитель по воспитательной работе.

   Отделы СИЗО:

  1.  дежурная служба;
  2.  отдел режима и охраны;
  3.  оперативный отдел;
  4.  специальный отдел;
  5.  отдел кадров;
  6.  отдел по воспитательной работе;
  7.  отдел по работе с личным составом;
  8.  интендантский и хозяйственный отдел;
  9.  коммунально-бытовой отдел;
  10.  медицинская часть;
  11.  финансовая часть.

   Изоляторы временного содержания (ИВС) ОВД, органов Национальной безопасности, сил охраны государственной границы Вооруженных сил Республики Казахстан, органов Финансовой полиции. В общей сложности в Казахстане действует 225 ИВС.

   В отношении военнослужащих содержание под стражей осуществляется на воинских гауптвахтах.

   Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений при содержании под стражей пользуются правами и несут обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, с определенными ограничениями:

  1.  изоляция от внешнего мира;
  2.  изоляция внутри места содержания под стражей;
  3.  прохождение дактилоскопирования;

Право на:

  1.  получение информации о своих правах и обязанностях;
  2.  личную безопасность;
  3.  материально-бытовое обеспечение;
  4.  обращение с предложениями и заявлениями к начальнику СИЗО;
  5.  встречи с защитником;
  6.  свидания с родственниками с разрешения следователя;
  7.  восьмичасовой сон в ночное время;
  8.  ежедневную прогулку в течение 1 часа;
  9.  бесплатные постельные принадлежности;
  10.  посещение библиотеки;
  11.  отправление религиозных обрядов;
  12.  занятие самообразованием;
  13.  получение посылок;
  14.  участие в гражданско-правовых действиях;
  15.  подписку на газеты;
  16.  приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
  17.  получение от администрации одежды по сезону.

   Лекция 8.

   Классификация осужденных к лишению свободы – это разделение их на определенные группы по определенным признакам в целях создания наиболее благоприятных условий для достижения целей наказания.

Классификация осужденных проводится для наиболее последовательного осуществления такого принципа уголовно-исполнительного права, как индивидуализация и дифференциация исполнения наказания.

   Классификация осужденных к лишению свободы предназначена для обеспечения:

  1.  изоляции различных групп осужденных с целью предотвратить возможность отрицательного влияния более общественно опасных преступников на менее опасных;
  2.  построения рациональной системы исправительных учреждений;
  3.  строго индивидуального применения средств и методов исправительного воздействия;
  4.  правильного соотношения общественной опасности преступления и преступника и карательных мер, составляющих содержание наказания;
  5.  создания условий по надлежащему исполнению наказания.

   Первые классификационные критерии - пол и возраст осужденных. В соответствии с ними раздельному содержанию подлежат мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние осужденные.

Исходя из этого предусмотрены специализированные исправительные учреждения для взрослых и несовершеннолетних осужденных, для мужчин и женщин.

Женщины выделяются в самостоятельную категорию осужденных в целях обеспечения их личной безопасности, проведения с ними воспитательной работы с учетом психофизиологических особенностей их личности. К тому же объем карательного воздействия наказания при его исполнении в отношении осужденных женщин значительно снижен.

   Существенно отличаются по комплексу условий содержания от исправительных учреждений для взрослых осужденных воспитательные колонии, предназначенные для содержания осужденных несовершеннолетнего возраста, где усилен психолого-педагогический аспект исполнения наказания, есть особенности условий отбывания лишения свободы, широко применяется общеобразовательное и профессиональное обучение.

   Отдельно от лиц, впервые осужденных к лишению свободы, содержатся осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы.

Это положение вытекает из проверенной практикой истины, что осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы и вновь приговоренные судом к этому виду наказания, отличаются, как правило, большой социальной опасностью и склонностью к продолжению криминального поведения. В целях ограждения от возможного вредного влияния этой категории лиц на впервые осужденных к лишению свободы законодатель принял решение об их раздельном содержании.

   В отдельных исправительных учреждениях содержатся бывшие сотрудники правоохранительных органов.

   При исполнении наказания УИЗ учитывает форму вины: в отношении категории осужденных, которые совершили преступление по неосторожности, применяются льготные условия отбывания наказания – эти лица, а также лица, положительно характеризующиеся, переведенные из колонии общего и строгого режима, - содержатся в колониях-поселениях.

   Раздельно друг от друга и отдельно от здоровых осужденных содержатся осужденные, больные инфекционными заболеваниями.

   В УИЗ не только закрепляются названные критерии, но и развиваются дальше. Например, существует раздельное содержание и иных категорий осужденных в пределах 1 вида исправительного учреждения: в колониях особого режима раздельно содержатся осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы.

   Лекция 9-11.

   Режим в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону иными нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Режим выражает сущность и содержание наказания, регулирует жизнь осужденных в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливаются правила поведения, которые в равной мере обязательны для всех осужденных к лишению свободы, администрации учреждения. Режим, таким образом, устанавливает правовое положение всех субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, возникающих по поводу исполнения и отбывания наказания.

   Режим отбывания наказания является одним из основных средств исправительного воздействия. Его главное назначение заключается в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает границы дозволенного поведения осужденных и тем самым формирует их правовой статус.

   Значение режима заключается также и в том, что он создает условия для использования других средств исправительного воздействия – общественно-полезного труда, воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения.

   Функции режима:

  1.  карательная функция реализуется путем установления осужденным различных правоограничений, предусмотренных УИЗ в процессе отбывания наказания. Они охватывают прежде всего сферу их субъективных прав. Характер правоограничений зависит от вида исправительного учреждении. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения противоправных действий не только устрашением, но и стимулированием их стремления к получению благ, предусмотренных законом, и которые могут быть предоставлены лицам, вставшим на путь исправления;
  2.  воспитательная функция режима проявляется в том, что он:
    •  способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы;
    •  способствует формированию у осужденных полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил;
    •  содействует воспитанию у осужденного правосознания;
    •  помогает преодолеть негативные черты личности, которые привели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ;
    •  способствует воспитанию у осужденного стойкого противодействия совершению преступлений в будущем.
  3.  обеспечивающая функция режима дает для мер исправительного воздействия своего рода «точку опоры», является правовой базой для реализации всего комплекса мер воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, так как процесс исправления имеет принудительный характер;
  4.  регулятивная функция режима содержания обеспечивает не только конкретизацию наказания в виде лишения свободы, но и является регулятором объема его карательной силы, она реализуется путем создания различных условий содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного;
  5.  профилактическая функция режима направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденным, так и иными лицами.   

   Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях организуется в соответствии с его правовыми принципами:

  1.  законность-все предъявляемые к осужденным требования имеют нормативную природу, ни один осужденный не может выйти из сферы действия режимных правил;
  2.  целесообразность - правила режима не произвольны, а определяются сущностью наказания как карательно-воспитательного процесса и целями наказания, т.е. целями исправления и воспитания осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений и предупреждения совершения ими новых преступлений;
  3.  гуманизм – режим обеспечивает ресоциализацию осужденного, т.е. приобщает его к четкой трудовой деятельности в обществе после освобождения и не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства осужденных.

   В период отбывания наказания в виде лишения свободы в одном и том же исправительном учреждении степень изоляции осужденного в зависимости от поведения осужденного может либо уменьшаться:

  1.  перевод осужденного на облегченные условия отбывания наказания;
  2.  передвижение без конвоя или без сопровождения;
  3.  проживание осужденных женщин вне колонии;
  4.  краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы;

либо усиливаться:

  1.  водворение в карцер;
  2.  водворение в дисциплинарный или штрафной изолятор;
  3.  перевод в одиночную камеру;
  4.  водворение в помещение камерного типа на 6 месяцев.

   Все осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, в государственных организациях или организациях иных форм собственности при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции. Осужденные могут заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

   Осужденным запрещается прекращать работу в целях разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы – злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, может повлечь применение мер взыскания и материальной ответственности.

   Трудоустройство осужденных производится с учетом их пола, возраста, трудоспособности и возможностей по специальности.

Труд осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, организуется только на территории тюрьмы.

   Для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, недельная продолжительность рабочего времени не может превышать норму, установленную законодательством Республики Казахстан о труде. Время начала и окончания работы определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией. Осужденные освобождаются от работы в выходные и праздничные дни.

С учетом характера выполняемых осужденными работ допускается суммированный учет рабочего времени, за исключением воспитательных колоний. Средняя продолжительность рабочего времени за отчетный период не должна превышать установленную законом продолжительность ежедневной работы.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в трудовой стаж.

Осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих наказание в воспитательных колониях, 15 рабочих дней - для отбывающих наказание в иных исправительных учреждениях.

   Осужденные имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РК. Месячная заработная плата осужденных, отработавших полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного минимального размера заработной платы.

Осужденные могут привлекаться без оплаты труда только к работам по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, а также по улучшению культурно-бытовых условий.

 Из заработка, пенсии, пособий и иных доходов осужденных производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии со стоимостью фактически предоставленных питания, вещевого имущества и коммунально-бытовых услуг.

Возмещение осужденным расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, налогов, страховых взносов в фонды обязательного социального страхования, обязательных пенсионных взносов и иных обязательных отчислений.

   В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет мужчин старше 60лет, женщин старше 55 лет, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

   В исправительных учреждениях осуществляется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которым осужденный может работать в данном учреждении или после освобождения.

Отношение осужденных к профессиональному образованию и профессиональной подготовке учитывается при определении степени их исправления.

Организация профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции по согласованию с уполномоченным государственным органом по вопросам образования.

   Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирования у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдению требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышению и дальнейшему развитию знаний у осужденных, их образовательного и культурного уровней.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания, индивидуальных особенностей их личности и обстоятельств совершенных им преступлений.

В исправительных учреждениях проводится нравственное, правовое, трудовое, физической воспитание, а также другие его виды, способствующие достижению цели исправления осужденных.

Воспитательная работа с осужденными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Воспитательные мероприятия часто проводятся в виде бесед, диспутов, встреч, вечеров, концертов, викторин, собраний, лекций, соревнований, конкурсов, просмотра видеоматериалов и т.д.

   В целях развития элементов самоуправления осужденных в исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных, которые работают под контролем администрации исправительных учреждений.

Основными задачами самодеятельных организаций являются поощрение полезной для общества инициативы и оказание влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга; содействие администрации в поддержании дисциплины и порядка, формирования здоровых взаимоотношений среди осужденных; оказание социальной помощи осужденным и их родственникам.

В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, самодеятельные организации не создаются.

   В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими 30 лет, среднего образования.

Осужденные старше 30 лет и инвалиды I II групп получают среднее образование по их желанию.

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде РК.

Стремление осужденных получить среднее образование поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к среднему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Педагогические коллективы школ оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе.

   Исправительные колонии общего режима.

   Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметы первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4 МРП;
  2.  иметь 4 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 6 посылок или передач и 6 бандеролей в течение года.

   Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях.

Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметы первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 8 МРП;
  2.  иметь 6 краткосрочных и 6 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года.

   Осужденным, отбывающим наказание в льготных условия, в целях успешной адаптации к жизни на свободе на свободе разрешается по постановлению начальника исправительной колонии проживать в специальных общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Они могут свободно передвигаться в пределах района дислокации исправительного учреждения, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками.

   Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов и предметов первой необходимости только средства, заработанные в период отбывания лишения свободы;
  2.  2 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 3 посылки или передачи и 3 бандероли в течение года;
  4.  пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

   Исправительные колонии строгого режима.

   Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 3 МРП;
  2.  иметь 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли в течение года.

   Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, в размере 7 МРП;
  2.  иметь 4 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 6 посылок или передач и 6 бандеролей в течение года.

   Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, разрешается по постановлению начальника исправительной колонии проживать в специальных общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Они могут свободно передвигаться в пределах района дислокации исправительного учреждения, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками.

   Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости только средства, заработанные в период отбывания лишения свободы;
  2.  иметь 2 краткосрочных и 1 длительное свидание в течение года;
  3.  получать 2 посылки или передачи и 2 бандероли в течение года;
  4.  пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

   Исправительные колонии особого режима.

   Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях особого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 2 МРП.
  2.  иметь 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 3 посылки или передачи и 3 бандероли в течение года.

   Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 5 МРП;
  2.  иметь 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли в течение года.

   Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, заработанные в период отбывания лишения свободы;
  2.  иметь 2 краткосрочных свидания в течение года;
  3.  получать 1 посылку или передачу и одну бандероль в течение года;
  4.  пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

   Колонии-поселения.

   В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы:

  1.  содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; могут иметь при себе деньги и ценные вещи;
  2.  проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях;
  3.  имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

   Тюрьмы.

   Осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах.

Прогулки осужденных, содержащихся в тюрьмах, проводятся покамерно в дневное время на специально оборудованной на открытом воздухе части территории тюрьмы.

Осужденным, отбывающим наказание на общем режиме, разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 3 МРП;
  2.  иметь 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 2 посылки или 2 передачи и 2 бандероли в течение года;
  4.  пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

   Осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме, разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 1 МРП;
  2.  иметь 2 краткосрочных свидания в течение года;
  3.  получать 1 посылку и одну бандероль в течение года;
  4.  пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью 1 час.

   Воспитательные колонии.

   Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 5МРП;
  2.  иметь 6 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 8 посылок или передач и 8 бандеролей в течение года.

   Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 10 МРП;
  2.  иметь 12 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года;
  3.  получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года.

   Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в улучшенных жилых помещениях, как правило, за пределами колонии без охраны, но под надзором. Им разрешается:

  1.  расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения;
  2.  пользоваться деньгами;
  3.  получать посылки, передачи, бандероли без ограничения;
  4.  иметь краткосрочные свидания без ограничения, а также 6 длительных свиданий в течение года с проживанием вне колонии.

   Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

  1.  ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 2 МРП;
  2.  иметь 4 краткосрочных свидания в течение года;
  3.  получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли в течение года.

   Лекция 12.

   Основаниями освобождения от отбывания наказания являются:

  1.  отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;
  2.  отмена приговора суда с вынесением оправдательного приговора или с прекращением производства по делу;
  3.  условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;
  4.  замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
  5.  помилование или амнистия;
  6.  тяжкая болезнь или инвалидность;
  7.  иные основания, предусмотренные законом.

   В ряде случаев предусмотрено досрочное освобождение от отбывания наказания.

Виды досрочного освобождения:

  1.  условно-досрочное освобождение (УДО);
  2.  замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
  3.  в силу акта амнистии;
  4.  ввиду помилования;
  5.  в связи с состоянием здоровья;
  6.  в связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам или женщинам, имеющим малолетних детей.

   Чаще других перечисленных видов применяется УДО.

Формальное основание для представления к УДО - наличие фактически отбытой части наказания, установленной законом в зависимости от категории преступления.

Материальное основание для представления к УДО – степень исправления осужденного, сведения о его положительном поведении, добросовестном отношении к учебе, к труду.

   Амнистия – согласно ст. 71 Уголовного кодекса РК, акты амнистии издаются Парламентом в виде закона в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Обычно законы об амнистии приурочиваются к знаменательным событиям в жизни государства.

   Помилование осуществляется на основании Указа Президента РК в отношении индивидуально определенного лица.

Аппарат Президента РК запрашивает у учреждения следующие документы:

  1.  копия приговора;
  2.  характеристика осужденного;
  3.  мнение администрации об осужденном.

Как правило, ходатайство о помиловании возбуждается в отношении лиц, отбывших половину срока наказания.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Лицу, отбывающему лишение свободы за преступление небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания.

   В отношении осужденного, к которому может быть применено УДО или замена неотбытой части наказания более мягким, учреждение или орган, исполняющий наказание, вносит в суд в порядке, установленном УПЗ РК, представление об УДО осужденного от отбывания наказания либо о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В представлении об УДО от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и помиловании должны содержаться данные, характеризующие личность осужденного, а также его поведение, отношение к труду и обучению за время отбывания наказания.

   Порядок применения амнистии определяется Парламентом РК. При отбытии осужденным установлено законом части срока наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана в месячный срок рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении либо отказе в представлении к УДО или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В случае отказа суда в УДО, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, повторное внесение представление может иметь место не ранее, чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения определения об отказе.

УДО от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих 3 лет.

   За освобожденными из мест лишения свободы лицами, отбывшими наказание за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве, а равно за преступления, содержащие признаки экстремизма, за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два или более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало, что они упорно не желают встать на путь исправления и остаются опасными для общества, устанавливается административный надзор.

Администрация исправительного учреждения не позднее чем за месяц до окончания срока наказания определяет лиц, в отношении которых необходимо установить административный надзор органов внутренних дел.

Начальник исправительного учреждения в отношении вышеназванных лиц направляет в суд представление об установлении административного надзора.

  Лекция 13.

   Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе.

   В соответствии с приговором суда командиром воинской части не позднее 3 дней после получения поступивших из суда копий приговора и распоряжения о его исполнении издается приказ, в котором объясняется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается, в каком размере должны производиться, согласно, приговору суда, удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе. Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению.

О поступлении приговора, об издании приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, вынесший приговор. Копия приказа направляется в суд.

Размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, надбавки по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

   С осужденными военнослужащими командиром воинской части проводится воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе.

   Не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения, копия которого направляется в суд, вынесший приговор.

   Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахте. Офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие сержантского, старшинского и рядового составов содержатся раздельно и отдельно от военнослужащих, содержащихся на гауптвахте по иным основаниям.

Военнослужащие, осужденные к аресту, должны быть направлены на гауптвахту для отбывания наказания в трехдневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора в порядке, определенном воинскими уставами.

Время отбывания наказания в виде ареста в общий срок воинской службы и выслугу лет на присвоение очередного воинского звания  не засчитывается

   Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части (ДВЧ) исполняется отдельными дисциплинарными батальонами или отдельными дисциплинарными ротами.

Общее руководство ДВЧ осуществляет министр обороны РК через соответствующие структурные подразделения.

К осужденным, содержащимся в ДВЧ, применяются основные средства исправления в соответствии уголовно-исполнительного кодекса РК, а также воинское обучение.

В период отбывания наказания в ДВЧ все осужденные, независимо от их воинского звания и характера предыдущей службы, находятся на положении солдат (матросов) и носят единые, установленные для данной части, форму одежды и знаки.

Осужденным военнослужащим предоставляются краткосрочные свидания с родственниками и иными лицами 2 раза в месяц продолжительностью до 4 часов. Длительные свидания предоставляются только с супругом (супругой), близкими родственниками 4 раза в течение года продолжительностью до 3 суток.

Осужденные имеют право на получение 1 посылки в месяц, бандеролей - без ограничения их количества.

Осужденным разрешается получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количества.

Осужденные привлекаются к труду на производственных предприятиях (объектах) ДВЧ либо на других объектах, определяемых Министерством обороны РК,

Воинское обучение осужденных организуется и проводится по специальной программе, разрабатываемой министерством обороны РК.

Воспитательную работу с осужденными организует и проводит командование ДВЧ.

В целях содействия командованию ДВЧ в работе по исправлению осужденных в ротах создаются советы общественности из осужденных, зарекомендовавших себя примерным поведение, добросовестным отношением к труду и военной службе.

   Лекция 14-15.

   Законодательство зарубежных государств устанавливает достаточно разнообразные виды наказаний.

   Особенности действующей законодательной системы США оказали значительное влияние на построение уголовного и пенитенциарного законодательства этой страны. В рассматриваемой сфере оно состоит из федеральных правоположений и законов каждого штата.

Наиболее часто за совершение преступлений американские суды применяют пробацию, штраф и тюремное заключение. Институт пробации по существу близок к известным нам институтам условного осуждения и отсрочки исполнения приговора и представляет собой уголовную санкцию, при исполнении которой лицо, совершившее преступное деяние, остается на свободе под наблюдением соответствующей службы с возложением на него определенных обязанностей, устанавливаемых судом.

Исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется в США в исполнительных учреждениях, в систему которых входят федеральные тюрьмы, тюрьмы штатов и местные (окружные и муниципальные) тюрьмы.

Несовершеннолетние отбывают лишение свободы в молодежных реформаториях либо воспитательных школах.

   В систему уголовных наказаний Японии входят малый штраф, штраф, уголовный арест, лишение свободы без принудительного труда, лишение свободы с принудительным судом, смертная казнь.

В пенитенциарную систему Японии входят следственные тюрьмы, арестные дома, тюрьмы для взрослых преступников, тюрьмы для несовершеннолетних.

Характерной системы пенитенциарной системы Японии является развитая дифференциация лишения свободы, основанная на классификации осужденных.

   В Великобритании основными мерами воздействия, не связанными с лишением свободы, являются условная отсрочка исполнения наказания, штраф, пробация, поручительство, предоставление бесплатных услуг обществу.

Пенитенциарная система Великобритании состоит из центральных и местных тюрем.

С 1969 года центральные пенитенциарные учреждения разделены на три группы: для отбывания кратких (до 18 месяцев) сроков лишения свободы, средних (от 1,5 и до 5 лет) и длительных (свыше 5 лет) сроков лишения свободы.

Центральные тюрьмы делятся на учреждения открытого и закрытого типа.

   Существует ряд международных документов об обращении с заключенными (осужденными). Некоторые из них были разработаны под эгидой ООН, другие в соответствии с различными существующими региональными системами. Многие частично совпадают по содержанию.

В систему международных актов об обращении с осужденными, принятыми ООН, включаются следующие международные акты:

  1.  Акты общего характера:

лиц (1971 г.);

  •  Всеобщая декларация прав человека (1948г.);
    •  Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);
    •  Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963г.);
    •  Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981г.);
    •  Декларация прав ребенка (1959г.);
    •  Декларация о правах умственно отсталых Декларация о правах инвалидов (1975г.).
  1.  Специализированные акты:
    •  Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);
    •  Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975г.);
    •  Конвенция о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.);
    •  Кодек поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.);
    •  Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.);
    •  Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984г.);
    •  Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985г.);
    •  Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989г.);
    •  Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);
    •  Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.);
    •  Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних .

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52598. MONEY YESTERDAY AND TODAY 48 KB
  When people make more production they need, they want to exchange it for something else. But what to do if the product is big and heavy? So people invent money. We use it to buy and sell goods and make savings. In old time in different countries there were various types money: animal skins and cattle, cocoa beans and salt, shells and stones....