70265

Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации

Лекция

Маркетинг и реклама

Система маркетинговой информации это постоянно действующая система взаимосвязи людей оборудования и методических приемов предназначенная для сбора классификации анализа оценки и распространения актуальной своевременной и точной...

Русский

2014-10-17

83 KB

0 чел.

10

Тема 2. Комплексный анализ и прогнозирование

товарных рынков.

Лекция 4. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации

План лекции

1. Система  маркетинговой информации.

2. Схема  маркетингового исследования

1. Система маркетинговой информации 

Шампунь "Агри" и крем-ополаскиватель "Агри" фирмы "Джонсон вакс" оказались двумя из самых успешных новинок последнего времени в категории средств личной гигиены. А для специалистов фирмы Фреда Нордина и Нила Деклерка за успехом этих товаров стоит почти десятилетие напряженного труда, который называется проведением маркетинговых исследований. Работа исследователей началась в 1970 г., когда фирма "Джонсон вакс" задумала создать новое средство по уходу за волосами для женщин.

Приступая к проекту, Нордин и Деклерк разослали большому числу женщин во всех уголках страны анкету с вопросами, касавшимися проблем ухода за волосами. Исследователи надеялись получить информацию о привычках женщин, о проблемах, возникающих у них в связи с волосами, о том, какого типа новинки могли бы разрешить эти проблемы, и о том, какие группы потребительниц получили бы наибольшие выгоды от подобных новинок.

Основная проблема для женщин в связи с волосами – потеря блеска через 2-3 дня. Особенно волновало это девушек-подростков, более склонных к опробованию новых товаров, чем женщины более старшего возраста.

Отделу исследований и разработок фирмы дали задание создать обезжиренный шампунь и крем-ополаскиватель, которые должны были появиться на рынке одновременно. Однако коллектив разработчиков шампуня столкнулся с трудностями, и крем-ополаскиватель был готов к выпуску на рынок раньше. Текстовики предложили простое рекламное обращение на крем-ополаскиватель для телевизионных рекламных роликов, адресованных девушкам-подросткам. Опробовав ролики на потенциальных пользовательницах товаров "Агри", Нордин и Деклерк решили остановиться на девизе: "Помогает сохранить блеск волос в перерывах между мытьем шампунем".

К моменту готовности шампуня крем-ополаскиватель уже несколько месяцев был на рынке, и потребители знали и его название, и рекламный девиз. Но прежде чем шампунь встал на полки магазинов, исследователи провели ряд тестов, чтобы выяснить, насколько хорошо он пойдет на рынке. В некоторых тестах проводили сравнение вслепую шампуня "Агри" и шампуней конкурирующих марок. Участники получали шампунь "Агри" и какой-нибудь другой шампунь (оба без этикеток), пользовались им в течение двух недель, а затем сообщали о своих предпочтениях в ходе интервью по телефону. Кроме того, Нордин и Деклерк провели исследование долговременного пользования шампунем в городах Фресио, штат Калифорния, и Саут-Бенд, штат Индиана. В этих тестах шампунь "Агри" (на сей раз с этикеткой) раздавали женщинам, уже видевшим рекламу и заинтересованным в его покупке. На протяжении 4-х месяцев раз в 4 недели женщины давали шампуню оценку по специально разработанной шкале с перечислением его свойств и решали, будут ли они продолжать пользоваться им дальше. Большинству участниц эксперимента товар понравился даже при сравнении с другими марками.

Перед маркетинговыми исследователями стояла задача выяснить не только, сочтут ли потребители товар удовлетворительным, но и сможет ли фирма "Джонсон вакс" убедить их с помощью своего плана маркетинга, разработанного фирмой, Нордин и Деклерк проверили его в миниатюре на рынках городов Фресио и Саут-Бенд. По местному телевидению давали ту же рекламу и с той же частотой, как было запланировано для общенациональной кампании. Рекламные объявления на шампунь "Агри" были размещены и в местных газетах. Одновременно в целях дальнейшего стимулирования сбыта фирма разослала местным семьям по почте такое число рекламных отправлений, которое соответствовало масштабам рассылки по стране в целом. Для замера степени успеха плана маркетинга Нордин и Деклерк собрали статистические данные о продажах шампуня "Агри" в каждом отдельном магазине во Фресио и Саут-Бенде.

По мнению Нодина и Деклерка, залогом сегодняшнего успеха 2-х изделий "Агри" явились 10 лет маркетинговых исследований.

Система маркетинговой информации - это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

                  Схема 1 - Система маркетинговой информации.

 В левом прямоугольнике перечислены составляющие маркетинговой среды, за которыми управляющий по маркетингу должен вести постоянное наблюдение. Информацию собирают и анализируют с помощью 4-х вспомогательных систем, которые в совокупности своей и составляют СМИ: систему внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, система маркетинговых исследований и системы анализа маркетинговой информации.

Рассмотрим их подробнее.

Система внутренней отчетности

У любой фирмы существует внутренняя отчетность, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности.

Корпорация "Мид пейпер". В любом месте, набрав по телефону номер ВЦ, торговые агенты могут получить ответы на вопросы клиентов о наличии запасов бумаги. Компьютер укажет, есть ли такие запасы на ближайшем складе и когда можно будет отгрузить товар. Если на ближайшем складе запасов нет, компьютер проверит все остальные, расположенные поблизости.

Система сбора внешней текущей маркетинговой информации.

Это набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.

Хорошо организованные фирмы принимают дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить количество собираемой внешней текущей маркетинговой информации. Во-первых, они обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Торговые агенты – это "глаза и уши" фирмы.

Во-вторых, фирмы поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать ей важные сведения. В частности, фирмы высылают так называемых покупателей.

В-третьих, фирмы покупает сведения у сторонних поставщиков внешней текущей информации. Фирма "Маркет рисерч корпорейшн оф Америка" продает обзоры еженедельных изменений доли рынка, расфасовки и цен марочных товаров, а также данные о сделках с этими товарами.

В-четвертых, ряд фирм имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации.

Система маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования – системное определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

(Способы проведения маркетинговых исследований: к студентам, к специальным организациям, собственные отделы).

10 наиболее типичных задач:

- изучение характеристик рынка;

- замеры потенциального возможного рынка;

- анализ распределения долей рынка между фирмами;

- анализ сбыта;

- изучение тенденций деловой активности;

- изучение товаров конкурентов;

- краткосрочное прогнозирование;

- изучение реакции на новый товар;

- долгосрочное прогнозирование;

- изучение политике цен.

Система анализа маркетинговой информации

Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей.

Статистический банк – совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности.

Регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, гнездовой анализ.

Банк моделей – набор математических моделей, способствующих принятию более оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка.

Модель системы ценообразования, расчета цены, методики выбора месторасположения, составления комплекса средств рекламы и т.д.

2. Схема маркетингового исследования

схема 2 - Схема маркетингового исследования

Выявление проблем и формулирование целей исследования

На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования.

А если управляющий просто скажет исследователю: "Пойдите и соберите данные о рынке авиалиний", - впоследствии он, вероятно, будет разочарован результатом работы. Ведь рынок можно исследовать по сотням разных параметров. Если от данных исследований ждут пользы, они должны иметь непосредственное отношение к проблеме, стоящей перед фирмой и требующей решения. Сбор информации обходится слишком дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы ведет к непроизводительным затратам. Старинное присловие гласит: "Хорошо определенная проблема – это уже полпути к ее решению".

.

…Несколько лет назад фирма "Аллегени эйр лайнс" была авиакомпанией, обслуживающей местные линии в восточных районах США. Однако в конце 60-х-начале 70-х годов фирма сумела расширить свои маршруты. Слияние с двумя мелкими авиакомпаниями и отмена государственного регулирования в области авиаперевозок позволили "Аллегени" проложить трассы в 25 штатов, округ Колумбия и некоторые районы Канады. Тем не менее ее конкурентов, таких, как "United airlines", "Transworld airlines" и "American airlines", публика знала лучше и отдавала предпочтение им. "Аллегени" нужна была новая рекламная кампания, с помощью которой люди узнали бы о росте фирмы. Однако для разработки наиболее эффективной кампании отделу маркетинга фирмы пришлось провести обширные исследования, чтобы как можно больше узнать о рынке линейных авиаперевозок.

В данном случае управляющий по маркетингу и исследователь сошлись на том, что проблема в недостаточном количестве привлекаемых ею пассажиров. Из этого вывода следуют две подпроблемы:

1) каким образом пассажир выбирает себе авиакомпанию?

2) как можно было бы привлечь к полетам на самолетах "Аллегени" больше пассажиров?

После этого управляющий должен сформулировать цели исследования.

Цели могут быть поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть описательными, т.е. предусматривать описание определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся авиационным транспортом или численность тех, кто слышал о компании "Аллегени". Бывают и экспериментальные, т.е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение цен билетов на 15 долл. Вызовет увеличение потока пассажиров на 10%.

Отбор источников информации

На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно.

Вторичные данные – информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.

Первичные данные – информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.

Сбор вторичных данных (кабинетные исследования).

А. Внутренние источники. Отчеты фирмы о прибылях и убытках, балансовые отчеты, показатели сбыта, отчеты коммивояжеров, учетные ведомости, отчеты о предыдущих исследованиях.

Б. Издания государственных учреждений. Статистические сборники.

"Краткий статистический обзор США" содержит обобщенные данные о демографическом, экономическом, социальном и прочих аспектах американской экономики и общества.

"Статистический справочник по городам и округам" – данные, касающиеся населения, уровня образования, занятости, показателей уровня доходов, банковских вкладов и т.д.

"Перспективы американской промышленности" – издание содержит оценочные показатели промышленной деятельности в разбивке по отраслям, данные об объемах производства и сбыта, отгрузках и т.д.

"Справочник маркетинговой информации" – аннотированная библиография маркетинговой информации.

В. Периодика, книги.

"Указатель деловой периодики" содержит перечень статей о деловой активности, появившихся в широком круге деловых изданий.

"Энциклопедия ассоциаций".

"Журнал маркетинга", "Журнал маркетинговых исследований", общеэкономические журналы: "Бизнес уик", "Форчун", "Форбс".

Г. Коммерческая информация. Собранная специальными агентствами.

Фирма "А.К. Нильсен компани" поставляет данные о продажах обычных и марочных товаров в розничных торговых точках, об аудитории телепрограмм и т.д."

Фирма "Маркет рисеч корпорейшн оф Америка" поставляет данные о еженедельных покупках семьями товаров широкого потребления, о потреблении семьями продуктов питания, а также сведения о 6 тыс. розничных магазинов, аптек, закусочных и магазинов сниженных цен в разных географических районах.

Фирма "Симмонс маркет рисеч бюро" поставляет ежегодные обзоры по рынкам телевидения, сбыту спортивных товаров, патентованных лекарственных средств и т.д.

Сбор первичных данных.

План сбора первичных данных:

Методы исследования

Наблюдение

Эксперимент

Опрос

Орудия исследования

Анкета

Механические устройства

План составления выборки

Единица выборки

Объем выборки

Процедура выборки

Способы связи с аудиторией

Телефон

Почта

Личный контакт

…В случае с фирмой "Аллегени" исследователи сумели собрать о рынке воздушных путешествий огромное количество вторичных данных. К примеру, в изданиях Комитета гражданской авиации США приводится множество сведений о размерах, темпах роста и долях рынка разных авиакомпаний.

Ассоциация воздушного транспорта Америки проводит много исследований, имеющих целью изучение характеристик, отношений и поведения воздушных путешественников….

Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Но могут быть устаревшими, неполными и т.д.

Методы исследования

А. Анкета, рассылаемая по почте, - самый подходящий способ связаться с людьми, которые либо не согласны на личную беседу, либо в силу черт личности склонны под влиянием интервьюера искажать ответы. Почтовая анкета требует простых и четко сформулированных вопросов, время получения на которые может быть значительным, а процент ответивших обычно невелик.

Б. Телефонное интервью – наилучший путь быстрого сбора информации, к тому же интервьюер имеет возможность пояснить вопросы, непонятные для респондента. Количество ответивших, как правило, выше, чем в случае опроса по почте. Основная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в необходимости не затягивать разговор и не затрагивать личные темы.

В. Личное собеседование – самый универсальный метод. Интервьюер не только задает респонденту больше вопросов, но и дополняет результаты беседы личными наблюдениями по поводу, например, внешнего вида или манер собеседника. В то же время, этот метод требует тщательного планирования, контроля и больших затрат. Кроме того, на его результаты влияют взгляды и предубеждения интервьюера.

Обычно различают две формы личного собеседования: назначенное и уличное. В первом случае проводится случайный выбор респондентов, с которым договариваются об интервью либо по телефону, либо при посещении их дома или на работе. Нередко в качестве компенсации за потраченное время предлагается небольшое денежное вознаграждение или подарок. Во втором случае интервью берут у прохожих в каком-либо оживленном месте или у посетителей крупного магазина. Здесь опрашиваемые имеют меньше времени для ответов; кроме того, такую выборку нельзя считать случайной.

Методы сбора данных.

А. Наблюдение. Данные могут быть получены при наблюдении за вовлеченными в изучаемую ситуацию лицами и анализе сопутствующих обстоятельств.

Б. Опрос фокус-групп. Фокус-группа состоит из 6-10 человек, которых просят провести несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуги, компании или какого-либо другого объекта маркетингового исследования. Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы, но главное – специалистом, разбирающимся в динамике групп и поведении потребителей. За участие в работе фокус-группы, как правило, выплачивается небольшое денежное вознаграждение. Обсуждение обычно проводится в комфортной обстановке, предлагается легкая закуска.

Опрос членов фокус-группы – полезный ознакомительный шаг перед началом широкомасштабных исследований. Фирмы, торгующие потребительскими товарами, на протяжении многих лет используют данные, полученные в фокус-группах. В достоинствах этого метода все больше убеждаются газеты, юридические конторы, больницы и предприятия сферы услуг. Тем не менее, исследователь должен остерегаться переносить выводы, сделанные на основе анализа мнения фокус-группы, на весь рынок, поскольку ее члены представляют собой очень маленькую выборку.

В. Сбор статистических данных. Если наблюдение и опрос фокус-групп прекрасно отвечают целям ознакомительного исследования, при описательном исследовании наиболее уместен сбор статистических данных. Для того чтобы составить обобщенный портрет покупателя, компания проводит статистический обзор знаний, убеждений, привычек и желаний потребителей.

Г. Эксперимент. Наиболее строгими с научной точки зрения является экспериментальное исследование, имеющее целью установление причинно-следственной связи. Объекты эксперимента должны быть специально отобраны и подвергнуты запланированным воздействиям в условиях контроля внешнего окружения, чтобы выявить статистически значимые различия в их реакции. В той же мере, в какой исследователям удается отсечь или взять под контроль не относящиеся к делу внешние факторы, наблюдаемые эффекты могут быть соотнесены с воздействиями экспериментаторов на объект. Устанавливаемые таким образом связи между событиями после их критического анализа могут считаться причинно-следственными, а цели эксперимента – достигнутыми.

Инструменты исследования: Анкета и автоматические устройства.

А. Анкета – это набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов, т.е. лиц, отобранных для анкетирования. Поскольку этот инструмент отличается гибкостью и универсальностью, он является наиболее распространенным средством сбора первичных данных. Перед каждым широкомасштабным исследованием необходимо тщательно разработать и протестировать используемые в нем анкеты. Непрофессиональный подход к их составлению неизбежно приводит к искажению реальной картины либо полученные результаты не поддаются разумной интерпретации.

Разрабатывая анкету, специалист по маркетинговым исследованиям обращает внимание на характер вопросов, их последовательность, форму, выбор слов. Весьма распространенная ошибка – постановка вопросов, ответы на которые невозможны, неприятны или не нужны, и отсутствие вопросов, на которые обязательно следовало бы получить ответы. Чтобы не испытывать терпения респондентов, избегайте праздных вопросов.

Форма задаваемых вопросов влияет на содержание ответов. В маркетинговых исследованиях выделяют вопросы двух типов: закрытые и открытые. Закрытые вопросы включают в себя перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать своими словами. Ответы, полученные на закрытые вопросы, легче поддаются интерпретации и сведению в таблицы для последующего анализа. В свою очередь, открытые вопросы часто позволяют получить интересную информацию. Вопросы такого типа особенно полезны на ознакомительном этапе исследования, когда важно понять, что и как думают потребители, а не определить число покупателей, придерживающихся того или иного мнения.

Кроме того, разработчик анкеты должен тщательно следить за выбором слов и последовательности вопросов. Наиболее предпочтительны простые, прямые и недвусмысленные вопросы, которые следует предварительно проверить на небольшой выборке респондентов. Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце, чтобы возможная негативная реакция индивида не повлияла на остальные ответы. Наконец, вопросы должны быть логичными и последовательными.

Не так давно было показано, что просьба расставить оценки тем или иным свойствам объектов в начале анкеты отражается на последующей их оценке. Если общая оценка согласуется с оценкой свойств, то мы имеем дело с остаточным эффектом, если же имеет место расхождение в восприятии объекта и его признаков, мы столкнулись с эффектом противоречия. Определяя последовательность вопросов анкеты, учитывайте в том числе и возможность возникновения подобных эффектов.

Б. Автоматические устройства применяются в маркетинговых исследованиях не так часто. Гальванометры (приборы для измерения слабых токов) фиксируют малейшие изменения физиологических параметров, сопровождающие возникновение интереса или эмоционального возбуждения у испытуемого, например, под действием рекламы. Специальные устройства фиксируют движение глаз при восприятии участником эксперимента того или иного объекта, что примерно характеризует очередность и длительность концентрации внимания потребителя.

Планирование выборки.

Составленный план должен ответить на три вопроса:

А. Состав выборки: кто станет участником исследования? Должны быть определены целевые группы населения, которые примут участие в исследовании.

Б. Размер выборки: сколько людей будет охвачено исследованием? Чем больше размер выборки, тем достовернее полученные результаты. Тем не менее нет необходимости включать всю целевую группу. Обычно для достоверных выводов достаточно выборки, охватывающей менее 1% населения.

В. Процедура выборки: как будут отобраны участники исследования? Для получения представительной выборки должен использоваться метод случайного отбора.

Г. Случайная выборка позволяет рассчитывать погрешность полученных результатов. Когда затраты времени на составление случайной выборки оказываются слишком велики, исследователи могут прибегнуть к субъективно смещенной выборке.

а) случайные выборки:

- простая случайная выборка. Членом выборки может стать каждый потребитель из целевой группы;

- структурированная случайная выборка. Целевая группа разделяется на взаимоисключающие подгруппы (например, по возрасту), для каждой из которых ведется случайный отбор;

- зональная случайная выборка. Аналогично предыдущей, но принцип разделения на подгруппы иной, по типу территориальной принадлежности (например, жители разный микрорайонов):

б) смещенные выборки:

- выборка по доступности. Исследователь отбирает наиболее доступных для него кандидатов из целевой группы;

- выборка по усмотрению. Исследователь отбирает кандидатов, способных, по его мнению, дать наиболее точные сведения;

- квотированная выборка. Исследователь отбирает из целевой группы заранее определенное число людей, относимых к той или иной категории потребителей.

Представление полученных результатов

Исследователи обнаружили, что большинство людей продолжают считать эту авиакомпанию мелкой фирмой. Худшее заключалось в том, что пассажиры предпочитали крупные авиакомпании, т.к. надежнее.

Исследователи выяснили и тот факт, что часть проблем фирмы связана с ее названием. В бытность свою компания местных линий "Аллегени" получила прозвище "авиалиний страданий" за то, что ее маленькие самолеты летали сквозь непогоду, часто опаздывали. Решением этой проблемы явилось замена названия на "US air".

Система внутренней отчетности

истема маркетинговых исследований

Система сбора текущей внешней маркетинговой информации

Система анализа маркетингововой информации

СМИ

Маркетинговая
среда

Целевые рынки

Каналы маркетинга

Контактные аудитории

Факторы макросреды

Маркетинговые решения и коммуникации

Управляющий по маркетингу

Анализ

Планирование

Претворение в жизнь

Контроль

МИ

МИ

Выявление проблем и формулирование целей исследования

Отбор источников информации

Сбор информации

Анализ собранной информации

Представление полученных результатов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10145. Познание эпохи Возрождения, его специфика и значение в истории науки 39 KB
  Познание эпохи Возрождения его специфика и значение в истории науки. С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний происходивших в XVIXVII вв. создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась класси
10146. Факторы формирования науки Нового времени, специфика ее как сферы деятельности и социального института 68 KB
  Факторы формирования науки Нового времени специфика ее как сферы деятельности и социального института. В Новое время сложилась механическая картина мира утверждающая: вся Вселенная совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц перемещающихся в а...
10147. Основные направления развития науки Нового времени. Научно-исследовательские программы Нового времени 46 KB
  Основные направления развития науки Нового времени. Научно-исследовательские программы Нового времени В XVII в. социокультурные основания обусловившие тенденции секуляризации познания и возрастания его индивидуального творческого характера углубляются. B экономичес...
10148. Направления развития и важнейшие результаты науки в ХVIII - XIX вв. Формирование дисциплинарной организации науки 30.5 KB
  Направления развития и важнейшие результаты науки в ХVIII – XIX вв. Формирование дисциплинарной организации науки. Наука в своих развитых формах является дисциплинарноорганизованным знанием. Отдельные отрасли и научные дисциплины выступают как относительно автоном
10149. Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII - XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности 38.5 KB
  Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности К наиболее примечательным методологическим разработкам того времени относятся: формирование эксперимента как базового метода эмп...
10150. Многообразие типов научного знания. Специфика естественных, гуманитарных и технических наук. 48 KB
  Многообразие типов научного знания. Специфика естественных гуманитарных и технических наук. Рассматривая познание как деятельность мы можем поставить следующую проблему. Можно ли утверждать что по аналогии с многими видами деятельности человека познавательна
10151. Соотношение эмпирического т теоретического уровней научного знания. Изменение представлений о взаимосвязи теории и эмпирии в философии науки ХХ в. 27.5 KB
  Соотношение эмпирического т теоретического уровней научного знания. Изменение представлений о взаимосвязи теории и эмпирии в философии науки ХХ в. Внутренняя структура науки определяется в п.о. через выделение в ее составе теоретического и эмпирического познания. Т.
10152. Формы систематизации знания на эмпирическом уровне 38.5 KB
  Формы систематизации знания на эмпирическом уровне. Основными методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение это целенаправленное восприятие явлений действительности в ходе которого фиксируются данные об их свойствах и отноше
10153. Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке 34.5 KB
  Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования специфика их реализации в современной науке Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение это преднамеренное целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Осо