70277

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. ЦЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования. Планирование – одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном...

Русский

2014-10-18

220.5 KB

1 чел.

ТЕМА №10. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. ЦЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования. Планирование – одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании. Бюджет (или смета) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Составление бюджетов преследует следующие цели:

1. Разработка концепции ведения бизнеса:

− планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

− оптимизация затрат и прибыли предприятия;

− координация – согласование деятельности различна подразделений предприятия.

2. Коммуникация – доведение планов до сведения руководителей разных уровней.

3. Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации.

4. Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом.

5. Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Существуют следующие этапы разработки бюджетов:

1) сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов;

2) разработка первого варианта бюджетов;

3) координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов;

4) утверждение бюджетов руководством предприятия;

5) последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.

Бюджеты в широком смысле подразделяются на два основных вида:

текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность предприятия, и финансовый бюджет, представляющий собой прогноз финансовой отчетности.

В зависимости от поставленных задач различают также бюджеты:

а) генеральные и частные;

б) гибкие и статические.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия – генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета – суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты).

Генеральный бюджет состоит из двух частей – операционного и финансового бюджетов.

В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический бюджет – бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т. е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т. е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации; их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета. В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).

2. ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия.

Поскольку основой для разработки финансовых планов являются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее составление текущих бюджетов.

Составление генерального бюджета начинается с разработки бюджета продаж.

Бюджет продаж

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации.

Примерный вид бюджета продаж

Наименование Продукции

Количество, шт.

Цена без НДС, руб.

Выручка без НДС, руб.

НДС, руб.

Выручка с НДС, руб.

А

Б

В

Итого

Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен на них разрабатывается в отделе маркетинга предприятия. Объем реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия. Поскольку прогноз реализации всегда содержит в себе некоторый элемент неопределенности, полезно указать максимально возможное, минимально возможное и наиболее вероятное значения. После того, как определены основные показатели бюджета продаж, переходят к разработке бюджета производства и уточнением бюджета переходящих запасов.

Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов

Переходящие запасы включают в себя запасы готовой и незавершенной продукции. Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования. Необходимые переходящие запасы можно определить на основе бюджета реализации и имеющейся на предприятии информации о скорости оборачиваемости каждого из этих видов оборотных активов предприятия.

Производственная программа и бюджет переходящих запасов готовой продукции

Наименование продукции

Объем реализации, шт.

Срок хранения запасов на складе, дн.

Запас готовой продукции, шт.

Товарная продукция, шт.

на конец периода

на начало периода

А

Б

Производственная программа и бюджет переходящих запасов незавершенного производства

Наименование продукции

Товарная продукция, шт.

Длительность производственного цикла, дн.

Коэффициент  готовности, %

Запас незавершенного производства, шт.

Валовая продукция, шт.

на конец периода

на начало периода

А

Б

Необходимый запас готовой продукции рассчитывают по формуле:

ГПкi= Si × ti, : Т, (1)

где ГПki – запас готовой продукции i-го вида на конец периода;

Si – объем реализации i-го вида продукции в будущем периоде;

ti – средний срок хранения готовой продукции i-го вида на складе (в днях);

Т – длительность будущего периода (в днях).

Запас готовой продукции зависит от ti – среднего срока хранения готовой продукции. Но следует ориентироваться не столько на ту ситуацию, которая сложилась на предприятии к настоящему времени, сколько на оптимальное время хранения запасов на складе.

В бюджете производства определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Производственный бюджет составляется по видам продукции на основе соотношения:

ТПi = РПi + ГПкi -ГПнi , (2)

где ТПi – объем товарной продукции, который должен быть произведен в планируемом периоде;

РПi – предполагаемый объем реализации продукции;

ГПнi – запасы готовой продукции на начало периода.

Но для обеспечения непрерывности производственного процесса предприятию необходим некоторый запас незавершенной продукции. Запасы незавершенной продукции рассчитывают аналогично запасам готовой продукции, за тем исключением, что вместо срока хранения учитывают длительность производственного цикла:

НЗПкi =- Вi × ti × Кг : Т, (3)

где НЗПki – запас незавершенной продукции i-го вида на конец периода;

Вi – объем выпуска i-го вида продукции за будущий период;

ti – длительность производственного цикла (в днях);

кг – коэффициент готовности незавершенного производства (обычно принимают равным 50%).

Итак, объем выпуска валовой продукции (ВП) i-го вида равен объему выпуска товарной продукции, скорректированному на изменение запасов незавершенного производства:

ВПi = ТПi + НЗПкi – НЗПнi, (4)

После разработки бюджета производства и определения основных производственных показателей разрабатывается бюджет потребности в материалах.

Бюджет потребностей в материалах

Бюджет потребностей в материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель – определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода.

Предварительно рассчитывают расход материалов по видам продукции

Материал

Продукция А

Продукция Б

Итого потребность на расход

на 1 шт.

на объем

на 1 шт.

на объем

X

Y

Z

Большей частью затраты на материалы являются переменными, а потому потребность в материалах в натуральном выражении можно рассчитать по следующей формуле:

М = Н × Q + Мк, (5)

где Н – норма расхода на единицу продукции;

Q – объем производства;

Мк – запас материалов на конец периода.

Однако существуют материалы, расход которых зависит не от объема выпуска, а от длительности планируемого периода Т (например, вспомогательные материалы, катализаторы и др.). В этом случае применяется следующая формула:

М = Н × Т, (6)

Объем закупок равен разности между потребностью в материалах и запасом, имеющимся на предприятии к началу планового периода:

З = М – Мн, (7)

Стоимость закупок С = З × Ц,

где З – объем закупок (в натуральном выражении); Ц – цена.

Исходя из стандартного размера партии, периодичности закупок и среднего срока оплаты составляется график оплаты Кредиторской задолженности перед поставщиками материалов (это важно для прогнозирования денежных потоков и составления финансового плана).

Бюджет потребности в материалах

Материал

Потребность на расход, кг

Запас материала на конец периода, кг

Итого потребность в материале, кг.

Запас материала на начало периода, кг

Объем закупок, кг

Цена за 1 кг, руб.

Стоимость закупок, тыс. руб.

X

Y

Z

Итого

Наряду с разработкой бюджета потребности в материалах приступают к разработке бюджета прямых затрат на оплату труда.

Бюджет прямых затрат на оплату труда.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на базе производственной программы.

Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч. (т. е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Наименование продукции

Трудоемкость единицы продукции, ч

Средняя

Часовая тарифнаяставка, руб.

Прямые затраты на оплату труда на 1 шт., руб.

Валовая продукция, шт.

Реализованная продукция, шт.

Прямые затраты на оплату труда, руб.

на валовую продукцию

на реализованную продукцию

А

Б

Итого

Наряду с разработкой бюджета прямых затрат на оплату труда необходимо разработать бюджет общепроизводственных расходов.

Бюджет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоянными.

Бюджет общепроизводственных расходов

Статья затрат

Сумма, руб.

Переменные расходы – всего, в т. ч.

Вспомогательные материалы

Заработная плата вспомогательных рабочих

Премиальный фонд

Электроэнергия на технологические цели

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Постоянные расходы – всего, в т. ч.

Амортизация

Заработная плата обслуживающего цехового персонала, начальников цехов

Электроэнергия на освещение

Ремонт, техобслуживание

Итого

На основе разработанных ранее бюджетов потребности материалов, прямых затрат на оплату труда и суммы общепроизводственных расходов, окончательно формируется бюджет цеховой себестоимости продукции.

Бюджет цеховой себестоимости продукции

Бюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства. Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т. е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.

Бюджет цеховой себестоимости продукции

Статья затрат

Продукция А

Продукция Б

Итого

На единицу

На объем

На единицу

На объем

Переменные затраты

X

Y

Z

Итого материалы

Прямые затраты на оплату труда

Отчисления на соц. нужды

Итого переменные затраты

Постоянные затраты

Вспомогательные материалы

*

*

*

*

Энергозатраты

*

*

*

*

Фонд оплаты труда

*

*

*

*

Отчисления

*

*

*

*

Ремонт, техобслуживание

*

*

*

*

Амортизация

*

*

*

*

Итого постоянные затраты

*

*

*

*

ИТОГО цеховая себестоимость

Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной заданный период.

После того, как разработан бюджет цеховой себестоимости продукции, приступают к разработке бюджета коммерческих расходов, т. е. расходов связанных с продажей продукции.

Бюджет коммерческих расходов

В бюджет коммерческих расходов включают издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т. п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.

Примерный бюджет коммерческих расходов

Статья затрат

Продукция А

Продукция Б

Итого

на единицу

на объем

на единицу

на объем

Переменные затраты

Транспортировка

Упаковка

Комиссионные (5% от стоимости)

Итого переменные затраты

Постоянные затраты

Реклама и стимулирование сбыта

Фонд оплаты труда отдела маркетинга и сбыта

Отчисления

Услуги сторонних организаций и прочие расходы

Итого постоянные затраты

ИТОГО коммерческие расходы

Например, затраты на комиссионные являются переменными и рассчитываются по формуле: Комиссионные = Процент комиссионных × Объем реализации.

Затраты на рекламу являются постоянными.

Далее переходят к разработке бюджета общехозяйственных расходов.

Бюджет общехозяйственных расходов

Бюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов.

Бюджет общехозяйственных расходов

Статья затрат

Сумма, руб.

Амортизация

Фонд оплаты труда

Отчисления

Представительские расходы

Энергозатраты, коммерческие услуги

Услуги сторонних организаций

Налоги в составе себестоимости

Прочие

Итого

После того, как составлены все основные бюджеты, переходят к разработке бюджета прибылей и убытков.

Бюджет прибылей и убытков

Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

На основании бюджета прибылей и убытков проводят анализ и делают выводы об оптимальности представленной системы бюджетов и необходимости корректировок.

Бюджет прибылей и убытков

Показатели

Продукция А

Продукция Б

Итого

В % к

выручке

На единицу

На объем

На единицу

На объем

Выручка

НДС

Выручка без НДС

Переменные затраты

Материалы

Прямые затраты на оплату труда

Отчисления на соц. нужды

Переменные коммерческие расходы

Итого переменные затраты

Маржинальная прибыль

Постоянные затраты

Вспомогательные материалы

*

*

*

*

Энергозатраты

*

*

*

*

Фонд оплаты труда

*

*

*

*

Отчисления

*

*

*

*

Ремонт, техобслуживание

*

*

*

*

Амортизация

*

*

*

*

Постоянные коммерческие расходы

*

*

*

*

Административные

*

*

*

*

Итого постоянные затраты

*

*

*

*

ИТОГО издержки

*

*

*

*

Прибыль

*

*

*

*

Бюджет прибылей и убытков – это последний бюджет операционной части генерального бюджета, после разработки которого переходят к разработке финансовой части генерального бюджета.

Составление финансового бюджета

Цель финансового бюджета – разработать прогнозный баланс предприятия, который является результатом финансовых и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

Бюджет капитальных вложений

Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибыли и убытках, прогнозный баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

Бюджет денежных средств

Для этого необходимо проанализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Условия погашения дебиторской задолженности:

сколько процентов составляет поступление денежных средств от общего объема реализации текущего месяца;

сколько процентов денежных затрат текущего месяца будет ликвидировано в следующем периоде;

куда поступают средства в кассу или на расчетный счет.

Условия погашения кредиторской задолженности:

как часто производится выплата заработной платы, и за какой месяц;

возникает ли большая задолженность по заработной плате;

как регулярно оплачиваются счета кредиторов;

как оплачиваются накладные расходы и т. д.

Необходимо учесть минимальное сальдо денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия. Анализируется внешнее финансирование: размеры необходимых кредитов для покрытия дефицита оборотных средств. Планируются ли капитальные вложения.

Бюджет денежных средств

Показатели

За год

В том числе по кварталам

1

2

3

4

1. Остаток денежных средств на начало периода

2. Поступление средств от продаж (сумма)

3. Всего денежных средств (сумма)

4. Выплаты: за материалы

- заработная работа

- налог на прибыль

- покупка оборудования

- другие

5. Всего выплат

6. Минимальное сальдо

7. Потребность в денежных средств (5+6)

8. Избыток (недостаток) денежных средств (3-5)

9. Привлечение заемных средств

10. Погашение кредита

11. Выплата процентов по кредиту

12. Остаток ДС на конец периода

И, наконец, последним, разрабатывается прогнозный баланс. Прогнозный баланс строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9046. Идея общественного прогресса и его критериев 15.49 KB
  Идея общественного прогресса и его критериев. При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и разви...
9047. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ 14.55 KB
  Пифагор и пифагорейцы. Основателем пифагорейства является Пифагор Самосский (580-500 гг.). Пифагор был учеником Анаксимандра, а также изучал математику и астрономию в Египте. Особенностью изучения пифагорейства является то, что письменных трудов Пиф...
9048. Философия Платона - образец классического объективного идеализма 14.72 KB
  Философия Платона. Платон (также Аристокл, 427-347 гг.), как ученик Сократа, продолжает изучать этические и политические проблемы, обращаясь, однако,, и к космологическим вопросам. Около 387 г. он основывает в Афинах специальную школу - Академи...
9049. Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества 14.08 KB
  Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества. Политика - специфическая сфера общественной жизни. Политика есть стремление к участию во власти или оказанию влияние на распределение власти между различными...
9050. Практика и познание. Гносеология - теория познания 15.72 KB
  Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...
9051. Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание 15.38 KB
  Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание. Еще одно свойство материи – отражение - способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в сво...
9052. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА 13.75 KB
  Философия Сократа. Сократ (469-399) был философом, который, отойдя от натурфилософского истолкования мира, посвятил себя этическим проблемам. Он «спустил философию с неба на землю». Главной его целью был поиск истины. В центре внимания Сократа...
9053. СОФИСТЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14.67 KB
  Софисты и их роль в развитии древнегреческой культуры. В V веке до н.э. заметное место в греческой философии заняла софистика. Первоначально слово софист означало мудрец, затем так стали называть тех, кто обучал молодых детей правильной речи и воз...
9054. Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации 14.29 KB
  Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств материально-производственной сферы общественной жизнедеятельности людей складываются определенные социальные отношения. В зависи...