7029

Информация в системе управления

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Информация в системе управления Эта тема раскрывает осваивающим менеджмент следующие вопросы: понятие информации построение информационной модели информация как предмет и продукт управленческого труда носители информации ...

Русский

2013-01-12

224.5 KB

327 чел.

Информация в системе управления

Эта тема раскрывает осваивающим менеджмент следующие вопросы:

  •  понятие информации;
  •  построение информационной модели;
  •  информация как предмет и продукт управленческого труда;
  •  носители информации;
  •  роль информации в управлении;
  •  виды информации;
  •  свойства информации;
  •  качественные характеристики информации;
  •  виды работ информационного процесса;
  •  методы сбора и передачи информации;
  •  информация как вид ресурсов;
  •  понятие и функции информационной системы;
  •  этапы развития компьютерных информационных систем;
  •  классификация компьютерных информационных систем.

Информация во все времена нужна была людям как средство управления своими действиями, принятия результативного решения. С переходом к рыночным отношениям информация становится наиболее значимым ресурсом (наряду с материальными, трудовыми, энергетическими), резко возрастает стоимость информационных услуг, повсеместно внедряются новые информационные технологии в коммерческих организациях.

Традиционная информационная система не стала удовлетворять требованиям в новых экономических условиях и постепенно заменяется на системы автоматизированной обработки информации для своевременного обеспечения ею пользователей.

10.1. Понятие и роль информации в управлении

Любые изменения, происходящие в природе, в обществе, производстве, являются источником каких-то сведений, знаний, отражающих количественную и качественную характеристики того или иного явления, процесса, события. Все эти сведения в любой форме и любого содержания представляют собой информацию.

Информация  это совокупность сведений (собранных, обработанных и накопленных), отражающая уровень наших знаний о процессах, явлениях, событиях, фактах и их взаимосвязи.

Понятие информации в социально-экономических дисциплинах связывают с отражением в сознании человека окружающего его мира. Информация характеризует одну из важнейших сторон деятельности человека – познание мира (рис. 10.1.1.).

Рис. 10.1.1.

Примером процесса отражения реального мира является хозяйственная инвентаризация, отображающая на данный момент времени ситуацию с материальными средствами (ресурсами) предприятия.

Информационные модели. Трансформация отдельных данных и событий в интегрированную карту реального мира позволяет построить две последовательные модели:

1) информационно-разъясняющую;

2) информационно-управляющую.

Информационо-разъясняющая модель описывает происходящие процессы и позволяет принимать управленческие решения в соответствии с определёнными целевыми установками и критериями. Эта концепция находит применение в качестве представлений об эффективных комбинациях производственных факторов на входе, обеспечивающих достижение желаемых результатов на выходе (в натуральном и денежном выражении).

Информационно-управляющая модель отражает ситуацию накануне принятия решения и прогнозирует варианты её изменения на период после этого. Такая концепция находит применение в качестве управляющего процесса, охватывающего описание всех существующих взаимодействий производственной системы в целом и основана на статистической оценке параметров.

Информация в управлении производством. В социально-экономической системе информация является средством коммуникации между людьми. Этим и определяется её роль в производстве, осуществление которого было бы невозможно без связей, коммуникаций.

Играя важную роль в деятельности человека, информация имеет большое значение в управлении производством. С точки зрения процесса управления информацию можно определить:

• как предмет управленческого труда;

• как совокупность сведений о состоянии управляемой, управляющей систем и внешней среды;

• как продукт управленческого труда.

Напомним еще, что управление производством есть информационная (кибернетическая) система, которую схематично можно представить, как на рис. 10.1.2.

Рис. 10.1.1.

В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта управления (предприятие, его производство) и субъекта управления – управленческого аппарата (рис. 10.1.1). Последний объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу же объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т. е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.

Оба компонента системы управления связаны прямой (П) и обратной (О) связями. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет собой поток отчётной информации о выполнении принятых решений, направляемых в обратном направлении.

Директивная информация порождается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т. д.).

Внешняя среда влияет не только на объект управления, она поставляет информацию и управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояния рынка, наличия конкуренции, величины процентных ставок, уровня инфляции, налоговой и таможенной политики).

Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, и составляет информационную систему экономического объекта.

Управление как воздействие субъекта на управляемый объект может быть осуществлено только путём передачи информации. Под этим углом зрения можно утверждать, что информация – это средство воздействия субъекта управления на управляемый объект.

В любой организации, как мы уже знаем, протекает два вида процессов:

1) по производству благ и услуг (материальных и нематериальных);

2) информационный.

Первый имеет место в управляемой (производственной) системе с производственным процессом, второй – в управляющей системе с процессом управления.

В производственной системе между элементами имеется физическая (вещественная) связь (движение предметов и средств труда или вещный обмен), в то время как в управляющей системе элементы взаимодействуют на основе информационной связи: прямой – от субъекта к объекту и обратной – от объекта к субъекту.

Предмет управленческого труда. Им является то, на что направлены действия управленца, т. е. информация. Последнюю руководители, специалисты и технические исполнители собирают, передают, обрабатывают, хранят, используют в процессе управления.

Продукт управленческого труда. Им является информация, преобразованная служащими в качественно новые формы, диктуемые целью трудового процесса. Это может быть управленческое решение, справка, отчёт, приказ и т. д.

Все этапы и стадии процесса управления связаны с переработкой информации. Организационно-практическая деятельность руководителя и аппарата управления также во многом носит информационный характер. Без информации невозможно определить цели управления, оценить ситуацию, сформировать проблему, принять решение и проконтролировать его выполнение.

Носители информации. С момента возникновения информация имеет материальный носитель. Перечислим ряд носителей информации:

• документы;

• чертежи; схемы, фотографии, графики;

• газеты, журналы, книги;

• кинофильмы, диафильмы, слайды;

• записи на магнитной ленте и других запоминающих устройствах;

• сигналы, табло, стенды, условные знаки;

• память (мозг) человека.

Иногда роль информации в процессе управления абсолютизируют, а сам процесс управления рассматривают как процесс движения информации или же как процесс преобразования из исходной в командную, результирующую.

Процесс управления нельзя полностью сводить к преобразованию информации. Его содержание гораздо богаче. Воздействие на человека – не столько акт передачи ему информации, сколько сложнейший социально-психологический процесс взаимодействия людей, включающий такие факторы, которые не умещаются в понятие информации, – интересы, долг, дисциплина, воля, авторитет, мораль и др.

В осуществлении этих актов информация выступает как средство воздействия. Создаётся видимость, что передача информации и есть воздействие. Но это лишь внешняя сторона процесса управления. Одна и та же информация по-разному действует на различных людей. Ведь не только информация оказывает действие процессе управления, но и человек воздействует на человека, по-разному используя информацию: как основу и средство воздействия в зависимости от того, кто или что является объектом воздействия.

10.2. Классификация информации

Классификация информации необходима:

• для компетентного, системного подхода к управлению;

• для формирования и совершенствования информационной системы;

• для анализа информационного обеспечения процесса управления.

По характеру, сфере образования, назначению, формам закрепления (фиксации) применяемая в управлении информации делится на три крупных класса:

1) научно-техническая;

2) собственно управленческая;

3) учётно-статистическая.

1. Научно-техническая информация. Источником её образования являются результаты научных исследований учёных и специалистов в различных отраслях науки и практики. Они предназначены для применения в конкретно-прикладных работах проектных и производственных организаций. Подобные сведения содержатся:

• в научно-технической литературе;

• в патентах;

• в проектно-конструкторской документации;

• в технологической документации и т. п.

2. Собственно управленческая информация. Используется непосредственно в процессе управления. Это плановая, нормативная и другая технико-экономическая информация. Такая информация имеется:

• в хозяйственных договорах;

• в заказах на материальные ресурсы;

• в различных распорядительных документах и др.

3. Учётно-статистическая информация. Её источник – результаты деятельности любой административно-хозяйственной ячейки (школы, больницы, учреждения, предприятия и т. п.). Она слагается как обобщение сведений о совершившихся фактах и событиях в различных сферах хозяйственной жизни. Фиксируется информация в специально созданных документах (формах), носит периодический характер.

Учётно-статистическая информация предназначена для использования в качестве исходной для принятия решений, так как на её основе формируются представления о фактическом состоянии производственно-хозяйственных и социально-экономических процессов.

Другие классификационные признаки информации:

• содержательный;

• организационный;

• функциональный;

• уровневый.

По содержанию информация классифицируется:

  1.  по отражаемым объектам (трудовые, материальные ресурсы, средства производства, финансы);
  2.  по фазам и процессам воспроизводства (производство, распределение, обмен, потребление);
  3.  по отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т. д.);
  4.  по типу отношений (организационные, экономические, социальные, политические).

По организационному признаку информация подразделяется:

  1.  на систематизированную (т. е. регламентированную по составу показателей, адресам, периодичности, срокам передачи, формам представления);
  2.  на несистематизированную.

По функциональному признаку различают информацию:

  1.  плановую;
  2.  координационную (по руководству);
  3.  учётную;
  4.  контрольную и т. д.


По уровням управления
выделяется информация:

  1.  нисходящая (передаваемая от субъекта к объекту управления -командная или директивная);
  2.  восходящая (отчётная) направлена от объекта управления к субъекту;
  3.  горизонтальная (кооперативная) обеспечивает информационный обмен между равными по рангу партнёрами (подразделениями).

Продолжим классификацию информации по другим основаниям (признакам).

Разнообразие форм отражения информации имеет большое значение в информационном обеспечении управления.

Визуальная информация, особенно в виде графиков, таблиц, табло и т. д., характеризуется повышенной скоростью её восприятия, может одновременно сообщаться группе людей, способствует аналитическому характеру восприятия информации, показывая тенденции и зависимости и т. д. Использование наглядных форм отображения информации способствует совершенствованию информационного обеспечения управления.

Аудиоинформацияэто информация, воспринимаемая на слух путём использования портативных магнитофонов и диктофонов.

Аудиовизуальная форма передачи информации совмещает в себе информацию в виде изображения и звука. Она отображается с помощью киноустановок, телевизионной аппаратуры, компьютерной техники, получающей в настоящее время большое распространение в процессе управления.

Цифровая информация, безусловно, играет важную роль в процессе управления. Считается, что цифры более ёмки в информационном отношении, они вносят точность в предоставляемую информацию. Но в процессе управления невозможно всё свести к цифровым формам предоставления информации. Буквенная информация помогает понять и оценить качественные тенденции развития управляемой системы, содержательные аспекты её состояния, что является неотъемлемой частью процесса управления.

Кодированная информация предназначена для использования современных технических средств управления, помогающих собирать, хранить, искать, передавать, обрабатывать информацию.

Условно-постоянная информация часто используется в форме нормативных и регламентационных актов, долгосрочных заданий и пр. Условно-переменная информация – это текущая, оперативная, используемая сравнительно небольшой промежуток времени (отражает свойства и количественные характеристики разовой производственной информации). Условно-постоянная информация остаётся неизменной или незначительно изменяется в течение длительного промежутка времени и многократно используется для решения задач управления (информация о составе основных фондов, технологии производства продукции, организационной структуре предприятия и т. д.).

Исходная информация используется как основа для проведения различного рода расчётов, логической обработки. В свою очередь исходная информация разделяется на первичную и промежуточную. Производная информация получается в результате расчётов.

Первичную информацию получают в результате прямого наблюдения за ходом производственного процесса, выполнения хозяйственных операций.

Промежуточная информация может сразу не использоваться, а в течение некоторого периода накапливаться на каких-либо носителях. Производная информация включает результативную информацию.

10.3. Свойства и качественные характеристики информации

При организации информационных процессов необходимо учитывать свойства информации, которые носят как общий, так и специфический характер. Назовём основные свойства.

– Способность информации быть средством отражения событий, процессов. Чем сложнее интересующая нас система, чем из большего числа элементов она состоит, тем обширней состав и объём сведений, её характеризующих, тем сложней оценить состояние системы. Отсюда требование мощности и совершенства средства для сбора, передачи, обработки информации, с тем чтобы можно было понять поведение системы, управлять ею, оценить её перспективу. В этом смысле наиболее сложными параметрами характеризуются современное производство, организация, фирма.

Современное предприятие – сложный организм, включающий большое число служб, подразделений, цехов, складов и т. д. Производство на предприятии характеризуется глубиной и сложностью связей, высокой степенью разделения труда, динамизмом всех процессов – технологических, экономических, социальных, организационных и пр. Деятельность такого предприятия складывается из огромной совокупности процессов, событий, явлений, каждое из которых является источником информации.

– Многократность использования информации. Это свойство связано со спецификой её потребления, в процессе которого она не исчезает. Данное свойство предъявляет требования к созданию систем не только обработки, хранения информации, но и централизованного использования её работниками аппарата управления.

– Информация свободна от конкретного носителя. Это означает, что одну и ту же информацию можно представить в разном виде материализации и, следовательно, на разных носителях.

– Конкретность и индивидуальность информации. Информация, отражающая процессы, происходящие в производстве, конкретна индивидуальна, т. е. присуща конкретному станку, рабочему, процессу, но в то же время структура её такова, что она позволяет дать общественную оценку явлениям, событиям, процессам в целом.

Качественными характеристиками информации являются:

• количество и качество информации;

• достоверность и точность;

• полнота;

• актуальность;

• ценность, полезность;

• плотность информации;

• регулярность, ритмичность поступления.

Количество и качество информации. Является одной из основных характеристик при оценке загруженности работников аппарата управления, а также для определения производительности используемых при обработке информации технических средств. Оценка количества информации во многом зависит от способов её фиксации, применения различных носителей.

Иногда работники аппарата управления перегружены информацией, т. е. налицо информационная избыточность, – это затрудняет выработку решения. Бывает и обратное, когда работники аппарата управления не располагают необходимой информацией – испытывают «информационный голод», т. е. решение приходится принимать в условиях недостаточности необходимой информации.

Достоверность и точность информации. Всякие сведения лишь с определённой степенью достоверности отражают реальные события. Чем выше достоверность информации, тем больше возможностей для разработки эффективных решений. Достоверность информации – это комплексное число ошибочных символов на определённый объём информационного сообщения.

На достоверность информации значительно влияют средства и способы отображения реальных фактов; средства и способы их хранения и передачи информационных данных. В информационный обмен в системе управления могут оказаться вовлечёнными ложные сведения, что затрудняет её функционирование.

Иногда считают, что достоверность информации зависит от субъективных факторов, поскольку само понятие информации связано с деятельностью человека. Но достоверность информационного обеспечения имеет и объективные основания, которые зависят от методики и средств измерения, расчёта, сбора информации и т. д. Об одном и том же событии можно получить менее достоверную и более достоверную информацию в зависимости от того, как подойти к её сбору и обработке.

Полнота информации. Определяется как соотношение необходимой для управления информации и полученной. Количество необходимой информации зависит от затрат времени на её сбор и передачу. Полнота информации определяется не вообще полнотой наших знаний по данной проблеме, а возможным и необходимом объёмом информации в данном процессе управления, чтобы затраты на сбор и обработку информации не снижали эффекта от повышения её полноты, увеличения объёма.

Это вовсе не означает, что полнота знаний не влияет на полноту информационного обеспечения процесса управления. Она определяет необходимость организационного и экономического совершенствования управления. Важную роль здесь играет и методика разработки управленческого решения, влияющая на объём используемой при этом информации.

Актуальность информации. Она связана с временем, в течении которого информация устаревает. В условиях ускоряющихся процессов социально-экономического развития, научно-технической революции актуальность информации постоянно изменяется. Поэтому период, в течение которого информация является актуальной, приобретает немаловажное значение в процессе управления. Актуальность информации зависит от своевременного её сбора, регистрации, правильного использования её по назначению. Поддерживая актуальность информации, мы тем самым не только можем принимать эффективные решения по управлению производством, но и прогнозировать поведение элементов и состояние тех или иных процессов на определённую перспективу в управляемом объекте.

Ценность, полезность информации. Эта характеристика относительна, так как ценность информации может быть различной и относительно воспринимающих её субъектов. Вот почему нельзя строго оценить или измерить ценность информации. И тем не менее в практике управления каждый руководитель, разрабатывая решение, оценивает полученные сведения. Руководитель отрицательно оценивает информационное обеспечение процесса управления, если слишком часто к нему попадает бесполезная информация, загружающая его лишней работой.

Плотность информации. Это её количество, содержащееся в выбранной единице носителя. Низкая плотность информации при отсутствии соответствующей техники обработки увеличивает объём рутинных работ в процессе управления, усложняет процессы хранения и поиска информации и тем самым снижает производительность управленческого труда.

Высокая плотность информации требует специальных технических средств для её использования. Например, микрофильм, микрофиша, кассета и т. п. содержат большой объём информации в единице носителя, но использование этой информации требует специальных технических приспособлений, аппаратуры. Уплотнение информации является одной из современных тенденций развития информационного обеспечения управления.

В деловой документации большую роль играет унифицированность терминологии, порядок составления документа. Это способствует повышению плотности информации и улучшению характеристик информационного обеспечения системы управления.

Регулярность, ритмичность поступления информации. Информационное обеспечение управления характеризует и частота использования определённых видов информации. Не вся информация одинаково используется в процессе управления. Одни виды информации постоянно находятся «в работе», другие – лишь периодически, третьи – весьма редко. Частота использования информации в процессе управления играет большую роль в организации её хранения и поиска, в выборе методов организации её массивов и стратегии поиска.

Разделение информации по уровням управления. На каждом иерархическом уровне решаются свои специфические задачи управления. Для того чтобы решения, принимаемые на каждом уровне управления, были эффективными и своевременными, необходимо чтобы работник каждого звена получал специально отобранную информацию определённого объёма и качества, в чётко определённые моменты времени.

Чем выше ступень управления, тем выше уровень концентрации предоставляемой пользователю информации. Руководство предприятия нуждается в информации с интегральными оценками процессов и явлений в производстве с учётом функциональных обязанностей и административной ответственности.

Систематизация информации по функциям управления. Каждое звено системы управления работает со своей специфической для выполняемой функции информацией. Можно разделить информацию по её функциональной принадлежности. Причём это деление можно произвести как по основным, так и по конкретным функциям управления. Такое классификационное деление информации имеет большое значение в проектировании системы управления, в частности при определении трудоёмкости работ по различным звеньям системы управления.

Каждая из выполняемых управленческих работ требует вполне определённой, конкретной информации. Следовательно, информация, необходимая, например, для реализации функций оперативного управления и перспективного планирования, будет резко отличаться по срокам предоставления, объёмам, структуре, форме предоставления и т. д.

10.4. Информационный процесс

Такой процесс включает частичные процессы (виды работ):

• сбор информации;

• передача информации;

• преобразование информации;

• обработка информации;

• хранение информации;

• использование информации;

• уничтожение информации.

Сбор информации. Рассмотрим применяемые методы сбора информации. К ним можно отнести:

• изучение документов, графиков, номограмм и т. д.

• использование справочной и нормативной документации;

• чтение специальной литературы, периодических изданий;

• просмотр кинофильмов, телепередач и т. п.;

• прослушивание записей с магнитных носителей;

• подсчёт, взвешивание, замер;

• беседы с работниками, опрос информаторов;

• запись данных со счётчиков;

• снятие информации с запоминающих устройств.

Всякий управленческий цикл начинается со сбора информации и заканчивается получением и выдачей управленческой информации в виде решений.

Передача информации. Главный принцип правильной организации передачи информации предусматривает прохождение её по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени. Возможны следующие способы передачи информации:

• перенос, пересылка, перевозка, передача устно;

• передача по телефону;

• передача по радио;

• передача по телевизору;

• передача по телетайпу;

• передача по телеграфу, телефаксу;

• автоматизированная передача с помощью средств сигнализации и т. д.

Преобразование информации. Предполагает аналитико-синтетическое изучение её содержания и подготовку новой формы (вторичной) информации. Цель преобразования – придать информации вид, удобный для дальнейшего использования: обработки, передачи, хранения.

Преобразованием информации заняты все группы служащих в соответствии с разделении труда и должностными обязанностями. В результате деятельности руководителей, специалистов и технических исполнителей по преобразованию информации осуществляется подготовка и реализация очередного акта воздействия субъекта на управляемый объект, чем поддерживается и сохраняется стабилизация системы управления.

Обработка информации. Это совокупность различных действий, производимых над имеющейся информацией и приводящих к тому или иному изменению её вида или характера представления. Здесь нередко объединяется ряд отдельных элементов для получения качественно нового сообщения, новой по содержанию информации.

Хранение информации. Оно заключается в её передаче во времени, связанной с обеспечением неизменности состояний материального носителя информации. Для ускорения поиска хранимая информация систематизируется по классификационным признакам. Существуют специально оборудованные хранилища информации (архивы), а также различные устройства (картотеки) и аппараты с банком данных (компьютеры).

Использование информации. Означает её применение для решения управленческих задач в соответствии с целью воздействия. Пригодной для применения в процессе управления может быть любая достоверная информация с учётом её вида, материального носителя, степени обработки, методов сбора и передачи.

Уничтожение информации. Уничтожению (разрушению материального носителя и содержащихся в нём сведений) информация подвергается в случаях её устаревания или после многократного использования. Возможные варианты техники уничтожения информации: сожжение, измельчение путём резки, стирание и др.

10.5. Информационная система, её формирование и развитие

Информация как вид ресурсов. Добавим к сказанному, что управление – важнейшая общественная функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой организации. Будучи процессом информационным, управление поддерживает структуру, режим деятельности, выполнение программы функционирования социально-экономического объекта за счёт полной, своевременной и достоверной информации. Причём информация выступает одним из основных ресурсов. Она собирается, передаётся, накапливается, подвергается обработке и используется для принятия управленческих решений, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность предприятий, коммерческих сбытовых и финансовых организаций.

Чрезвычайно важным является тот факт, что информация не только проявляет себя как любые другие ресурсы (материальные, трудовые, топливные, энергетические и т. п.), т. е. имеет стоимость и потребительную стоимость, но и выгодно отличается от них тем, что после переработки её объём и полезность не уменьшаются. Информация при этом не теряет своей ценности, а наоборот, увеличивает её, отражая новые знания, которые могут многократно использованы для анализа производственно-хозяйственной ситуации, принятия обоснованных управленческих решений.

Однако для этого требуется необходимые условия – наличие чётко организованной информационной системы предприятия, которая обеспечивает информационное обслуживание аппарата управления, реализует обмен информацией между структурными элементами внутри управляемого объекта и с внешней средой.

Понятие и функции информационной системы. Информационная система – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи социально-экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в многоаспектных процедурах обработки информации и подготовки управленческих решений.

Информационная система, являясь системой информационного обслуживания работников управленческих служб, выполняет технологические функции по накоплению, хранению и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определённом методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном предприятии, реализует цели и задачи, стоящие перед ним. Различают информационные системы, ориентированные при решении задач управления на ручную или машинную технологию обработки информации.

Ручная технология обработки информации достаточно традиционна, ориентирована на использование различного рода калькуляторов и полностью регламентируется действующими инструкциями по решению управленческих задач в рамках сложившихся методологии и законодательства.

Машинная технология обработки информации рассчитана на применение самого широкого спектра технических средств и, прежде всего, электронных вычислительных машин и средств связи для создания вычислительных систем и сетей различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или руководителя, принимающих решения.

Современная информационная технология реализуется в условиях спроектированных компьютерных информационных систем, где в процессе их создания увязываются наиболее рациональные методы решения управленческих задач и человеко-машинная технология обработки информации. Компьютерная информационная система (КИС) представляет собой упорядоченную совокупность информации, экономико-экономических методов и моделей, технических и программных средств, организованных на базе новой информационной технологии решения производственно-экономических задач и информационного обслуживания специалистов служб управления.

Этапы развития компьютерных информационных систем. В середине 60-х годов с появлением ЭВМ и информатики получило развитие новое научное направлениеавтоматизация управленческого труда. С тех пор и до настоящего времени главным фактором повышения эффективности деятельности работников информационной сферы является внедрение компьютерных информационных систем. Речь идёт об использовании в управлении современных технических средств и компьютерных информационных технологий, обеспечивающих автоматизацию таких функций и процедур, как:

• подготовка и регистрация информации;

• передача информации к месту обработки;

• собственно обработка информации;

• хранение и поиск информации.

В этой работе пройдено несколько этапов.

1. Механизация отдельных видов трудоёмких управленческих задач была характерна для 50-х годов.

2. В 60-е годы основные усилия были направлены на обеспечение непрерывной – в реальном масштабе времени – передачи от управляемых объектов и обработки на ЭВМ самой разнообразной информации с целью принятия своевременных и обоснованных решений.

3. Исключительно важным было распространение в 70-е годы систем комплексной обработки информации на ЭВМ. Это была эра человеко-машинных автоматизированных систем управления (АСУ), где при централизованной обработке в условиях вычислительных центров роль человека-оператора оказывалась не менее существенной, чем технических устройств. Однако сверхцентрализованная обработка имела свои отрицательные стороны – отторжение пользователей от процесса обработки информации, снижение аналитичности и качества результатной информации.

Опыт создания АСУ, внедрение оптимизационных методов в практику экономической работы, формализация ситуаций производственно-хозяйственных процессов, оснащение государственных и коммерческих структур современными вычислительными средствами коренным образом видоизменили технологию информационных процессов в управлении. Повсеместно создаются компьютерные информационные системы управленческой деятельности (КИСУД).

Преемственность между АСУ и новейшими КИС несомненна. В первых и во вторых системах управление рассматривается как информационный процесс, а объект управления (социально-экономическая система) – как сложная информационная система. В обоих случаях при проектировании систем требуется комплексный подход к изучению производственно-хозяйственного механизма автоматизируемого объекта.

В принципе КИС можно рассматривать как этап дальнейшего развития АСУ, обусловленный внедрением в практику управленческой работы относительно недорогих, но обладающих большими возможностями микроЭВМ и персональных ЭВМ, рассчитанных на конкретного пользователя, владеющего основами информационной технологии.

Несмотря на новизну, концепция КИС прошла уже в своём развитии три этапа.

Для первого этапа была характерна слабая оснащённость низовых уровней системы управления микро- и персональной техникой. Отсутствовала автоматизированная связь иерархических уровней управления. Автоматизация зачастую рутинных, часто повторяющихся операций существенно обедняла функциональные и программно-аппаратные возможности ЭВМ.

Второй этап развития КИС характеризуется объединением с помощью каналов связи разрозненных, расположенных на различных уровнях технических средств управления в локальную вычислительную сеть. Она открыла возможности для осуществления ряда таких дополнительных функций как:

• автоматизированная связь между техническими средствами низшего уровня (автоматизированными рабочими местами – АРМ);

• совместная работа технических средств различных уровней;

• «перекачка» вычислительных ресурсов как по горизонтали, так и по вертикали управления с целью исключения «узких» мест в процессах информационного обслуживания пользователей и принятия управленческих решений.

На третьем этапе развития КИС дальнейшая персонализация использования вычислительной техники сочетается с объединением АРМ в единую систему, обеспечивающую каждому пользователю доступ ко всем вычислительным ресурсам системы, её информационным базам, а также к внешним вычислительным ресурсам и базам данных других систем.

Классификация компьютерных информационных систем. Компьютерные информационные системы чрезвычайно разнообразны и могут различаться по нескольким признакам:

• по отрасли функционирования объекта управления (промышленность, сельское хозяйство и др.);

• виду управляемого процесса (технологический, организационный, экономический);

• уровню в системе государственного управления. Так как классификация систем по первому признаку очевидна, рассмотрим второй и третий признаки.

По виду управляемого процесса выделяют такие компьютерные информационные системы:

• управления технологическими процессами;

• организационно-технологические;

• организованного управления;

• обработки информации;

• научных исследований;

• обучающие.

1. КИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями. Ядром комплекса технических средств (КТС), осуществляющим все формализованные операции по сбору, регистрации, первичной и окончательной обработке, передаче, хранению информации, являются мини-ЭВМ. Принятие управленческого решения в системе остаётся за человеком.

2. Организационно-технологические КИС представляют собой многоуровневые системы, сочетающие функции КИС управления технологическими процессами и КИС управления производством предприятия. Это, по существу, интегрированный КИС.

3. КИС организационного управления. Для такой системы объектом управления служат производственно-хозяйственные, социально-экономические процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой (межотраслевом, отраслевом, территориальном, на уровне предприятий и организаций). Типичный пример системы организационного управления – КИС управления производством предприятия.

4. КИС обработки информации. Объектом автоматизации для таких систем являются информационные фонды, массивы данных на носителях и процессы по их формированию, сбору, передаче, обработке. Цель таких систем – информационное обслуживание различных пользователей. Чисто КИС обработки информации смыкаются с КИС организационного управления и входят в контур последних. Разновидностью КИС обработки информации являются многочисленные системы обработки экономической информации – бухгалтерской, статистической, финансовой.

5. КИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность инженерных расчётов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой самая разнообразная, вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ и моделирования. Системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

6. Компьютерные обучающие системы получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.

В соответствии с третьим признаком классификации компьютерных систем выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые системы, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.

7. Отраслевые КИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления ведомств.

8. Территориальные КИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчётности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

9. Межотраслевые КИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своём составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые компьютерные системы обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распространения ресурсов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25369. Психология как система жизненных явлений 43.5 KB
  Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями как общественная деятельность социальная работа социальные службы и т. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления социального.
25370. Социологические проблемы 92 KB
  Проводятся многочисленные исследования имеющие целью определить экономический эффект образования проанализировать распределение детей из разных социальных слоев по типам учебных заведений влияние социальной среды на успехи учащихся в школе. Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы потому что информационные задачи вопросы формирования знаний об обществе отношениях в группе воспитания защищенности развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими...
25371. Социальная сфера человеческой жизни 55.5 KB
  Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период который потребовал не только поисков эффективных форм экономического политического и культурнодуховного развития общества но и поиска новых средств социальной поддержки населения. Это в свою очередь потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода истории отечественной благотворительности государственной социальной политики существующих форм организации социальной поддержки слабых групп населения. В этот период в...
25372. Экологические проблемы социальной работы 51 KB
  Главная теоретическая и практическая задача экологии раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу. Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности поскольку положение которое складывается в отношениях человека с природой часто становится критическим: исчерпываются запасы пресной воды и полезных ископаемых нефти газа цветных металлов и др....
25373. Социальная политика в системе общественных отношений, ее взаимосвязь с социальной работой 37 KB
  Социальная политика в системе общественных отношений ее взаимосвязь с социальной работой В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики. Социальная политика представляет собой обязательный элемент...
25374. Основные модели и приоритеты социальной политики в России и за рубежом 19.81 KB
  Основные модели и приоритеты социальной политики в России и за рубежом.Полит идеология неразрывно связана с полит сознанием – это сфера общ сознания образуемая совок соц чувств представлений взглядов отражающих реальные полит отношен и вместе с тем составляющих их неотъемлемую часть. Неолиберализм отказались от прямой демократии признали неравенство людей но выдвинули идею соц равенства пересмотрели пункт о невмешательстве госва в экку. Социал демократич полит идеология в сер 19в защищала рабочие классы трудящихся от беззакония.
25375. Объект предмет и категории теории социальной работы 39.5 KB
  Объект предмет и категории теории социальной работы Теория социальной работы это наука о закономерностях и принципах функционирования развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее социальную среду. Выбор объекта и предмета науки влияет на содержание теории и практики социальной работы. Объект и предмет основополагающие категории развития теории социальной работы. Так в...
25376. Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты 35 KB
  чтобы понять сущность социальной работы как профессионального вида деятельности необходимо дать определение рядовому понятию – деятельность. Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности проявление социальной активности целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основой социальной работы в России выступает благотворительность уходящая своими корнями в глубокую древность. Профессия социальный работник специалист по социальной работе официально зарегистрированы в мартеапреле...
25377. Основные тенденции истории социальной работы за рубежом 62.5 KB
  Основные тенденции истории социальной работы за рубежом Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов: 1.Развитие социальной работы в новое время середина XVII – начало XX в.Развитие социальной работы в новейшее время XXв. Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1.