70299

Введение в экономическую теорию. Функции и методы экономической теории

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Альфред маршал ввел понятие спрос и предложение исследовал факторы воздействующие на них разработал концепцию эластичности спроса и предложения. Сформулировал законы спроса и предложения доказал что рыночная цена есть результат взаимодействия спроса и предложения.

Русский

2015-01-17

1.11 MB

0 чел.

Экономика

Алла Александрова


Введение в экономическую теорию.

  1.  Экономика, как наука. Предмет экономической теории
  2.  Основные этапы становления и развития экономической теории.
  3.  Функции и методы экономической теории.

Понятие экономики ввел в 4 веке до нашей эры греческий философ Ксенофонт. «Ойкос» - домашнее хозяйство, «номос» - закон => экономиказакон ведения хозяйства.

Сегодня понятие экономика используется в трёх значениях:

  •  хозяйство соответствующего уровня
  •  наука изучающая хозяйство
  •  историческое определяющаяся совокупность хозяйственных отношений, складывающаяся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих тип экономической системы.

К XX веку в экономической науке существовали два основных подхода к определению предмета ее изучения:

. Предметом марксистской политической экономики является производственные отношения и законы их развития.

. Неоклассический подход. Экономикапредметом изучения является общественный выбор в условиях ограниченности ресурсов.

На современном этапе развития экономической науки происходит сближение двух подходов. Современная экономическая теориянаука о том, какие из редких или ограниченных ресурсов человек и общество с течением времени при помощи денег или без их участия избирает для производства товара и услуг и их дальнейшего распределения через членов общества в целях потребления в настоящем и будущем.

Микроэкономика занимается изучением поведения отдельных хозяйствующих субъектов и функционированием отдельных рынков. 

Макроэкономика изучает функционирование экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста и полной занятости ресурсов, минимизацией уровня безработицы и инфляции. 

Основные этапы становления и развития:

  •  кодекс царя Хаммурапи
  •  закон Архашастра
  •  труды Кун Фуцзы (Конфуция)
  •  домострой Ксенофонта (про домашнее рабовладельчество)
  •  Политея (государство) Платона. Выделял сословия: философы, войны, ремесленники, земледельцы. Рабы - "говорящее орудие труда"
  •  труды Аристотеля. Выражает негативное отношение к ростовщичеству, считает "полезные вещи" истинным богатством (как и Ксенофонт). Тоже делил общество на классы (5 классов). Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности:
  •  экономикаисточник истинного богатства;
  •  ?харимостатика? –искусство наживы;
  •  Древний Рим: Катон, Старций, Варрон, Тиберий, Гракх.

Экономики в древнем мире, как самостоятельной науки, нет. Впрочем, как и в средневековье. Основные экономические труды средневековья:

  •  Фома Аквинский (Италия). Фома Аквинский впервые дает обоснование взиманию процента в ростовщичестве. Предлагает концепцию справедливой цены (разные цены для разных сословий)
  •  проч.

Как самостоятельная наука, экономика начинает формироваться в XVI-XVII вв.

Меркантилизм 

Итал. "мерканте" - торговец, купец - направление экономики. 

Меркантилизм рассматривает экономику как науку о богатстве. Богатство - деньги и драгоценности (сравни с др. Грецией). Источники богатства - сфера обращения, внешняя торговля. Меркантилисты выступают за активное участие государства в экономике (с целью развития внешней торговли). 

Ранний меркантилизм предлагает решение задачи обогащения страны с помощью прямых (административных) методов государственного регулирования - разрешение или запрет на торговлю и т.п. 

Развитый (поздний) меркантилизм основан на принципе активного торгового баланса, в соответствии с которым, государство должно обеспечивать превышение экспорта над импортом. Эта задача решается с помощью косвенных методов (экономических) государственного регулирования экономики (налоги и пошлины, ввозить сырье, вывозить готовую продукцию и проч.). Состоянием позднего меркантилизма является политика протекционизма, направленная на защиту интересов национальных производителей. 

Меркантилизм развивался в западной Европе, особенно в Англии (Томас Мэн), Франции (Антуан Мон....тьен), Италии (Антонио Сэрра). 

Классическая политическая экономика.

Классическое направление зарождается и получает своё развитие в Англии и во Франции в XVIIXVIII вв. В основе лежит трудовая теория стоимости (её основы были заложены Вильямом Пати и Пьером Б.)

Богатство создается в производстве трудом наёмных работников.

Основная работа Адама Смита –«Исследование о природе и причинах богатства народа», 1776г. В этой работе анализируются основные экономические законы, анализируется рыночное хозяйство. Идея естественного экономического порядкаосновная идея в работе Адама Смита. Рыночная экономика саморегулирующийся механизм, не требующий вмешательства государства. Принцип «невидимой руки» рынка: нужны лишь умеренные налоги и терпимость в управлении, остальное сделает естественных ход вещей. Адам Смит подчеркивает, что основная цель экономического субъектавыгода. Смит утверждает, что стоимость создается трудом и может быть рассчитана путем сложения доходов, зарплаты, прибыли, ренты.

Давид Риккардо

Давид Риккардо –последователь Смита. Критикует Смита за догму: стоимость первична, а доходы вторичны, следовательно, стоимость не должна рассчитываться путем сложения доходов. Продукт реализуется по рыночной цене. Прибыльрезультат неоплаченного труда наёмного работника.

Сформулировал принцип сравнительных преимуществ, использовал его в экономической науке для обоснования международного деления труда и законов развития мирровой торговли. Каждый производитель должен сравнивать свои затраты на производство с затратами других производителей. 

Жан Батист Сэй

Разработал теорию трёх факторов производства. Приверженец рыночного саморегулирования. 

Так называемый закон Сэя: «предложение рождает свой спрос». 

Идеи классического направления оказывают существенное воздействие на развитие экономической науки конца XVIIXIX столетия. На основе теоретических предложений классиков развивается так называемая школа физиократия во Франции во второй половине XVIII в. физисприрода, кратосвласть.

Физиократия

Также как и меркантилисты, физиократы рассматривали экономическую науку как науку о богатстве. Единственной формой богатства является продукт сельского хозяйства. Источниками богатства являются труд, приложенный к земле, естественный фактор. Остальные сферы физиократы считали бесплодными. 

Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрбо.

Франсуа Кенээкономические таблицы 1858г. В работе предпринята первая попытка экономического анализа, проанализированы процессы производства и распределения совокупного общественного продукта. Необходимы первоначальный и оборотный капиталы. Первоначальный и ежегодный аванс. Прибавочная стоимостьчистый продуктявляется результатом труда и естественного фактора роста. 

В распределении учавствуют:

  •  земельные собственникисдают землю;
  •  фермерыработают на земле;
  •  «бесплодные» - работники торговли, промышленники;

Прибыль оседает в руках у земельных собственников. 
Ошибка Кенэ состоит в том,
 что он считал, что промышленность не производит прибавочной стоимости.

Жак Тюрбозакон убывающего плодородия (закон убывающей производительности).
Начиная с определенного момента, увеличение количества труда, приложенного к земле, приводит к меньшей «отдаче». Формального доказательства этого закона нет.

Марксизм

Марксизмнаправление в теоретической экономике, получившее развитие со второй половины XIX в. и внёсшее существенный вклад в экономическую теорию. Важнейшая работаг. «Капитал» К. Маркса. Марксизмпоследовательно развитая трудовая теория стоимости. Основной методдиалектический метод.

Положения:

Учение о труде. 

Трудцелесообразная деятельность человека. Объект товаропроизводстварабочие силы. Рабочая силаспособность к труду. Виды труда: труд производительный (результатматериальный продукт) и непроизводительный. Производительным трудом занимается лишь часть рабочих. Они и создают «стоимость». 

Учение о прибавочной стоимости. 

Прибавочная стоимость создается турдом наёмных рабочих. 

Стоимостьовеществленный в товаре общественный труд.
Формы стоимоститоварная форма; денежная форма.
Чтобы мы могли создать продукт, мы должны вложить деньги.

ДеньгиТовар … –Производство –…–Товар* –Деньги*;   

Деньги* > Деньги;  ∆Деньги = Деньги* - Деньги;

∆Деньгиприбавочная стоимость. В условиях рыночной стоимости: прибавочная стоимостьприбыль для работодателя. Принимает форму прибыли и присваивается организатору производства.

Концепция общественного производства. Единство их фаз.

Производство определяется способом распределения. Потребляется то, что произведено и наоборот. Производствопроизводство потребления. Общественное производствопостоянно возобновляющийся процессвоспроизводство.
Капиталстоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Учение о товарах: обладают стоимостью, потребительской стоимостью (полезностью)

Марксисты считают, что потребительской стоимостью обладают лишь материальные блага, а также непроизводительный труд. 

Учение об экономических кризисах. 

Причиныбедность, ограничение потребительской способности.

Неоклассическое направление конца XIVначала XX в.

Три школы: Австрийская, кембриджская, лазанская.

С Австрийской школой связывают появление маржинализма. 

Антуан Курно, Карл Менгер, Фридрих фон Визер.

Новизна подходов:

  •  австрийцы переносят изучение поведения производителя на поведение потребителя;
  •  отказаться от понятия стоимость в пользу понятия ценность и отказываются от оценки стоимости на основе затрат.

Ценность формируется не производителем, а потребителем. Но формирование ценности оказывает воздействие полезность блага и его редкость. 

Теории измерения полезности:

  •  Количественная  - предлагает измерять полезность в утилях. Но давать оценку полезности сложно.
  •  Порядковаянет конкретных единиц измерения, а сопоставлять порядок (например, натуральная цена)

Австрийская школа начинает активно использовать в исследованиях метод предельного анализа. Изначально данный метод использовался при изучении поведения потребителя. В научный оборот вводится понятие «предельная полезность блага» и обосновывается подход к изучению формирования ценности благ на основе их предельной полезности.
Последствия: метод предельной полезности использовался маржиналистами для исследования поведения производителя на основе количественных данных с использованием математических моделей.

Кембриджская экономическая школа

Альфред Маршал - «принципы экономики» 1890 г.

Концепциясинтез Маршала. Альфред маршал объединяет два подхода к определению стоимости, ранее существовавших в экономической науке. Альфред маршал ввел понятие «спрос» и «предложение», исследовал факторы, воздействующие на них, разработал концепцию эластичности спроса и предложения. Сформулировал законы спроса и предложения, доказал, что рыночная цена есть результат взаимодействия спроса и предложения. Альфред Маршал является (его можно назвать) основоположником микроэкономики. Маршал заменяет понятие стоимости понятием цены. Сегодня ценаденежное выражение стоимости. 

Лазанская школа (Швейцария). Леон Вальрас.

На основе теории, созданной Альфредом Маршалом, представляющей модель общего экономического равновесия. Лазанская школа считает, что равновесие спроса и предложения является устойчивым, достигается при полной занятости ресурсов и любое отклонение от него приводит к тому, что оно автоматически восстанавливается. Так же, как и классическое направление, ранняя неоклассика рассматривает рынок, как саморегулирующийся механизм и предполагает, что вмешательство государства должно быть минимальным (в то время в мире не происходило ни одного глобального экономического кризиса).

Кейнсианство (названо по имени основателя Джона Мейнарда Кейнса)

«Общая теория занятости, процентов и денег» 1936 г. Джон Мейнард Кейнс.

В работе предлагается концепция государственного регулирования экономики через воздействие на совокупный спрос. Условно Дж. М. Кейнса можно назвать основоположником макроэкономики. Дж. М. Кейнс занимается причинами возникновения кризиса 1920-30 гг. Основной причиной кризиса Кейнс называет сокращение платежеспособного спроса. Совокупный спроссовокупные расходы  всех хозяйствующих субъектов. Совокупный спрос включает:

  1.  Личные потребительские расходы;
  2.  Государственные закупки товаров и услуг;
  3.  Валовые инвестиции (расходы фирм).
  4.  Так называемый чистый экспорт  (экспорт минус импорт)

Чтобы найти выход из кризиса, нужно стимулировать совокупный спрос, воздействуя на каждый из его компонентов. Это воздействие должно осуществляться через бюджетно-налоговую политику с помощью таких инструментов, как налоговые ставки и государственные расходы.

В период кризиса применяется стимулирующая бюджетно-налоговая политика, предполагающая одновременное снижение налоговых ставок и увеличение государственных расходов. 

Кейнс вводит понятия: «предельная способность к потреблению» и «предельная склонность к сбережению»

Пусть Yдоход. 

Y = C + S.

MPC = ∆C /Y;

MPS = ∆S /Y;

Поскольку сбережения трансформируются в инвестиции с ростом сбережений, происходит рост объема инвестиций (инвестиции эквивалентны капиталовложениям). Рост инвестиций стимулирует рост занятости, рост занятости приводит к росту доходов. Рост доходов вновь стимулирует потребление и сбережение и способствует дальнейшему увеличению объемов инвестиций.

Y↑ => (C↑; S↑) => I↑ => Y↑ …

В соответствии с концепцией Кейнса стимулирование совокупного спроса приводит к проявлению эффекта мультипликатора.

В середине XX в начинается кризис Кенсианства, связанный с тем, что на основе Кенсианских концепций невозможно решить вопрос борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом.

В экономической науке во второй половине XX в. начинается период неоклассического возрождения и появляется ряд новых концепций.

Монетаризм (антикенсианство)

Милтон Фридмен

Монетаризм выступал с критикой государственного регулирования и предлагает осуществлять краткосрочные стимуляции совокупного спроса с помощью кредитноденежного регулирования:

  •  Ставки рефинансирования
  •  Нормы обязательных резервов частных банков в центробанке
  •  Операций на финансовых рынках ценных бумаг

Основной задачей государства является борьба с инфляцией

Экономика предложения

Появляется в конце 70х годов XX века

Артур Лафэр

Государственное вмешательство в экономику должно осуществляться с помощью воздействия на совокупное предложение с помощью инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Д/З Конституционализм. 

Конституционализм

Конституционные акты содержат: 1) определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и ее отношения к гражданам; 11) обязанности и основные права граждан, так назыв. гражданские свободы: 1) право личной неприкосновенности (контроль суда над арестами, обысками, тайна частной переписки), 2) свобода труда и передвижения (отмена полицейск. паспортной системы), 3) свобода совести, 4) свобода слова и печати, 5) гражданское равенство (уничтожение сословных привилегий и вероисповедных ограничений), 6) свобода собраний и союзов, 7) право петиций, 8) право участия в народном и местном областном представительстве, в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны. Совокупность указанных положений назыв. конституционным правом, а система, лежащая в их основании,конституционализмом.

Методология

Метод научной абстракции

Научная абстракция служит для формирования категорийного и понятийного аппарата. Используя метод научной абстракции, экономическая теория формирует понятийный и категориальный аппарат, применяемый в исследовании экономических процессов и явлений.

Исторический методизучает в той последовательности, в которой эти события происходили.

В паре с историческим применяется логический метод, который позволяет выявить связи и обусловленность событий.

Также применяется экспериментальный метод.

Индукция и дедукция.

Моделирование (широко применяет методы математического моделирования).

Метод предельного анализаприменяется как в микроэкономике, так и в макроэкономике (при изучении совокупного спроса). Применение связывают с именем Джона Кейнса.

Диалектический методнаходит широкое применение в марксистских работах. 

Позитивный и нормативный анализ.

Позитивный подход основан на рациональности поведения хозяйствующих субъектов. Хозяйствующий субъект при принятии решения оценивает выгоды и издержки. Они могут быть не всегда связаны с деньгами. Например, с тратами времени. Нормативный анализ даёт рекомендации к управлению на основе результатов позитивного исследования. 

Функции экономической науки.

  1.  Познавательная функция (обеспечивает познание экономических процессов и явлений)
  2.  Методологическая функция (экономическая теория формирует систему экономических категорий и экономических законом, применяемых рядом других наук). Экономические категорииважнейшие логические понятия экономической науки, отражающие сущностные стороны экономических процессов и явлений. Экономические законыустойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи в системе экономических отношений. Всеобщие законы действуют на всем историческом протяжении. Стадиальные законы действуют в определенной среде или определенный промежуток времени. Законы бывают основные и производные. Способы реализации: абсолютные (выполняются всегда) и тенденции (выполняются при определенных условиях).
  3.  Практическая функция (теоретический результат, испытанный на практике)


Эффективное использование экономических ресурсов.

  1.  Проблема безграничности потребностей и ограниченности ресурсов. Виды потребностей, ресурсов и благ.
  2.  Выбор общества в условиях ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Конечной целью любой экономической системы является удовлетворение потребностей человека и общества. С этим связано большинство проблем экономического развития, как на микро, так и на макро уровне. Решение этих проблем осуществляется с учетом двух фундаментальных аксиом:

  •  Потребности человека и общества безграничны и полностью не удовлетворимы (закон возвышения потребностей: потребности растут не только количественно, но и качественно);
  •  Ресурсы, которыми располагает человек и общество для создания благ, удовлетворяющих потребности, в основном, ограничены.

Потребность1) нужда в чем-либо, отражающая зависимость человека от объективных условий его существования; 2) нужда, принявшая определенную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. 

Потребности по субъекту: групповые, индивидуальные, общественные. Здесь потребность заменяется понятием «интерес». 

Объекты потребностей: материальные (материальные блага), социальные (общественно-полезная деятельность), духовные (всевозможная информация).

Потребности: вечные (которые видоизменяясь, переходят от одного этапа общественно-экономического развития к другому), приходящие (свойственные конкретному этапу общественно-экономического развития).

Потребности: обобщенные, предметные (служащие реализацией обобщенных).

Пирамида Маслоу (личных потребностей):

Различают личные и производственные потребности. Потребности производственныесвязаны с воспроизводством элементов производственной системы.

Блага1) средства, с помощью которых удовлетворяются потребности; 2) любой объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю, т.е. обладающий для него определенной полезностью. 

Благотовар. Благопродукт.

Критерий для разделения частных и общественных благ: соперничество, возможность исключения из потребления отдельных субъектов либо групп.

Частные благапредоставляются на условиях платного доступа и доступны отдельным группам. Частные блага: материальные и не материальные, потребительские и капитальные, нормальные, нейтральные и низшие.

Выбор общества в условиях ограниченности ресурсов.

Для удовлетворения потребности человека требуется различные блага. Часть благ даны природой, другие блага созданы в процессе производства. Для создания благ в производстве требуются ресурсы. Ресурсы, вовлекаемые в процесс производства, принимают форму факторов производства.

Ресурсы: экономические (ограниченные) и неэкономические (неограниченные).

Ограниченные ресурсы: возобновляемые или не возобновляемые.

Пол Самуэльсон

Примеральтернатива производства гражданской и военной техники. Ресурсы, которыми располагает экономика для производства гражданской и военной техники ограничены. Ресурсы могут альтернативно использоваться в обоих видах производства.

Варианты производства при полном использовании ресурсов

Вариант

Количество единиц военной техники, млн. ед.

Количество единиц гражданской техники, млн. ед.

A

B

C

D

E

F

Принцип альтернативной стоимости

Альтернативная стоимостьстоимость единицы товара, от производства которого нужно отказаться для производства другого товара за единицу при условии полного и наиболее эффективного использования ресурсов.

Альтернативная стоимостьOC (opportunity cost).

OCГП =∆QВП /QГП; OCВП = ∆QГП /QВП;

Возрастание OC происходит потому, что ресурсы, имеющиеся у нас, не взаимозаменяемы.

Законы возрастания альтернативной стоимости.

Кривая производственных возможностей может быть использована для иллюстрации вариантов экономического развития в зависимости от различных факторов.

Существует 2 типа развития:

  1.  Экстенсивное развитие. Достигается за счет количественного увеличения вовлекаемых в производство ресурсов, при условии, что технологии остаются теми же.

К факторам экстенсивного развития относят:

  •  Изменение численности трудоспособного населения
  •  Открытие и освоение новых месторождений полезных ископаемых
  •  Присоединение новых территорий.

  1.  Интенсивное развитие. Достигается за счет более эффективного использования имеющегося факторов производства при условии, что количество применяемых факторов производства остается неизменным.

К факторам интенсивного развития относят:

  •  Изменение технологий производства
  •  Применение более совершенных методов управления

Экономическое развитие осуществляется одновременно за счёт интенсивного и экстенсивного факторов. Такой тип развития называется смешанным, но на современном этапе преобладают интенсивные факторы.

Модель кривой производственных возможностей является одной из составляющих концепции Парето-эффективности (Вильфредо Парето).

М перед К и Н перед К более парето-предпочтительны, т.к. мы увеличиваем производство товара не изменяя производство другого товара. Точки М и Н между собой парето-несравнимы.  


Собственность

  1.  Собственность как экономическая теория
  2.  Экономическое содержание и правовая форма собственности. Теория прав собственности
  3.  Формы собственности и их классификация. 

Собственностьотношение по поводу присвоения и отчуждения ресурсов и благ.

Собственность на ресурсы первична по отношению к собственности на блага, т.к. в условиях ограниченности ресурсов, обладание экономическими ресурсами обеспечивает производство благ, необходимых человеку и обществу. Для различных этапов общественно-экономического развития значимость различных экономических ресурсов была разной. На ранней стадии общественного развития в качестве лимитирующего фактора производства выступает земля. Ранний капитализм показывает снижение значимости земли в производстве и выводит на главный план материальный или физический капитал. С развитием капитализма роль материально капитала в производстве постепенно снижается. Возрастает роль информации. В современных условиях большое значение имеет собственность на нематериальные активы, которые реализуются в том числе, как интеллектуальная собственность.

Отношения собственности включают  в себя субъективно-объективные и субъективно-субъективные отношения. Субъект собственностиактивная сторона в отношениях собственности, обладающая правами по отношению к объектам и реализующая эти права через систему правомочий.

В роли субъекта собственности могут выступать:

  •  Индивид
  •  Группа лиц
  •  Трудовой коллектив
  •  Общество
  •  государство

Объект собственности–пассивная сторона в отношениях собственности, в отношении которого реализуются правомочия субъекта.

Основные объекты собственности:

  •  Ресурсы
  •  Блага.

Субъектно-объектные отношения первичны и образуют основу отношений между субъектами по поводу объектов.

Отношение собственности формально закреплено, принимая форму права собственности. Право собственности реализуется через систему правомочий субъекта по отношению к объекту.

Основоположником современной теории собственности является юрист Опоре. Он предпринимает классификацию правомочий, включающую 11 элементов:

  1.  Право владенияправо исполнительного физического контроля над объектом;
  2.  Право управленияправо принятия решения о том, кто на каких условиях получит доступ к объекту;
  3.  Право использованияправо принятия полезных свойств объекта для себя;
  4.  Право на доходправо обладания результатами от использования объекта;
  5.  Право уверенаправо на отчуждение, на изменение свойств и уничтожение объекта;
  6.  Право на безопасностьправо заградить объект от вреда со стороны кого-либо;
  7.  Право наследованияправо передачи объекта по наследству;
  8.  Право на бессрочностьправо неограниченного во времени обладания объектом;
  9.  Запрет вредного использованияправо на использование объекта способами, не наносящими вреда имущественным и личным правам иных лиц;
  10.  Прав на ответственность в виде взысканиявозможность взыскания объекта в счет уплаты долга;
  11.  Право на остаточный характер правомочийправо на возврат переданных ранее кому-либо правомочий по истечении срока передачи.

В большинстве стран отношения собственности законодательно закрепляются и реализуются через триаду полномочий, предложенную Роналдом Коузомвладение, распоряжение, пользование.

Владениеюридически обеспеченная возможность хозяйствующего господства субъекта над объектом. Законное владениевладение опирается на юридическое основание (титульное владение). Добровольное незаконное владение возникает в случаях, когда владелец не знал, либо не мог знать о существовании законного владельца. Существует презумпция незаконного добровольного владения.

Пользованиеюридически обеспеченная возможность извлечения из объекта полезных свойств в процессе его личного или производственного применения. 

Распоряжениеюридически обеспеченная возможность совершения юридических актов в отношении объекта.

Для того чтобы право собственности могло быть реализовано, необходимо, чтобы правомочия были соответствующим образом закреплены и специфицированы.

Спецификациячёткое закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими хозяйствующими субъектами. Если правомочия не специфицированы, то возникает их размывание (наличие ограничений, плохая защита, нечёткое становление). 

Условия спецификации полномочий:

  •  редкость благ;
  •  возможность чёткого установления границ объекта;
  •  возможность исключения из доступа к объекту иных лиц.

Спецификация правомочий имеет достаточно большое значение и необходимость спецификации может быть обоснована с помощью теоремы Коуза.

Т. Коуза. Если права собственности чётко определены и транзакционные издержки равны нулю, то внешних эффектов не возникает. 

Формы собственности и их классификация

Собственность классифицируется по субъектам (базовая) и по объектам. В качестве субъекта может рассматриваться общество, либо его часть. Таким образом, различают общественную собственность и частную собственность.

Существует иной подход в соответствии с которым в качестве исходного субъекта собственности рассматривается индивид. Ему противопоставляют группу лиц, либо общество, как предельный случай группы. Таким образом, основными формами собственности являются частная (групповая) и общественная.

Современная классификация собственности выделяет 3 режима прав собственности:

  •  частная
  •  государственная
  •  общественная

Данная классификация законодательно закреплена, но существуют и другие классификации, например:

  •  индивидуальная трудовая частная собственность;
  •  индивидуальная капиталистическая собственностьсобственность одного лица, использующего наёмный труд;
  •  ассоциированная капиталистическая собственностьсобственность группы лиц, использующих наёмный труд;
  •  коллективная собственностьсовместная собственность работников на средства предприятия;
  •  государственная собственность;
  •  общественная собственность.

ДЗ приватизация

Приватизация

Приватизация форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Разгосударствление и приватизация не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.


Основы рыночной экономики

  1.  Условия возникновения рынка
  2.  Структура и функции рынка
  3.  Преимущества и недостатки рыночной экономики

Рыночные отношенияотношения эквивалентного товарного обмена отдельными, самостоятельно принимающими экономические решения, хозяйствующими субъектами.

ТТ’–бартер

ТДТ

Деньги (товарэквивалент)

  •  Портативность
  •  Делимость
  •  Сохранность
  •  Редкость

Условия возникновения рынка.

Условия возникновения и существования товарно-рыночных отношений:

  •  общественное разделение труда
  •  экономическая обособленность товаропроизводителя

Экономическая обособленностьопределенный набор прав товаропроизводителя, позволяющий самостоятельно принимать хозяйственные решения и нести ответственность за эти решения.

Основные черты рынка:

  1.  открытая система
  2.  рыноквзаимодействие формально равноправных сторон, исключающая все формы неэкономической зависимости
  3.  косвенные связи 
  4.  многократно расширяет круг удовлетворяемых потребностей и стимулирует экономическое развитие

Функции рынка и рыночная структура

  1.  организационная функция (рынок организует взаимодействие продавцов и покупателей)
  2.  информационная (источник рыночной информациицена)
  3.  ценообразующая функция
  4.  стимулирующая функция
  5.  регулирующая функция (рыночное саморегулирование)
  6.  формирующая (естественный отбор)

Рынки могут быть региональными, национальными,  народными, локальными.

 Рынки по объекту купли-продажи:

  1.  рынки готовой продукции
  2.  рынки факторов производства
  3.  финансовые рынки
  4.  рынок прав

Рынки по структуре организации конкуренции:

  1.  рынки совершенной конкуренции
  2.  рынки монополистической конкуренции
  3.  олигономии
  4.  монополии
  5.  монопсонии
  6.  двусторонние монополии
  7.  олигопсонии

Преимущества рынка

  1.  рынок способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов
  2.  рынок способствует эффективному перераспределению ресурсов между отраслями и сферами экономики
  3.  рынок способствует оперативному внедрению в производство научно-технических достижений
  4.  рынок даёт возможность принятия экономических решений на основе ограниченного объёма информации
  5.  рынок создаёт жёсткие стимулы к труду
  6.  рынок способствует быстрому приспосабливанию к изменяющимся условиям производства и сбыта продукции

Недостатки рынка

  1.  развитие в условиях рынка является нестабильным (неустойчивость темпов экономического роста)
  2.  неустойчивость общего уровня цен
  3.  рынок порождает монополии
  4.  рынок не обеспечивает право на труд и доход
  5.  рынок не обеспечивает производство общественных благ
  6.  информационная асимметрия
  7.  рынок порождает внешние эффектывыгоды или издержки, возникающие у третьих лиц в результате рыночного взаимодействия
  8.  транзакционные издержкииздержки использования экономической системы. Виды:
  •  издержки поиска информации
  •  издержки на заключение хоз. Договоров
  •  издержки измерения
  •  издержки спецификации и защиты прав собственности
  •  издержки оппортунистического поведения


Основы теории спроса и предложения

  1.  Факторы спроса. Законы спроса
  2.  Факторы предложения. Законы предложения.
  3.  Эластичность спроса и предложения.
  4.  Рыночное равновесие и его изменение. Равновесие по Маршалоу и Вальрасо.
  5.  Динамическое равновесие. Паутинообразная модель рынка.

Спрос.

Спросформа выражения потребности, представленной на рынке, отражающая количество товаров или услуг, которые покупатели готовы приобрести по определенной цене в определенный момент времени.

Готовность приобретать определенный товар по т ой или иной цене связанна не только с ценой данного товара, но и с рядом условий, таких, как доходы, ожидания покупателей, цены на другие товары и услуги, вкусы и предпочтения потребителей.

Спрос представляет собой ряд цен и ряд соответствующих этим ценам количеств товара, которые покупатели готовы приобрести при каждом заданном значении цены.

Величина спросаколичество товара, которое покупатели готовы приобрести по заданной цене.

Шкала спроса

P (price) –цена 

QD –величина спроса

D (demand) –спрос 

P

QD

20

18

16

14

12

Аналитический способ задания спроса

QD = f(P)

Основным фактором, воздействующим на величину спроса, является цена.

Для большинства товаров зависимость спроса от цены обратно пропорциональная. Это связано с действием закона спроса: если цена на товар повышается, то при прочих равных условиях спрос разделяется на меньшее количество товаров.

Товары Гиффена

Товары Гиффенамалоценные и низкокачественные товары. В отношении этих товаров закон спроса выполняется не всегда.

Эффект Веблена

Когда закон спроса нарушается в отношении очень дорогих, имиджевых, люксовых товаров.

Изменение спроса происходит под действием не ценовых факторов. Например: число покупателей, доходы покупателей, ожидания покупателей, цены на взаимозависимые товары.

Товарызаменители (субституды), взаимозависимые товары.

Дополняющие товары (комплиментарые).

Неценовые факторы приводят к изменениям спроса и отражаются изменением функции спроса.

Предложение.

Предложениеколичество товаров или услуг, которые фирмы готовы предоставить на рынок по определенной цене за определенный период времени.

S (supply) –предложение

QS –величина предложения

P

QS

10

20

40

80

100

Величина предложения находится в прямой зависимости от цены. Если цена повышается, то при прочих равных условиях предложение возрастает. Изменение предложения происходит под действием неценовых факторов. 

Факторы, оказывающие воздействие на предложение:

  •  Технологические факторы
  •  Цены на ресурсы
  •  Налоги и субсидии для производителей
  •  Ожидания производителей
  •  Цены на взаимосвязанные товары, товарызаменители, комплементарные товары.

Эластичность спроса и предложения.

Эластичностьмера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, насколько изменяется величина спроса при заданном изменении цены.

В зависимости от того, какие изменения происходят под действием изменения цены, различают:

  •  Абсолютно не эластичный спрос (изменение цены не влияют на величину спроса)
  •  Не эластичный спрос (при изменении цены товара на 1 спрос меняется меньше, чем на 1)
  •  Единичная эластичность спроса
  •  Эластичный спрос (при изменении цены на 1 величина спроса изменяется больше, чем на 1)
  •  Абсолютно эластичный спрос (товар может быть реализован только по данной цене)

Ценовая эластичность спроса зависит:

  •  От степени необходимости товара (более необходимый значит менее эластичный спрос)
  •  От числа товаровзаменителей (больше заменителейболее эластичный спрос)
  •  От доли расходов на данный товар в потребительском бюджете ( чем больше доля, тем меньше эластичность)

Расчет эластичности

Точечная эластичность

Дуговая эластичность

;

Абсолютно не эластичный спрос

Не эластичный спрос

Единичная эластичность

Эластичный спрос

Абсолютная эластичность

Эластичность спроса по доходу, перекрёстная эластичность (Тарасевич, Гребётников, Лесский. Микроэкономика)

Рыночное равновесие

Несмотря на то, что объективные экономические интересы продавцов и покупателей противоположны, при определенных условиях достигается совпадение этих интересов. Рыночная ситуация, при которой достигается совпадение интересов, называется рыночное равновесие.

Равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным количеством

Равновесная ценацена, при которой величина спроса соответствует величине предложения. Равновесное количествотакое количество, при котором на рынке не возникает ни излишка, ни дефицита.

Любая рыночная сделка рассматривается как взаимовыгодная сделка, в результате которой выигрывают как продавцы, так и покупатели.

Выигрыш покупателя возникает вследствие того, что равновесная рыночная цена, как правило, ниже максимальной цены, по которой покупатели готовы приобрести данный товар. Следовательно, покупатели выигрывают за счет того, что приобретают товар дешевле и в большем количестве, чем они готовы приобрести.

Выигрыш продавца возникает в результате того, что товар реализуется по более высокой цене, и в большем количестве, чем фирмы готовы были реализовать. 

CSпотребительский выигрыш (излишек потребителя)

PS –выигрыш продавца (излишек производителя)

Если рыночная цена отклоняется от равновесной, то равновесие нарушается, возникает несоответствие между величиной спроса и предложения. 

При цене, превышающей равновесную, величина предложения больше спросавозникает излишек. 

При цене ниже равновесной величина спроса превышает предложение и возникает дефицит. 

Спрос и предложение изменяются под действием неценовых факторов. Это может приводить к изменению цен и объемов продаж. Величина и направление этих изменений зависит не только от направления , но и от величины спроса и предложения. 

Равновесие по Маршалоу и Вальрасо

В экономической теории существует два базовых подхода к исследованию статического равновесия. Оба подхода представляются классической экономической школой. 

Равновесие по Вальрасо

Вальрас утверждает, что рыночное соответствие между спросам и предложением устойчиво. То есть, при определённой цене, которая называется равновесной, величина спроса совпадает с величиной предложения.

QD (P) = Q

Если цена отклоняется от равновесной, то равновесие нарушается. При цене, выше равновесной, величина спроса превышает предложение и возникает излишек. Это заставит производителей снижать цену, и покупатели получат возможность расширять спрос. В результате рынок вернётся к равновесию (рынок покупателя). При цене, ниже равновесной, возникает дефицит и фирмы имеют возможность повышать цену, а покупатели вынуждены сокращать спрос (рынок продавца). 

Равновесие по Маршалоу

Маршалоу предполагает, что равновесие достигается , когда цена спроса соответствует цене предложения.

PD(Q) = PS(Q)

Если количество товара меньше равновесного, то цена товара меньше равновесной. Это позволит покупателям расширять спрос, оказывая давление на цену в сторону её снижения, а производители получат возможность расширять предложения, оказывая воздействие на цену в сторону её увеличения.

Модели Маршалоу и Вальрасастатические модели, основаны на предположении о способности рынка к саморегулированию и не учитывают изменение равновесия при переходе от одного периода времени к другому. 

Динамическая (паутинообразная) модель равновесия.

  •  Производитель всегда с опозданием реагирует на изменение рыночного спроса;
  •  Рынок не всегда самостоятельно возвращается к равновесию.

Предположим, что под действием неценовых факторов спрос возрос. Но производители по-прежнему предлагают товары в том же количестве, что и раньше. В результате на рынке возникает дефицит. Существование дефицита позволяет фирмам повысить цену до уровня цены спроса. Одновременно с повышением цены фирмы будут повышать предложение, и на рынке возникает излишек. Это заставит производителей снижать цену до уровня цены спроса и сокращать предложение. Снова возникает дефицит. 

Величина дефицита зависит от эластичности спроса и предложения.

Если , то величина дефицита будет ниже первоначальной. Если  то дефицит такой же. Рынок вернется к равновесию только в случае, если . 


Основы теории потребительского поведения.

  1.  Предпочтения потребителя и полезность. Порядковая и количественная теория полезности
  2.  Бюджетные ограничения и выбор потребителя 
  3.  Влияние изменения цен и изменения дохода на выбор потребителя
  4.  Формирование индивидуального спроса на основе выбора потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.

В основе индивидуального и рыночного спроса лежат предпочтения потребителя в отношении различных благ. Набор благсовокупность определенного количества благ, доступных потребителю в определенный момент времени. В реальности количество благ в наборах может быть любым. Но в теории потребительского поведения рассматриваются наборы, содержащие 2 блага. 

Порядковая (ординалистическая) теория полезности

Ряд допущений: 

  1.  Упорядоченность предпочтений потребителя. Для любых 2х наборов потребитель может единственным образом указать, какой из наборов более предпочтителен, либо указать, что они равноценные. 
  2.  Транзитивность предпочтений
  3.  Рефлексивность предпочтений. Отношение потребителя к каждому набору в процессе рассуждений не изменяется. 
  4.  Принцип ненасыщаемости потребителя
  5.  Непрерывность предпочтения. Между лучшими и худшими наборами имеются наборы, равноценные данному.
  6.  Полезность количественно не измерима.

Свойства кривых безразличия: 

  1.  Через любую точку потребительского множества может быть единственным образом проведена кривая безразличия.
  2.  Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
  3.  Кривые безразличия более удаленные от начала координат соответствуют большему уровню полезности.
  4.  Кривые безразличия вогнуты.

Потребитель старается максимизировать полезность.

Недостатками ординалистического подхода является то, что на основе данного подхода невозможно соизмерить полезность благ и их наборов.

Количественная (кардиналистическая) теория полезности.

Предпосылки: полезность может быть измерена в единицахютилях (util), насыщаемость потребителя.

С помощью количественного подхода предлагается рассчитать общую и предельную полезность. TU (total utility) общая полезностьсовокупная полезность от всех единиц блага, совместно потребляемого. MU (marginal utility) –дополнительная полезность, получаемая при потреблении дополнительного количества блага.

В соответствии с первым законом Госсена, с ростом объема потребляемого блага происходит снижение предельной полезности. Потребитель стремится максимизировать общую полезность.

Выбор в ординалистической теории.

Потребитель, делающий выбор, ограничен суммой денег, которую он готов потратить на приобретение благ. I(ncome) –доход, потребительский бюджет. Пусть доход будет постоянным.  При условии, что цены на блага устанавливает рынок, и они не изменяются (p1const, p2const), область доступных потребителю благ: 

p1Q1 + p2Q2Iбюджетное множество

Выбор в кардиналистической теории

В отличие от ординалистов, кардиналисты утверждают, что потребитель выбирает такой набор благ, для которого выполняется следующее условие. Последний рубль, потраченный на каждое из благ, входящих в набор, даёт одну и ту же предельную полезность (2й закон Госсена): 

Влияние изменения цен и дохода на выбор потребителя.

Пусть доход и цена на второе благо не изменилась. 

Изменение цены на одно из благ может оказывать различное воздействие на выбор потребителя в зависимости от того, какие блага входят в набор.

  1.  Взаимозаменямые блага. С ростом цены на одно из благ потребление другого блага будет увеличиваться. Таким образом, новый оптимальный набор будет содежать меньшее количество подорожавшего блага, большее количество блага, цена которого не изменилась, и при этом будет обладать меньшей полезностью по сравнению с набором, который являлся оптимальным до изменения цены. 
  2.  Взаимодополняющие блага. С ростом цены на одно из благ потребление второго блага будет сокращаться.
  3.  Блага, не связанные друг с другом. Изменение цены первого блага не влияет на количество другого блага в наборе. 

Влияние изменения цены на выбор потребителя объясняется действием двух эффектов: эффект замещения и эффект дохода.

Эффект доходаизменение количества потребляемых благ вследствие изменения реального денежного дохода, возникающего вследствие изменения цены на одно из благ.

Эффект дохода и замещения по Хигсу.

Фирма на рынке монополистической конкуренции

Поскольку товар дифференцирован, спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным по цене и не соответствует предельному доходу. Это позволяет фирме оказывать определённое воздействие на цену. 

Фирма решает две задачи:

  1.  определение оптимального объема выпуска. MR = MC 
  2.  Установление цены. Цена устанавливается на уровне цены спроса при выбранном объеме производства. 

В краткосрочном периоде возможны три варианта поведения фирмы.

1) Максимизация прибыли. Фирма получит максимальную прибыль в случае, если при выбранном объеме выпуска будет выполнено условие P*(Q) > ATC(Q) (цена превысит себестоимость)

2) Минимизация убытков. Если выполняются условия AVC(Q) < P*(Q) ATC(Q), то фирма терпит убытки, но продолжает производство, т.к. это позволяет полностью покрыть переменные издержки и частично покрыть постоянные издержки.

3) Закрытие. Фирма закрывается в случае, если выполняется условие P*(Q) ≤ AVC(Q). В долгосрочном периоде целью деятельности фирмы на рынке монополистической конкуренции является безубыточность.

Фирма на рынке олигономии.

Олигономиярынок, на котором действует небольшое количество крупных фирм. Каждая фирма занимает существенную долю рынка по объему производства и продаж и обладает значительной степенью монопольной власти, имея возможность воздействовать на цены и на объем производства. В рамках олигономистической структуры рынка фирмы являются взаимно зависимыми. Существует ряд типов объединений фирм на олигономистическом рынке. Типы объединений: картель, трест, синдикат, консорциум, конгломерат (информацию по типам объединений искать самостоятельно!).

Модель олигономии Курно.

В модели Курно рассматривается дуономия. Модель учитывает ряд условий:

  •  Решение об объеме выпуска принимаются фирмами одновременно
  •  Каждая фирма, принимая решение о выборе объема производства, учитывает объем выпуска конкурента за предыдущий период, считая его неизменным. 
  •  Цену формирует рынок и ни одна из фирм не может на неё воздействовать
  •  Расширение объема выпуска одной фирмой требует от другой фирмы сокращение объемов производства

Каждая фирма определяет для себя объемы выпуска, позволяющие максимизировать прибыль для всех возможных вариантов поведения конкурента. На основе этого строятся кривые реакции фирм на поведение конкурента. Максимизация прибыли одной фирмой не гарантирует получение прибыли другой фирмой. 

Фирма на рынке монополии

На различных рынках фирмы могут обладать различной степенью монопольной власти. Монопольная власть может оцениваться с помощью ряда критериев

  1.  Индекс Лернера. PL = (PMMC) / PM. Для совершенной конкуренции P = MC => PL = 0
  2.  Индекс ГерфендаляХиршнера. , где Si – доля фирмы на рынке. При k = 1, Si = 100%, HHI = 10000. Пороговое значение HHI 1800. 

В теории монополией называют рынок, на котором действует одна фирма (чистая монополия). Типы:

  •  Естественная монополия действует в тех областях, где действует положительный эффект повышения производства.
  •  Открытая монополия существует  в тех областях, где не выполняются условия, необходимое для существования естественной монополии.

Последствия монополизации (проявления):

  •  Рост цен
  •  Снижение качества товара или услуги
  •  Сокращение объема производства

Основные макроэкономические показатели.

Основными показателями, использующимися для оценки общих результатов экономической деятельности в странах, являются:

  •  Валовой внутренний продукт (ВВП)
  •  Валовой национальный доход (ВНД)

ВВП  рассчитывается по территориальному признаку. ВВПсовокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на определённой территории за определённый период времени.

ВНДсовокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных факторами производства, находящимися в собственности граждан страны на территории государства и за его пределами. 

Взаимосвязь через чистые фактические доходы: ВНД = ВВП + ЧФД.

ЧФД  - доходы граждан данной страны за рубежом за вычетом доходов иностранных граждан, полученных на территории данной страны. 

Конечная продукциятовары и услуги, созданные в течение года для личного или конечного потребления.

При расчете учитывают стоимость произведённой, а не реализованной продукции. 

В ВВП и ВНД не учитываются: перепродажа подержанных товаров, операции на фондовой бирже, стоимость продукции, созданной в личном подсобном хозяйстве, обороты теневой экономики.

Расчёт ВВП и ВНД проводится одним из трёх способов:

  1.  По расходам. У = С + I + G + nX, где Сличные потребительские расходы, Iваловые внутренние инвестиции, G – госзакупки товаров и услуг, nX – чистый экспорт (экспорт за вычетом импорта).
  2.  По доходам. Учитывают факторные доходы (зарплатама, рента, чистый процент, доходы малого бизнеса, прибыль корпораций) и нефакторные доходы ( косвенные налоги на бизнес, амортизационные отчисления).
  3.  По добавленной стоимости. Суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16988. Фільтрація даних. Критерії фільтрації 1.03 MB
  Практична робота №16 Тема: Фільтрація даних. Критерії фільтрації. Мета: Навчитися використовувати фільтрацію даних та навчитися використовувати Автофильтр та Расширенный фильтр. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Хід виконання Правила ТБ Інд
16990. Рішення задач матричної і векторної алгебри в Maple 356.5 KB
  Практична робота №30. Тема: Рішення задач матричної і векторної алгебри в Maple. Мета: Навчитися обчислювати визначників вирішувати системи лінійних рівнянь методом Крамера і матричним способом а також знаходити значення матричного многочлена використовуючи можлив
16991. Диференціальне і інтегральне числення функцій одного і декількох змінних в Maple 430.5 KB
  Практична робота №31. Тема: Диференціальне і інтегральне числення функцій одного і декількох змінних в Maple. Мета: Навчитися обчислювати межі часткову суму послідовностей похідні функцій і інтеграли в середовищі Maple. Обладнання: ПК зі встановленим математичним па
16992. Команди MS-DOS: cls, date, time, copy, del, dir, find, mem, mkdir, label, rd 72.5 KB
  Практична робота №1 Тема: Команди MSDOS: cls date time copy del dir find mem mkdir label rd. Мета: навчитися використовувати основні команди MSDOS при роботі з ОС. Устаткування: ПК. Операційна система MSDOS та Windows. Правила ТБ. Методичні рекомендації. Індивідуальне завда
16993. Профілі обладнання.Створення командних файлів 78.5 KB
  речка Ю.Г. Варіант 4 ВПЗ 2ПМС07 Практична робота №3 Тема: Профілі обладнання.Створення командних файлів. Мета: Навчитися створювати профілі обладнання та тривіальні команд
16994. Створення командних файлів. Створення файлів config.sys, autoexec.bat 36.5 KB
  Практична робота №3 Тема: Створення командних файлів. Створення файлів config.sys autoexec.bat. Мета: Навчитися створювати тривіальні командні файли; створювати файли config.sys autoexec.bat. Устаткування: ПК. Операційна система MSDOS та Windows. Хід роботи I. Слідуючи вказівкам напиш...
16995. Робота з файловими менеджерами для ОС MS-DOS. Настройка і створення меню користувача 294.5 KB
  Практична робота №2 Тема: Робота з файловими менеджерами для ОС MSDOS. Настройка і створення меню користувача. Мета: Навчитися працювати з каталогами файлами а також створювати і настроювати меню користувача. Устаткування: ПК. Файловий менеджер NC операційна система M...
16996. Робота з вікнами. Створення папок, текстових файлів. Копіювання, переміщення, перейменування, відновлення файлів. Створення ярликів 5.35 MB
  Практична робота №4 Тема: Робота з вікнами. Створення папок текстових файлів. Копіювання переміщення перейменування відновлення файлів. Створення ярликів. Мета: Навчитися виконувати основні операції над файлами. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. ...