70321

Средневековая музыка

Книга

Культурология и искусствоведение

В современном музыковедении термин часто применяется в значении характеристики западно-европейской музыки XIV в.. Гл. черта в этом смысле - рождение внутри средневековой готической культуры новых предренессансных тенденций, которые были полностью реализованы в эпоху Возрождения...

Русский

2014-10-18

1.36 MB

0 чел.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Словарь терминов.

по курсу

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.

СРЕДНИЕ ВЕКА

на тему: «Средневековая музыка»

Выполнила:

Бакалавр 1-ого года обучения

Ильина Ксения Евгеньевна

Руководитель –

доц. к.и.н.

Ртищева Галина Анатольевна                                                                                       

МОСКВА

2013

Ars nova- (арс нова, лат., букв. - новое искусство) – 1320 г- появление термина в виде дискуссии сторонников нового искусства.  Отразил перелом, происшедший во французской музыке этого периода. В современном музыковедении термин часто применяется в значении характеристики западно-европейской музыки XIV в.. Гл. черта  в этом смысле - рождение внутри средневековой  готической  культуры новых предренессансных тенденций, которые были полностью реализованы в эпоху Возрождения: выдвижение на первый план светских песенных жанров (рондо, баллады, виреле во Франции, баллаты, мадригала, каччи в Италии)

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/a/86.html

Ave, Maria-(аве Мария, лат. - радуйся, Мария) – музыкальное  произведение на текст одноименной католической  молитвы или на свободный текст, включающий обращение к деве Марии.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/a/87.html

Benedictus (Песнь Захарии) - благодарственные слова Захарии, которые он произнёс по рождении сына Иоанна. Песнь используется в христианском богослужении.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Benedictus

Алиллуйя- ( от др.-евр. халлелуйя - хвала  Яхве; традиц, пер. - "Хвалите Господа") - в др.-иудейской практике хоровой  рефрен после сольного исполнения стихов псалма. Перешёл в христианское богослужение. Первоначально мелодика А. была близка псалмодии; к IV в. А. становится мелодически богатым праздничным песнопением с обилием мелизматических распевов.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/a/322.html

Антифон(от греч. - звучащий в ответ) - один из жанров католического обихода. Основной тип А. - оффиция - песнопение на прозаический текст, ладово-мелодически связанное с псалмом и чередующееся с ним; меньшую группу составляют рифмованные, беспсалмовые А.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/a/433.html

Антифонное пение-, поочередное пение двух хоров, как правило, в христианской церковной музыке, а также в фольклоре некоторых народов. Название этого типа пения произошло от термина "антифон" (один из жанров католического обихода)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Aнтифонное_пение

Арфа-(итал. аrра, франц. harpe, нем. Harfe, англ. harp) - многострунный щипковый инструмент. Состоит из резонансного корпуса и шейки, между которыми натянуты струны (вертикально); обычно имеет колонку, соединяющую шейку с корпусом. В Средневековье арфы зачастую использовались для аккомпанемента при церковном пении. Особенно популярным на Западе этот музыкальный инструмент стал в VIII-XV столетиях.

Классическая арфа была создана ирландскими и шотландскими бардами, и поэтому ее часто называют «ирландской» арфой. Но подобные инструменты использовались также

французскими трубадурами и труверами, а также немецкими миннезингерами и прочими народными и светскими музыкантами.

рис.37

В XII в. появляются и арфы малых размеров с различным количеством струн. Характерный тип арфы представлен на скульптуре с фасада Дома музыкантов в Реймсе.(рис.37)

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (изображение и терминология, далее -из. и терм.)

Баллада(нем. Ballade, франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую) - 1) в средние века у романских народов - одноголосая танцевальная песня 2) В XII-XIII вв. - один из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. 3) В XIII-XV вв. во Франции - полифоническая строфичная песня с рефреном. 4) В народном искусстве Англии, Шотландии, Ирландии - сюжетно-повествовательная песня на фантастическом, легендарно-историческом, бытовом материале, часто с авантюрным элементом (англ. ballad); характерны краткость в изложении событий и наличие драмататической развязки.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/b/652.html

Баллата (итал. ballata, от прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую) - лирический песенный жанр. Был распространён в Италии в XIII-XV вв. Истоки Б. - в народных танцевальных песнях любовного содержания.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/b/655.html

Бард(англ. bard, слово кельтского происхождения) - певец-сказитель древних кельтских племён, в средние века (главным образом в Ирландии, Уэльсе и Шотландии) - профессиональный поэт-певец, бродячий или придворный. Б. объединялись в цехи. Исполняли героические песни-баллады, боевые, религиозные  и сатирические песни, и др. аккомпанируя себе на муз. инструментах. Самым известным бардом Британии был Талиесин (что значит «сверкающая бровь»). Талиесин служил у Уриена, короля Регеда (бриттское королевство на северо-западе Англии, VI в.).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/b/695.html

Версет (фр. verset, итал. versetto, нем. Versett, исп. versillo, букв. небольшой стих, стишок) в музыке Возрождения и барокко — небольшая пьеса для органа, обычно полифонического склада. Версеты появились в католическом богослужении XVI века из практики альтернативного исполнения псалмов и (псалмоподобных) песней библейских

http://ru.wikipedia.org/wiki/Версет

Виланелла(ит. - деревенская песня) - жанр итальянской бытовой музыки XV-XVI вв., сложившийся на народной основе.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/v/1409.html

Виола(итал., ед. ч. viola) - семейство струнных смычковых инструментов.

Общее для всех видов В.: форма, напоминающая маленький контрабас, - тупые углы, покатые плечи, плоская задняя дека со скосом вверху, широкий гриф с ладами. По описанию доминиканского монаха Жерома Моравского, в XIII в. на виоле было пять струн, однако на более ранних миниатюрах представлены и трех-, и четырехструнные инструменты (рис. 23, 23а). При этом струны натягиваются как на «конек», так и прямо на деку. Судя по описаниям, звучала виола не громко, но очень мелодично.

 http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Виреле(франц. virelai, от старофранц. vireli - припев, рефрен) - средневековая французская лирическая песня. Сложилась в творчестве трубадуров, родственна рондо и балладе. Известна с XII в. Истоки В. - в народной песенно-танцевальной музыке. В. обычно состоит из 3 куплетов (по 4 стиха), начинается рефреном (из 2 стихов).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/v/1447.html

Волынка -народный духовой язычковый инструмент. Состоит из резервуара - меха (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлены 1 трубка для нагнетания воздуха и несколько снабжённых одинарной или двойной тростью для извлечения звука. Волынка (cornenuiese), французское название этого инструмента происходит от латинского corniculans (рогатый) и встречается в рукописях только начиная с XIV в. Ни ее внешний вид, ни использование в средневековой Франции не отличались от известных нам традиционных шотландских волынок, в чем можно убедиться, изучив изображение из рукописи XIV в.(рис.9)

 http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Гимны-Раннехристианские Г. первоначально также представляли собой песнопения, обращённые к богу, позднее - и к святым. Сохранившийся отрывок раннехристианских Г, Оксиринхский папирус, относится к III-IV вв. Термин "Г." в отношении христианского богослужения применяют почти ко всем видам духовных песнопений Византии, где их авторов называли гимнографами, и Зап. Европы. Тексты древнейших западно-европейских гимнов приписываются Аврелию Августину и Амвросию Медиоланскому. Первое собрание Г. с записью мелодий относится к XI-XII вв. В конце  XIVв. с развитием многоголосия появились полифонические гимны , исполнявшиеся и при официальных государственных церемониях, важных гражданских актах. Гимнами являются протестантский хорал и гуситские песни.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/g/1784.html

Гитерн-Упоминания о подобных инструментах начинают встречаться с XIII в., причем играют на них как женщины, так и мужчины.В рукописи «Роман о Трое» Бенуа де Сен-Мора (XIII в.) менестрель поет, играя на гитерне без медиатора (рис. 34). В другом случае, в романе «Тристан и Изольда» (середина XIII в.), есть миниатюра, которая изображает менестреля, сопровождающего игрой на гитерне танец своего товарища (рис. 33). Струны на гитерне натянуты прямо (без «кобылки»), но отверстие (розетка) на корпусе есть. Медиатором служила костяная палочка, которую держали большим и указательным пальцами, что хорошо видно на скульптуре музыканта (рис. 35).

Гитерн, судя по имеющимся изображениям, мог быть и ансамблевым инструментом. Известна крышка от ларца из коллекции музея Клюни (XIV в.), где скульптор вырезал на слоновой кости очаровательную жанровую сценку: два молодых человека играют в саду, услаждая слух; у одного в руках лютня, у другого — гитерн (рис. 36).

 http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (их. и терм.)

Гокет-тип полифонической техники композиции. Термин "Г." обозначает также способ ритмичного орнаментирования голосов средневекового мотета, манеру исполнения, вид искусства импровизации, название отдельных музыкальных пьес западно-европейского средневековья и раннего Возрождения. Главная особенность особенность Г.- рассечение мелодичной линии на отдельные звуки или группы звуков и распределение их по разным голосам (партиям), отчего исполнение становится как бы заикающимся (отсюда название).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/g/1839.html

Градуал (ср.-век. лат. graduate, от лат. gradus - ступень) - 1) певчая книга, содержащая песнопения мессы. Ранние Г. назывались также антифонариями мессы. Первые Г. с невмами появились в Сев. Италии и на территории современной Швейцарии в нач. XX в. Ранние Г. содержат только изменяемые части мессы, более поздние источники - также её постоянные части и в ряде случаев секвенции. 2) Песнопение проприя мессы. Вместе с последующими аллилуйей и секвенцией исполняется на ступенях алтаря между большими чтениями Апостолов и Евангелия.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/g/1926.html

Григорианское пение-Термин "Г. п." происходит от имени Григория I Великого (папа Римский а 590-604), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория заключалась, по-видимому, лишь в составлении литургических книг. В основных чертах Г. П. сложилось на территории совр. Франции, Южной Германии. Швейцарии и Северной. Италии в VIII-IX вв. К XII-XIII вв. оно утвердилось от Британских о-вов до западно-славянских стран (Польша, Чехия).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/g/1949.html

Диатоника (греч. - диатонич. род; - через и - целый тон; - растянутый, т. е. переходящий от тона к тону) - семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Интервалы Д. получатся в пределах цепи из 6 квинт.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/d/2274.html

Дискант(ср.-век. лат. discsntus, от лат. dis- - приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus- пение) -  вид многоголосия XII-XV вв. От органума отличался обратно  точной метрической выверенностью (мензурацией) всех голосов и созвучий. Первоначально термин обозначал двухголосие в синхронном ритме ("нота против ноты") и преимущественно. с противоположным движением голосов.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/d/2309.html

Жиг(gigue, gigle), судя по всему, придумали немцы, напоминает он по форме виолу, но только не имеет перехвата на деке. Жиг — любимый инструмент менестрелей. Исполнительские возможности этого инструмента были значительно бедные, чем у виолы, но он требовал и меньшего мастерства исполнения. Судя по изображениям, музыканты играли на жиге (рис. 27), как на скрипке, — приставив eго к плечу, что можно видеть на виньетке из рукописи «Книга о чудесах света», датируемой началом XV в.

 http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Жонглер-странствующий сказитель, профессиональный певец, часто также музыкант или фокусник. Как правило, такие музыканты были и композиторами, и исполнителями (часто — песен, сочинённых другими), отлично владевшими искусством игры на многих музыкальных инструментах.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Жонглёр

Канон (греч. - прут, линейка, правило; правило, мерило, образец) -1) муз. полифоническая форма, основанная на технике последовательно проводимой имитации, при которой мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в др. голосе. 2) Жанр византийской церковной музыки, известный с 1-й пол. VIII в. Представляет собой цикл из 9 песней ("од"); 1-я строфа (или 1-й тропарь) каждой песни - ирмос - модель для последующих тропарей. Встречаются также К. из 2, 3, 4 песней (т. н. двупеснец, трипеснец, четверопеснец).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/k/2980.html

Канцон(а)- первоначально вид лирической поэзии трубадуров Прованса  В XIII-XVII вв. К. получила распространение в Италии и Северной Франции. Тексты К. в XVI в. использовались в музыкальных мадригалах. В то же время в Италии приобрели популярность многоголосые песни, стилизованные в народном духе.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/k/2992.html

Качча-(итал. caccia, букв. - охота, погоня, преследование) - жанр итальянской светской музыки XIV в. Тексты К. посвящены описанию охоты и рисуют различные жанрово-бытовые сценки. Музыке свойственна изобразительность: крики охотников, лай собак воспроизводятся с помощью приёмов гокета, погоня - соотношением голосов по принципу канона.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/k/3093.html

Клавесин-струнный щипковый клавишный инструмент. Имеет продолговатую треугольную (крыловидную) форму, вызванную прямым расположением струн (параллельно клавишам); при нажатии клавиш струны посредством передаточного механизма защипываются плектром (из пера или кожи). Первые упоминания о клавесине можно обнаружить в Декамероне (автор Джованни Боккачо), который вышел в 1354 году и в источнике, датируемом 1397 годом (Падуя, Италия). Впервые описываемый инструмент был изображен графически в 1436 году художником Анри Арно де Цволле.

Первые клавесины имели небольшие габариты. Их описывали, как маленькие музыкальные инструменты с довольно тяжелым корпусом. Главным производителем клавесинов в XV веке являлась Венеция. Венецианские инструменты выгодно отличались от своих аналогов большим количеством тактом (восемь тактов) и более отрывистым звуком.

http://medmus.ru/photo/1/starinnyj_klavesin/1-0-13

Кондукт-жанр вокальной музыки западно-европейского средневековья. Термин "К." впервые появился ок. 1140 как обозначение тропов к литургическим.чтениям. Позднее также относился к духовным нелитургическим и светским, преимущественно многоголосым композициям. Существовали застольные, процессиональные, коронационные, погребальные и др.  Для К. в целом характерны многоголосие "нота-против-ноты", простой ритм (соответствующий слоговому членению текста), ясная вертикаль. Жанр К. достиг расцвета в творчестве композиторов школы Нотр-Дам. Во Франции к конце XIII в. вытеснен мотетом, однако в др. странах, особенно в Германии, был распространён и в  XIVв.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/k/3380.html

Крут-Одно из самых древних изображений крута встречается на рукописи XI в. из лиможского аббатства св. Марциала (рис. 26). Однако надо подчеркнуть, что крут — это по преимуществу английский и саксонский инструмент. Количество струн на круге со временем увеличивается. И хотя он считается прародителем всех смычковых струнных инструментов, во Франции крут так и не прижился. Гораздо чаще после XI в. встречается здесь рюбер или жиг.

 http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Ксилофон-ударный музыкальный инструмент, представляющий собой ряд настроенных на определенные ноты деревянных брусков, по которым ударяют палочками с шарообразными наконечниками. Название происходит от греческих «ксилон», что значит дерево, и «фон» −голос.

Данный инструмент появился в глубокой древности, предположительно у народов Южной Азии, Африки и северной оконечности Южной Америки. Считается, что в Европу ксилофон попал не ранее XV века и сначала распространился в ее юго-восточной части в качестве народного инструмента.

http://medmus.ru/photo/1/starinnyj_ksilofon/1-0-16

Лад-приятная для слуха согласованность звуков по высоте (то же, что гармония в муз.-эстетич. смысле); системность высотных связей, объединённых центральным звуком (или созвучием), а также воплощающая её конкретная звуковая система (чаще в виде звукоряда). Величайший переворот в эволюции форм лада - обращение горизонтали в вертикаль, горизонтальных устоев Л. (первоначально кварты, квинты, октавы) в вертикальные (ранее всего в народной. музыке), переход от модального одноголосия к модальному многоголосию (гармонии, модальности IX-XVI вв.).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/3724.html

Лауда (итал. lauda, laude - гимн, хвала, прославление) - итал. духовная внелитургическая песня. Была распространена в XIII-XVI вв. (встречалась и позже, однако утратила прежнее значение). Культивировалась главным образом в "братствах" лаудистов. Тексты Л. - стихи, как правило, на итал. яз. (диалекты), реже - на латыни; они нередко пелись на светские народные мелодии.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/3778.html

Ле-французская средневековая музыкально- поэтическая форма, характерная для творчества труверов (XII-XIV вв.). Текст религиозный или светский (любовного, пасторального характера) строфического строения, включает 60-100 и более стихов. Музыкальная структура близка секвенции.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/3787.html

Лира — это струнный инструмент с тремя-семью струнами, вертикально натянутыми между двумя стойками, укрепленными на деревянной деке. Струны лиры либо перебирали пальцами, либо играли на ней с помощью резонатора-плектра. На миниатюре из манускрипта X—XI вв. (рис. 30), хранящегося в Национальной библиотеке Парижа, можно видеть лиру с двенадцатью струнами, собранными в группы по три и натянутыми на разной высоте (рис. 30а.) Такие лиры обычно имеют красивые скульптурные ручки с двух сторон, за которые можно было закрепить ремень, что, очевидно, облегчало игру музыканта.

 http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Литавры-древний ударный инструмент. Состоит из котлообразного корпуса с резонаторным отверстием в днище, сверху обтянутого кожаной мембраной. В Европе известна с XV Обычно используются 2 и более Л. (отсюда назв. во множеств. числе). Корпус металлический, натяжение мембраны регулируется 6-8 винтами, расположенными на равных расстояниях друг от друга по её окружности (винтовая Л.), одним винтом (рычагом; механич. Л.) или спец. механизмом с педалью, позволяющим осуществлять перестройку инструмента в процессе игры (педальная Л.)

http://medmus.ru/photo/1/starinnye_litavry/1-0-11

Лютня- струнный щипковый инструмент ближневосточного происхождения. В Зап. Европе Л. появилась в позднем средневековье. Имеет полусферический, вытянутый в длину (овальный или миндалевидный) корпус, склеенный из дерев. сегментов и закрытый спереди плоской декой (с резонансным отверстием в виде резной розетки и подставкой), а также короткую широкую шейку с навязнымн ладками на грифе и полковую коробку, отогнутую назад под прямым углом.

Лютнист- человек, играющий на лютне.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/4022.html (определение)

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/120696 (изображение)

Магнификат-церковное песнопение на текст из Евангелия (эпизод Благовещения). Входит в состав вечерни (лат. vesper), в России – на церковно-славянском. языке. В практике средневековой григорианской монодии текст распевался на специальной мелодии,- формула восьми "тонов М.", отличающихся от речитативных псалмовых тонов большей распевностью и развитостью мелодия, оборотов.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4049.html

Мелизмы- мелодичные отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К М. принадлежат различные виды вокальной орнаментики  Мелизматические. распевы характерны для византийской культовой музыки, амвросианского пения, григорианского пения), ранних форм европейского многоголосия (мелизматический. органум).Противоположностью мелизматическому пению является силлабическое пение, в котором на один слог текста приходится один звук.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4298.html

Менестрель-в ср. века профессиональный музыкант и поэт, иногда рассказчик, служивший у феодала, а также у трубадура во Франции, Англии и др. странах, позднее странствующий профессиональный музыкант (до XVII в.). С XIII в. труверов и трубадуров, позднее жонглёров (как придворных. так и бродячих) также называли М. Городские М. с XIII в. объединялись в братства, образовывали школы (франц. менестрандии, англ. гильдии).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4327.html

Месса-(позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa; франц. messe; нем. Messe; англ, mass) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. М.-служба аналогична православной литургии (прототип обряда - евангельский эпизод Тайной вечери). М. состоит из ординария (разделы, текст которых должен звучать ежедневно) и проприя (разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника.)Текст М. обычно поётся, но в некоторых случаях читается. Осн. разновидности М. - реквием (заупокойная служба - missa pro defunctis), краткая М. (missa brevis,"хоральная" М.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4350.html

Миннезингер-в средневековой. Австрии и Германии поэт-певец, автор-исполнитель произведений. рыцарской лирики XII-XIVвв. - т. н. миннезанга. Песни М., обычно строфические или в форме бар, исполнялись в сопровождении струнных. Инструментов. Расцвет миннезанга относится к XII-XIII вв.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4421.html (определение)

http://gru.ucoz.ru/forum/53-493-1 (изображение)

Многоголосие-принцип изложения в музыке, устанавливающий зависимость звуков как в последовательности, так и в одновременности. В отличие от одноголосия М. образуется сочетанием двух или нескольких голосов . Объёмность, многомерность звучания (горизонтальное измерение отд. голосов координируется по вертикали) составляет важное эстетическое качество многоголосовой музыки. Голоса при М. соотносятся неодинаково.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4463.html

Монодия- В XVI - нач. XVII вв. в Италии  - новый тип М. (как подражание античной) в виде сольного лирического пения в сопровождении инструмента . Жанры М. - ария и сольный мадригал, речитатив в опере. в др.-греческой музыке - сольное пение, а также пение солиста в сопровождении инструмента (лиры, кифары).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4510.html

Монокорд-1) общее обозначение однострунного инструмента. 2) Музыкальный инструмент - акустический прибор, распространённый в Древней Греции и Риме в Зап. Европе в эпоху средневековья и позднее вплоть до 19 в. Состоял из продолговатого (900-1200 мм) деревянного корпуса (планки), вдоль которого сверху натягивалась одна струна (в ср. века иногда 2 или несколько струн, настроенных в унисон или в разные интервалы), ограниченная с обоих концов фиксированными подставками (или порожками). Звук извлекался щипком или ударом (молоточками). Высота звука менялась при передвижении нефиксированной подставки. Использовался главным образом при обучении пению и теории музыки.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4513.html

Мотет-род вокальной или вокально-инструментальной музыки. Исток М. – в средневековой  практике тропирования (применение слова в переносном смысле)Ранние формы М. (кон.XII  в.) возникли в результате подтекстовки (латинской, позже французской) парафразирующей слова тенора. В теноре звучал литургический напев с литургическим текстом; с XIII в. в М. проникают светские (песенные и танцевальные) мелодии и тексты. Важнейшее отличие М. от других родов, "musica mensurata" – многотекстовость.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4553.html

Невмы- 1)мелизматические украшения григорианского пения, в особенности в конце антифонов, аллилуй и пр.

2) Нотное письмо начала средних веков, которым нотировался григорианский антифонар, и вообще все католическое церковное пение. Происхождение невм неизвестно, но по всей вероятности ведет начало свое от греков или римлян (Nota romana). Древнейший, дошедший до нас, вид невм (VIII-XI веков) имеет по виду удивительное сходство с нынешним стенографическим письмом.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/n/4728.html

Нотоносец- набор параллельных горизонтальных линий (нотных линеек), на которых и между которыми, записываются ноты. Нотный стан состоит, как правило, из пяти линеек, однако применяются также нотоносцы из одной (нотоносец-«нитка»), четырёх, шести и другого количества линеек, бывают даже нотоносцы без линеек (используется, например, в хоровом пении для обозначения партий «хлопки в ладоши», «щелчки пальцами», «топ ногой»).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Нотный_стан

Одноголосие- принцип изложения в музыке, ограничивающийся одной мелодичной линией и противоположный многоголосию.; скрытое в О. многоголосие может иметь черты полифонического или гомофонно-гармонического склада. О. распространено в народной музыке. С периода О. начинаются все профессиональные музыкальные. культуры (григорианское пение); некоторые из них исчерпывают себя в высокоразвитом О. В классической европейской музыке О. применяется в сольных произведениях для струнных, духовых инструментов, в традиционных вокальных жанрах.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/o/4906.html

Орган-Этот клавишно-педальный инструмент с набором нескольких десятков труб (регистров), приводимых в звучание нагнетаемым мехами воздухом, ассоциируется в настоящее время только с большими стационарными органами — церковными и концертными (рис. 14). Однако в средние века, пожалуй, большее распространение имел другой тип этого инструмента — ручной орган (orgue de main). На Западе же эти инструменты появились лишь в VIII в., да и то в качестве подарков, преподнесенных западным монархам от византийских императоров (Константин V Копроним отправил такой орган в подарок Пепину Короткому, а Курополат Константин — Карлу Великому и Людовику Доброму). Изображения ручных органов появляются во Франции только в X в.. Сам же инструмент обычно находится на груди или на животе у музыканта, В течение XIII—XIV вв, ручные органы практически не претерпели изменений, однако число труб могло варьироваться. Только в XV в, в ручных органах появляется второй ряд труб и двойная клавиатура (четыре регистра). Трубы всегда были металлические. Ручной орган немецкой работы XV в. имеется в мюнхенской пинотеке (рис. 15).

рис.14

Рис.15

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Органум-(лат. organum, от греч. - орудие, инструмент) -наименование ранних видов европейского многоголосия. Основные  виды: параллельный (IX-X вв.,);свободный (сер.XII  вв.) ;мелизматический (XII в.,); метризованный (кон. XII- 1-я пол. XIII вв);

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/o/4964.html

Офферторий-песнопение мессы (проприя), исполняемое во время приношения даров Наиболее раннее свидетельство о пении О. принадлежит Августину. По респонсориальному строению О. близок интроиту: антифон (antiphonae ad offertorium) чередуется со стихами (versus) псалма.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/o/5019.html

Песнь библейская-Песнь библейская (canticum, на профессиональном жаргоне — кантик) у католиков латинского обряда — богослужебный библейский текст, структурно и семантически подобный псалмам, но взятый не из Псалтири. В католическом богослужении молитва распевается на стандартный псалмовый тон с обрамляющим её антифоном в оффиции (службе часов); новозаветные кантики звучат в кульминационные моменты служб.

http://ru.wikipedia.org/wiki /Песнь_библейская_(canticum)

Полифония – 1) вид многоголосия (многоголосного склада музыкального, отличного от гомофонно-гармонического), представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий. Характерны: равноправие голосов, текучесть и цезур, 2)"полифоническая. музыка". Классичесской П. не свойственны ни производный контраст (характерно непрерывное обновление образа, раскрывающее новые его стороны, но не приводящее к новому качеству), ни контраст сопоставления (в неоднотемных произв. темы представляют разные стороны одного сложного образа).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/p/5317.html

Псалмодия- пение псалмов, а также тип мелодии, характерный для псалмов и основанных на них церковных. песнопений. Ранние формы П. восходят к иудейскому богослужению. В древнейшем (респонсориальном) типе П. сольное интонирование стихов чередовалось с хоровым ответом, выполнявшим функцию рефрена. Антифонная П. - пение псалма поочерёдно двумя хорами. В римском богослужении, в отличие от византийского, мелодичная структура псалмовых тонов была канонизированной.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/p/5450.html

Псалтерион(psalterion) — струнный инструмент треугольной формы. В средние века форма инструмента меняется — на миниатюрах представлены и квадратные псалтерионы. Играющий держал его у себя на коленях и перебирал пальцами или плектром двадцать одну струну (диапазон инструмента — три октавы) . Миниатюра из рукописи Герарды Ландсбергской в Страсбургской библиотеке изображает библейского царя, играющего на своем детище (рис. 38). В средневековой французской литературе псалтерионы начинают упоминаться с начала XII в., форма инструментов могла быть самой разной (рис. 39 и 40), играли на них не только менестрели, но и женщины — благородные дамы и их свита. К XIV в. псалтерион постепенно сходит со сцены, уступая место клавесину.

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Респонсорий (позднелат. responsorium, от лат. responsum - ответ) - песнопение католического обихода, при исполнении которого чередуются пение солиста (кантора) и хоровой рефрен. Респонсорная псалмодия восходит к древне-иудейскому богослужению (строфы псалма- солист; краткий рефрен, часто возглас "аллилуйя" . Обычное место Р. в службе - после чтений в мессе и оффиции. В григорианском пении различают краткие P. (responsorium breve) для малых дневных часов, большие P. (responsorium prolixum) для 3 ночных часов (по 3-4 Р. в каждый час).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5641.html

Рефрен(франц. refrain - припев) - в формах рондо  и в рондо-сонате повторяющийся раздел с основной темой. В музыкально-поэтических формах XIII-XV вв. (балладе, виреле, рондо) Р. означал точно повторяемые стихи текста, сопровождавшиеся одинаковой музыкой. Подобный смысл Р. как припева известен с древности (антифон, респонсорий) и сохранился поныне.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5644.html

Речитатив(итал. recitative, от recitare - декламировать) - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи. В Р. сохраняются фиксированный музыкальный строй и регулярная ритмика, поэтому близость пения речи в нём условна. Основные интонации Р. являются музыкальной аналогией наиболее характерных и устойчивых речевых интонаций (вопрос, восклицание, обращение и т. п.). Р. не свойственны повторность, симметрия. Возник в нач. XVIII в. в связи с рождением оперы и близких ей монодических жанров.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5645.html

Ритурнель(франц. ritoumelle, итал. ritornello, от ritorno - возвращение) - 1) инстр. тема, служащая вступлением к песне или арии. Р. может повторяться между разделами, а также завершать произв. . 2) Раздел подвижного характера, противопоставленный более напевной музыке как своего рода моторное дополнение. 3) В танц. музыке вступит/ отыгрыш, который может быть повторен в конце.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5684.html

Рог(Corne)- Все эти духовые инструменты, включая большой рог олифант, мало отличаются друг от друга по конструкции и употреблению. Делали их из дерева, вываренной кожи, слоновой кости, рога и металла. Носили обычно на поясе. Диапазон звучания рогов не широк, однако охотники XIV в. играли на них незамысловатые мелодии, составленные из определенных сигналов. Охотничьи рога, как мы уже говорили, носились сначала у пояса, потом, до XVI в., — на перевязи через плечо, подобная подвеска часто встречается на изображениях, в частности в «Книге об  охоте Гастон Феба» (рис. 8).

олифант (alifant) — огромный рог с металлическими кольцами, сделанными специально, чтобы олифант можно было подвешивать к правому боку его владельца. Делали олифанты из бивней слона. Использовали на охоте и во время военных действий для подачи сигнала о приближении врага. Отличительной чертой олифанта является то, что принадлежать он мог только владетельному сеньору, в подчинении которого находятся бароны. Почетный характер данного музыкального инструмента подтверждается скульптурой XII в. из церкви аббатства в Вазеле, где с олифантом на боку изображен ангел, возвещающий Рождество Спасителя (рис. 13).

Рис.13

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм)

Рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond - круг), - музыкальная форма, в которой неоднократные (3 и более) проведения главной темы - рефрена - чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Песенно-танцевальное происхождение Р. сказывается в относительной простоте музыкального материала и жанровости тематизма. Старинное, или куплетное, Р. франц. клавесинистов многоцветно  и малоконтрастно.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5750.html

Рулада-(франц. roulade, от rouler - катать взад и вперёд) - в пении быстрый нисходящий или восходящий пассаж, гаммообразный (диатонич. или хроматический) или построенный на арпеджио. Р. обычно исходит от акцентированного выдержанного звука.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5801.html

Рюбер-(rubère) — струнный смычковый инструмент. По форме похожий на лютню, рюбер имеет только одну струну, натянутую на «коньке» (рис. 29), таким он изображен на миниатюре в рукописи из аббатства св. Власия (IX в.). По свидетельству Жерома Моравского, в XII — XIII вв. рюбер — уже двухструнный инструмент, он используется в ансамблевой игре, причем всегда ведет «нижнюю» басовую партию.

рис.29

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Сифония(chifonie) — западный вариант русской колесной арфы. Однако, кроме колеса с деревянной щеточкой, которая при вращении ручки касается трех прямо натянутых струн, сифония снабжена еще клавишами, которые также регулируют ее звучание, Клавиш на сифонии семь, и расположены они на конце, противоположном тому, на котором вращается колесо. Играли на сифонии обычно два человека. Прорисовка со скульптуры на капители одной из колонн в Бошвиле (XII в.) демонстрирует подобный способ игры (рис. 41). Наибольшее распространение сифония получила в XI—XII вв. В XV в. популярна была малая сифония, на которой играл один музыкант. В рукописи «Роман о Жераре де Невере и прекрасной Ариане» из Национальной библиотеки Парижа есть миниатюра, изображающая главного героя, переодетого менестрелем, с подобным инструментом на боку (рис. 42).

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php  (из. и терм.)

Секвенция (ср.-век. лат. sequentia, от лат. sequor - иду вслед, следую) - жанр ср.-век. монодии, первоначально троп аллилуйи, впоследствии самостоятельное. песнопение григорианского обихода .Развивалась также и светская С. на латинском. Языке . с инструментальным сопровождением. Возникла в связи с практикой подтекстовки юбиляций на последнем слоге аллилуйи (в некоторых источниках подтекстоваи весь напев аллилуйи).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/s/6013.html

Скальд (исл. skald - поэт, певец) - норвежские и исландские поэты IX-XIII вв. Творчество С. мало изучено; оно существовало в устной традиции, сохранились лишь фрагменты их поэтических произведений, отличающиеся вычурностью, сложностью стиха. С. сочиняли песни, возможно, на собственные мелодии, чаще без сопровождения или аккомпанируя себе на струнных щипковых инструментах.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/s/6147.html

Скоморох-  странствующие актёры, музыканты XI-XVII вв. Выступали на улицах, площадях как певцы (иногда авторы текста и музыки) с исполнением эпических., сатирических., пародийных песен-сказов, как исполнители на музыкальных. инструментах. как потешники-острословы, а также дрессировщики и акробаты. Выходцы из народной. среды, С. были носителями нар. антифеодальных традиций; жизнеутверждающее искусство С. противостояло средневековой официальной церковно-аскетической культуре, что вызывало гонения на них.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/s/6160.html

Стихира (греч. - ряд, строка, стих) - жанр византийской и древнерусской гимнографии. С. возникла из хоровых припевов, сопровождавших сольное исполнение псалмовых стихов (до XI в. наз. тропарём). С. подчиняются системе осмогласия. С. с пометой "самоподобен" означает, что она имеет оригинальный напев, который может использоваться и для пения других С.; помета "самогласен" означает оригинальный напев только для данной С. Входили в певч. Стихирарь и др. книги (Праздники, Триодь постная и цветная, Октоих).

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/s/6369.html

Тропарь (позднегреч. уменьшит. от греч. - троп) - жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое однострофное песнопение в честь святого либо празднуемого события. Первоначально Т. назывались краткие припевы к определенным стихам литургических песнопений (псалмов, гимнов). Постепенно Т. стал самостоятельным музыкально-поэтическим жанром.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/t/6713.html

Труба- Трубы были представлены собственно трубой (trompe) и изогнутыми трубами длиной более метра — бюзинами (busine). Изготавливались бюзины из дерева, вываренной кожи, но чаще всего из латуни, как это видно на миниатюре из рукописи XIII в. (рис. 9).Труба была исключительно военным музыкальным инструментом. Она служила для поднятия в войске боевого духа, для сбора войск. По размеру труба меньше бюзины и представляет собой металлическую трубу (прямую или несколько раз изогнутую) с раструбом на конце. Сам термин появился к концу XV в., но инструмент подобного типа (прямые трубы) использовались в армии уже с XIII в. К концу XIV в. форма трубы меняется (тело ее изгибается), а сама труба обязательно украшается вымпелом с гербом  (рис. 7). Особый вид трубы — серпент (serpent) — послужил прототипом для многих современных духовых инструментов.

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм)

Трубадур (франц. troubadour, от провансальского trobar - находить, слагать стихи) - провансальский поэт-певец XI - нач. XIV вв. Т. принадлежали. к высшей знати В светских по происхождению и содержанию стихах, изысканных, усложнённых по образам и форме (строго регламентированной), Т. воспевали рыцарскую куртуазную любовь, земные радости, героику крестовых походов и др. Т. - первые представители искусства, не связанные с церковной музыкальной культурой, владевшие музыкальной грамотой. Мелодии песен близки народным; Т. часто был одновременно автором музыки и текста, а также исполнителем своих произв. Иногда он нанимал менестреля для сопровождения своему пению или поручал их исполнение жонглёру.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/t/6719.html

Трувер (франц. trouvire, от trouver - находить, придумывать, сочинять) - французский средневековый придворный певец-поэт (XII-XIII вв.). Часто автор слов и музыки, некоторые создавали произведения на заказ. Творчество Т. сложилось под влиянием поэзии трубадуров, но было более демократичным, в то же время более рассудочным, отличалось близостью к фольклору (в период расцвета). Сохранилось ок. 2000 поэтических текстов песен.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/t/6721.html

Флейта -деревянный духовой инструмент. Состоит из головки (верх. часть) с подвижной (для регулирования строя) пробкой и дульцем и 2 основных. колен с пальцевыми отверстиями и клапанами. Наиболее древние флейты были найдены на территории Франции в галло-романском культурном слое (I—II вв. н. э,). В большинстве своем они костяные. До XIII в. флейта обычно двойная, как на миниатюре из рукописи X в. из Национальной библиотеки Парижа (рис. 3), причем трубки могут быть как одинаковой, так и разной длины. Количество отверстий на стволе флейты, возможно, варьировалось (от четырех до шести, семи). Играли на флейтах обычно менестрели, жонглеры, причем зачастую их игра предваряла появление торжественной процессии или какого-нибудь высокопоставленного лица.

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм)

Фольклор(Народная музыка)- инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов, скотоводов-кочевников, пастухов и земледельцев до сельского и городского трудящегося населения, рабочих, воинской и студенческой демократической среды, промышленного пролетариата). Н. м. - неотъемлемая часть народного художественного творчества.(фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемого лишь исполнительными традициями. Традиционность - определяющий признак.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/n/4695.html

Фроттола (итал. frottola - нар. песенка, выдумка, шутка, болтовня; от frotta - толпа, гурьба) - жанр итальянской светской песни народного происхождения ,популярный в кон. XV-XVI вв. Название получил от соответствующей поэтической формы, состоящей из 4-строчной репризы.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/f/7037.html

Фретель-Это многоствольная флейта, состоящая из набора трубок (камышовых, тростниковых или деревянных) разной длины, с одним открытым и другим закрытым концом. Фретель часто упоминается наряду с другими видами флейт в романах XI—XII вв. Однако уже в XIV в. о фретеле говорят только как о музыкальном инструменте, на котором играют на деревенских праздниках, он становится инструментом простонародным. Подобный инструмент можно увидеть на миниатюре из рукописи XI в. в Национальной библиотеке Парижа (рис. I).

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Хорал (нем. Choral, ср. -век. лат. cantus choralis - хор. песнопение) - 1) традиционное (канонизированное) одноголосое песнопение, исполнявшееся в западно-христианской церкви и являвшееся частью богослужения. X., сформировавшийся в римско-католической церкви, назывался григорианским. Став предметом разнообразных обработок . X. составлял тематическую и конструктивную основу произведений профессионального музыкального искусства вплоть до эпохи классицизма. 2) Вокальная многоголосая (хоровая) обработка X. -песнопения, имеющая аккордово-гармонический склад.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/h/7188.html

Хоро(Хорум)-разновидность волынки. По описанию, встречающемуся в рукописи из аббатства св. Власия (IX в.), это духовой инструмент с трубкой для подачи воздуха и дудой, причем и та и другая трубки расположены в одной плоскости (они как бы являются продолжением друг друга). В средней части хоро находится резервуар для воздуха, из выделанной кожи, причем совершенной сферической формы. Поскольку кожа «мешка» начинала вибрировать, когда музыкант дул в хоро, звук получался несколько дребезжащий и резкий (рис. 6).

рис.6

http://www.redov.ru/istorija/zhizn_i_razvlechenija_a_srednie_veka/p6.php (из. и терм.)

Шпильман- (нем. Spielmann, от spielen - играть и Mann - человек) – средневековый странствующий актёр и музыкант в немецкоязычных странах. То же, что жонглёр во Франции, скоморох и Др. Руси. Ш. исполняли собств. песни при дворах феодалов, а также на ярмарках, сельских и городских празднествах; их творчество носило демократический характер. В XIII - XIV вв. Ш. осели в городах, вошли в певчие цехи и гильдии, которые сохранялись до XVIII в.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/q/7602.html

Юбиляция(от лат. jubilatio - ликование) - вокализ в конце аллилуйи, мелизматически распевающий последний слог этого слова (allelu-ja). От обычных мелизмов Ю. отличается продолжительностью и мелодичной развитостью. Юбиляционная практика восходит к IV в.

http://www.music-dic.ru/html-music-keld/7/7786.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51101. Статистичне вивчення динаміки. Аналіз інтенсивності динаміки. Аналіз тенденцій розвитку 70.07 KB
  На основі даних про кількість організацій що виконували наукові дослідження та розробки за період 19962010 рр провести розрахунки за ланцюговим та базисним методами абсолютних приростів коефіцієнтів росту темпів приросту;а також абсолютне значення одного відсотку приросту; середній абсолютний приріст середній коефіцієнт росту середній темп приросту та середній рівень ряду. Він дорівнює різниці двох порівнюваних рівнів і виражає абсолютну швидкість росту.1 Коефіцієнт росту – це показник інтенсивності зміни рівнів ряду показує у...